Планирование воспитательной работы - это педагогическое моделирование деятельности классного руководителя, своеобразный прогноз воспитательной ситуации в классе. Значение планирования состоит в том, что оно позволяет не только уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий педагога, а также упорядочить процессы обучения и воспитания учащихся в коллективе, предвидеть развитие воспитательного процесса и его результативность.
План - это заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность, сроки выполнения и предполагаемых ответственных (детей, педагогов, родителей).
Хорошо продуманный, обоснованный план позволяет: во-первых, четко осознать цель, стратегические и тактические задачи воспитания; во-вторых, целенаправленно разработать содержание и выбрать средства, организационные формы воспитательной работы; в-третьих, прогнозировать результаты своей деятельности.
Планирование воспитательной работы - это не догма. План может видоизменяться как внешне, так и по содержанию, с учетом особенностей развития коллектива, воспитательной ситуации. Планирование - это не только прерогатива классного руководителя, в планировании воспитательной работы в классе могут и должны участвовать учащиеся, родители.
Прежде чем классный руководитель приступит к планированию воспитательной работы в коллективе, он должен:
- познакомиться с государственными документами, определяющими задачи воспитательной работы на современном этапе;
- изучить документы школы, регламентирующие организацию воспитательной работы в классе;
- изучить особенности развития воспитательной ситуации до его назначения классным руководителем;
- изучить особенности возраста учащихся класса и определить, исходя из них, цели и задачи воспитательной работы;
- изучить уровень развития коллектива класса;
- познакомиться с методами и стилем руководства классом предыдущего классного руководителя (особенно это касается перехода из начальной школы на старшую ступень обучения);
- получить консультацию завуча по воспитательной работе (рекомендации по содержанию планирования в данном классе);
- изучить анализ развития классного коллектива за предыдущий год, проблемы и перспективы развития;
- изучить календарь памятных дат предстоящего года и определить даты, необходимые для воспитания идейно-нравственной и политической культуры учащихся;
- привлечь учащихся и родителей к планированию.
В классном коллективе чаще всего составляют:
- план воспитательной работы классного руководителя (на четверть, полугодие, год);
- план ученического коллектива;
- план работы коллектива на определенный период (месяц, год, несколько лет) по важнейшему направлению, например поисковой работе, работе с младшими учениками;
- план подготовки и проведения дела в коллективе;
- план работы творческого объединения, групп.
Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, вносить коррективы и изменения, а также отражала взаимодействие участников педагогического процесса.
Общий алгоритм любого планирования педагога можно представить следующим образом.
1. Определение предмета планирования (всей деятельности, какого-то направления, конкретного дела).
2. Определение временного периода (год, четверть, месяц и т. д.).
3. Структурирование предмета планирования (выделить направления или виды деятельности, вычленить содержательные и тематические блоки, т. е. представить идеальный образ планируемого, а затем отобрать нужное и реальное).
4. Анализ результатов и состояния (коллектива, деятельности, подразделения, учреждения и т. д.).
5. Обобщение результатов анализа.
6. Целеполагание (ради чего, над чем работать, что хотелось бы получить в итоге).
7. Коллективное планирование (предполагает включение в процесс совместного поиска идей, предложений всех, кто причастен к планируемой работе).
8. Выбор средств достижения поставленных целей, решения задач, способов отслеживания и оценки результатов. Отбираются содержание, методы, технологии, позволяющие решать поставленные задачи; определяются взаимосвязи с теми, кто может помочь в достижении результатов. Результаты планируемых дел уточняются, конкретизируются, выбираются способы их контроля и оценки.
9. Распределение событий во времени. В зависимости от того, какой отрезок времени планируется, определяются этапы, периоды, даты; выстраивается логика дел и событий.
10. Оформление (написание) плана.
Общий алгоритм планирования подходит для любого вида деятельности, для любого типа плана, для любого отрезка времени. Для того чтобы получить задуманный результат, процесс планирования должен быть беспрерывным, систематическим. В этом случае изложенный алгоритм повторится несколько раз: при перспективном планировании (на год и более), при периодическом (на четверть, полугодие), при краткосрочном (на месяц и менее), при оперативном, текущем (на день, конкретное дело).
Планирование есть процесс моделирования деятельности на какой-то период времени, когда педагог представляет мысленно модель своей работы: содержательную, организационную, структурную. Поэтому все шаги можно объединить в несколько этапов планирования:
1) подготовительный: определение предмета и отрезка времени, структурирование предмета;
2) аналитический: диагностика и анализ результатов и имеющегося опыта, обобщение результатов анализа;
3) моделирующий: целеполагание, коллективное планирование, выбор содержания и средств, прогноз результатов, распределение событий во времени;
4) заключительный (оформительский): выбор структуры плана и его оформление.
Приступая к планированию воспитательной работы с классным коллективом, классный руководитель обязан руководствоваться следующими правилами:
Правило первое. Планируемые мероприятия должны быть рассчитаны на определенный возраст учащихся, т. е. учитывать особенности ведущей деятельности как психологической основы данного возраста.
Правило второе. Каждое планируемое мероприятие должно быть нацелено на некий конечный результат и решать определенные задачи.
Правило третье. Планирование внеклассных мероприятий должно предполагать некую системность, а не спонтанность.
Правило четвертое. Планирование должно учитывать цели и задачи воспитательной системы школы, параллели, мнение учащихся и их родителей.
Правило пятое. Если классный руководитель начинает работу с классным коллективом впервые, он должен внимательно изучить систему воспитательных мероприятий предыдущего классного руководителя и по возможности продолжить начатое им в коллективе, лишь совершенствуя, шлифуя и добавляя свое.
Правило шестое. В планировании необходимо отвести главенствующее место традиционным мероприятиям школы и параллелей, лишь усложняя и видоизменяя степень участия всех учащихся класса в этих делах.
Правило седьмое. Классный руководитель при анализе воспитательной работы за предыдущий год обязан выявить проблемы классного коллектива и школы, которые необходимо решить в будущем году.
Правило восьмое. Классный руководитель должен помнить, что внеклассные мероприятия должны быть разнообразными и по форме, и по содержанию, интересными и развивающими.
Правило девятое. Планирование должно учитывать даты, связанные с историей страны, города, района, в котором расположена школа, самой школы. Нельзя забывать события, которые связаны с историей человечества, судьбами людей.
Правило десятое. В составлении плана воспитательной работы могут и должны участвовать как дети, так и родители. Это необходимо для того, чтобы четко представлять себе уровень требований и притязаний взрослых и детей к себе и другим, к жизни в классном коллективе.
Для определения большей будущей результативности плана воспитательной работы с учащимися и родителями можно предложить родителям ответить на некоторые вопросы, которые не оставят взрослых и детей безучастными к совместной работе.
Целесообразно проводить такое исследование не в начале учебного года, а в конце, когда подводятся итоги школьного года, определяются задачи будущей деятельности класса и классного руководителя. Изучение отношения к делам класса можно проводить по-разному.
Можно, например, предложить учащимся вспомнить все дела класса, в которых они участвовали, и записать их на школьной доске, а затем попросить определить из этого списка классных дел: а) самые интересные; б) самые значимые; в) самые скучные; г) самые полезные. Собрав эту информацию, классный руководитель получает возможность заранее предположить, что можно включать в план воспитательной работы будущего года, а что вовсе не годится и не может быть использовано.
Анализируя итоги каждой школьной четверти и результатов учебного года в целом, можно использовать такое исследование как рейтинг классных и школьных дел. Учащимся предлагается перечень всех классных и школьных мероприятий за учебную четверть. Ребятам предлагается внимательно просмотреть этот список и проранжировать (поставить по степени значимости для себя) все перечисленные в списке мероприятия. Мероприятия, которые большинство ребят ставят на последние места, необходимо исключить или изменить их структуру и содержание.
Для изучения отношения учащихся к внеклассной деятельности можно использовать и анкетирование.
Анкета «Жизнь класса глазами учеников»
1. Какие мероприятия этого года в классе тебе понравились?
2. Какие мероприятия этого года в школе тебе понравились?
3. Какие мероприятия этого года в классе тебе не понравились?
4. Какие мероприятия в школе тебе не понравились?
5. В каких мероприятиях ты принимал участие?
6. В каких мероприятиях не принимал участие, но хотел бы это сделать?
Мини-сочинение
В конце учебного года можно предложить учащимся написать необычное мини-сочинение. Классный руководитель обращается с просьбой к ученикам: «Ребята! И я, и вы в течение всего учебного года не знали, что в нашем классе рядом с нами существовал человек-невидимка. Он был с нами на уроках и в столовой, на переменах и классных мероприятиях, он был с нами везде и всюду. Как вы думаете, какой он увидел жизнь нашего класса, на что обратил внимание, а на что - нет, что его могло порадовать, а что - огорчить. Подумайте и напишите небольшое сочинение-размышление «Мой класс глазами человека- невидимки». Может быть, это поможет' нам что-то изменить в нашей жизни, сделать ее честнее и лучше, добрее и интереснее».
Учащиеся не должны в обязательном порядке подписывать свои сочинения. Они могут их подписать придуманными прозвищами, Другими именами, названиями цветов и т. д. Все сочинения можно наклеить на большой лист ватмана и использовать эту работу при подготовке классных мероприятий и при планировании воспитательной работы.
Очень важно проводить анализ каждого внеклассного мероприятия, каждого проводимого дела.
Для этого можно использовать очень простую, но тем не менее очень информативную диагностику.
На маленьких листочках, который получает каждый ученик класса, нарисованы следующие знаки
Учащиеся выбирают тот знак, который, по их мнению, наиболее точно отражает результат проведенного мероприятия, и обводят его кружочком.
! - внеклассное мероприятие было интересным, важным, нужным;
? - внеклассное мероприятие вызывает много вопросов и недоумений;
... - ученик в проводимом мероприятии был невостребованным;
- - мероприятие было неинтересным и формальным.
Классный руководитель собирает листочки и на отдельном листке выводит общий результат. Вот результат классного часа «Мир моих увлечений»: !!!!!!!!!!!!!!!! ???? ...
Такие листы можно оформлять после каждого внеклассного мероприятия, а в конце года для подведения общих итогов наклеить все листы с анализом мероприятий на лист ватмана.
На последнем в учебном году родительском собрании родителям тоже необходимо предложить ответить на вопросы, которые позволят оценить результативность воспитательной работы с классом глазами родителей.
Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»
1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились вашему ребенку?
2. Какие мероприятия класса и школы понравились вам?
3. Какие мероприятия класса и школы вам не понравились?
4. Какие мероприятия класса и школы не понравились вашему ребенку и почему?
5. В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог бы участвовать ваш сын (или дочь)?
6. В каких мероприятиях класса и школы могли бы вы принять участие в будущем году?
7. Какие мероприятия вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?
8. На что необходимо обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?
9. Какие традиции, на ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?
10. Какие совместные мероприятия детей и родителей в будущем учебном году вы хотели бы предложить?
Такое анкетирование помогает классному руководителю взглянуть на процесс воспитания учащихся в классе по-новому, позволяет глубже и серьезнее проанализировать свою реальную деятельность, да и у родителей такие опросы вызывают и заинтересованность, и ответственность. У них формируется уважительное отношение к классному руководителю, которому небезразличен внутренний мир их детей. Почувствовав заинтересованность классного руководителя к себе, родители с удовольствием откликаются на любое дело, готовы к сотрудничеству и партнерству в воспитательной работе в классе.
Если классный руководитель только начинает работать с классом, думает над тем, каким должен стать его класс в школе, можно предложить родителям вспомнить часы своего ученичества в школе, в классном коллективе. С этой целью следует задать им на первом родительском собрании или в ходе индивидуального собеседования следующие вопросы:
1. Какие воспоминания связаны у вас со школой и бывшим классом?
2. Какие интересные мероприятия были в вашей школьной жизни?
3. Какие традиции и обычаи были в вашем классе, которые были бы значимы для сегодняшних учеников?
4. Какими нравственными уроками своего школьного детства вы хотели бы поделиться с сегодняшними ребятами?
Итак, классный руководитель, изучив планирование воспитательной работы школы, особенности класса, родительского коллектива, определив внеклассные мероприятия, которые хотелось бы провести в параллели, может приступать к составлению плана, прибегнув к помощи учащихся.
Вариант первый
Классный руководитель записывает на школьной доске все предполагаемые внеклассные дела, в которых будет участвовать коллектив учащихся в классе и в школе. Ребятам предлагается определить самые важные, интересные и значимые для жизни класса дела.
Затем группа ребят (по желанию или по выбору самих учащихся) анализирует выбор учащимися мероприятий и определяет группы ребят, которым интересны одинаковые мероприятия.
Ребята, которые выбрали одни и те же мероприятия, получают возможность объединиться и определить содержание и форму будущего мероприятия. Свои проекты ребята сдают классному руководителю или обсуждают совместно.
Такая работа всего класса совместно с классным руководителем позволяет многое узнать об учащихся: как они общаются друг с другом, кто занимает лидерскую позицию, за кем следуют ребята, к кому прислушиваются, кто безразличен и отстранен от общего дела.
Вариант второй
Учащимся класса предлагаются написанные на доске даты красного календаря, но рядом с датой ее значение не пишется. Учащимся класса необходимо вспомнить значение каждой даты, определить ее важность для каждого из них и коллектива в целом, а также определить, какие из дат, написанных на доске, можно включить в план классных дел на текущий год.
Затем ребята выступают и объясняют, почему необходимо включить или, наоборот, исключить из плана ту или иную дату.
Учащимся предлагается объединиться в группы и составить план проведения мероприятия, а также определить, в какой форме оно будет проходить.
Вариант третий
Классный руководитель заранее готовит маленькие записочки, на которых написаны различные формы внеклассных мероприятий: классный час, беседа, диспут, праздник, экскурсия, читательская конференция, поход, брейн-ринг, викторина и т. д. Учащиеся по очереди вытягивают по одной записочке и придумывают содержание данного вида внеклассного мероприятия. Для выполнения этой работы можно дать учащимся 30 мин.
Созданный вариант внеклассного мероприятия учащиеся записывают на листок бумаги.
Надо отметить, что в записочках одна форма проведения внеклассного мероприятия может встречаться дважды и даже трижды. В результате проведенной работы получится несколько вариантов бесед, праздников и т. д.
Свои творения ребята сдают в жюри внеклассных дел, которое оценивает разработки ребят по следующим критериям: 1) занимательность; 2) познавательная значимость; 3) задействованность учащихся класса; 4) полезность для учащихся, класса и школы.
Затем жюри внеклассных дел совместно с классным руководителем анализирует полученные разработки и определяет те из них, которые отвечают всем выше перечисленным критериям. Эти разработки с учетом дополнений и замечаний классного руководителя можно вполне успешно использовать в составлении содержания плана воспитательной работы.
Вариант четвертый
Учащимся предлагается побыть в роли классного руководителя, которому необходимо составить план воспитательной работы в своем классе. Вот этой работой и должны заняться сами ребята. С этой целью класс разбивается на четыре группы, по количеству учебных четвертей в учебном году. В каждой группе выбирается руководитель группы. Руководитель группы имеет право вытянуть из коробки листок бумаги, на котором написаны времена года, к примеру осень.
Таким образом, учащимся становится понятно, что одна группа готовит план воспитательной работы на I четверть, вторая группа - на II четверть, третья - на III четверть и четвертая - на IV четверть. Ребятам разрешается самим определить, в каких внеклассных мероприятиях будет участвовать класс, в каких общешкольных мероприятиях они могут проявить себя, какими эти мероприятия будут по содержанию и кто будет отвечать за их проведение.
Ребята могут выполнить эту работу в классе. Если же они захотят продолжить обсуждение и попросят дополнительное время, то можно предложить им эту информацию подготовить к следующему классному часу.
Приведенные выше варианты совместного с учащимися планирования воспитательной работы полезны тем, что позволяют сделать процесс планирования занимательным и творческим не только для педагога, но и для детей. Они понимают, что взрослый неравнодушен к тому, чем и как будут жить дети. Да и родители начинают по-иному относиться и к школе, и классу, и к своему посещению учебного заведения. Планирование - это первый шаг к тесному сотрудничеству педагога, детского коллектива и родителей.
План воспитательной работы состоит из аналитической части, постановочно - целевой части и направлений деятельности классного руководителя.
1. Аналитическая часть
Включает анализ работы классного коллектива за прошедший учебный год и характеристику класса.
План анализа воспитательной работы за прошедший учебный год должен дать обстоятельный ответ на следующие вопросы:
- Как реализованы задачи прошлого учебного года?
- Какие результаты получены по каждой из поставленных задач? j
- Какие из задач были реализованы успешно? Что этому способствовало?
- Какие задачи не были реализованы и почему?
- Какие проблемы в работе с классным коллективом возникли при решении поставленных задач?
Характеристика классного коллектива по итогам учебного года должна включать следующие пункты:
- характеристика социального состава учащихся;
- характеристика класса по его физическому здоровью;
- результаты учебных достижений учащихся по итогам года;
- анализ проблем в обучении учащихся класса;
- посещаемость учащимися учебных занятий;
- дисциплина в классном коллективе;
- проблемные учащиеся;
- результаты работы с классом по программе «Одаренные дети»;
- социальный статус отдельных учащихся в коллективе;
- роль родительского коллектива класса в воспитании учащихся;
- характеристика семей с асоциальным поведением.
2. Постановочно-целевая часть
Она включает цели и задачи работы с классным коллективом на новый учебный год. В постановочно-целевой части необходимо указать, почему данные цели и задачи необходимо решать в новом учебном году. Постановка целей и задач на новый учебный год определяется:
- социальным заказом общества;
- задачами, которые ставит государство перед школой;
- потребностями региона, в котором находится школа и самой школы;
- запросами родителей и самих учащихся;
- традициями и обычаями воспитательной системы школы.
3. Направления деятельности с классом
Содержание работы с классным коллективом определяется теми направлениями деятельности, которые традиционно являются основой воспитательной системы данной школы.
Содержание работы с классом предполагает планирование по следующим аспектам:
- участие класса в делах школы;
- планирование внеклассных дел по самым разным направлениям, различные формы организации классных дел;
- сотрудничество с учителями, работающими в классе;
- сотрудничество с родителями учащихся;
- индивидуальная работа с учащимися;
- сотрудничество с общественными организациями;
- сотрудничество с различными службами школы.
4. Планируемые итоги работы с учащимися
В этот пункт необходимо включить критерии оценки уровня воспитанности учащихся по итогам учебного года, планируемые результаты работы с учащимися по каждому направлению.
Изучив результаты совместной деятельности детей и родителей, классный руководитель может приступать к анализу полученных результатов и оформлению плана воспитательной работы.
В современной школе могут быть различные виды планирования воспитательной работы. Среди них можно назвать следующие виды планов:
- общешкольный план воспитательной работы;
- план классного руководителя;
- план работы кружка;
- план секции;
- план клуба и т. д.
Планирование воспитательной работы может быть кратковременным, долговременным, тематическим.
К кратковременному планированию можно отнести планирование воспитательной работы на время проведения внеклассного мероприятия, планирование на неделю.
Долговременное планирование предполагает планирование воспитательной работы на четверть, год.
Тематическое планирование предполагает планирование воспитательной работы по какому-либо направлению, например, по программе «Здоровье» и т. д.
Большое внимание анализу планирования воспитательной работы в классном коллективе уделяется в педагогической литературе. Многие педагоги современности предлагают свои подходы к структуре и содержанию плана воспитательной работы:
- планирование по ключевым делам в классе (В.А. Караковский);
- календарное планирование;
- план-сетка;
- планирование по видам деятельности (Н.Е. Щуркова);
- планирование по комплексным программам (О.С. Газман).
Структура плана воспитательной работы может быть такой:
- цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в школе;
- цель и задачи воспитательно-образовательного процесса в классе;
- характеристика классного коллектива (см. соответствующий раздел книги, с...).
Планирование по направлениям деятельности
Пример: Направление «Нравственность»
Срок |
Название |
Форма |
Задачи |
Ответ |
Результативность мероприятия |
Сен тябрь |
Классный час «Встреча с учащимися школы, ставшими студентами вузов» |
Тематический классный час |
Формирование интереса к учению, интеллектуальных умений |
|
Классный час прошел очень интересно. Ребята задавали много вопросов, некоторые дети заинтересовались факультетами и вузами |
Примерный план работы классного руководителя на месяц
Направление работы |
Сентябрь |
|||
1-я неделя |
2-я неделя |
З-я неделя |
4-я неделя |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Диагностические исследования |
Изучение интересов учащихся в дополнительном образовании и внеклассных занятиях |
|
Социометрия коллектива |
|
Работа с документацией |
Оформление документации класса Подготовка Заседания родительского комитета |
Оформление материалов папки классного руководителя |
Подготовка материалов родительского собрания |
Работа с дневниками учащихся |
Направление «Здоровье» |
|
Поход выходного дня |
|
|
Направление «Интеллект» |
|
Интеллектуальный марафон |
|
|
Направление «Нравствен |
Праздничная линейка, посвященная дню Знаний |
|
Классный «Мир моих интересов» |
|
Направление «Я и моя Родина» |
|
|
|
Экскурсия «Улицы, от названий которых становится теплей» |
Направление «Досуг» |
|
Праздничная |
|
|
Направление «Семья» |
Заседание родительского комитета |
|
Родительское собрание |
|
Планирование работы с родителями учащихся
В план работы с родителями вносятся следующие сведения:
1. Состав родительского комитета класса.
2. Фамилии родителей, которые входят в состав Совета учебного заведения.
3. Семьи SOS (неблагополучные семьи).
Месяц |
Заседания родительского комитета |
Классные родительские собрания |
Школьные родительские собрания |
Заседа совета |
Тематические и индивидуальные консультации |
Мероприятия, в которых участвуют родители класса |
Сентябрь |
2.22 |
Вот и стали мы на год взрослей 04.22 |
|
Анализ годового плана работы школы 02.22 |
|
Классный час, посвященный 1 сентября (Иванова М.П., Терентьева П.В.) |
Октябрь |
|
|
Родительское собрание - встреча с учи- телями- предмет- никами |
|
Приглашение родителей учащихся на тематические консультации |
Экскурсия по памятным местам старого города (Петров П.И., Семенова Г.В.) |
Ноябрь |
Подготовка к Рождеству и Новому году |
Пути преодоления вредных привычек у ребенка (дискуссия) |
|
Подготовка к празднованию Нового года |
Индивидуальная консультация для семей SOS |
Подготовка семейного праздника «Что мы знаем друг о друге» (Гуковская Л.В, Симонова С.П.) |
Индивидуальная работа с учащимися
Месяц |
Проблемные учащиеся |
Содержание |
Результаты |
Сентябрь |
Петров С. Иванов В. |
Беседа с психологом, социальным педагогом |
1. Проведена диагностика уровня тревожности. 2. На основании диагностики беседа с учителем математики и физики (дополнительные занятия) |
Октябрь |
Волков Е. Зайцева К. |
Беседа с инспектором ИДН |
1. Встреча с родителями. 2. Беседа с руководителем секции по волейболу (регулярно занимаются, не пропускают тренировки). 3. Улучшили результаты по русскому языку и географии. |
Формы планирования, которые приведены в виде примера, не являются образцом, которому необходимо слепо подражать. Существуют различные формы оформления плана воспитательной работы. Самое главное - никакая форма, даже самая совершенная, не заменит содержания, самой сути плана воспитательной работы.
В книге А. Гина «Приемы педагогической техники» приводятся высказывания Джейн Поли, ведущей программы новостей одного из телеканалов США. Она сказала: «Хорошо организованная жизнь - это как сетка для страховки. Благодаря ей, вы можете выделывать высоко на проволоке более сложные трюки». Эта фраза как нельзя лучше отражает суть работы с классным коллективом.
Чем глубже и серьезнее классный руководитель относится к планированию воспитательной работы, тем интереснее будет жизнь классного коллектива.
Уважающий себя классный руководитель всегда хочет убедиться в том, насколько значимым было воспитательное мероприятие в глазах учащихся, осталось ли у них желание снова включиться в общее дело.
В планировании внутришкольного контроля есть мероприятия, которые называют открытыми. Классные руководители, учителя- предметники присутствуют на внеклассном мероприятии, а затем анализируют его содержательную сторону. Однако очень часто бывает так, что и администрация, и присутствующие коллеги четко и вразумительно проанализировать проведенное мероприятие неготовы.
Внеклассное мероприятие можно анализировать по следующим пунктам:
1. Соответствует ли содержание внеклассного мероприятия его целям и достигнутым результатам?
2. Соответствует ли внеклассное мероприятие возрастным особенностям учащихся?
3. Учтены ли индивидуальные особенности отдельных учащихся в мероприятии, и на каких этапах?
4. Каков уровень организации внеклассного мероприятия?
5. Выдержано ли мероприятие по времени?
6. Является внеклассное мероприятие системным или представляет собой набор несвязанных между собой фактов?
7. Каково отношение учащихся к мероприятию?
8. Все ли учащиеся класса приняли в нем участие?
9. Кто из ребят был, по вашему мнению, самым активным, чье участие вам понравилось больше всего?
10. Поведение каких учащихся вызвало у вас тревогу?
11. Какие эмоции вызвало внеклассное мероприятие у учащихся класса?
12. Какой была атмосфера внеклассного мероприятия?
13. Какие моменты внеклассного мероприятия вам понравились больше всего? Почему?
14. Какие моменты внеклассного мероприятия вам не понравились? Почему?
Можно результаты анализа внеклассного мероприятия оформить в виде следующей таблицы.
Уважаемые коллеги!
Оцените внеклассное мероприятие, на котором вы только что побывали, по десятибалльной шкале.
Критерий |
10 |
9 |
8 |
7 |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
Целесообразность |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие результата целям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Соответствие формы содержанию |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организованность учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Активность учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Атмосфера мероприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степень взаимодействия учащихся класса, умение общаться друг с другом |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сила эмоционального воздействия мероприятия на учащихся |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Значимость данного мероприятия для всей системы воспитательной работы в классе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В заключение подобной диагностики можно попросить коллег отметить письменно следующие моменты:
- самый сильный момент мероприятия;
- самый слабый момент мероприятия;
- на что необходимо обратить внимание классному руководителю в работе с классом.
В конце внеклассного мероприятия классный руководитель дает возможность самим учащимся оценить свое участие и участие своих товарищей в проведенном мероприятии. Для этого нужно коротко дополнить следующие предложения:
1. В сегодняшней встрече мне понравилось...
2. В сегодняшней встрече мне не понравилось...
3. В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне хотелось бы, чтобы...
4. В следующий раз при проведении подобного мероприятия мне не хотелось бы, чтобы...
В школе, где работают авторы, сложилась эффективная система воспитательной работы, удобная для практической реализации актуальных направлений воспитания.
Направление I. «Здоровье»
Цель работы классного руководителя в этом направлении - использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости их физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению здоровья нации;
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
Виды деятельности классного руководителя в направлении «Здоровье»:
- Сотрудничество с медицинским персоналом учебного заведения и медицинскими учреждениями города, поселка, деревни с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
- Сотрудничество с родителями учащихся и учителями- предметниками.
- Сотрудничество с психологической службой школы для изучения физического и психического состояния учащихся и возможной коррекции их здоровья.
- Сотрудничество с внешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую и коррекционную работу с учащимися.
- Формирование у учащихся позитивного и деятельного отношения к проблеме сохранения и защиты своего здоровья.
- Организация внеклассных мероприятий, формирующих отношение к занятиям физкультурой и спортом.
Основные понятия направления «Здоровье»:
Психическое и физическое здоровье, культура сохранения собственного здоровья и здоровья других людей, традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья, гигиена, гармония души и тела, воля и волевые качества человека для сохранения здоровья.
Формы внеклассной работы:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами, спартакиады, олимпиады, спортландии, марафоны;
- встречи с выдающимися спортсменами, родителями и семьями, активно занимающимися спортом, со студентами физкультурных вузов;
- предметные вечера (вечер физической культуры и спорта), спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, праздники и фестивали спортивной песни, конкурсы спортивных газет;
- тематические консилиумы и собрания педагогов по вопросу сохранения здоровья учащихся класса;
- беседы, дискуссии по следующим темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Спортивные столицы мира», «Трудные судьбы большого спорта», «Спорт в нашей семье», «Как заниматься спортом без ущерба здоровью, «Спорт и интеллект - понятия совместимые?», «Экстремальные виды спорта. Что стоит за этими словами?» «Красивый спорт и грубый спорт», «Вредные привычки. Как от них избавиться?»;
- походы выходного дня, туристические походы, дни здоровья;
- ведение книги классных спортивных рекордов учащихся на спортивных площадках школы, а также села и города;
- встречи с медицинскими работниками, интерактивные игры, индивидуальные и групповые консультации по вопросам пола;
- обсуждение газетных и журнальных публикаций по проблеме, читательские конференции, просмотр видео- и художественных фильмов.
Направление II. «Интеллект»
Цель работы классного руководителя в этом направлении - оказание помощи ученикам в развитии способности действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно, проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей среде.
Задачи:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика, его ближайшую зону развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать культуру интеллектуального развития и совершенствования.
Виды деятельности в направлении «Интеллект»:
- изучение результативности учебной деятельности учащихся класса за каждый год для организации коррекционной работы;
- сотрудничество с учителями-предметниками по изучению индивидуальных возможностей интеллектуальной деятельности каждого учащегося;
- интеллектуальное просвещение учащихся класса, формирование культуры умственного груда;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся;
- сотрудничество с психологической службой для организации коррекции интеллектуальных умений учащихся;
- сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместного развития интеллектуальных возможностей учащихся.
Основные понятия направления «Интеллект»:
умственное развитие, культура умственного труда, умственные способности, уровень интеллектуального развития (IQ), креативность, практический интеллект, социальный интеллект, кругозор, интеллектуальный потенциал.
Формы внеклассной работы:
- внутриколлективные конкурсы по развитию внимания, памяти, мышления;
- интеллектуальные марафоны в классе и параллели;
- интеллектуальные бои, ринги, дебаты;
- научно-исследовательские конференции;
- спецкурсы и факультативы.
Направление III. «Общение»
Цель работы классного руководителя в этом направлении - передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного), опыта поколений.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель - ученик», «ученик — ученик», «взрослый - ребенок»;
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений.
Виды деятельности в направлении «Общение»:
- изучение способностей к общению каждого ученика в коллективе, определение проблем в общении и организация коррекции на материале диагностики;
- изучение с учащимися исторического опыта организации общения людей в человеческих сообществах, их роли и последствий для последующих поколений;
- обучение учащихся конструированию и моделированию в сфере общения с помощью организации активных форм деятельности;
- обучение проявлению эмпатии, создание положительных ситуаций общения, формирование аналитических и рефлексивных умений общения;
- организация просвещения и консультирования родителей по проблемам общения;
- обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как гренинги, дискуссии, часы общения.
Основные понятия направления «Общение»:
эмоции и чувства, рефлексия, эмпатия, сочувствие и сопереживание, умение управлять собой.
Формы внеклассной работы:
- спецкурсы, тематические классные часы, интерактивные игры по проблеме «Общение»;
- тренинги общения учащихся и их родителей;
- тематические и индивидуальные консультации для детей и родителей;
- самопрезентации и самопредставления;
- праздники, конкурсы, дебаты.
Направление IV. «Нравственность»
Цель работы в этом направлении - помочь учащимся осознать нравственные нормы и правила.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственное отношение к окружающим людям;
- формировать у учащихся осознание ценности человеческой жизни.
Виды деятельности в направлении «Нравственность»:
- развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и их умением выживать в трудных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Основные понятия направления «Нравственность»:
нравственный выбор, нравственное просвещение и нравственное поведение, выдающие люди и их нравственные ценности, самоактуализация и самореализация, жизненные ценности и правила, знание этических учений, нравственный опыт.
Формы внеклассной работы:
- спецкурсы по нравственной тематике;
- тематические классные часы;
- тренинги нравственного самосовершенствования;
- театральные и кинопросмотры;
- экскурсии, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, поселка;
- дискуссии по нравственной тематике;
- поисковая работа, создание музеев;
- шефская работа в детских домах, больницах, детских садах, хосписах;
- изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны;
- организация цикла нравственных бесед;
- изучение нравственного наследия, имеющего общечеловеческий характер: золотое правило нравственности, заповеди Нагорной проповеди;
- праздничные поздравления одноклассникам, педагогам, сюрпризные моменты, конкурсы.
- клубы «Азбука нравственности», «Нравственные истины».
Направление V. «Досуг»
Цель работы классного руководителя в этом направлении - создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися своей индивидуальности во внеурочной деятельности;
- использование нестандартных творческих форм внеклассной деятельности с учетом возрастных особенностей учащихся;
- изучение индивидуальных интересов и потребностей учащихся во внеурочной деятельности;
- просвещение и консультация учащихся в выборе кружков, клубов, секций, обществ;
- постоянная демонстрация достижений, результатов, способностей учащихся в досуговой деятельности родителям, педагогам, сверстникам;
- развитие способностей адекватно оценивать свои результаты и быть справедливым к чужим достижениям;
- использование активных форм внеклассной работы на основе учета возрастных особенностей учащихся.
Виды деятельности в направлении «Досуг»:
- изучение потребностей, интересов и желаний ребят в организации и проведении внеклассных мероприятий;
- предоставление учащимся возможности самостоятельного и совместного планирования жизни класса во внеурочной деятельности и ответственности за его выполнение;
- изучение мнения руководителей внешкольных объединений об участии учащихся класса в их работе;
- изучение отношения учащихся к деятельности внеклассных учреждений и результативности участия в них;
- предоставление родителям необходимой информации об участии ребенка в жизни классного коллектива, демонстрация достижений учащихся;
- стимулирование инициативы и активности учащихся в жизни класса.
Формы внеклассной работы:
- празднование памятных дат в жизни учащихся;
- празднование памятных дат календаря;
- посещение театров, музеев, выставок;
- театрализованные представления;
- фестивали, презентации;
- литературные балы, конкурсы талантов, марафоны.
Направление VI. «Гражданин»
Цель работы классного руководителя в этом направлении - формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, осознание своих прав и прав других людей;
- обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования.
Виды деятельности в направлении «Гражданин»:
- изучение правовых норм государства, законов и формирование у учащихся ответственного отношения к ним;
- организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
- сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
- формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости.
Основные понятия направления «Гражданин»:
право, закон, права и обязанности, правонарушение, преступление, ответственность, долг, честь, достоинство, личность, правовые нормы.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы, спецкурсы;
- встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- посещение воинских частей;
- конкурсы, викторины по правовой тематике;
- праздники получения паспорта, дня Конституции;
- интерактивные игры, дебаты, дискуссии на тему «Я имею право на...»;
- читательские конференции по правовой тематике.
Направление VII. «Семья»
Цель работы классного руководителя в этом направлении - максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей и родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и родителей;
- организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности;
- создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель - ученик - родитель».
Виды деятельности в направлении «Семья»:
- сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями;
- сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка;
- изучение семей учащихся, системы нравственных ценностей и традиций семьи, влияющих на нравственное и личностное становление ребенка;
- поощрение родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
семейный уклад и традиций семей, родительский дом, генеалогическое дерево, семейные корни, авторитет отца и матери, духовное общение в семье, взаимоотношения братьев и сестер, младших и старших, отношения к старикам и больным, защищенность ребенка в семье.
Формы внеклассной работы:
- тематические классные часы, посвященные семейным корням «Откуда начинается мой род», «Военная летопись моей семьи», «История создания моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях», «Памятные даты моей семьи»;
- праздники семьи, спортивные состязания, спортландии с участием бабушек, дедушек, родителей;
- создание клубов общения «Родители и дети».
- праздники, посвященные красным датам календаря (День матери, 23 февраля), и красным датам школы (Первое сентября, День учителя, Праздник вступления в школьную жизнь и т. д.);
- тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации, беседы с детьми и родителями,
- походы выходного дня, экскурсии, викторины, КВНы родительско-ученических и семейных команд, брейн-ринги, интеллектуальные марафоны родителей и детей;
- дни творчества, дни открытых дверей.
Каждый классный руководитель, независимо от того, с каким классом он работает, создает папку классного руководителя, в которой собраны все материалы, касающиеся работы с классным коллективом. В этой папке должны быть собраны следующие материалы:
1. Список учащихся класса с указанием фамилий, адресов, телефонов учащихся и телефонов срочного оповещения.
2. Социально- педагогический паспорт класса.
3. Сведения о занятости учащихся во внеурочное время.
4. Карта учебных интересов и предпочтений учащихся, занятость учеников дополнительными и стимулирующими занятиями.
5. График дежурства класса по школе и дежурства учащихся по классу.
6. Сведения о питании учащихся.
7. Сведения об участии учащихся класса в классных и общешкольных мероприятиях.
8. Достижения учащихся класса.
9. Ведомость успеваемости учащихся по итогам четверти и года.
10. Результаты проверки дневников учащихся по четвертям.
11. Сведения об учащихся в рамках программы «Одаренные дети»
12. Сведения о трудных учащихся и планирование работы с ними.
13. Материалы посещения уроков в классе.
14. Характеристика семей учащихся.
15. Планирование работы с классом и анализ результатов выполнения запланированных мероприятий.
В помощь классному руководителю 5-6 класса
Как подготовить и провести дискуссию
Функции классного руководителя в современной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!