Составлено и проведено Г.В. Блохиной
Цели:
— обратить внимание родителей на домашнее чтение второклассников;
— углубить знания родителей о возрастных особенностях восприятия младшими школьниками художественного произведения;
— совместно вывести правила домашнего чтения.
Участники: родители учащихся второго класса, классный руководитель.
Подготовительная работа
I. До родительского собрания родители по просьбе учителя готовят рассказы о домашнем чтении детей. Все родители получают распечатку рассказа А.П. Чехова «Спать хочется», который надо прочитать до родительского собрания.
II. На одном из уроков чтения в классе читается рассказ «Спать хочется». Свое впечатление ребята фиксируют на «ленте чувств» и письменно объясняют свое чувство радости, которое появилось у них в конце рассказа.
III. На уроке чтения стихотворения «Зимние узоры» дети иллюстрируют его.
Оформление, оборудование, инвентарь:
— выставка детских книг для второго класса;
— письменные высказывания детей;
— запись чтения стихотворения детьми до и после иллюстрирования;
— рисунки детей;
— памятка по организации домашнего чтения.
* * *
I. Вступительное слово классного руководителя
Добрый вечер, дорогие папы и мамы! Сегодня мы с вами собрались, чтобы обсудить очень важную проблему — проблему домашнего детского чтения. Очень многие из вас часто в беседах со мной говорят о том, что ребенок не хочет дома читать, и просят совета, как заставить ребенка читать книги. Сегодня мы с вами попытаемся определить пути привлечения ребенка к чтению, потому что полноценному общению с книгой заставить нельзя. Я попросила наших родителей поделиться опытом домашнего чтения, поэтому сейчас давайте выслушаем их.
II. Выступления родителей
В своих выступлениях родители рассказывают, как они организуют домашнее чтение. В каждом выступлении классный руководитель подчеркивает положительные моменты, а затем выделяет условия чтения.
III. Беседа классного руководителя с родителями
Как видим, все выступавшие родители сочетают детское чтение с собственным. Почему это необходимо? У наших детей еще не сформирован навык чтения. И мы должны понимать, что чтение для них — тяжелый труд. Ребенку надо разобраться в составе слова, чтобы понять, как это читается. У детей процесс чтения не всегда совпадает с процессом осознания прочитанного, да и словарный запас ребенка еще мал, поэтому, естественно, он просто не понимает значения некоторых слов. Чтобы напряжение не стало чрезмерным, объем прочтения ребенком должен быть небольшим, а для более глубокого понимания прочитанного ребенок должен часть текста услышать в прочтении кого-то, кто правильно интонационно выделит наиболее важные места, передаст чувства. Кроме этого, в таком чтении ребенок учится слушать, а это очень важно. Следовательно, какое же первое правило приобщения детей к книгам мы можем выделить?
Родители называют первое правило: «Чтение должно быть совместным».
Скажите, пожалуйста, какие книги вы выбираете для чтения и почему именно эти? (Родители рассказывают, какие книги они читают и почему.) Многие из вас при выборе книг ссылаются на список рекомендованной литературы, который я вам предложила в начале года. Но вы почему-то не обратили внимание на первое слово «рекомендованной». Рекомендованной, а не обязательной! При выборе книги, в первую очередь, необходимо исходить из интересов детей. А интересы наших ребят могут исходить из жанра, возраста героев, предмета изображения, наличия юмора и многих других факторов. Поэтому выбор книги должен обсуждаться. В чтении книг мы с детьми партнеры, поэтому выбор книги
Родители формулируют следующее правило: «Книга выбирается ребенком или родителем исходя из интересов читающих».
Я добавлю еще одну рекомендацию. По данным исследований психологов и методистов, для домашнего чтения лучше выбирать больше объемные произведения, которые читаются несколько дней. В этом случае у ребенка появляется чувство ожидания встречи с полюбившимися героями, и очень часто он без родителей берет книгу в руки. Как вы думаете, достаточно ли только читать книгу? Поделитесь вашим опытом работы.
Родители рассказывают о своих беседах по содержанию прочитанного.
Дома вы все прочитали рассказ А.П. Чехова «Спать хочется», который вам принесли ваши дети. Какие чувства появились у вас? (Родители рассказывают о своих чувствах и переживаниях.) Этот рассказ, несколько адаптированный, прочитали и мы с ребятами в классе. В процессе чтения дети выкладывали прямоугольники, цвет которых отражал их чувства. Красный цвет отражал радость. Об этом приеме вы уже знаете. Когда после прочтения я взглянула на парты, то увидела, что у всех детей (у всех!) последним лежал красный прямоугольник. Я попросила детей письменно объяснить, почему они испытывают чувство радости. Эти объяснения лежат у вас на партах. Это объяснения не конкретно вашего ребенка, поскольку все высказывания не отличаются по содержанию. (Родители читают.) Отличаются ли ваши чувства от чувств детей? Почему, по вашему мнению, мы так по-разному относимся к произошедшему в рассказе?
Родители делятся своими мнениями.
Чтобы беседовать по содержанию, надо знать, как ребенок воспринимает произведение. Дети нашего возраста воспринимают художественные произведения на уровне героя этого произведения. Они как бы встают на место этого героя, не обращая внимания на окружающих (в книге), обстоятельства. Девочка Варька в рассказе счастливая, с улыбкой на лице, наконец, уснула. Она испытывает радость, и наши дети вместе с ней испытывают то же чувство. Это нормально для 8—9-летних детей. Постепенно дети будут учиться понимать текст на уровне автора, т.е. видеть причинно-следственные связи, понимать боль и радость автора, думать над прочитанным. Тогда книга станет для них другом, помощником, наставником в этом сложном мире человеческих чувств. Я сказала, что наши дети научатся. Но это возможно только в том случае, если мы будем беседовать по прочитанному, вместе с ними думать и переживать. Отсюда вытекает третье важное правило домашнего чтения.
Родители формулируют третье правило: «Надо беседовать с детьми о прочитанном».
Естественно, в этой беседе вы должны быть очень тактичны, внимательно выслушивать мнение ребенка, никогда не возмущаться, стремиться к тому, чтобы ребенок через ваши вопросы пришел к нужному выводу. И конечно, вы в этой беседе только собеседник, но с большим жизненным опытом, который тоже испытывает какие-то чувства, которыми вы и делитесь с ребенком, делаете для себя определенные выводы. Что помогает ребенку понимать художественное произведение? (Родители высказывают свои предположения.) Никто из вас не назвал рисунок. А ведь рисунок помогает не только конкретизировать, уточнять представления детей о прочитанном, но и в доступной форме (через цвет, отдельные детали) выражать свое отношение к изображаемому. Если потом побеседовать по рисунку, то возникает множество речевых ситуаций, где ребенок строит фразы, активизирует словарь. А наши дополнения и уточнения помогают усвоить новые слова относительно знакомой ситуации. И что еще очень важно — у детей расширяется не только словарь, но и палитра чувств. Мне очень хочется убедить вас в этом. Послушайте записи чтения детьми стихотворения «Зимние узоры» после первичного знакомства с текстом. Как вы охарактеризуете это чтение?
Родители высказывают свое мнение, но сходятся в одном: дети читают монотонно, невыразительно.
После знакомства с текстом я предложила ребятам зарисовать зимние узоры. Вначале мы определили цвет листа бумаги, затем цвет краски, которой будем рисовать, потом каждый ребенок выбрал те предметы, из которых будут состоять эти узоры. Посмотрите, пожалуйста, на доску, где расположены работы детей. А теперь прослушайте второе чтение стихотворения после рисования. Чем оно отличается?
Прослушав записи чтения детей, родители констатируют, что чтение стало более выразительным, чувствуется отношение детей к этому зимнему явлению.
Здесь, уважаемые родители, мы не будем выводить правило. Рисование должно быть добровольным, желанным для детей. Может быть, эту работу стоит начать в совместной деятельности или при создании побудительного мотива.
IV. Подведение итогов работы
Была ли полезна для вас наша беседа? Какой вывод для себя вы сегодня сделали?
Родители высказывают свое мнение.
Я подготовила для вас небольшую памятку по организации домашнего чтения, куда включены не только те правила, с которыми мы познакомились сегодня, но некоторые другие рекомендации.
Родителям раздаются памятки.
Я надеюсь, что сегодняшняя беседа будет еще продолжена, и мы вместе с детьми пойдем по дороге читателей. По всем вопросам вы можете советоваться со мной в рабочем порядке.
Принимается решение родительского собрания.
Литература
Абдулина А.А. Детское иллюстрирование как один из приемов работы над произведением // Начальная школа. 1980. N4. С. 33 — 36.
Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его пониманием при обучении младших школьников чтению // Начальная школа. 2005. № 6. С. 48 — 56.
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Создание воспитательной среды в начальных классах
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Нет комментариев. Ваш будет первым!