Цель: привлечение внимания родителей к таким категориям педагогики, как сознательная дисциплина, самовоспитание в жизни подростка.
Задачи: помочь родителям осознать смысл самовоспитания, сознательной дисциплины; понять роль самовоспитания в выборе будущей профессии, жизненного пути; выработать совместно с родителями рекомендации для помощи старшеклассникам в самовоспитании, развитии сознательной дисциплины.
Форма проведения: лекция, диалог.
Участники: классный руководитель, родители.
Оформление, оборудование: но доске - тема собрания, основные тезисы (выделенные курсивом в тексте и т. п.), таблица, которая предложена родителям для обсуждения; небольшие памятки для каждого родителя.
Подготовительная pабота: заранее проводится тестирование детей и обрабатываются результаты.
Тест на оценку работоспособности и трудолюбия
Инструкция. При ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трех вариантов ответа.
1. Часто ли ты выполняешь работу, которую вполне можно было бы передать другим?
а) часто;
б) редко;
в) очень редко.
2. Как часто из-за занятости ты обедаешь наспех?
а) часто;
б) редко;
в) очень редко.
3. Как часто ту работу, которую ты не успел сделать днем, ты выполняешь вечером?
а) редко;
б) периодически;
в) часто.
4. Что для тебя характерно?
а) ты работаешь над учебным материалом и в общественных делах значительно больше других;
б) ты работаешь как все;
в) ты так организуешь работу, что работаешь меньше всех.
5. Можно ли сказать, что физически ты был бы более крепким и здоровым, если бы был менее усерден в учебе?
а) да;
б) трудно сказать;
в) нет.
6. Замечаешь ли ты, что из-за усердия в учебе ты мало времени уделяешь общению с друзьями?
а) да;
б) трудно сказать;
в) нет.
7. Не характерно ли для тебя, что уровень работоспособности в последнее время стал несколько падать?
а) да;
б) затрудняюсь ответить;
в) нет.
8. Замечаешь ли ты, что в последнее время теряешь интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны с твоей учебой, будущей профессией?
а) да;
б) затрудняюсь ответить;
в) нет.
9. Подстраиваешь ли ты свой образ жизни под нужды учебы, работы?
а) да;
б) когда как;
в) скорее всего, нет.
10. Способен ли ты заставить себя работать в любых условиях?
а) да;
б) когда как;
в) нет.
11. Раздражают ли тебя люди, которые отдыхают, в то время когда ты работаешь?
а) да;
б) когда как;
в) нет.
12. Как часто ты бываешь увлечен работой, учебой?
а) часто;
б) периодически;
в) редко.
13. Были ли в последнее время у тебя ситуации, чтобы ты не мог заснуть, думая о своих проблемах в учебе?
а) сравнительно часто;
б) периодически;
в) редко.
14. Какой темп работы для тебя наиболее характерен?
а) я работаю медленно, но качественно;
б) бывает по-разному;
в) я работаю быстро, но не всегда качественно.
15. Подрабатываешь ли ты во время каникул?
а) чаще всего да;
б) иногда;
в) нет.
16. Что для тебя наиболее характерно с точки зрения профессионального самоопределения?
а) я давно выбрал для себя профессию и стремлюсь профессионально самосовершенствоваться;
б) я точно знаю, какая профессия мне больше всего подходит, но для того чтобы овладеть ею, нет подходящих условий;
в) я еще не решил окончательно, какая профессия мне больше всего подходит.
17. Что бы ты предпочел?
а) иметь очень интересную и творческую работу, пусть даже не всегда высокооплачиваемую;
б) работу, где требуется большое трудолюбие и упорство, но и высокооплачиваемую;
в) работу, не требующую большого напряжения и сил, но достаточно прилично оплачиваемую.
18. Считают ли тебя родители, учителя человеком усидчивым, прилежным?
а) да;
б) когда как;
в) нет.
Подсчет очков. Ответы оцениваются так: а) - 3 балла; б) - 2 балла; в) - 1 балл.
Шкала оценки
Суммарное число баллов |
Уровень трудолюбия и работоспособности |
18-25 |
1 - очень низкий |
26-28 |
2 - низкий |
29-31 |
3 - ниже среднего |
32-34 |
4 - чуть ниже среднего |
35-37 |
5 - средний |
38-40 |
6 - чуть выше среднего |
41-43 |
7 - выше среднего |
44-46 |
8 - высокий |
47-54 |
9 - очень высокий |
Интерпретация результатов. Следует иметь в виду, что лучше результаты - это 7-8-й уровни, 9-й - очень высокий уровень трудолюбия и работоспособности часто характеризуется как «работоголизм», т. е. чрезмерное усердие в работе, которое нередко приводит к стрессовым ситуациям и даже истощению нервной системы.
Низкий уровень трудолюбия и работоспособности может быть связан с быстрой утомляемостью, слабым здоровьем. Здесь есть совет - обратить серьезное внимание на физкультуру, закаливающие процедуры.
Успехов в самовоспитании!
I. Вступительное слово классного руководителя
Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на очередном собрании, тема которого посвящена таким понятиям, как самовоспитание и дисциплина. Они знакомы нам с детства, но о том, что они являются предметом изучения педагогики, многие только догадываются. А ведь их изучение помогает выявить закономерности и дать рекомендации к действию.
II. Лекция
Классный руководитель. Самовоспитание - это определенный тип отношения, поступков, действий с точки зрения соответствия определенному идеалу. Многие исследователи считают, что наиболее благоприятным периодом развития потребностей самовоспитания является подростковый возраст. «Каким я должен быть?» - задает вопрос растущий человек. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать самого себя.
Активная деятельность - основное условие формирования личности и ее качеств. Побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство самокритичности, неудовлетворенности собой, стремления к новому. Но, с другой стороны, необходимая вера в себя и в помощь других, например семьи.
Проблема подростков заключается в том, что они далеко не всегда соизмеряют свою потребность к самостоятельности с реальными возможностями. Отсюда конфликты, отказ от осмысленного самовоспитания, что порой порождает подражание не лучшим образцам поведения.
Важно помочь ребятам в организации самопрогнозирования. Каждый хочет заглянуть в завтрашний день. Прогноз может быть краткосрочным (дни, недели), среднесрочным (каникулы) или долгосрочным (окончание вуза, устройство семьи, быта). Но все виды прогноза реальны в семье, при активном участии родителей. Это:
• помощь в выборе профессии (какие популярны, престижны);
• выбор вуза;
• совместный поиск ответа на вопрос, каков будет спрос на специалистов разного профиля, через некоторое время и т. п.
Но далеко не все юноши и девушки готовы к прогнозированию, в зависимости от типов отношений к своему будущему. Мы можем предложить классификацию, но она очень условна, черты типов могут пересекаться между собой. Она дает возможность учитывать особенности прогностической деятельности старшеклассников, помочь им в самовоспитании. «Фаталисты» не задумываются о завтрашнем дне, считают, что все заранее предопределение судьбой и от нее не уйдешь. Здесь сказывается боязнь заглядывать в завтрашний день, не ожидая от него ничего хорошего. Это связано с усиление влияния религии. Такие люди могут поступить в духовные учебные заведения. «Стрекозы» - имеются в виду люди, напоминающие крыловскую стрекозу, они не хотят задумываться о завтрашнем дне. В основе такого подхода явно завышенное представление о ценности дня сегодняшнего и недооценка дня завтрашнего. Классический пример - отношение к своему здоровью, например, сегодня не чистя зубы регулярно, не затрачивая время на другие гигиенические процедуры, завтра - можно расплатиться по большой цене. «Муравьи» - люди с нормальной реакцией на события сегодняшнего и завтрашнего дня, умеющие обдумывать свои поступки в соответствии с событиями и планами. Они способны ко всем видам прогнозов. «Компьютеры» - для них характерно планирование каждого своего шага, вплоть до мелочей. Они не просто планируют, они занимаются самим процессом и для них это важнее, чем просто предвидеть события. Этим старшеклассникам свойственно ответственное отношение к своим обязанностям, но и мнительность, тревожность, нерешительность в сложных ситуациях. Они тверды в своих решениях, могут доводить их до конца. «Кассандры», или «Прорицатели беды» - такие старшеклассники видят в будущем только неприятности и пытаются в каждом шаге «избежать неизбежных бед», застраховаться от проблем. Это лишает их удовольствия от радости сегодняшнего бытия. Они склонны к одиночеству, скрывают свои мысли и намерения, часто пессимистичны.
Становится очевидным, что самовоспитание и сознательную дисциплину сначала задают взрослые, и, при правильном подходе, эти навыки должны перейти во внутреннее требование старшеклассника к себе.
III. Анализ анкетирования
Классный руководитель. Какие результаты показывают наши дети на сегодняшний момент?
(Дается анализ анкеты, лучше в процентном соотношении.)
IV. Продолжение беседы
Классный руководитель. Педагоги и родители должны объединиться, чтобы помочь нашим детям. Нельзя допускать, чтобы выдвигаемые требования в школе, их соблюдение дома были осмеяны, раскритикованы и т. п.
Давайте сейчас попробуем вместе разработать ваши пошаговые действия по формированию сознательной дисциплины дома. Я предлагаю вам (каждому или в парах) на листочках заполнить пропуски во второй колонке таблицы (время работы - 5-7 минут).
Направления, выдвигаемые школой |
Требования дома (предполагаемые ответы родителей) |
1 |
2 |
1. Систематическая пропаганда |
Постоянное напоминание о домашних обязанностях, приведение примеров из жизни и т. п. |
2. Выполнение правил на практике |
Совместное выполнение заданий, которые поручаются в первый раз, личный пример и т. д. |
3. Работа с нарушителями дисциплины |
Система наказаний, штрафов, временное лишение привилегий |
4. Накопление знаний о нормах и правилах поведения |
Просмотр фильмов, передач, после просмотра которых можно обсудить правила поведения; примеры из жизни, личный пример |
5. Учет возрастных особенностей |
По возрасту предлагать задания, посильные для выполнения и пр. |
(Каждое предложение обсуждается и вносится в таблицу на доске.)
V. Подведение итогов собрания
Подводятся итоги, родители берут с собой варианты работы в домашних условиях по формированию сознательной дисциплины. Родителям можно дать домашнее задание: продумать способы оказания помощи в самовоспитании детей.
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Нет комментариев. Ваш будет первым!