Цель: обеспечение психологической подготовки родителей, необходимой для стимулирования и развития потенциальных творческих возможностей ребенка.
Задачи
• ознакомить родителей с научными исследованиями одаренности ребенка;
• рассмотреть возможности самовыражения и самореализации одаренных подростков в различных видах творчества.
Форма проведения: круглый стол.
Участники: классный руководитель, родители учащихся, психолог.
Подготовительной этап: тестирование учеников.
Тест-анкета «Мои способности»
Инструкция. Оцените в баллах от 2 до 5 степень выраженности у вас каждого характерного признака (5 - ярко выражен; 4 - хорошо выражен; 3 - средняя степень выраженности; 2 - слабо выражен.)
I. Интеллектуальные способности
1. Я обладаю хорошей памятью.
2. Быстро усваиваю новый школьный материал.
3. Люблю задавать вопросы по содержанию учебного материала.
4. Люблю читать научную литературу.
5. На уроках мне бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых.
6. Я хорошо информирован(-а) о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира.
7. Бывает, беседуя со сверстниками, ощущаю себя более взрослым человеком.
8. Меня трудно убедить в чем-либо, если я имею на этот счет собственное мнение.
9. Хорошо понимаю недосказанное, догадываюсь о том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливаю причины поступков других людей, мотивы их поведения.
10. Имею богатый словарный запас, легко могу использовать новые слова, выражая свои мысли.
II. Способности к обучению
1. Я усваиваю новые знания очень быстро, все «схватываю на лету».
2. Я достаточно быстро запоминаю услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не трачу много времени на осмысление того, что нужно запомнить.
3. Я много знаю о таких событиях и проблемах, о которых многие мои сверстники обычно не знают.
4. Я обгоняю в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учусь сейчас.
5. Я очень любознателен(-льна), меня интересует практически все.
6. Я очень много читаю книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний.
7. Я легко могу анализировать прочитанный текст, делать на основе него выводы и обобщения.
8. Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) для меня гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.).
9. Мне интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов.
10. Мне интересны естественнонаучные опыты и эксперименты в области химии, физики, биологии и других областей естествознания.
III. Лидерские способности
1. В кругу незнакомых мне людей я чувствую себя уверенно и комфортно.
2. Мне легко дается общение как со сверстниками, так и со взрослыми.
3. Я хорошо понимаю причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимаю недосказанное.
4. В совместных играх и занятиях с другими ребятами я становлюсь ведущим или руководителем, проявляю инициативу.
5. В общении я склонен(-на) принимать на себя ответственность за решения и поступки.
6. Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать меня в качестве партнера по играм и занятиям.
7. Я легко могу убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим,
8. Как правило, я активно участвую в различных общественных мероприятиях и вношу в них положительный вклад.
9. В случае возникновения споров в классе или среди моих друзей они чаще всего обращаются ко мне как к арбитру.
10. Я очень энергичный(-ая), легко справляюсь с любыми социальными трудностям.
IV. Творческие способности
1. Меня отличает развитое чувство юмора.
2. Я не боюсь пробовать что-то новое, стремлюсь всегда проверить новую идею.
3. Если у меня что-то не получается, я всегда предпринимаю несколько попыток чтобы все-таки добиться цели.
4. Я отличаюсь большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов.
5. Если меня что-то интересует, то я погружаюсь в это занятие с головой.
6. К одной и той же проблеме я способен подойти по-разному.
7. Я могу не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
8. Если передо мной стоит какая-то трудная жизненная задача, то я предпочитаю попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант.
9. Чем бы я не занимался(-ась), я всегда предлагаю большое количество самых разных идей и решений.
10. Меня интересуют множество вещей и явлений, я очень любознателен.
V. Художественно-изобразительные способности
1. В моих рисунках нет однообразия, мне легко выбрать сюжет, героев, предметы и ситуации.
2. Когда я вижу хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, это вызывает во мне восхищение и интерес.
3. Я охотно рисую, леплю, создаю композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды), по собственной инициативе.
4. Мне легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов.
5. Если мне нужно выразить свои чувства и настроение, я обращаюсь к рисунку или лепке.
6. Мне нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
7. Мне нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы.
8. Если мне понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, я попытаюсь воспроизвести его или создать нечто похожее.
9. Высказывать свои оценки художественным произведениям для меня не составляет никакого труда.
10. Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы мне хотелось проиллюстрировать.
VI. Музыкальные способности
1. Мне очень нравятся уроки музыки в школе.
2. Когда я слышу музыку, я очень четко реагирую на ее характер и настроение.
3. Я хорошо пою.
4. Когда я пою или играю на музыкальном инструменте, то вкладываю в это много чувств и энергии.
5. У меня есть много музыкальных записей.
6. Я с удовольствием хожу на музыкальные концерты.
7. Я хорошо играю на музыкальном инструменте.
8. Свои чувства и настроения я стремлюсь выразить в музыке.
9. Я сочиняю собственные мелодии.
10. Когда я слышу хорошую музыку, у меня бегут «мурашки» по коже.
VII. Спортивные способности
1. Все свое свободное время я стараюсь посвящать спорту.
2. Я никогда не устаю, всегда активен(-на) и бодр(-а).
3. Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то я обязательно выбрал(-а) бы спортивные соревнования.
4. Мне все время хочется двигаться.
5. Я внимательно слежу за спортивной жизнью нашей школы, города, региона, страны.
6. Чаще всего в спортивных играх и состязаниях я выигрываю у своих сверстников.
7. У меня есть определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые мета на соревнованиях, звания и пр.).
8. Мне очень нравится активный отдых.
9. Я люблю ходить в походы, выезжать «на природу».
10. Я заметно выносливее своих сверстников.
VIII. Литературные способности
1. Могу легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
2. Когда я рассказываю что-то знакомое и известное всем, стараюсь привносить от себя что-то новое и необычное.
3. Люблю сочинять рассказы и стихи.
4. Рассказывая о чем-то, я всегда придерживаюсь выбранного сюжета, не теряю основной мысли.
5. Мне нравится изменять тексты уже известных стихов и песен.
6. Мне нравится писать сочинения и эссе.
7. Мне нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам.
8. Если я что-то рассказываю, стараюсь выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
9. Когда я что-нибудь рассказываю, мне важно описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер.
10. В литературных произведениях мне хорошо видны такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд.
IX. Артистические способности
1. Мне очень легко изобразить другого человека, животного, персонаж.
2. Мне очень интересна «кухня» актерской игры.
3. Я мечтаю стать актером (актрисой), играть в театре и кино.
4. Мне легко дается передать чувства и эмоциональные переживания.
5. Если я что-то рассказываю, то мне важно вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей.
6. Если мне нужно передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, я активно использую мимику, жесты, пластику движений.
7. Без моего активного участия не обходится ни один концерт и спектакль в классе, школе.
8. Если у меня есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, мне удается хорошо изобразить конфликт.
9. Мне часто говорят о моей артистичности и спрашивают, собираюсь ли я в будущем стать актером (актрисой).
10. Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, мне проще всего это сделать при помощи мимики, жестов, интонаций голоса.
Обработка результатов: подсчитывается количество баллов по каждому виду способностей.
Оформление помещения, оборудование и инвентарь: цитаты на доске:
• «Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высоких результатов в выполнении той или иной деятельности» (Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. СПб.: Питер, 1999);
• «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов». (Богоявленская Д.Б., Брушлинский А.В., Холодная М.А., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одаренности. М., 1998).
I. Вступительное слово классного руководителя
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? Одаренность по- прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня - это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Уже существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема диагностики и развития высокоодаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует.
Какими же должны быть основания, чтобы ребенок считался одаренным? Ответ не так прост, как кажется. В психологии до сих пор нет общего представления о природе одаренности, а есть альтернативные подходы к решению проблемы.
Первый подход: все дети талантливы. Каждый человек по-своему одарен. Этот подход отражает гуманистические тенденции в науке и является идеологической базой всеобщего образования и права каждого ребенка на развитие своих способностей. Однако такой подход размывает специфику понятия «одаренность». Акцент смещается в сторону поиска «ключика» к способностям ребенка и методам их развития. С этой точки зрения вопрос о выявлении одаренных детей выглядит нелепым. Но при этом неясно, почему дети, блиставшие в детстве, далеко не всегда сохраняют свой талант.
Второй подход понимает одаренность как дар «свыше» (от Бога, родителей и т. п.), которым наделены единицы, избранные. Если следовать второму подходу, становится актуальной проблема выявления одаренных детей, но ставится под сомнение возможность развития одаренности.
- Чем, например, одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»?
- Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться?
- Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей?
- Всегда ли они являются следствием одаренности? Как помочь ребенку их преодолеть?
Это и есть вопросы для обсуждения на круглом столе.
II. Обсуждение вопросов за круглым столом
1. Чем одаренный ребенок отличается от способного, имеющего так называемую «высокую норму»?
Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты.
В исследованиях ученых одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных периодах детства.
В практике школьного обучения одаренными принято называть детей, которые демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах.
В работе по выявлению и сопровождению одаренных детей существует ряд трудностей:
• одаренность ребенка не всегда проявляет себя в творческом продукте;
• одаренный ребенок не всегда нуждается в развитии своих выдающихся способностей;
• современные методы индивидуальной и групповой работы часто не подходят для одаренных детей;
• динамика развития детской одаренности неравномерна: наблюдаются как яркие «всплески», так и неожиданные «затухания»;
• у одаренных детей наблюдаются весьма специфические кризисы, связанные с «затуханием» одаренности, знание специфики которых необходимо педагогам для профилактики «исчезновения» одаренности.
Признаками одаренности в раннем детстве принято считать неуемное любопытство ребенка, его бесконечные вопросы, большой запас слов и развитость речи, способность к концентрации внимания на интересующем его деле и упорство в достижении результата, хорошую память, богатую фантазию с нечетким отделением реальности от вымысла, доброту, открытость, острую реакцию на несправедливость.
В более старшем возрасте признаками одаренности считаются потребность ребенка в коллекционировании и классификации, хорошее чувство юмора, сформированность навыков логического мышления, оригинальность ассоциативного мышления, способность к планированию четким образом предстоящей деятельности, гибкость в концепциях, способах действий, социальных ситуациях. Отмечаются также такие качества личности, как развитые навыки общения, открытость, активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску, предпочтение сложных заданий, независимость в суждениях и в поведении - нонконформизм.
2. Каковы виды одаренности и какими методами они могут выявляться?
Отечественные психологи выделяют 4 основных вида одаренности.
1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).
2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо деятельности).
3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).
4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).
Специальная одаренность в свою очередь имеет несколько характерных типов.
Эта классификация позволяет увидеть и развить специальную одаренность в каждом ребенке. Причем один и тот же ребенок может проявлять разные типы специальной одаренности. Например, академическую, спортивную и творческую одаренности: одинаково хорошо поет, танцует, на «отлично» успевает по всем школьным дисциплинам. Другими словами, в данном случае можно вести речь о так называемой комплексной одаренности.
Одной из сложнейших задач является выявление критериев определения одаренности детей. Существуют очевидные характеристики одаренности:
• опережающее по ряду психических параметров развитие (по отношению к уровню развития сверстников);
• наличие чрезвычайной любознательности;
• способность следить за несколькими процессами одновременно;
• потребность активно исследовать окружающую действительность, отслеживать причинно-следственные связи, делать выводы, создавать альтернативные системы.
Признаки одаренности детей
Сфера деятельности |
Признаки |
|
1 |
2 |
|
Психофизическое развитие |
• повышенный энергетический уровень (длительность сна, например, у таких детей меньше, чем у сверстников); • относительная неравномерность (гетерохронность) развития различных психических функций (например, развитие координации движений может отставать от познавательных способностей) |
|
Психосоциальная сфера |
• преобладание мотивов, связанных с содержанием деятельности (деятельность выступает эффективным средством развития, когда она стимулируется не чувством долга, не стремлением получить награду, а интересом к содержанию); • самостоятельность, умение принимать решения, настойчивость в выполнении задания; • стремление доводить продукт любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям (перфекционизм); • социальная автономность, готовность и стремление отстаивать собственную точку зрения, независимость в суждениях; • склонность к лидерству, доминированию в межличностных отношениях; • соревновательность - склонность к конкурентным формам взаимодействия; • чувство юмора (способность обнаруживать несуразности, видеть смешное в самых разных ситуациях - свидетельство одаренности и вместе с тем эффективный механизм психологической защиты); • способность понимать мотивы поведения других людей; • терпимость к особенностям других людей; • склонность к самоанализу; • терпимость к критике; • готовность делиться идеями; • чуткость в анализе нравственных проблем; • уверенность в своих силах |
|
Познавательная сфера |
• умение нестандартно мыслить, предлагать неожиданные, оригинальные решения; • большое упорство в решении поставленных задач; • способность находить альтернативные пути решения проблем; • способность предвидеть, прогнозировать последствия; • стремление всегда проверить новую идею; • способность оценивать процесс и результат действий; • изобретательность в выборе и использовании различных предметов; • способность увлекаться, уходить с головой в интересующее занятие; • способность не только предлагать собственные, но и разрабатывать собственные и чужие идеи; • продуктивность, способность предлагать большое количество самых разных идей и решений; • способность и склонность к интуитивному поиску; • склонность к логическим построениям и рассуждениям; • способность оперировать абстрактными понятиями; • чувствительность к противоречиям; • интерес к построению гипотез; • интерес и исключительные способности к классификации и категоризации; |
|
|
• раннее языковое развитие, способствующее накапливанию и интенсивному использованию большого количества информации, а также большой словарный запас; • умение хорошо излагать свои мысли; • владение большим объемом информации; • способность хорошо улавливать связь между одним событием и другим, между причиной и следствием; • способность к переносу усвоенного опыта на новый материал; • интерес к решению сложных задач, требующих умственного усилия, напряжения; • наблюдательность, интерес к анализу событий и явлений; • высокий уровень развития памяти, способность долго удерживать в памяти символы, буквы, слова, умение быстро запоминать услышанное и прочитанное без специального заучивания; • широкий кругозор (круг интересов); • постоянное желание задавать много вопросов о происхождении и функциях предметов; • способность легко обучаться, все схватывать на лету; • проявление ярко выраженной разносторонней любознательности; • умение делать выводы и обобщения; • способность следить за несколькими процессами одновременно; • способность создавать в воображении альтернативные системы; • превышение средневозрастных норм на стадии «приема» информации; • способность к высокому уровню сосредоточенности; • изобретательность и богатая фантазия |
3. Какова природа проблем, возникающих у одаренных детей? Всегда ли они являются следствием одаренности? Как помочь ребенку их преодолеть?
В учебной деятельности одаренные дети отличаются рядом черт.
1. Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
2. Способны к самостоятельным действиям благодаря приобретенным ранее умственным навыкам.
3. Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
4. Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
5. Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
6. Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются все делать хорошо (перфекционизм). Отсюда - постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
7. Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
8. Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
9. Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
10. Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
11. Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
12. Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.
Но у одаренных детей также имеются свои минусы. Негативными сторонами таких ребят являются следующие качества личности.
1. Эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее.
2. Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
3. Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, т. к. одаренный ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
4. Отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, т. к. уже с первых слов схватывает суть проблемы.
5. Стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
6. Стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс.
7. Стремление командовать сверстниками - иначе ему становится скучно с ними.
Все эти не очень симпатичные черты характера одаренного ребенка, которые являются продолжением его достоинств, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя. Не секрет, что, находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или все уже знает, или задает столько вопросов, что перетягивает внимание учителя только на себя. В результате этого происходит изоляция одаренного ученика от остального класса. Перевод в более старший класс на основании знания программы ведет к разрыву дружеских связей и трудностям установления таких связей в новом классе. В результате многие одаренные дети в школе чувствуют себя изгоями. Классно-урочная система обучения, являясь хорошим стимулом для средних учащихся, становится тормозом и бичом для одаренных. Поэтому с одаренным ребенком надо работать либо по индивидуальной программе, либо направлять его в специальную школу, где учатся такие же, как и он сам, одаренные дети.
Из рекомендаций по развитию одаренного ребенка можно предложить следующее.
1. Работа по индивидуальному плану с большими объемами учебных заданий.
2. Предоставление большей самостоятельности.
3. Требование выполнения обычного учебного задания в нескольких альтернативных вариантах.
4. Придание большего внимания физическому и нравственному развитию.
III. Подведение итогов собрания
В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.
Тест-анкета «Способности ребенка»
Ф.И. ребенка ______________
Возраст ______________ Класс ______________ Дата ______________
Педагог/родитель (Ф.И.О.) ______________
Инструкция. Оцените в баллах от 2 до 5 степень выраженности каждого из предложенных характерных признаков у ребенка (подростка).
5 - ярко выражен;
4 - хорошо выражен;
3 - средняя степень выраженности;
2 - слабо выражен.
Виды способностей
1. Интеллектуальные способности |
|
|
|||||
1 |
Обладает хорошей памятью: быстро запоминает услышанное или прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить |
|
|
||||
2 |
На уроках все легко и быстро схватывает. Без труда усваивает новый школьный материал |
|
|
||||
3 |
Без труда улавливает связь между одним событием и другим, устанавливает причинно-следственные связи |
|
|
||||
4 |
Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях |
|
|
||||
5 |
На уроках ему (ей) бывает скучно из-за того, что учебный материал уже хорошо знаком из книг, журналов, телепередач, рассказов взрослых |
|
|
||||
6 |
Хорошо информирован(-а) о событиях и проблемах на уровне города, региона, страны, мира |
|
|
||||
7 |
Легко и с интересом выполняет задания, предназначенные для гораздо более старших детей |
|
|
||||
8 |
Его (ее) трудно убедить в чем-либо, если он (она) имеет на этот счет собственное мнение |
|
|
||||
9 |
Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения |
|
|
||||
10 |
Имеет богатый словарный запас, легко может использовать новые слова, выражая свои мысли |
|
|
||||
Всего баллов: |
|
|
|||||
Среднее значение: |
|
|
|||||
2. Способности к обучению |
|
|
|||||
1 |
Усваивает новые знания очень быстро, все «схватывает на лету» |
|
|
||||
2 |
Достаточно быстро запоминает услышанное и прочитанное на уроке без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить |
|
|
||||
3 |
Много знает о таких событиях и проблемах, о которых многие его (ее) сверстники обычно не знают |
|
|
||||
4 |
Обгоняет в учебе одноклассников на год или два и должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас |
|
|
||||
5 |
Очень любознателен(-льна), интересуется практически всем |
|
|
||||
6 |
Очень много читает книг, научно-популярных статей по разным отраслям знаний |
|
|
||||
7 |
Легко может анализировать прочитанный текст, делать на основе него выводы и обобщения |
|
|
||||
8 |
Читать научно-популярные издания (специализированные и детские энциклопедии, справочники) ему (ей) гораздо интереснее, чем художественные книги (сказки, детективы и пр.) |
|
|
||||
9 |
Интересно все, что связано с измерениями, вычислениями или упорядочиванием предметов |
|
|
||||
10 |
Интересны естественнонаучные опыты и эксперименты в области химии, биологии и других областей естествознания |
|
|
||||
Всего баллов: |
|
|
|||||
Среднее значение: |
|
|
|||||
3. Лидерские способности |
|
|
|||||
1 |
В кругу незнакомых людей чувствует себя уверенно и комфортно |
|
|
||||
2 |
Легко общается как со сверстниками, так и со взрослыми |
|
|
||||
3 |
Хорошо понимает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное |
|
|
||||
4 |
В совместных играх и занятиях с другими ребятами чаще всего становится ведущим или руководителем, проявляет инициативу |
|
|
||||
5 |
В общении склонен принимать на себя ответственность за решения и поступки |
|
|
||||
б |
Чаще всего другие ребята предпочитают выбирать его (ее) в качестве партнера по играм и занятиям |
|
|
||||
7 |
Легко может убедить других людей в своей точке зрения, способен внушить свои идеи другим |
|
|
||||
8 |
Как правило, активно участвует в различных общественных мероприятиях и вносит в них положительный вклад |
|
|
||||
9 |
В случае возникновения споров в классе или среди друзей они чаще всего обращаются к нему (к ней) как к арбитру |
|
|
||||
10 |
Очень энергичный(-ая), легко справляется с любыми социальными трудностями |
|
|
||||
Всего баллов: |
|
|
|||||
Среднее значение: |
|
|
|||||
4. Творческие способности |
|
|
|||||
1 |
Отличается развитым чувством юмора |
|
|
||||
2 |
Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею |
|
|
||||
3 |
Если у него (нее) что-то не получается, всегда предпринимает несколько попыток чтобы все-таки добиться цели |
|
|
||||
4 |
Отличается большой изобретательностью в выборе и использовании различных предметов |
|
|
||||
5 |
Если что-то его (ее) интересует, то погружается в это занятие с головой |
|
|
||||
б |
К одной и той же проблеме способен(-на) подойти по-разному |
|
|
||||
7 |
Может не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи |
|
|
||||
8 |
Если перед ним (ней) стоит какая-то трудная жизненная задача, то предпочитает попробовать новый способ ее решения, а не уже испытанный и всем известный вариант |
|
|
||||
9 |
Чем бы не занимался(-лась), всегда предлагает большое количество самых разных идей и решений |
|
|
||||
10 |
Интересуется множеством вещей и явлений, очень любознателен(-льна) |
|
|
||||
Всего баллов: |
|
|
|||||
Среднее значение: |
|
|
|||||
5. Художественно-изобразительные способности |
|
|
|||||
1 |
В рисунках нет однообразия, легко выбирает сюжет, героев, предметы и ситуации |
|
|
||||
2 |
Когда видит хорошую картину, скульптуру или любую другую художественную вещь, активно проявляет восхищение и интерес |
|
|
||||
3 |
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (например, украшения для дома, одежды), по собственной инициативе |
|
|
||||
4 |
Легко удается составление оригинальных композиций из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и других материалов |
|
|||||
5 |
Если нужно выразить свои чувства и настроение, обращается к рисунку или лепке |
|
|||||
б |
Нравится создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем |
|
|||||
7 |
Нравится в своих рисунках и поделках использовать новые материалы |
|
|||||
8 |
Если понравилась какая-либо картина или другое художественное произведение, попытается воспроизвести его или создать нечто похожее |
|
|||||
9 |
Высказывать свои оценки художественным произведениям для него (нее) не составляет никакого труда |
|
|||||
10 |
Некоторые прочитанные произведения или увиденные фильмы и мультфильмы охотно иллюстрирует |
|
|||||
Всего баллов: |
|
||||||
Среднее значение: |
|
||||||
6. Музыкальные способности |
|
||||||
1 |
С большой охотой посещает уроки музыки в школе |
|
|||||
2 |
Когда слышит музыку, очень четко реагирует на ее характер и настроение |
|
|||||
3 |
Хорошо поет |
|
|||||
4 |
Когда поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в это много чувств и энергии |
|
|||||
5 |
Имеет много музыкальных записей |
|
|||||
6 |
С удовольствием ходит на музыкальные концерты |
|
|||||
7 |
Хорошо играет на музыкальном инструменте |
|
|||||
8 |
Свои чувства и настроения стремится выразить в музыке |
|
|||||
9 |
Сочиняет собственные мелодии |
|
|||||
10 |
Любит петь вместе с другими так, чтобы было слаженно и хорошо |
|
|||||
Всего баллов: |
|
||||||
Среднее значение: |
|
||||||
7. Спортивные способности |
|
||||||
1 |
Все свое свободное время старается посвящать спорту |
|
|||||
2 |
Никогда не устает, всегда активен(-на) и бодр(-а) |
|
|||||
3 |
Если выбирать между чтением журналов и книг, просмотром телевизора и реальными спортивными состязаниями и играми, то обязательно выбрал(-а) бы спортивные соревнования |
|
|||||
4 |
Все время находится в движении |
|
|||||
5 |
Внимательно следит за спортивной жизнью школы, города, региона, страны |
|
|||||
6 |
Чаще всего в спортивных играх и состязаниях выигрывает у своих сверстников |
|
|
||||
7 |
Имеет определенные достижения в одном (нескольких) из видов спорта (например, призовые места на соревнованиях, звания и пр.) |
|
|
||||
8 |
Предпочитает активный отдых |
|
|
||||
9 |
Любит ходить в походы, выезжать «на природу» |
|
|
||||
10 |
Заметно выносливее своих сверстников |
|
|
||||
Всего баллов: |
|
|
|||||
Среднее значение: |
|
|
|||||
8. Литературные способности |
|
|
|||||
1 |
Может легко составить рассказ, начиная с завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта |
|
|
||||
2 |
Когда рассказывает что-то знакомое и известное всем, старается привносить от себя что-то новое и необычное |
|
|
||||
3 |
Любит сочинять рассказы и стихи |
|
|
||||
4 |
Рассказывая о чем-то, всегда придерживается выбранного сюжета, не теряет основной мысли |
|
|
||||
5 |
Нравится изменять тексты уже известных стихов и песен |
|
|
||||
6 |
Нравится писать сочинения и эссе |
|
|
||||
7 |
Нравится придумывать окончания к неоконченным рассказам |
|
|
||||
8 |
Если что-то рассказывает, старается выбирать такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства |
|
|
||||
9 |
Когда что-нибудь рассказывает, старается описать своих героев живыми, передать их чувства, настроение, характер |
|
|
||||
10 |
В литературных произведениях хорошо видит такие линии сюжета и событий, которые скрыты на первый взгляд |
|
|
||||
Всего баллов: |
|
|
|||||
Среднее значение: |
|
|
|||||
9. Артистические способности |
|
|
|||||
1 |
Очень легко изображает другого человека, животного, персонаж |
|
|
||||
2 |
Интересуется «кухней» актерской игры |
|
|
||||
3 |
Мечтает стать актером (актрисой), играть в театре и кино |
|
|
||||
4 |
Легко удается передавать чувства и эмоциональные переживания |
|
|
||||
5 |
Если что-то рассказывает, то старается вызвать эмоциональные реакции у своих слушателей |
|
|
||||
6 |
Если хочет передать какое-то эмоциональное переживание или настрой, активно использует мимику, жесты, пластику движений |
|
|
||||
7 |
Без его (ее) активного участия не обходится ни один концерт и спектакль в классе, школе |
|
|
||||
8 |
Если есть возможность изобразить какую-либо драматическую ситуацию, удается хорошо изобразить конфликт |
|
|
||||
9 |
Отличается артистичностью |
|
|
||||
10 |
Когда возникает необходимость кому-то что-то объяснить, ему (ей) проще всего это сделать при помощи мимики, жестов, интонаций голоса |
|
|
||||
Всего баллов: |
|
|
|||||
Среднее значение: |
|
|
|||||
Итоговая таблица по результатам первичной диагностики способностей детей
Пример заполнения итоговой таблицы: вносятся средние значения, полученные по каждому из 9 показателей, в столбец «У» - результаты заполнения анкеты учителем, в столбец «Р» - результаты, полученные в ходе заполнения анкеты школьниками, в столбец «=» - среднее значение между столбцами «У» и «Р».
|
|
Способности |
||||||||||||||||||||||||||
№ |
Ф.И. ребенка |
интеллектуальные |
к обучению |
лидерские |
творческие |
художественно- изобразительные |
музыкальные |
спортивные |
литературные |
артистические |
||||||||||||||||||
|
|
У |
Р |
= |
У |
Р |
= |
У |
Р |
= |
У |
Р |
= |
У |
Р |
= |
У |
Р |
= |
У |
Р |
= |
У |
Р |
= |
У |
Р |
= |
1 |
Иванова Катя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Петров Коля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итоговое значение показателей:
2-2,5 балла - способность слабо выражена;
2,6-3,5 балла - средняя степень выраженность способности;
3,6-4,5 балла - хорошая выраженность способности;
4,6-5 балла - яркая выраженность способности, одаренность.
Родительское собрание, 6 класс. Первые проблемы подросткового возраста
Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков
Родительское собрание, 6 класс. Влияние семьи на развитие подростка
Родительское собрание, 6 класс. Успешность обучения: от чего она зависит?
Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
Нет комментариев. Ваш будет первым!