Составлено и проведено М.А. Поповой
Цели:
— получить сведения об уровне правдивости учащихся;
— выяснить, какие способы применяют родители для воспитания правдивости у детей;
— познакомить родителей с основными причинами, по которым дети лгут;
— дать рекомендации родителям о том, как воспитывать у детей правдивость.
Участники: родители учащихся четвертого класса, классный руководитель; учащиеся принимают участие в концерте.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель приглашает родителей на собрание.
II. Классный руководитель изучает психолого-педагогическую литературу по теме родительского собрания.
III. За две недели до собрания классный руководитель проводит анкетирование среди учащихся.
Анкета для учащихся
1. Считаешь ли ты, что можно обманывать в следующих случаях (поставь «галочку» в соответствующей графе):
|
Да |
Нет |
Чтобы похвастаться? |
|
|
Чтобы не испортить с кем-то отношения? |
|
|
Чтобы избежать наказания? |
|
|
Чтобы добиться выгоды? |
|
|
По привычке? |
|
|
Чтобы помочь пережить кому-то тяжелое событие? |
|
|
2. Как ты считаешь (поставь «галочку» в соответствующей графе):
|
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
Родители честны со мной ... |
|
|
|
|
Родители честны с другими людьми ... |
|
|
|
|
Родители хвалят меня ... |
|
|
|
|
Если я солгал и сам сознался во лжи, родители наказывают меня ... |
|
|
|
|
Я доволен собой ... |
|
|
|
|
Я хорошо чувствую себя в обществе своих родителей ... |
|
|
|
|
IV. За неделю до собрания классный руководитель проводит анкетирование среди родителей.
Анкета для родителей
|
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
Часто ли вы бываете правдивы со своим ребенком? |
|
|
|
|
Часто ли вы бываете правдивы с другими людьми? |
|
|
|
|
Часто ли вы хвалите своего ребенка? |
|
|
|
|
Часто ли вы наказываете ребенка, если он солгал и сам сознался во лжи? |
|
|
|
|
Часто ли ваш ребенок бывает доволен собой? |
|
|
|
|
Часто ли ваш ребенок хорошо чувствует себя в вашем обществе? |
|
|
|
|
Классный руководитель анализирует результаты анкетирования родителей. Ему помогает председатель родительского комитета.
V. Классный руководитель составляет на основе изученных публикаций памятки для родителей и учащихся и готовит задания для микрогрупп, анкеты для анализа результатов собрания.
VI. Школьный библиотекарь готовит выставку книг, статей и журналов о воспитании правдивости.
VII. Классный руководитель приглашает руководителя кружка для участия в родительском собрании.
VIII. Классный руководитель готовит карту успехов каждого ученика: динамика техники чтения, сводная ведомость оценок, где особым цветом выделен предмет, требующий особого внимания, индивидуальные рекомендации (в красочном конверте).
Оформление, оборудование, инвентарь:
— столы и стулья в классной комнате расставлены по кругу; на каждом столе лежат карточки для деловой игры, бумага, ручки;
— иллюстрированные плакаты с пословицами, изготовленные учениками:
а) Кто правдой живет, тот добра наживет;
б) Правда светлее солнца;
в) Правду говори, что дрова руби;
г) Правда в огне не горит, в воде не тонет;
д) Тайное всегда становится явным;
— выставка книг;
— мультимедийное оборудование.
* * *
I. Организационный момент. Знакомство
Родители по желанию занимают места за рабочим столом той или иной группы. До начала собрания они получают красочные конверты с индивидуальными рекомендациями.
II. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители, тема нашего собрания, несомненно,
Слайд 1. Тема собрания «О воспитании правдивости».
Слайд 2. Эпиграф собрания: «Правдивость — это краеугольный камень характера, и если он непрочно заложен в юности, то в фундаменте на всю жизнь остается слабое место» (Д. Дэвис).
III. Выступление учащихся
Учащиеся разыгрывают первую сценку.
Чтец
Уже конец урока,
Уже десятый час.
Открылась дверь широко:
Вошел Сережа в класс.
Учитель
Почему же, отчего же
Опоздал на час Сережа?
Сережа
Мы в трамвае ехали,
Собаку переехали.
От испуга бледная,
Собака лает, бедная.
А я рукою твердою
Беру иголок дюжину
И пришиваю морду
И хвост туда, где нужно.
Собака, оживая,
Встает из-под трамвая.
Встает из-под трамвая,
— Привет, — говорит, жива я.
Звучит песня «Совсем наоборот» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко).
Ученик-солист
Я первый ученик
Среди ребят:
Пятерки в мой дневник,
Как ласточки, летят.
Теряю счет —
Пятерки круглый год!
И дома уважение,
И в школе мне почет!
Хор
Ха-ха, почет!
Совсем наоборот:
Четыре двойки в табеле —
Позорный счет!
Ученик-солист
Умею я, друзья,
Строгать, пилить.
Могу отлично я
Будильник починить.
Сосед сказал,
Что мастером я стал.
Ну, прямо нынче некуда
Деваться от похвал!
Хор
Ха-ха, похвал!
Ну, разве не бахвал?
Испортил три будильника —
Какой скандал!
Ученик-солист
Я воду полюбил
И водный спорт.
Недавно я побил
По плаванью рекорд.
Притом всегда
Ныряю без труда.
Как рыба, в речке плаваю,
Вся школа мной горда!
Хор
Ха-ха, горда!
Заврался, как всегда!
По всем предметам «плаваешь»,
Вот это да!
Пора бы перестать
Людей смешить!
Не стыдно ли так врать?
Ну как с тобой дружить?
Ученик-солист
Хочу дружить,
Ну как без дружбы жить?
Скажите мне, товарищи,
Как дружбу заслужить?
Хор
Правдивым быть,
Про лень свою забыть —
И каждому захочется
С тобой дружить.
Учащиеся разыгрывают вторую сценку.
1-я ученица («мама»)
Что ты мальчик загрустил?
Что ты глазки опустил?
Что с тобой случилось?
1-й ученик («мальчик»)
Ра-ра-разбилась!
Мама.
Что разбилось? Покажи!
Где разбилось-то, скажи!
Мальчик. Со сме-та-ной миска.
Мама. Ты разбил?
Мальчик
Нет, киска!
Очень ей хотелось есть.
Мама. Кошка в шкаф не может влезть.
Мальчик. Значит, влезла мышка.
Мама. Ну, не плачь, врунишка!
Учащиеся разыгрывают третью сценку.
1-й ученик («автор»). Правда предупреждает.
2-й ученик («правда»). Тайное всегда становится явным.
Демонстрирует плакат.
Автор. А ложь оправдывается.
Правда. Не солгать, так не продать.
Автор. Правда утверждает.
Правда. Честное слово — залог доброй совести.
Демонстрирует плакат.
Автор. А ложь возражает.
Правда. Правду говорить — себе досадить.
Автор. Кто же прав?
IV. Анализ ситуаций, изображенных в сценках
V. Сообщение членом родительского комитета о результатах анкетирования родителей и учащихся
Слайд 3. Результаты анкетирования учащихся по первому вопросу.
Слайды 4—6. Результаты анкетирования родителей.
Результаты анкетирования учащихся по второму вопросу раздаются родителям для анализа и сравнения со своими ответами.
VI. Сообщение классного руководителя
«Мальчик-пастушок кричал: "Волки! Волки!" Прибежали крестьяне — нет волков. И раз, и два так шутил мальчишка. Но однажды и вправду напали на стадо волки. Сколько ни кричал пастушок — никто не пришел на помощь: все знали, что мальчишка лгун». Это очень старая басня — ей почти две тысячи лет. Как просто и ясно сказано: лгать нельзя. Но почему-то люди не всегда говорят правду. Как возникает у ребенка понятие правды? Из практического опыта. Мама говорит, что утюг и огонь обжигает, иголка колет, нож и ножницы режут, а дверь может прищемить пальчики и все это больно. Дети на опыте убеждаются, что мама говорит правду.
А как появляется понятие о неправде? Увы, тоже из жизненных наблюдений и, что самое неприятное, за поведением любимых, авторитетных, уважаемых ребенком людей. Происходит непонятное. Самые близкие люди начинают вести себя странно. Папа дома, а мама по телефону отвечает, что папы нет. Ребенок подсказывает: «Да посмотри, папа дома!» А мама: «Отойди, не мешай, без тебя знаю!» Дети слышат, как мама говорит тете, что у нее красивое платье, хороший вкус, а, когда тетя уходит, оказывается, что платье было уродливым и безвкусным.
Слайд 7. «Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет».
Большинство из нас вскипает гневом, когда уличает ребенка во лжи. Это открытие столь сильно ранит нас еще и потому, что в ту минуту мы, как правило, оказываемся бессильными что-либо предпринять. Из всех способов пресечь подобное явление самый бесполезный и наименее рекомендуемый — пытаться запугать детей. Наконец, у ребенка вполне могли быть свои основания сказать неправду. Поскольку мы должны быть готовы к тому, что рано или поздно это случится, следует разобраться, почему ребенок лжет и как правильнее поступать в таких случаях.
Слайд 8. «Требовать правды, оставляя нетронутыми все те условия, которые порождают ложь, — значит требовать, чтобы на немощеной улице не было грязи, когда идет дождь» (Д.И. Писарев).
Психологи выделяют такие причины, по которым дети лгут (слайд 9):
♦ Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви.
♦ Чтобы скрыть свою вину.
♦ Чтобы избежать наказания.
♦ Чтобы выразить свою враждебность к нам.
Если мы поймем причины, почему ребенок говорит неправду, мы поймем также, что наша вспышка в ответ на его ложь лишь усилит его потребность лгать. Он и в самом деле почувствует себя еще более неуверенно и будет еще больше стараться найти возможность заслужить похвалу, избежать упреков и наказаний. В то же время его враждебность к нам лишь усилится из-за того, что с ним обошлись так грубо. Первое, что необходимо сделать, дабы отучить ребенка лгать, — постараться настолько душевно успокоить его, чтобы он не испытывал никакой потребности говорить неправду. Если дети будут уверены в нашей любви и в нашем добром отношении, у них окажется меньше поводов говорить неправду. Ведь нередко они делают это именно потому, что опасаются сказать нам истину. Именно мы, родители, должны внушить детям, что целиком на их стороне. Хотите выяснить у ребенка, почему он солгал, скажите ему: «Расскажи мне точно, как это произошло. Только ничего не скрывай от меня, так как я не собираюсь наказывать тебя, даже если ты в чем-то виноват. Я постараюсь объяснить тебе, почему ты поступил плохо, но не стану наказывать». Другое важное соображение по этому поводу касается характера наших взаимоотношений с ребенком. Мы ждем от детей гораздо большего, нежели они в силах совершить. Ребенок начинает догадываться, что можно сохранить наше расположение гораздо проще — не надо сообщать нам обо всех своих поступках, так как то, что мы не узнаем, не причинит ему никакого вреда.
Все, что мы сделаем для общего улучшения взаимоотношений с ребенком, будет иметь огромное значение, прежде всего для предотвращения лжи и даже позволит совсем исключить ее. Если, к примеру, сын случайно разобьет какую-то вещь, и мы отнесемся к этому именно как к случайности, а не к преднамеренному действию, он не станет нам лгать, когда точно так же, случайно, разобьет вазу в наше отсутствие. Иными словами, чем лучше будет ребенок чувствовать себя в нашем обществе, тем более хорошее представление у него сложится о самом себе, тем реже у него будет возникать потребность скрывать правду. Даже дети, которые лгут скорее из стремления проявить свою враждебность, нежели из страха, что будут наказаны, могут извлечь пользу при улучшении отношений с родителями. Они прекрасно знают, что ложь раздражает нас и говорить неправду так же скверно, как непристойно выражаться, но они именно этого и добиваются — хотят рассердить родителей, даже если им придется перенести наказание. Это их способ отплатить нам той же монетой — ведь это такой подвиг: заставить родителей выйти из себя!
VII. Работа в микрогруппах
Родители делятся на три микрогруппы. Каждая получает заранее приготовленный лист с заданием. Коллективное мнение записывается в той части листа, где записан номер микрогруппы. После этого лист передается другой микрогруппе по кругу. В завершение классный руководитель читает ответы микрогрупп, и они обсуждаются.
Ситуация 1. Маленького Игорька отец побил за то, что тот разбил чашку и не сознался.
— Ах ты, врунишка! — бушевал папа. — Как тебе не стыдно! Никогда не смей врать!
И он же, отец, придя однажды навеселе, когда дома был один Игорек, заговорщицки подмигнул ему и сказал шепотом:
— Смотри, сынок, не говори мамке, хорошо? А я тебе за это шоколадку дам ...
Игорек съел шоколадку и отца не выдал — до тех пор, пока ему снова не попало от него за вранье. Обиженный, он рассказал матери — задним числом — про выпивку, и та дала ему за это две шоколадки, а отца ругала. Игорек испытывал мстительное удовлетворение.
♦ Кто из родителей прав, а кто нет в данном случае? Или оба не правы?
♦ В чем заключается вред и опасность подкупа детей?
♦ Каким может вырасти Игорек?
Ситуация 2. Ученик П. не в первый раз обманывал своих товарищей, своих учителей. И делал он это даже с какой-то лихой издевкой. Где-то в самой глубине его глаз вдруг на какое-то мгновение обозначалась вполне откровенная насмешка. Он словно бы говорил своей учительнице: «Да, я вру. Да, я такой. Но вот попробуйте что-нибудь сделать со мной, не выйдет!». Как правило, после разговора с П. в школу являлся пылающий благородным гневом отец: «Опять притесняете моего мальчика? Всегда он у вас козел отпущения, всегда должен отвечать за других. Но на этот раз я это дело просто так не оставлю».
♦ Проанализируйте поведение ученика П. Чем объясняете его немальчишескую наглость и самоуверенность?
♦ К чему может привести уверенность в безнаказанности, которую поддерживает в мальчике отец?
Ситуация 3. На домашнем огороде мак у нас не сеяли. А у соседки — бабки Веры — мак цвел по всей картошке. Зимой по воскресным дням бабка Вера приносила нам вкусные коржики с маком и медом. Мы постоянно докучали бабке вопросами, скоро ли новый мак созреет.
— Да вот уж днями — отвечала бабка Вера. — Погодите, будет маковей, и тогда...
А дни, как назло, текли медленно.
— Я придумала! — бегу однажды к сестре. — Залезем в картошку, наклоним маковку, сделаем в ней дырочку и выпьем мак. Потом стебель отпустим, и никто ни о чем не догадается...
До сих пор помнится: понравился тогда не столько мак — сухой, неразмятый, несладкий, а собственная изобретательность. Тем не менее, наше воровство было обнаружено в тот же день.
— Ганна, а Ганна! — наклонившись на плетень, позвала бабушка маму. — Кто-то у меня возле хаты мак выпил.
— Это мои, — слышим голос матери. — Девчата, вы у бабки Веры мак выпили? Нет? Покажите зубы. Ах, вот как, мало того, что позорите меня, так еще и неправду говорите?
Мать подумала-подумала, а потом приказала нам взять по венику и стать по обе стороны крыльца друг против дружки. Сама же села на табуретку между нами и стала вышивать ручник. Вечером шли мимо нашего двора за водой односельчане. Каждый, заметив странную картину, непременно заинтересуется: «Ганна, а чего это они у тебя при вениках, что солдаты при ружьях?» Мать со всеми подробностями рассказывает.
♦ Правильно ли поступила мать, применив такое наказание?
♦ Как бы вы поступили на ее месте?
VIII. Ролевая игра
Не только дети, но и взрослые встречаются с ситуациями, выход из которых найдешь не сразу. Говорить неправду нехорошо — это, в общем, ясно. А если умолчать правду, когда о ней никто не спрашивает? А хорошо ли быть доносчиком и потихоньку сообщить правду о товарищах? Уже в школе дети встречаются с обстоятельствами, ставящими подобные вопросы. Ребята напроказили, а учитель требует назвать виновника. Как быть: промолчать или донести? Где здесь смелость, а где — трусость?
Родители пытаются представить себя на месте школьника, товарищей, учителя и обсудить, как следует поступить. 1-я микрогруппа выступаете позиции школьника, 2-я — с позиции учителя, 3-я микрогруппа — с позиции друзей.
IX. Решение собрания
В качестве решения родительского собрания предлагаются рекомендации родителям, которые им раздаются в виде памяток.
♦ Обучая ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок должен понимать, что вы не можете смириться с ложью, всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас — тоже ложь.
♦ Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обществе, тем более хорошее представление сложится у него о себе и тем реже у него будет возникать желание солгать.
♦ Чаще хвалите, ободряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.
♦ Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.
♦ Причинами лжи могут быть нужда в похвале или проявлении любви взрослого, попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания, желание выразить свою враждебность тому, кому он лжет.
♦ Найдя возможную причинулжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.
♦ Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.
♦ Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.
Родители также получают памятки для учащихся. Они составлены на основе книги Я. Корчака «Педагогическое наследие».
♦ Если трудно, исправляйся не сразу, а постепенно.
♦ Выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего кончай с ним.
♦ Не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшение.
♦ Не ставь слишком легких условий, но такие, чтобы ты мог выиграть.
♦ Не слишком радуйся, если сразу отучишься; избавляться от приобретенных недостатков нелегко, а от врожденных трудно.
♦ Делая то, что ты любишь, и не делая того, к чему привык, ты закаляешь волю. А это самое главное.
X. Рефлексия
Родители заполняют анкеты. Нужно поставить знаки «+» или «—».
— Понравилось ли вам родительское собрание?
— Стали ли вы более четко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?
— Многое ли это вам дало?
— Сможете ли вы в дальнейшем применить данные знания?
Литература
Афоризмы. Век XIX. Век XX / Сост. И.И. Комарова, А.П. Кондратов. М., 2000.
Владимирова Л. Ликвидировать пороки в кратчайшие сроки: Первоапрельский праздник для учеников 4—5 классов // Воспитание школьников. 2007. № 2.
Геворкян М. Психолог в коррекционном классе // Сельская школа. 2006. № 5.
Зайцев Г.К., Насонкина С.А. Уроки Знайки. Воспитай себя: Учеб. пособие-практикум. СПб., 2006.
Сермяжко Е.И. Подумаем вместе: Задания и упражнения. Минск, 1984.
Соколова В.Н., Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире: Кн. для учителей и родителей. М., 1991.
Фромм А. Азбука для родителей. Л., 1991.
Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?
Первое родительское собрание в 4 классе в начале учебного года по ФГОС
Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!