Учитель. В мире существует огромное разнообразие форм жизни. Давайте возьмем для примера нашу домашнюю кошку и ее ближайших родственников. Существует много пород самой кошки: обыкновенная, сибирская, персидская, сиамская и много других, а если мы начнем перечислять всех ее родственников, нам не хватит урока. Вот только некоторые из них: лев, тигр, леопард, ягуар, рысь, гепард и другие. (Иллюстрации.) Как видите, семейство животных - кошки - одно, а как разнообразно, видов кошек огромное множество и обитают они в разных условиях. Где живут наши ласковые кошечки?
Дети. Рядом с человеком.
Учитель. А лев? А тигр, гепард или рысь? (Видеозапись или иллюстрации.) Лев живет в Африке, в жаркой саванне, тигр живет в Индии в джунглях и в России на Дальнем Востоке, гепард - в пустыне, рысь - в тайге.
Мы знаем очень много насекомых (мухи, пчелы, осы, множество разных мошек), огромное количество птиц, рыб, грызунов (мыши, крысы, суслики, хомяки...) и других животных. Одни из них живут в земле, в норах, другие в воде, третьи в воздухе. Большинству животных нужен воздух для дыхания, как и нам, но есть такие организмы, которым воздух для жизни как раз и не нужен (некоторые бактерии). Одни живут в тепле, например обезьяны, другим нужен холод, например белым медведям. Одни живут в лесу (дети приводят примеры), другие в пустыне или в горах. Точно так же и растения. Одни живут только в воде - водоросли, другие только в степи, третьи только в лесу. Одним растениям необходимо тепло, а другие даже зимой прекрасно себя чувствуют (ель, сосна). Так же и человек привыкает жить в определенных условиях. Все это говорит о том, что разным формам жизни нужны и разные условия жизни. Та среда, где обитает живое существо, где ему хорошо, комфортно живется, называется его средой обитания. Это тот мир, в котором живое существо только и может жить. Например, рыба живет в воде, а человек на суше. Вот и получается, что человек не может жить в воде, а рыба погибает на суше без воды. Мир или среда обитания зайца - это...
Дети. Лес.
Учитель. А дельфина?
Дети. Море.
Учитель. А человека?
Дети. Земля.
Учитель. Но у любого человека на Земле есть его любимое место, где он любит жить. Кто знает, как называется это место? (Ответы детей.) Это - Родина. Давайте произнесем это слово все вместе. Почему эго место так называется? Внимательно вслушайтесь в слова, которые я произнесу: Роди-на, род, родить, роди-тель, род-ственник, род-ной, род-ник, родин-ка, родничок и т. д. Вот и получается, что Родина для человека - это то место, где он родился, где живут его родители и родственники, это та природа, где человеку хорошо и приятно жить, которая как родник питает его своей силой. А как называется наша Родина?
Дети. Россия.
Учитель. Правильно. Наши предки называли нашу Родину Русь. Слово Русь означает светлый, чистый, что выражает саму суть русского народа, ведь он всегда стремился иметь светлые мысли и хотел чистым взглядом смотреть на мир. Наша Родина огромна (показать карту России и Россию па глобусе). Но не своими просторами в первую очередь гордится она, а людьми, которые создали великую русскую культуру, написали много замечательных книг, сделали много открытий и изобретений, первые полетели в космос. Русский человек всегда побеждал врага, который нападал на Россию, и никогда Россия не нападала на другие страны. Вы вправе и должны гордиться своей Родиной. Своей Родиной должен гордиться каждый человек на планете, даже если это маленькая страна, ведь это Его страна и Его Родина.
Россия огромна, но есть в ней у каждого своя малая родина - то место, город или деревня, где он родился. Это место называют еще и местом жительства, то есть то место, где человек живет. Местом нашего жительства является... Каждый из нас живет на конкретной улице, в своем доме, в своей квартире. Таким образом, средой обитания человека можно считать:
Место жительства
↓
Родина
↓
Планета
↓
Космос
Наш город (деревня) расположен в России, Россия - на планете Земля, Земля находится в Космосе. Поэтому правильным будет ответ на вопрос «Где ты живешь?», и когда вы назовете свой город и улицу, и если скажете «в России или на планете Земля», или скажете «я живу в Космосе». (Показать иллюстрации: дом на улице, березу как символ России, фотографию нашей планеты, сделанную из Космоса, сам Космос.) Как вы думаете, хорошо бы жилось человеку на планете одному, без животных и деревьев, без камней и цветов?
Дети. Плохо.
Учитель. Не просто плохо, но и невозможно. Человеку нужен воздух, который вырабатывают деревья, человеку нужна пища, поэтому он выращивает разные растения (пшеница, капуста, картофель...), рыб и животных (кур, коров, овец). Человек живет в окружении своих друзей-животных: собак, кошек, лошадей и т. д. Мы все: и человек, и животные, и растения, и минералы (камни) живем на планете Земля. Это наш дом, а в доме все должны жить дружно и помогать друг другу.
Открытый классный час в начальной школе по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Классный час во 2 классе на тему: Дымковская игрушка
Классный час для начальной школы. Наши древние предки
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Классный час в начальной школе. День работников газовой промышленности
Нет комментариев. Ваш будет первым!