Составлено и проведено Н.В. Лебедевой, С.О. Домбек
Цели:
— познакомить родителей с тендерной психологией как наукой;
— привлечь внимание родителей к проблеме половых и тендерных различий младших школьников;
— способствовать развитию у родителей потребности в дифференцированном подходе к воспитанию мальчиков и девочек в семье;
— расширить представления родителей о путях психолого-педагогического сопровождения тендерного развития младших школьников.
Участники: родители учащихся четвертого класса, классный руководитель, школьный психолог, школьный врач.
Подготовительная работа
I. Члены родительского комитета рассылают приглашения родителям на родительское собрание.
II. Предварительно классный руководитель обсуждает с членами родительского комитета класса логику и ход родительского собрания, содержание выступлений его участников.
III. Для более глубокого изучения рассматриваемых вопросов родителям заранее рекомендуется для ознакомления литература по теме родительского собрания.
IV. Школьный психолог проводит анкетирование родителей.
Анкета для родителей
1. Считаете ли вы, что воспитание вашего ребенка осуществляется вами в соответствии с его полом?
2. Что вы знаете о физиологических различиях мальчиков и девочек?
3. Что известно вам о психологических различиях мужского и женского пола?
4. В каких случаях вы напоминаете вашему ребенку о принадлежности к его полу?
5. В чем, по вашему мнению, заключается основная трудность в воспитании мальчиков младшего школьного возраста?
6. В чем основная трудность в воспитании девочек младшего школьного возраста?
7. Как вы понимаете «мужественность»? Закончите фразу: «Настоящий мужчина — это ...».
8. Как вы понимаете «женственность»? Закончите фразу: «Настоящая женщина — это ...».
9. Как вы считаете, воспитываете ли вы в вашей дочери будущую женщину? В чем состоит это воспитание?
10. Как вы считаете, удается ли вам воспитывать в вашем сыне будущего мужчину? В чем состоит это воспитание?
11. Кому, на ваш взгляд, принадлежит ведущая роль в полоролевом воспитании — школе или семье?
12. Оправдано ли, на ваш взгляд, раздельное обучение в школе мальчиков и девочек? Почему?
5. Классный руководитель подбирает репродукции картин В. Серова «Девочка с персиками» и Ф. Решетникова «Опять двойка».
6. Школьный психолог и классный руководитель готовят выставку литературы по обсуждаемой проблеме.
7. Школьный психолог помогает одному из родителей в подготовке выступления по теме «Тендерные различия в прояштении детской агрессивности».
Оформление, оборудование, инвентарь:
— на доске записана тема родительского собрания и текст песни «Из чего же, из чего же ...» (муз. Ю. Чичкова, сл. Я. Халецкого):
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из веснушек и хлопушек,
Из линеек и батареек
Сделаны наши мальчишки.
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из цветочков и звоночков,
Из тетрадок и переглядок
Сделаны наши девчонки.
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши мальчишки?
Из пружинок и картинок,
Из стекляшек и промокашек
Сделаны наши мальчишки.
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши девчонки?
Из платочков и клубочков,
Из загадок и мармеладок
Сделаны наши девчонки;
— справа от доски на книжном стеллаже размещена выставка книг и статей по теме родительского собрания:
1. Бендас Т.В. Тендерная психология: Учеб. пособие. СПб., 2007.
2. Бреслав Г.М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. №3.
3. Бужигеева М.Ю. Тендерные особенности детей на начальном этапе обучения // Педагогика. 2002. № 8.
4. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. СПб., 2000.
5. Клецина И.С. От психологии пола — к тендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. № 1.
6. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. 1998. № 6.
7. Надолинская JI.H. Влияние тендерных стереотипов на воспитание и образование // Педагогика. 2004. № 5.
8. Петрова Т.В. Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста // Начальная школа. 2007. № 8.
9. Симонов В.П. Учет тендерных различий в образовательном процессе // Педагогика. 2005. № 4.
10. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь: Кн. для учителя. М., 1985.
11. Чекалина А.А. Тендерная психология: Учеб. пособие. М„ 2006;
— в классе оборудованы места для родителей: стол для родителей девочек (на столе стоит репродукция картины В. Серова «Девочка с персиками»), стол для родителей мальчиков (на столе стоит репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка»);
— листы с таблицами Донны Огл.
* * *
I. Организационный момент. Сообщение темы родительского собрания
Звучит песня Ю. Чичкова на слова Я. Халецкого «Из чего же, из чего же...». Родители мальчиков и девочек занимают свои места за столами.
Председатель родительского комитета открывает родительское собрание, называет тему и причины ее выбора.
II. Обмен мнениями. Определение круга проблем Школьный психолог предлагает родителям мальчиков и
родителям девочек обменяться информацией, обсудить за столом ответы на вопросы заполненной ими дома анкеты, обобщить мнения и коллективно заполнить 1-й и 2-й разделы таблицы, предложенной американским педагогом Донной Огл.
Что мы знаем о психологических особенностях девочек и мальчиков |
Что мы хотим узнать на родительском собрании |
Что мы узнали |
Что нам осталось узнать (новые вопросы) |
|
|
|
|
В процессе обсуждения очерчивается круг типичных проблем и трудностей в воспитании мальчиков и девочек младшего школьного возраста в семье.
III. Выступление школьного врача
Переход учащихся из начальной школы в основную совпадает по времени с переходом из младшего школьного возраста в подростковый. Учащиеся вступают в период полового созревания. В это время особенно заметной становится разница в физиологическом развитии мальчиков и девочек: девочки физиологически и психологически старше ровесников-мальчиков на 1 — 1,5 года. В этот период у девочек отмечается физическая усталость, у мальчиков — интеллектуальная, что проявляется в отвлекаемости и расторможенности.
Анатомо-физиологические различия между мальчиками и девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период: под влиянием половых гормонов формируются не только анатомические особенности пола, но и некоторые особенности развития мозга. У девочек при рождении, по сравнению с мальчиками, как правило, меньше масса тела, рост, сердце и легкие, удельный вес мускулатуры. У девочек лучше развита тактильная чувствительность и чувствительность к запахам; у них большая сопротивляемость к заболеваниям. Девочки отличаются большей гибкостью в адаптации к новым условиям, у них выше сопротивляемость стрессовым ситуациям.
Известно, что при рождении мальчиков чаще наблюдаются осложнения, чем при рождении девочек (выкидыши чаще бывают у женщин, которые вынашивают мальчиков). Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики (на 3— 4 недели), а к периоду половой зрелости эта разница достигает примерно двух лет. Мальчики на 2—3 месяца позже начинают ходить, на 4—6 месяцев — позже говорить.
Установлено, что уже у новорожденных мальчиков и девочек мозг работает неодинаково, у них различаются процессы восприятия и анализа информации. И очередность созревания психических функций у мальчиков и девочек тоже разная. Асимметрия мозга у мальчиков развивается раньше, чем у девочек. К 6 годам у мальчиков уже заметна функциональная специализация полушарий. Девочки же до 13 лет сохраняют определенную пластичность мозга. Мозг мальчиков, по сравнению с мозгом девочек, — более дифференцированная, более избирательная функциональная система, работающая более экономно. Особенно активны у мальчиков лобные структуры мозга, которые отвечают за процессы смыслообразования, что делает мышление мальчиков более гибким, творческим, неординарным.
Доказано, что острота слуха у мальчиков до 8 лет выше, чем у девочек, но девочки более чувствительны к шуму. У девочек 7—8 лет выше кожная чувствительность, поэтому их больше раздражает телесный дискомфорт, они в большей степени реагируют на поглаживание, прикосновение.
Нервная система мальчиков характеризуется большей уязвимостью и большей предрасположенностью к пограничным расстройствам психики. Мужчины по генотипу (комплексу врожденных признаков) имеют значительно большее разнообразие, чем женщины. По мнению В.Д. Еремееевой и Т.П. Хризман, у мужчин больше, чем у женщин врожденных признаков, полезных и вредных генетических отклонений. Отклонения в цветовом зрении (дальтонизм) чаще встречаются у мужчин. Значительно больше мальчиков среди детей с различными речевыми нарушениями (заиканием, алалией, аграфией и т.д.), с дефектами зрительного анализатора (косоглазием), слухового (на 100 глухих девочек приходится 122 глухих мальчика), с отклонениями в психическом развитии (ЗПР и др.). Логопедические группы детских садов и начальной школы большей частью состоят из мальчиков. У мальчиков и девочек эмоции оказывают разное влияние на восприятие и осмысление речевых и неречевых сигналов.
Девочки быстрее развивают точность и координацию движений, аккуратны и осторожны при работе с предметами, у них наблюдается большая точность и скоординированность в движениях.
Как свидетельствует статистика, среди детей 7— 15 лет травмы у мальчиков случаются в 2 раза чаще, чем у девочек. Мальчики чаще становятся трудновоспитуемыми. Все это говорит о том, что мальчики и девочки — два разных мира, и подходить к их обучению и воспитанию нужно по-разному.
Школьный врач отвечает на вопросы родителей.
IV. Выступление школьного психолога
Все большую актуальность приобретает сегодня вопрос о психологических различиях между полами. При этом используется термин «гендер», определяемый как социально-пси- хологический пол человека, как «совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола». Психологический пол личности характеризует реальное овладение человеком мужской или женской ролью. Быть мужчиной и женщиной — значит выполнять гендерныероли, т.е. поведение, нормативно ожидаемое от индивидов мужского и женского пола. Факты, механизмы, закономерности формирования и развития гендерных характеристик личности, а также особенности отношений между тендерами изучает такая отрасль психологической науки, как гендерная психология. По мнению Ангелины Анатольевны Чекалиной, гендер указывает на то, как человек представляет свой биологический пол в социальном пространстве. Разнополые дети развиваются настолько по-разному, что одинаковый подход к их воспитанию может навредить. Как вы думаете, почему мы нередко одинаково воспитываем мальчиков и девочек?
Родители высказывают свое мнение.
К сожалению, у нас нет другого образца, кроме самих себя. Мы сравниваем сына или дочь с собой, так как каждый из нас сам смог побывать только в одном из «миров». Однако не следует забывать, что перед нами не просто ребенок, а мальчик (сын) или девочка (дочь). Нельзя сравнивать разнополых детей, ставить в пример сыну поведение дочери, требовать от него такого же поведения и таких же успехов в учебе. У мальчиков и девочек свои особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы. Поэтому воспитывать, обучать и даже любить их нужно по-разному.
Мальчики обычно более раздражительны, возбудимы, несдержанны, нетерпеливы, беспокойны и более агрессивны, чем девочки. Однако они более оптимистичны, чем девочки. Девочек отличает непрактичность, большая мечтательность и сентиментальность, их уровень тревожности почти в 2 раза превышает уровень тревожности мальчиков. Девочки легко выводятся из душевного равновесия, часто имеют пониженное настроение, значительно чаще мальчиков расстраиваются. Девочки легче переносят эмоциональный стресс через переключение на другие эмоции или слезы. Мальчикам сложнее погасить эмоциональные срывы. Нужно учитывать эти особенности эмоциональной сферы мальчиков и девочек.
Специальные исследования показали, что родители чаще ругают и наказывают мальчиков, даже совсем маленьких, реже берут их на руки, гладят по голове и более ласковы с девочками. Ругая мальчика, нужно кратко и четко дать ему понять, чем мы недовольны, так как ему трудно долго удерживать эмоциональное напряжение. Ругая девочку, следует помнить, что бурная эмоциональная реакция на наше недовольство мешает дочери понять, за что ее ругают, что от нее хотят.
Девочки и мальчики по-разному слышат и видят, по- разному воспринимают и оценивают информацию. Проведенные психологические исследования свидетельствуют о том, что при одном и том же учителе и одних и тех же методиках обучения мальчики и девочки усваивают знания, приобретают умения и навыки разными путями, так как у них разные стратегии мышления. Установлено, что у девочек выше, чем у мальчиков, уровень запоминания, объем и устойчивость внимания, у них преобладают долговременная память и консервативность мышления. У мальчиков более развиты мыслительные операции и процессы воображения, они более склонны к абстрактному мышлению, фантазированию, философствованию. У мальчиков доминирует визуальный образ пространственных образов по вертикали. Поэтому размещать информацию на классной доске необходимо не во всю ее ширину длинными строками, а делить это пространство не несколько столбцов. Визуальное восприятие информации у девочек происходит по горизонтали.
Мальчики склонны к исследованиям, поэтому при высказывании сыну различных замечаний и запретов необходимо обходиться без частицы «не»: не шуми, не прыгай, не бегай и т.д. Дело в том, что мальчик частицу «не» часто не замечает, но хорошо слышит то, что говорят мама и папа после нее. Как результат — мозг ребенка усваивает команды: шуми, прыгай, бегай и т.д. Почему, с вашей точки зрения, сыновья стремятся куда-либо залезть: на деревья, шкафы, чердаки?
Родители высказывают свое мнение.
Оказывается, так они компенсируют дефицит пространства. Когда его мало в горизонтальной плоскости, мальчики начинают осваивать вертикальную. Для полноценного психического развития мальчикам требуется большее пространство, чем девочкам. Девочки же предпочитают ограниченное пространство: им достаточно маленькой комнаты, небольшого уголка, своего уютного рабочего места. Мальчики в большей степени, чем девочки, подвержены школьной дезадаптации. Как вы думаете, почему?
Родители высказывают свои предположения.
Женский педагогический коллектив школы и женское воспитание в семье создают для девочек лучшие, чем для мальчиков условия. Система обучения в школе чаще всего ориентирована на девочек. Мальчиков и девочек учат и воспитывают чаще женщины. Установлено, что в начальной школе девочки психологически старше мальчиков на 1 — 1,5 года, поэтому на требования учителей и родителей, на их оценочные суждения реагируют по-разному. Девочки ждут от взрослых внимания, эмоциональной поддержки и симпатии. В оценке учителя и родителей они слышат не столько текст, сколько то, как выглядят со стороны, как к ним теперь будут относиться. Для девочек особенно важно и эмоционально значимо вербальное поощрение успеха, взгляд, прикосновение, им необходимо «быть хорошей» в глазах учителей, родителей, друзей. Для мальчиков эмоции учителя и родителей не имеют притягательной силы. Они ориентированы на сущность предмета обсуждения и ожидают в оценке своей деятельности и поведения смысла. Поэтому фраза «Я тобой недовольна (недоволен)» не несет никакой смысловой нагрузки: мальчику важно знать, чем именно учитель, папа или мама недовольны. Мальчикам более важно материальное поощрение успеха, доказательство их мужественности, авторитета и силы. Мальчики младшего школьного возраста более автономны, у них выше, чем у девочек уровень притязаний, они более практичны, рассудительны, независимы и уверены в себе.
С мальчиками всегда сложнее, чем с девочками. Родителей нередко раздражает излишняя подвижность и чрезмерная познавательная активность сына (все ломает, портит, всюду лезет). Мальчикам младшего школьного возраста часто не хватает положительных эмоций, так необходимых для их полноценного психического развития. Мы часто недооцениваем тревожность и эмоциональную чувствительность мальчиков. Они нуждаются в ласке, заботе и участии, в поощрении их успехов. Замечено, что чем нежнее и заботливее мама, чем чаще она его внимательно слушает, хвалит и одобряет, тем его детство более эмоционально богато и радостно, тем адекватнее его самооценка. Нужно хвалить мальчика каждый раз, когда он кого-то защитил, за кого- то заступился. Не следует переусердствовать в требованиях аккуратности и тщательности в его внешнем виде, в выполнении мальчиком домашних заданий, обязанностей по дому. Наблюдения психологов показывают, что уже в 4— 5-х классах девочки доминируют физически, интеллектуально и социально. Это позволяет им занимать ведущие организационные роли. В это время девочки начинают значительно опережать мальчиков в учебе, требовать от окружающих (прежде всего от представителей другого пола) повышенного внимания к себе.
«Никакие новые педагогические технологии, — считает Н.Н. Куинджи, — не способны формировать личность ребенка средствами "бесполой" педагогики, поскольку нормальная личность формируется на базе конкретной половой принадлежности». Многие наши беды с детьми оттого, что мы не всегда понимаем и уважаем наших сыновей и дочерей, не учитываем их тендерные различия в воспитании.
Школьный психолог анализирует результаты проведенного анкетирования.
V. Выступает один из родителей по вопросу тендерных различий в проявлении детской агрессивности.
Агрессия определяется как поведение, действие человека, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей. Ситуативная или личностная склонность человека к разрушительному поведению, готовность к агрессивному поведению рассматривается как относительно устойчивая черта личности — агрессивность. Термином «агрессивность» обозначается переживание гнева с потерей самоконтроля. Явными выражениями агрессивного поведения считаются: повышение тона и громкости голоса, аффекция (бурное проявление негативных эмоций), принуждение, негативное оценивание, оскорбления, угрозы, использование физической силы (кусание, царапание, удары). Скрытые формы агрессивного поведения выражаются в уходе от контактов, бездействии с целью навредить кому-то, причинении вреда.
По форме агрессия подразделяется на физическую и вербальную, прямую и косвенную. Она может быть направлена на:
— окружающих людей вне семьи (на педагогов, сверстников);
— близких людей (без проявления агрессии вне семьи, например, на бабушку);
— животных (птиц, кошек, насекомых);
— себя (например, в форме выдергивания волос, кусания ногтей);
— внешние физические объекты (например, в форме поедания несъедобного, разрушения предметов, порчу имущества);
— символические и фантазийные объекты (в форме серийных агрессивных рисунков, увлечения компьютерными играми агрессивного содержания).
Особую опасность для общества представляет агрессия, направленная на других детей. Психологической целью агрессии может быть как собственно причинение страдания (вреда) жертве (враждебная агрессия), так и использование агрессии как способа достижения иной цели (манипулятивная или инструментальная агрессия). Наиболее распространенными целями агрессивного поведения являются:
— месть за перенесенное страдание;
— причинение ущерба;
— доминирование, власть над другим человеком;
— получение материальных благ;
— аффективная разрядка, разрешение внутреннего конфликта;
— самоутверждение (повышение самооценки, сохранение самоуважения);
— защита от реальной или воображаемой угрозы, от страдания;
— отстаивание автономии и свободы;
— завоевание авторитета в группе сверстников;
— удаление препятствий на пути к удовлетворению потребностей;
— привлечение внимания.
У мальчиков тенденции к агрессивному поведению проявляются в большей степени, чем у девочек. Агрессивность мальчиков и девочек объясняется разными для них социально одобряемыми моделями поведения. Было установлено, что в первые годы жизни нет различий в проявлении агрессивности мальчиков и девочек. С возрастом их частота и интенсивность у первых возрастает, а вторых — убывает. Объясняется это тем, что девочки, имея те же агрессивные тенденции, боятся проявить их из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков взрослые относятся более благосклонно. С возрастом эти модели поведения закрепляются. Традиционные представления о мужской и женской агрессивности сказываются на поведении младших школьников: и мальчики и девочки научаются подавлять собственные агрессивные побуждения, однако мальчики все же имеют больше возможностей для свободного проявления агрессивности.
Существуют половые различия и в силе проявления агрессивных реакций. Результаты проведенных исследований показывают, что у дошкольников и младших школьников соотношение форм выражения агрессии прямо противоположно: у мальчиков преобладает физическая агрессия, у девочек — вербальная. Возможно, это связано с тем, что агрессия мальчиков направлена «наружу», а девочек — «вовнутрь».
Позднее у мальчиков вербальная агрессия становится доминирующей, они чаще прибегают к словесному способу выражения негативных эмоций. С возрастом агрессивность мальчиков и девочек все больше приобретает враждебную окраску.
Замечено, что мальчики, имеющие отца, проявляют больше агрессивности, чем мальчики, выросшие без отца. В семьях, где нет мужчины, основы мужских черт у сыновей возникают медленнее, и мальчики менее агрессивны и более зависимы.
Агрессивное поведение детей — неоднородный феномен, имеет различные формы проявления — в зависимости от возрастных особенностей, пола, индивидуальных целей, а также социальных и иных причин, обусловливающих его возникновение. Кроме того, в науке не сложилось еще единого концептуального подхода к типологии агрессивности.
Школьный психолог отвечает на вопросы родителей.
VI. Итог собрания
Классный руководитель предлагает родителям заполнить 3-й и 4-й разделы таблицы Донны Огл.
♦ Ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третьей графе таблицы.
♦ Подумайте, появились ли у вас новые вопросы. Если да, то запишите их в четвертой графе таблицы.
В заключительной части родительского собрания вырабатывается программа совместной деятельности классного руководителя и семьи по учету тендерных различий в обучении и воспитании младших школьников.
Родителям предлагается организовать свои мысли с помощью эссе или сочинить синквейн по предложенным темам.
VII. Решение родительского собрания обсуждается и принимается в форме рекомендаций родителям.
Уважаемые родители!
Все мы хотим, чтобы наши дети стали идеальными людьми. Однако сами мы, родители, не такие. Но наши несовершенства не означают, что мы не можем вырастить детей, которые будут лучше нас.
Обратите внимание на то, какие установки вы даете своему сыну или дочери, как оцениваете их. Все это влияет на становление и развитие их тендерного самосознания и идентичности.
Дорогие папы и мамы!
Дайте вашему ребенку (дочери, сыну) то, чего не хватало в детстве вам: ласки, внимания, сочувствия, понимания, участия, серьезного отношения к их детским проблемам, и вы сумеете воспитать у ваших сыновей и дочерей такие качества, каких не имеете сами, но очень желаете видеть у своих детей.
Помните, что, когда женщина воспитывает мальчика, а мужчина — девочку, им мало пригодится собственный детский опыт, и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.
Половая принадлежность ребенка — один из важных факторов индивидуальности и учитывать ее необходимо. Помните, что «мальчик — не девочка, девочка — не мальчик», и воспитывать их нужно по-разному.
Председатель родительского комитета благодарит классного руководителя, школьного психолога и школьного врача за активное участие в подготовке и проведении родительского собрания, родителей — за успехи в воспитании сына или дочери и активную работу на собрании. Родители вместе с классным руководителем, школьным психологом и врачом поют песню «Из чего же, из чего же...».
Литература
Еремеева В.Д. Мальчики и девочки — два разных мира. Нейро- психологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / В.Д. Еремеева, Т.П. Хризман. СПб., 2000.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. Минск, 1996.
Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь: Кн. для учителя. М., 1985.
Чекалина А.А. Тендерная психология: Учеб. пособие. М., 2006.
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание доброты
Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс
Родительские собрания в начальной школе. Разработки
Первое родительское собрание в 4 классе в начале учебного года по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!