Особенности работы с подростковым коллективом
Работая с классом, педагог сталкивается с необходимостью решать так называемые организационные вопросы. Часто на это приходится отводить время на своем уроке. И чем меньше класс организован, тем труднее классному руководителю: приходится на себе тащить воз «дежурных» вопросов, распределения обязанностей, выяснения конфликтных ситуаций. А легче? Легче и классному руководителю, и школьникам, если класс растет как коллектив, если развивается система взаимодействий и создана благоприятная атмосфера. И классный час может этому помочь.
Классному руководителю надо представить, с чего начать развитие коллектива, задав себе вопросы: какой он, мой класс сегодня? Какого возраста дети и сколько их в классе? Что происходило в этом коллективе до встречи со мной? Умеют ли ребята дружить? Интересно ли им вместе? Есть ли в классе лидеры и «изгои»? Эти и другие вопросы помогут понять, над чем необходимо работать в первую очередь. Труд этот предстоит не только классному руководителю, но и самим ребятам. Педагогу важно научить свой класс осмысливать то, что происходит в коллективе, научить взаимодействию, соучастию и сопереживанию.
А.Н. Лутошкин предлагал рассматривать логику развития коллектива как движение от горсти сыпучего песка (когда каждый сам по себе), преодолевая состояние мягкой глины и мерцающего маяка, к единению, которое, по его мнению, можно сравнить с такими яркими образами, как «алый парус» и «горящий факел». Это нелегкий путь, и, как показывает практика, не многие классы становятся сплоченными коллективами, где есть забота друг о друге, где легко учиться и интересно жить. Ребятам предстоит научиться совместно планировать работу, распределять поручения, откровенно и искренне обсуждать в классе любые проблемы, вместе строить программу роста.
Основными особенностями работы с подростковым коллективом являются:
• знание психологических особенностей коллектива класса;
• использование игровых форм внеклассной деятельности, ситуативных заданий с использованием индивидуальных особенностей каждого подростка;
• использование тем для обсуждения, интересующих ребят данного возраста;
• усиленная профилактическая работа среди подростков, но с использованием методик типа «не навязывай — убеждай, сопоставляй»;
• умение педагога незаметно разрешать любые возникающие конфликты в подростковом коллективе, при этом оставаясь авторитетом для подростков.
Рекомендуем посмотреть:
Функции классного часа
Воспитательная программа ОЭР в школе
Вопрос о культурном использовании Интернета современными школьниками
Внеклассная работа в школе
Воспитательная подпрограмма для 5- 9 классов «Спорт, здоровье и я»