Родительское собрание, 10 класс. Профессиональное самоопределение

Сценарий родительского собрания для 10 класса «Я и экзамен: кто кого, или шанс найти свой путь»

Цель: оказание методической помощи в формировании стратегии и тактики поведения родителей в период подготовки и сдачи детьми экзаменов.

Задачи: познакомить с информацией о профессиональных склонностях старшеклассников; дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период экзаменов.

Участники: родители учащихся; психолог; родители бывших абитуриентов; учителя выпускного класса; студент 5-го курса вуза; классный руководитель.

Оформление, оборудование: афиша с объявлениями, высказываниями великих людей, магнитофон, «дерево пожеланий».

Подготовительная paбота: изучение классным руководителем психолого-педагогической литературы по данному вопросу; анкетирование учащихся; анализ анкет; изготовление памятки; проведение психологом профориентационного тестирования и подготовка анализа его результатов.

1. Анкета «Я и экзамен»

1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам?

2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?

3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день?

4. Есть ли у тебя свои методы для успешного запоминания материала?

II. Профориентационный тест

Задание. Из предложенных ниже пар профессий постарайся отдать предпочтение одной из них. Не теряй времени на раздумье. Наиболее естественно то решение, которое придет первым в голову. Рядом с названием профессии в скобках стоит код. В нижеприведенной таблице ответов напротив кода выбранной профессии поставь знак «+». Например, из пары инженер - социолог тебе интереснее профессия социолога. Код этой профессии - 2. Значит, в таблице ответов в графе «Код профессии» надо поставить знак «+» рядом со строкой 2.

Пары профессий:

• инженер (1) - социолог (2)

• кондитер (1) - священнослужитель (3)

• повар (1) - статистик (4)

• фотограф (1) - торговый администратор (5)

• механик (1) - дизайнер (6)

• философ (2) - врач (3)

• эколог (2) - бухгалтер (4)

• программист (2) - адвокат (5)

• кинолог (2) - литературный переводчик (6)

• страховой агент (3) - архивист (4)

• тренер (3) - телерепортер (5)

• следователь (3) - искусствовед (6)

• нотариус(4) - брокер (5)

• оператор ЭВМ (4) - манекенщица (6)

• фотокорреспондент (5) - реставратор (6)

• озеленитель (1) - биолог-исследователь (2)

• водитель (1) - бортпроводник (3)

• метролог (1) - картограф (4)

• радиомонтажник (1) - художник по дереву (6)

• геолог (2) - переводчик-гид (3)

• журналист (5) - режиссер (6)

• библиограф (2) - аудитор (4)

• фармацевт (2) - юрисконсульт (3)

• генетик (2) - архитектор (6)

• продавец (3) - оператор почтовой связи (4)

• социальный работник (3) - предприниматель (5)

• преподаватель вуза (3) - музыкант-исполнитель (6)

• экономист (4) - менеджер (5)

• корректор (4) - дирижер (6)

• инспектор таможни (5) - художник-модельер (б)

• телефонист (1) - орнитолог (2)

• агроном (1) - топограф (4)

• лесник (1) - директор (5)

• мастер по пошиву одежды (1) - хореограф (6)

• историк (2) - инспектор ГИБДД (4)

• антрополог(2) - экскурсовод (3)

• вирусолог (2) - актер (6)

• официант (3) - товаровед (5)

• главный бухгалтер (4) - инспектор уголовного розыска (5)

• парикмахер-модельер (6) - психолог (3)

• пчеловод (1) - коммерсант (5)

• судья (3) - стенографист (4)

Код профессии

Твой выбор (фиксировать плюсом)

Сумма плюсов

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подсчитай количество плюсов в бланке ответов. Максимальное количество плюсов указывает на принадлежность к одному из шести профессиональных типов.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Добрый вечер! Здравствуйте те, кто рад нашей встрече. Здравствуйте те, кто не очень доволен. Здравствуйте те, кто сегодня веселый, и те, кто сегодня печален. Здравствуйте те, кого волнует судьба наших детей.

Еще недавно, каких-то 10 лет назад вы вели свою дочь с огромным белоснежным бантом и сына, который радостно вертелся возле вас, в страну знаний. И вот - впереди последний год. Последний год в школе. Скоро будет поставлена жирная точка школьной жизни. Впереди неизвестность.

Каждый человек хочет получить от жизни и радость, испытать удовлетворение, добиться успеха. Именно состояние успеха делает жизнь человека полной, насыщенной, интересной. Успех вселяет оптимизм, раскрывает перспективы. Канадский ученый Ганс Селье заметил, что «человек больше устает от разочарований и неудач, чем от тяжелой изнурительной работы».

Впереди самый серьезный, самый трудный, самый ответственный год. За ним - выпускные и вступительные экзамены, выбор вуза и профессии. Цель нашего родительского собрания - помочь ребятам преодолеть трудности экзаменационного периода, получить советы и рекомендации, связанные с выбором вуза и профессии. У нас присутствует много гостей. Это психолог класса {Ф.И.О.), мама двух студентов (Ф.И.О.), студент 5-го курса (название вуза, Ф.И.О.), учителя выпускного класса (Ф.И.О.). Все они сегодня здесь для того, чтобы помочь нам в решении сложных задач.

Мы часто мечемся в поисках правильного решения, ссоримся и миримся. Я предлагаю вам простой и доступный всем метод анализа ситуаций. Применяя его, мы сможем «докопаться» до истины. В дискуссии с оппонентами мы сможем рассмотреть все «за» и «против». Итак вы разделены на 4 группы: родитель - «родитель»; родитель - «выпускник»; родитель - «учитель»; родитель - «друг, одноклассник». Предлагаю вам в течение 5 минут обсудить данную ситуацию, выступить по этому вопросу.

II. Работа в группах

Ситуация 1. «Это вам не пригодится»

«До экзаменов осталась неделя, один день, одна ночь, час, и вот я вхожу. Глаза красные, ноги уже не держат, тяну свой билет, руки трясутся. «О Боже!» - кричу я в панике. «Помогите!» Мой разум отказывается мне повиноваться».

- Что делать? Как помочь ребенку выдержать трудный период экзаменов? Ваши рекомендации.

(Обсуждение. Выступление каждой группы.)

III. Выступление психолога и учителей выпускного класса. Знакомство с результатами теста

Психолог. Реалистический тип. Профессионалы данного типа склонны заниматься конкретными вещами и их использованием, отдают предпочтение занятиям, требующим применения физической силы, ловкости. Ориентированы в основном на практический труд, быстрый результат деятельности. Способности к общению с людьми, формулировке и изложению мыслей развиты слабее. Чаще люди этого типа выбирают профессии механика, электрика, инженера, агронома, садовода, кондитера, повара и другие профессии, которые предполагают решение конкретных задач, наличие подвижности, настойчивости, связь с техникой... Общение не является ведущим в структуре деятельности.

Интеллектуальный тип. Профессионалы данного типа отличаются аналитичностью, независимостью, оригинальностью, не склонны ориентироваться на социальные нормы. Обладают достаточно развитыми математическими способностями, хорошей формулировкой и изложением мыслей, склонностью к решению логических, абстрактных задач. Люди этого типа предпочитают профессии научно-исследовательского направления: ботаник, физик, философ, программист и другие, в деятельности которых необходимы творческие способности и нестандартное мышление. Общение не является ведущим видом деятельности. Представителям интеллектуального типа подходят такие профессии, как бухгалтер, патентовед, нотариус, топограф, корректор и другие, направленные на обработку информации, предоставленной в виде условных знаков, цифр, формул, текстов. Сфера общения в таких видах деятельности ограничена и не является ведущей, что вполне устраивает данный тип личности. Коммуникативные и организаторские способности развиты слабо, но зато прекрасно развиты исполнительские качества.

Социальный тип. Профессионалы данного типа гуманны, чувствительны, ориентированы на социальные нормы, способны к сопереживанию, умению понять эмоциональное состояние другого человека. Обладают хорошими вербальными (словесными) способностями, с удовольствием общаются с людьми. Математические способности развиты слабее. Люди этого типа ориентированы на труд, главным содержанием которого является взаимодействие с другими людьми, возможность решать задачи, предполагающие анализ поведения и обучения людей. Возможные сферы деятельности: обучение, лечение, обслуживание и другие, требующие постоянного контакта и общения с людьми, способностей к убеждению.

Артистический тип. Профессионалы данного типа оригинальны, независимы в принятии решений, редко ориентируются на социальные нормы и одобрение, обладают необычным взглядом на жизнь, гибкостью и скоростью мышления, высокой эмоциональной чувствительностью. Отношения с людьми строят, опираясь на свои ощущения, эмоции, воображение, интуицию. Обладают хорошей реакцией и обостренным восприятием. Любят и умеют общаться. Профессиональная предрасположенность в наибольшей степени связана с актерско-сценической, музыкальной, изобразительной деятельностью.

Предприимчивый тип. Профессионалы данного типа находчивы, практичны, быстро ориентируются в сложной обстановке, склонны к самостоятельному принятию решений, социальной активности, лидерству; имеют тягу к приключениям (возможно авантюрным). Обладают достаточно развитыми коммуникативными способностями. Не предрасположены к занятиям, требующим усидчивости, большой и длительной концентрации внимания. Предпочитают деятельность, требующую энергии, организаторских способностей. Профессии: предприниматель, менеджер, продюсер и другие, связанные с руководством, управлением и влиянием на разных людей в разных ситуациях.

Конвенциональный тип. Профессионалы данного типа практичны, конкретны, не любят отступать от задуманного, энергичны, ориентированы на социальные нормы. Предпочитают четко определенную деятельность, выбирают из окружающей среды цели и задачи, поставленные перед ними обычаями и обществом. В основном выбирают профессии, связанные с канцелярскими и расчетными работами, созданием и оформлением документов, установлением количественных соотношений между числами, системами условных знаков.

IV. Продолжение работы в группах

Ситуация 2. «Уж лето близится, а ясности все нет»

«Мне пока еще нетрудно вспомнить последний день занятий, это было всего год назад. Первоклассница с маленьким звоночком в руке, и звук вызывал щемящее чувство. Потом были тревожные дни экзаменов. И, наконец, выпускной бал. Взволнованная речь директора. Особенно запали в души эти слова: «Дорогие ребята! Вы вступаете в новую самостоятельную жизнь! Перед вами много дорог. Найдите свой путь».

- Если ребенок не определился с выбором вуза и профессии. Что делать? Торопить ли родителям ребенка в выборе? Чем помочь и заинтересовать ребенка?

(Обсуждение. Выступление каждой группы.)

V. Выступление психолога и мамы бывших абитуриентов

VI. Продолжение работы в группах

Ситуация 3. «Фундамент для воздушного замка»

«В институте Петьке сразу не понравилось. Тут надо было делать то, что он очень не любил, - учить, причем, учить ежедневно. Первую сессию он не сдал. «Знаете, уважаемый мой, чем школа отличается от вуза? В школе вас учили, а в вузе вы учитесь!» - сказал Петьке декан. Расстроенный Петька зашел к другу.

- А ты чего не на занятиях?

- Я институт бросил.

Немая сцена».

- Что делать? Как предотвратить такую ситуацию?

(Обсуждение. Выступление каждой группы.)

VII. Выступление студента 5-го курса

Студент. Советы бывалого студента абитуриенту.

1. Не делай первый звонок и не наноси первый визит в вуз в пятницу. Что начинается в пятницу, то плохо заканчивается. В старое время в этот день недели, к примеру, моряки никогда не выходили в море. Лучшее время всякого начинания - утро четверга.

2. Запишись на подготовительные курсы. Что они помогают - отнюдь не новость, и я это могу подтвердить, опираясь на собственный опыт. Курсы зачастую ведут вузовские преподаватели, которые потом будут принимать вступительные экзамены.

3. Узнай, когда в вузе пройдет день открытых дверей, его еще называют днем абитуриента. Особенно важно познакомиться с будущей кафедрой. Попроси у преподавателей совета по любому вопросу. Просто разговорись с ними, например, о перспективах после окончания учебного заведения, узнай, насколько велик отсев в процессе обучения, на какие предметы в институте делают упор и т. п. Глядишь, тебя и запомнят, а это может пригодиться.

4. Не стесняйся даже со вторым спортивным разрядом прийти на кафедру физкультуры еще до вступительных экзаменов, к примеру, в тот же день открытых дверей. Может быть, вуз испытывает дефицит именно в твоем виде спорта, а галочки об участии в межвузовских соревнованиях кафедре физкультуры получать надо.

5. Отучай маму водить тебя везде за ручку. Подавай документы сам. Ты уже не школьник, настраивайся на самостоятельную жизнь.

6. В день перед экзаменом:

• не надевай новых вещей, не бери даже новый носовой платок;

• ничего не стриги (ни волосы, ни ногти);

• помойся накануне.

7. Эйфория - предвестник неудачи. Поговорка «после радости - неприятности» - истинная народная мудрость. Страх твой - друг твой. Он мобилизует все душевные и физические силы. Не принимай никаких успокоительных средств. Они отупляют, а тебе нужна повышенная сообразительность. Накануне экзамена на ночь выпей успокоительного чаю из травяного сбора типа «Сладкий сон».

8. В течение 3 дней до экзамена - никакого алкоголя и даже пива! Ты должен быть в отличной физической форме. Алкоголь расшатывает нервы и усиливает панику.

9. Утром перед экзаменом сделай зарядку, потом прими душ. Не пей крепкий кофе. Возбуждение тебе и так гарантировано. Лучше - крепкий зеленый чай без сахара. Не переедай, чтобы не случился приступ медвежьей болезни.

10. Помни, что перед тобой окажется экзаменатор, которому ничто человеческое не чуждо, в том числе и капризы. Первое впечатление произведет твой внешний вид. В тебе не должно быть ничего раздражающего. Поэтому с вечера приготовь отутюженный костюм и галстук спокойного тона и рисунка. Волосы должны быть аккуратно подстрижены. Обувь выбери свободную, удобную. Девушкам лучше воздержаться от яркого макияжа и ювелирных изделий. Скорее всего, от волнения ты начнешь усиленно потеть. Используй дезодоранты, но не переборщи: как говорят французы: кто пахнет слишком хорошо, тот пахнет плохо.

VIII. Продолжение работы в группах

Ситуация 4. «Повезет? Не повезло»

«Как быстро меняется все вокруг нас! Ведь, казалось бы, только вчера мама и папа провожали в первый класс... А сегодня - старшеклассники, завтра - абитуриенты, послезавтра (если повезет)... А если нет?»

- Ребенок не поступил в вуз? Что делать? Ваши советы ребенку и его родителям.

(Обсуждение. Выступление каждой группы.)

Ситуация 5. «Вот это успех!»

«Как много написано и сказано о счастливой школьной поре! Сколько песен перепето, сколько стихов сложено об этом беззаботном времени! Но все имеет начало и конец. Первая часть пути к вершине горы - от 1 сентября до 25 июня длиною в 11 лет заканчивается плацдармом, имя которому аттестат зрелости. «Идти дальше и ломать руки, ноги и головы о гранит науки», решает ваш повзрослевший ребенок. И поступает в несколько вузов».

- Что делать? Как помочь ему определиться с выбором. Что хотим сохранить? Чего хотим избежать?

(Обсуждение. Выступление каждой группы.)

IX. Вручение памятки, подведение итогов и рефлексия

Памятка «Подготовка к экзаменам»

1. Некоторые закономерности запоминания

Трудность запоминания растет непропорционально объему.

Большой отрывок учить полезнее, чем короткое изречение.

При одинаковой работе количество запоминаемого тем больше, чем выше степень понимания.

Распределенное заучивание лучше концентрированного. Лучше учить с перерывами, чем подряд, лучше понемногу, чем сразу.

Чем большую часть времени мы тратим на повторение по памяти, а не простое многократное чтение, тем эффективнее запоминание.

Из двух материалов, большего и меньшего, разумно начинать с большего.

Во сне человек не запоминает, но и не забывает.

2. Условия поддержки работоспособности

Чередование умственного и физического труда.

Предпочтение следует отдавать гимнастическим упражнениям (кувырок, свеча, стойка на голове), т. к. усиливается приток крови к клеткам мозга.

Беречь глаза, делать перерыв каждые 20-30 минут (взгляд вдаль, оторвать глаза от книги).

Минимум телевизионных передач.

3. Приемы психологической защиты

Переключение. Начинайте думать о чем-нибудь для вас актуальном, полезном, приятном. Через некоторое время неприятное переживание ослабнет.

Сравнение. Сравните свое состояние с состоянием и положением других людей, и вы найдете, что у многих оно тяжелее, чем у вас.

Накопление радости. Вспоминайте события, вызвавшие у вас даже маленькую радость.

Мобилизация юмора. Смех - противодействует стрессу.

Разрядка (физическая работа, игра, любимые занятия).

Классный руководитель. Сегодня мы обсудили много вопросов. С гостями нашего собрания постарались выработать стратегию и тактику в экзаменационное время. Спасибо всем за активное участие. Желаю вам терпения, здоровья, пусть этот трудный период - пора экзаменов пронесется стремительно и закончится поступлением наших детей в вузы.

Рефлексия

Классный руководитель. Прошу ответить на мои вопросы:

• Мне понравилось больше всего...

• Мне не понравилось больше всего...

• Мои пожелания...

(Листочки крепятся на «дерево пожеланий».)

Рекомендуем посмотреть:

Родительские собрания в 10 классе. Темы

Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы

Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети

Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс

Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей

Нет комментариев. Ваш будет первым!