Классный час во 2 классе. Мой ум

Классный час – 2 класс

Конспект классного часа для 2 класса

Цели: показать детям значение ума в жизни человека; способствовать развитию у детей желания развивать свой ум с раннего детства.

Оборудование: портреты ученых, пословицы, слово «энциклопедия», разные энциклопедии.

Ход классного часа

Вводная беседа

(Учитель читает небольшой рассказ.)

Сережа отправился с бабушкой и папой в цирк. Дул сильный ветер.

- Пап! А кто качает деревья?

- А почему идет дождь?

- А можно его остановить?

- А почему дует ветер?

И на все вопросы Сережи папа терпеливо отвечал. На что бабушка сказала: «Видишь, Сережа, какой у тебя умный папа».

- Иногда учитель вам говорит: «Умник, умница». Правда, приятно слышать эти слова? От какого слова они происходят? (Они происходят от слова «ум».)

- А что же такое ум? Прочитайте пословицу на доске. (Ум - всему голова.)

- Как вы ее понимаете? Что значит ум для человека? (Человек может думать, все решать, читать, давать правильный ответ, лечить людей, учить, летать в космос и т. д.)

- Послушайте смешную историю.

Один мальчик пришел в аптеку и попросил дать ему таблетки. «Какие?» - спросил у него фармацевт. «Я хочу быть самым умным. Да побольше, побольше!»

- Как вы думаете, ему дали таблетки? Почему? (Нет, ему не дали таблеток, потому что ум зависит не от таблеток, а от человека. Он сам развивает свой ум.)

- А как нужно развивать ум? Что поможет вам развить ум? (Нужно много читать, заниматься, пытаться все понять, а что непонятно, спрашивать у учителя, родителей, старших братьев. Искать ответ в словарях, книгах.)

Знакомство с энциклопедиями

- Есть прекрасная книга, которую можно назвать «Всезнайка». Это Детская энциклопедия. Давайте хором прочитаем это слово. (Эн-цик-ло-пе-ди-я.)

(Учитель демонстрирует разные энциклопедии.)

- В них столько интересного! В них можно найти ответ почти на любой вопрос. В них можно прочитать о многих умных людях, которые сделали великие открытия и прославились на весь мир.

Посмотрите на эти портреты. Д.И. Менделеев - это известный русский химик, он разработал Периодическую систему химических элементов, благодаря которой мы знаем много об окружающих нас веществах, например, знаем структуру воды. Им же написаны первые учебники по химии. КЗ. Циолковский сконструировал космическую ракету. Первый человек, полетевший в космос, - русский космонавт Ю.А. Гагарин. М.В. Ломоносов - первый русский естествоиспытатель. Он занимался физикой, химией, благодаря его деятельности в Москве был открыт первый университет. Когда вы вырастите и станете умными, вы непременно захотите там учиться.

(Учитель показывает портреты всех названных людей.)

- Скажите, на что же направлен ум этих ученых? На добрые или злые дела? (На добрые дела.)

Беседа

- Где живет у нас ум? (В голове, в мозге.)

- Мозг человека - это командный пункт всего организма. Мозг состоит из мельчайших клеток. Клетки мозга - настоящие работяги, поэтому им нужно много пищи. Как вы думаете, какой? (Предположения детей.)

- Клетки мозга питаются кислородом. Поэтому, чтобы мозг хорошо работал, следует больше гулять и дышать свежим воздухом.

Зарядка для ума

- Скажите, а что может развивать ваш ум? (Выслушиваются высказывания детей.)

- Приготовьтесь отвечать на вопросы.

Сам алый, сахарный - кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз.) Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)

Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)

Два кольца, два конца, посередине гвоздик. (Ножницы.)

Ни лает, ни кусает, а в дом не пускает. (Замок.)

Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер.)

Течет, течет - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река.)

Игры - тренировки

- Ребята, давайте поиграем в игры. Первая игра называется «Я знаю...»

1. «Я знаю...»

Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Миша - два, Сережа - три, Алеша - четыре, Денис - пять.

Я знаю пять деревьев: ...

Я знаю пять рек:...

Я знаю пять имен девочек:...

Я знаю пять фруктов: ...

Я знаю пять видов одежды:...

(Можно эту игру провести с мячом, ударяя на каждый раз мячом об пол.)

2.«Круглый»

Учитель бросает мяч кому-то из учеников и говорит: «Круглый арбуз». Ученик бросает мяч следующему и говорит: «Круглый шар» и т. д. Слова не должны повторятся.

3 «Фантазер»

Игра направлена на обучение умению читать и составлять схемы различных понятий. Игра проходит в парах. Нужно продиктовать следующие слова и словосочетания:

1) школа;

2) цирк;

3) библиотека;

4) железнодорожный вокзал;

5) место для отдыха;

6) дружба;

7) ссора, конфликт;

8) помощь;

9) обида;

10) радость, хорошее настроение.

Затем предложить детям придумать и нарисовать схематические

(не художественные!) изображения объектов и абстрактных понятий, которые этими словами и словосочетаниями обозначаются. Для первых пяти слов придумать схемы намного проще, чем для последних. Но в обоих случаях важно сначала проанализировать понятие, выделить наиболее существенные его признаки, а потом попытаться придумать, как эти признаки можно схематически отобразить. Рисунки должны быть такими, чтобы по ним можно было догадаться, что они обозначают.

Когда схемы будут готовы, участники должны ими обменяться. Теперь задача каждого - «прочитать» схемы, угадать, что они обозначают. Выиграл тот, чьи схемы окажутся самыми понятными. В конце игры проанализировать, почему одни схемы «читаются» легче, другие - труднее, какие были допущены ошибки.

4. «Страна Наоборотия»

- Есть такая сказочная страна Наоборотия. В ней живут люди, которые разговаривают на иностранном языке, немного похожем на наш, только все слова они читают наоборот. Например, слово «сад» они произносят «дас». Я сейчас взмахну волшебной палочкой, произнесу волшебное заклинание «чубрики-мубрики-кекс-брекекс», и все вы превратитесь в наоборотов - жителей страны Наоборотия, которые могут говорить слова только наоборот. Итак, приготовились!

(Учитель взмахивает волшебной палочкой и произносит заклинание. После этого можно начинать игру. Учитель называете слово, состоящее из трех букв. Игрок, поймавший мяч, должен назвать его наоборот по буквам (сок - кос, кот - ток). Сложность игры зависит от длины слов: чем больше букв они имеют, тем труднее задание.)

5. Ребусы

Решение различных ребусов - это хорошая тренировка логического мышления и способности действовать в уме. Прежде чем предложить детям ребусы для самостоятельного решения, необходимо ознакомить их с основными правилами. Основная задача состоит в том, чтобы разгадать зашифрованное слово. Шифруется оно с помощью букв, цифр и картинок. Буквы используются сами по себе, с ними ничего делать не надо. Если в ребусе стоит цифра или картинка, значит, нужно использовать слово, обозначающее данную цифру или предмет, изображенный на данной картинке. Это слово следует соединить с имеющимися буквами (в том же порядке, как они изображены в ребусе), после чего должно получиться зашифрованное слово. Наконец, последнее правило: если возле картинки или цифры стоит апостроф, значит, в слове-названии, которое к ней относится, должна быть отброшена одна буква: если апостроф стоит перед цифрой или картинкой, то отбрасывается первая буква, а если после этой цифры или картинки, то последняя. Наиболее легкими являются ребусы, в которых ответ состоит из трех букв, а задание - из одной буквы и одной картинки. Именно с таких ребусов и желательно начать. Затем можно постепенно усложнять задания путем увеличения количества букв и картинок, а также путем включения в ребус цифр. Для примера можно разобрать несколько ребусов, состоящих только из букв и цифр: 100лб (Столб.), 40а (Сорока.), ви3на (Витрина.), 7я (Семья.).

(Ответы: лук, сок, пар, ком, лещ, хлеб, брат, крот, зубр, носорог, слово, тыква, канат, начало.)

6. «Азбука Морзе»

Это шифровка. На этот раз шифровка с использованием азбуки Морзе. Так называют азбуку, которую изобрел американский художник и изобретатель Сэмюэл Морзе. Азбука Морзе - это специальный код, который используется для приема и передачи сообщений. Код состоит из коротких и длинных звуковых сигналов. На бумаге они обозначаются как точки (короткие сигналы) и тире (длинные сигналы). Сигналы азбуки Морзе передаются и принимаются с помощью специальных передатчиков и приемников. Прочитайте несколько слов, зашифрованных с помощью азбуки Морзе. Сначала дается обозначение нескольких букв этой азбуки, а затем - зашифрованные слова. На каждой карточке - одна буква.

(Ответы: еж, мед, репа, зебра, парад, Морзе, борода, обжора, ребро.)

Подведение итогов

- Какие вы молодцы! Как много знаете! Но, наверное, хотите знать еще больше. Какой вы сделали вывод для себя? (Высказывания детей.)

- Развивайте свой ум и старайтесь больше читать, узнавать, ведь «Ум - всему голова».

Дополнительный материал для учителя

Упражнение в осознанном применении мыслительных процессов при отгадывании загадок

Цель упражнения: развитие мыслительных процессов (операций) анализа, абстрагирования, синтеза.

Он и желтый, и сыпучий

Во дворе насыпан кучей,

Если хочешь, можешь брать

И играть. (Песок.)

 

Золотист он

И усат,

В ста карманах –

Сто ребят. (Колос.)

 

В огороде у дорожки

Стоит солнышко на ножке,

Только желтые лучи

У него не горячи. (Подсолнух.)

 

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух. (Одуванчик.)

 

Летом - в огороде,

Свежие, зеленые.

А зимою - в бочке,

Крепкие, соленые. (Огурцы.)

 

Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

 

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту –

Зовусь я... (Подосиновик.)

 

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный. (Мухомор.)

 

Красный нос

В землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Морковь.)

 

Синий мундир,

Теплая подкладка;

А в середине сладко. (Слива.)

 

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч. (Арбуз.)

 

Она под осень умирает

И вновь весною оживает.

Иглой зеленой выйдет к свету,

Растет, цветет все лето.

Коровам без нее - беда:

Она их главная еда. (Трава.)

 

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза.)

 

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер.

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной.

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой. (Небо.)

 

Без досок, без топоров –

Через речку мост готов.

Мост - как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (Лед.)

 

В голубой станице

Девица круглолица.

Ночью ей не спится –

В зеркало глядится. (Луна.)

 

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост.

Чудо-мастер смастерил

Мост высокий без перил. (Радуга.)

Выбери пословицу

Игра на смысловое соотнесение. Напишите на доске три-четыре пословицы, а потом своими словами подробно объясните детям основную мысль одной из них. Например: «Даже если людям чего-то не хватает, они могут жить в мире и согласии». После этого следует показать пословицы, написанные на доске, и попросить определить, о какой пословице идет речь. Из трех пословиц дети должны выбрать ту, о которой идет речь.

1. Дружбу помни, а зло забывай.

2. В тесноте, да не в обиде.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Правильный ответ здесь - пословица под номером 2.

Вот еще несколько заданий для игры с пословицами.

Задание 1.

Объяснение пословицы: «Если договориться о чем-то, то надо честно выполнять свои обязательства, потому что честность, честное имя дороже денег».

Пословицы для выбора:

1. Не красив собой, зато честен душой.

2. Не в деньгах счастье.

3. Уговор дороже денег.

Правильный ответ: пословица под номером 3.

Задание 2.

Объяснение пословицы: «Подарок не обсуждают, принимают то, что дарят».

Пословицы для выбора:

1. Дареному коню в зубы не смотрят.

2. Оттого, кто не мил, и подарок постыл.

3. Не дорог подарок, дорога любовь.

Правильный ответ: пословица под номером 1.

Задание 3.

Объяснение пословицы: «Смелые и решительные люди побеждают в любом деле». Пословицы для выбора:

1. Счастье видишь - смелее идешь.

2. Уверенность приносит победу.

3. Смелость города берет.

4. Победа любит старание.

Правильный ответ: пословица под номером 3.

Для усложнения игры можно увеличить количество пословиц для выбора до 5-6, а также изменить способ их предъявления - вместо письменного использовать устный. В этом случае увеличится нагрузка не только на логическое мышление, но и на память.

Скажи быстро (аналог игры «Самый умный»)

Как это называется?

- Школьный стол. (Парта.)

- Устройство для прыжков с самолета. (Парашют.)

- Болотная трава, которой легко порезаться. (Осока.)

- Пространство над землей, в котором много звезд. (Небо.)

- Главная песня государства. (Гимн.)

- Упаковка для писем. (Конверт.)

- Катастрофа, случившаяся с автомобилем. (Авария.)

- Куча снега. (Сугроб.)

- Суша возле воды. (Берег.)

- Остаток дерева, заменяющий в лесу табурет. (Пень.)

Сколько?

- Дней в неделе, из них выходных? (7 дней; 2 выходных.)

- Пальцев на правой ноге? (5.)

- Задних и передних лап у гуся? (2.)

- Времен года, осенних месяцев? (4 времени года; З месяца.)

- Месяцев в году, кроме летних? (9 месяцев.)

- Гномов у Белоснежки? (7.)

- Глаз и бровей у человека? (2 глаза и столько же бровей.)

- Букв в названии нашей страны? (6 букв.)

- Углов у квадрата? (4 угла.)

- Хвостов у двух котов? (2 хвоста.)

Рекомендуем посмотреть:

Классный час во 2 классе. Роль огня в жизни человека

Классный час на тему: Культура речи, 2 класс

Итоговый классный час во 2 классе

Классный час во 2 классе. Права и обязанности

Классный час во 2 классе на тему: Зима

Светлана Федоровна Короткова # 25 июня 2014 в 14:44 0
Спасибо за предоставленную возможность воспользоваться Вашим материалом в своей работе.
Светлана Владимировна Тарасова # 25 июня 2014 в 21:28 0
Такие классные часы не проходят даром, дети многое возьмут себе на заметку, хорошо , что теория связана с практикой, возьму себе на заметку ваш классный час. Голосую.
Елена Борисовна Юлинская # 21 августа 2014 в 19:21 0
Спасибо за разработку классного часа.Очень объемный, познавательный и разнообразный материал, который включает интересные этапы для прочного усвоения материала.Воспользуюсь им.
Елена Владимировна Кадочникова # 26 августа 2014 в 03:38 0
Здравствуйте! С интересом познакомилась с вашим материалом. Поднятая Вами тема в настоящее время очень актуальна. Поставленная вами цель классного часа - способствовать развитию у детей желания развивать свой ум с раннего детства полностью достигнута.
Тамара Владимировна Насунова # 29 августа 2014 в 23:18 0
Понравилась, как построена вводная беседа с детьми. Думаю, что после такого интересного разговора, дети очень будут стараться показать свои умственные способности. Спасибо!
Анна Геннадьевна Никулина # 11 октября 2014 в 21:25 0
Уважаемый автор! Понравился выход на тему. Подобран разнообразный материал, в том числе практические задания. Хотелось бы увидеть систему таких бесед, это было бы эффективно. Успехов!
Людмила Сергеевна Лазина # 30 ноября 2014 в 14:57 0
С интересом познакомилась с вашим материалом. Поднятая Вами тема в настоящее время очень актуальна.Очень объемный, познавательный и разнообразный материал, который включает интересные этапы для прочного усвоения материала.Воспользуюсь им.Такие классные часы не проходят даром, дети многое возьмут себе на заметку, хорошо , что теория связана с практикой