Конкурсы

Родительское собрание, 10 класс. Как научить ребёнка учиться

Разработка родительского собрания для 10 класса

Цель: рассмотрение особенностей подхода подростков к учению.

Задачи: помочь формировать потребности в познании у старшеклассников; познакомить с рациональными навыками учебного труда.

Форма проведения: лекция-диалог.

Участники: классный руководитель, родители.

Оформление, оборудование: на доске - тема собрания, эпиграф, основные тезисы (их можно выписать на доске, а можно сделать небольшие индивидуальные памятки).

Подготовительная работа: заранее проводится анкетирование и обрабатываются результаты.

Анкета «Познавательная потребность подростков»

Инструкция. Прочитай анкету и подчеркни тот ответ, который считаешь правильным.

1. Как часто ты подолгу занимаешься какой-нибудь умственной работой?

• часто (5 баллов);

• иногда (3);

• редко (1).

2. Что ты предпочитаешь делать, когда задан вопрос на сообразительность?

• потрудиться, но самому найти ответ (5);

• когда как (3);

• получить готовый ответ от других (1).

3. Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

• много, постоянно (5);

• иногда много, иногда совсем не читаю (3);

• мало или совсем не читаю (1).

4. Часто ли ты задаешь вопросы учителям?

• часто (5);

• иногда (3);

• редко (1).

5. Насколько эмоционально относишься к интересному для тебя делу?

• очень эмоционально (5);

• когда как (3);

• эмоции неярко выражены (1).

Подсчет баллов. Необходимо разделить полученную сумму баллов на 5. Полученный средний балл соответствует: от 3,5 до 5 баллов - высокому уровню познавательной потребности, от 2,5 до 3,5 баллов - среднему, менее 2,5 баллов - низкому. Затем можно подсчитать процентное соотношение на всех уровнях.

Количество детей, заполнивших анкеты

Балл

Процент(%)

3,5-5

 

2,5-3,5

 

до 2,5

 

Эпиграф: «Ленивый человек в бесчестном покое сходен с неподвижною болотною водою, которая, кроме смраду и презренных гадин, ничего не производит». (М.В.Ломоносов)

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Учение в школе, а затем в институте носит искусственный характер. На занятиях жизненные ситуации только моделируются с помощью учебных задач. Поэтому успешная учеба еще не является залогом того, что ребенок будет иметь хорошие профессиональные навыки.

II. Анализ анкет

Классный руководитель. Данные анкеты дают нам представление о том, какие уровни познавательной активности наших ребят существуют на сегодняшний момент. (Озвучиваются результаты анкетирования.)

III. Лекция

Классный руководитель. Уважаемые родители, я хочу вам предложить ряд правил, которые помогут простимулировать старшеклассника в его учебной деятельности. Не будем забывать, что в этот период жизни человека учеба, увы, не является главной, ведущей деятельностью. Итак, правила эффективной учебы.

Думайте о том, чего хочет учащийся. Стимулы, которые надо находить и применять как учителям, так и родителям, должны опираться на тонкие, деликатные «подталкивания» учащихся к выполнению определенных действий и исключают открытое давление, грубое принуждение. Задача взрослого - сменить направленность устремлений, если они не совпадают с педагогическими целями. Если ваш ребенок курит - ни проповедь, ни пример лошади, убитой никотином, вам не поможет. Но если вы узнаете, что для вашего ребенка важно выиграть соревнование, понравиться девчонке из класса и т. п., то необходимо объяснить ему, что курение может стать причиной неудачи.

Используйте идентификацию. Заставляйте ваших детей страстно чего-то желать, пусть это будет даже желание, которое не согласуется с вашими педагогическими намерениями. Главное, чтобы они возникли, и вы могли опереться на них. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с инфантилизмом молодых людей: их желания неопределенны, порой их нет совсем, а низменные желания подвергают взрослых шоковому состоянию. Подталкивайте ваших детей к нормальным человеческим желаниям, оформляйте их смутные стремления в прагматические потребности. Тогда и можно будет подобрать конкретные и определенные стимулы для мобилизации усилий.

Учитывайте интересы и склонности. Нет школьников, ничем не интересующихся. Есть множество способов обратить «побочные» интересы на мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования.

Используйте намерения. Намерение возникает на основе потребности. Например, ребенок выбрал профессию, в которой он хочет в будущем реализовать себя. Он намерен каждый день выполнять определенный объем работ, продумал, распланировал, выделил время из своего бюджета для этого. Подумайте, что будет, если вы грубо вторгнетесь в его намерения. Если мы дадим ему поручение, требующее изменения намеченных планов, мы потерпим неудачу. Но поведение изменится, если старшеклассник поставлен в ситуацию выбора и сам определяет, что и когда ему делать. Находите возможности помочь школьнику в осуществлении его намерений.

Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанными. Многие дети учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегать этим стимулом. Многие старшеклассники страдают заниженной самооценкой. Им необходимо помочь. Ребенку важно показать, что многие люди не смогли реализовать свои возможности из-за необъяснимых слабостей, страхов, беспочвенных переживаний. Некоторым бывает легче остаться без зубов, чем пойти к врачу. Не бросайте школьника в пугающей его ситуации, пока не поможете справиться с ней. Если он боится отвечать у доски, поупражняйтесь с ним наедине. Здесь главное - помочь ребенку обрести уверенность в себе. Потом он самостоятельно сможет бороться со своими страхами. Для 75% школьников с повышенной тревожностью важно одобрение взрослого, сочувствие, а не новые замечания.

Показывайте последствия совершаемых поступков. К сожалению, наши дети не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания. Не умеют и оценивать последствия совершаемых действий, поступков. Если педагог и родители вовремя, эмоционально и убедительно раскроют глаза ребенку, он получит дополнительный и весомый стимул для изменения поведения в лучшую сторону.

Признавайте достоинства. Чтобы вызвать энтузиазм у старшеклассников, необходимо признавать и развивать все лучшее, что есть в человеке. Не останавливайтесь перед лестью. Ведь лесть - это то, что человек о себе думает. Этот обман может вызвать у вашего ребенка прилив новых сил. Порой бывает трудно подобрать одобряющее слово, оценить достижения, признать достоинства. Актерствуйте. Не скупитесь на комплименты, превозносите достоинства, авансируйте положительные сдвиги. Предпочтительнее хвалить, чем критиковать, тогда у ребенка появляется больше возможностей стать таким, каким вы хотите.

Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения должны звучать не только в адрес отличившихся, но и тех, кто проявил старание.

Сделайте работу привлекательной. Кто скажет, что мытье посуды - интересная, престижная работа? Важно, какое отношение, настрой к этой работе будет сформирован у детей. Одна женщина считает мытье посуды интересной, любимой работой, т. к. в детстве ее мама говорила, что если она будет себя хорошо вести, то мама позволит ей помыть посуду. Стремление получить такую награду стимулировало хорошее поведение. Ведь само мытье посуды, полученное в награду, и воспринималось как награда. Поскольку не может быть, чтобы награждали тем, что «наградой» не является. Такие приемы хороши для младших детей. А что же со старшеклассниками? Для них важно ваше отношение к их ошибкам, сделанным в ходе выполнения работы. Извлекайте массу стимулов из ошибок учащихся: «Прекрасная ошибка!», «Неслучайная ошибка!», «Ошибка, которая ведет к истине!», «Спасибо, твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений». Подчеркивайте точность и тонкость наблюдений старшеклассников. Действуйте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете ребенка, казалось ему нетрудным.

Говорите иногда «надо». Этот стимул до конца не исчерпал себя еще со времен советской школы. Придавайте ему личностную направленность - «Тебе надо, Кирилл! Ты мужчина!» Старшеклассник должен испытывать удовлетворение оттого, что, преодолевая трудности, поступил, как подобает взрослому человеку. Кроме того, он должен быть рад, что дело сделано. Это обязательное дополнение к «надо».

Используйте ситуацию. Стимулы порой появляются неожиданно и важно разглядеть их, оценить возможности, быстро сориентироваться и обратить на пользу дела. Вспомните Тома Сойера и как ему удалось покрасить забор, практически не приложив усилий. Изобразив увлеченность процессом покраски забора, ответственностью за результат, он сначала заставил себя долго уговаривать и в итоге добился, что за него покрасили весь забор, да еще отдали за это игрушки.

Давайте шанс. Стимул «ты можешь, ты добьешься» многолик. «Скажите ребенку, что он глуп или туп, что у него нет способностей к чему-то и, что он все делает неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое внутренне чутье, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха», - рекомендует Д. Карнеги.

IV. Работа со схемой

Классный руководитель. Итак, я готова выслушать ваши предложения по выработке стимулов, которые можно использовать дома.

(Родители прямо на памятке записывают совместно выработанные рекомендации (т. е. какие выражения, примеры можно использовать при стимулировании старшеклассников для достижения успехов в учебе).)

Порассуждаем? Начнем с опоры на желания и т. д.

(Работа может быть построена в группах или индивидуально, важно ограничить время.)

V. Продолжение беседы

Классный руководитель. Поговорим о тех «скрытых пружинах», которые таятся в глубине нашего сознания, нажимая на которые, можно приводить человека в активное состояние, полное энергии и желания действовать.

Обращайтесь к самолюбию. Стремление человека к улучшению своего положения следует поощрять и активизировать, взывая к самолюбию, подчеркивая возможности улучшения достижений. Любой школьник понимает, что занимается недостаточное мог бы улучшить свою успеваемость. Чего же ему не хватает? Одного осознания мало, нужен и толчок. Его и должны выполнить педагог и родитель, опираясь на уже существующее внутренне стремление. Надо, чтобы учащийся почувствовал вашу озабоченность и поверил вам. Тогда возможность доверительной беседы увеличивается.

Показывайте достижения. Лучшим средством для этого служит, например, открытый рейтинг. В целом участникам, вовлеченным в учебный процесс, необходимо знать, где они находятся, насколько продвинулись. Обратная связь - в любой форме - должна доходить до учащихся вовремя.

Осторожно поддерживайте соперничество. Современная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками. Методы соревнования в школе позволяют не только предвосхищать будущие жизненные ситуации, но и формируют готовность достойно встречать неудачи, радоваться успехам. Хотя однозначного отношения в педагогической среде к этому методу нет. Поэтому пусть соперничество между учениками больше напоминает спортивное соревнование, где победы и неудачи чередуются, но азарт остается всегда. Педагог должен формировать группы так, чтобы у них были одинаковые шансы на победу. Тех, кто не может переносить поражения, испытывает чрезмерное эмоциональное напряжение, надо отстранить от дальнейшего участия в соперничестве и назначить, например, арбитром и т. п.

Хвалите. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Для достижения успеха кое-что потребуется. Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоить планировать, назначать по расписанию. Не превозносите до небес рутинную, а тем более плохо выполненную работу. Похвала должна быть конкретной, точно адресованной. Благодарность всегда получать приятно, но общие, безликие трафареты не идут ни в какое сравнение с написанными от руки, адресованными тебе одному теплыми словами. Четко скажите, за что «спасибо», чем вы обрадованы, восхищены. Хвалите так, чтобы в похвалу верилось. Язык мимики и жеста тут очень важен.

Критикуйте, сопереживая. Делать это тоже надо грамотно.

Виды критики

Примерные фразы

Подбадривающая критика

Ничего. В следующий раз сделаешь лучше. А в этот раз не получилось

Критика-упрек

Ну, что же ты? А я на тебя так рассчитывал

Критика-аналогия

Когда я был таким, как ты, я допустил точно такую же ошибку. Ну и попало же мне тогда от моего учителя

Критика-надежда

Надеюсь, что в следующий раз ты выполнишь задание лучше

Критика-похвала

Работа сделана хорошо. Но только не для этого случая

Безличная критика

В нашем классе есть еще ученики, которые не справляются со своими обязанностями. Не будем называть их фамилии

Критика- озабоченность

Я очень озабочен сложившейся ситуацией, особенно у таких наших учеников, как...

Виды критики

Примерные фразы

Критика- сопереживание

Я хорошо тебя понимаю, вхожу в твое положение, но и ты войди в мое. Ведь работа-то не выполнена

Критика-сожаление

Я очень сожалею, но должен сказать, что работа выполнена некачественно

Критика-удивление

Как? Неужели ты не подготовил урок? Не ожидал...

Критика-ирония

Делали, делали и... сделали. Работа что надо! Только как теперь в глаза людям смотреть?!

Критика-упрек

Эх, ты! Я был о тебе более высокого мнения...

Критика-намек

Я знал одного человека, который поступил точно также, как ты. Потом ему пришлось трудно...

Критика-смягчение

Наверно, в том, что произошло, виноват не только ты...

Критика-укоризна

Что же ты сделал так неаккуратно? Не вовремя?

Критика-замечание

Не так сделал. В следующий раз постарайся сделать лучше

Критика- требование

Работу тебе придется переделать!

Конструктивная критика

Задание выполнено неправильно. Что ты собираешься теперь предпринять?

Критика-опасение

Я очень опасаюсь, что в следующий раз работа будет выполнена на таком же уровне

Переходите на контракты. Такой вид взаимодействия возможен, например, с ребятами, у которых улавливается в характере деловая хватка.

Ищите нестандартные решения. Проще действовать по проверенным правилам, но ведь кому-то нужно создавать и проверять новые. При этом необходима осторожность.

Дайте ребенку шанс спасти свой престиж. Часто ученик, да и взрослый человек, винит в своих неудачах кого угодно, себя - никогда. Можно и эту слабость использовать. Пусть он оправдывает свои неуспехи неблагоприятным стечением обстоятельств и невезением, плохую оценку - виной учителя. Не будем разрушать его иллюзию. Дадим ему шанс спасти свой престиж, оправдаться перед собой.

Создавайте хорошую репутацию своим детям. Чаще прибегайте к поощрениям. Создайте впечатление, что ошибка, которая должна быть исправлена, легко исправима. Действуйте так, чтобы все, на что побуждаете сына или дочку, казалось им нетрудным. Пусть они верят в собственные силы.

VI. Работа со схемой (по аналогии с предыдущей)

VII. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Итак, уважаемые родители, мы с вами сегодня узнали о тех механизмах, которые могут помочь в стимулировании познавательных, учебных процессов старшеклассника. Полученные вами рекомендации надо умело применять на практике, разумеется все и сразу не получится применить, но надо пробовать, тренироваться и только тогда будет результат. Поэтому ваше домашнее задание - держа памятки перед глазами - тренировать действия и слова, чтобы помогать нашим ребятам в учебе в такое непростое для них время. Успехов! До свидания!

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы

Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс

Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети

Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей

Родительские собрания в 10 классе. Темы

Нет комментариев. Ваш будет первым!