Конкурсы

Классный час во 2 классе. Права и обязанности

Классный час – 2 класс

Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.

Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.

Ход классного часа

Беседа

- Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:

«Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)

- Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)

Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы

Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.

Игра «Если бы директором был я»

- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?

(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)

Закончи предложение

Учащиеся дополняют окончание предложений:

- В школе я должен...

- В школе я имею право...

- Дома я должен...

- Дома я имею право...

- На улице я должен...

- На улице я имею право...

- Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)

- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)

- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?

Вывод

Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.

Физкультминутка

Мы печем пшеничные

Пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать

Пироги пшеничные?

(«Приглашающие» движения руками.)

Мама, папа, брат, сестра,

Пес лохматый со двора.

(Указательный палец показывает на всех приглашенных.)

И другие, все, кто может,

Пусть приходят с ними тоже.

(«Приглашающие» движения.)

Тесто замесили мы,

Сахар не забыли мы,

(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)

Пироги пшеничные

В печку посадили мы.

(Движение обеими руками вперед - сажают пироги в печь.)

Печка весело горит,

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся,

Воробью достанутся.

(Имитация кормления крошками птицы.)

- Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.

Разговор о домашних обязанностях

- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)

- А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?

(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)

Подвести итог.

Примерные обязанности

♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.

♦ Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.

♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол.

♦ Соблюдайте порядок в своей комнате.

Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи

♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.

♦ Вымойте за собой посуду.

♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).

Правила, связанные с самообслуживанием

♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.

♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.

♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.

♦ Умейте постирать носовой платок, носки.

♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.

♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.

♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.

Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.

Подведение итогов

- Какие права есть у учащихся?

- Какие есть обязанности?

- Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?

Дополнительный материал для учителя

Нельзя!

1. Бездельничать, когда все трудятся.

2. Смеяться над старостью и старшими людьми - это невежливо; о старших надо говорить только с уважением.

3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.

4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.

5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.

6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.

7. Садиться обедать, не пригласив старшего.

8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь - пожелать доброго здоровья.

Беседа

- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)

- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)

Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.

Психотренинг

Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»

Чтение стихотворения В. Коркина «Не умею быть один».

Не умею быть один!

Не желаю быть один!

Много есть на то причин:

Хором ты споешь один?

Строем ты пройдешь один?

Поглядим!

Очень грустно одному

Даже веселиться,

И невкусно одному

Есть две груши. Потому,

Потому что, потому

Не с кем поделиться.

Легко бежать на горку,

Нести домой пятерку.

Не за себя я вовсе рад –

Порадуется мама,

Порадуется папа,

Порадуется брат.

Я от дождя укрыться мог,

Но, как и все друзья, промок.

Зато сушиться –

Вместе! Зато смеяться –

Вместе! Нам вместе –

Лет до двести,

А если друг на друга встать,

До неба можем мы достать!

А вместе крикнем в тишине,

То нас услышат на Луне.

- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права.)

Обсуждение ситуации

- Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?

- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)

- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?

- Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?

Вопросы

- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?

- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?

- Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?

- Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?

- Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?

- Кто защищает ваши права? (Государство.)

- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)

- Какие права ты считаешь главными для человека?

- Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.

Береги книгу!

Дают вам учебники в школах бесплатно.

И это, конечно же, очень приятно.

Но в этой приятности что неприятно:

Весною учебник сдается обратно...

А если ты, скажем, не очень опрятна,

И там на страницах какие-то пятна?

Чернилами синими залит портрет...

В тарелку учебник свалился случайно...

Грязнуля?

Но это твой личный секрет!

Твоя, так сказать, сокровенная тайна.

И вдруг за зимою приходит весна!

Все улицы залиты солнечным светом!

Учебники в школу вернуть ты должна...

Вернуть со своим сокровенным секретом.

Какой-то мальчишка из младшего класса

Отыщет там пятнышко хлебного кваса

И спросит:

- Скажите, вы правда грязнуля?

Вы этот учебник весною вернули

С большим живописным пятном на обложке!

Еще я нашел там следы вашей кошки.

Заляпан стишок на четвертой странице,

Какао следы оказались в таблице,

Вверху на полях нарисован пиджак... –

Попробуй поспорить, что это не так!

Ведь надо же: там, где фамилия ваша,

Печать приложила перловая каша!

Учебник... Ну что в нем?

Обложка... Страницы...

Но он в то же время –

Портрет ученицы!

Хозяйка учебник весь год изучает,

А он для себя кое-что подмечает

И может весной доложить без утайки

О странных привычках и нравах хозяйки!

В. Суслов

Рекомендуем посмотреть:

Классный час во 2 классе на тему: Зима

Классный час во 2 классе. Роль огня в жизни человека

Классный час на тему: Культура речи, 2 класс

Классный час во 2 классе. Мой ум

Итоговый классный час во 2 классе

Лебедева Лидия игоревна # 10 июля 2014 в 17:55 0
Классный час очень содержательный. Воспитываются у детей такие качества как уважение к правам других людей, трудолюбие.
Перевалова Наталья Владимировна # 29 июля 2014 в 17:23 0
Замечательный конспект классного часа. Благодарю за интересную разработку.Думаю, многим классным руководителям пригодится ваш сценарий, ведь вы затронули актуальную тему. Дальнейших вам успехов!
Анна Николаевна Прощенко # 20 августа 2014 в 21:19 0
Спасибо за разработку классного часа.Очень объемный, познавательный и разнообразный материал, который включает интересные этапы для прочного усвоения материала.Воспользуюсь им.
Елена Борисовна Юлинская # 21 августа 2014 в 19:20 0
По познанию мира в 3 классе у нас есть такая тема "Права и обязанности". Возьму себе материал на заметку!
Светлана Григорьевна Бурова # 22 августа 2014 в 01:35 0
Отличный материал. Особенно игра "Если был бы я директором"...., обязательно использую.
Анна Николаевна Покацкая # 28 сентября 2014 в 06:21 0
Спасибо! Весьма интересный классный час. Актуальная тема,познавательный материал.
Татьяна Александровна Пригорнева # 3 ноября 2014 в 19:50 0
Содержательная разработка классного часа. Мне понравились игра «Если бы директором был я», задание "Закончи предложение. Интересен дополнительный материал. Спасибо!
Елена Валерьевна Чуланова # 18 ноября 2014 в 13:24 0
Большое спасибо за материал. Он очень мне помог при подготовки к классному часу. Материал очень содержательный,интересный. Ребята на уроке очень активно работали и внимательно слушали.Несмотря на то, что это был 5 урок. Всем понравилось. Спасибо Вам за работу. Творческих успехов.
Майра Аскербековна Убитаева # 4 января 2015 в 13:07 +1
Здравствуйте! Мне понравилась ваша разработка классного часа о правах и обязанностях. Мы должны помочь детям разобраться в этих понятиях. Воспитывать уважение к правам других. Успехов вам! Спасибо!
Олеся Викторовна Андреева # 18 августа 2015 в 19:39 0
Здравствуйте. Очень интересный сценарий классного часа, в интересной для ребят форме раскрываются непростые вопросы. Очень интересна ролевая игра «Если бы директором был я...», обязательно воспользуюсь не только на классном часе, но и на родительском собрании.
Кристина Сергеевна Саликова # 22 февраля 2016 в 15:36 0
Здравствуйте! Очень интересный и содержательный кл.час. Единственное добавила бы просмотр видеофильма о правилах поведения в школе и знакомство с Уставом школы, а потом провести ролевую игру , которую Вы предлагаете.