Конкурсы

Особенности работы с подростками

Особенности работы с подростковым коллективом

Работая с классом, педагог сталкивается с необходимостью решать так называемые организационные вопросы. Часто на это приходится отводить время на своем уроке. И чем меньше класс организован, тем труднее классному руководителю: приходится на себе тащить воз «дежурных» вопросов, распределения обязанностей, выяснения конфликтных ситуаций. А легче? Легче и классному руководителю, и школьникам, если класс растет как коллектив, если развивается система взаимодействий и создана благоприятная атмосфера. И классный час может этому помочь.

Классному руководителю надо представить, с чего начать развитие коллектива, задав себе вопросы: какой он, мой класс сегодня? Какого возраста дети и сколько их в классе? Что происходило в этом коллективе до встречи со мной? Умеют ли ребята дружить? Интересно ли им вместе? Есть ли в классе лидеры и «изгои»? Эти и другие вопросы помогут понять, над чем необходимо работать в первую очередь. Труд этот предстоит не только классному руководителю, но и самим ребятам. Педагогу важно научить свой класс осмысливать то, что происходит в коллективе, научить взаимодействию, соучастию и сопереживанию.

А.Н. Лутошкин предлагал рассматривать логику развития коллектива как движение от горсти сыпучего песка (когда каждый сам по себе), преодолевая состояние мягкой глины и мерцающего маяка, к единению, которое, по его мнению, можно сравнить с такими яркими образами, как «алый парус» и «горящий факел». Это нелегкий путь, и, как показывает практика, не многие классы становятся сплоченными коллективами, где есть забота друг о друге, где легко учиться и интересно жить. Ребятам предстоит научиться совместно планировать работу, распределять поручения, откровенно и искренне обсуждать в классе любые проблемы, вместе строить программу роста.

Основными особенностями работы с подростковым коллективом являются:

• знание психологических особенностей коллектива класса;

• использование игровых форм внеклассной деятельности, ситуативных заданий с использованием индивидуальных особенностей каждого подростка;

• использование тем для обсуждения, интересующих ребят данного возраста;

• усиленная профилактическая работа среди подростков, но с использованием методик типа «не навязывай — убеждай, сопоставляй»;

• умение педагога незаметно разрешать любые возникающие конфликты в подростковом коллективе, при этом оставаясь авторитетом для подростков.

Рекомендуем посмотреть:

Функции классного часа

Воспитательная программа ОЭР в школе

Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками

Внеклассная работа в школе

Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»

Надежда Владимировна Бандурова # 6 мая 2015 в 14:35 +1
Хорошая тема, нужная для меня. Но, к сожалению не до конца открыта. Тема многогранна и можно о ней говорить очень много. Важное из статьи для себя взяла предложение А.Н. Лутошкина, который рассматривает логику развития коллектива как движение от горсти сыпучего песка (когда каждый сам по себе), преодолевая состояние мягкой глины и мерцающего маяка, к единению, которое, по его мнению, можно сравнить с такими яркими образами, как «алый парус» и «горящий факел». Вот это очень понравилось. Спасибо за идею.
Мария Леонидовна Перевозникова # 21 сентября 2015 в 14:09 0
Действительно важный вопрос. Можно провести ряд диагностических мероприятий которые помогут сделать более точное заключение и найти пути решения всплывающих вопросов. Основная сложность в том, чтобы научить осознавать собственную уникальность и уникальность другого человека. Учить понимать себя и свои потребности что приведет к большей осознанности.
Для диагностики можно использовать:
1. Анализ "Атмосферы класса" [опросник]
2. Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизни [опросник]
3. Методика выявления уровня развития самоуправления [опросник]
Жанна Грачевна Нуриян # 29 сентября 2015 в 18:07 0
Согласна с комментарием Бандуровой Надежды,что тема очень важна и многогранна.Те,кто работает не первый год в школе и воспитал уже не одно поколение,могут наверно написать целую диссертацию на эту тему.А так,изложенный ход мыслей конечно верный.Это АЗЫ воспитания,о которых к большому сожалению, так мало известно всё большему числу молодых педагогов.Не знаю в чём причина,ведь при желании обо всём можно и прочитать и узнать у более опытных учителей,но по себе знаю насколько трудно работать в неорганизованных классах,где нет коллектива как такого го,нет взаимодействия.
Ольга Викторовна Дмитриченко # 9 октября 2015 в 17:24 0
Весьма полезный материал. Пресловутый подростковый период- сложный этап в жизни подростка и тех, кто с ним связан. Надо уметь находить контакт с ребенком, а ему самому научится справляться с перепадами настроения, управлять гневом и стремлением к свободолюбию, понять биологические и физиологические изменения в организме.
Инесса Владимировна Мозымова # 3 января 2016 в 21:18 0
Уровень современных требований к преподавателю, воспитателю так высок, что предполагается тонкое понимание нюансов и оттенков личности. Иначе говоря, он предполагается более высокий профессионализм и более глубокий и тонкий диагноз причин и сущности отношения личности, который возможен лишь при знании истории развития воспитанника. При этом особое значение имеет материал, касающийся периода младшего школьного возраста, который играет исключительно важную роль в адаптации к социальным условиям вообще и к школьной жизни в частности, поскольку именно в этом возрасте закладываются и в основе своей формируются умение учиться, социальная приспособляемость и т. д.
Наталья Александровна Туманова # 16 января 2016 в 20:44 0
На тему работы с подростками можно говорить и говорить. Действительно она очень обширна. Я в 7 классе проводила тест по системе А.Н.Лутошкина. Ребята, к сожалению, не до конца поняли его принцип. Я думаю, что его нужно проводить 2 раза в год:в начале уч.года и в конце. а работать с подростками очень важный и трудоемкий процесс.
Татьяна Владимировна Орлова # 19 января 2016 в 22:34 0
Актуальная тема для меня,так как являюсь кл.руководителем 7 класса, но материал показался не совсем понятен подростка.Считаю разумным работать с подростками в течении всего учебного года