Классный час – 2 класс
Цели: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»; воспитывать уважение к правам других; привести в систему уже имеющиеся у детей знания о самообслуживающем и домашнем труде, формировать желание и готовность участвовать в нем.
Оборудование: права и обязанности учащихся данной школы, словарь Ожегова.
Ход классного часа
Беседа
- Что означают слова «права» и «обязанности»? (Выслушиваются высказывания детей. Из словаря Ожегова:
«Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что- нибудь делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т. д. «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т. д.)
- Какие обязанности и права есть у ученика в школе? (Ответы детей записываются на доску.)
Знакомство с правами и обязанностями учащихся данной школы
Зачитать и обсудить права и обязанности учащихся данной школы. Желательно распечатать их для каждого ученика.
Игра «Если бы директором был я»
- Что бы вы изменили в правах и обязанностях учеников и учителей, если бы стали директором?
(По аналогии можно провести игру «Мои права и обязанности дома, на улице» и т. д.)
Закончи предложение
Учащиеся дополняют окончание предложений:
- В школе я должен...
- В школе я имею право...
- Дома я должен...
- Дома я имею право...
- На улице я должен...
- На улице я имею право...
- Как понимаете выражение «право на ошибку»? (Высказывания детей.)
- Подумайте, существуют ли люди, которые не делают ошибок? Какие ошибки совершаете вы сами? (Ответы детей.)
- Как понимаете выражение «на ошибках учатся»?
Вывод
Делать ошибки - это нормально. На ошибках мы учимся. Главное - научиться не повторять свои ошибки в дальнейшем.
Физкультминутка
Мы печем пшеничные
Пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать
Пироги пшеничные?
(«Приглашающие» движения руками.)
Мама, папа, брат, сестра,
Пес лохматый со двора.
(Указательный палец показывает на всех приглашенных.)
И другие, все, кто может,
Пусть приходят с ними тоже.
(«Приглашающие» движения.)
Тесто замесили мы,
Сахар не забыли мы,
(Имитация замеса теста и добавления в него ингредиентов.)
Пироги пшеничные
В печку посадили мы.
(Движение обеими руками вперед - сажают пироги в печь.)
Печка весело горит,
Наша мама говорит:
- Крошки, что останутся,
Воробью достанутся.
(Имитация кормления крошками птицы.)
- Чем занимались дети? Поговорим и мы о домашних обязанностях.
Разговор о домашних обязанностях
- У каждого члена семьи должны быть постоянные трудовые обязанности, выполняемые для всей семьи. Вспомните и расскажите, какую работу по дому выполняют ваши близкие: мама, папа, бабушка, дедушка, брат и т. д. (Выслушиваются ответы детей.)
- А у кого из вас есть свои обязанности по дому? Что вы делаете?
(Дети перечисляют те обязанности, которые они выполняют по Дому.)
Подвести итог.
Примерные обязанности
♦ Уход за квартирой. Одна из домашних обязанностей всех членов семьи - создавать уют в квартире. Уютная, чистая, прибранная квартира доставляет удовольствие, ее вид повышает настроение, работоспособность, продлевает жизнь.
♦ Можно помочь родителям вымыть пол, протереть пыль.
♦ Если насорили, соберите мусор, подметите пол.
♦ Соблюдайте порядок в своей комнате.
Правила, связанные с приготовлением и приемом пищи
♦ Умейте накрывать на стол, правильно сидеть за столом, пользоваться столовым прибором, культурно есть.
♦ Вымойте за собой посуду.
♦ Умейте приготовить еду (несложные блюда: салат, яичницу, чай и другие).
Правила, связанные с самообслуживанием
♦ Волосы подстригайте, причесывайте или заплетайте в косы.
♦ Проверяйте, в порядке ли ваш костюм или платье, чистые ли ботинки. Посмотрите, все ли пуговицы на месте, если нужно, пришейте пуговицу.
♦ Придя из школы или прогулки, повесьте костюм на плечики, удалите щеткой пыль с ботинок или вымойте их. Если ботинки мокрые, просушите. Смазывайте просушенную обувь специальным кремом.
♦ Умейте постирать носовой платок, носки.
♦ Умейте заштопать небольшие отверстия в одежде, пришить пуговицы.
♦ Застилайте кровать, убирайте свою комнату и проветривайте ее перед сном и после сна, перед приготовлением домашних заданий.
♦ Содержите в порядке свое рабочее место дома. После занятий и игры положите книги, игрушки на свои места, все необходимое для уроков положите в ранец.
Вывод. Кто научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим, не будет чувствовать себя беспомощным. Надо освоить все виды самообслуживающего и домашнего труда за время учебы в школе, чтобы уметь полностью обслуживать себя.
Подведение итогов
- Какие права есть у учащихся?
- Какие есть обязанности?
- Какие домашние обязанности вы уже можете взять на себя?
Дополнительный материал для учителя
Нельзя!
1. Бездельничать, когда все трудятся.
2. Смеяться над старостью и старшими людьми - это невежливо; о старших надо говорить только с уважением.
3. Вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.
4. Выражать недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. От своих родителей ты не имеешь права требовать ничего.
5. Делать то, что осуждают старшие, ни на глазах у них, ни где-то в стороне.
6. Оставлять старшего родного человека в одиночестве, особенно мать, если у нее нет никого, кроме тебя; ты сам, твоя улыбка, твое общение бывают единственной радостью в ее жизни.
7. Садиться обедать, не пригласив старшего.
8. Ожидать, пока с тобой поздоровается старший. Ты должен первым приветствовать его, встречаясь, а расставаясь - пожелать доброго здоровья.
Беседа
- Что такое право? (Правила, по которым живут люди.)
- Какие права есть у вас? (На жизнь, на семью, на учебу.)
Все начинается с права на жизнь. Это - первый шаг на пути в будущее. Но такое право было не всегда. В Древней Спарте ребенка, родившегося слабым, сбрасывали со скалы в пропасть. В Париже в старину детей, которые были в тягость родителям, отдавали нищим.
Психотренинг
Все стоят в кругу. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу (игра идет по кругу): «Я уважаю твое право на учебу и не стану отвлекать тебя на уроке...»
Чтение стихотворения В. Коркина «Не умею быть один».
Не умею быть один!
Не желаю быть один!
Много есть на то причин:
Хором ты споешь один?
Строем ты пройдешь один?
Поглядим!
Очень грустно одному
Даже веселиться,
И невкусно одному
Есть две груши. Потому,
Потому что, потому
Не с кем поделиться.
Легко бежать на горку,
Нести домой пятерку.
Не за себя я вовсе рад –
Порадуется мама,
Порадуется папа,
Порадуется брат.
Я от дождя укрыться мог,
Но, как и все друзья, промок.
Зато сушиться –
Вместе! Зато смеяться –
Вместе! Нам вместе –
Лет до двести,
А если друг на друга встать,
До неба можем мы достать!
А вместе крикнем в тишине,
То нас услышат на Луне.
- Когда в коллективе, обществе всем жить хорошо? (Когда все члены общества выполняют свои обязанности и не нарушают права.)
Обсуждение ситуации
- Вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Все ли обитатели птичьего двора имели одинаковые права?
- Почему обижали маленького утенка? (Он был совсем не похож на других.)
- Имеют ли право люди относиться так к человеку, который не похож на них цветом кожи, внешним видом, костюмом, говорит на другом языке?
- Почему горько плакал Зайчик в сказке «Лиса и Заяц»?
Вопросы
- Почему нельзя товарищам давать кличку, прозвище?
- Почему нельзя отправляться в поездку с незнакомыми людьми?
- Почему нельзя играть на чердаках, в подвалах?
- Что ты будешь делать, если кто-нибудь подойдет ко входной двери и попросит тебя впустить его, чтобы позвонить по телефону?
- Как ты будешь действовать, если ты и родители потеряли друг друга?
- Кто защищает ваши права? (Государство.)
- Как можете вы защищать свои права в общении со сверстниками? (Быть дружными.)
- Какие права ты считаешь главными для человека?
- Еще одна обязанность школьника - беречь свои вещи и учебные принадлежности.
Береги книгу!
Дают вам учебники в школах бесплатно.
И это, конечно же, очень приятно.
Но в этой приятности что неприятно:
Весною учебник сдается обратно...
А если ты, скажем, не очень опрятна,
И там на страницах какие-то пятна?
Чернилами синими залит портрет...
В тарелку учебник свалился случайно...
Грязнуля?
Но это твой личный секрет!
Твоя, так сказать, сокровенная тайна.
И вдруг за зимою приходит весна!
Все улицы залиты солнечным светом!
Учебники в школу вернуть ты должна...
Вернуть со своим сокровенным секретом.
Какой-то мальчишка из младшего класса
Отыщет там пятнышко хлебного кваса
И спросит:
- Скажите, вы правда грязнуля?
Вы этот учебник весною вернули
С большим живописным пятном на обложке!
Еще я нашел там следы вашей кошки.
Заляпан стишок на четвертой странице,
Какао следы оказались в таблице,
Вверху на полях нарисован пиджак... –
Попробуй поспорить, что это не так!
Ведь надо же: там, где фамилия ваша,
Печать приложила перловая каша!
Учебник... Ну что в нем?
Обложка... Страницы...
Но он в то же время –
Портрет ученицы!
Хозяйка учебник весь год изучает,
А он для себя кое-что подмечает
И может весной доложить без утайки
О странных привычках и нравах хозяйки!
В. Суслов
Рекомендуем посмотреть:
Классный час на тему: Культура речи, 2 класс
Классный час во 2 классе. Роль огня в жизни человека
Классный час во 2 классе на тему: Зима
Классный час во 2 классе. Мой ум
Итоговый классный час во 2 классе