Классный час в начальной школе на тему: Опера

Конспект классного часа по эстетическому воспитанию для детей начальных классов

Учитель. Оперу и балет показывают зрителям в одном театре, который так и называется «Театр оперы и балета». Поскольку многие из вас еще не были в театре, я немного расскажу вам о том, что видит зритель, когда он входит в зрительный зал. Включите свое воображение и представьте зал, где находится много мягких кресел для зрителей; сцена, на которой проходит представление, закрыта занавесом. Перед сценой в углублении - место для оркестра, без которого не бывает ни оперы, ни балета. Вы заняли свое место. Огромный занавес еще не открыт, а зал наполняется звуками музыки. Музыка, которая звучит перед закрытым занавесом, называется увертюра, это вступление к опере. Увертюра как бы готовит слушателей к тому, что они услышат в опере, в ней обычно звучат основные мелодии оперы (увертюра к опере «Хованщина» М. П. Мусоргского.) Итак, увертюра настроила вас на определенный лад, и когда занавес, дрогнув, поплыл, вы сразу оказались в другом мире. Чудесные декорации помогают представить обстановку, в которой происходит действие оперы. Это может быть и старая, боярская Москва («Хованщина»), и морское дно («Садко»), и Древний Египет («Аида».) Если балет - это гармоничное единение жеста и музыки, то опера - это гармоничное единение актерской игры, пения и музыки. В опере артисты не разговаривают, а поют, именно песнями и ариями они передают зрителям свои чувства и переживания. В создании оперы участвует тоже огромное число людей. Это поэты, которые пишут тексты песен, композитор пишет музыку, которую исполняет оркестр, оперные исполнители - актеры - должны обладать очень красивым и сильным голосом, иначе даже очень хорошая опера не произведет на зрителя должного эффекта. Художники создают декорации и костюмы, а костюмеры их шьют, осветители, управляя светом ламп, помогают создавать таинственный мир сценического действа. Много замечательных опер создали прославленные композиторы. Сейчас мы послушаем отрывок из оперы русского композитора Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» (или видеозапись.) Впечатления от оперы у всех людей разные, точно так же, как от увиденной красоты. Один ее видит и чувствует, а другой не понимает. Как красота, так и любой вид искусства принесет радость только тому, кто хочет к ней приблизиться и старается почувствовать ее. Красота не может прийти к человеку сама, по если ваше сердце ее ищет и открывается ей навстречу, то она непременно наполнит душу человека. Если человек будет стремиться к искусству, то рано или поздно он научится его понимать, научится получать от него удовольствие, ведь искусство - это та сфера деятельности человека, которая предназначена для того, чтобы человек получал от нее радость и красоту, учился прекрасному у великих мастеров и сам учился создавать красоту. Красота искусства должна стать для вас тем магнитом, который будет притягивать ваши мысли, чтобы они наполнялись красотой и любовью. Скажите, когда у вас очень хорошее настроение, что вам хочется делать: стучать кулаком по столу или петь песни?

Дети. Петь песни.

Учитель. Ваше хорошее настроение означает, что сердце у вас в данный момент наполнено красотой, вот вы и поете, а если в сердце ненависть и злоба, вам хочется все крушить, а петь совсем не хочется. Если человека покидает красота - это самое большое несчастье для него. Но вернуть красоту в душу человек может только сам, и в этом ему может помочь именно искусство: живопись, красивая музыка, балет, опера и другие виды искусства. Стремление к искусству - это есть стремление к красоте, потому что МЕРА ИСКУССТВА ЕСТЬ КРАСОТА, потому что КРАСОТА - НАШ ЛУЧ ПОНИМАНИЯ. Давайте запишем в наши тетрадки эти мудрые правила. А кто посылает на землю свои лучи?

Дети. Солнце.

Учитель. Вы любите, когда светит солнце? Ваше настроение улучшается?

Дети. Да.

Учитель. Вы лучше можете рассмотреть красоту в темноте или при солнечном свете?

Дети. При солнечном свете.

Учитель. А можно назвать солнечный свет, солнечные лучи и само солнце красивым?

Дети. Можно.

Дополнительный литературный материал

Дети солнца

- Солнышко утреннее, как ты мне нравишься, как ты приятно всегда радуешь меня, - воскликнул Львенок, стоя утром на краю высокой скалы. Каждое утро он начинал разговор со своим другом, а Солнце умело его внимательно, не перебивая, слушать. Какая-то непонятная тихая радость разливалась в груди Львенка при встрече с Солнцем. Эта радость заставляла трепетать его сердце, и Львенок понимал, что эго, пожалуй, самые счастливые мгновения его жизни.

Радость, которую давало ему общение с Солнцем, была особенной, она пряталась где-то внутри груди, и с каждой мыслью приятно волнами растекалась по всему телу до самого кончика хвоста. Каждый раз Львенок хотел продлить эту радость и просил Солнышко задержать утро на целый день. Но как только утро превращалось в день, волшебные краски восхода растворялись, а Солнышко становилось обыкновенным и серьезным и принималось за свои вечные обязанности и работу.

- Что же такое происходит в моей груди по утрам, почему так радостно трепещет сердце? - часто спрашивал себя Львенок и не мог найти ответа.

- Солнышко, подскажи мне, пожалуйста, как же удержать в себе эту приятную внутреннюю радость от встречи с тобой. Как не растерять мне ее за целый день? - мысленно обращался Львенок к своему любимому другу.

И вот однажды Солнце послало ему из-за розово-лиловых облаков свой редкий луч красоты. Этот луч за одно мгновение достиг Львенка и ослепил его. Львенок крепко зажмурил глаза, а когда он их приоткрыл, то аж ахнул от удивления. Перед глазами, около самого его носа по травинке ползла необыкновенная гусеница, вокруг которой переливалась разными цветами радуга. Каждое мгновение эта радуга меняла свои цвета и разбрасывала вокруг разноцветные искры и острые лучики. Ничего подобного и более красивого в своей жизни Львенок не видел.

- Где же простая гусеница нашла себе радугу? - подумал он.

Но тут Львенок поднял глаза и даже подскочил от неожиданности, весь мир вокруг него был наполнен нежным радужным сиянием. Весь мир превратился в сплошную радугу. Каждое дерево, каждое облако, птицы и все живое светились многоцветным переливающимся светом и наполняли мир удивительными и неповторимыми красками.

- Какой красивый радужный сон, наверное, здесь и бабочки намного красивее, - подумал Львенок. - Вот бы посмотреть хотя бы на одну. И вдруг его желание исполнилось: на его нос села большая непередаваемо красивая бабочка.

Она, как и все вокруг, тоже оделась в радугу, а некоторые ее лучики чуть ли не касались глаз Львенка. Очень скоро Львенок выяснил, что в его особом радужном сне все может меняться с помощью одной только мысли. Стоило Львенку что-нибудь представить и о чем-нибудь подумать, как воображаемое, только еще более яркое и красивое, тут же появлялось перед его глазами. И тут он начал мечтать. Сперва он представил облака белыми конями, а когда поднял голову кверху, то увидел на небе скачущих коней. Бабочка на его носу превратилась в красивый цветок, который вдруг ожил и, взмахнув лепестками, взлетел в небо вместе с тысячами других цветов. Там в небе, среди скачущих радужных коней, цветы закружились в огромном вихре и с неба пошел снег из разноцветных лепестков. Под ногами быстро вырастал нежный, пышный и красочно переливающийся ковер из лепестков, в котором Львенок начал резвиться. А лепестки стали собираться в кучки и превращаться в цветочных львят. Эти львята прыгали на Львенка и, рассыпавшись, превращались в радужные волны цветочного моря. Но вдруг сон остановился. Волны цветов замерли на месте, скачущие по небу кони неподвижно застыли, Львенок вдруг услышал голос, идущий от Солнца.

- Если ты, Львенок, любишь меня, то сможешь полюбить и всех моих детей, которых я кормлю своим светом и укрываю теплом, - произнесло Солнце. - Все живое вокруг тебя рождено мною и живет моими каждодневными стараниями и заботами. Все в природе мои дети и твои братья, каждое красиво по- своему, и может долго дарить твоему сердцу радость. Внимательно и по-доброму смотри на все живое вокруг, и тогда ты научишься чувствовать невидимую радугу тепла и красоты, идущую от всех моих детей.

Радужный мир и его сияние исчезли гак же внезапно, как и появились. Львенок почувствовал, что это был не простой сон. Этот сон научил его радоваться не только Солнцу, но и всему живому вокруг. Теперь он по-новому, с любовью и нежностью, стал смотреть на каждый цветок, на каждую бабочку, на каждую птицу. Ведь он знал, что все вокруг него - это дети Солнца и могут тоже радовать своей красотой.

С того самого радужного сна прошло уже много лет. Но и сейчас помнит этот сон могучий и мудрый Лев, который каждое утро приходит к высокой скале встречать Солнце. Он стал достойным и добрым царем зверей, потому что с самого детства научился замечать в каждом меньшем брате неповторимую, особенную красоту и проникся любовью ко всем детям Солнца.

Вопросы к тексту:

1. Умел ли Львенок чувствовать красоту?

2. Что вызывало радость в сердце Львенка? (Красота восхода Солнца.)

3. Вам понравился радужный сон Львенка? Кому снились яркие цветные сны?

4. Кто из вас от красоты природы ощущал особую внутреннюю радость (восхищение)?

5. Согласны ли вы с тем, что все рождается под солнцем и живет благодаря ему?

6. Можно ли сказать, что все живое на Земле взаимосвязано и живет одной семьей, что все мы дети Солнца?

7. Счастливее ли будет человек, если научится радоваться не только красоте Солнца, но и всему в природе?

Рекомендуем посмотреть:

Открытый классный час в начальной школе по теме «Жизнь дана на добрые дела»

Классный час для начальной школы. Наши древние предки

Классный час в начальной школе. День работников газовой промышленности

Классный час во 2 классе на тему: Дымковская игрушка

Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности

Нет комментариев. Ваш будет первым!