Цели собрания:
1. Обсудить с родителями самый больной для них вопрос: «Можно ли давать ребенку деньги на карманные расходы и если да, то сколько?»
2. Развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем воспитания детей.
Участники: классный руководитель, родители второклассников, школьный психолог.
Форма проведения: дискуссия.
Организация родительского собрания:
• подготовка приглашений для родителей;
• анкетирование родителей с целью выяснения их интереса к проблеме «Дети и деньги»;
• приглашение школьного психолога.
Карманные деньги для ребенка - символ взрослости.
И. Обухова, психолог
I. Вступительное слово учителя
Классный руководитель здоровается с родителями и объявляет тему и цели собрания.
1. Как формируется отношение детей к деньгам?
2. Что влияет на это отношение? (Обмен мнениями.)
Огромную роль в этом процессе играют родители. И позиция родителей в этом вопросе должна быть хорошо продуманной. Если проблема материального обеспечения становится главной темой семейных разговоров, заслоняя собой все другие стороны жизни семьи, то у ребенка, вероятнее всего, сформируются твердые убеждения в том, что деньги и есть главный смысл жизни. Другая сторона проблемы - вообще не уделять внимания экономическому воспитанию в семье: мол, вырастет ребенок и поймет, что такое деньги.
Дети, которых с детства приучают пользоваться деньгами, посвящают в финансовые дела своей семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами.
Психологи считают, что при любом достатке родителей ребенку с 5-6 лет хорошо бы получить представление о том, как можно распоряжаться деньгами. Начать можно с покупок.
Отношение родителей к карманным деньгам и заработкам детей (родители дарят деньги детям за хорошую учебу, как подарок и т. п.) остается до сих пор двойственным.
II. Анализ ситуаций из сегодняшней жизни
Классный руководитель предлагает обсудить проблему «Дети и деньги» в форме дискуссии. Родители делятся на две группы.
I группа - сторонники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами;
II группа - противники приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами.
1. В ходе дискуссии можно обсудить вопросы:
• Надо ли посвящать ребенка в финансовые проблемы семьи?
• Должны ли дети принимать участие в обсуждении семейного б|оджета?
• Оценивать учебный и домашний труд детей - это правильно или нет?
• Можно ли давать ребенку деньги на карманные расходы и если да, то сколько?
2. Далее родителям предлагаются для анализа реальные жизненные проблемы. Необходимо предложить решение проблем.
В группах родителей идет обсуждение. Представитель каждой группы готовит итоговые выступления. Школьный психолог дает заключение.
Проблема 1. Нет денег - нет игрушек.
Решение. Дети очень быстро осознают, что деньги - универсальный эквивалент удовольствий. Нет денег - нет игрушек, конфет, мороженого и т. д. Есть деньги - тут же появляется все, что душе угодно. Так что запомните: ребенок должен участвовать в вашей жизни и понимать, что деньги не с небес падают, а достаются тяжелым трудом.
Проблема 2. Когда начинать давать детям деньги?
Решение. У семилетнего ребенка «полевое» восприятие мира (то есть «хочу все, что вижу») меняется на волевое («это хочу, а то хочу больше»). Деньги в данном случае могут помочь воспитанию воли маленького человека. И как раз начиная с 7-9-летнего возраста ребенку необходимы собственные деньги.
Проблема 3. Сколько денег давать детям?
Решение. Сумма, естественно, зависит от возможностей каждой семьи. Но желательно, чтобы она была немного меньше, чем хотелось бы ребенку, и в то же время достаточной для покупки необходимых мелочей.
Проблема 4. На какой срок давать деньги детям?
Решение. Главное сразу оговорить, что сумма выдается на определенное время: для младшего школьника - на неделю, для подростка - на месяц. И обязательно предупредите ребенка, что, если он все истратит сразу, дополнительного финансирования не будет.
Проблема 5. На что тратить карманные деньги?
Решение. Как потратить свои кровные, должны решать не родители, а ребенок. Можно лишь порекомендовать, на что лучше спустить деньги. Не стоит ругать его, если накопленную сумму, с вашей точки зрения, истратил на ерунду. Для него это предмет, доставляющий радость. Так что не омрачайте ее!
Проблема 6. Можно ли купить уважение к родителям? Надо ли оценивать деньгами труд детей?
Решение. Уважение не покупается! Не нужно давать ребенку деньги в знак примирения сразу после ссоры или наказания. Ведь отношения в семье не предмет купли-продажи. Не следует платить ребенку за то, что он и так должен выполнять: убирать комнату, делать уроки. Поощрять успех ребенка деньгами чревато многими неприятностями. Хотя, как лучше поступить в каждом конкретном случае, родители решают сами.
Проблема 7. Не посягайте на святое!
Решение. Не пользуйтесь детскими сбережениями, даже если в копилке вашего ребенка собрана приличная сумма, а вам срочно понадобились деньги.
III. Выступление школьного психолога
Школьный психолог дает оценку деятельности каждой родительской группы, аргументирует высказывания родителей.
В своем дальнейшем выступлении школьный психолог пользуется статьей «Деньги» из книги Аллана Фромма «Азбука для родителей».
Одно несомненно: не надо быть вундеркиндом, чтобы уловить связь, какая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний. Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста, раньше даже, чем начинают считать до десяти. И не приходится этому удивляться: все мы нередко говорим о деньгах в их присутствии, причем гораздо чаще, чем нам это кажется. Кроме того, дети замечают, что вещи, приобретаемые в магазинах, мы оплачиваем, а не просто берем и уносим домой. Мы отдаем продавцу деньги взамен покупок. Таким образом, неизменное «Хочу!», которое мы слышим от 2-3-летних детей, превращается в «Купи!» у 5-летних. Обычно родители не знают, как при таких просьбах поступить. С одной стороны, они не хотят лишать ребенка чего-то нужного, а с другой - не хотят и баловать. Они стараются проявить родительскую любовь и заботу, но желают, чтобы у детей при этом развивалось чувство ответственности.
К вполне естественным трудностям этой проблемы добавляется неверное отношение некоторых родителей к деньгам. Считая, что «деньги нужно сначала заработать, прежде чем тратить», что «сэкономленный доллар - это заработанный доллар», в минуты особого великодушия они заявляют, что жизнь слишком коротка, чтобы лишать себя или близких каких-то небольших радостей. Последовательностью такое экономическое поведение не отличается... И поэтому родителям трудно не только предложить ребенку некое решение проблемы, но и самим придерживаться какой-то определенной линии поведения.
Мы теряемся в целом море вопросов: «Как поставить пределы требованиям нашего ребенка?», «Как вести себя, когда он что-нибудь просит купить?», «Стоит ли давать ему деньги, нечто вроде стипендии?», «С какого возраста снабжать ребенка деньгами?», «Сколько их давать?», «Как воспитать в нем бережливость?» и так далее. Конечно, здравый смысл подсказывает нам разумные ответы, и все же еще не было случая, чтобы занимаемая в этом вопросе позиция принесла ощутимые результаты и ребенок научился бы обращаться с деньгами разумно и ответственно.
Одно дело - написать целый ряд указаний, таких убедительных на бумаге, и совсем другое - осуществлять их на практике. Я знаю немало людей, которые, став взрослыми, придерживаются совсем не тех взглядов, что пытались им привить родители в детстве. Ричард Б., например, имел все, что только может пожелать ребенок, у него всегда было много денег, и он легко тратил их на игрушки, про которые тут же забывал. Несмотря на это, он сделался человеком солидным, честным и ответственным как сберегательная касса. Напротив, Роберт Р., которого баловали меньше, уже взрослым сохранил детское легкомыслие и при этом был жадным, эгоистичным, вечно нуждался в деньгах. Я также видел детей, воспитанных в соответствии с самыми разумными правилами экономии. Одни из них выросли серьезными и солидными людьми, другие, напротив, не умели распоряжаться собственными финансами. Иными словами, дети могут расти в одних условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один может прочно стоять на ногах, даже при совсем незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими, а другой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя зарабатывает в десять раз больше.
Причина этого кроется в том, что искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания. Чем меньше мы разбираемся в себе и чем больше напоминаем свои хотения, тем меньше мы можем управлять ими, а значит, и своими деньгами, которые необходимы для их удовлетворения.
Сама по себе экономия или трата денег не имеет никакого значения, если остаются неудовлетворенными самые необходимые потребности. Жадный человек лишает себя удовольствия сегодня, а транжира - завтра. Деньги лишь способ для удовлетворения желаний, а раз так, нужно, чтобы тот, кто их тратит, имел голову на плечах. Вот и все!
Наш сын, например, в какой-то момент может безумно захотеть, чтобы мы купили ему игрушечный подъемный кран. И мы понимаем, что ему хочется поиграть с ним. Но вот кран куплен и почти тотчас перестает интересовать ребенка. В чем дело? Мы часто не замечаем того, что привлекательность игрушки сама по себе никогда не бывает подлинной и главной причиной желания ребенка иметь ее. Привлекательная игрушка оборачивается для него символом нашей любви и его способности уговорить нас. Таким образом ребенок ставит нас, взрослых, в положение, когда наша доброта и наша любовь должны быть куплены. Хотя в другой ситуации эти же самые добродетели могут быть выражены без всякого употребления денег. Иными словами, мы сами учим ребенка использовать деньги для удовлетворения тех желаний, какие по существу не имеют ничего общего с приобретаемыми вещами.
Взрослый человек, например, доволен своим автомобилем, но он уже утратил свой первоначальный привлекательный вид, а тут появляется новая модель, более современная, с более мощным мотором. Человек заинтересовывается, даже если и не до конца понимает ее технические преимущества. Женщины покупают шляпки, не всегда лишь для того, чтобы доставить удовольствие, порадоваться и приобрести уверенность в себе. Бывают люди, которые делают покупки не по карману или в кредит. Само по себе это еще не предосудительно, но очень часто за подобными поступками кроется нечто совсем иное. Эти люди опасаются, что их будут осуждать окружающие, они страдают комплексом вины из-за того, что у них слишком много желаний.
Заболевший человек тратит, как правило, больше денег - жизнь обходится ему дороже, чем обычно. Точно так же дороже обходится она и тому, кто не умеет разобраться в себе, и дешевле тому, кто осознает себя. Экономическая ответственность означает не обожествление денег, а психологическую зрелость личности. Вот почему надо научить детей правильно использовать деньги. И относиться к этой проблеме следует серьезно, как и к множеству других вопросов, связанных с развитием ребенка. Можно по-разному отвечать на бесчисленные вопросы по поводу денег, но самое важное - сконцентрировать наши усилия на развитии психологической зрелости ребенка. Дадим ему поэтому время самому оценить свои бесчисленные желания и возможность удовлетворения самых здоровых и необходимых из них. Если попадем в яблочко, как с точки зрения психологической, так и материальной, жизнь будет обходиться дешевле. А взрослый, уравновешенный человек способен во многом отказать себе, умеет отложить свои желания на какой-то срок, пойти на компромиссы и чувствовать себя при этом абсолютно довольным жизнью.
IV. Подведение итогов
Родителям предлагается определить результаты собрания.
1. Полезность.
2. Актуальность проблемы, обсуждаемой на собрании.
3. Атмосфера встречи.
V. Решение собрания
1. Использование рекомендации психолога в своих взаимоотношениях с детьми.
2. Работать над проблемой «Доверьте детям деньги!»
Родительское собрание во 2 классе на тему: Режим дня
Родительское собрание для 2 класса. Как помочь ребёнку учиться
Родительское собрание во 2 классе. Воспитание в семье
Родительское собрание во 2 классе на тему «Выполняем домашнее задание»
Нет комментариев. Ваш будет первым!