Цель: пропаганда дальнейшего взаимодействия родителей и старшеклассников в рамках учебного процесса как основного вида деятельности подростков.
Задачи: получить и проанализировать информацию от родителей о степени их включенности и заинтересованности результатами учебы детей; получить и проанализировать данные подросткового отношения к учебе на данный момент времени; дать практические рекомендации родителям по оказанию помощи и контролю в организации учебного процесса дома.
Форма проведения: лекция, диалог.
Участники: классный руководитель, родители.
Оформление, оборудование: на доске - тема собрания, на партах небольшие памятки для каждого родителя.
Подготовительная работа: заранее проводятся и обрабатываются анкеты, опросники, тесты. Накануне собрания родителей можно попросить ответить на вопросы, приведенные ниже, и, опираясь на полученные данные, выстраивать беседу.
I. Анкета для родителей. Как помочь детям учиться?
1. Считаете ли вы необходимой вашу помощь ребенку в учебе?
2. В чем она выражается?
3. Какая помощь необходима?
4. Как вы оказываете помощь своему ребенку?
5. Чего не должно быть при оказании помощи?
II. Опросник для детей
Уважаемый старшеклассник! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в школе более эффективным.
1. Мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе.
2. Родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе.
3. Я очень люблю узнавать что-то новое.
4. Мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении.
5. Я хочу, чтобы одноклассники считали меня хорошим учеником.
6. Я стремлюсь к тому, чтобы учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание.
7. Я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям.
8. Меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость.
9. Я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания.
10. Я учусь прежде всего потому, что знания пригодятся мне в будущем, помогут найти хорошую работу.
11. Школа для меня, прежде всего, место общения с друзьями.
12. Мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки.
13. Учеба для меня сейчас - одна из основных сфер, где я могу проявить себя.
14. Ребята в нашем классе не будут хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги.
15. Мое образование часто становится темой для разговоров в нашей семье.
16. Мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия.
17. Мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться.
18. Когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники.
19. Я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу.
20. Я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как- то поощрят мои старания.
21. Я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке.
22. Я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость.
23. Мне важно вырасти культурным, образованным человеком.
24. Мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал.
25. Можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками.
26. Я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе.
27. Ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга.
28. Для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе.
29. Мне нравится придумывать новые способы решения задач.
30. Мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе.
31. Я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться.
32. Мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей.
33. Мне очень важно, чтобы родители считали меня способным учеником.
34. Я расстраиваюсь из-за плохих отметок, потому что понимаю: это значит, что учителя теперь считают меня неспособным учеником.
35. Я очень переживаю, если родители называют меня неспособным, неуспешным учеником.
36. Я уже сейчас задумываюсь о том, в какой вуз я буду поступать и какие знания мне для этого понадобятся.
37. Я всегда очень радуюсь, когда отменяют урок и можно пообщаться с одноклассниками.
38. Я бы хотел, чтобы в школе остались одни перемены.
39. Я люблю высказывать на уроке свою точку зрения и отстаивать ее.
Бланк для заполнения учащимися
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
24. |
25. |
26. |
27. |
28. |
29. |
30. |
31. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. |
37. |
38. |
39. |
Обработка результатов
1. При ответе «да» начисляется 1 балл, при ответе «нет» - 0. Подсчитывается сумма баллов в каждом столбце, при этом каждый столбец соответствует определенной шкале: 1-й столбец - шкала 1 а
2-й столбец - шкала 16
3-й столбец - шкала 2
4-й столбец - шкала 3
5-й столбец - шкала 4а
6-й столбец - шкала 4б
7-й столбец - шкала 4в
8-й столбец - шкала 5а
9-й столбец - шкала 5б
10-й столбец - шкала 6
11-й столбец - шкала 7
12-й столбец - шкала 8
13-й столбец - шкала 9
Бланк для оценки результатов по шкалам
Номера |
1 |
|
|
4 |
5 |
|
|
|
|
||||
основных шкал |
1а |
16 |
2 |
3 |
4а |
4б |
4в |
5а |
56 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Ответы |
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
13. |
учащегося |
14. |
15. |
16. |
17. |
18. |
19. |
20. |
21. |
22. |
23. |
24. |
25. |
26. |
|
27. |
28. |
29. |
30. |
31. |
32. |
33. |
34. |
35. |
36. |
37. |
38. |
39. |
Сумма баллов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Баллы, набранные по основ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
шкалам (средние значения) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Подсчитывается балл по дополнительным шкалам как среднее арифметическое нескольких шкал. Шкала 10 - среднее по шкалам 4а и 7. Шкала 11 - среднее по шкалам 4в и 56. Шкала 12- среднее по шкалам 46 и 5а.
3. Проводится анализ индивидуальных результатов.
4. Составляется сводная таблица на класс, подсчитывается средний балл по каждой из шкал на класс.
5. Проводится анализ группового результата. Целесообразно обработку данных проводить на компьютере в программе Microsoft Excel, которая позволит быстро подсчитать все дополнительные шкалы и средние баллы на класс.
Интерпретация шкал
Шкалы 1а и 1б представляют собой еще не типы учебной мотивации, а показатели престижности учебы в классе и в семье. По ним мы можем судить о том, присутствует ли ценность хорошего образования, ценность хорошей учебы в классном коллективе и в семье подростка. Шкала 1а - престижность учебы в классе. Эта шкала показывает, насколько значимым в классном коллективе является такая характеристика, как учебная успешность. При анализе индивидуального результаты мы получаем субъективное представление каждого учащегося, при анализе группового результата - объективный показатель престижности этой характеристики в группе. Шкала 1б - престижность учебы в семье. Эта шкала показывает, насколько значимой в семье подростка является такая его характеристика, как учебная успешность.
Шкалы 2-9 представляют разные типы учебной мотивации. При сравнении показателей по ним мы можем судить о преобладании того или иного типа у учащегося (при индивидуальном анализе результатов) и у группы (при групповом анализе).
Шкала 2. Познавательный интерес. Показывает выраженность у учащегося интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
Шкала 3. Мотивация достижения. Показывает выраженность у учащегося мотивации достижения, желания быть лучшим, осознавать себя как способного, умного и т. д. Учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое.
Шкала 4. Мотив социального одобрения. Показывает значимость для учащегося одобрения, признания его успехов со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией одобрения учатся прежде всего ради похвалы, признания, поощрения. Шкала 4а. Мотив социального одобрения одноклассниками. Показывает значимость для учащегося одобрения со стороны одноклассников. Шкала 4б. Мотив социального одобрения педагогами. Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны педагогов. Шкала 4в. Мотив социального одобрения родителями. Показывает значимость для учащегося одобрения, внимания к его учебным успехам со стороны родителей.
Шкала 5. Боязнь наказания. Показывает значимость для учащегося наказания, порицания за его учебные неудачи со стороны других людей. Учащиеся с выраженной мотивацией страха наказания учатся прежде всего потому, что боятся, что иначе их будут ругать, наказывать. Шкала 5а. Боязнь наказания со стороны школы. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны педагогов, боязнь быть в их глазах неуспешным, неспособным. Шкала 5б. Боязнь наказания со стороны семьи. Показывает значимость для учащегося порицания, наказания со стороны семьи, боязнь быть в глазах родителей, родственников неуспешным, неспособным.
Шкала 6. Осознание социальной необходимости. Показывает выраженность у учащегося стремления быть образованным человеком. Учащиеся с преобладанием этого типа мотивации учатся прежде всего потому, что осознают необходимость хорошей учебы в школе для собственного успешного будущего.
Шкала 7. Мотив общения. Показывает выраженность у учащегося мотивации на общение со сверстниками. Учащиеся с выраженным мотивом общения заинтересованы прежде всего в тех видах деятельности, где присутствует возможность коммуникации.
Шкала 8. Внеучебная школьная мотивация. Показывает заинтересованность учащегося, прежде всего в различных внеучебных делах, проходящих в школе (концерты, выставки, праздники и др.), а не в непосредственно урочной деятельности. Учащиеся, у которых преобладает этот тип мотивации, с удовольствием ходят в школу, часто являются активными участниками внеурочной деятельности, однако учатся неохотно, по необходимости, как бы отбывая повинность за интересные дела.
Шкала 9. Мотив самореализации. Показывает значимость для учащегося учебной деятельности как ведущей сферы самореализации, места, где он может заявить о себе, развивать себя и пр.
Шкалы 10-12 представляют собой дополнительные шкалы, позволяющие получить средние показатели по тому, влияние какой группы на учащегося наиболее значительно в плане мотивирования его хорошей учебы - одноклассников, семьи или школы. Шкала 10. Влияние одноклассников. Шкала 11. Влияние семьи. Шкала 12. Влияние школы.
Разработанный опросник является экспериментальным и подлежит дальнейшей доработке. Это может сделать каждый специалист, исходя из особенностей своего учебного заведения.
I. Выступление классного руководителя
Классный руководитель. Добрый вечер! Тема нашего собрания «Воспитание ответственного отношения к учебному труду». Как родители могут помочь подростку в этот период, ведь наши дети - это уже взрослые люди, которые считают себя самостоятельными и независимыми. О том, как помочь, мы сегодня с вами и поговорим.
Одна из главных забот родителей - это забота о том, чтобы дети учились, приобретали широкие и разнообразные знания, а также умения и навыки, необходимые для жизни и для будущей специальности. Дети учатся в школе, но их успехи во многом зависят от родителей, оттого, как они организовали подготовку ребенка к школе, дали нужный настрой с первых дней учебы. С раннего детства семья должна развивать познавательный интерес ребенка к окружающему миру, его пытливость, его стремление наблюдать и сравнивать. Общение родителей с детьми, беседы с ними помогают детям узнать о загадках природы, обо всем, что рядом и далеко, отвечают на бесконечные детские вопросы.
Учение - это важнейшая обязанность детей. Родители должны проявлять интерес ко всем деталям школьного дня. К рассказу ребенка о том, что происходило в классе, что объясняли учителя на уроках, что задали на дом, как оценили работу ученика. Во время таких бесед родители видят, какие предметы хорошо усваиваются, а какие вызывают трудности, могут вместе с учителями найти выход и помочь ему. Родители видят, как дети относятся к учению.
Родителям важно заметить ослабление активности ребенка в учебе и вовремя помочь ему. Сын или дочь должны хорошо усвоить правило: «Делу - время, потехе - час»; знать, что час отдыха и развлечения приходит только тогда, когда приготовлены уроки. Иначе ребенок может тратить время на компьютер, телепередачи, музыку и т. д., а уроки оставлять на потом.
Наступает время, когда старшеклассник уже понимает, что не все предметы ему пригодятся в будущем. И начинаются проблемы, которых мы должны помочь избежать ребятам. Вновь, не расслабляясь, мы должны активно им помогать в подготовке домашнего задания. Как это можно сделать? Очень важно, чтобы родители, желая помочь подростку в выполнении заданного ему урока, не торопились подсказывать нужное правило или, тем более, готовое решение. Гораздо полезнее предложить ученику придумать свой пример, разобрать его, найти, чем похож он на тот, который разбирался в классе, вместе с ребенком идти путем рассуждения к поиску нужного решения. Если что-то не получилось, пусть ученик сам проверит шаг за шагом свое решение, а вы помогите ему самостоятельно найти свою ошибку. Это очень пригодится при большом объеме самостоятельной работы в вузе. Так что, уважаемые родители, никогда не отказывайте в помощи, но старайтесь сделать так, чтобы ребенок многие знания добыл самостоятельно, а вы бы его направляли.
II. Практические рекомендации
Давайте рассмотрим и напомним нашим детям правила умственного труда. Возможно, и вам, уважаемые родители, они пригодятся в вашей работе.
1. Периоды занятий должны чередоваться с периодами отдыха.
2. Не занимайтесь более 1,5-2 часов подряд.
3. Ежедневно для занятий отводите одно и то же время, лучше всего в дневные часы. Избегайте учить уроки поздним вечером или ночью, а также в состоянии сильного утомления.
4. Правильно оборудуйте свое рабочее место. Книгам, тетрадям, учебникам, разным принадлежностям - всему должно быть свое место.
5. Чистота воздуха, умеренная температура, правильное освещение - залог хорошей работоспособности.
6. Работайте спокойно, без беготни к телефону, без игры на компьютере. Уберите все шумовые помехи (радио, телевизор, компьютер).
7. Следуйте правилу «лучше меньше, да лучше». Сделайте основательно и полностью один урок и только тогда беритесь за другой.
8. Чередуйте пассивный и активный отдых. Можете использовать и «физиологические стимуляторы» (холодный душ, физические упражнения, сахар, конфету, сладкий чай и т. д.).
А теперь о том, как правильно работать с книгой.
При чтении текста нужно решить 4 задачи.
1. Ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь.
2. Продумать прочитанное, т. е. разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль.
3. Сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект, уяснить синтаксическую конструкцию и логическую структуру предложений.
4. Дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Возбудила ли новые мысли, настроения, желания?
III. Подведение итогов собрания
Подведение итогов разговора может быть организовано в виде интервью с родителями. Классный руководитель задает вопросы (всем или выборочно), чтобы узнать, изменилась ли их позиция по поводу организации ответственного отношения к учебе, то есть сравнить то, как родители ответили на вопросы домашней анкеты, какого мнения они придерживаются сейчас, после собрания.
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Нет комментариев. Ваш будет первым!