Классное родительское собрание «Принуждение. Может ли оно быть эффективным?»

Сценарий тематического родительского собрания «Принуждение. Может ли оно быть эффективным?»

Цели

1. Информационное обеспечение.

2. Повышение педагогической уверенности.

Ход собрания

I. Информация ведущего о методах воспитания

Методы воспитания - это способы взаимосвязанной деятельности воспитателей (взрослых) и воспитуемых (детей), направленные на решение задач воспитания.

Существуют три группы методов:

Первая - формирование сознания личности (понятий, суждений, убеждений и оценок): рассказ, беседа, дискуссия и др.

Вторая - организация познавательной и практической деятель- воспитуемых: поручения, задания, упражнения и др.

Третья - стимулирование деятельности и поведения: соревнование, поощрение, порицание и др.

Третью группу методов можно условно разделить на две части- принуждения и убеждения.

Мы на наших встречах знакомились с методом убеждения, как основным в практике ненасильственного взаимодействия в системе «родитель - ребенок». Однако порой нам необходимо использовать крайнюю меру - принуждать своих детей к выполнению тех или иных задач или требовать от них соблюдения каких-либо норм и правил, а также применять санкции в случае невыполнения требований. Ведь, как верно заметил А.С. Макаренко: «Наказание может воспитать раба, а может воспитать и свободного, гордого человека. Никакое средство не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его независимо от системы влияний».

II. Работа с плакатом «Эффективность принуждения»

Принуждение как метод педагогического воздействия должно быть гласным и разумным.

Требования должны быть понятными ребенку и соответствовать его возможностям

Ребенок знает, что и как надо делать

Критерии оценки поведения (проступка) ребенка должны быть приняты им либо доведены до него

Ребенок знает, что последует в случае невыполнения им требований

Санкции (мера ответственности должна быть оговорена и соответствовать проступку)

Ребенок знает, чего лишается

Санкции:

1. Исправление ситуации (с «2» на «4» или «5» и др.).

2. Лишение права ...

3. ...

Какие еще санкции могут применяться к ребенку? Происходит обсуждение.

III. Итоги

Принуждение служит целям воспитания, и оно эффективно, если является РАЗУМНЫМ!

Комментарий и рекомендации

Для проведения собрания ведущему необходимо заранее подготовить плакат. Основываясь на материале плаката, ведущий разъясняет родителям роль методов принуждения в воспитании.

Основной упор следует сделать не на формировании у родителей убеждения в том, что принуждение - это крайняя мера, а на эффективности принуждения, которая зависит от способности взрослых отделить личность от проступка.

Немаловажное значение имеет соразмерность санкции и проступка. Ребенок должен осознавать, что наказание он заслужил справедливо: это не расправа «сильного» (родителя), у которого больше прав, над «слабым» (ребенком).

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей

Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс

Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети

Родительские собрания в 10 классе. Темы

Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы

Нет комментариев. Ваш будет первым!