Цель: получение родителями старшеклассников представления о возможностях детей на основе имеющихся у них способностей.
Задачи: ознакомить с понятиями «задатки», «способности», их классификацией; рассмотреть проблему развития способностей в старшем школьном возрасте; предоставить рекомендации родителям по работе с развитием способностей старшего школьника.
Форма проведения: лекция, диалог.
Участники: классный руководитель, психолог, родители.
Оформление, оборудование: на доске - тема собрания, основные тезисы (выделенные курсивом в тексте и т. п.). Можно также выписать на доске или сделать небольшие памятки для каждого родителя.
I. Выступление классного руководителя
Классный руководитель. Проблема способностей всегда волновала умы и с теоретической, и с практической стороны. Встречая проявление ярких способностей, мы удивляемся и восхищаемся ими. Почти каждому хочется узнать потенциал своих способностей. Как их раскрыть, развить? Почему у одних они имеются, а у других - нет?
Важную роль в развитии способностей играют мотивация и активность. Свои способности можно определить, только попытавшись приложить их. Конечно, нельзя, не раскрыв рта, узнать, сможешь ли ты петь, есть ли у тебя голос. Это главный ответ на вопрос о том, как найти свое призвание. Только в трудовой деятельности можно найти ту основную среду, которая сформирует ваш талант. Способности должны находиться в постоянном развитии, т. к. способность, которая не развивается, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям мы поддерживаем и развиваем соответствующие способности.
Поэтому, несмотря на то что проблема развития способностей наиболее актуальна для детей младшего возраста, она от этого не теряет значимости в старшем школьном возрасте. Даже при скромных задатках (но не при полном их отсутствии) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Однако успехи на работе и в жизни в целом более зависят от представления человека о своих способностях, чем от самих этих способностей. Ничто так не сопутствует успеху, как уверенность в нем, поэтому надо верить в удачу, оптимистично воспринимать происходящее.
Так что же мы, взрослые, можем сделать сейчас, как мы можем помочь нашим детям, которые стоят на пороге важного решения - выбора профессии? Наш психолог провел ряд диагностик. Ему слово.
II. Выступление психолога
Психолог. Проведенные исследования (анкеты, тесты на определение имеющихся способностей) помогают нам на данном этапе провести с ребятами и их родителями беседы-консультации с целями:
• повысить возможность подростков к самоанализу и направить их на путь коррекции самооценки (если это требуется), что необходимо им для правильного выбора жизненного пути и дальнейшего самовоспитания;
• помочь оценить правильность выбора, сделанного многими из них, сопоставив его с «индивидуальным психофизиологическим портретом»;
• раскрыть каждому имеющиеся у него возможности, о которых существует либо неполное, либо искаженное представление.
(Далее идет анализ анкет учеников класса, родители записываются на индивидуальные беседы.)
III. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. В конце собрания я хочу вручить вам памятку с полезными советами родителям, заботящимся об умственном здоровье и счастье своих детей.
Памятка для родителей
1. Создайте безопасную психологическую базу ребенку в его поисках, к которой он мог бы возвращаться, встретив на своем пути неудачи.
2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам, объясняя, что для успеха требуется время и терпение.
3. Развивайте волевые качества, воспитывайте здоровую продуктивность...
• ...формируя приоритеты в деятельности;
• ...обучая постановке конкретных целей;
• ...обучая распределению времени;
• .. .обучая разделению любой деятельности на этапы.
4. Будьте терпимы.
5. Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему самому заниматься своими делами.
6. Помогайте учиться строить его систему ценностей.
7. Помогайте в удовлетворении основных человеческих потребностей.
8. Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением.
9. Помогайте ребенку глубже познать себя. Для этого развивайте:
• уверенность, базирующуюся на сознании самооценки;
• понимание достоинств и недостатков в себе и окружающих;
• умение общаться с любыми людьми.
10. Помните, что ребенок творит не только для себя, но и для тех, кого любит.
11. Помогайте ребенку избежать общественного неодобрения, при этом помните, что его поведение не должно выходить за рамки приличного.
12. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
Классный руководитель. До новых встреч!
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Нет комментариев. Ваш будет первым!