Цели: научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителя с ребенком.
Задачи: рассмотреть разные способы эффективной коммуникации между родителями и подростками; разыграть на практике поведение в конфликтных ситуациях; познакомить с шестью шагами беспроигрышного метода разрешения конфликта.
Форма проведения: тренинг.
Участники: классный руководитель, родители, психолог.
Оформление, оборудование: в кабинете стулья поставлены по кругу без парт, звучит спокойная музыка; бейджи с именами родителей; памятки для каждого родителя; на доске или ватмане основные тезисы.
Подготовительная работа: заранее рассылаются приглашения, в них называется тема, форма проведения собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня наше собрание пройдет в необычной форме - в форме тренинга.
(Начать собрание можно с упражнения, смысл которого состоит в том, чтобы участники группы бросали друг другу мяч и говорили, что им нравится в другом человеке. Так создается непринужденная атмосфера.)
II. Информационно-практическая часть. Типы высказываний
(Ведущий рассказывает о двух формах обращения к другому человеку: ты-сообщениях и я-сообщениях.)
Классный руководитель. "Ты-сообщения вызывают у ребенка чувство обиды и горечи, создают впечатление, что прав всегда родитель («Ты всегда оставляешь грязь в комнате», «Ты никогда не выносишь мусор», «Прекрати это делать»). Я-сообщения являются более эффективным способом в плане влияния на ребенка. Смысл сказанного тот же, но акцент делается на чувствах говорящего, без обвинения собеседника (в нашем случае - ребенка). («Мне неприятно, когда в комнате грязно», «Я не могу сосредоточиться из-за шума» и т. п.)
(Родителям предлагается потренироваться в применении я-сообщений таким образом: один из родителей описывает какой- то факт поведения ребенка, который для него неприемлем, а остальные формулируют я-сообщения, записывая их в тетрадь, и затем предъявляют в кругу. Другой вариант: ведущий зачитывает приготовленные заранее ты-сообщения, а задача участников - переформулировать их в я-сообщения.)
Для того чтобы получить я-сообщение, необходимо точно дать определение своего чувства в ситуации и указать причину, которая его вызвала.
Ты-высказывание (ответственность возлагается на другого) |
Я-высказывание (обозначить проблему и принять ответственность на себя) |
«Ты - плохой, ты меня обижаешь». «Это просто эгоизм с твоей стороны! Ты совсем перестал(-а) что-либо делать по дому». |
«Я чувствую, что со мной поступают несправедливо». «В последнее время я не чувствую твоей прежней заботы. С чем это связано? Может быть, ты обиделся (-лась), что я не пустила тебя на дискотеку?» |
Давайте познакомимся еще с констатирующими и воодушевляющими высказываниями. Констатирующие описания - это просто словесное воспроизведение действий ребенка («Ты достал из портфеля угольник, повертел его на пальце, закинул за диван»). Дети не всегда хорошо осознают свои спонтанные, привычные действия. Предметные описания помогают им отрефлексировать и по-новому увидеть собственные действия.
Воодушевляющие высказывания являются продолжением и развитием констатирующих описаний, но внимание в них сконцентрировано на личностной стороне действий ребенка («Ты с таким усердием и с таким терпением выполняешь эту сложную работу»). Ребенок может не очень красиво рисовать или плохо мыть посуду, но если родителю хочется, чтобы он продолжал эти действия, то акцент на том, как он старался, может вдохновить его на дальнейшие «подвиги».
(Работа с констатирующими и воодушевляющими высказываниями может быть построена по тому же принципу, как описано выше. Для обмена воодушевляющими высказываниями можно использовать мяч: получая вместе с мячом такое сообщение, участник говорит, воодушевляют ли его эти слова настолько, что хочется продолжать себя так вести, например: «Алена, ты всегда с таким юмором и оптимизмом рассказываешь о своих близких, тебя очень интересно слушать» или «Таня, ты можешь очень точно и кратко высказывать свои мысли».)
III. Информационно-практическая часть (продолжение). Конфликты
Классный руководитель. Какие ассоциации возникают у вас при слове «конфликт»? С каким животным, погодой, цветом ассоциируется конфликт?
(Ответы родителей. Далее ведущий просит родителей встать и с закрытыми глазами подержать перед собой то, что в их представлении является «конфликтом» (образом конфликта), прислушаться к своим чувствам и сделать с этим образом то, что хочется. Затем необходимо обсудить те чувства, которые испытывали люди в этой ситуации, что им хотелось сделать с этим образом. Информационная часть этого занятия перемежается с обсуждением тех конфликтов, с которыми обычно приходится сталкиваться родителям, общаясь с ребенком.)
Зачастую родители принимают за конфликты ситуации, когда они чем-то недовольны или когда ребенок отстаивает свое мнение, вступая с ними в спор. Не каждый спор или противоречие превращаются в конфликтную ситуацию, для нее характерны эмоциональное напряжение сторон (или хотя бы одной стороны), выплеск негативных чувств, выраженное недовольство друг другом.
(Конкретный конфликт, предъявленный кем-то из родителей, может быть представлен в виде ролевой игры или психодраматического разыгрывания ситуации.)
Хочу предложить вам взять на вооружение «шесть шагов беспроигрышного метода решения конфликтов» по Томасу Гордону. Эти шаги помогают избежать излишних трудностей, хотя некоторые конфликтные ситуации могут разрешаться и без прохождения всех шести шагов. Существуют конфликты, которые исчерпываются при первом же предложенном решении.
Шаги |
Цели |
Действия родителя |
Шаг 1. Распознавание и определение конфликта |
Вовлечь ребенка в процесс решения проблемы |
Четко и немногословно сообщить ребенку, что имеется проблема, которая нуждается в решении. Дать понять, что сотрудничество ребенка необходимо |
Шаг 2. Выработка возможных альтернативных решений |
Собрать как можно больше вариантов решения |
Узнать решения детей (свои можно добавить позже), не оценивая и не принижая предложенные решения. Настаивать на выдвижении как можно большего числа альтернатив |
Шаг 3. Оценка альтернативных решений |
Активизировать ребенка на высказывания по поводу различных решений, сообщить свое мнение по каждому варианту |
Предложить ребенку высказаться, какие из этих решений выглядят лучше, чем остальные. Сообщить свои чувства и интересы, сказать о наиболее оптимальном варианте и что не устраивает (или устраивает) ребенка в выборе |
Шаг 4. Выбор наиболее приемлемого решения |
Принять окончательное решение |
Узнать, что думает ребенок о каждом оставшемся решении. Добиться того, чтобы каждый обязался выполнить свою часть договора. Если решение состоит из нескольких пунктов, желательно зафиксировать их на бумаге |
Шаг 5. Выработка способов выполнения решения |
Спланировать процесс претворения в жизнь принятого решения |
Вынести на обсуждение вопросы типа: «Когда начнем?», «Кто будет следить за временем?», «Каковы будут критерии качества выполняемой работы?» и т. п. |
Шаг 6. Контроль и оценка его результатов |
Способствовать реализации решения. Выявить обстоятельства, требующие пересмотра принятого решения |
Интересоваться у ребенка, по-прежнему ли он доволен принятым решением и его результатами. Сообщать о своих чувствах и мыслях (они могут измениться) по поводу результатов решения. Пересмотр или корректировка решения, если это потребуется |
(Далее идет обсуждение в группе вариантов переработки конфликтов.)
- Что происходит, когда вы попадаете в конфликтную ситуацию?
- Как вы пытаетесь облегчить свои переживания?
- Какие привычные способы используете вы и ваши близкие?
(Родители высказываются и в большинстве случаев приходят
IV. Домашнее задание
Классный руководитель. Итак, чтобы наше собрание не прошло даром, нужно постоянно тренироваться. Для этого необходимо:
• применять я-сообщения, констатирующие и воодушевляющие высказывания в общении с ребенком;
• рассказать членам своей семьи о том, что узнали на занятии, и применять на практике способы анализа конфликтных ситуаций;
• спросить ребенка, какое наказание для него самое страшное, и какое поощрение (какая награда) наиболее желаемо.
Информация для родителей
Вот наиболее типичные ошибки родителей и взрослых в воспитательных воздействиях и установках.
1. Негативная оценка деятельности ребенка. Ребенку нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать и т. д.» В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его личность. Это формирует комплекс неполноценности.
2. Очень важна интонация. Дети любого возраста реагируют не только на содержание высказывания взрослого, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
3. Нет сравнениям! Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять. Такие сравнения являются с одной стороны психотравмирующими, а с другой - формируют негативизм, эгоизм и зависть. Родители должны создать такую систему взаимоотношений с ребенком, в которой он будет воспринимать себя только благоприятно (как норму). Лишь в этом случае он сможет нормально реагировать на чужие успехи без снижения самооценки.
4. От каждого по возможности. Родителям нужно регулировать степень психологической нагрузки на ребенка, которая не должна превышать его возможностей.
5. Без контрастов. В отношениях к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказывающего тона к ласковому задабриванию.
Советы отцам
• Отцы! Не бойтесь своих детей, подходите к ним поближе!
• Отцы! Делайте подарки женам несмотря ни на что! Жены! Не стесняйтесь принимать подарки от мужей!
• Отцы! Стремитесь больше зарабатывать и меньше причитать. И даже когда вы лежите у телевизора под газетой, не забывайте о своей семье!
• Отцы! Любите школу, узнайте в справочной ее адрес и помогайте школе до тех пор, пока вас не будут узнавать в лицо!
• Отцы! Играйте, пойте, веселитесь со своими детьми, сделайте их детство привлекательным, и тогда они сделают вашу старость защищенной!
• Отцы! Старайтесь быть умными и интеллигентными, ибо это облагораживает!
• Отцы! Чаще рассказывайте детям о своих достоинствах, и они у вас появятся!
• Отцы! Будьте веселыми, добрыми, сильными, и дети будут гордиться вами!
• Отцы! Помните, что именно вы несете ответственность за прирост населения! Помогайте женам во всем, и тогда дети будут!
• Отцы! Постоянно ищите достоинства в своих детях и отклоняйте за ненадобностью недостатки!
Советы матерям
• Ваш ребенок лучший в мире, т. е. такой же хороший, как и все остальные дети.
• Не мешайте ребенку преодолевать трудности и умело создавайте их. Не ругайте детей при детях, во имя детей - никого, и тогда ваши чада вырастут незлобивыми, добрыми и обходительными.
• Не пугайте ребенка необходимостью читать, и, может быть, он полюбит книги.
• Самое лучшее воспитание - воспитание природой, добром и деятельностью, а не угрозами и упреками. Доверяйте ребенку, и даже если сначала он переколотит весь саксонский фарфор, а ваши любимые бриллианты раздаст нищим, то позже из него обязательно выйдет толк. Если у вас нет фарфора и бриллиантов, то поверьте, ребенок всегда найдет что сломать и разбить, а что подарить.
• Разрешайте ребенку усиленно голодать от завтрака до обеда, и это сделает его здоровым и веселым.
• Не нужно делать праздники для детей, нужно делать праздники вместе с детьми.
• Чаще веселитесь, пойте красивые песни, приголубливайте своих детей, делайте вместе с ними что-нибудь, не ленитесь отдавать им частицу души, и у вас все получится.
Советы ребенку
Выбери прилагательные, которые тебе нравятся, подчеркни их и постарайся им соответствовать: счастливый; здоровый; веселый; правдивый; добрый; умный; ласковый; интеллигентный; культурный; самостоятельный; целеустремленный; волевой; настойчивый; преданный; богатый; честный; решительный; усидчивый; старательный; добродушный; наивный; рассудительный; скромный; общительный; воспитанный; тактичный; пунктуальный; остроумный; смелый; эрудированный.
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Нет комментариев. Ваш будет первым!