Учитель. Красота нравится сразу, ее легче полюбить, красота вызывает в человеке радость. Почему же это происходит? Кто может ответить? (Ответы.) Мы говорили с вами, что символом любви является сердце, именно сердце чувствует красоту, именно сердце является средоточием всех чувств человека, а любовь является царицей всех чувств. Не могло бы сердце сразу чувствовать красоту, если бы в нем не были изначально заложены любовь и устремление к красоте. В нашем физическом сердце есть невидимое сердце, которое еще называют душой, в ней с самого рождения каждого человека заложены частичка красоты. Эта частичка красоты подобно магниту стремится притянуть к себе красоту, именно поэтому человеку нравится красивое, и он стремится к нему. (Показать, как к магниту притягиваются металлические предметы.) Именно из-за этой частички все красивое нас радует, а все некрасивое печалит и быстро портит настроение. Давайте поиграем с вами в игру. Я буду вам называть какое-то действие, а вы, если считаете его некрасивым, будете приседать, если красивым - встаете и поднимаете руки вверх.
1. Сажать цветы.
2. Срывать цветы.
3. Строить.
4. Разрушать.
5. Отнять игрушку.
6. Вернуть игрушку.
7. Драться.
8. Дружить.
Несмотря на то что в каждом сердце заложена частица красоты и любви, человеческие сердца называют по-разному: горячее сердце, пламенное сердце, холодное сердце, ледяное, каменное, жестокое, сострадательное, милосердное... Все эти определения сердца говорят о разном состоянии души человека, поэтому одних людей называют душевными, а других бездушными. Как вы считаете, какое сердце должно быть у душевного человека?
Дети. Горячее, пламенное, милосердное...
Учитель. А какое у бездушного?
Дети. Холодное, каменное, ледяное, жестокое...
Учитель. А как вы думаете, почему одно сердце становится пламенным, а другое ледяным, почему один человек становится душевным, а другой бездушным? (Ответы.) Давайте построим с вами лесенки, которые могут привести к душевности или бездушию. (Нарисовать восходящую лестницу от сердца к душевности, объясняя каждую ступеньку.)
ДУШЕВНОСТЬ (душа растет, нарисовать большую эмблему сердца).
ОГОНЬ (в сердце зажигает жизненная энергия любви).
↑
ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ (ее приносит чувство радости).
↑
РАДОСТЬ (красота наполняет человека радостью).
↑
УСТРЕМЛЕНИЕ (любовь устремляет человека к красоте).
↑
ЛЮБОВЬ (проявление красоты в жизни вызвала из человеческого сердца любовь к красоте).
↑
КРАСОТА (человек увидел красоту).
↑
СЕРДЦЕ (нарисовать среднюю по размеру эмблему сердца)
Учитель. Вот так человек, ступенька за ступенькой, преодолевает путь развития и улучшения своей души. На последней ступеньке мы нарисовали с вами большое сердце, и не зря, ведь человека с красивой и любящей душой называют человеком с большим сердцем. А что происходит с тем, кто доводит себя до бездушия? (Лесенка на одну ступеньку поднимается, а потом спускается вниз.)
КРАСОТА (безразличие не вызвало из сердца любовь)
↑
СЕРДЦЕ (эмблема среднего сердца)
↓
БЕЗРАЗЛИЧИЕ
(прошел мимо, не проявил стремления и интереса к красоте)
↓
ОПУСТОШЕНИЕ
(сердце не наполнилось радостью)
↓
ОСЛАБЛЕНИЕ
(человек не получил дополнительную жизненную энергию)
↓
ОХЛАЖДЕНИЕ
(как без дров огонь в печке потухает, так и сердце без подпитки красотой, любовью и радостью остывает)
↓
БЕЗДУШИЕ (душа сжимается, нарисовать маленькое сердце)
Учитель. Сердце попыталось направить человека к красоте, дало ему сигнал «Вот красота», но человек не проявил желания и стремления к красоте, а в результате душа его стала беднее, стала охладевать и сжиматься. Представьте, идут два мальчика из школы. Смотрят, стоит женщина и подкармливает голодных голубей. Один мальчик полез в портфель за печеньем, и тоже стал кормить птиц. А второй мальчик побежал прямо на голубей и разогнал птиц. Объясните, пожалуйста, что произошло с первым мальчиком и что со вторым? (Ответы.) В первом случае красивый поступок женщины зажег доброе сердце мальчика, и он тоже захотел поступить красиво. У второго мальчика, было холодное сердце, и даже красота не смогла сразу отогреть его. Именно горячее сердце, чувствующее и отзывающееся (которое отвечает) на красоту, может зажечься красотой и устремить человека к прекрасным делам, а человек с холодным сердцем почти не замечает красоты, поэтому и не умеет творить красоту. Давайте вместе произнесем слово «без-души-е», у нас получилось «без души», а это значит, что в человеческом сердце нет ни красоты, ни любви, ни радости, ни добра, ни огня, ибо они иссякли. Бездушного человека в народе так и называют «пустой человек». Нет ничего страшнее бездушного человека, потому что он может сеять только вражду и ненависть. Русская пословица «Как нет души, гак что хошь пиши» говорит о том, что очень тяжело пробиться к сердцу бездушного человека и зажечь в нем огонь любви и красоты. Знайте, дети, как печь нуждается в постоянном добавлении топлива, чтобы гореть и согревать людей своим теплом (для русской печи нужны дрова, для газовой печки - газ), так и душа человека требует постоянно своего топлива, чтобы пламенеть и согревать как самого человека, так и тех людей, кто с ним общается. Что же это за топливо?
Дети. Красота, радость, любовь.
Учитель. Наполняется душа красотой, радостью и любовью, и в ней все меньше и меньше будет оставаться места плохому и гадкому. Именно так человек постепенно улучшается и развивается. Именно труд и красивые дела говорят о том, что человек горяч и пламенен сердцем. Вы помните, что мальчику с горячим сердцем не только понравился красивый поступок женщины, но и сам он поступил красиво, отдав голубям свое печенье. А что сделал мальчик с холодным сердцем?
Дети. Разогнал голубей.
Учитель. Но если есть горячее сердце и холодное, то, наверное, есть и теплое, правда ведь? Как чай. Когда в чашку налили кипяток, то он горячий, пройдет немного времени, он становится теплым, а если долго постоит, то станет холодным. Как вы думаете, что сделал бы мальчик с теплым сердцем, который бы подошел к женщине, кормящей голубей? (Ответы.) Мальчику понравился поступок женщины, но самому красиво поступить не захотелось, и свое печенье он попозже съел бы сам.
Значит, есть люди:
1. С горячим сердцем, они готовы не только любоваться, но и создавать красоту; такие люди постоянно улучшают себя, стремясь к красоте.
2. С теплым сердцем, они способны чувствовать красоту и любоваться ею, но не хотят улучшаться сами и создавать красоту.
3. С холодным сердцем, они почти не замечают красоту и готовы ее разрушить.
Очень давно жил в Китае мудрец. Звали его Конфуций. Когда к нему обращались люди с вопросом: «Что нужно сделать, чтобы стать хорошим и достойным человеком?», - великий мудрец всегда говорил одни и те же слова: «Каждый может стать благородным человеком. Нужно только решиться им стать». Давайте с вами запомним эти мудрые слова, они нам пригодятся в жизни не раз.
Рассказ о горячем и холодном сердце
Шли по узенькой горной тропинке два путника: один с горячим сердцем, а другой с холодным. Шли они в далекие страны и хотели найти человеческое счастье.
- Посмотри, какие вокруг нас величественные и прекрасные горы, - сказал человек с горячим сердцем.
- Ничего особенного, просто кучи огромных камней, - ответил человек с холодным сердцем.
- Посмотри, какой нежный цветочек выглядывает из трещины в камне, как трудно ему, наверное, расти здесь без земли, - сказал человек с горячим сердцем.
- Ха, нашел красоту. Что я, цветов дома не видел? - сказал человек с холодным сердцем.
Пошли они по горам дальше и увидели горное озеро. Человек с горячим сердцем восторженно воскликнул:
- Какое оно прозрачное, голубое и тихое, такое тихое, что белые снежные вершины гор в нем отражаются, как в зеркале. А тебе нравится? - спросил он попутчика.
- Ничего особенного, - ответил человек с холодным сердцем, - просто огромная лужа воды. А снег я и в прошлом году видел.
- Но, может быть, ты чувствуешь, какой здесь чистый, прохладный и свежий воздух, который хочется вдыхать всей грудью? - спросил человек с горячим сердцем.
- Ну вот еще, придумал. Воздух везде одинаковый, что в городе, что в лесу, что в горах, - возразил человек с холодным сердцем.
Так долго шли по лесам и горам человек с горячим и человек с холодным сердцем в поисках счастья и красоты, пока не повстречалась им пещера, в которой жил мудрый и добрый старик-отшельник. Старик жил вдалеке от людей и был очень беден, но радушно принял гостей и пригласил их обедать к столу. Но на столе стоял лишь кувшин с прохладной родниковой водой и лежал свежевыпеченный теплый хлеб. Человек с горячим сердцем, сев за стол, с радостью вдохнул запах хлеба, удивился чистоте и необычайному вкусу воды и поблагодарил старика за скромную еду, а человек с холодным сердцем, поморщившись, попробовал хлеб с водой и остался едой недоволен. После обеда старик узнал у путников, что они ищут счастье, и сказал им обоим: «Один из вас уже давно нашел счастье, а другому еще долго предстоит свое счастье искать. Ключ к счастью в наших сердцах. Счастлив тот, чье горячее открытое сердце легко чувствует красоту и радостно отзывается на нее. Но тому, кто не замечает красоту вокруг себя, кто не дает своему сердцу радоваться красоте, тому очень тяжело найти счастье в жизни. Счастье старается обойти стороной тех, кто сердцем холоден».
Так узнали человек с горячим и человек с холодным сердцем, что счастье не за горами, не в богатствах и королевских дворцах спрятано, а внутри каждого человека находится. Но найти его можно, лишь имея в груди горячее сердце, радующееся красоте.
Вопросы к тексту
1. Почему старик сказал человеку с горячим сердцем, что он уже давно нашел счастье? (Он умел радоваться красоте.)
2. Хотели бы вы так же, как человек с горячим сердцем, восторженно чувствовать красоту природы?
3. Кто из двух путников имел больше радости в жизни, почему?
Красивая лягушка и безобразный пес
Вы уже узнали название этой сказки, но не удивляйтесь. Так может случиться в жизни: скользкая лягушка может оказаться красивой, а пушистая умная собака - безобразной. Ведь настоящая красота не снаружи, а внутри сердца спрятана.
Как-то раз охотничий Пес бежал вдоль берега и искал упавшую Утку, которую подстрелили его хозяин. Пес обнюхал воздух, кусты и траву в поисках раненой Утки и неожиданно наскочил на Лягушку, сидящую в зарослях камыша.
- Лягушка, ты нигде здесь не видела раненой Утки? - спросил Пес.
Лягушка видела раненую Утку. Она знала, что у Утки осталось семеро маленьких утят, и потому подсказала ей одно укромное место, где можно временно спрятаться от охотника и его Пса. Но Лягушка ничего не ответила, а продолжала молчать.
- Так ты что, вздумала молчать, когда тебя спрашивают? - рассерженно зарычал Пес.
Лягушка на всякий случай прыгнула в воду подальше от Пса и сказала, что искать раненую Утку, чтобы ее загрызть, очень плохой и жестокий поступок для сытого охотничьего Пса, которого всегда кормит дома хозяин. Удивился Пес храбрости лягушечьей, но злиться не перестал:
- Пока хозяин меня кормит, я должен делать любую работу, даже плохую и злую. Иначе я окажусь на улице и стану бездомным.
- Ах, так, значит, ты думаешь только о себе, - разочарованно сказала Лягушка. - А я-то думала, что бы так любишь своего хозяина, что готов ради него на все.
- Кто меня кормит, тому я и служу, - рявкнул Пес, а разбираться в том, плохо я поступаю или хорошо, я не собираюсь.
- А я, - сказала Лягушка, - никогда не служила тому, кто предлагает мне поступать плохо, даже если бы мне за это давали каждый день по тысяче вкусных комаров
- За комаров я и сам бы не служил, а вот за кусочек колбасы или сосиски готов любому горло перегрызть.
- Очень жалко, что жизнь любого ты оцениваешь в кусочек сосиски. Мне больше не о чем с тобою говорить, - с горечью сказала Лягушка. Она нырнула в озеро и скрылась.
Очень скоро охотничий Пес оказался на улице и стал кормиться на помойке. Его хозяин уезжал надолго в далекую страну, где платили много денег. А из-за лишнего рубля хозяин, так же, как и его Пес, готов был поступить, как угодно, даже некрасиво.
Вопросы к тексту:
1. Можно ли сказать, что мысли, слова и поступок Лягушки были красивыми? Почему? (Помощь, забота, принесенная польза всегда красивы.)
2. Можно ли сказать, что слова и мысли Пса были безобразны? (Убийство, вред, служение плохому безобразны.)
3. Если бы вам предложили игрушки, вы стали бы поступать некрасиво и делать кому-нибудь плохо?
4. Чем человек чувствует красоту и безобразие? (Душой, сердцем.)
Классный час для начальной школы. Наши древние предки
Открытый классный час в начальной школе по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Классный час во 2 классе на тему: Дымковская игрушка
Классный час в начальной школе. День работников газовой промышленности
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Нет комментариев. Ваш будет первым!