Учитель. Сегодня мы поговорим с вами о великом искусстве балета, но сначала проведем небольшой эксперимент. Сейчас к доске выйдет наш исследователь, и, не говоря нам ни слова, будет о чем-то рассказывать. (Подготовить ребенка заранее.) Вот он нам показывает кулак, что это значит, какую мысль, он пытается нам передать?
Дети. Он нам угрожает.
Учитель. А как, по-вашему, можно истолковать то, что вы сейчас видите (исследователь положил две руки на сердце, а потом руки направил в сторону класса)?
Дети. Он нас любит.
(Примеры еще нескольких жестов: поднятый к верху палец - хорошо, вниз - плохо, опущенная голова - человеку плохо, высоко поднятая голова и поднятые вверх руки - устремление и т. д.)
Учитель. То, что нам демонстрировал исследователь, называется жесты. ЖЕСТ - это немой язык нашего тела, он служит для более яркого выражения мысли. Будучи более понятными, чем некоторые слова для представителей многих народов, жест становится средством общения между людьми разных национальностей. Очень точно сказал об этом один философ: «Как язык говорит уху, гак и жест говорит глазу» (Бэкон). Есть такой вид искусства, который использует этот символический язык жестов, называется он ТАНЕЦ. В танце средством создания образа и передачи информации служат движения и положения тела танцовщика, то есть его жесты. Этот вид искусства является древнейшим, если не самым древним. Танец - это еще и самый яркий выразитель народного творчества. Русский хоровод, украинский гопак, грузинская лезгинка - это танцы, которые являются визитной карточкой страны, родины этого танца. (Видеозапись.) Скажите, а без чего невозможно танцевать?
Дети. Без музыки.
Учитель. Совершенно верно, без музыки наше тело не хочет двигаться, но только мы слышим музыку, и наше тело само начинает двигаться в ритм музыке. Так вот БАЛЕТ - это тот вид искусства, где гармоничное единение танца и музыки достигает своего совершенства. Танец рассказывает содержание балета, он выражает идею и образы балета, а музыка вызывает в человеке чувства, которые соответствуют тому или иному движению и образу. Балет - это то искусство, которое может выразить через жест и музыку все мысли, чувства, настроения и действия, может раскрыть характеры действующих лиц. От любви до ненависти, от насмешки до страдания - все может выразить танцовщик или балерина. И чем выше мастерство балерины, тем понятнее нам ее язык. Если в «Лебедином озере», отрывок из которого мы с вами сегодня посмотрим, руки балерины превращаются в крылья, которые своими движениями о многом нам могут рассказать, то в другом балете «Жизель» именно руки балерины рассказывают о самой большой радости и самом большом горе в жизни человека. (Видеозапись отрывков из разных балетных постановок.) Чтобы балет принес радость людям от общения с красотой, он тоже должен стать единением единомышленников. Композитор пишет музыку, оркестр ее играет, балетмейстер ставит балет, то есть создает идею балета и его образы, танцовщики танцуют, художники создают красивые декорации, костюмеры шьют костюмы, и еще очень много людей помогают друг другу, чтобы вы, когда-то пришли в театр, увидели замечательное действо под названием БАЛЕТ. (Желательно организовать посещение театра или показать видеозапись балета.) Хочу заметить вам, что именно русский балет во всем мире признан классическим, то есть самым лучшим. Смысл русского балета точно отражают слова знаменитой балерины Галины Улановой: «Мы хотим не только танцевать, а говорить танцем». То есть танцовщик должен не просто каким-то образом двигать руками и ногами, он должен своим танцем передать какую-то мысль. Язык жестов, язык балета понимают в любой стране, поэтому балет еще называют межнациональным (интернациональным) искусством, у которого нет национальных барьеров речи. Это язык, который идет от сердца к сердцу.
Вы уже знаете, что свет рождает множество красок и все они разные, не похожие друг на друга, но вместе могут создавать красоту. Из звука рождается огромное множество музыкальных произведений, то есть звуки музыки тоже могут создавать красоту. Сейчас, когда мы произносим слово «искусство», то подразумеваем под ним разные его виды: живопись, скульптура, архитектура, музыка, балет. Будем еще говорить о таких видах искусства, как опера, литература, театр и другие. То есть в искусстве можно творить разными средствами: красками, звуками, жестами, словом. Как вы думаете, это хорошо или плохо, что существует много видов искусств, а не один, например, живопись, да еще, если использовать при этом краску только одного цвета? Что, по-вашему, лучше: разнообразие или однообразие?
Дети. Разнообразие лучше.
Учитель. В разнообразии как раз и заключена красота. Природа красива именно своим разнообразием. Никто не будет спорить, что гораздо красивее, когда вместе сочетаются лес и горы, река и зеленый луг с цветами. Красота заключена именно в непохожести и своеобразии людей. Многие люди говорят: «Он не такой, как я». Но ведь это и хорошо. Представьте на минуту, что все стали похожими друг на друга, все мальчики стали Колями, а девочки Ленами, или все стали похожи на кого-то из вас. Мысли и желания у всех одинаковые, все делают одно и то же. Ведь в том, что все люди не похожи друг на друга, что каждый по-своему красив и хорош, заключена красота многообразия, как внешнего вида, так и характера людей. Вот и красота разных видов искусств заключена в том, что они разные, одним людям нравится больше живопись, другим театр, третьим балет и т. д. Невозможно требовать от человека, чтобы он полюбил балет или живопись, если он их пока не понимает, человек должен выбрать то, что его интересует, к чему влечет его сердце, а потом, возможно, он поймет и другие виды искусства. Ведь каждое из них уникально и красиво, как уникален (не похож ни на кого) и каждый человек. И в этом тоже выражается красота. ЗАПОМНИТЕ: красота заключена как в разнообразии, гак и в уникальности людей, явлений природы, видов искусств. «Каждый хорош по-своему». Запишите это выражение в тетрадку мудрости.
Классный час в начальной школе. День работников газовой промышленности
Классный час для начальной школы. Наши древние предки
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Открытый классный час в начальной школе по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Нет комментариев. Ваш будет первым!