Интенсивность нравственного формирования личности - важнейшая психологическая характеристика этого возраста. Взаимосвязь нравственного и полового воспитания.
Темпы полового созревания. Акселерация и физиологически нормальные темпы полового созревания. Индивидуальная половая конституция. Реорганизация образа тела, физического «я» подростка.
Изменение темпа полового созревания, формирование взрослой психики. Половое самосознание. Сексуальное поведение. Взрыв сексуальной активности. Медико-педагогические рекомендации. Роль родителей, атмосферы семьи в половом воспитании подростков.
Форма проведения - «круглый стол», беседа.
Половое воспитание, как указывают специалисты в этом вопросе Д. Н. Исаев и В. Е. Каган, «является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем - роли не только мужчины и женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами, гигиеническими требованиями. Главнейшая цель полового воспитания - формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности». «Воспитывая в ребенке честность, работоспособность, искренность, прямоту, привычку к чистоте, привычку говорить правду, уважение к другому человеку, к его переживаниям и интересам, любовь к своей Родине, мы тем самым воспитываем его и в половом отношении» - так считал А. С. Макаренко.
В возрасте 13-15 лет у подростков происходит половое созревание. Подростки к моменту полового созревания должны получить достаточно точное представление об анатомии половых органов, о размножении, беременности, родах. Такого рода разговоры с сыном лучше вести отцу, а с девочкой правильнее разговаривать матери. И в том, и в другом случаях взрослым следует вкратце рассказать об изменениях, происходящих у подростков противоположного пола, подчеркнуть их естественность и важность. Физическое половое созревание у девочек начинается на год-два раньше, чем у мальчиков, и проходит более интенсивно. Однако это общая закономерность. Каждый ребенок растет и развивается по индивидуальному «плану». И это надо обязательно подчеркивать в разговоре. Важно, чтобы никто из них не переживал по поводу своего отставания от сверстников или, наоборот, из-за того, что какие-то признаки и приметы взросления появились раньше, чем у остальных. Широкое варьирование сроков и темпов полового созревания затрудняет оценку соответствия полового развития возрасту. У медиков есть специальные таблицы для определения границ нормы. Они включают данные о развитии вторичных половых признаков, сроке начала менструации, первой поллюции и некоторые другие. Так, главным критерием, по которому можно судить о наступлении пубертата у девочек, являются менструации. Если первые признаки полового созревания появились до 9 лет или не появились к 14 годам, тогда родителям надо обратиться за консультацией к эндокринологу, чтобы исключить эндокринные нарушения или заболевания. У мальчиков первая поллюция бывает в возрасте от 13 до 16 лет, а первые признаки полового созревания появляются между 10-15 годами. Если же это случилось до 10 лет или не произошло в 15, также необходимо исследование состояния эндокринной системы. На темпы и уровень полового развития влияют многие факторы. Одни ускоряют этот процесс, другие, наоборот, замедляют. В целом за последние несколько десятилетий развитие и созревание детей проходит намного быстрее, чем в первой половине XX века. Все мы знакомы с термином «акселерация», что означает «ускорение». Акселерация в первую очередь отразилась на физическом развитии: увеличился рост, масса тела подростков, раньше стало наступать половое созревание. Причины этих явлений до конца не изучены. Ученые склоняются к мысли о том, что важную роль играют улучшение питания детей, увеличение различных раздражителей во внешней среде, включая ионизирующие излучения, и многое другое. Однако акселерация принесла немало проблем и для самих ребят, и для взрослых, в частности, связанных с более ранним половым созреванием - возможностью материнства и отцовства в том возрасте, когда таковыми наши дети осознавать себя еще не могут и их формирование еще не завершено. Тормозить процессы физического и полового развития также могут самые разные факторы: нарушения эндокринной и центральной нервной систем, хроническая инфекция, перенесенные в детстве вирусные заболевания, плохое питание, высокий уровень эмоциональных, физических и психических нагрузок.
Пубертатный период - важный, ответственный и нелегкий этап жизни. Он характерен полным отсутствием гармонии. Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развивающимися женственными формами еще не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков, отсюда многие их беды. Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы в организме, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Все это не может не отразиться и на психическом состоянии. Дисгармония духовных и физических сил ставит их подчас в затруднительное положение. Отсутствие опыта, неуверенность в себе не позволяют с честью выйти из возникающих сложных ситуаций. Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Психологи считают этот этап развития наиболее трудным для детей в эмоциональном плане. Это следует учесть родителям.
Физиологическая перестройка организма в подростковом возрасте неизбежно ставит новые проблемы как перед молодежью, так и перед теми взрослыми, которые отвечают за ее будущее. Чисто биологические изменения в организме, обусловленные повышенной продукцией половых гормонов, приводят к изменениям отношений между полами, а это уже имеет социальную, нравственную окраску. Взрослые обязаны знать и помнить об этом. Они не должны ограничиваться только гигиеническими рекомендациями, а более широко оценивать наступившие в организме изменения. Наиболее целесообразно половое воспитание вести не путем назидательных бесед с детьми, а привлекать ребенка к житейским, семейным делам, например, сын помогает отцу на даче или в ремонте квартиры, а дочь вместе с матерью готовит обед, занимается в свободное от занятий время рукоделием. Если родители вместе с детьми планируют и проводят свой досуг, если дети постоянно видят согласие и дружбу между родителями, то это и есть лучшая форма решения на практике вопросов полового воспитания ребенка. Хотя стоит оговориться, что строгого разграничения на «мужские» и «женские» дела проводить не следует, ведь сейчас в семье грани между этими обязанностями в определенной степени стираются. Девочка начинает осознавать себя женщиной раньше, чем происходит возмужание сверстников-мальчиков. У тех чувство взрослости приходит примерно на 2-3 года позднее. Изменить что-либо в этих процессах мы бессильны, однако вполне в силах педагогов и родителей снять хоть частично напряженность и конфликтность между разнополыми ребятами. Следует при любой возможности поддерживать мальчиков во всех проявлениях взрослости, самостоятельности, ответственности. Если доверять подросткам, общаться с ними на равных, не унижая их достоинства, они постараются оправдать такое отношение.
Этапы работы |
Контролируйте себя |
Напоминайте себе |
|
I. Приступаю к выполнению задания |
1. Какие уроки нужно выполнить? 2. Как лучше, быстрее, продуктивно выполнить (план работы в уме)? |
1. Посмотрите записи в школьном дневнике. 2. Достаньте необходимые учебники и пособия, наведите порядок на рабочем месте. 3. Установите последовательность выполнения уроков. Разделите время на каждый предмет |
|
II. Выполняю домашнее задание |
В начале |
Что задано? Что нужно сделать, выполнить, что помню из объяснения учителя? |
1. Каково требование задания? 2. Пояснения и советы учителя к выполнению задания |
в ходе |
То ли я делаю, что требуется? Как я действую, так ли, как надо? Уложусь ли в отведенное время? |
1. Не отвлекайтесь. 2. Следите за своими действиями. 3. Умейте уложиться во время |
|
в конце |
1. Проверьте себя, всё ли выполнено. 2. Верно ли выполнено? 3. Самопроверка и сверка |
1. Проверьте себя, всё ли выполнено. 2. Верно ли выполнено? 3. Самопроверка и сверка |
|
III. Завершаю работу |
1. Полнота выполнения задания. 2. Что можно дополнительно сделать? 3. По какому плану я отвечу на уроке? 4. Что уточнить у товарища, учителя? |
1. Проверьте глубину своих знаний (дополнительные вопросы). 2. Если нужно, доработайте задание. 3. Учтите на будущее удачи и ошибки |
В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития - фаза романтичной влюбленности, с одной стороны, и эротических желаний - с другой. Эротическое половое влечение - желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений - беспокоит подростка. Подростковый возраст называют гиперсексуальным. Осознанно или неосознанно, но именно в этом возрасте значимость сексуальных отношений (даже если их пока нет) особенно высока. Вопросы на эту тему задают, как правило, маленькие дети. Подростки вопросов практически не задают. По данным исследований социологов, мальчики даже с отцами об этом стесняются разговаривать, скорее с матерями, как ни странно. Но и это случается не часто. Чаще они обращаются к «старшим товарищам» или сверстникам. Но их представления бывают искаженными. Между тем причина многих подростковых неврозов объясняется неверным сексуальным воспитанием. При таком отношении к сексу в семье, такой атмосфере дома, когда подросток должен подавлять в себе свои чувства, влечения, он к определенному возрасту приходит к выводу, что секс - это сфера, которая покрыта тайной, причем какой-то постыдной, «грязной». Это состояние настолько противоречиво, что чувства буквально «раздирают» подростка. У него уже сложились представления о половых отношениях как о чем-то гадком, низком. Но влечение от этого не исчезает, от себя не убежишь. И тогда у подростка подсознательно, как средство самозащиты, возникает агрессивность, раздражительность по отношению к этой области чувств. Ход мысли может быть таким: «Мне это неважно, буду считать, что все это ерунда». Так происходит искусственное занижение значения секса, половые отношения обесцениваются. Нервная система подростков весьма ранима, она не терпит грубого вмешательства, неуважительного отношения к внутреннему миру и переживаниям. Необходимы такт и терпение взрослых, их признание личной жизни сына или дочери как самостоятельно существующей сферы. Тогда возникает (или сохраняется) доверие, желание поговорить о трудностях, поделиться радостью, получить совет от близких людей, а не от друзей с улицы. Нельзя сводить половое воспитание к мелочной опеке, ограничиваться подробными расспросами и категорическими указаниями, как поступать в том или ином случае. Лучше всего попытаться так повести беседу, чтобы к нужному выводу подросток пришел сам. Если при решении каких-то вопросов взрослые допустили ошибку, надо честно признаться, а не отстаивать ради сохранения авторитета неправильную точку зрения. Ведь дети в 13-15-летнем возрасте уже все прекрасно понимают и правильно оценят этот требующий немалого мужества шаг.
Как отнестись родителям к первой любви подростков? Запретить? Устраивать слежку и возникать перед укрывшейся в укромном месте парочкой в тот самый момент, когда готовы прозвучать первые робкие слова признания в любви? Запугивать дочь возможностью встречи с нехорошим человеком, который только и думает, как бы сорвать цветок наслаждения? Принимать репрессивные меры, стремясь сделать невозможными свидания? Если половое воспитание на предыдущих этапах осуществлялось правильно и родители научили своего сына или дочь контролировать сексуальный инстинкт, не подавляя при этом связанных с ним сексуальных переживаний и эмоций, они могут не беспокоиться - никаких неприятных последствий первая любовь не принесет. Ну а если до подросткового возраста половым воспитанием никто не занимался всерьез, поведение сына или дочери прогнозировать трудно.
С 13-14 лет мальчишки становятся чрезвычайно влюбчивыми. Правда, в абсолютном большинстве случаев пределом мечтаний оказывается поцелуй, однако интенсивность чувства от этого не снижается. В отличие от девочек того же возраста они более склонны к сексуальным фантазиям. Все это сопровождается эротическими снами, поллюциями и мастурбациями. И здесь надо активно пропагандировать знание о том, что воздержание не вредит юношескому организму, а наоборот, способствует его укреплению, созреванию. В этом вопросе важна не только физическая сторона. Эмоциональные срывы, психические травмы, плохое настроение и угнетенность могут оставить свой след на всю жизнь. А причин для них сколько угодно - наступление у сексуальной партнерши беременности и различные проблемы, связанные с этим, заражение венерическими заболеваниями или хотя бы страх заражения и т. д. Правильное отношение к девочкам, девушкам, женщинам должно закладываться с детства, поддерживаться и формироваться всю жизнь. Если юноша не приучен с детства относиться с уважением к женщинам, если он может позволить в их присутствии нецензурные выражения, если не чувствует себя виноватым, вступая с ними в разговор, будучи даже не пьяным, а только «навеселе», он невоспитан.
В воспитании правильного отношения к женщинам самую большую роль играет личный пример. Надо, безусловно, говорить сыну правильные речи, но грош им цена, если, кончив наставление, муж набросится на жену с грубостями. При половом воспитании мальчиков и юношей надо не забывать о необходимости поддерживать мужской авторитет. Крайне недопустимо, чтобы жена, пусть даже заслуженно, критиковала при детях действия отца, унижая его мужское достоинство. Пример отца в семье всегда оказывает влияние на формирование у детей обоего пола образа Мужчины-мужа и отца. Сын усваивает свою линию поведения, в том числе и с лицами противоположного пола; дочь - возможный идеал будущего супруга или зарекается вообще когда бы то ни было выходить замуж. Девочкам и девушкам по мере их взросления необходимо прививать чувства собственного достоинства, девичьей чести, стыдливости. Иногда передозировка чувства собственного достоинства превращает девушку в холодную надменную гордячку, а осознание женской исключительности - в обыкновенную белоручку и эгоистку. В связи с изменениями в психофизиологическом состоянии девочка 13-15-летнего возраста должна получать сведения о половой жизни. Начинать такой разговор нелегко. Но необходимо. Лучше, если для этого будет какой-нибудь подходящий повод, однако слишком долго ждать его не следует - можно опоздать. Чем естественнее будет ваше поведение, тем менее заостренным на проблеме окажется внимание дочери. В то же время не стоит придавать разговору и оттенок пренебрежительности, малозначимости - дочь должна осознать всю важность половой жизни. Нельзя мазать черной краской всех без исключения юношей, якобы только и заинтересованных в достижении интимной близости, это может искалечить дочери самую счастливую пору жизни - время первой любви... Но необходимо пробудить чувство собственного достоинства, девичьей чести и гордости, убедить, что истинная любовь не начинается интимной близостью, что любовь выше чисто телесного наслаждения и что юноша, который, как это еще иногда бывает, заявляет: «Если не согласна на близость, значит, не любишь», - как раз не достоин любви и уж во всяком случае сам не любит.
В половом воспитании девочек наблюдаются две основные ошибки. Одни мамы (а с девочками, естественно, больше и чаще на подобные темы должны беседовать мамы) полностью игнорируют вопросы половой жизни, другие, уделяя им достаточное внимание, освещают их только с отрицательной стороны. Очевидно, что первый вариант напоминает поведение страуса, прячущего от опасности голову под крыло. Умалчивание не спасает девочек от знакомства с проблемой, а ведь очень важно, от кого и каких знаний набираются они. Второй вариант поведения мам не лучше первого, ведь запретный плод всегда сладок, возникает сомнение в справедливости материнских слов, а потому и желание проверить, кто же прав.
Важной задачей полового воспитания является выработка правил поведения с представителями противоположного пола. В отношениях со всеми лицами мужского пола девушка обязана помнить о своем исключительном положении в природе. Она должна оставаться (или становиться) женственной, красивой, слабой (и тем сильной). Она должна знать и помнить, что высшее предначертание в жизни - рождение себе подобного, продолжение рода, а не сиюминутная радость и наслаждение. Важно также воспитание целомудренности помыслов, отношений, встреч. Чтобы ни у друга, ни у приятеля, ни тем более у первого встречного не возникло и мысли о том, что с данной девушкой ему будет легко добиться интимной близости. Часто неправильное поведение девушек приводит к серьезным психическим травмам, изнасилованиям, неисчислимым бедам надломленной личности. Бесспорно также, что приучение девочки к опрятности, утренней гимнастике, уходу за волосами и т. д. относится к половому воспитанию и может иметь не менее важное значение для установления гармоничных отношений в семье, чем все остальные моменты, непосредственно связанные с половой жизнью.
Правильное половое воспитание должно привить подросткам отрицательное отношение к циничным надписям и рисункам, непристойным шуткам и пошлым анекдотам, развязному поведению в обществе и на улице. И тут пример родителей, их высоконравственное поведение помогают ребенку избежать грязи и пошлости в вопросах пола.
В ходе проведения «круглого стола» на различных его этапах можно использовать следующие материалы.
I. Вопросы для вводного опроса родителей по теме «Любовь - это...» (см.: Монахова А. Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. С. 79):
• Согласны ли вы с утверждением «Любви все возрасты покорны»?
• Заметен ли влюбленный человек?
• Правда ли, что любовь — это самоистязание?
• Есть ли разница между любовью и влюбленностью?
• Всегда ли соседкой любви бывает ревность?
• Верно ли, что любить может не каждый?
• Как вы относитесь к высказыванию: «Не родись красивой, а родись счастливой»?
• Верите ли вы в любовь с первого взгляда?
• Актуальна ли сейчас проблема Ромео и Джульетты?
II. Анонимный вопросник «Жизнь и секс» (см.: Селевко Г. К., Бабурина Н. И., Левина О. Г. Найди себя):
1. Как вы относитесь к добрачным половым связям:
а) это нечестно по отношению к будущему супругу;
б) это удовлетворение половой потребности;
в) приобретается опыт, который будет полезен в семейной жизни;
г) возможность проверить половую совместимость;
д) это залог будущей измены;
е) другое?
2. С какого возраста, как вы считаете, можно начинать половую жизнь:
а) с 11 лет; б) с 13 лет; в) с 15 лет; г) с 17 лет; д) с 18 лет?
3. Как вы относитесь к проблеме ранней беременности:
а) с осуждением;
б) личное дело каждого;
в) чем раньше, тем лучше;
г) меня не волнует;
д) другое?
4. Насколько вы осведомлены о средствах и способах безопасного секса:
а) вполне достаточно;
б) знаю практически всё;
в) очень мало, хотел бы узнать больше;
г) не знаю и знать не хочу;
д) другое?
5. Если бы вы узнали, что ваша подруга собирается сделать аборт, вы бы:
а) осудили её;
б) постарались отговорить;
в) поддержали морально;
г) посчитали бы это её личным делом;
д) не задумывались об этом;
е) аборт - это убийство;
ж) считаю, что через это рано или поздно проходит почти каждая женщина;
з) другое?
6. Считаете ли вы проституцию приемлемым способом зарабатывания денег:
а) эта работа не хуже, чем любая другая;
б) отношусь с осуждением;
в) могу представить себя в этом бизнесе;
г) считаю, что с этим необходимо бороться;
д) проституция - способ получить за собственное удовольствие большие деньги;
е) не задумывался(лась) об этом;
ж) другое?
III. Как мы отвечаем на их вопросы (шесть типовых вариантов из «эн» возможных).
1. Пресечение простое: «Отстань. Не приставай. Потом. Некогда. Не задавай глупых (неподобающих, неприличных, некрасивых, нахальных, ужасных и т. д. и т. п. ) вопросов. Спроси о чем-нибудь другом».
Реакция: «Задам, но не вам».
2. Пресечение со ссылкой на возраст: «Тебе еще рано это знать. Много будешь знать, скоро состаришься».
Реакция: «Долго ждать? Не хотите объяснить - выясню сам».
3. Пресечение со следствием: «А почему это тебя вдруг заинтересовало? Такая странная тема, а? Кто тебя... навел на размышления, а?! Выкладывай! Уж не Миша ли? (не Маша ли?)».
Реакция: «Ах вот оно что...»
4. Отзывчивость не по делу: «Хвалю, приветствую и поздравляю. Весьма знаменательно, весьма, надо сказать, своевременно у тебя возник данный вопрос, а учитывая потребность детства во всесторонних знаниях, он не мог не возникнуть. Как известно, знание - сила, а в человеке все должно быть прекрасно, все без исключения, душа и это, как его... Ну, ты понимаешь. Итак, рассмотрим, прежде всего, общефилософский аспект проблемы...»
Реакция: «Ну когда же ты перестанешь так нудно врать?»
5. Отзывчивость своеобразная: «Хи-хи-хи, ха-ха-ха, хо-хо-хо. А ну-ка выйдем из кухоньки, чтобы бабушка не слыхала, я тебе кое- что объясню, хе-хе-хе, для начала».
Реакция: «Ну и ну...»
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Родительское собрание, 9 класс. Профориентация
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Нет комментариев. Ваш будет первым!