Конкурсы

Родительское собрание, 9 класс. Психолого-педагогическая характеристика подростков в переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту

Разработка родительского собрания для родителей учащихся 9 класса

Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту Развитие мотивационно-потребностной сферы. Характеристика самосознания. Открытие своего внутреннего мира. Доверительность отношений. Дружба со сверстниками. Любовь в этом возрасте. Развитие характера. Акцентуации характера подростков. Психофизиологические особенности акцентуированных личностей. Тактика взрослых по отношению к девятиклассникам.

Форма проведения - лекция, практикум.

По мнению взрослых, самыми «трудновоспитуемыми» оказываются учащиеся 8-9 классов. Этот период приходится примерно на 14-15 лет. Трудность обусловливается промежуточным положением детей этого возраста. С одной стороны, они выпускники 9-летней школы, с другой - в старшем школьном звене они самые младшие. Главная их забота - найти свое место в среде старшеклассников, доказать, что они уже взрослые, независимые и могут принимать ответственные решения. Но формы такого самоутверждения - наивны (дерзкое слово учителю, закурить и т. д.). Девочки в этом возрасте осмотрительнее мальчиков, влюбляются чаще в тех, кто старше. 9 класс — переходное время, время выбора, время решений. Перед ними три пути продолжения образования: 10 класс, училище, колледж. Различная ориентация вызывает раскол в среде школьников. В переходный период появляются мотивы, отсутствующие у подростков. Это самосовершенствование (стремление повышать свой культурный уровень, желание стать интересным, «многознающим» человеком) и связанный с ним интерес к учению. Подростки к моменту окончания неполной (средней) школы не всегда в состоянии выбрать профессию и соответственно дальнейший путь обучения. Многие из них тревожны, эмоционально напряжены, боятся сделать какой-либо выбор и поэтому желают продлить обучение в школе до 11 класса. Другие же, недовольные своими настоящими успехами в школе, стремятся скорее ее окончить, но что потом будет, им тоже неясно и внушает опасение. Устремленность в будущее только тогда оказывает благотворное влияние на формирование личности растущего человека, когда у него есть чувство удовлетворенности настоящим. Подросток должен стремиться в будущее не потому, что ему плохо в настоящем, а потому, что в будущем жить будет еще интереснее.

В этот период происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных качеств личности в общее, целостное отношение к себе. При этом меняется «знак» отношения к себе: в отличие от прежнего, двухполюсного (хороший - плохой), оно идет как бы в обратном направлении, проявляясь во все большей избирательности самооценок, умении отделять успех или неуспех в конкретной деятельности от общего отношения к себе.

В процессе познания своего «Я» дети начинают переживать наличие у себя отрицательных черт, считают, что они сами виноваты во всех сложностях, возникающих у них в общении с другими людьми, хотят исправить собственные недостатки. Вместе с тем при переходе от подросткового к юношескому возрасту само познание теряет эмоциональную напряженность по отношению к «Я» человека и проходит на спокойном эмоциональном фоне.

У девятиклассников притупляется острота восприятия сверстников. Но здесь происходит лишь смена объекта, на который она нацелена. В качестве такого объекта начинают выступать ближайшие взрослые. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми выступает как важнейшее новообразование этого переходного периода. Важность общения со взрослыми связана прежде всего с тем, что оно дает знания, необходимые юношам и девушкам в будущей самостоятельной жизни.

Одним из существенных моментов становится формирование чувства взрослости, причем взрослости не вообще, а именно мужской и, соответственно, женской взрослости. Особенно интенсивно развивается восприятие себя как человека определенного пола, включающее специфические для юношей и девушек потребности, мотивы, ценностные ориентации, отношения к представителям другого пола и соответствующие формы поведения.

Главное психологическое приобретение этого периода - это открытие своего внутреннего мира. Обретая способность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир эмоций, красоту природы, звуки музыки, новые краски. «Открытие» своего внутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Оказывается, внутреннее «Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие - самая распространенная форма самокритики ребенка в этот период. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Это порождает острую потребность в общении и одновременно повышение его избирательности. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, а «исповедальность» - со сверстниками, что в первую очередь предполагает глубокое самораскрытие. Доверие к сверстнику реализуется в сфере интимно-личностного общения, главная цель которого - понимание и самораскрытие. Доверие к близкому взрослому основывается на отношении к взрослому как к идеалу. Темы доверительного общения с отцом по содержанию связаны, прежде всего, с перспективами личности детей, с их планами и устремлениями на будущее. Кроме проблем, связанных с жизненными планами на будущее, в круг тем общения с матерью входят темы, связанные с учебной деятельностью и особенностями жизни в семье.

В этом возрасте дружба становится избирательной. Среднее количество друзей своего пола у мальчиков несколько уменьшается по сравнению с предыдущим возрастным периодом, а количество приятелей, наоборот, растет. При этом у девушек друзей своего пола меньше, а друзей противоположного пола больше, чем у юношей. Среди друзей своего пола и у девушек, и у юношей преобладают сверстники. Юношеская дружба иногда выступает как своеобразная форма «психотерапии», позволяя молодым людям выразить переполняющие их чувства и найти подтверждение их у того, кто разделяет их сомнения, надежды и тревоги.

Юношеская мечта о любви выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости; эротические мотивы в ней почти не выражены или не осознаны. Соотношение дружбы и любви представляет в юности сложную проблему. С одной стороны, эти отношения кажутся более или менее альтернативными. Появление любимой девушки снижает эмоциональный накал однополой дружбы, друг становится скорее добрым товарищем. С другой стороны, любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, она как бы включает в себя дружбу. Для девятиклассников, как и для других старшеклассников, собственные переживания на первых порах иногда более важны, чем объект привязанности. Отсюда постоянная оглядка на мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство действительными, а чаще мнимыми «победами» и т. д. Влюбленности в этом возрасте напоминают эпидемии: стоит появиться в классе одной паре, как влюбляются все, а в соседнем классе все спокойно.

Под характером мы понимаем стиль поведения человека в процессе общения с людьми. Если у подростков начинается осознание личностных свойств и своего стиля поведения в ходе контакта с людьми, то в юношеском возрасте этот процесс усложняется - старшеклассники начинают сознательно работать над совершенствованием своей манеры общения. Поданным подростковых психиатров, у многих подростков наблюдаются так называемые «акцентуации характера», при которых заостряются негативные свойства, повышающие степень риска психической патологии и отклоняющегося поведения. К группе риска относятся подростки с повышенной возбудимостью, склонностью к резким перепадам настроения, повышенной утомляемостью, повышенной чувствительностью, повышенной тревожностью и мнительностью, истеричностью.

Рассмотрим психофизиологические особенности акцентуированных личностей. По некоторым специфическим акцентуированным признакам в психиатрии различают несколько категорий людей: астеники, гипертимы, эмоционально-неустойчивые, эпилептоиды и истероиды.

Астеники. Астенический тип в переводе с греческого означает физически слабый. Некоторое отставание в физическом развитии не позволяет им наравне со всеми заниматься спортом. Такие люди с трудом адаптируются в сложных ситуациях, а попав в них, стараются быстрее найти выход. Оказавшись в сложной ситуации, такой человек может накричать на собеседника. Это реакция скорее защитного характера, так как астеник, не зная, что сказать или сделать, пытается избавиться от собеседника, избежать дальнейшего разговора с ним. В большинстве своем эти подростки спокойны и неконфликтны. Они склонны к уединению. Астеники нерешительны, неуверенны, склонны во всем сомневаться, поэтому они недоверчивы к людям. К обещаниям относятся скептически, а встретившись с обманом, глубоко переживают. Повышенная чувствительность порождает необходимость взвешивать каждый шаг. Тревожная мнительность, легкость возникновения навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений. Страх за близкого ему человека сильнее, чем опасения за себя.

Гипертимы. Физиологические особенности: развитая мускулатура, широкие плечи, плотное телосложение. Они склонны к ожирению. Они люди настроения, которое часто меняется. Преобладают фазы повышенного настроения. Если он готовит уроки, то у него лучше получается делать их вместе с родителями. Они плохо воспринимают критику, самокритика ослаблена. Гипертимы обладают творческими способностями. Они инициативны, энергичны, изобретательны. Эти качества дополняются веселым нравом. Такие люди берутся за многое, но зачастую бросают начатое, не доведя его до конца. Поэтому необходимо приучать его к постоянству, упорству в труде, доведению дела до конца, верности своему слову. Круг его знакомых велик. Следует уделять внимание качественной характеристике его общения. Практика свидетельствует, что когда количество друзей с отрицательной направленностью преобладает над положительными, то творческие способности гипертима могут быть обращены на антиобщественные поступки.

Эмоционально-неустойчивые. Их отличает невыдержанность, нетерпеливость и, как следствие, недостаточная управляемость. Им свойственны крайние формы проявления как отрицательных, так и положительных эмоций. Негативные эмоции могут выражаться в крикливости, драчливости, а позитивные - в бурном смехе по незначительному поводу. Реакция этих людей чаще всего импульсивна. Свои антипатии они не скрывают. Наоборот, дают волю раздражительности, любят ссориться по всяким пустякам. Их требования зачастую необоснованны и завышении. Компромиссов в конфликтах не ищут. Несмотря на агрессивность, они боятся наказания, легко подчиняются силе. Эти люди не любят подчиняться установленным правилам, поэтому, несмотря на большую эмоциональную активность, они в большинстве своем одиноки. Практически 2/3 подростков с эмоционально-неустойчивой акцентуацией выходцы из неблагополучных семей. Но эти люди обладают обостренной потребностью в откровенности. Как правило, из них выходят так называемые правдоискатели.

Эпилептоиды. Главными чертами эпилептоида являются вязкость, малоподвижность, тяжеловесность, инертность. Общее физическое развитие нередко опережает другие типы подростков. Огромная целеустремленность их формирует у них сверхидею, которой они руководствуются довольно продолжительное время. Поводом для возникновения у них аффектного состояния может послужить незначительное ущемление интересов, касающихся сверхидеи, и оно сопровождается безудержной яростью, циничной бранью, жестокими побоями, безразличием к слабому и беспомощному противнику. Для него характерна работоспособность, аккуратность, предпочитает работать в одиночку. Плохо переносит контроль и вмешательство в свои дела. Отмечается робость у этих людей, поэтому за некоторые дела они не берутся - боятся «опростоволоситься» либо эти дела не отвечают сверхидее.

Истероиды. К главной особенности подростков такого типа можно отнести их стремление казаться значительнее, чем они есть на самом деле. Эти люди повсюду стараются обратить на себя внимание. Однако их достижения поверхностны, привязанности непрочны, а интересы неглубоки. Он избирателен в общении. Для него важно контактировать с тем, кому он нравится. Он склонен к необдуманным поступкам. В случае конфликтной ситуации истероид теряется на мгновение, но затем бросается в атаку. Агрессия выражается в крике, ругани, исключая физическое насилие. Наряду с указанными качествами следует выделить умение быстро вживаться в ситуацию. Ему не нужно мучительно приспосабливаться к неожиданно изменившейся обстановке. Их отличает стремление выделиться.

Указанные характеристики акцентуированных признаков подростков, конечно, не определяют личность в целом, а лишь раскрывают отдельные ее стороны. Это обусловлено тем, что перечисленные признаки существуют у каждого человек в комплексе. Главной же особенностью такого сочетания является доминирование одной из двух типичных черт, но при условии сохранения остальных.

Вероятно, некоторые люди до конца жизни так и не осознают своих акцентуаций. Но есть такие люди, которые понимают причины возникновения у них негативных свойств и избавляются от них навсегда. В неблагоприятных случаях не осознаваемые акцентуации усиливаются настолько, что требуется вмешательство специалистов, чтобы не допустить развития патологического психопатического характера. Это происходит тогда, когда подросток использует акцентуированные свойства характера как приемы, позволяющие решать его проблемы. Например, девочка с истероидной акцентуацией понимает, что ее сильные эмоциональные вспышки со слезами на глазах вызывают у окружающих жалость и сочувствие. Если родители всякий раз при виде слез девочки выполняют все ее желания и капризы, то истерическое поведение развивается, приобретая все более изощренные формы. Если подросток видит, что его возбудимость сильно пугает окружающих, то рано или поздно он начинает пользоваться этим для подчинения себе людей. Когда тревожно-мнительный подросток обсуждает с родителями каждую фразу, каждый жест учителя или кого-либо из значимых сверстников и родители усматривают в них какой-то подтекст или тайный смысл, то у ребенка развивается тревожность, мнительность, скрытность, подозрительность, недоверие к людям.

Посткритическая фаза (на рубеже 9 класса) оказывается сегодня самой трудной для взрослых. Если в предкритическую фазу взрослому бывает достаточно видеть нарушения поведения подростка, понимать, что они естественны, и быть терпимым к ним, то в посткритическую фазу такая тактика оказывается малорезультативной. И уже совсем бессмысленна столь часто наблюдаемая в 8-9 классах непримиримая борьба взрослых с подростками как носителями бесчисленных недостатков и отклонений. Единственная продуктивная тактика по отношению к подросткам этого возраста - активная помощь им, поддержка в выстраивании личности, в обретении себя. Для большинства современных взрослых такая помощь подростку оказывается нереализуемой по целому ряду причин. Во-первых, взрослые чаще всего просто не видят положительные сдвиги, приобретения нового этапа в развитии личности, а если и отмечают какие-то позитивные изменения, то лишь в предельно абстрактном виде. Родители склонны оценивать девятиклассников как уже сформировавшихся людей с устойчивыми чертами личности, характера, поведения. Поражает тотальная агрессивно-обвинительная позиция некоторых родителей по отношению к детям данного возраста: «девочки распущенные, спят с кем попало», «у Веры на уме одно потребительство». Во-вторых, юным для выработ ки собственных критериев, ценностей необходимо соотносить их с критериями, ценностями, мировоззренческими установками близких взрослых, вступать с ними в диалог. Но вести такой диалог взрослым сегодня особенно трудно. Те изменения, которые происходят в нашей жизни, внесли сумятицу, неопределенность в сознание многих людей. В этих условиях дети часто приходят к такому представлению (цитируем слова одного из школьников): «Мы понимаем современную жизнь лучше, чем взрослые, мы можем им ее объяснить». Взрослые, однако, совершенно не расположены слушать монологи подростков «про жизнь», так как не могут расстаться со своей позицией ведущих, воспитывающих, объясняющих, короче - «находящихся над».

Методические рекомендации

Собрание проходит в два этапа: I - лекция, II - практикум. На практикуме можно предложить родителям тест. После обсуждения итогов теста можно предложить следующее задание: «Запрещенные выражения в семье».

ТЕСТ

«Кто вы своему ребенку: родитель или приятель?»

1. Ваша дочь требует переключить телевизор с фильма, который вам очень нравится, на программу рок-музыки. Что вы делаете:

а) выполняете просьбу и смотрите рок-шоу вместе с ней;

б) отвечаете, что ей придется подождать, пока закончится фильм;

в) обещаете купить для нее портативный телевизор;

г) записываете фильм на видео, а дочери позволяете смотреть рок-шоу?

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе;

б) тех, кто может помочь вам заново пережить свою молодость;

в) маленьких взрослых;

г) тех, кто постоянно нуждается в ваших добрых советах?

3. Вы родитель средних лет и гордитесь своей шевелюрой. Какую прическу вы носите:

а) которая больше всего вам подходит;

б) отвечает последней моде;

в) копирует прическу любимой звезды;

г) копирует стиль сына (дочери)?

4. Поговорим о вашем возрасте:

а) знают ли дети, сколько вам лет;

б) вы предпочитаете не признавать и не подчеркивать разницу в возрасте между вами и детьми;

в) скрываете ли вы свой возраст от детей;

г) настаиваете ли вы на том, что знаете больше, потому что старше?

5. Как вы одеваетесь:

а) подражаете стилю рок-звезды, любимой сыном (дочерью);

б) стараетесь следовать стилю сына (дочери), полагая, что это поможет установить более тесную связь между вами;

в) выбираете ту одежду, которая лучше всего вам подходит;

г) следуете молодежной моде, потому что так вы чувствуете себя моложе?

6. Как вы поступите, если заметите, что сын-подросток вдел в ухо серьгу:

а) посчитаете, что это его личное дело;

б) станете подшучивать над его женственностью;

в) скажете, что это модно, не желая, чтобы он счел вас старомодными;

г) купите такую же серьгу и нацепите ее, чтобы составить сыну компанию?

7. Сын (дочь) заводит музыку на полную громкость, а вы:

а) затыкаете уши ватой и делаете свои дела;

б) уменьшаете громкость;

в) миритесь с этим, раз уж ему (ей) так хочется;

г) говорите, что это потрясающе, хотя на самом деле музыка буквально бьет вас по голове?

8. При споре с детьми вы:

а) редко говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы они не стали отвергать вас вовсе;

б) соглашаетесь изменить позицию, потому что дальнейший спор бесполезен;

в) позволяете им иметь последнее слово, потому что жизнь ведь так коротка;

г) признаете, что они правы, если они действительно правы?

9. Дети пригласили в гости сверстников, а вы:

а) предоставляете их самим себе: пусть делают, что хотят;

б) составляете им компанию, стремясь держаться на равных;

в) спрашиваете гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как вы;

г) ни во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы всегда рядом на случай, если что-то произойдет?

10. Дети собираются на дискотеку, но вас не берут, а вы:

а) не удивляетесь, потому что они знают, как вам трудно выдержать эти новые танцы;

б) печалитесь, потому что хотели потанцевать вместе с ними;

в) обижаетесь, потому что они не хотят разделить с вами свое веселье;

г) расстраиваетесь, потому что готовились к такому случаю пощеголять в облегающих джинсах и металлических побрякушках?

11. Когда вы пытаетесь вести себя так, будто вы не старше своих детей, почему вы так делаете;

а) чтобы быть с детьми в хороших отношениях;

б) потому что это позволяет сократить разницу в возрасте;

в) потому что это может дольше удержать семью вместе;

г) потому что это для вас естественно?

12. В отношениях со своими детьми вы:

а) обращаетесь с ними как со взрослыми;

б) обращаетесь с ними как с маленькими;

в) стремитесь быть их приятелем;

г) ведете себя так, как должно родителям?

Можно использовать для обсуждения:

«Запрещенные выражения в семье»

Психологи сделали вывод, что есть слова и выражения, которые вроде бы внешне безобидны, однако при частом повторении способны раздражать не меньше, чем явная грубость или крик, даже если сказаны спокойным тоном.

К их числу можно отнести следующие:

- Я тысячу раз тебе говорил, что...

- Сколько раз надо повторять...

- Неужели тебе трудно запомнить, что...

- Неужели ты не видишь, что...

- Неужели тебе не понятно, что...

- Ты стал таким (грубым, скучным, невнимательным).

- Все люди (такие-то, так себя ведут...), а ты...

Рекомендуем посмотреть:

Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание, 9 класс. Профориентация

Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек

Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков

Родительское собрание, 9 класс. Безопасность детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!