Составлено и проведено Е.Ф. Голубевой
Цели:
— способствовать интеграции усилий родителей и педагогов по формированию у младших школьников культуры выполнения домашних заданий;
— определить место домашних заданий в системе учебной деятельности младшего школьника;
— выявить проблемы взаимодействия родителей и детей в ходе выполнения последними домашних заданий;
— отработать с родителями приемы поддержки самостоятельной учебной деятельности ребенка дома.
Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель.
Подготовительная работа
I. За неделю до родительского собрания классный руководитель проводит анкетирование родителей.
Анкета для родителей
1. Поддерживаете ли вы своего ребенка в учебной деятельности?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?
3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребенка учебный предмет.
4. Часто ли вы обсуждаете с ребенком его учебу?
5. Назовите, какой школьный предмет был в школьные годы самым любимым у вас.
6. Что в течение последней недели вы прочитали (или читаете)?
7. Что в течение последней недели прочитал (читает) ваш ребенок?
8. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанные книги, газеты, просмотренные фильмы, телепередачи?
9. Наказываете ли вы своего ребенка за «промахи» в учебе?
10. Любит ли ваш ребенок учиться?
II. Классный руководитель готовит тексты памяток, карточки для игры «Разброс мнений», таблицы «Виды домашний заданий», макет «Дерево проблем», карточки отзыва.
III. Классный руководитель подбирает тренинговые упражнения для групповой работы родителей (ситуации 1, 2, 3).
IV. Один из членов родительского комитета оформляет плакат со словами П.Ф. Лесгафта.
V. За две недели до собрания классный руководитель просит учеников четвертого класса подготовить сценку «Бабушки учат уроки». В течение двух недель ученики-актеры под руководством педагога репетируют сценку.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— на доске расположен плакат с высказыванием: «Сила мягкого спокойного слова так велика, что с нею не может сравниться никакое наказание» (77. Ф. Лесгафт);
— памятки и таблицы для каждого родителя, карточки отзыва;
— карточки для игры «Разброс мнений»;
— макет «Дерево проблем»; «листья» для записей.
* * *
I. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители! Вспомним, с какой радостью пришли дети в первый класс. Сколько надежд, счастливых ожиданий связывалось с учебой! Увы, далеко не все они сбываются. Для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак — оценка — часто не радует. А ведь более 2/3 неуспевающих детей потенциально способны, но эти способности по разным причинам у них не развиты. Вероятно, одной из таких причин является неумение родителей вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности, а особенно при выполнении домашних заданий. Прежде чем мы «войдем в проблему», посмотрим сценку, которую подготовили для нас ученики четвертого класса.
II. Сценка «Бабушки учат уроки»
Перед родителями — две «старушки», которые ведут разговор.
Первая. Здравствуй, голубушка моя! Гулять не выйдешь?
Вторая. Да что ты, я еще уроки не выучила...
Первая. Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты же сто лет, как школу закончила!
Вторая. А внуки? Сейчас модно делать уроки за внучат, хотя это и непедагогично.
Первая. Брось, «непедагогично»? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю!
Вторая. Правда? Это ты их балуешь.
Первая. Я не балую, я с ними строга. Вот делаю уроки, а уж начисто они переписывают у меня сами.
Вторая. О, ты, действительно, с ними строга!
Первая. А то! Будет необходимость — обращайся ко мне! Опыт у меня большой.
Вторая. Ну, если не трудно, не проверишь ли, как я стихотворение выучила? У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь падубе том...
Первая. Так, хорошо.
Вторая. Иднем и ночью пес ученый...
Первая. Какой пес?
Вторая. Не знаю, какая у него там порода, может доберман-пинчер?
Первая. Да не пес, а кот ученый! Поняла? Кот!
Вторая. Поняла-поняла! Ну, тогда я сначала начну. У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый... С авоськой ходит в гастроном...
Первая. С какой авоськой? В какой гастроном? Где ты такое видела?!
Вторая. В цирке.
Первая. Все, сил с тобой больше нет!
Вторая. Какая же ты подруга — у меня столько уроков! Один внук в первом классе, тактам вообще просили в школу кассу принести.
Первая. Какую еще кассу? Из магазина что ли? Ты меня в такое дело не впутывай!
Вторая. Причем тут магазин? Касса — это алфавит! А вот еще задача. Прочти.
Первая (берет учебник и читает). С ванной соединены две трубы. Ты запомни, чтобы решить задачу, надо ее хорошенько представить. Итак, представила две трубы?
Вторая. Представила.
Первая. Через одну вода вливается, через другую выливается ... представила?
Вторая (убегая). Ой, представила!
Первая. Погоди, ты куда бежишь?
Вторая. Так ведь вода выливается — может весь дом залить!
Первая. Успокойся. На самом деле ничего не льется. Это в задаче. Ты лучше скажи, когда наполнится ванна?
Вторая. О-о-о, никогда не наполнится! Ты же сама сказала — ничего не льется.
Первая. Все, будь здорова! С тобой в больницу попадешь! А у меня самой еще уроки — опыт по природоведению провести надо, фасоль вырастить...
Вторая. Помню, ты у меня фасоль брала.
Первая. Да что-то не растет твоя фасоль. Видно, некачественная.
Вторая. Как некачественная! Вот и делай людям после этого добро! Можно сказать, от себя оторвала, из супа вытащила!
Первая. Как из супа? Это я, выходит, вареную фасоль растила?!
Вторая. Ой, не обижайся! Может, я чем-нибудь еще помогу? Что твоим внукам задали?
Старушки уходят.
III. Игра «Разброс мнений»
Раздаются карточки с первыми словами предложения. Родители должны продолжить предложение.
— Наш ребенок выполняет домашнее задание ...
— Он самостоятельно справляется с ...
— Ребенок с трудом ...
— Мы оказываем следующую помощь ребенку при выполнении им домашнего задания ...
— Когда ребенок учит уроки, мы ...
— Наш ребенок ходит в группу продленного дня, и мы считаем, что ...
— Если ребенок небрежно выполнил домашнее задание, то ...
— Ребенок начинает выполнение домашнего задания с ...
— При приготовлении домашнего задания необходимо ...
— Если ребенок включается в работу медленно, то ...
Родители выполняют задание.
IV. Информация о домашних заданиях
В зависимости от назначения можно выделить ряд видов домашних заданий (классификация В. В. Титовой).
Каждому присутствующему раздается таблица «Виды домашних заданий», дается время на прочтение таблицы. Педагог комментирует ее содержание, отвечает на вопросы.
Виды домашних заданий (Д/з)
Д/з |
Назначение |
На закрепление знаний и умений |
Заучивание учебного текста, его пересказ, сбор дополнительного материала из других источников |
На систематизацию изученного материала |
Установление связей и отношений между изучаемыми явлениями и процессами. Например: «Подсчитай результаты наблюдений за погодой и составь характеристику осенней погоды» |
На развитие умений выполнять мыслительные операции |
Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Например: «Сравни причины раннего цветения растений в степи и в лесу», «Выдели общие признаки животных- хищников» и т.п. |
На применение знаний |
Подготовка опытов, проведение домашних экспериментов, изготовление гербария, написание коротких докладов и т.п. |
Для проверки знаний и умений |
Осмысление фактов, умение применять их на практике. Например: «Посади семена гороха. Когда появятся всходы, одно растение оставь на окне, а другое поставь в шкаф. Через неделю сравни проростки. Сделай вывод о назначении света в жизни растений» |
На подготовку к восприятию материала следующего урока |
Например, на уроке «Птицы зимой» изучались снегирь и дятел. На дом учащимся дается задание провести наблюдение за синицей |
Творческого характера |
Решение творческих и «проблемных» задач. Например, написание своей сказки, рассказа. Или: «Определи причины более позднего прилета грачей в этом году по сравнению с прошлым годом» |
Задание любого вида должно выполняться в оптимальных условиях. Во-первых, покажите интерес к деятельности ребенка. Во-вторых, проверьте, как организовано рабочее место. Остановимся подробнее на санитарных нормах, которые важно соблюдать при организации учебной деятельности ребенка в домашних условиях.
Рабочее место должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева лампа. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.
При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 мин до начала занятия проветрить комнату.
Приступать к домашнему заданию лучше через 1,5 — 2 ч по возвращении из школы. Лучше начинать готовить уроки в 16 ч.
Важно знать и ряд нормативов, которые разработаны учеными-медиками и согласованы с Федеральным агентством по образованию РФ.
Родителям раздаются таблицы "Нормативы сна младших школьников», «Нормативы продолжительности прогулок на свежем воздухе», «Нормативы продолжительности домашних учебных занятий».
Нормативы сна младших школьников (ч)
Возраст, лет |
Ночной сон |
Дневной сон |
6—7 |
10,5—11 |
1,5-2 |
7—8 |
10,5—11 |
1,5—2 |
8—9 |
10,5—11 |
— |
9—10 |
10.5 |
— |
Нормативы продолжительности прогулок на свежем воздухе (ч)
Возраст, лет |
Продолжительность |
6 |
4 |
7—10 |
3,5 |
Нормативы продолжительности домашних учебных заданий (мин)
Возраст, лет |
Продолжительность |
6,5 |
30—60 |
7 |
60—90 |
8—10 |
90—120 |
Следует отметить, что утомление при выполнении домашнего задания наступает гораздо быстрее, если ребенок работает при шуме.
V. Работа родителей в группах
А сейчас, уважаемые родители, мы поработаем в группах и попытаемся вместе найти причины недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности. Перед вами на доске «Дерево проблем». Оно пока без листьев. Обсудите в группах вопрос: «Почему выполнение домашнего задания детьми может быть неэффективным?» Значимые, на ваш взгляд, причины запишите на «листьях» и прикрепите их на дерево.
Родители работают в группах. Затем классный руководитель озвучивает и кратко анализирует результаты работы групп.
VI. Анализ анкетирования родителей
В процессе подготовки к собранию вы ответили на ряд вопросов анкеты. Из анализа вы поняли, что многие из родителей стремятся помочь ребенку при подготовке им домашнего задания, но не вполне ясно представляют, как это сделать. Некоторые родители недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка. Им следует изменить свою позицию. Возможно, придется отказаться от привычного просмотра телепередач, меньше обращаться к любимым занятиям. Что ж, эти «жертвы» оправданы: они ради будущего наших детей.
VII. Памятки для родителей
Классный руководитель раздает родителям ряд памяток. Родители знакомятся с их содержанием. Затем педагог отвечает на возникшие вопросы.
Памятка «Как готовить задание по русскому языку»
1. Работу начинай с работы над ошибками. Повтори правила, которые забыл.
2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.
3. Прочитай задания упражнения.
4. Прочитай все упражнение. Устно выполни все задания к нему.
5. Выполни упражнение письменно.
6. Проверь всю работу.
Памятка «Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
3. Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся почувствовать настроение, ритм стихотворения.
4. Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить.
5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
6. По окончании домашней работы повтори стихотворение еще 2—3 раза, не заглядывая в текст.
7. Перед сном еще раз повтори стихотворение.
8. Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворение, расскажи его наизусть.
Памятка «Если на заучивание стихотворения дано 2 дня»
1. Первый день. Прочитай стихотворение «про себя». Выясни непонятные слова и обороты. Еще несколько раз прочитай стихотворение «про себя». Прочитай стихотворение вслух. Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.
2. Второй день. Прочитай стихотворение «про себя». Прочитай стихотворение громко и выразительно. Расскажи его по памяти. Перед сном расскажи еще раз. Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.
Памятка «Если стихотворение большое и трудно запоминается»
1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.
2. Выучи первый отрывок.
3. Выучи второй отрывок.
4. Повтори первый и второй отрывки вместе.
5. Выучи третий отрывок.
6. Расскажи наизусть все стихотворение.
7. Повтори стихотворение еще раз перед сном.
8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
Памятка «Как решать задачи»
1. Прочитай задачу и представь себе то, о чем в ней говорится.
2. Запиши задачу кратко и выполни чертеж.
3. Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.
4. Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. Если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.
5. Составь план решения.
6. Выполни решение.
7. Проверь решение и ответ на вопрос задачи.
VIII. Анализ практических ситуаций
А сейчас каждая из групп получит практическую ситуацию. В течение 5 мин вы должны ознакомиться с ситуацией и представить два ответа:
а) как не следует, на ваш взгляд, поступать в описанной ситуации;
б) как следовало бы, по вашему мнению, поступить в данной ситуации.
Ситуация 1. Ребенок принес из школы запись в дневнике: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей. А ведь столько времени накануне просидели за домашним заданием вместе!»
Комментарии учителя к данной ситуации:
— Не унижайте ребенка, не используйте фразы типа «У тебя есть голова на плечах?», «Ты не мог ничего лучше придумать?»
— Не угрожайте. Всякий раз, когда мы угрожаем ребенку, мы учим его бояться и ненавидеть себя. К тому же угрозы бесполезны — поведение от них не улучшается, положительных результатов не прибавляется.
— Не вымогайте обещаний. Обещания могут относиться к будущему. Слово — одно, дело - другое.
Ситуация 2. Ребенок не любит какой-то предмет и либо не выполняет его вообще, либо откладывает его напоследок и выполняет кое-как.
Комментарии учителя к данной ситуации:
— Выведите ребенка на разговор о том, что они изучают по предмету. Скажите ему, что его нелюбимый предмет был вашим любимым в школе.
— Попросите показать в учебнике тему, которую он изучает в школе, и сравните с тем, как ее преподавали вам (заодно поймете, насколько он знает материал параграфа).
— Докажите личным примером, что трудные задания решать интересно, наработайте определенную схему их решения.
Ситуация 3. У ребенка проблемы на почве учебы в школе. По этой причине он не хочет выполнять домашнее задание и вообще идти в школу.
Комментарии учителя к данной ситуации:
— У психологов есть понятие «тактильный голод». Это дефицит любви со стороны родителей. Прижмите, поцелуйте, потормошите ребенка. Может, эти ощущения послужат первым шагом решения проблемы.
— Постарайтесь устранить неприятности, но не обсуждайте с ребенком все подробности. Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка. Вы всегда можете подойти к педагогу и поговорить с ним.
— Принимайте, по возможности, участие в жизни школы и класса. Ребенок этим очень гордится, а вы будете лучше осведомлены в том, что происходит с ним в школе.
IX. Рефлексия
Наше собрание подходит к концу. Я попрошу вас заполнить карточки отзыва. Это поможет мне улучшить свою деятельность.
Карточка отзыва
1. Я узнал, что...
2. Новым для меня стало то, что...
3. Я убедился, что...
4. Меня не смогли убедить в том, что...
5. Я категорически против того, чтобы...
6. Я возмущен тем, что...
X. Итог собрания
Классный руководитель выносит на обсуждение решение собрания.
1. Родителям соблюдать следующие правила, касающиеся учебной деятельности ребенка:
— не стыдите, не наказывайте ребенка за плохую отметку, она сама по себе — наказание;
— выясняйте причину плохой отметки;
— анализируйте ошибки;
— советуйтесь с учителем;
— хвалите ребенка за успех в учебной работе;
— ставьте перед ребенком доступные цели, учите его самого контролировать, достиг ли он их.
2. Родители не должны настаивать на выполнении непосильного числа дополнительных заданий, следует помнить о санитарно-гигиенических нормах и возрастных особенностях детей.
Литература
Дереклеева НИ. Справочник классного руководителя. 1—4 классы. М., 2004.
Коростелева И.Б. Воспитание здорового школьника. М., 1999.
Популярная психология для родителей / Под ред. А.С. Спиваковой. СПб., 1997.
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Создание воспитательной среды в начальных классах
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!