Цели: ввести в мир сибирской народной музыки и узнать особенности сибирского музыкального фольклора; развивать эстетическую культуру учащихся.
Музыкальный, дидактический материал: аудио- и видеоматериалы по теме; репродукции картин; фотоматериал о Сибири; изображение музыкальных инструментов (возможен и местный материал).
Звучит аудиокассета с записью пения птиц (возможен видеоряд с природой, городами, людьми Сибири или местный материал - на доске).
Вступительная беседа.
- Что необычного, может быть, знакомого увидели, услышали при входе в класс?
- Какие знакомые слова вы услышали на записи?
- Имена каких птиц вы запомнили и сможете назвать их?
- О птицах какой местности говорится?
Учитель подводит итог и предлагает заглянуть в прошлое сибирского края, посмотреть, как жили сибиряки.
1. Сообщение учителя по теме.
Присоединение к России народов, заселяющих Восточную Сибирь, происходило в первой половине XVII века. Освоение этой территории во многом связано с пушным промыслом. В бассейне Енисея (его северной и северо-западной частях) русские колонисты (переселенцы) появились именно в это время.
О календарных обрядах русских в Сибири упоминается во многих работах, посвященных фольклору и этнографии данного региона. Так, А. Макаренко в книге о сибирском календаре, сравнивая последний с общерусскими особенностями календарных обрядов и праздников, отмечает: «Во всех этнографических наслоениях, отлагавшихся столетиями на народных праздниках, видны примитивные воззрения, поверья и приметы не только славян России, но также, отчасти, и самих сибиряков: в их календаре сказываются некоторые стороны уже их местных обычаев, занятий и верований. При всем том, однако, отзвуки старинного прошлого, унаследованного сибиряками - русскими от предков, преобладают в общей сводке их календаря».
Говоря о различиях между общерусским календарем и сибирским, нужно помнить о климатических условиях жизни сибирского крестьянина (ранняя осень, поздняя весна), а также о занятиях охотой и рыболовством по сезонам. Эти навыки могли принести с собой переселенцы с русского Севера, а специфика жизни и быта крестьян в Сибири способствовала укоренению этих занятий, столь необходимых в данном регионе. (Извлечение из материалов О. В. Крахалевой).
Рассказ может сопровождаться показом видеофильмов, репродукций картин художников, фрагментов из литературных произведений.
2. Разучивание песен для детей.
Следует сделать переход к жанрам детского фольклора. Разучить и исполнить песни (две):
1) «Купим мы, бабушка, тебе курочку» (шуточная песня);
2) «Заинька во садочке» (хороводно-игровая).
Для быстрого заучивания текста песни можно воспользоваться наглядными материалами. Важно, чтобы дети одновременно с пением выполняли и движения.
3. Знакомство с народными инструментами.
Часто исполнение песен сопровождалось игрой на разных инструментах.
- Какие народные инструменты вы знаете?
- Почему они называются «народные инструменты»?
- Можете ли вы назвать инструменты, которые являются предметами быта?
- Почему предметы быта вдруг превратились в музыкальные инструменты?
- Назовите музыкальные инструменты, часто звучащие в Сибири?
- Чем отличается тембр звучания жалейки от свирели, звук трещотки от рубеля?
Учитель знакомит детей с музыкальными инструментами (жалейка, свирель, кугиклы, бубенчики, ботало, рубель, трещотки).
- Состав народных музыкальных инструментов многочислен и разнообразен. В сказках, легендах, былинах, дошедших до наших дней, звучат гусли и дудки, жалейки и пастушьи рожки. Инструменты обычно изготавливаются самим героем (пастухом, старичком, добрым молодцем), волшебным мастером или даже самим божеством.
Одни приносятся герою в дар, другие он находит, меняет у странников или требует у побежденного противника. Как правило, инструмент дается после труднейших испытаний и приключений. С ним герой становится неуязвимым для врагов. Инструмент помогает преодолеть трудности, добиться поставленной цели.
Учитель рассказывает об инструментах, показывает, как они выглядят; дети слушают звучание этих инструментов.
4. Игра «Как у дяди Трифона».
Ребята становятся кругом, взявшись за руки, водят хоровод и поют песенку:
Как у дяди Трифона
Было семеро детей,
Было семь сыновей.
Они не пили, не ели,
Друг на друга все глядели.
Разом делали вот так...
(Следовало движение воображаемой игры па музыкальном инструменте.)
Звучит запись песни «А мы просо сеяли».
Описание игры: в центре круга мальчик «Трифон» или девочка «Арина» по окончании песни показывает какое-нибудь действие, связанное с движением, и все стоящие в хороводе повторяют его. Не выполнивший движение (либо выполнивший последним) становится «Трифоном» («Ариной»), Игра продолжается. Вместо «Трифона» и «Арины» могут называться имена самих играющих.
Домашнее задание: по желанию нарисовать запомнившийся инструмент.
Цели: узнавать и находить особенности сибирского фольклора, развивать эстетическую культуру детей.
Музыкальный, дидактический материал: аудио- и видеоматериалы по теме; репродукции картин; фотоматериал по Сибири; фотоизображения, рисунки музыкальных инструментов или детские поделки шумовых инструментов.
Класс заранее оформить: это может быть видеоряд фотографий, иллюстраций из книг о Сибири прошлых веков: избы,
одежда, утварь, которой пользовались сибиряки, изображения старожилов сибирского края.
На доске выписаны следующие слова: катанки, пимы, сарафан, душегрея, рубаха, порты, кожаные коты.
- Это исконно сибирские слова, означающие элементы одежды сибиряков.
- Знакомы ли вам эти слова и что они означают?
- Может, вы назовете еще старинные слова, которые бы обозначали элементы одежды?
- Какие названия сохранились по сегодняшний день?
1. Сообщение учителя.
Высокий уровень жизни сибиряка, свобода и самостоятельность определили рождение нового, необычного для крестьян европейской России внешнего вида крестьян-старожилов, поддерживающих достаток и чистоту.
Мужская одежда обычно состояла из рубахи и штанов - «портов», поверх которых надевали верхнюю одежду «по сезону».
Рубахи украшали вышивками по подолу, рукавам и вороту, что было далеко не случайным. Это не только украшение, но, главное, вышивка была магическим оберегом от зла, болезней и располагалась там, где открывался доступ к телу.
Женщины носили длинную туникообразную рубаху, сарафан. Сарафаны украшались пуговицами, лентами, пояском.
Поверх сарафана носили «душегрею» - короткую одежду на лямках, раскошенную или с мягкими складками.
Душегреи были наиболее популярными из употреблявшихся в Сибири видов одежды.
Общераспространенная женская одежда - «телогрея», носимая поверх рубахи, была длинной, распашной, с широкими косыми клиньями в подоле, с длинными рукавами, с оловянными или медными пуговицами.
Зимой все сибирское население носило «пимы», «катанки», то есть валенки.
2. Терминологическая работа.
Душегрейка (душегрея) - праздничная женская и повседневная одежда из сукна, шелка.
Телогрей, телогрея - старинная повседневная и праздничная женская одежда с длинными суживающимися рукавами, покроем напоминающая сарафан, на меху, вате, из нанки, шелка, штофа на подкладке.
Телогрейка - женская одежда в виде теплой кофты, обычно без рукавов; стеганая ватная куртка, ватник.
Пимы (катанки) - мужская и женская повседневная и праздничная обувь из овечьей шерсти.
Коты - мужская и женская повседневная и праздничная обувь (короткая) из бараньего, козьего меха.
3. Игра «Убери лишнее».
По выбору учителя подбираются слова, например: пимы, босоножки, рубаха, водолазка, душегрея, безрукавка, сарафан, комбинезон, катанки и т. д.
Задание:
1) убрать лишнее, что не соответствует исконно сибирской одежде;
2) подобрать синонимичные слова к названиям старинной сибирской одежды, например: катанки - валенки; рубаха - сорочка и т. д.
4. Потешки.
- Как вы понимаете, что обозначают слова «потешка, потешное»?
- Какие слова можно подобрать близкие по содержанию? (Утеха, тешить, успокаивать...)
- Кого нужно потешать и зачем? (Младенца.)
- Чем обычно потешают? (Ласковыми словами, движениями.)
- Какие музыкальные инструменты могут сопровождать исполнение «потешных» песен?
- Какие инструменты не могут быть использованы и почему?
Знакомство с народными инструментами: рожок, свистулька, дрова, бубен, ложки, колокольчики-поддужные.
- Какие инструменты вы знаете или слышали?
- О каких инструментах вы узнали только сейчас?
- Какие инструменты, о которых мы только что говорили, можно использовать в исполнении «потешных» песен?
5. Разучивание игровой песни «Сиди, сиди, Яша».
Играющие, держась за руки, стоят кругом, в центре которого стоит «Яша», с завязанными глазами, и «Маша». Все стоят и поют припевку. На слова: «Чок, чок, пятачок...» - кто- нибудь из стоящих в кругу начинает раскручивать «Яшу» до конца речитатива. Затем идет игра, как в «Жмурки».
«Яша» спрашивает: «Маша, ты где?»
«Маша» либо отвечает: «Я здесь», -либо хлопает в ладоши.
В случае, если «Яша» долго не может поймать «Машу», дается команда: «Шаг вперед», и стоящие в кругу дети делают шаг к центру круга, таким образом круг сужается. «Яша» легко ловит «Машу». По желанию игра продолжается, в роли «Яши» может выступать девочка.
Слова припевки:
Сиди, сиди, Яша,
Под ракитовым кустом,
Грызи, грызи, Яша,
Орешки калёные,
Милому дарёные,
Чок, чок, пятачок,
Сам, Яша, дурачок,
Где твоя невеста?
В чем она одета?
Как ее зовут?
И откуда привезут?
(Из сборник хороводных, игровых песен «А мы просо сеяли» )
Домашнее задание: по желанию сочинить дома потешку на любую тему.
Классный час во 2 классе. Мой ум
Классный час во 2 классе. Роль огня в жизни человека
Классный час на тему: Культура речи, 2 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!