Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс

Разработка родительского собрания для 10 класса на тему: «Культура поведения в семье. Семейные традиции и обычаи»

Цель: обратить внимание родителей на значение культурных ценностей и традиций семьи в развитии и становлении личности подростка как будущего примерного семьянина.

Задачи: актуализировать значение культурных ценностей семьи для развития полноценной личности подростка; проанализировать наличие традиций и обычаев в современных семьях.

Форма проведения: диспут.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, педагоги дополнительного образования.

Подготовительная работа: анонимное тестирование и анкетирование учащихся на тему семейных традиций и обычаев в семье; анкетирование родителей; индивидуальные задания родителям.

I. Тест для учащихся «Наедине с самим с собой» (об отношениях с родителями)

1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопонимание с родителями?

2. Говоришь ли ты со старшими «по душам», советуешься ли ты по «личным делам»?

3. Интересуешься ли ты работой своих родителей?

4. Знают ли родители твоих друзей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хозяйственных заботах?

7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свое свободное время вне дома?

8. Есть ли у тебя общение со старшими, занятия и увлечения?

9. Участвуешь ли ты в подготовке к семейным праздникам?

10. А твои праздники (день рождения и др.) - предпочитаешь ли ты чтобы родители были с вами, или хочешь проводить их без взрослых?

11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах?

15. Предпочитаешь ли ты проводить выходные дни вместе с родителями или нет?

Утвердительный ответ оцени 2 очками. Если ответ выражается словами «отчасти», «иногда» - 1 очком. Если он отрицателен - 0. Подсчитай, сколько очков ты набрал.

Более 20 очков. Твои отношения со старшими в семье в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20. Отношения можно оценивать как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Подумай сам, в чем они должны быть углублены и дополнены, дихлорэтан

Менее 10. Твои контакты с родителями явно недостаточны. Необходимо решать, как их улучшить.

II. Анкета для учащихся

Отвечая на вопросы, ты можешь выбрать только один из предложенных ответов.

1. Что бы ты хотел получить от семьи, в которой живешь?

а) хорошую организацию быта;

б) радость общения;

в) покой и защищенность.

2. Одинок ли ты в своей семье?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Хочешь ли ты, чтобы твоя будущая семья была похожа на твою сегодняшнюю семью?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как ты думаешь, что больше всего заботит твоих родителей в семейной жизни?

а) здоровье детей;

б) хорошая учеба детей;

в) трудовое участие детей в жизни семьи;

г) настроение детей и причины его изменений.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является для тебя наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным;

б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Есть ли у тебя секреты от твоей семьи?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

7. Что для тебя вечер дома?

а) радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мучение и пытка.

8. Знаком ли ты с моральными и материальными проблемами, которые существуют в вашей семье?

а) да;

б) нет.

III. Анкета для родителей

(Раздается заранее вместе с приглашением на родительское собрание, родителями заполняется дома и сдается до собрания.)

Отвечая на вопросы, вы имеете право выбрать одно приоритетное качество.

1. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а) хорошей организации быта;

б) радости общения;

в) покоя и защищенности.

2. Что более всего заботит вас в семье?

а) здоровье детей;

б) хорошая учеба детей;

в) трудовое участие детей в жизни семьи;

г) настроение детей и причины его изменений.

3. Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на вашу?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мнению, для ребенка наиболее значимой?

а) быть материально обеспеченным;

б) встретить любовь;

в) иметь много друзей;

г) реализовать свои интеллектуальные возможности.

6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а) да;

б) нет.

7. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

8. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) радость общения;

б) возможность быть самим собой;

в) мучение и пытка.

IV. Индивидуальные задания родителям

Зная о наиболее ярких традициях в некоторых семьях, из проведенной анкеты, из опыта работы с классом, классный руководитель предлагает нескольким родителям выступить и поделиться опытом, например:

1. Уважаемая Ольга Петровна, напишите, какое место занимает спорт в вашей семье.

2. Андрей Владимирович, пожалуйста, изложите письменно свою точку зрения на предмет «Как вы прививаете детям любовь к книгам?»

Оформление, оборудование: стулья расставлены для работы в группах; выставка книг о воспитании ребенка в семье. На доске:

• «Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро» (В.А. Сухомлинский);

• «Что делает отец, то старается делать и сын»;

• «Один добрый пример лучше ста слов»;

• «Пороки ребенка не рождаются, а воспитываются».

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Добрый день уважаемые родители! Сегодня в нашем классе очередное родительское собрание, мы поговорим о культуре поведения в семье, о значении культурных ценностей семьи для развития подростка. Оно занимает особое место в ряду собраний в связи с важностью и серьезностью обсуждаемой темы. Нам необходимо задуматься над вопросом, каким вы хотите видеть вашего ребенка через несколько лет, какую роль сыграет ваша семья в его становлении? «Семья - это первое признание для каждого человека. Не ради же работы мы родились на свет, исключение только для гениев и высокоодаренных», - вот высказывание М. Боярского.

Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: Родители пример тому.

Кто при жене и детях груб, кому язык распутства люб,

Пусть помнит, что с лихвой получит от них все то, чему научит.

Теперь вести себя прилично не в моде стало, и обычно. И женский пол, себя позоря, стал сквернословить в разговоре.

Мужья - пример для жен своих, а дети учатся от них. Коль видят нас и слышат дети, мы за дела свои в ответе. И за слова: легко толкнуть детей на нехороший путь.

С. Брандт

II. Педагогическое просвещение по теме «Культура семьи»

Классный руководитель. Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка, вот, например, музыка: нет другого искусства, которое бы так властно вторгалось в эмоциональный мир человека, подчиняло его себе. Но воспитательное воздействие музыка оказывает лишь в том случае, если она воспринимается как искусство. В одной семье ребенок с пеленок привыкает к музыке как к бытовому шуму, который с утра до вечера звучит из магнитофона, радио, телевизора. Воспринимая музыку «вполслуха», ребенок вряд ли научится слушать ее всерьез. А в другой семье сохранились давние традиции интеллигентной семьи: посещение концертов, оперных спектаклей, хоровое пение в часы досуга... Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети в тех семьях значительно «выиграют» в развитии, особенно нравственном и художественном, в которых близкие им люди не только «потребляют» культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т. д.

Родители, озабоченные судьбой ребенка, серьезнее подходят к выбору для него детского сада, школы, учреждений дополнительного образования (спортивная секция, кружок, музыкальная школа и др.). Деля с общественными институтами воспитания часть забот об образовании и развитии детей, папа и мама ищут пути взаимодействия с профессиональными педагогами, всячески поддерживают их авторитет в глазах сына или дочери. Такие родители охотно принимают участие в жизни и деятельности того учреждении, где воспитывается их ребенок.

Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются. Один папа считает, что сын должен быть добрым, уступчивым, другой, наоборот, идеал мужчины видит в физической силе, в умении постоять за себя. Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребенок поступает вразрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представление, какие из них допустимы, а каких следует избегать. Однако, несмотря на бытующее мнение, что ребенок «зеркало семьи», он не усваивает «моральный кодекс» своей семьи от «А» до «Я». Пропуская его через призму личного опыта, ребенок «создает» свой кодекс правил поведения, взаимоотношений, деятельности и следует ему в силу привычки, а потом и внутренней потребности.

Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе традиций семейного воспитания. Современные ученые (И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик) к числу важных условий, оказывающих заметное влияние на особенности воспитания, относят семейные традиции и обычаи. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. Так, например, во многих семьях сложилась традиция посадки дерева в честь новорожденного малыша или новобрачных; празднования дня поступления ребенка в школу; передачи от отца к сыну первой самостоятельно прочитанной книги; ведение семейной фотолетописи (а сегодня - видеолетописи) и т. д. Неизменным остается их назначение в обществе: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, доброта, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.

В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, ной для всех присутствующих. А в другой семье день рождения ребенка - повод для очередного взрослого застолья с обильными возлияниями, пьяными выяснениями отношений, за которыми полностью забыт ребенок, его праздник, его потребность в радости. От такого «празднования» у ребенка надолго сохранится горечь и обида на самых близких людей. В первом примере традиция - основа настоящих и будущих радостей, она побуждает к добру, стимулирует элементы творчества, во втором - причина многих сегодняшних и завтрашних бед и потрясений ребенка, наглядное свидетельство пропасти между ними и родителями, через призму которой весь окружающий мир кажется враждебным и жестоким.

Несмотря на суету и спешку современной жизни, во многих семьях сохранилась традиция общесемейных трапез, которые восполняют недостаточность постоянных живых контактов между членами семьи, подтверждают ее цельность и заинтересованность в ней всех домашних. Идет обмен текущими новостями, обсуждаются семейные дела, волнующие всех или кого-либо из членов семьи. Традиция общесемейных трапез, сохраняя свою ценность, является своего рода символом семейственности.

III. Организация обсуждения значения культурных ценностей семьи для развития подростка - будущего семьянина

(Далее родителям предлагаются вопросы для обсуждения в группах. На подготовку дается определенное время.)

1. Как вас воспитывали ваши родители?

2. Какие ценности были приоритетны в вашем воспитании?

3. Какие ценности и традиции вы перенесли в свою семью?

4. Случались ли у вас разногласия с родителями по поводу ценностей и норм поведения? Как вы справлялись с этими разногласиями?

5. Как решаете эту проблему с собственными детьми?

(Обмен опытом.)

IV. Анализ анкет учащихся

Классный руководитель. Самым дорогим в семье для наших детей является... (перечисляет).

Имеют представление о семейных традициях... (число) учащихся.

Не представляют, что в семье существуют традиции... (число) учащихся.

Дороже всего из семейных традиций следующие... (перечисляет).

(Далее учитель сообщает, сколько детей в процентах имеют благополучные отношения с родителями, сколько - удовлетворительные, у скольких нет контакта.)

В рамках подготовки к собранию проводилась анкета среди учащихся и для родителей с использованием аналогичных вопросов. Сейчас у нас есть возможность сравнить позиции и взгляды двух сторон.

(Школьный психолог предварительно предлагает родителям вспомнить вопросы анкеты и сделать прогноз, каким ответам отдали предпочтение их дети. Затем психолог сообщает, каково истинное положение дел, т. е. проводит качественный и количественный анализ данных. Анализируются также результаты анкетирования родителей.)

V. Обсуждение темы собрания

Рассказы заранее подготовленных родителей о своих семейных традициях и обычаях.

VI. Работа родителей в группах. Моделирование ситуаций

Давайте сейчас мы поработаем в группах.

Прочитайте внимательно описания ситуаций. Представьте себя на месте родителей подростка и попробуйте дописать диалог. Ваша задача - найти убедительные аргументы для своего «неразумного чада», постараться предостеречь его от необдуманных или опасных поступков, предложить вариант решения проблемы, который устроил бы всех членов семьи.

Ситуация 1. Родителей Андрея очень беспокоит его новая компания. Их сын в последнее время стал заметно хуже учиться, поздно приходить домой, не предупреждая об этом заранее, начал курить, объясняя, что среди его друзей курят все и ничего опасного в этом нет. Родители решили поговорить с сыном.

Отец.

Андрей. Я не понимаю, из-за чего вы беспокоитесь. Я совсем взрослый, мне скоро 16, в этом возрасте не курить просто неприлично.

Мама.

Андрей. Мне нравятся мои друзья, и я имею право общаться с теми, с кем я хочу.

Отец.

Андрей. Да вы не волнуйтесь из-за школы. Я передумал поступать в медицинский. Мы с ребятами решили свою группу музыкальную организовать.

Мама.

Андрей. Почему я должен выполнять ваши требования? У меня своя жизнь, и я хочу самостоятельно принимать решения.

Отец.

Андрей. Ну, этот вариант мне подходит. Я согласен на такие условия.

Ситуация 2. Лена познакомилась с Александром на дискотеке. Молодой человек сразу понравился девушке, он заметно отличался от ее сверстников, был остроумен, галантен, умел красиво ухаживать, к тому же Александр учился на первом курсе юридического института, куда Лена тоже собиралась поступать после школы. Через неделю после знакомства Александр пригласил Лену вместе с его друзьями поехать на выходные на дачу. Однако родители девушки боятся ее отпускать.

Лена. Мамочка, ну чего ты боишься? Александр очень хороший, он заботится обо мне, и ничего плохого со мной не случится!

Мама.

Лена. Какие у вас основания сомневаться в этом человеке - я ведь его лучше вас знаю. Вы что, мне не доверяете?

Отец.

Лена. Я не хочу отказываться от этой поездки. Вы меня в смешном свете перед Александром выставляете, он решит, что я маленькая и за меня все решают родители.

Отец.

Лена. Пожалуй, папа, ты меня убедил.

Ситуация 3. У Светы постоянные проблемы с историей. И вот, наконец-то, в один прекрасный день Света получила по истории «пять». Комната. Папа сидит в кресле, читает газету. Вбегает радостная Света.

- Папа! Папа! Я сегодня по истории «пять» получила!

Отец, не отрываясь от газеты, спокойным тоном:

- Молодец.

- Папа, ты слышал? Я же по истории «пять» получила.

- Я уже слышал. Вот мать пришла. Иди, встречай.

Света бросается к матери:

- Мам! А у меня сегодня «пятерка»!

- Ага. Ой, до чего устала. А ты еще посуду не вымыла и не прибрала? Вечно лодыря гоняешь.

Света начала мрачно мыть посуду. И про школу больше не рассказывала.

Ситуация 4. Игорю 15 лет. Обычно он вечером приходит домой в 10 часов. Комната. Мать и отец сидят у телевизора.

Мать. Что-то Игорька нашего нет. Уже почти десять часов.

Отец. Сейчас придет.

Мать. Отец, да ты посмотри на часы. Одиннадцать часов! Ну куда он пропал?! Надо позвонить Жене. Алло! Женя? Это мама Игоря. А Игорь не у тебя? Нет? Не знаешь? Ну, господи! Куда же он мог деться? Ну что ты сидишь? Делай что-нибудь. Выйди на улицу, посмотри. А может, он попал в плохую компанию? А может, его и в живых нет. Что делать? Куда бежать?

Плачет. Неожиданно стук в дверь. Входит Игорь. Не говоря ни слова, она ударила его по лицу.

Чтобы в ваших семьях всегда была атмосфера взаимопонимания, я хочу предложить вам несколько советов, как следует относиться к ребенку.

Памятка «Как относиться к своему ребенку»

1. Смотри на своего ребенка как на самостоятельную личность.

2. Говори с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что купить, что поправить, где сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.

3. Все время доказывай своим поведением, что умеешь держать слово.

4. Держи себя так, чтобы ребенок не боялся идти к тебе с любым вопросом, даже и тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.

5. Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, постарайся понять, по каким побуждениям он совершил свой поступок.

6. Не обращайся с ним все время как с маленьким ребенком.

7. Не балуй его и не делай за него то, что он мог бы сделать сам.

Помните! Воспитывая ребенка, оба родителя и остальные родственники должны действовать согласованно.

Заповеди педагогики сотрудничества

• Не унижайте достоинства подростка.

• Не угрожайте ему.

• Не требуйте того, что не соответствует его возрасту.

• Не допускайте непоследовательности в требованиях.

• Не требуйте от подростка немедленного повиновения.

• Не морализируйте, не допускайте назойливых назиданий.

• Не потакайте подростку.

• Не опекайте его излишне.

• Не вымогайте у него обещаний.

• Не лишайте его права оставаться подростком.

VII. Экспресс-тест «Искусство жить с детьми»

Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр? Наставления? Или то душевное внимание, близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело - радостным и интересным?

Инструкция. Вам предлагается лаконично ответить на следующие вопросы, записывая отдельно - «да», «нет» и «отчасти», «иногда». Эта запись пригодится для подведения итогов.

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?

3. Интересуются ли они вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

8. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?

9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?

10. А «детские праздники» - предпочитают ли они, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их «без взрослых»?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Результаты. За каждое «да» поставьте себе 2 балла, за каждое «отчасти», «иногда» - 1 балл, за «нет» - 0.

Более 20 баллов. Ваши отношения с детьми в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов. Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов. Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

VIII. Подведение итогов

Обсуждая сегодня проблемы взаимоотношений родителей и детей, мы только частично затронули сложности и тонкости влияния сферы семейных отношений на формирование личности ребенка. Какой стиль взаимоотношений выбрать? Может быть, родителям надо занимать половинчатую позицию: в меру запрещать, в меру попустительствовать? Но как определить меру? Что и когда запрещать? Чему потворствовать? Что считать личным делом, а что - общим? Артур Владимирович Петровский, академик, доктор психологических наук говорил: «Если бы меня спросили, какое воспитание хуже - авторитарное или попустительское, я бы ответил: и то и другое плохо, но еще хуже - непоследовательное воспитание». Собрание я хочу закончить одной китайской притчей, которая лучше всего подведет нас к выводу нашей встречи.

"Ладная семья"

(китайская притча)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая, мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте.

Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. - И подумав, добавил: - И мира тоже.

Спасибо всем вам за удовольствие общаться с вами и за этот вечер.

IX. Выступление школьного психолога

(Психолог рассказывает о влиянии особенностей семейных отношений на уровень морального развития ребенка, о четырех типах семей.)

Психолог. Не раз и не два педагоги, психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить характер, особенности семейных отношений с уровнем морального развития, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и, соответственно, разные типы поведения подростков.

В книге «Мир детства: подросток» ее авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие: гармоничность отношений в семье; особенности воспитательных усилий родителей. Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей.

В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родители и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.

Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от первой группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми скорее можно назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.

Третья группа семей. Наиболее характерная их черта - конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».

Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «Чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания - полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.

Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка, его взгляды, его отношение к людям, в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей. Ребенок - зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.

X. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Спасибо всем участникам нашего обсуждения. Дорогие папы и мамы! Мы сегодня обсудили важные законы жизни семьи. Поговорите об этом дома, в кругу семьи вместе со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование личности вашего ребенка. А помогут вам в этом наши памятки.

Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

Время для ночного отдыха каждому требуется сугубо индивидуально. Показатель один - чтобы ребенок выспался и легко проснулся, когда его будят родители.

Если у родителей есть возможность дойти до школы вместе с ребенком, не упускайте ее. Совместная дорога - это совместное общение, ненавязчивые советы.

Научитесь встречать детей после уроков. Не стоит первым задавать вопрос: «Какие оценки ты сегодня получил?», лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в школе?», «Чем сегодня занимались?», «Как дела в школе?»

Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы ребенка о событиях в его жизни.

Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации, создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

Дополнительный материал

Типы семейного воспитания

Авторитетный стиль. Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. Понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. Родители признают и поощряют автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. Они хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой.

Авторитарный стиль. Родители хорошо представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. В своих требованиях они очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под их контролем. В общении с ребенком они отдают приказы и ждут, что ребенок в точности их выполнит. Закрыты для постоянного общения с детьми; устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения; позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Их дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.

Либеральный стиль. Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. Не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. Родители открыты для общения с детьми, однако доминирующее направление коммуникации - от ребенка к родителям. Детям предоставлен избыток свободы, или руководство родителей незначительно. Преобладает безусловная родительская любовь. Не устанавливается никаких ограничений, поэтому дети склонны к непослушанию, агрессии, на людях ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе; в некоторых случаях дети становятся сильными и решительными, творческими людьми.

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее - участие и поддержку с вашей стороны. Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. Они закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Если безразличие родителей сочетается с враждебностью (как у отвергающих родителей), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к делинквентному (правонарушающему) поведению.

Памятка «Девять способов изменить человека, не нанося ему обиды и не вызывая негодования» (Д. Карнеги)

1. Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

2. Обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

3. Прежде чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

4. Задавайте вопросы, вместо того чтобы отдавать приказания.

5. Давайте возможность человеку спасти свое лицо.

6. Хвалите человека за каждый, даже скромный его успех, и будьте при этом искренними в своем признании и щедрыми в похвалах.

7. Создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

8. Пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

9. Делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы

Родительские собрания в 10 классе. Темы

Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей

Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети

Родительское собрание, 10 классе. Как общаться детьми - старшеклассниками

Нет комментариев. Ваш будет первым!