Цель: рассмотрение проблемы отношения старших подростков к учению.
Задачи: раскрыть познавательные и интеллектуальные резервы человека; рассмотреть, как формируются наклонности и интересы в учении; ознакомить с конкретными приемами и средствами развития наблюдательности, памяти, внимания и др.
Форма проведения: лекция, диалог.
Участники: классный руководитель, родители.
Оформление, оборудование: на доске - тема собрания, на партах небольшие памятки для каждого родителя, листы для заключительного упражнения.
Подготовительная работа: детям заранее предлагаются к заполнению и обрабатываются анкеты.
Анкета «Что тебе интересно?»
1. Что тебя больше всего привлекает в нашем учебном заведении {нужное подчеркнуть)?
а) общение с друзьями;
б) общественная работа;
в) получение оценок;
г) узнавание нового;
д) сам процесс учения;
е) самостоятельная работа;
ж) другое ____________
2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным и почему?
3. Какой учебный предмет тебе наиболее интересен и почему?
4. Какой из учебных предметов тебе кажется наиболее полезным для будущей жизни после окончания школы? Укажи, в чем именно его польза.
5. Какие учебные предметы, по твоему мнению, нужно было бы включить в учебную программу и почему?
6. Какие учебные предметы, по твоему мнению, можно было бы не изучать и почему?
7. Кто тебе помогает готовить уроки?
8. Трудны ли для тебя гуманитарные дисциплины?
9. Совпадет ли специальность, о которой ты мечтаешь, с той, которую тебе советуют приобрести родители?
10. Сколько времени ты тратишь на подготовку к урокам?
11. По какому предмету больше и почему?
Анализ содержания ответов позволят установить характер учебно-познавательных мотивов подростков, наличие определенных склонностей и потребностей.
1. Выступление классного руководителя
Классный руководитель. Юношеский возраст - это время жадного накопления знаний, умений, время, когда усваиваются общечеловеческие духовные ценности, вырабатывается свое отношение к ним. Именно в этом возрасте все чаще обнаруживается та или иная способность, ярко выраженный интерес к чему- либо. По замечанию К.Д. Ушинского, в юности обобщение знаний и опыта не идет равнодушно, оно сопровождается внутренним волнением; большое значение придается личной оценке тех или иных понятий и отношений, с которыми сталкивается и которые усваивает растущий человек.
В юношеском возрасте заметно выделяются две группы юношей и девушек; если у одних нет ярко выраженных склонностей и по всем предметам они учатся примерно одинаково, то у других четко обозначены интересы. Про эти интересы уже известно и учителям, и сверстникам; ребята усердно занимаются и любят одни предметы и равнодушны к другим или просто пренебрегают ими.
Что вызывает интерес к тем или иным учебным предметам? Причин много, но наиболее значимы такие: интересное преподавание предмета; интерес к самому его содержанию; высокая общественная оценка, престижность данной области знаний; практическая значимость предмета, связанная с жизненными планами; увлекательность самого процесса получения знаний, требующего самостоятельной, активной деятельности, умственной и практической; успехи в усвоении предмета, соответствие предмета склонностям.
Почти у всех старшеклассников есть и мало интересующие их предметы. В чем тут дело? Причины пониженного интереса к тем или иным предметам связаны, главным образом, с тем, что способы преподавания (и способы усвоения) отстают от возросших интеллектуальных потребностей и возможностей старших школьников. Не любят они механического заучивания. А в повседневной учебной деятельности сохраняются 2 основных способа работы: объяснение учителя и самостоятельные занятия с учебником. Отсюда нередко надоедливое однообразие. Все же другие способы, развивающие творческую мысль, самостоятельность в поиске знаний, познавательную активность, используются недостаточно. Не испытывая удовольствия, радости от учения, не умея самостоятельно, свободно пользоваться различными способами учебной работы, многие ребята начинают тяготиться учением.
Вот почему так важно старшему школьнику учиться самостоятельно добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные сведения, прочно их запоминать, связывать с другими, быть на уровне современных достижений. Только так может появиться подлинный интерес к науке, к познанию, только в этом случае он будет стойким, побуждающим к деятельности. И если мы сейчас поможем юному человеку развить потребность в знаниях, умение приобретать их, то эти важные качества останутся с ним после окончания школы.
Старшеклассников надо специально учить тому, как законспектировать статью, записать лекцию, им надо дать навыки самостоятельного поиска нужной информации, объяснить, как пользоваться библиографией, справочными материалами, каталогами и т. д.
К сожалению, умения самостоятельно и активно работать с источником знаний - и в первую очередь с учебником - у многих и нет. Только 5-6% ребят полноценно воспринимают художественную литературу. С учебной литературой дело обстоит еще хуже. Словом, к старшим классам сплошь и рядом задача самостоятельной работы с книгой оказывается для школьников слишком трудной, если не непосильной. Но у вас, родители, сейчас есть все возможности для того, чтобы восполнить пробелы. Конечно, было бы лучше, если бы нужные умения сложились своевременно, тем не менее сейчас вы можете опереться на возросшие интеллектуальные силы ваших детей.
II. Методические рекомендации
Классный руководитель. Для того чтобы успешно выполнять домашнюю работу, подросткам необходимо придерживаться рекомендаций, разработанных учеными.
(Родителям в микрогруппах целесообразно предложить познакомиться с различными вариантами таких рекомендаций, обсудить их, подтверждая примерами, и, если это необходимо, дополнить.)
Правила домашней работы
1. Видение главного (выделить главную мысль, правило, закон).
2. Диалог с автором (в ходе чтения ученик как бы беседует с автором, проверяет, совпадают ли его предположения с материалом учебника).
3. Умение ставить вопросы (в ходе чтения в сознании ученика должны рождаться вопросы к тексту).
4. Составление плана (набрасываем пункты плана; пункт плана - это короткая, в одно предложение, формулировка основного содержания части текста).
5. Собственно запоминание, самоконтроль (самоконтроль - необходимое условие и понимания, и запоминания).
Советы «Как работать»
1. Входить в работу нужно постепенно. Вначале лучше выполнить работу средней трудности.
2. Лучше работать в одно и то же время, при одних и тех же условиях, в привычной последовательности действий.
3. Работать с напряжением, но без перенапряжения. Нужно чередовать труд и отдых. Через 45 минут переключаться на другие виды деятельности: физкультуру, домашний труд, слушание музыки и т. д.
4. «Запомните правило простое: работаете сидя - отдыхайте стоя!» {В.В. Маяковский)
5. Всегда доводить дело до конца, при встрече с трудностями не теряться, спокойно проанализировать положение и преодолевать возникшие препятствия.
6. «Считайте несчастным тот день или тот час, в который вы не усвоили ничего нового и ничего не прибавили к своему образованию». (Я.А Каменский)
7. Не быть «хронофагом». Это греческое слово означает человека, напрасно растрачивающего время (буквально - «пожиратель времени»). Он способен по минутам растратить день, «просеять» часы, как песок сквозь пальцы. Быть суровым с хронофагом, безжалостно остановить его, выпроводить, запретить «съедать» ваше время.
8. Д.С. Лихачев говорил: «Бездельник вечно занят: пустословит по телефону (иногда часами), ходит в гости, сидит у телевизора и смотрит все подряд, долго спит, придумывает себе разные дела. Вообще бездельник всегда очень занят...»
III. Подведение итогов собрания
В конце занятия каждый из родителей составляет «Мои рекомендации - моему ребенку». Подведение итогов можно провести виде упражнения. Заранее готовятся листки (по форме это листья дерева) для каждого участника и классный руководитель просит написать на этих листах рекомендации. Эти листья можно приклеить к заранее нарисованному дереву, и после этого один из членов группы может вслух прочитать все рекомендации.
Тест «Умеете ли вы планировать свое время»
Инструкция. Известно, что хорошо спланировать дело - уже наполовину справиться с ним. Если вы хотите достичь серьезных успехов, то вам просто необходимо научиться рационально распределять
время, отделять главные дела от второстепенных, верно рассчитывать свои силы, а также уметь, если нужно, перераспределять обязанности, не взваливать всю работу на себя. Насколько хорошо вам это удается, поможет разобраться следующий тест.
1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их выполнения:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
4. Каждый официальный документ стараюсь обрабатывать сразу, за один раз и окончательно:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
5. Каждый день составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи делаю в первую очередь:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
6. Свой день пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных встреч и неожиданно созываемых совещаний:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
7. Дневную нагрузку стараюсь распределить в соответствии с графиком своей работоспособности:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
8. В моем плане есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих жизненно важных проблемах:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
Результаты. За каждый ответ «г» поставьте себе 3 очка, «в» - 2 очка, «б» - 1 очко, «а» -0 очков. Суммируйте результаты.
0-15 очков. Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его. Вам следует быть более самостоятельным и организованным - это поможет вам добиться значительных результатов и сократит путь к намеченной цели.
16-20 очков. Вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы достичь успеха. Периоды планирования у вас чередуются с периодами самотека. Вы понимаете, что, продумывая и организуя свою работу, успеваете даже больше, но временами у вас просто руки не доходят сделать необходимые пометки в своем ежедневнике. И хотя процесс самоорганизации дается нелегко, постарайтесь уделять ему больше внимания.
21-25 очков. У вас хороший «самоменеджмент». Умение организовать свою деятельность - одна из самых привлекательных ваших способностей. Окружающие, возможно, удивляются, как вам удается столько успеть. Однако ваш секрет прост; мысленно выстроив последовательность необходимых дел, вы фиксируете их и стараетесь придерживаться намеченного плана.
26-30 очков. Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время. Вам непонятно, почему окружающие не способны воспользоваться таким простым способом добиваться желаемого результата. Трата времени на ненужные разговоры, незапланированные визиты (конечно, если только они не носят экстренного характера) расценивается вами как попустительское отношение к работе. Вам вполне можно доверить спецкурс «Как рационально организовать свое рабочее время».
Тест «Удачный день»
№ п/п |
Характерные черты вашей деятельности |
Никогда (0) |
Иногда (1) |
Часто (2) |
Всегда (3) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Откладываю неприятные дела |
|
|
|
|
|
2 |
Отодвигаю срочные, но неприятные дела |
|
|
|
|
|
3 |
Перестраховываюсь, заручаюсь мнением других, принимая неприятные или тяжелые решения |
|
|
|
|
|
4 |
Все делаю сам |
|
|
|
|
|
5 |
Занимаюсь несколькими проблемами одновременно |
|
|
|
|
|
6 |
Работаю в суете и спешке |
|
|
|
|
|
7 |
Принимаюсь за работу без поиска лучших подходов к делу |
|
|
|
|
|
8 |
Прерываю начатую работу, чтобы заняться другими делами |
|
|
|
|
|
9 |
Откладываю трудные задачи после первоначального их решения |
|
|
|
|
|
10 |
Работаю несконцентрированно, несобранно |
|
|
|
|
|
11 |
Работаю по два часа и более без перерыва |
|
|
|
|
|
12 |
Не довожу дело до конца из-за того, что часто отвлекаюсь |
|
|
|
|
|
13 |
Расходую ценное для меня время на отдельные специальные задачи или второстепенные дела |
|
|
|
|
|
14 |
Занимаюсь чужими делами лишь потому, что они меня заинтересовали |
|
|
|
|
|
15 |
Берусь в любое время за любую работу из-за того, что не могу сказать «нет» |
|
|
|
|
|
16 |
Занимаюсь почти безнадежной конфронтацией и ищу виновных в ошибке или неудачах |
|
|
|
|
|
17 |
Стремлюсь к безупречному выполнению задач в тех областях, где этого не требуется |
|
|
|
|
|
18 |
Стараюсь знать все факты |
|
|
|
|
|
19 |
Проявляю инициативу лишь по принуждению |
|
|
|
|
|
20 |
Хочу всегда помочь другим в решении проблем |
|
|
|
|
|
|
Баллы за положительный ответ по вертикали |
|
|
|
|
|
|
Общая сумма баллов |
|
|
|
|
|
Чем меньше сумма баллов, тем выше ваши способности, которые могут обеспечить успешность каждого дня вашей деятельности.
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!