Составлено и проведено Л. В. Пресняковой
Цели:
— стимулировать полноценное общение родителей с их детьми;
— развивать у родителей умение видеть себя со стороны.
Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель, учащиеся, задействованные в сценарии собрания.
Подготовительная работа
I. Классный руководитель приглашает родителей учащихся на родительское собрание.
II. Классный руководитель разучивает с учащимися стихотворения, репетирует сценарий.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— на классной доске написана тема родительского собрания;
— на доске расположен плакат с цитатой: «Каждый ребенок имеет право на внимание, на ласку, на поощрение» (Е.А. Аркин);
— запись песни Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты»;
— парты в классе расставлены буквой «П», круглый стол.
* * *
I. Организационный момент
Родители сидят за партами, а дети — за круглым столом, изображая взрослых, что видно по их посадке, мимике. Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты».
II. Вступительное слово классного руководителя
Вслед за Булатом Окуджавой я хочу сказать всем присутствующим: давайте будем сегодня особенно внимательны, доброжелательны друг к другу и искренни. Тема нашего разговора: «Педагогика понимания. Воспитание детей в семье». Каждый день дети общаются со своими родителями. Но, согласитесь, иногда мамам и папам бывает некогда, у них находятся какие-то неотложные дела. А детям так много хочется спросить у них. И вот сегодня у них появилась возможность получить ответы на некоторые волнующие их вопросы. Мы знаем, что воспитание детей — дело очень трудное, поэтому на встречу с вами пришли сегодня «ученый», «директор школы», «учителя» (их роли играют дети). Сегодня они дадут вам советы, как правильно, без ошибок, воспитывать детей. Первое слово я предоставляю «директору школы».
III. Основная часть
Ученик в роли директора. Уважаемые родители! Ваши дети учатся во втором классе. Всегда ли вы находите время поговорить с ними о школьных делах? (Ответы родителей.) Никогда не спрашивайте своего ребенка: «Тебя вызывали к доске? Какие отметки у тебя в дневнике?» Лучше спросите: «Что сегодня интересного было в классе?»
Классный руководитель. Скажите, пожалуйста, есть ли в вашей семье взаимопонимание с детьми? Знаете ли вы друзей своих детей? (Ответы родителей.)
Сценка с куклой «Допрашивает мама»
Ну, говори, что натворил в саду?
Узнаю все: ведь я туда пойду!
Что значит «кашу кушать не хотел?»
Зачем ее на голову надел?
Ах, не себе! А почему Сереже?
Он ябеда? А ты каков? О, боже!
А ну-ка, в угол! Марш, и не реветь!
Молчи, негодный, вот возьму я плеть!
Ну, погоди до вечера, стервец!
С тобой еще поговорит отец!
Но детский сад — цветочки и не боле,
А ягодки нас ожидают в школе...
Сценка с куклой «Допрашивает отец»
Ты что принес сегодня, ученик?
Рассказывай, показывай дневник!
Так... Это что? Откуда эта двойка?
Ах, у тебя опять списала Зойка?
Ну, отвечай, чего же ты притих?
Ах, эта двойка с Зойкой на двоих?
Ну, молодец! А это что? Опять?
Разбил окно? Тебя толкнули снова?
А ты забыл, какое дал мне слово?
Не хлюпай, ишь разводишь какофонию.
О, господи! Я сдам тебя в колонию!
Классный руководитель. Слово имеет «доктор медицины».
Ученик в роли доктора медицины. Чтобы ваши дети хорошо учились, они должны быть здоровыми. Уделяйте больше внимания закаливанию, прогулкам на свежем воздухе. От этого двойная польза: общение с ребенком и укрепление здоровья. Очень жаль, если ваш ребенок будет выглядеть так, как герой следующего стихотворения.
Спортом я не занимаюсь,
Я никак не закаляюсь.
Бегать, прыгать нету сил.
Свет мне кажется не мил.
Я сутулый и хромой,
Я совсем уже больной.
Классный руководитель. Ваш ребенок вернулся с прогулки грязным. Как вы к этому отнесетесь? (Ответы родителей.) Еще один совет дает «заслуженная учительница».
Ученица в роли учительницы. Если ребенок совершает плохой поступок, его мучает совесть. Но вы наказываете его, и совесть замолкает. Великий педагог Януш Корчак провинившегося ребенка или оправдывал, или прощал. А как в ваших семьях относятся к дурным поступкам детей? Как бы вы поступили, если бы ваш ребенок вас обманул? Если бы вы узнали, что ваш сын курит, как бы вы поступили? (Ответы родителей.)
Как бы вы, уважаемые родители, поступили, например, в следующей ситуации?
Ученик (читает отрывок из рассказа Л.H. Толстого).
Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто этого не видал. Отец пришел и спросил:
— Кто разбил?
Мальчик затрясся от страха и сказал:
- Я.
Классный руководитель. Как вы считаете, что ответил ребенку отец?
Родители предлагают свои варианты ответов. Отец сказал: «Спасибо, что правду сказал». Но порой бывает и так, как описано в стихотворении «Ваза». Папа вазу опрокинул,
Кто его накажет?
«Это к счастью, это к счастью!» —
Все семейство скажет.
Ну, а если бы, к несчастью,
Это сделал я?!
«Ты разиня, ты растяпа», —
Скажут про меня.
Продолжит наш разговор «доктор педагогических наук».
Ученик в роли доктора педагогических наук. «Бить или не бить?» — вот в чем вопрос. Парламент Великобритании решил: бить. Для этого, представьте, специальные ремни выпускают. А в Европе не принято даже ставить в угол.
Далее родителям предлагается ответить на ряд вопросов:
— Наказываете ли вы своих детей? За что и как?
— Стоит ли поощрять ребенка за хорошую учебу? Как?
— Получали ли вы в детстве двойки?
— Как к этому относились ваши родители?
— А как вас в детстве наказывали? За что?
— В чем вред физических наказаний?
— А как обстоят дела в наших семьях? Может быть, как в стихотворении «Взрослым»?
Я в своей родной квартире,
Как на службе строевой.
Командир на командире,
Я один здесь рядовой.
Всем я должен подчиняться,
По приказу одеваться,
По приказу умываться,
Ровно заправлять кровать,
По команде есть садиться,
По режиму спать ложиться,
По будильнику вставать.
Теперь вам ясно, почему
Начал огрызаться я?
Конец терпенью моему!
Де-мо-би-ли-за-ция!
Наш следующий вопрос о труде. Выступает «педагог-новатор».
Ученик в роли педагога-новатора. У каждого ребенка в семье должны быть свои обязанности. Маленький ребенок — маленькое дело, растет ребенок — растет и дело. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил ваше поручение, подкрепите свою просьбу словами «пожалуйста, если тебя не затруднит».
Классный руководитель. А знаете ли вы вежливые слова? Сейчас проверим.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого ... (спасибо).
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит ... (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы ... (спасибо).
Когда бранят за шалости,
Говорим: «Прости ... (пожалуйста)».
И во Франции и в Дании
На прощанье говорят ... (до свидания).
Помните, уважаемые родители, что ваши дети сделают гораздо больше, если их об этом просить, а не приказывать. Вот вам пример того, как мама сумела найти выход из трудного положения.
Дети инсценируют стихотворение «Маму не запугать». Два ученика сидят на ковре в центре класса среди разбросанных игрушек.
Автор
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама заходит в дом,
Мама глядит кругом.
Появляется девочка-мама с тяжелыми сумками, снимает боты, видит страшный беспорядок в квартире.
Мама. Был на квартиру налет?
Дети. Нет.
Мама. К нам приходил бегемот?
Дети. Нет.
Мама. Может быть, дом не наш?
Дети. Наш.
Мама. Может, этаж не наш?
Дети. Наш.
Это приходил Сережка,
Поиграли мы немножко!
Мама. Значит, это не обвал?
Дети. Нет.
Мама. Слон у нас не танцевал?
Дети. Нет.
Мама
Значит, просто показалось,
Я напрасно волновалась!
Вместе в доме уберем
И порядок наведем.
Дети. Да-а-а!
Классный руководитель. А теперь мы предлагаем ответить на последний блок вопросов.
— Какой праздник в детстве вам нравился больше всего?
— Как в детстве вас ласково называли ваши родители?
— Как вы ласково называете своего ребенка?
— Была ли у вас в детстве любимая игрушка? Какая?
Послушайте, пожалуйста, стихотворение средневекового поэта Себастьяна Бранта.
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
Все то от них, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за слова свои в ответе.
И за дела: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Дорогие родители, мне очень хочется, чтобы сегодняшний наш разговор не прошел даром и как-то повлиял на ваши отношения с детьми. Ваше поведение должно говорить ребенку: «Я люблю тебя таким, каков ты есть».
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук.
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу в кроватке трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.
IV. Работа в группах
Родители объединяются в группы по 4—5 человек, обсуждают и записывают советы родителям «Что значит — понимать ребенка?». Через 5 мин каждая группа зачитывает свои советы. Вырабатывается памятка для родителей «Я понимаю своего ребенка».
V. Итог собрания
Классный руководитель. Уважаемые родители, я благодарю вас за работу! В заключение собрания хочу посоветовать вам прочитать книгу А.С. Спиваковской «Как быть родителями», где говорится о проблемах воспитания детей.
Принимается решение родительского собрания.
Собрание заканчивается совместным исполнением песни «Настоящий друг».
Литература
Азбука нравственного воспитания // Педагогический совет. 2001. №8.
Спиваковская А. С. Как быть родителями. М., 1986.
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Воспитание в начальной школе по ФГОС
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Нет комментариев. Ваш будет первым!