Цель: актуализировать проблему правильного выбора профессии.
Задачи: ознакомить родителей с приоритетами интересов старшеклассников в получении профессии; формировать у родителей культуру понимания выбора профессии, сделанного старшеклассником.
Форма проведения: конференция.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, психолог.
Подготовительная работа: анкетирование учащихся; изучение профессиональных предпочтений учащихся класса; педагогическое изучение интересов учащихся в выборе профессий.
I. Анкета для учащихся
1. Назовите 10 наиболее привлекательных для вас профессий (расположите их по степени значимости).
2. Назовите преимущества вашей будущей профессии.
3. Назовите минусы вашей будущей профессии.
4. Назовите качества характера, необходимые для того, чтобы состояться в профессии?
5. Что или кто повлиял на выбор вашей будущей профессии?
• родители;
• знакомые;
• родственники;
• книги и фильмы;
• педагоги;
• жизненные обстоятельства;
• друзья;
• способности.
6. Назовите ваши качества характера, которые могут вам помешать приобрести любимую профессию.
II. Анкета для учащихся
Учащимся класса предлагается выбрать и распределить на две группы те профессии, которые: а) нравятся им; б) им советуют выбрать родители.
Профессии: экономист, воспитатель, банкир, юрист, спортсмен, бизнесмен, врач, пожарный, искусствовед, учитель, переводчик, психолог, повар, работник сферы обслуживания, водитель, официант, сельскохозяйственный рабочий, инженер, экскурсовод, лесничий, программист, менеджер, музыкант, машинист, артист, танкист, преподаватель, строитель, администратор, ветеринар, шахтер, социальный работник, библиотекарь.
III. Анкета «Выбор профессии»
Каждый участник получает опросник «Выбор профессии» и работает с ним в течение пяти минут. На доске написан алгоритм работы. Ученик, отвечая на вопросы, ставит «плюсы» или «минусы» в карточке ответов.
1а |
16 |
2а |
2б |
За |
3б |
4а |
4б |
5а |
5б |
6а |
|
6б |
|
7а |
|
7б |
8а |
|
8б |
|
9а |
|
9б |
|
10а |
|
|
10б |
|
11а |
11б |
12а |
12б |
13а |
13б |
14а |
14б |
15а |
15б |
16а |
|
16б |
|
17а |
|
17б |
18а |
|
18б |
|
19а |
|
19б |
|
20а |
|
|
20б |
|
Нравится ли тебе это занятие? (Варианты ответа: скорее да, чем нет +; определенно нравится ++; очень нравится +++; скорее не нравится, чем нравится -; совсем не нравится -.)
1а. Ухаживать за животными.
1б. Обслуживать машины, приборы, другие механизмы.
2а. Помогать больным, лечить их.
2б. Составлять таблицы, схемы, программы.
За. Следить за качеством иллюстраций, плакатов, дисков.
3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, пластмассу и т. д.).
4б. Рекламировать, продавать товары.
5а. Обсуждать научно-популярные книги.
5б. Обсуждать художественные книги, пьесы, кино.
6а. Выращивать молодняк (цыплята, утята, телята) животных.
6б. Третировать товарищей в том, что они безответственно относятся к трудовым поручениям.
7а. Копировать рисунки, изображения.
7б. Управлять каким-либо грузовым транспортом.
8а. Отыскивать, объяснять людям сведения в справочном бюро, проводить экскурсии.
8б. Оформлять художественные витрины, выставки.
9а. Ремонтировать вещи, одежду, жилище.
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных товаров.
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми.
12б. Разбираться, уточнять, приводить в порядок чертежи, схемы.
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности. 13б. Наблюдать и изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать и налаживать медицинские приборы.
14б. Оказывать медицинскую помощь при ранениях.
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях.
15б. Художественно описывать, изображать события.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
16б. Принимать, осматривать, лечить больных.
17а. Красить или расписывать стены, поверхности изделий.
17б. Осуществлять монтаж зданий, сборку машин, изделий.
18а. Организовывать экскурсии, походы.
18б. Играть на сцене, участвовать в концерте.
19а. Изготовлять по чертежам детали.
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, вредителями леса и садов.
20б. Работать на клавишных машинах, телетайпе, компьютере...
Педагог. Подсчитайте, сколько плюсов (минусов) в каждом столбце, который соответствует одному из типов труда:
1. Человек - природа.
2. Человек - техника.
3. Человек - человек.
4. Человек - знаковые системы.
5. Человек - художественный образ.
Наибольшее количество «+» в столбике говорит о склонности того или иного вида труда. Если в двух столбиках «+» имеют одинаковое количество, то речь идет о смежных профессиях.
IV. Анкета для родителей
1. Обсуждали ли вы со своим ребенком проблему выбора профессии?
2. Какую профессию выбирает ваш ребенок?
3. Что советуете ему вы?
4. Совпадают ли ваши интересы и точки зрения на избранную профессию?
5. Что является основным вашим аргументом в выборе профессии вашим ребенком?
6. Если ребенок будет настаивать на собственном выборе будущей профессии, будете ли вы ему препятствовать?
V. Задания родителям
Подготовить выступления родителей по вопросам: «Профессии нашей семьи», «Профессиональные династии - за и против», «Роль педагогов в выборе профессии старшеклассником», «Модные профессии и не очень».
Оформление: на доске записывается тема собрания и эпиграф: «Честный и по-своему умный сапожник, который в совершенстве владеет своим ремеслом, выше плохого генерала, выше педанта- ученого, выше дурного стихотворца». (В.Г. Белинский)
Доска оформляется мини-сочинениями «Моя будущая профессия».
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Сделать правильный выбор будущей профессии - это значит выбрать работу, которая будет нужна людям, обществу и будет доступной и посильной для тебя в будущем, которая принесет тебе удовлетворение и радость. Коротко формула «хорошего выбора» выражается тремя словами: «нужно», «хочу», «смогу». Как помочь выбрать профессию? Каковы правила приема в вузы? На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить.
II. Открытие конференции
Объявление темы конференции, представление гостей конференции.
III. Анализ диагностических материалов, подготовленных на основе опроса старшеклассников
С анализом диагностических материалов выступает классный руководитель. На доске или на экране - список самых преимущественных профессий в глазах учащихся.
IV. Выступления родителей по проблемным вопросам
V. Лучшие профессии 2016 г.
Классный руководитель. В США просчитали, какие профессии будут самыми популярными в течение ближайших десяти лет - до 2016 г. По заключению, опубликованному в журнале Money Magazine, лучше всего жить в наше время специалистам по компьютерным технологиям, педагогам, финансовым аналитикам и менеджерам по персоналу. Отметим, что привлекательность профессии западные эксперты определяют не только размером зарплаты. Не менее важны для них другие факторы, такие как отсутствие стрессов, стабильность, возможность распоряжаться собственным временем.
Среди наиболее привлекательных профессий на первом месте оказалась профессия инженера программного обеспечения. Пусть среднегодовая зарплата в этой сфере далеко не самая высокая - 80,5 тыс. долларов в год (для сравнения: в Москве и Петербурге - порядка 30-40 тыс. долларов в год), есть много других преимуществ. Главное - возможность работать дистанционно, через Интернет, даже не выходя из дома. Еще одно важное преимущество - спрос. Специалисты по программированию сегодня нужны везде: и в сельском хозяйстве, и в авиации, и в издательском деле, и в банках - проще назвать сферу, которая сегодня может обойтись без компьютеров (наверное, такой и нет). Минусы профессии - определенный риск для здоровья. «Профессиональные болезни» компьютерщиков, подолгу сидящих за мониторами, - ухудшение зрения и боли в спине.
Весьма привлекательной считается и профессия преподавателя университета и колледжа, достаточно неожиданно оказавшаяся на втором месте по перспективности. Во-первых, потому, что число желающих учиться постоянно растет, соответственно, и потребность в умеющих учить увеличивается. Во-вторых, потому, что у педагогов есть высокая степень свободы: можно самостоятельно составлять свое расписание и выбирать стиль одежды по собственному усмотрению - в отличие, к примеру, от банковских служащих, стиснутых строгим дресс-кодом. Кроме того, у педагогов, несмотря на достаточно маленькую стартовую зарплату, есть большие возможности для карьерного роста. Можно стать профессором, заведующим кафедрой, руководителем лаборатории, деканом, ректором или президентом университета.
На третьем месте в списке - профессия финансового аналитика и консультанта. Все больше людей в разных странах мира стараются не тратить свои деньги до последней копейки, а вкладывать их с расчетом на получение прибыли. И редко кто может обойтись без совета профессионала. Преимущество - хороший финансовый аналитик может работать как на какую-нибудь фирму, так и на себя. Минус работы - достаточно трудно расслабиться. Мировые финансовые рынки работают 24 часа в сутки, курсы акций и валют меняются постоянно, и для успеха необходимо как можно больше времени уделять отслеживанию обстановки. Кроме того, придется много думать, анализируя большие потоки информации. Без хороших аналитических и, желательно, развитых математических способностей не обойтись.
Четвертое место заняли специалисты по кадрам и управлению персоналом, они же HR (human resources) -менеджеры. Парадокс нашего времени в том, что хоть население Земли растет, хороших специалистов больше не становится. Значит, поиск их - задача постоянно усложняющаяся. Именно этим в первую очередь занимаются менеджеры по «человеческим ресурсам». Сегодня эта профессия имеет огромное значение решительно везде, вплоть до шоу-бизнеса. Достаточно внимательно посмотреть на титры голливудских лент - как правило, сразу за режиссером и сценаристом на почетном третьем месте идет фамилия специалиста по кастингу - отбору актеров. Действительно, пороги студий обивают тысячи соискателей, но вот выбрать из них потенциальных звезд, готовых и умеющих работать, - задача непростая.
На последней строчке в пятерке лидеров - помощник врача. Чем дальше, тем выше будет спрос на медицинских работников, потому что люди стареют и все внимательнее относятся к своему здоровью. Еще одно преимущество - не самый высокий уровень ответственности: все важные решения принимает врач, а его помощник только выполняет распоряжения. Соответственно, и стрессов меньше. На серьезный карьерный рост рассчитывать не приходится, а вот высокая зарплата со временем придет. Ассистенты высококвалифицированных врачей в Америке и ряде других зарубежных стран получают больше, чем программисты. Заметим, что высокооплачиваемые профессии хирургов и дантистов не попали даже в десятку лидеров перспективных профессий, хотя годовой заработок их обладателей в тех же США превышает 100 тыс. долларов. А все потому, что учиться медицинским специальностям надо гораздо дольше, чем всем остальным, конкуренция в этой сфере высока и нервничать приходится много.
Во вторую пятерку по популярности вошли специалист по исследованиям рынка (или бизнес-аналитик), IТ-администратор, оценщик недвижимости, фармацевт и психолог.
VI. Выступление представителей вузов и рассказ о содержании обучения в них. Выбираем профессию...
Историк. Для поступления в институт на исторический факультет школьных знаний может не хватить. Поэтому при поступлении в вузы сдают три основных экзамена: русский язык и литературу (письменно), русский язык или литературу (устно) и историю. Самые известные вузы, занимающиеся подготовкой специалистов-историков, - историко-архивный институт РГГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова.
Конкурс на исторические факультеты составлял от 2 до 7 человек на место в зависимости от значимости учебного заведения и экономической ситуации в стране. В случае провала экзаменов на бюджетные места можно получить платное образование: в среднем оно обойдется от 1000 до 2500 долларов за семестр в МГУ и около 20 000 руб. в РГГУ. При этом вы ничем не будете отличаться от обычных студентов: в оплату входят все необходимые льготы бюджетников, в том числе и отсрочка от армии.
На исторических факультетах существуют такие направления, как археология, политология с аналитическим подходом к языковым и страноведческим ресурсам, а также историко-культурный туризм. Что касается фундаментального исторического образования, то здесь выбор также очень широк: от документоведа в государственных и негосударственных структурах до знатоков истории различных периодов развития человечества.
Бизнес-аналитик. Готовых бизнес-аналитиков не выпускает ни один отечественный вуз. Откуда же тогда они берутся? И как молодые люди вообще узнают об этой специальности? В наших вузах подобное образование можно получить, например, по таким специальностям, как:
• инженер-системотехник, системный аналитик (МГТУ им. Н.Э. Баумана);
• и направлениям - робототехнические системы и комплексы, исследование операций и системный анализ, математическая кибернетика, архитектура вычислительных систем и сетей (МГУ);
• прикладная математика в менеджменте, прикладная математика в экономике, математические методы в экономике, математическое обеспечение и администрирование информационных систем (Московский университет экономики, статистики и информатики, МЭСИ);
• прикладная информатика в экономике (Международный институт экономики и права).
Аппетиты у фирм на различные виды анализа будут расти, а значит, вырастет и спрос на специалистов в области IT. Работа требует большой отдачи, что компенсируется вполне достойной оплатой (от 700 до 3000 долларов). Для нее требуется прежде всего аналитический склад ума, мобильность мышления - умение схватывать на лету суть проблемы, высокая степень коммуникабельности.
Предприниматель. Несмотря на юный возраст предпринимательской профессии, многие известные вузы открывают кафедры в ответ на большой спрос среди бизнесменов-самоучек. Для того чтобы постичь все тонкости процесса организации собственного дела, вам необходимо будет получить высшее образование. В длинном списке учреждений, которые предлагают сегодня эту возможность, такие крупные высшие учебные заведения, как Государственный университет управления, Институт экономики и предпринимательства, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Институт менеджмента и многие другие. Однако для того чтобы учиться в этих вузах бесплатно, необходимо выдержать очень приличный конкурсный отбор (от 2 до 8 человек на место). Среди экзаменов, которые придется сдать, - математика (устно), русский язык (устно) и иностранный язык (как правило, английский) в виде письменного теста. Если же вам не удастся их сдать, придется ориентироваться на платные отделения, а на это нужна приличная сумма денег (стоимость, как правило, колеблется от 800 до 3000 долларов за год обучения в зависимости от выбранного вами вуза). Кроме высших учебных заведений подготовку будущих предпринимателей сегодня ведут различные центры профессиональной подготовки.
Программист. Нужно ли программисту высшее образование? Отдельные мастера умудряются показывать высший класс, даже не имея диплома. Однако такой недостаток частенько выступает дополнительным препятствием для построения карьеры, поэтому лучше получить корочки. Если есть возможность, то хорошо бы еще в школе подналечь на математику и физику, поучиться на дополнительных курсах. Именно по названным предметам придется сдавать вступительные экзамены в те вузы, которые так или иначе связаны с программированием. Не предавайте забвению и русский язык: будущий программист должен грамотно написать изложение или диктант - они обычно входят в число вступительных экзаменов. В Москве немного технических вузов, выпускники которых пользуются повышенным спросом. Кафедры, где в той или иной мере изучают программирование, есть в МИФИ и МФТИ, МИРЭА и МЭИ, МИЭМе и МИСиСе. Абитуриенты и студенты авторитетно заявляют, что труднее всего поступить (и учиться) на факультеты вычислительной математики и кибернетики МГУ, прикладной математики и физики МАИ и в МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Программист - прежде всего математик, знающий множество методов изучения и анализа окружающего мира, которые выработаны данной наукой. Именно математические знания позволяют сформировать алгоритмическое мышление и необходимую для профессии железную логику. Не повредит программисту и базовая гуманитарная подготовка. Особенно пригодится английский. Не только для того, чтобы выносить приговор «мает дай!» Windows, но и чтобы грамотно прочесть нужную документацию на английском языке. Основные команды в различных программах взяты из английского.
Если у вас нет возможности получить программистское образование в вузе, не расстраивайтесь. Программирование легко надстроить над крепким фундаментальным базисом в классической области знания. Удачно проходит переквалификация в программисты у физиков и инженеров.
Инженер. Уже давно канули в прошлое времена, когда одним из любимых персонажей отечественных анекдотов был «бедный инженер», у которого и зарплата была крошечная, и вообще никто его не уважал. В те годы конкурсы в технические вузы, особенно в провинции, по многим специальностям просто отсутствовали. Часто случалось так, что принимали каждого сдавшего документы, вернее, всех, кто не получил на экзаменах двойки.
В последние годы ситуация с техническим образованием резко изменилась. Стране все больше и больше нужны специалисты, способные решать реальные задачи на производстве. Можно сказать, что хороший инженер теперь ценится на вес золота. К тому же наших технарей с огромным удовольствием готовы принимать во многих странах мира. В Европе, с одной стороны, существуют законы, ограничивающие эмиграцию, с другой стороны, практически в каждой из стран ЕС имеется список специалистов, которым власти готовы предоставлять самые немыслимые льготы при получении вида на жительство или даже гражданства. Возглавляют этот список именно инженеры. В результате всего вышесказанного в последние годы технические вузы становятся все более популярными у российских абитуриентов.
В рейтинге Министерства образования РФ в первую десятку кроме университетов «широкого профиля» входят два сугубо технических вуза. Что же касается непосредственно рейтинга технических вузов, то львиная доля лучших из них по-прежнему находится в Москве. Одним из лидеров столичного технического образования уже много лет остается Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. В последние годы достойную конкуренцию ему составляет Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина, что кажется вполне понятным и оправданным. На примере РГУ нефти и газа можно посмотреть, как увеличивается популярность технического образования. Если в прошлом году он занимал пятое место в рейтинге, то в нынешнем поднялся уже на третье. В 1999 г. конкурс при поступлении в данный университет составил 2,75 человека на место; в 2001 г. - 3,66; а в 2004 г. - 4,85. Учебно-научный центр довузовской подготовки при РГУ нефти и газа сейчас проводит занятия в 40-45 региональных центрах нефтегазовой промышленности.
В наши дни поступить в престижный технический вуз становится с каждым годом все сложнее. Имеется множество форм подготовки. Тут нужно обязательно сказать, что среди них есть как бесплатные, так и платные. Занятия могут быть длительными (растягивающимися на несколько лет) или кратковременными (месячные курсы), а также очными или заочными, в группах, потоках или индивидуальными, в выходные дни или по вечерам в будни. Во многих вузах для школьников открываются специализированные 10-11-е классы, набор в которые проходит по результатам экзаменов. Существуют также специализированные классы при кафедрах и факультетах института в обычных средних школах, лицеях, гимназиях и пр. Правда, в последнее время многие вузы не засчитывают результаты школьных экзаменов в подобных классах в качестве вступительных. Однако чаще всего хорошо подготовленные ребята почти стопроцентно проходят по конкурсу в выбранные учебные заведения.
Еще одной из форм работы со старшеклассниками являются вечерние физико-математические школы. Также некоторые ребята посещают научно-технические кружки при кафедрах.
VII. Выступление психолога
Психолог выступаете рекомендациями и советами по выбору профессии. Родителям можно предложить в конце выступления психолога следующую памятку.
Памятка «Типичные ошибки ребенка и семьи при выборе профессии»
1. Ориентация семьей ребенка сразу на профессию высшей квалификации (ученый, дипломат, директор, управляющий банка и т. д.).
2. Пренебрежение к профессиям, которые являются не престижными, хотя и значимыми в жизни.
3. Отсутствие у ребенка своего мнения в выборе профессии и принятие решения не по собственной воле, а по требованию родителей или других людей.
4. Перенос отношения к конкретному человеку, который является представителем данной профессии, на саму профессию.
5. Увлечение только внешней или какой-либо одной стороной профессии.
6. Перенос отношения к учебному предмету на профессию, связанную с этим учебным предметом.
7. Выбор профессии, связанный с выбором данной профессии друзьями.
8. Отсутствие умений разобраться, оценить свои способности, возможности в выбранной профессии.
9. Выбор профессии, определяемый материальными соображениями семьи и самого ребенка.
10. Завышенная или заниженная самооценка собственных личностных качеств, которая способствует неадекватности в выборе той или иной профессии.
Психолог. В какой области будет лучше трудиться личности того или иного склада? Предлагаем вам классификацию характеров подростков по доктору X. Шмишеку.
Демонстративный тип характера. Это ребята, поразительно легко умеющие заводить контакты, любящие быть в центре внимания. Они стремятся к лидерству, жаждут похвалы, хорошо приспосабливаются к окружающим. Обходительны, упорны, целенаправленны, имеют актерские данные и способны увлечь за собой других. Есть у них и недостатки: эгоизм, высокомерие, лживость, хвастливость, отлынивание от работы, способность вдруг «заболевать» в самые ответственные и трудные периоды. Это чаще всего те дети, которые воспитывались дома по правилу «кумир семьи», избалованные своими домочадцами. Став взрослым, подросток с демонстративным типом характера хорошо будет чувствовать себя в сфере обслуживания и в области искусств (особенно театр и кино).
Экзальтированный тип характера. Подростки словоохотливые, легко идущие на контакт, влюбчивые. Они часто вступают в спор (особенно по поводу искусства), но до конфликтов доходят редко. Привязаны к друзьям и близким. Им присущи альтруизм, чувство сострадания, тонкий художественный вкус, артистическая одаренность, искренность и яркость чувств. Несколько портят впечатление такие качества, как паникерство, подверженность отчаянию, чрезмерная впечатлительность. Экзальтированные особы прекрасно станут трудиться в сфере искусств (особенно их привлекают поэзия и музыка), в художественных видах спорта, в профессиях, связанных с природой.
Экстравертный тип характера. У этих личностей полно друзей и знакомых. Они словоохотливы до болтливости, жадно впитывают любую информацию, редко вступают в конфликты. Их девиз не слишком мудреный - «Быть как все». В общении такие подростки уступают лидерство другим, распоряжения родителей и учителей выполняют беспрекословно. Из увлечений предпочитают те, которые да ют легкодоступную информацию (кино, телевидение, спортивные зрелища). Недостатки: подверженность чужому влиянию, необдуманность в поступках, страсть к развлечениям, сплетничанье. Найти себя можно в разных сферах. Важно только, чтобы работа была постоянно связана с новыми впечатлениями, желательно даже путешествиями.
Интравертный тип характера. Подростки такого типа не стремятся к общению со сверстниками, оторваны от реального мира, любят одиночество. В конфликты вступают редко, в основном при чьих-либо попытках вторгнуться в их мир. Они сдержанны, степенны, обдумывают свои поступки и всегда имеют твердые убеждения. Зачастую такие ребята страдают от того, что их точка зрения полюсно отличается от мнения большинства. Тем не менее упорно отстаивают свои позиции. Им подойдет работа, не требующая широкого круга общения (например, теоретические науки).
Тревожный тип характера. Подростки такого типа еще с детства слывут «маменькиными сынками» и «домашними детьми». Они боятся абсолютно всего - находиться дома в одиночестве, собак, темноты, грозы и незнакомых людей. В компании сверстников нередко становятся объектами шуток и даже насмешек. Учатся старательно, но испытывают мучения, когда надо идти к доске и отвечать урок вслух. Подросткам с таким типом характера не надо ориентироваться на профессию, связанную с риском или требующую широкого круга общения. Ответственные должности также противопоказаны.
Педантичный тип характера. У подростков с таким типом характера появляется какая-то мелочная скурпулезность, стремление педантично выполнять все правила. Все, что они записывают на уроке, тщательно оформляют (заголовки подчеркивают цветными карандашами с непременным использованием линейки). Они в любом деле стремятся «семь раз отмерить», прежде чем «один раз отрезать». Они не по возрасту рассудительны, склонны к «самокопанию». Так часто бывает с теми, кого воспитывают в постоянном страхе. К сожалению, окружающие находят, что они чересчур занудны. Зато в профессиях, требующих точности и большой ответственности, им не будет равных. Людям с педантичным характером не кажутся скучными ни работа бухгалтера, ни библиотечное дело.
Возбудимый тип характера. Для таких подростков характерны эгоистичность, педантичность, чрезмерная бережливость. Нередко на них нападают периоды тоски, раздражительности. В такие минуты они не прочь найти «козла отпущения», чтобы почем зря оскорбить, нагрубить. В компаниях сверстников возбудимые личности всегда стремятся к лидерству. Упоенные властью, они теряют чувство меры, чем вызывают справедливое возмущение приятелей и друзей. У них достаточно и положительных черт, например: добросовестность и аккуратность, любовь к животным. С возбудимым типом характера стоит выбирать профессии, связанные с физическим трудом, либо активные виды спорта.
Гипертимический тип характера. Это непоседы, ни минуты не желающие быть в покое. Они склонны к озорству и совсем не чувствуют застенчивости или робости. Несмотря на то что легко усваивают материал, учатся неровно, со срывами. Такие подростки очень контактны, словоохотливы, энергичны и инициативны. Порой приятелей отталкивают их раздражительность, склонность к легкомыслию и несерьезное отношение к своим обязанностям. Им хорошо бы ориентироваться на профессии, связанные с постоянным общением (например, служба быта). Можно подумать и об игровых видах спорта, искусстве (в частности, о театре).
Циклоидный тип характера. У таких подростков наблюдаются периоды (от одного дня до нескольких недель) скуки, лени, спада настроения. Тогда они становятся вялыми, раздражительными и теряют аппетит. Эти дети иногда контактны (в веселом обществе), а порой и замкнуты (среди серьезных людей). Они могут быть всякими: энергичными и пассивными, добрыми и грубыми, легкомысленными и рассудительными. Все зависит от этих самых циклов. Люди с циклоидным типом характера с трудом переносят сферы деятельности, требующие ежедневной отдачи. Им больше подойдут свободные творческие профессии (художник, писатель, музыкант) или же работа, позволяющая неравномерно распределять силы (сегодня - аврал, а завтра - труд вполсилы).
Едва ли найдутся такие родители, которые безразлично относились бы к выбору будущей профессии их детей. Одни взрослые активно вмешиваются в дела юношей и девушек, настаивают, требуют, устраивают на работу или в учебное заведение. Другие ограничиваются советами, предоставляя право окончательного решения детям. Третьи говорят: «Смотри, тебе виднее», «Делай, как знаешь», но огорчаются, если этот выбор, с их точки зрения, бывает неудачным или не таким, каким бы им хотелось.
Если вас не устраивает организация профориентации в школе, можно организовать и домашнюю профориентацию. Пригласите, если это возможно, своего ребенка к себе на работу. Покажите, чем занимаются ваши сотрудники, расскажите об их специальностях. Если вы пришли в гости к своим друзьям, попросите хозяев рассказать вашему ребенку об их профессиях: чем они занимаются каждый день, какие трудности возникают, что им в профессии нравится.
Уважаемые родители, насколько хорошо вы знаете своих детей и какие профессии вы можете им порекомендовать? Попробуйте ответить на вопросы, которые помогут определиться в выборе профессии.
1. Легко ли ваш ребенок устанавливает контакты с незнакомыми людьми? Умеет ли он вызвать доверие? Способен ли терпимо относиться к людям, которые кажутся ему несимпатичными? Может ли взвалить на себя чужие заботы? Умеет ли слушать собеседника? Подавить в себе плохое настроение? Справиться с волнением? Получается ли у него быть беспристрастным? Сможет ли он убедить других в своей правоте?
Если на большинство вопросов (а еще лучше - на все) вы ответили «да», то вашему ребенку открыты дороги в те профессии, которые требуют постоянных контактов с людьми. Их много - врач, учитель, адвокат, юрист, журналист, психолог, социолог, экономист, работник торговли или сферы услуг...
2. Не растеряется ли ваш ребенок, если к нему обратятся с вопросами сразу 5 человек? Сможет ли организовать работу коллектива, не забыв при этом и свои обязанности? Умеет ли запомнить сразу с десяток дат, имен, фамилий, сроков, которые необходимы для дела? В состоянии ли заинтересовать собеседников предметом разговора? Активен ли он? Подвижен ли он? Утвердительные ответы на эти вопросы подразумевают способности к таким профессиям, как учитель, культорганизатор, переводчик, экскурсовод, общественный деятель. По силам ему будет и руководящая должность.
3. Умеет ли подросток сосредоточиться на одном деле? Может ли выделять главную мысль книги или статьи? В состоянии ли самостоятельно составить подробный и последовательный план перед сочинением? Способен ли делать выводы? Может ли просидеть несколько часов над умственной работой даже тогда, когда никто не заставляет? Все эти навыки необходимы тому, кто мечтает о научной или исследовательской работе.
4. Находчив ли он? Может ли быстро принимать решения? Не ленив ли? Умеет владеть собой? Выдержан ли? Терпелив? Точен? С такими данными ваш ребенок не только сможет водить машину, но даже управлять космическим кораблем (на худой конец, самолетом).
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание, 10 классе. Как общаться детьми - старшеклассниками
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!