Обязанности и права классного руководителя в школе

Функциональные обязанности классных руководителей

Рассматривая весь спектр функций классного руководителя, следует отметить, что он обусловлен следующими факторами: условиями работы образовательного учреждения; особенностями воспитательной системы; экологическими возможностями школы и родителей; возрастными особенностями детей; уровнем их воспитанности, организованности, обученности, состояния здоровья и физического развития; подготовленности педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны варианты должностных функций классного руководителя (воспитателя), которые могут быть определены Уставом образовательного учреждения, программой развития школы.

Должностная инструкция классного руководителя

1. Общие положения

1.1. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Законом РФ «Об образовании», Декларацией прав и свобод человека, Конвенцией о правах ребенка, Уставом школы, Программой обновления содержания воспитания подрастающего поколения Нижегородской области.

1.2. Классный руководитель назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на учителя, не имеющего класса и работающего в данном классе.

1.3. Классный руководитель должен иметь педагогическое образование или опыт работы с детьми не менее 5 лет.

2. Функции

Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

2.1. Организация деятельности классного коллектива.

2.2. Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся.

2.3. Организация внеучебной жизни класса.

2.4. Изучение личности и коррекция в воспитании школьников.

2.5. Социальная защита школьников.

2.6. Работа с родителями.

3. Должностные обязанности

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал.

3.2. Ведет личные дела учащихся и следит за их состоянием.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом, направляет учеников класса в совет школы, организует коллективное творчество, помогает в работе дежурного.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой.

3.5. Соблюдает санитарное состояние прикрепленного кабинета.

3.6. Заботится о внешнем виде воспитанников.

3.7. Организует питание. Ведет разъяснительную работу в классе с родителями по вопросу бесплатного питания и корректного отношения одноклассников к социально незащищенным детям.

3.8. Заботится о финансовом обеспечении классных нужд (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.9. Осуществляет строгий контроль за посещаемостью. Классный руководитель совместно с родителями контролирует учащихся, пропускающих уроки без уважительной причины, контактирует с социальным педагогом по поводу «трудных» детей.

3.10. Создает обстановку, благоприятствующую учебе.

3.11. Координирует деятельность учителей, работающих в классе.

3.12. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости школьников.

3.13. Создает условия для развития наиболее одаренных детей, для развития познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлекает в кружки, факультативы, конкурсы, викторины, олимпиады, смотры, организует экскурсии, посещение театров, выставок, поездки и т. д.).

3.14. Привлекает психолога для работы с учащимися (цикл бесед, индивидуальные рекомендации).

3.15. Создает положительный микроклимат в классе, формирует межличностные отношения, корректирует и регулирует их.

3.16. Организует творческие дела в классе с привлечением отдельных учащихся или всего класса.

3.17. Организует охрану здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепляет здоровье школьников, вовлекает учащихся в физкультурную, спортивную работу.

3.18. Помогает деятельности различных детских общественных организаций.

3.19. Ищет интересные формы, глубокое содержание каждого организуемого дела, определяет целесообразность и целенаправленность организации любой встречи классного руководителя с классом (классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор и т. д.), проводит один тематический классный час в месяц.

3.20. Изучает личность школьников в соответствии с имеющимися методиками, учитывая мнения учителей, работающих в классе, и родителей.

3.21. Работает с характеристиками учащихся.

3.22. Помогает учащимся в выборе профессий. Классный руководитель вместе с родителями определяет судьбу учащихся после 9-го класса, обращает при этом особое внимание на неблагополучные семьи.

3.23. Обеспечивает охрану и защиту прав учащихся, оставшихся без попечения родителей, если такие есть в классе. Сотрудничает с социальным педагогом.

3.24. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий.

3.25. Выявляет и ведет учет детей из неблагополучных семей

3.26. Осуществляет наблюдение за поведением «трудных» подростков, детей «группы риска» и состоящих на учете в Инспекции по делам несовершеннолетних (ИДН).

3.27. Проводит тематические родительские собрания один раз в четверть.

3.28. Изучает условия воспитания в семье.

3.29. Работает с родителями индивидуально.

3.30. Привлекает родителей для организации внеучебной деятельности класса.

3.31. Влияет на общение ребят с родителями.

Права и ответственность классного руководителя

Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

Присутствовать на любых уроках или мероприятиях, проводимых учителями-предметниками в классе (без права входить в класс во время урока без экстренной необходимости делать замечания учителю в течение урока).

Привлекать к дисциплинарной ответственности учащихся за поступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

Поощрять учащихся в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

Требовать от учителей-предметников информацию об организации учебно-воспитательного процесса класса и отдельных учащихся.

Классный руководитель несет ответственность:

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора или заместителя директора школы, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью учащихся, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

Виновный в причинении школе ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым или гражданским законодательством.

За несвоевременное и некачественное планирование своей работы на каждый учебный год и на каждую четверть (план утверждается директором школы или заместителем директора не позднее 5 дней с начала планируемого периода) классный руководитель привлекается к ответственности в дисциплинарном порядке.

Ведение классного журнала

Большое внимание классный руководитель должен уделять работе со школьной документацией, касающейся его класса. К школьной документации относятся личные дела учащихся, классный журнал, дневники учащихся класса, дневник самого классного руководителя. Своевременная и систематическая работа классного руководителя со школьной документацией помогает ему избегать проблемных и конфликтных ситуаций в общении с администрацией, коллегами, учащимися и их родителями.

Главным документом класса является классный журнал. Классный журнал классный руководитель начинает заполнять в самом начале года и ведет его в течение учебного года. Все необходимые записи он ведет самостоятельно, не привлекая к заполнению журнала учащихся класса.

Можно сказать, что журнал - это показатель совместного труда учителей и учеников. Поэтому классный руководитель должен:

- изучать журнал не реже одного раза в неделю, чтобы знать об успеваемости своих воспитанников;

- всегда знать, почему учащимися пропущены учебные дни и отдельные уроки;

- всегда быть в курсе переживаний и трудностей своих воспитанников;

- тесно сотрудничать с учителями-предметниками, объяснять и доводить до их сведения все проблемы учащихся;

- всегда четко и аккуратно делать записи в журнале, так как журнал видят не только коллеги, но и учащиеся;

- выполнять все требования учебной части.

Классный руководитель назначает ответственного ученика, которому поручается перед первым уроком получить в учебной части журнал и после последнего урока журнал сдать. Все ответственные за журналы утверждаются приказом по школе.

Итоговые оценки за каждую четверть или полугодие заносятся классным руководителем в сводную ведомость.

Классный руководитель записывает в классном журнале фамилии и имена учащихся в алфавитном порядке, заполняет «Общие сведения об учащихся», отмечает количество уроков, пропущенных учащимся, и подводит итоги о количестве дней и уроков, пропущенных каждым учащимся за четверть и учебный год.

Систематически заполняет страницы классного руководителя и сведения об участии в кружках, факультативах, общественной работе.

Классный руководитель класса несет ответственность за состояние журнала своего класса, следит за систематичностью ведения журнала учителями-предметниками, работающими в классе, анализирует успеваемость учащихся, объективность выставления четвертных, полугодовых и итоговых оценок.

Сведения о родителях - очень важная и необходимая в работе классного руководителя информация. Ежегодно она требует уточнений и коррекции, поэтому ее нельзя переносить из журнала в журнал, не уточняя изменений, произошедших в семьях учащихся.

Перед тем как заполнять в журнале графу «Сведения о родителях», уместно провести анкетирование учащихся и еще раз уточнить необходимую информацию.

Для того чтобы в журнале иметь более точные сведения, классный руководитель может провести диагностику, которая окажет неоценимую помощь семье и ребенку в самых непредвиденных ситуациях.

Наряду с обычными вопросами, там могут быть вопросы следующего характера:

1. Ф.И.О. ученика, его родителей.

2. Домашний адрес и телефон, служебные телефоны родителей, номера сотовой связи родителей или лиц их заменяющих.

3. Номера телефонов соседей или близких людей семьи (на случай различного рода непредвиденных обстоятельств).

4. Имена и фамилии близких людей семьи, с которыми можно связаться в случае необходимости.

5. Номера телефонов друзей ребят (на случай необходимости).

6. Точное место работы родителей.

7. Увлечения ученика: секции, кружки вне школы, телефоны, по которым можно найти ребенка там и связаться с руководителем.

Все эти сведения нужны классному руководителю не для удовлетворения праздного любопытства, а во избежание самых непредвиденных ситуаций, которые сегодня встречаются в жизни учащихся и порой стоят жизни ребенку.

Если в жизни ребенка и в его семье произошли какие-либо изменения, классный руководитель обязан тотчас же зафиксировать их в своем классном журнале (изменился адрес, телефон, семейная ситуация).

В классном журнале классный руководитель фиксирует проведение классных и информационных часов, внеклассных мероприятий. В конце каждой четверти заместитель директора по воспитательной работе контролирует записи классных руководителей и проводит анализ результатов контроля на совещаниях, планерках или на заседаниях МО.

С помощью классного журнала классный руководитель подводит итоги успеваемости классного коллектива за учебную неделю. Зачастую учителя-предметники грешат тем, что они не выставляют отметки учащимся в дневник. Классный руководитель должен еженедельно анализировать успеваемость учащихся и сообщать родителям об учебных результатах учащихся. Формы сообщения могут быть разными: приглашение для индивидуальной беседы, выставление отметок в дневник с записью классного руководителя, выписка отметок из журнала и вклеивание их в дневник ученика. Однако, на мой взгляд, в данной ситуации необходимо бороться не с учеником, который не подает дневник учителю, а с учителем, который не выполняет свои прямые обязанности и не выставляет отметки в дневник ученику на уроке.

Классный руководитель систематически анализирует учебную ситуацию в своем классе по предметам и обращает внимание учителей-предметников:

- на накопляемость отметок;

- объективность выставления отметок;

- индивидуальную работу с часто болеющими детьми;

- индивидуальную работу с учащимися с высоким уровнем учебных достижений;

- индивидуальную работу с проблемными учащимися.

Особое внимание классный руководитель уделяет анализу по классному журналу пропусков занятий учащимися без уважительных причин. При этом он обращает внимание на следующие моменты:

- периодичность пропусков занятий;

- на каких уроках чаще всего ученик не присутствует;

- с кем из одноклассников уходит ученик с уроков;

- уроки какого типа чаще всего ученик пропускает (контрольные работы, устный опрос и т. д.);

- совместно с социальным педагогом анализирует, где проводит время ученик, когда пропускает уроки.

Большое внимание классный руководитель уделяет анализу участия ученика в уроке физической культуры. Он изучает участие учащихся в уроке физической культуры, посещает уроки, анализирует ситуацию включения в урок физической культуры учащихся, которые имеют проблемы со здоровьем.

К большому сожалению, в школе на преподавание этого предмета обращается недостаточное внимание, хотя педагоги прекрасно знают, что ситуация со здоровьем учащихся из года в год ухудшается.

В классном журнале классный руководитель хранит план рассадки учащихся класса, которым должны руководствоваться учителя-предметники на своих уроках.

Если классный руководитель серьезно и неформально работает с классным журналом, то его взаимодействие с классным коллективом, учителями-предметниками станет гораздо эффективнее.

Ведение дневника классного руководителя

Серьезным подспорьем для педагога, работающего с классным коллективом, является дневник классного руководителя. В такой дневник классный руководитель заносит сведения по своему классу, которые позволяют ему видеть объективную картину развития детского коллектива, результаты сотрудничества с семьей учащихся, педагогами, общественными организациями.

В дневнике классного руководителя могут быть следующие разделы.

1. Телефоны SOS:

- инспектора по делам несовершеннолетних;

- поликлиники, обслуживающей школу и школьного врача;

- общественных организаций, с которыми сотрудничает классный руководитель;

- отделения МЧС района;

- инспектора департамента образования по опеке и попечительству.

II. Сведения об учащихся

1. Список учащихся класса с телефонами, цепочка учащихся для срочного оповещения.

2. Сведения о физическом здоровье учащихся (общее состояние, зрение, рассадка учащихся).

3. Уровень учебной тревожности учащихся класса (сведения по результатам исследований психологов).

4. Результаты учебных достижений учащихся класса (сравнительный анализ по четвертям и по результатам года).

5. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.

6. Питание учащихся класса (с указанием диетпитания).

7. Сведения об участии учащихся в делах класса.

Сведения об учащихся и их участии в общеклассных и общешкольных делах можно занести в следующие таблицы.

Ф.И.О.

ученика

Ф.И.О. родителей или лиц, их заменяющих

Домашний адрес и телефон ученика и родителей

Группа

здоровья ученика

Кружки и секции в школе

Кружки и секции вне школы, дни занятий

Поручения

в классе

 

 

 

 

 

 

 

 

Список

учащихся

Информационные

часы

Классные

часы

Часы

общения

Выполнение разовых поручений

Участие в мероприятиях вне школы

Участие в делах школы

 

 

 

 

 

 

 

 

Список

учащихся

Дежурство по школе

Дежурство

по классу

Участие в генеральных уборках

Трудовая

инициатива

Подготовка газет, специальных выпусков

Уборка школьной

территории

 

 

 

 

 

 

 

III. Информация учителей, работающих в классе

1. Анализ посещения уроков в классе (в рамках подготовки к родительским собраниям, педсоветам, часам общения).

2. Результаты педагогических консилиумов, опросов учащихся.

3. Сотрудничество с учителями по результатам учебных четвертей и года.

4. Изучение мнений учителей о классе. Их можно изучить по следующей схеме.

Параметры оценки учебной деятельности учащихся класса

Положительная оценка со знаком

«+»

Отрицательная оценка со знаком

«-»

Познавательный интерес учащихся класса в рамках преподаваемого предмета

 

 

Уровень организации класса во время учебной деятельности

 

 

Отношение классного коллектива к выполнению задач урока различной степени трудности

 

 

Интерес учащихся к творческой деятельности

 

 

Отношение класса к выполнению домашних заданий

 

 

Сотрудничество всех членов классного коллектива во время учебной деятельности

 

 

Взаимодействие с учителем

 

 

Отношение учащихся к преподаваемому предмету

 

 

Степень учебных достижений класса по предмету

 

 

IV. Сотрудничество с родителями

1. Состав родительского комитета класса.

2. Планирование работы родительского комитета.

3. Анализ участия родителей класса в жизни школы и класса.

4. Тематика родительских собраний в классе.

5. Проблемные семьи, анализ семейной ситуации.

V. Аналитическая деятельность классного руководителя

1. Задачи работы на год.

2. Характеристика класса.

3. Планы работы на четверть.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

5. Анализ результативности внеклассных мероприятий.

Обязанности дежурного классного руководителя

Помимо своих прямых функциональных обязанностей классный руководитель совместно со своим классом осуществляет дежурство по школе. Для того, чтобы дежурство было выполнено качественно, классный руководитель и дежурный класс должны хорошо знать круг своих непосредственных обязанностей.

Должностные обязанности дежурного классного руководителя

1. Дежурный классный руководитель обязан прибыть на дежурство за 30 минут до начала первого урока.

2. Совместно с дежурным администратором обсудить организацию дежурства в этот день согласно плану мероприятий этого дня (семинары, открытые уроки и т. д.)

3. Совместно с дежурным администратором встретить и проинструктировать учащихся дежурного класса, проверить наличие у учащихся опознавательных знаков дежурного класса.

4. Совместно с дежурным администратором расставить учащихся на посты.

5. Дежурный классный руководитель совместно с дежурным администратором осуществляет контроль за работой гардероба, столовой.

6. Дежурный классный руководитель контролирует работу учителей - предметников, выводящих учащихся в столовую на переменах, дежурных учителей на этажах и в холлах.

7. Дежурный классный руководитель помогает дежурным учащимся класса собрать сведения об отсутствующих и опоздавших учащихся.

8. Дежурный классный руководитель оперативно реагирует на все случаи нерадивого отношения к школьному имуществу и докладывает об этом дежурному администратору.

9. В течение всего дежурства классный руководитель должен:

- проверять состояние постов дежурных учащихся;

- делать необходимые замечания дежурным учащимся, а также учащимся школы, нарушающим режим работы школы;

- организовать сдачу дежурства дежурному классу второй смены.

Права дежурного классного руководителя

1. Самостоятельно отдавать распоряжения в пределах своей компетенции.

2. Делать необходимые объявления по согласованию с дежурным администратором.

3. В случае экстренной необходимости заходить на уроки, внеклассные мероприятия, беспрепятственно заходить во все помещения школы.

4. Покинуть школу после передачи дежурства дежурному классному руководителю второй смены.

Инструкция дежурного класса

1. Настоящая инструкция дежурного класса разработана в соответствии с Уставом и режимом работы школы.

2. График дежурства каждого класса определен общим графиком дежурства по школе, который составляется заместителем директора школы по воспитательной работе и утверждается директором школы.

3. Продолжительность дежурства дежурного класса - учебная неделя.

4. Сроки дежурства: первая смена - 7.30-14.30; вторая смена- 14.30-20.30.

5. Дежурство учащихся класса по школе осуществляется согласно графику.

6. Дежурный ученик во время своего дежурства носит нагрудный знак с фамилией и именем и цифрой дежурного класса.

7. Ответственные дежурные приходят за полчаса до начала смены и дежурят до окончания смены.

8. Учащиеся дежурного класса покидают свой пост после того, как проверят санитарное состояние классных кабинетов и коридоров, школьной столовой.

9. Учащиеся дежурного класса сдают дежурство дежурному администратору, который, в свою очередь, должен записать в дневники учащихся благодарность или порицание дежурным учащимся.

10. Учащиеся дежурного класса совместно с дежурным классным руководителем и дежурным администратором встречают учащихся школы при входе в школу, проверяют внешний вид, записывают опоздавших учащихся и выясняют причины опоздания в школу.

11. Учащиеся дежурного класса совместно с дежурным администратором в перемену следят за организованным выходом учащихся в столовую, порядком в школьных коридорах и столовой.

12. Во время перемен учащиеся дежурного класса должны находится на этажах, возле гардеробов, в школьной столовой.

13. Дежурные учащиеся на первом этаже школы совместно с дежурным классным руководителем следят за тем, чтобы в школу не заходили посторонние лица.

14. Дежурные учащиеся по столовой совместно с дежурным администратором следят за тем, чтобы:

- классы организованно выходили в столовую;

- учащиеся перед едой соблюдали требования санитарного режима;

- во время еды соблюдали тишину и порядок в столовой;

- после еды убирали за собой посуду, соблюдали чистоту и порядок в столовой.

15. После звонка на урок дежурные учащиеся наводят порядок в столовой и готовятся к приему учащихся после следующего урока.

16. Дежурные учащиеся по этажу обязаны:

- следить за порядком на этажах, делать замечания в корректной форме, если в этом есть необходимость;

- не допускать нарушений дисциплины, шума на этажах;

- следить за сохранностью имущества школы;

- во время перемены проверять выход учащихся из кабинетов, проветривать кабинеты, проверять их санитарное состояние;

- после окончания уроков принимать от дежурных по классу кабинет;

- по окончанию дежурства все ответственные по этажам сдают свои участки дежурному классному руководителю или дежурному администратору.

17. Дежурные по столовой сдают дежурство дежурному администратору.

18. После окончания дежурства дежурный администратор дает оценку дежурства дежурного класса в устном и письменном виде в «Журнале дежурного администратора»

19. По итогам дежурства каждый ученик дежурного класса получает поощрительную запись или замечание в дневник.

Рекомендуем посмотреть:

Как подготовить и провести дискуссию

Как сделать класс дружным, 7-8 класс

Психологические особенности учащихся старших классов

Функции классного руководителя в современной школе

В помощь классному руководителю 5-6 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!