Родительское собрание, 10 класс. Самовоспитание старшеклассников

Разработка родительского собрания для 10 класса «Самовоспитание старшего школьника. Воспитание сознательной дисциплины»

Цель: привлечение внимания родителей к таким категориям педагогики, как сознательная дисциплина, самовоспитание в жизни подростка.

Задачи: помочь родителям осознать смысл самовоспитания, сознательной дисциплины; понять роль самовоспитания в выборе будущей профессии, жизненного пути; выработать совместно с родителями рекомендации для помощи старшеклассникам в самовоспитании, развитии сознательной дисциплины.

Форма проведения: лекция, диалог.

Участники: классный руководитель, родители.

Оформление, оборудование: но доске - тема собрания, основные тезисы (выделенные курсивом в тексте и т. п.), таблица, которая предложена родителям для обсуждения; небольшие памятки для каждого родителя.

Подготовительная pабота: заранее проводится тестирование детей и обрабатываются результаты.

Тест на оценку работоспособности и трудолюбия

Инструкция. При ответе на вопросы теста необходимо выбрать один из трех вариантов ответа.

1. Часто ли ты выполняешь работу, которую вполне можно было бы передать другим?

а) часто;

б) редко;

в) очень редко.

2. Как часто из-за занятости ты обедаешь наспех?

а) часто;

б) редко;

в) очень редко.

3. Как часто ту работу, которую ты не успел сделать днем, ты выполняешь вечером?

а) редко;

б) периодически;

в) часто.

4. Что для тебя характерно?

а) ты работаешь над учебным материалом и в общественных делах значительно больше других;

б) ты работаешь как все;

в) ты так организуешь работу, что работаешь меньше всех.

5. Можно ли сказать, что физически ты был бы более крепким и здоровым, если бы был менее усерден в учебе?

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

6. Замечаешь ли ты, что из-за усердия в учебе ты мало времени уделяешь общению с друзьями?

а) да;

б) трудно сказать;

в) нет.

7. Не характерно ли для тебя, что уровень работоспособности в последнее время стал несколько падать?

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

8. Замечаешь ли ты, что в последнее время теряешь интерес к знакомым и друзьям, которые не связаны с твоей учебой, будущей профессией?

а) да;

б) затрудняюсь ответить;

в) нет.

9. Подстраиваешь ли ты свой образ жизни под нужды учебы, работы?

а) да;

б) когда как;

в) скорее всего, нет.

10. Способен ли ты заставить себя работать в любых условиях?

а) да;

б) когда как;

в) нет.

11. Раздражают ли тебя люди, которые отдыхают, в то время когда ты работаешь?

а) да;

б) когда как;

в) нет.

12. Как часто ты бываешь увлечен работой, учебой?

а) часто;

б) периодически;

в) редко.

13. Были ли в последнее время у тебя ситуации, чтобы ты не мог заснуть, думая о своих проблемах в учебе?

а) сравнительно часто;

б) периодически;

в) редко.

14. Какой темп работы для тебя наиболее характерен?

а) я работаю медленно, но качественно;

б) бывает по-разному;

в) я работаю быстро, но не всегда качественно.

15. Подрабатываешь ли ты во время каникул?

а) чаще всего да;

б) иногда;

в) нет.

16. Что для тебя наиболее характерно с точки зрения профессионального самоопределения?

а) я давно выбрал для себя профессию и стремлюсь профессионально самосовершенствоваться;

б) я точно знаю, какая профессия мне больше всего подходит, но для того чтобы овладеть ею, нет подходящих условий;

в) я еще не решил окончательно, какая профессия мне больше всего подходит.

17. Что бы ты предпочел?

а) иметь очень интересную и творческую работу, пусть даже не всегда высокооплачиваемую;

б) работу, где требуется большое трудолюбие и упорство, но и высокооплачиваемую;

в) работу, не требующую большого напряжения и сил, но достаточно прилично оплачиваемую.

18. Считают ли тебя родители, учителя человеком усидчивым, прилежным?

а) да;

б) когда как;

в) нет.

Подсчет очков. Ответы оцениваются так: а) - 3 балла; б) - 2 балла; в) - 1 балл.

Шкала оценки

Суммарное число баллов

Уровень трудолюбия и работоспособности

18-25

1 - очень низкий

26-28

2 - низкий

29-31

3 - ниже среднего

32-34

4 - чуть ниже среднего

35-37

5 - средний

38-40

6 - чуть выше среднего

41-43

7 - выше среднего

44-46

8 - высокий

47-54

9 - очень высокий

Интерпретация результатов. Следует иметь в виду, что лучше результаты - это 7-8-й уровни, 9-й - очень высокий уровень трудолюбия и работоспособности часто характеризуется как «работоголизм», т. е. чрезмерное усердие в работе, которое нередко приводит к стрессовым ситуациям и даже истощению нервной системы.

Низкий уровень трудолюбия и работоспособности может быть связан с быстрой утомляемостью, слабым здоровьем. Здесь есть совет - обратить серьезное внимание на физкультуру, закаливающие процедуры.

Успехов в самовоспитании!

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на очередном собрании, тема которого посвящена таким понятиям, как самовоспитание и дисциплина. Они знакомы нам с детства, но о том, что они являются предметом изучения педагогики, многие только догадываются. А ведь их изучение помогает выявить закономерности и дать рекомендации к действию.

II. Лекция

Классный руководитель. Самовоспитание - это определенный тип отношения, поступков, действий с точки зрения соответствия определенному идеалу. Многие исследователи считают, что наиболее благоприятным периодом развития потребностей самовоспитания является подростковый возраст. «Каким я должен быть?» - задает вопрос растущий человек. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать самого себя.

Активная деятельность - основное условие формирования личности и ее качеств. Побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство самокритичности, неудовлетворенности собой, стремления к новому. Но, с другой стороны, необходимая вера в себя и в помощь других, например семьи.

Проблема подростков заключается в том, что они далеко не всегда соизмеряют свою потребность к самостоятельности с реальными возможностями. Отсюда конфликты, отказ от осмысленного самовоспитания, что порой порождает подражание не лучшим образцам поведения.

Важно помочь ребятам в организации самопрогнозирования. Каждый хочет заглянуть в завтрашний день. Прогноз может быть краткосрочным (дни, недели), среднесрочным (каникулы) или долгосрочным (окончание вуза, устройство семьи, быта). Но все виды прогноза реальны в семье, при активном участии родителей. Это:

• помощь в выборе профессии (какие популярны, престижны);

• выбор вуза;

• совместный поиск ответа на вопрос, каков будет спрос на специалистов разного профиля, через некоторое время и т. п.

Но далеко не все юноши и девушки готовы к прогнозированию, в зависимости от типов отношений к своему будущему. Мы можем предложить классификацию, но она очень условна, черты типов могут пересекаться между собой. Она дает возможность учитывать особенности прогностической деятельности старшеклассников, помочь им в самовоспитании. «Фаталисты» не задумываются о завтрашнем дне, считают, что все заранее предопределение судьбой и от нее не уйдешь. Здесь сказывается боязнь заглядывать в завтрашний день, не ожидая от него ничего хорошего. Это связано с усиление влияния религии. Такие люди могут поступить в духовные учебные заведения. «Стрекозы» - имеются в виду люди, напоминающие крыловскую стрекозу, они не хотят задумываться о завтрашнем дне. В основе такого подхода явно завышенное представление о ценности дня сегодняшнего и недооценка дня завтрашнего. Классический пример - отношение к своему здоровью, например, сегодня не чистя зубы регулярно, не затрачивая время на другие гигиенические процедуры, завтра - можно расплатиться по большой цене. «Муравьи» - люди с нормальной реакцией на события сегодняшнего и завтрашнего дня, умеющие обдумывать свои поступки в соответствии с событиями и планами. Они способны ко всем видам прогнозов. «Компьютеры» - для них характерно планирование каждого своего шага, вплоть до мелочей. Они не просто планируют, они занимаются самим процессом и для них это важнее, чем просто предвидеть события. Этим старшеклассникам свойственно ответственное отношение к своим обязанностям, но и мнительность, тревожность, нерешительность в сложных ситуациях. Они тверды в своих решениях, могут доводить их до конца. «Кассандры», или «Прорицатели беды» - такие старшеклассники видят в будущем только неприятности и пытаются в каждом шаге «избежать неизбежных бед», застраховаться от проблем. Это лишает их удовольствия от радости сегодняшнего бытия. Они склонны к одиночеству, скрывают свои мысли и намерения, часто пессимистичны.

Становится очевидным, что самовоспитание и сознательную дисциплину сначала задают взрослые, и, при правильном подходе, эти навыки должны перейти во внутреннее требование старшеклассника к себе.

III. Анализ анкетирования

Классный руководитель. Какие результаты показывают наши дети на сегодняшний момент?

(Дается анализ анкеты, лучше в процентном соотношении.)

IV. Продолжение беседы

Классный руководитель. Педагоги и родители должны объединиться, чтобы помочь нашим детям. Нельзя допускать, чтобы выдвигаемые требования в школе, их соблюдение дома были осмеяны, раскритикованы и т. п.

Давайте сейчас попробуем вместе разработать ваши пошаговые действия по формированию сознательной дисциплины дома. Я предлагаю вам (каждому или в парах) на листочках заполнить пропуски во второй колонке таблицы (время работы - 5-7 минут).

Направления, выдвигаемые школой

Требования дома (предполагаемые ответы родителей)

1

2

1. Систематическая пропаганда

Постоянное напоминание о домашних обязанностях, приведение примеров из жизни и т. п.

2. Выполнение правил на практике

Совместное выполнение заданий, которые поручаются в первый раз, личный пример и т. д.

3. Работа с нарушителями дисциплины

Система наказаний, штрафов, временное лишение привилегий

4. Накопление знаний о нормах и правилах поведения

Просмотр фильмов, передач, после просмотра которых можно обсудить правила поведения; примеры из жизни, личный пример

5. Учет возрастных особенностей

По возрасту предлагать задания, посильные для выполнения и пр.

(Каждое предложение обсуждается и вносится в таблицу на доске.)

V. Подведение итогов собрания

Подводятся итоги, родители берут с собой варианты работы в домашних условиях по формированию сознательной дисциплины. Родителям можно дать домашнее задание: продумать способы оказания помощи в самовоспитании детей.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы

Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей

Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети

Родительские собрания в 10 классе. Темы

Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!