Цель: создание благоприятных условий для просвещения, обсуждения и общения родителей на прекрасную тему любви на родительском собрании.
Задачи: просветить в области психологии и физиологии любовных чувств; обсудить с родителями проблему ранней любви; развивать способность родителей понимать своих детей, навыки сотрудничества, доброжелательности, коммуникативные навыки.
Форма проведения: практикум.
Участники: классный руководитель, школьный психолог, родители учащихся.
Подготовительная paбота: анонимное анкетирование учащихся, съемки видеоролика, подготовка стихотворений.
I. Анкета «Закончи предложения»
• Мне кажется, что лица противоположного пола...
• Я считаю, что настоящий мужчина - это тот, кто...
• Я не люблю, когда юноши (девушки)...
• Я считаю, что любовь и секс...
• Ревность - это...
• Любовь - это...
• Я не понимаю, почему юноши (девушки)...
• С лицами противоположного пола у нас много общего, например...
• Главное для девушки (юноши) - это...
• В своей будущей семье я...
• Я мечтаю...
II. Видеоролик
Заранее снят видеоролик с интервью, в котором ребята отвечают на вопросы:
• Что такое любовь?
• Часто ли мамы и папы говорят с вами о любви?
• Говорите ли вы им о своих чувствах?
• С помощью каких слов можно выразить любовь к человеку?
• Какие еще способы выражения любви вы знаете?
III. Стихи
К родительскому собранию готовятся желающие прочитать стихотворения (некоторые свои личные).
Оформление, оборудование: столы расставлены для групповой работы, на каждом столе чистые листы, ручки, музыкальный центр с диском мелодичной, лиричной музыки.
На доске:
Верь в великую силу любви!
Свято верь в ее крест побеждающий,
В ее свет, лучезарно спасающий
Мир, погрязший в грязи и крови...
Верь в великую силу любви!
С. Надсон
I. Вступительное слово классного руководителя
(В кабинете звучит лиричная тихая музыка. Родители приходят в кабинет, рассаживаются за столы по группам, отдельно женщины и мужчины.)
Классный руководитель. Добрый вечер, дорогие родители. Я рада видеть вас на нашей необычной встрече. Сегодня у нас на обсуждение необычная и интересная тема: «А может это любовь?»
Полнота жизни человека во многом зависит от того, испытал ли человек в своей жизни большое чувство любви. Ведь любовь заряжает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, героические дела, на самый тяжелый труд, на годы исканий. Любовь помогает не просто жить, а жить полной жизнью. Должно быть, поэтому Г. Поженян написал такие стихи:
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Это наивно и это не ново.
Не исчезай, петушиное слово.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил:
Толстых, худых, одиноких, недужных,
Робких, больных, - обязательно нужно,
Нужно, чтоб кто-то кого-то любил.
О силе любви, придающей полноту жизни, писали многие. Об этом же писал Владимир Высоцкий в своей «Балладе о любви»: Я дышу, и значит, я - люблю! Я люблю, и значит, я - живу! Свежий ветер избранных пленил, С ног сбивая, из мертвых воскрешал, - Потому что, если не любил, - Значит, и не жил, и не дышал!
О силе первой робкой юношеской любви хорошо написала Л.А. Никитина, знаменитая мама 7 детей: «Святое чувство - дай Бог испытать каждому. Это первое прикосновение к душе другого человека, проникновение в его мир, вчувствование в чувства через восторг маленьких открытий, совершающихся каждый день: «Как смешно он оттопыривает губы, когда думает...» Первая любовь моя так и осталась тайной... Но какой же глубокий след оставила она у меня на всю жизнь, какой была великой школой чувств: в этих милых, трогательных пустяках шла громадной важности работа - постижение духовного мира другого человека и узнавание себя».
II. Анализ анкет старшеклассников
III. Выступление школьного психолога
Психолог. В раннем юношеском возрасте возникает глубокое чувство - любовь. Возникновение чувства любви связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, это половое созревание, которое завершается в ранней юности. Во-вторых, это желание иметь очень близкого друга, с которым можно говорить на самые сокровенные, волнующие темы. В-третьих, это естественная человеческая потребность в сильной персональной эмоциональной привязанности, которой особенно не хватает тогда, когда человек начинает испытывать чувство одиночества. Установлено, что такое чувство в обостренной форме впервые проявляется именно в ранней юности.
Дружба и любовь в этом возрасте чаще всего неотделимы друг от друга и сосуществуют в межличностных отношениях. Дружба может перейти в любовь. Юноши и девушки сами ищут межличностного общения, интимных контактов друг с другом, они уже не в состоянии долгое время находиться в одиночестве. Иногда старшеклассники бывают настолько озабочены и поглощены всем тем, что непосредственно связано с влюбленностью, что забывают обо всем остальном. В юношеском возрасте возникает и в течение длительного периода жизни сохраняется идеал возлюбленного, включающий человека определенной внешности, обладающего набором конкретных личностных достоинств. Такой идеал определяет межличностные симпатии и предпочтения, по крайней мере, в течение нескольких лет после первой влюбленности.
Идеальный образ любимого человека у старшеклассников иногда является нереальным в том смысле слова, что в действительности никто из окружающих людей не может ему соответствовать. Нередко это приводит к тому, что не обнаружив вокруг себя объекта, который бы соответствовал идеалу, юноша или девушка испытывает глубокое разочарование, и у них возникает чувство одиночества. И если вам, родители, кажется, что любовь мешает в учебе, вы ошибаетесь. Учеба и любовь - вещи вполне совместимые, хотя совершенно разные. Лучше использовать влюбленность ребенка как стимул для постижения знаний. Хорошие отметки ведь наверняка привлекут внимание «объекта». Но влюбленного ребенка волнует масса проблем: как нужно ухаживать за девочкой, как принимать знаки внимания от мальчика, с какого возраста можно назначать свидания, когда можно и нужно целоваться? Иногда беспокойство «правильно ли я веду себя» бывает настолько сильным, что оно не только отвлекает от учебы, но и друг от друга. Так что помогите сыну или дочери не заработать комплексов, способных вырасти в серьезные проблемы.
Подростковый возраст очень сложный. Убедить в чем-то ребенка вообще невозможно, любое мнение взрослых ставится под сомнение. Это нормально, если вы хотите, чтобы сын или дочь имели свою точку зрения, а не жили вашим умом. Подростки могут завести роман, чтобы самоутвердиться перед друзьями. Им важно, чтобы окружающие завидовали и восхищались. Это период, когда именно взрослым надо учиться приспосабливаться к ребенку. Если вы не разделяете его вкусов - молчите об этом. Попробуйте завести откровенный разговор, попытайтесь понять, что привлекает ребенка в избраннике. Только без нравоучений: они отдалят вас друг от друга. Помните, что первые чувства всегда болезненны. Подростку может показаться, что «все кончено, он меня не любит!» Будьте всегда в курсе событий, разговаривайте и, главное, слушайте ребенка. Если хотите помочь - посоветуйте правильный, по вашему мнению, вариант решения, но так, чтобы решил, будто сделал свой выбор сам. К 15-16 годам представления об идеальном избраннике уже формируются у детей окончательно, и вы уже ничего не сможете поделать с этим идеалом. Девочки начинают мечтать о замужестве и готовы пожертвовать ради любимого всем, даже миром в семье. Как бы ни были, по вашему мнению, отношения не желательны, не стоит их запрещать. В большинстве случаев это приводит к обратному результату. Возможно, предмет любви вашего сына или дочери слишком далек от идеала, но любовь, как известно, слепа. Все же говорите хорошее - и о своем ребенке, и о его избраннике. Это усилит доверие к вам, а значит, позволит быть более реалистичным в отношении своего друга.
Не стоит формировать сверхценное представление о любви. Любовь - замечательная и важная часть жизни, но не вся жизнь. Постарайтесь создать условия для того, чтобы чаще общаться всем вместе - вам и вашим юным влюбленным. Это не даст вам возможности управлять ситуацией, тем более этого и не надо, зато позволит в ненавязчивой форме вносить некоторые коррективы и быть в большей степени в курсе происходящего, в том числе и о самом сокровенном. Человек, побывавший в состоянии влюбленности, крайне не восприимчив к поучениям. Но время от времени своими комментариями или рассказами из жизни вы сможете просвещать ребенка в разных жизненных вопросах. Никого никогда не стоит настраивать на неудачу, особенно в любовных отношениях. И все же стоит быть готовым к неудачам. Необходимо донести до ребенка уверенность: что бы ни произошло, мы сможем с этим справиться вместе. Ну а если ребенок не слушает вас? Можно злиться, скандалить, а можно просто не дергать своих взрослых детей. Не слушает ваших советов - пускай поступает по-своему. Ошибется - приобретет опыт. Это трудно, но это залог вашей дружбы с ребенком. Если вам не нравится избранник или избранница, не расстраивайтесь: как правило, они не нравятся никому из родителей. Родители тоже ждут принцев для своих принцесс...
IV. Работа в группах
Классный руководитель. Перед вами на столе лежат задания. Объединитесь, пожалуйста, и совместно всей группой попытайтесь закончить предложения и ответить на вопросы.
Список заданий для пап
Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
• Назовите 5 причин, почему девушки могут не вызывать симпатии (не нравиться).
• Назовите 5 причин (качеств), по которым девушка всегда будет симпатична, интересна, привлекательна.
• Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, юноши нравятся или не нравятся девушкам.
• Девушки не правы, когда думают...
• Мы никогда не согласимся на... (с тем, что...)
• Мы хотели бы пожелать девушкам...
Список заданий для мам
Коллективно закончите следующие фразы (дайте ответы):
• Назовите 5 причин, почему юноши могут не вызывать симпатии (не нравиться).
• Назовите 5 причин (качеств), по которым парень всегда будет симпатичен, интересен, привлекателен.
• Назовите основные причины, по которым, как вам кажется, девушки нравятся или не нравятся юношам.
• Юноши не правы, когда думают...
• Мы никогда не согласимся на... (с тем, что...)
• Мы хотели бы пожелать юношам...
V. Обсуждение результатов работы в группах
VI. Выступление чтецов
Все начинается с любви:
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка –
Все начинается с любви!
Все начинается с любви,
С любви!
Я это точно знаю.
Все, даже ненависть –
Родная и вечная
Сестра любви.
Все начинается с любви:
Мечта и страх,
Вино и порох.
Трагедия, тоска и подвиг –
Все начинается с любви.
Весна шепнет тебе: «Живи...»
И ты от шепота качнешься
И выпрямишься и качнешься.
Все начинается с любви.
Р. Рождественский
Ключ
Слова «любовь» и «жизнь» неразделимы.
В отдельности их познавать нельзя.
Любовь была и есть преображенье
Души и тела.
Это не любовь, коль дух недвижен.
В. Сидоров
Не бывает любви несчастливой.
Не бывает. Не бойтесь попасть
В эпицентр сверхмощного взрыва,
Что зовут «безнадежная страсть».
Если в душу врывается пламя,
Очищаются души в огне.
И за это сухими губами «благодарствуй»
Шепните Весне.
Ю. Друнина
Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.
Спасибо за эти губы.
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой милый,
За то, что ты есть на свете.
Ю. Друнина
Чем станет любовь твоя:
Песней, хлебом, кипящей сталью,
Соколом в поднебесье,
Морем за дальней далью?
Или, сорвавшись с выси,
Камнем вглубь сердца канет?
От нас, от самих зависит,
Чем любовь наша станет.
Л. Татьяничева
Дочери
Поверь мне, девочка моя,
Любовь нетерпеливых часто губит.
Дотронуться боится тот, кто любит,
Кто требует - не любит тот тебя!
Н. Белоусов
VII. Просмотр видеоролика
Классный руководитель. Из интервью видно, что ребята знают много способов проявления любви, а какие знаете вы, есть ли что добавить?
(Родители по очереди предлагают свои варианты.)
VIII. Подведение итогов собрания
Классный руководитель. Не пытайтесь поссорить молодых влюбленных. Иначе потом при любом исходе вы будете виноваты в неудавшейся жизни. 16-летний человек вправе сам решать, как ему жить дальше. Если не можете ничего сделать, хотя бы уважайте его выбор. Сегодня в большинстве случаев молодые люди начинают половую жизнь до брака, будучи еще школьниками. Как бы это не противоречило вашим представлениям о жизни, примите это как данность. Посмотрите на себя в первую очередь. Ведь очень часто ранняя половая жизнь вызывается самими родителями. Может быть, ваша дочь боится одиночества, которое испытывает рядом с папой и мамой? Возможно, таким образом она пытается удержать любовь кумира? Или просто поступает как все подруги, которые об этом рассказывают. Но лучше сейчас, чем никогда. Пересмотрите свои отношения в семье, уделите ребенку больше внимания, говорите, рассказывайте, читайте, учите говорить «да» и «нет». Если вы не делали этого раньше, плохо.
Что зависит от взрослых? Больше всего родители переживают, что от них, от взрослых, ничего уже не зависит. Но это на самом деле не так. Они уже сделали, что могли, и поведение ребенка в период первой любви - результат воспитания и отражение любви к нему родителей. Именно родители формируют отношение ребенка к тем или иным событиям, к жизни в целом. Именно от вас зависят взгляды уже почти взрослого человека на важные жизненные ценности. Причем ничего конкретного для этого делать не надо: дети перенимают и усваивают образ жизни и образ мыслей своих мам и пап. И если иногда перевоспитывать поздно, то никогда не поздно помочь.
- Скажите, пожалуйста, какие мысли, эмоции наполняли вас во время этого собрания?
Любовь предполагает заботу о человеке, преодоление трудностей и конфликтов, прощение, доверие, посвящение себя его благополучию, принятие его таким, каков он есть, без всяких условий, и просто мирное бытие с ним, с собой.
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Нет комментариев. Ваш будет первым!