Цели: познакомить родителей с криминогенной обстановкой в микрорайоне школы, анализом детского дорожно-транспортного травматизма; с уровнем знаний их детьми повседневных правил поведения на дороге и во время дороги в школу и домой, с основами виктимологии; ролью родителей в общении детской безопасности.
Приглашенные специалисты: инспектор ГАИБДД или участковый инспектор.
I. Вступительное слово классного руководителя.
Обеспечить безопасность детей - это одна из главных задач родителей. Это более или менее возможно, если дети находятся рядом с вами. Но что делать, если это не всегда возможно? А современный мир наполнен опасностями нисколько не меньше, чем первобытный, только они приобрели совсем иной характер. Пешеходы не достанутся на обед хищному зверю, зато могут угодить под колеса мчащегося автомобиля. Люди не построили безопасный мир, а лишь заменили одни опасности другими. Но при этом, расслабленные благами цивилизации, они стали чересчур беспечны, неосторожны в повседневной жизни, утратили навыки поведения в экстремальных ситуациях. У большинства из нас и наших детей нет культуры безопасности. Воспитать у детей эту культуру - вот задача родителей. Не запретить, не пугать, а посоветовать, научить.
Сегодня на собрании мы поговорим лишь о некоторых видах опасностей, вы также узнаете, что знают ваши дети о безопасности, послушаем советы специалистов, как формировать навыки безопасности у детей, как помочь ребенку осознать, что нельзя неразумно рисковать своей жизнью и своим здоровьем.
II. Выступление инспектора ГАИБДД или участкового инспектора.
В своем выступлении инспектор делает анализ дорожно- транспортного травматизма среди детей, приводит факты грубого нарушения детьми правил дорожного движения, рассказывает о криминогенной обстановке в данном районе, о преступлениях, совершенных против детей.
III. Безопасность детей: как ее обеспечить (советы, информация, рекомендации).
1. Введение в виктимологию.
Классный руководитель. Почему именно сегодня мы затронули проблему безопасного поведения детей? Дело в том, что ваши дети вступают в тот возраст, когда они становятся все более и более самостоятельными. Теперь их уже не провожают в школу или в спортивную секцию родители. Поэтому очень важно научить детей вести себя так, чтобы избежать опасности дома, на улице, на природе.
Когда совершается какое-либо преступление против личности, негодование общества обрушивается на преступника, а все сочувствие устремляется к пострадавшему. Это, конечно, правильно. Однако существует любопытная статистика: психологи и криминалисты разных стран пришли к выводу, что 70-90 % всех преступлений в той или иной степени спровоцировала сама жертва. Поэтому совсем не случайно возникла виктимология (от англ, victim - жертва и греч. логос - понятие, учение), или наука о психологии жертвы.
Известно несколько судебных процессов, на которых правонарушитель или освобождался от ответственности или приговаривался к легкому наказанию именно потому, что жертва вела себя крайне виктимно, то есть провоцировала преступление. Что это значит?
Представьте себе: вы со своим спутником подошли к краю пропасти. Многие, наверное, помнят, как в подобной ситуации неожиданно, из подсознания, появляется желание напугать рядом стоящего, подшутить над ним. Но поскольку вы нормальный человек, а рядом стоит ваш товарищ, вы только посмеетесь над нелепостью подобной мысли. Теперь представьте, что на краю пропасти вы оказались с человеком, который вас не любит, ненавидит. А если он вас боится? Если никто не знает, где вы сейчас находитесь и что вы случайно с ним встретились? Опасное напряжение стремительно нарастает. У обочины дороги стоит автомобиль, готовый в любой момент увезти его куда заблагорассудится. Вокруг ни души, к тому же пошел дождь, который смоет все следы. Виктимная ситуация может развиваться, пока не дойдет до той критической точки, когда этот человек совершит преступление, потому что в нем все будет кричать: «Это твой единственный шанс!»
Предложенная схема наглядно показывает, как развивается виктимная ситуация. Человек, зная эту закономерность, должен уметь контролировать и свое поведение, и поведение других людей в подобных случаях.
Проявления виктимности условно подразделяют на несколько типов.
2. Виктимность предметов.
Вы смотрите на чьи-то окна и при этом машинально отмечаете: «Засохшие цветы на подоконнике и пересушенное белье на балконе». Обычный человек не обратит на такой факт внимание, но для преступников это первый признак того, что хозяева в отъезде.
Или вот еще один пример. Ваш ребенок в дорогой одежде, с дорогим телефоном на шее или другой дорогой игрушкой пошел гулять один. Способен он привлечь внимание? Подумав, вы сами без труда сможете продолжить список предметов, несущих провоцирующую информацию.
3. Виктимность жестов и поведения.
Из дверей предприятия в день зарплаты выходят люди. Можно заметить, как кто-то машинально начинает ощупывать свой карман или открывать сумку, тем самым указывая наиболее вероятное место, где лежит некоторая сумма денег.
Чем тщательнее вы прячете что-то в своих вещах на пляже, украдкой оглядываясь вокруг, тем более виктимно вы себя ведете.
При захвате террористами заложников есть реальный шанс получить пулю на поражение, если вы вскочите, сделаете резкое движение либо начнете судорожно копаться в карманах, чтобы достать лекарство, платок и т. п.
Можно продолжить перечень примеров виктимного поведения:
- дорогостоящий подарок, врученный в присутствии посторонних;
- демонстрация денег при расплате за покупку;
- девушка в короткой юбке и кофточке с глубоким декольте, идущая через темный сквер;
- демонстрация поздним вечером в общественном транспорте или на улице дорогих украшений;
- выглядывающий из кармана кошелек;
- согласие пойти с незнакомыми людьми в квартиру послушать музыку, поиграть на компьютере и т. д.
В виктимологии существует такое понятие, как виктимное время года. От времени года часто зависит увеличение или уменьшение количества тех или иных правонарушений. Так зимой краж и грабежей, связанных с меховыми вещами, гораздо больше, а вот краж мобильных телефонов наоборот меньше.
Вы спросите: зачем нам нужно это знать? Но дело в том, что знание виктимологии позволяет не только избежать проблем, но и эффективно ее в своих интересах. Например, зададимся вопросом: легко ли ограбить ваш дом? Ведь квартирный вор, конечно, если он не новичок, никогда не полезет в первую попавшуюся квартиру. Какая квартира наиболее удобна для воров? Во во-первых, находящаяся в крайнем подъезде, так как в этом случае из них легко скрыться. Во-вторых, если вы живете на первом или последнем этажах. Первый из-за форточки, последний - из-за того, что там проходит меньше всего людей. А если на этаже три двери деревянные, а четвертая - обита дорогой кожей. Какую попытается вскрыть вор?
Теперь давайте отбросим то, что мы изменить не можем, и поробуем предположить, как снизить виктимность квартиры. Можно, например, договориться с соседями и обить двери одинаковой обивкой. Или же с соседями по этажу договориться об установке дверных глазков таким образом, чтобы с каждого из них просматривалась лестничная клетка. Я думаю, и вы сможете предложить свои варианты решения данной проблемы.
Как видите, имея наблюдательность, здравый смысл, умея анализировать свои и чужие поступки, можно значительно снизить вероятность опасности, например, от грабежа и разбоя. Лучший способ избежать грабежа - не создавать ситуации, в которой он возможен.
Практическое задание.
- Предложите свои варианты правил. Поделитесь, как в вашей семье решается эта проблема.
Например:
- не отпускать детей гулять одних в темное время суток;
- избегать заходить (в темное время особенно) в уединенные дворы, безлюдные скверы и т. п.;
- не надевать дорогие украшения и т. п.
Не следует в этом случае допускать бессмысленных угроз типа: «Я тебя запомнил» или «Ну я тебя еще встречу». Силы ребенка и взрослого не равны. Лучше в этом случае отдать требуемое.
- Какие беседы вы проводите с детьми, чтобы выработать устойчивое и принципиальное отношение к вопросам безопасности?
- Какие примеры приводите для большей убедительности?
IV. Заключительное слово.
Классный руководитель. То, о чем я рассказываю вам, будут изучать и ваши дети, постепенно, год от года накапливая знания о безопасности. Но ваша задача состоит в том, чтобы эти знания применялись в жизни. А примером в этом случае должно служить ваше поведение. Кроме того, необходимо учить ребенка следующим правилам безопасного поведения:
1) Не разговаривать с посторонними людьми. Детям нужно знать, в каких случаях они могут ослушаться взрослого. Объясните ребенку, что он должен помнить только ваши наставления и не реагировать на знаки внимания и приказы незнакомца.
2) Никуда не ходить с посторонними. Приведите ребенку примеры обманов, которые иногда совершают незнакомцы. Спросите, как бы он поступил, если бы его позвали кататься на дорогой машине.
3) Ребенок должен знать, если до него дотронулся какой-то посторонний, взял его за руку, он должен кричать громко: «Я тебя не знаю». Прорепетируйте: мало кто из детей умеет кричать тогда, когда это нужно.
4) Внушите детям, что гораздо безопаснее гулять всем вместе или в компании хороших друзей, что всегда можно за помощью обратиться к милиционеру или к другим людям.
5) Дети должны знать и уметь вызывать «скорую помощь», милицию и т. п.
В целях предупреждения насилия дети:
- не должны позволять дотрагиваться до себя незнакомым людям;
- должны видеть разницу между дозволенным и недозволенным, сразу же обращаться к вам, если кто-то из взрослых попросил никому не говорить о любых происшествиях между ним и ребенком;
- должны спросить у вас разрешение, прежде чем принять любой подарок или пойти в гости;
- должны сразу же сказать вам, если им кто-то предлагал автомобильную прогулку, поход в кино и т. п.
Все эти правила преподносите детям не в приказном тоне, а в доверительной беседе.
Помните: ваши дети хотя и подросли, немного повзрослели, но они еще так доверчивы и легко внушаемы. Поэтому их безопасность еще во многом должны обеспечивать мы с вами.
И не забывайте старую поговорку: «Как старики поют, так молодежь чирикает». Наше с вами поведение - это пример для наших детей. И пусть с вами и с вашими детьми не будет никаких неприятных происшествий.
В заключение хочу предложить вам дома самостоятельно проверить знания детей по безопасности с помощью вот такой викторины (напечатанные листы с викториной выдаются всем родителям).
Можно предложить родителям первоначально подумать и ответить на вопросы викторины в оставшееся на собрании время.
Личная безопасность (викторина)
Вопросы:
1. Что ты будешь делать, если потеряешься в большом городе, магазине и т. д.? Выбери правильный ответ:
- будешь искать родителей сам;
- обратишься за помощью к взрослым; +
- дашь объявление.
2. Если тебя угощает конфетой незнакомый человек на улице, что ты будешь делать? Выбери нужный ответ:
- откажешься от угощения; +
- возьмешь и убежишь;
- возьмешь и быстро съешь.
3. Если ты увидел в транспорте оставленный кем-то пакет, что ты будешь делать? Выбери безопасный ответ:
- возьмешь себе;
- подаришь другу;
- скажешь контролеру или водителю. +
4. Если кто-то на улице преследует тебя, как ты поступишь? Выбери ответ, соответствующий правильному поведению:
- остановишься и запоешь: «Нам не страшен серый волк»;
- побежишь в людное место и обратишься за помощью к милиционеру или взрослым; +
- побежишь ему навстречу с криком «Забодаю!».
5. Продолжи фразу: «Если нас зовут купаться, в телевизоре сниматься, обещают дать конфет, отвечайте твердо...»:
- да;
- нет; +
- подумаю.
6. Если кто-то тонет на твоих глазах, что ты будешь делать? Выбери нужный вариант из предложенных ответов:
- помашешь ему рукой;
- позовешь на помощь взрослых; +
- попробуешь спасти сам.
7. Если к тебе приближается собака без поводка и намордника, как ты поступишь? Отметить правильный вариант из данных ответов:
- быстро побежишь;
- крикнешь «Фас!»;
- останешься стоять на месте и скомандуешь собаке «Стоять!». +
8. Что надо делать, если у тебя из носа пошла кровь? Выбери правильное действие:
- наклонить чуть вперед, зажать нос и поднять другую руку вверх; +
- как можно громче кричать: «Мамочка, помоги!»;
- сразу же вызвать спасателей.
9. В глаз попала соринка, ты...
- потрясешь как следует головой;
- промоешь кипяченой водой; +
- подождешь, пока само пройдет.
10. Ты пролил на себя горячий чай, что надо сделать в первую очередь? Выбери необходимый вариант поведения:
- обожженное место подставить под струю холодной воды; +
- смазать маслом;
- смазать зеленкой.
11. На прогулке ты обморозил пальцы, что будешь делать? Выбери вариант, соответствующий правилам оказания первой помощи:
- потрешь снегом;
- примешь горячий душ;
- сделаешь легкий массаж. +
12. Какую грубую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? Определи верный вариант ответа:
- открыла дверь незнакомцу;
- не предложила Волку чаю;
- не спела Волку песню. +
Автор-составитель: Ольга Викторовна Павлова
Родительские собрания в начальной школе. Разработки
Родительское собрание в 4 классе. О воспитании правдивости
Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?
Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!