Родительское собрание «Детская агрессивность и её причины», 4 класс

Сценарий родительского собрания в 4 классе «Детская агрессивность и её причины»

Дата проведения: II четверть.

Форма проведения: Круглый стол.

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины агрессивности детей и корректировать свое поведение в отношениях с ребенком в конфликтных ситуациях.

Задачи: выявить причины детской агрессии; познакомить с методами ее коррекции; наметить пути сотрудничества педагогов и родителей в профилактике детской агрессивности.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

1. Из дневника классного руководителя сделать выписки случаев детских конфликтов в классе, их причины, последствия, методы разрешения конфликта (без называния фамилий).

2. Провести беседу со школьным психологом с целью выяснения причин детской агрессии, а также составления списка литературы, рекомендуемой для родителей.

3. Подготовить бланки теста-опросника для детей и родителей (приложение 1.2).

4. Подготовить текст беседы для педагогического всеобуча.

5. Провести встречу с зам. директора с целью подбора тематики возможных мероприятий по формированию навыков саморегуляции, оказания квалифицированной помощи родителям.

6. Подготовить для просмотра отрывок из кинофильма Р. Быкова «Чучело».

II. Организационный этап

На школьной доске написаны изречения педагогов по теме собрания (приложение 1.1). Подготовлена выставка психолого-педагогической литературы для родителей. Родители рассаживаются, на столах лежат карандаши или ручки, листы бумаги для записей. На собрании могут присутствовать школьный психолог, воспитатель группы продленного дня, заместитель по учебно-воспитательной работе. Беседа будет проходить эффективнее, если родители и приглашенные педагоги будут иметь бейджики. Классный руководитель сообщает тему собрания, его план, тему выступлений приглашенных педагогов, роль всех участников собрания.

III. Этап педагогического всеобуча

Включается видеофрагмент фильма Р. Быкова «Чучело» (когда одноклассники преследуют Лену Бессольцеву, угрожают ей).

Классный руководитель. Уважаемые родители, вспомните, чем была вызвана эта агрессия со стороны детей. (Лена взяла вину другого ученика на себя, ее считают предателем.)

- Как объясняет автор фильма поведение каждого подростка? (У Железной Кнопки были проблемы в отношениях с матерью - девочка тяжело переносила ее постоянную ложь. Кто-то из ребят хотел таким образом самоутвердиться, кто-то обманом искал любви девочки, у кого-то из детей были проблемы в семье между родителями.)

- Какие формы приобретает в фильме агрессия детей? (Физическое воздействие, угрозы, запугивание, моральное давление, оскорбления, преследование и т. п.)

Откуда же дети «приобрели» такой опыт общения?

(Родители высказывают предположения: в семье, с телеэкранов и т. д.)

Получается, что в агрессивном поведении детей виноваты сами взрослые. Давайте попробуем найти причины детской агрессивности и, если это возможно, пути коррекции поведения детей. В современный период развития нашей страны, когда идеалы пионерии и комсомола перестали быть значимыми, а новая философия, идея воспитания гражданина России отсутствует, вряд ли найдется человек, который бы утверждал, что не происходит нарастание агрессивности нашего общества в целом и отдельной личности в частности. Агрессия «молодеет» с каждым годом. И педагогам, и родителям в таких условиях повседневной жизни трудно определиться, на что должны быть направлены их усилия, чтобы помочь адаптироваться ребенку в мире, полном насилия и агрессии.

Агрессивное поведение детей станет понятнее, если разобраться в сущности самого понятия агрессии. Обычно под ней понимают действия или только намерения, имеющие целью причинение вреда другому человеку, предмету. Агрессия может проявляться как физически (нанесение вреда здоровью людей, порча предметов), так и вербально, т. е. словесно (оскорбления, угрозы, унижения, преследования и др.).

Для чего вообще людям агрессия? Иногда она выступает средством достижения какой-нибудь цели (отнять что-либо, принудить к чему-то). А иногда используется как способ самоутверждения и как защитное поведение.

Столкновение же с детской агрессивностью всегда вызывает у взрослых недоумение, растерянность. Обычно первое, что делают родители, - наказывают ребенка. Если проявления агрессии становятся постоянными, они могут обратиться к психоневрологу. Но проявления жестокости и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у детей каких-либо психических отклонений. Часто ребенок, сталкиваясь с неразрешимой для него проблемой, просто не знает, как себя правильно вести. Чтобы помочь ему, необходимо, прежде всего, выяснить возможные причины его агрессивности. Давайте рассмотрим их.

Разовые вспышки агрессии могут перерасти в психическое нарушение, если детство ребенка сопровождается грубым, жестоким поведением родителей - и тогда он «заражается» их агрессивностью. Это один из факторов. Второй - когда ребенок живет в атмосфере неприятия его, нелюбви к нему, и у него формируется ощущение опасности и враждебности окружающего мира. Это происходит также, если часто и длительно не удовлетворяются какие-то потребности маленького человека (не столько материальные, сколько духовные).

Получается, что устойчивые проявления жестокости у детей дошкольного и младшего школьного возраста начинаются со взаимоотношений со взрослыми: родителями и позже учителями. Стиль поведения взрослых здесь является решающим. Необходимо найти такое сочетание снисходительности и строгости, чтобы избежать развития агрессивного поведения ребенка.

Исследования показали, что, когда взрослые заранее не делают свое отношение к грубости и жестокости ясным, но после совершения проступка ребенка строго наказывают, это приводит постепенно к закреплению в нем агрессивности. Но и всепрощающая снисходительность мам и пап приводит к тому, что у детей не возникает желания усваивать нормы поведения. Такие дети импульсивны, а в сложных ситуациях агрессивны.

Как же мы, взрослые, должны себя вести? Наибольший эффект даст осуждение агрессии ребенка, обсуждение с ним причин ее проявления, совместный поиск выхода из конфликтной ситуации, но без строгих наказаний.

Причиной агрессии могут быть и взаимоотношения со сверстниками. Период развития, в котором находятся сейчас наши дети (10-11 лет), противоречив. У ребенка возникает чувство взрослости. В организме происходят изменения (не будем забывать и об акселерации), расширяются права и обязанности в семье. Возникают противоречия в отношениях со старшими. Родители и учителя взывают к чувству взрослости ребенка, когда напоминают ему о его обязанностях. Но зачастую не могут преодолеть в себе стремление ограничить его самостоятельность. И, наоборот, сам младший подросток, требуя отношения к себе как ко взрослому, не всегда умеет правильно распорядиться своими правами. Общение со сверстниками для него становится большей ценностью, чем общение с родителями, учителями. Но потребность самоутвердиться, найти свое место в коллективе не всегда удовлетворяется в той мере, как хотелось бы ребенку. Агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иногда понимают поведение окружающих как враждебное. Например, дружеское подтрунивание над внешним видом, поступком, ошибкой в выполнении задания, они могут воспринять как насмешку, оскорбление. Отсюда возникает желание дать «отпор» обидчику.

Отдельно следует рассмотреть такую причину, как отношения в семье. Агрессивное поведение родителей в отношениях между собой и со своими детьми: оскорбления, крики, хамство, унижение друг друга - все это приводит к тому, что такое общение становится нормой жизни для ребенка.

Противоречивое поведение в отношениях к ребенку, когда мама и папа предъявляют к нему противоположные требования, также может спровоцировать проявления агрессивности. Например, отец считает, что ребенок должен переделать домашнее задание, а мать жалеет его, не проявляет настойчивости. И все это происходит на глазах у сына или дочки. Такие споры между родителями, особенно, если они повторяются регулярно, также могут привести к проявлению агрессии.

Еще одна причина - непоследовательность родителей в формировании нравственных ценностей, когда сегодня им удобны одни нормы в поведении ребенка, а завтра другие. Подросток видит нечестность, непорядочность, несправедливость, болезненно переживает такие ситуации. Это приводит к озлоблению, агрессивности по отношению к взрослым.

Особенности биологического развития самого ребенка, некоторые черты его характера также могут обуславливать его агрессивность. Дети с гипервозбудимостью, раздражительные, склонные к эмоциональным вспышкам нуждаются в помощи специалиста.

Как мы выяснили, детская агрессия может быть следствием разного рода проблем: нарушения внимания, проблем общения, неудач в учебе. Поэтому в каждом конкретном случае важно понять, когда агрессия ребенка возникает в результате конфликтной ситуации, а когда это - следствие проблем личностного развития. Наиболее распространенными являются следующие жалобы родителей:

1. Агрессия проявляется в высказываниях ребенка (угрозы, грубость, неприличные слова).

2. Ребенок агрессивен по отношению к окружающим (дерется).

3. Агрессия проявляется в рисунках, сочинениях, играх ребенка.

4. Редко, но встречается такая форма, как аутоагрессия - причинение вреда самому себе.

5. Агрессия по отношению к животным.

Рассмотрим природу, причины проявлений этих видов агрессии и рекомендации психологов.

Итак, что делать, если ваш ребенок агрессивен в своих высказываниях. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые. Кто-то из членов семьи пусть редко, но «выпускает пар» таким способом. У сына или дочки закрепляется вывод: если что-то не получается, если тебя не понимают, если нет другого выхода для снятия напряжения, можно поступать таким образом. Так называемые бранные или неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Часто родители малышей, услышав впервые такие слова из уст своего ребенка, не сердятся, а удивляются, как такой малыш уловил интонацию и предназначение этих слов. У кого-то это быстро проходит, с кем-то приходится вести разъяснительные беседы. Проблема засорения нашей речи «ненормативной лексикой» в настоящее время регулярно обсуждается в средствах массовой информации: газетах, ток-шоу. Уже стали привычными и не шокируют взрослых телезрителей «крепкие» выражения в современных теле- и радиопередачах, в книгах, газетах, журналах. Чего только стоят высказывания ведущих канала «Муз-ТВ» (который, кстати, пользуется большой популярностью у молодого поколения). А как себя ведут и высказываются чиновники высших эшелонов власти и депутаты?!

Поэтому совсем неудивительно, что современные дети не только рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать. При этом они вряд ли понимают, что эти слова означают. Почему же в таком случае эти «нехорошие» выражения закрепляется в их речи? Что детей в них так привлекает? Прежде всего, та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Для подростков ругающийся человек - это взрослый, бесстрашный, никого и ничего не признающий. Его жесты, интонация, мимика очень выразительны. Все это в совокупности не может остаться незамеченным окружающими.

Собственные наблюдения ребенка и реакция взрослых приводят его к выводу, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. А еще если и родители, оправдывая свою несдержанность говорят, что использовать такие слова можно только взрослым, то ребенок, конечно, намеренно начинает употреблять запрещенные выражения в своей речи. Это возвышает его в собственных глазах и в глазах сверстников, делает его «взрослым», независимым человеком.

Иногда, когда у ребенка не складываются отношения с родными, он, заметив, что эти слова шокируют окружающих, начинает использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить взрослых. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.

Вообще, эта проблема возникла давно. Даже образованные люди, понимая, что это признак бескультурья, не гнушались бранными словами (например, Пушкин). Это и средство доказать свою независимость, взрослость, и своеобразный вызов обществу с его сформированными моральными устоями. Без таких выражений, по мнению многих, теряют всю соль анекдоты.

Таким образом, если взрослые начнут принимать меры искоренения этих слов из речи подростка, возникнет противоречие, фальшь в связи с тем, что ребенок наблюдает вокруг: на улицах, на экранах телевизоров, и, к сожалению, иногда и дома. Наверное, в этом случае лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место. Может, это утверждение вызовет у родителей удивление, гнев, но, согласитесь, это лучше, чем вызвать недоверие ребенка.

Поводом поверить вам и принять вашу точку зрения будет акцентирование случаев неприличного поведения в общественных местах. Действительно, неприятно на улице проходить мимо компании подростков, которые через слово вставляют в свои высказывания мат и неприличные выражения. Особенно, если это делают девочки.

Но надо признать, что бывают ситуации, когда употребление бранных слов помогает выплеснуть негативную энергию, раздражение. Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. А это все-таки гуманнее, чем физическое насилие. Другое дело, что лучше бы высказывать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

Бесполезно постоянно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать произносить их. Это сделает ругательства еще более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Но в этом случае услышат другие люди. Тогда информацию о поведении своего ребенка вы будете узнавать от учителей, соседей, знакомых.

Итак, каковы же советы психолога, если агрессивность ребенка проявляется в употреблении нецензурных выражений?

• Объясните детям, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

• Следите сами за собственной речью.

• Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа. Постарайтесь так объяснить ребенку значение слова, чтобы ему самому не захотелось его употреблять. В крайнем случае скажите, что слово настолько отвратительно, чтобы не можете произнести это вслух.

• Если ребенок интересуется, почему люди произносят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить другого человека.

• Если ребенок поймал на «нехорошем» слове вас, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, это сблизит вас, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

Если подытожить сказанное, родителям не стоит пугаться бранных слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Я знаю о существовании и значении этих слов, но мне они не нравятся». Пусть он поймет, что бранные слова, особенно если они говорятся в чей-то адрес, оскорбляют и унижают человека.

Следующее направление выражения агрессии детей - это их игры. Они начинают появляться впервые в 4-5 лет. Детей привлекают отрицательные герои, и многие охотно примеряют на себя роли таких персонажей. Если вспомнить наше с вами детство, то можно с уверенностью сказать, что мы выбирали только роли положительных персонажей. Современные дети растут с другими идеалами. Это связано с тем, что многие отрицательные герои мультфильмов (особенно американских) более могущественны и поэтому привлекательны для ребенка. Кроме того, детям могут быть интересны эти роли тем, что это дает им возможность попробовать побыть плохим, непослушным, злым, агрессивным, а значит независимым, «взрослым». Иногда такое поведение в игре ребенок переносит и в реальную жизнь. Причиной такой ситуации может быть низкая самооценка, неудачи в общении. Если ребенок в глазах окружающих не выглядит хорошим, то он принимает на себя отрицательную роль. Он своим выбором сообщает окружающим: «Вы говорите, что я плохой, я и буду плохим, вам назло!» Такой ребенок, несомненно, нуждается в помощи специалиста.

Иногда агрессия наблюдается в рисунках, сочинениях школьников. Это выражается в прогнозировании различных катастроф, несчастных случаев, в рисовании жестоких сцен. Такие случаи, скорее всего, иллюстрируют высокий уровень тревожности ребенка. Школьник испытывает постоянные и длительные неудачи в учебе, родители упрекают его в том, что он не оправдывает их надежд, и он не чувствует поддержки дома. В этом случае нужно уменьшить нагрузки ребенка, помочь ему реализоваться в других видах деятельности.

Некоторые дети, сталкиваясь с трудностями, направляют агрессию на самих себя. Ребенок может причинять себе боль, унижать, оскорблять себя. Иногда можно наблюдать такую картину в случае каких-то неудач ребенка: он не может решить задачу, собрать пазлы и т. д. В подростковом возрасте это может вылиться в суицидальные попытки. С такими проявлениями агрессии необходимо как можно раньше обратиться за консультацией к детскому психиатру и невропатологу. Подобное поведение психиатры называют само- агрессией, или аутоагрессией. Оно вызвано неуверенностью в себе, порождается недостатком родительской любви, тепла и понимания со стороны окружающих, но может быть и признаком психического заболевания. Иногда такое поведение может носить демонстративный характер: «Мол, вот как мне плохо» или «Вот как я мало себя ценю».

Наиболее часто встречается все же агрессия, направленная на окружающих людей. Физическая агрессия по отношению к окружающим у ребенка бывает по нескольким причинам:

• желание самоутвердиться;

• защита (а лучшая защита, как известно, нападение);

• от безысходности;

• от несдержанности.

Если в первых трех случаях такое происходит от неуверенности в себе и тревожности ребенка, то последний вариант - показатель неумения вести себя, отсутствия навыков культуры поведения, избалованности, эгоизма. Чтобы быть успешным в обществе, человек должен научиться договариваться, уступать, сдерживать свои эмоции, выражать их более приемлемым способом. Это нужно развивать с раннего детства, опираясь на реальные ситуации. Чем больше уделяется этому внимания в жизни малыша, тем легче будет подростку реализовать себя в будущем. Ведь умение находить компромисс, уважать мнение других людей - неотъемлемая составляющая любой профессиональной деятельности.

Что же делать, если ребенок даже по ничтожному поводу лезет в драку? Ругать, наказывать его?

Но ведь мы сами часто даем выход своим отрицательным эмоциям. Другое дело, что большинство из нас умеет сдерживать гнев или выражает свои чувства в более приемлемых формах. Так вот, задача родителей в том и заключается, чтобы научить ребенка не столько сдерживать, скрывать свои эмоции, столько в том, чтобы научить их управлять ими. Дети, безусловно, более ранимы, их легко обидеть или обмануть, поэтому в большинстве случаев детская агрессивность - это понятная реакция на обиду. Так ребенок протестует против запретов и ограничений, налагаемых взрослыми.

На способ выражения гнева сильное влияние оказывает отношение к нему окружающих. В обществе преобладает установка: «Злиться - это стыдно, нехорошо». Дети понимают, что необходимо научиться подавлять чувство гнева, испытывают вину за него. Ребенка, активно и часто выражающего гнев, считают агрессивным, а его поведение называют асоциальным. Однако асоциальное поведение, в том числе агрессия, рождается именно из подавленного чувства гнева. Подрастая, дети находят способы «сбрасывать» отрицательную эмоциональную энергию, протестуя, выражая сарказм, оскорбляя окружающих.

Бывает, что очень вспыльчивый ребенок старается сдерживаться на людях (например, в школе), но дома срывается: устаивает истерики, скандалит, грубит родным, дерется с братьями и сестрами. Такое проявление агрессии не приносит ему желаемого облегчения. Он недоволен случившимся и чувствует себя виноватым. Напряжение же от этого усиливается еще больше.

Одна из наиболее часто встречающихся форм выражения гнева и протеста - истерика. Это и способ чего-то добиться от родных, и результат накопленного напряжения, стресса, волнения. Особенно подвержены таким срывам дети подвижные, активные, возбудимые, впечатлительные, нервные.

Агрессивные дети, каковы бы ни были причины их поведения, попадают в замкнутый круг. Им не хватает любви и понимания со стороны близких, но своим поведением они еще больше отталкивают их. А враждебное отношение окружающих, в свою очередь, провоцирует ребенка, возбуждая в нем чувства страха и гнева. Поведение, которое воспринимается как асоциальное, является отчаянной попыткой обратить на себя внимание. Вполне возможно, что ребенок сначала выражал свои потребности в более мягкой форме, но взрослые не придали этому значения.

Еще одной причиной асоциального поведения у ребенка могут быть ссоры между родителями, свидетелем которых он является очень часто. Чрезвычайно суровая или, наоборот, слишком слабая дисциплина, непоследовательность родителей в своих требованиях и поступках, равнодушие к детям также могут стать причиной агрессивного поведения ребенка.

Итак, взрослым, наблюдающим агрессивность ребенка по отношению к окружающим, надо понять, что он имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет желаемого результата. Иногда ребенку нужно просто человеческое общение, понимание, одного лишь ласкового слова бывает достаточно, чтобы снять его озлобление.

Какие же рекомендации можно дать родителям?

• Взрослым необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют дети, которые никогда не знали, какую реакцию родителей вызовет их поведение в этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо наказание, либо равнодушную реакцию.

• Следует избегать неоправданного применения силы и угроз. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злоба, жестокость и упрямство.

• Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него самоконтроль. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. Самое главное - научить ребенка разряжаться, избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Ребенку следует предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева. Например:

1. Остаться одному в комнате и высказать все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.

2. Когда сложно сдержаться, можно бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, бить по кровати, написать все слова, которые хочется высказать в гневе.

3. Успокоиться помогают глубокие вдохи или счет до десяти, перед тем как что-то сказать или сделать. Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.

Еще одна разновидность детской агрессии - это жестокость по отношению к животным. В раннем детстве в основе «садистских опытов» над животными и насекомыми может лежать обычное любопытство. Ребенку интересно, что будет делать жук, если его посадить в банку, привязать к лапке нитку и т. п. Маленькие дети часто мучают животных, сами не понимая того, что причиняют им боль, страдания. В этом случае можно просто поговорить серьезно с ребенком, обсудив с ним, что чувствует животное, что бы оно сказало, если бы умело говорить.

Жестокость школьников постарше уже не является простым любопытством. Она, как правило, свидетельствует именно об агрессивности. Но и в этом случае причиной агрессии, скорее всего, бывают домашние конфликты, неудовлетворенность, проблемы с общением. Например, если ребенка наказывают физически, он, не имея возможности дать отпор, вымещает свои обиды на домашних животных.

Жестокое отношение к бездомным животным воспринимается самим ребенком как шутка, забава, игра, которые, по его мнению, могут поднять его авторитет у сверстников. Ему кажется, что в глазах окружающих он будет считаться сильным, бесстрашным. К сожалению, в подростковом возрасте школьники очень часто оказываются под влиянием компании и участвуют в издевательстве над животными для того, чтобы не показать своей «слабости». Впоследствии это может развиться и в преступную деятельность, агрессию по отношению к случайным прохожим.

Вот каковы рекомендации психологов по этой проблеме:

• Наблюдайте за играми ребенка. Если вы заметили, что в ходе них ребенок проявляет агрессию к игрушкам или домашним животным, насторожитесь, постарайтесь найти причины этого. Давно известно, что в играх дети реализуют и показывают свои мечты, фантазии и страхи.

• Обсуждайте с ребенком, на какого персонажа книги или мультфильма он хочет быть похож, почему тот или иной герой ему нравится или наоборот.

• Если ребенок рассказывает вам свой сон, не отмахивайтесь, даже если заняты. Во сне дети часто видят то, что вызывает у них сильные переживания, чего им не хватает в жизни. Обращайте особое внимание на те сюжеты сновидений, которые из раза в раз повторяются.

• Приучите ребенка рассказывать о том, что его волнует, за что он переживает. Пусть он привыкнет прямо говорить о своих чувствах, о том, что ему нравится, а что не нравится. Высказывая свои мысли, сами применяйте для выражения чувств выражения «я рассердился», «я обиделся», «я расстроился» и введите эти слова в активный словарный запас своего ребенка.

• Ни в коем случае в порыве гнева не обзывайте ребенка - он будет копировать ваше поведение и слова в общении как с животными, так и людьми. Чем больше агрессии с вашей стороны, тем больше ее зародится в душе сына или дочки. Тогда, не имея возможности ответить своим непосредственным обидчикам (в данном случае родителям), дети отыграются на кошке, собаке или побьют более слабого.

• Не пытайтесь исправить асоциальное поведение ребенка бесконечными нотациями. Лучше постоянно подавайте пример гуманного поведения, заостряйте внимание на таких примерах в жизни, книгах, фильмах.

В последние годы психологи рассматривают отдельно такую причину возникновения детской агрессии, как СМИ. На ребенка начинают оказывать влияние передачи телевидения, кино, детективы, наполненные различными проявлениями агрессии. За все школьные годы дети проводят у телевизора почти 15 тыс. часов. За это время они видят в среднем около 13 тыс. случаев насильственной смерти. Еще в исследованиях 70-х гг. психологами было установлено, что дети, видевшие по телевизору множество актов насилия, более склонны к агрессивным действиям, чем дети, не видевшие их. Способствуют этому и компьютерные игры. Совершая в них виртуальные акты насилия, ребенок перестает видеть грань между игрой и реальностью. При подготовке к родительскому собранию в нашем классе было проведено исследование отношения детей к телепрограммам. (Приложение)

Предлагаем вам ознакомиться с его результатами.

(Организуется обсуждение ответов детей.)

- Какие выводы вы можете сделать из нашего обсуждения? (Необходимо обдумать дома этот вопрос, организовать контроль за просмотром телепередач, самим быть внимательнее при выборе программ, если ребенок находится перед телевизором.)

Итак, из всего сказанного выше вытекают следующие правила поведения:

1. Не фиксировать внимание на агрессивном поведении ребенка, самим не проявлять грубости, жестокости. Запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражение удивления, огорчения, недоумения близких по поводу враждебного поведения - вот что формирует у детей сдерживающие начала.

2. Постараться быть внимательными к ребенку и почувствовать его эмоциональное напряжение.

3. Реагировать и откликаться на любые позитивные сдвиги в поведении ребенка. Он хочет в каждый момент времени чувствовать, что его понимают и ценят.

4. Учиться слушать и слышать своего ребенка.

5. Уметь принимать его таким, какой он есть.

6. Чаще включать в общение тепло, доброе слово, ласковый взгляд.

IV. Этап социологического опроса родителей

Родителям предлагается ответить на вопросы, касающиеся проявления агрессивности детей в их семьях, путей выхода из конфликтных ситуаций, необходимости помощи специалистов. (Приложение 1.3.)

Опрос проводится с целью составления плана работы со школьным психологом, детским врачом-психиатром и т. п. Результаты опроса анализируются после собрания, составляется план работы по организации помощи родителям.

V. Выступление гостей

Выступление школьного психолога.

Психолог может сам построить свое выступление, основываясь на наблюдениях за детьми данного класса и диагностике, например, уровня тревожности в классе. Классный руководитель может попросить его провести тренинг с родителями или рассказать о методах коррекции агрессивности детей.

Релаксационный тренинг (проводится прямо на собрании с родителями).

Его можно использовать, отводя время для занятий дома (это будет полезно для снятия напряжения и самим родителям). Как результат - уменьшение гиперактивности, напряженности, агрессии.

Первое упражнения для тренинга - «Зигфрид».

1. Фаза напряжения. Сядьте прямо, как свеча. Разверните руки, плечи и предплечья под прямым углом. Отведите плечи как можно дальше назад, как будто вы хотите удержать между лопаток маленький предмет, например, карандаш.

2. Фаза расслабления. Как только вы почувствуете боль, два раза вдохните и выдохните, затем расслабьтесь. Плечи и голова расслабленно падают вперед. Охватите руками свое колено и потяните руки и плечи.

Для расслабления плечей и затылка рекомендуется сделать упражнение «Квазимодо».

1. Фаза напряжения. Разверните руки, плечи под прямым углом. Плечи свободно свисают. Закройте глаза и выдохните. Теперь поднимите плечи высоко, как будто вы хотите коснуться ими ушей. Втяните голову в плечи, не смотрите при этом вверх. Сконцентрируйтесь на мышечной складке, которая возникла на вашем затылке. Сильно нажмите этот «валик» между головой и плечами, дышите при этом глубоко. Сжимайте его так сильно, чтобы в голове появилась вибрация. Не прекращайте сжимать, пока не почувствуете боль. Не задерживайте воздух!

2. Фаза расслабления. Важно, чтобы ваши плечи были полностью расслаблены и свободно опущены вниз. Голова опущена так низко, что подбородок касается груди. Делайте это одним плавным движением. Закройте глаза, дышите спокойно, равномерно, не отрывайте подбородок от груди. Попытайтесь положить правое ухо на правое плечо, затем левое - на левое плечо, плечи не поднимаются. Они напрягаются, и напряжение отчетливо чувствуется сухожилиями, расположенными в области между ушами и плечами. Итак, подбородок не двигается, только голова склоняется в сторону. Дышите спокойно и равномерно, насладитесь расслаблением, но не затягивайте его. Фаза расслабления должна проводится особенно долго и основательно. Если вы не выполните фазу расслабления, то не достигнете желаемого эффекта.

Для проведения тренинга дома с детьми упражнениям можно придать игровой характер. (Приложение 1.4.)

Другой метод называется «Беседа с собой». Он учит детей притормаживаться, размышлять перед тем, как совершить агрессивное действие. Такого рода беседа будет выступать буфером между порывом и слишком поспешным действием. Метод предполагает следующие шаги:

1. Ребенок определяет суть самой проблемы, включая вызванные эмоции: «Он говорит глупости, а я злюсь».

2. Затем обдумывает несколько альтернативных вариантов реагирования. С этой целью задает себе (возможно с помощью родителя) вопросы типа:

«Тебе нравится то, что ты сделал в этой ситуации?» «А как можно было поступить в этой ситуации?»

3. Разбираются варианты поведения и их последствия («А что будет, если...?»).

4. Затем принимается решение - что надо делать и как надо поступить.

Очень важно не только проговорить, но и записать алгоритм поведения в подобных ситуациях на языке, понятном ребенку. Он должен его заучить и... порепетировать.

Классный руководитель. Как видите, обучать надо не только чтению, но и правильному поведению. Систематичность такого обучения обеспечит успех.

Выступление воспитателя ГПД.

Воспитатель может рассказать о проявлениях агрессии во внеурочное время, не называя имен и фамилий детей. Можно предложить для анализа детские рисунки, которые вызвали тревогу. Желательно привести в примеры наиболее удачные случаи выхода из детских конфликтов.

В заключение необходимо подвести родителей к тому, чтобы они, слушая рассказы своего ребенка о ссорах, не возмущались бы поведением и поступками других детей, а спрашивали бы, как повели себя их сын или дочка, как можно было предотвратить ссору, драку и т. п.

VI. Подведение итогов родительского собрания

Родителям предлагается определить ценность сегодняшнего собрания с точки зрения практической помощи в вопросах воспитания. Учитель знакомит мам и пап с мероприятиями в плане работы школы, направленными на профилактику асоциального поведения детей. Предлагает обсудить дома мысли, чувства, возникшие по этому поводу.

Возможное решение родительского собрания:

1. Обсудить с членами семьи необходимость контроля за выбором телепередач для просмотра детьми.

2. Классному руководителю составить график консультаций школьного психолога для родителей, выразивших это желание в анкетах.

3. С целью предупреждения развития детской агрессивности принять участие в следующих общешкольных мероприятиях... (перечисление). Ответственными за подготовку назначить... (Ф.И.О.).

4. При обсуждении детских конфликтов дома учить ребенка анализировать и свое поведение, даже если он являлся только случайным свидетелем.

VII. Анализ итогов родительского собрания

Классному руководителю предстоит проанализировать результаты ответов родителей, зафиксировать результаты по схеме:

1. Наиболее частые виды проявления агрессии у детей:

• по отношению к другим детям ...%;

• животным...%;

• предметам...%;

• аутоагрессия ...%.

2. Методы устранения проявлений агрессии, используемые родителями:

• беседы.

• наказания ...%;

• медикаментозные препараты ...%.

Классный руководитель. Какую помощь родители хотели бы получить в школе?

(На основе данных социологического опроса скорректировать план классного руководителя, план встреч со специалистами.)

Приложения

Приложение 1.1. Цитаты для оформления доски

«Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется как бегством от собственной душевной боли...» (Э. Фромм)

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми». (О. Уайльд)

«Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро» (Н. Макиавелли)

Приложение 1.2. Анкета для учащихся

1. Какие телепередачи вы выбираете для просмотра?

2. Что вам в них нравится?

3. Дают ли вам советы родители при выборе телепередач?

4. Какие телепередачи любят смотреть ваши родители?

5. Какие телепередачи вы смотрите всей семьей?

Таблицы для оформления анкет (из опыта работы)

Вопрос № 1

Группы

Боевики

Фильмы ужасов

Ток-шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другие

Мальчики

 

 

 

 

 

 

Девочки

 

 

 

 

 

 

Папы

 

 

 

 

 

 

Мамы

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 2

Группы

Боевики

Ужасы

Ток-шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другие

желание победить

причинить

боль

быть испуганным

проверить

себя

случаи с героями

встречи со звездами

добро

зло

узнать новое

развлекательное

наблюдение

желание быть таким

Мальчики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Девочки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Папы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мамы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 3

Группы

Да

Нет

Мальчики

 

 

Девочки

 

 

Вопрос № 4

Группы

Боевики

Фильмы ужасов

Ток-шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другие

Мальчики

 

 

 

 

 

 

Девочки

 

 

 

 

 

 

Вопрос № 5

Группы

Боевики

Фильмы ужасов

Компьютерные игры

Ток-шоу

Сказки

Исторические фильмы

Другие

Мальчики

 

 

 

 

 

 

 

Девочки

 

 

 

 

 

 

 

(Результаты могут быть представлены как в процентном выражении, так и в количественном.)

Приложение 1.3. Тест-опросник для родителей

1. Возникали ли у ваших детей случаи агрессии. Если да, то какой вид детской агрессии вы наблюдали?

• по отношению к другим детям;

• по отношению к животным;

• по отношению к предметам;

• аутоагрессия.

2. Жаловались ли ваши дети на то, что они становились объектом агрессии со стороны сверстников? Что вы им советовали?

3. Какие методы вы принимали для устранения проявлений агрессии?

• беседы;

• наказания;

• медикаментозные препараты;

• другие методы.

4. Как вы оцениваете их эффективность?

• помогли;

• помогли ненадолго;

• не помогли.

5. Обращались ли вы к специалистам за помощью?

6. Какую помощь вы бы хотели получить в школе?

Приложение 2.4. Тренинг мышечного расслабления

В предлагаемом тренинге ребенок учится не только расслаблять мышцы, но и осознает состояние покоя, ненапряженности. Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Например, крепко сжимая кулак, а затем отпуская его, ребенок учится различать состояния напряжения и расслабления и, в конечном итоге, расслаблять мышцы по своему желанию. Расслабление способствует снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения.

Эмоциональная неуравновешенность ребенка может выражаться не только в резкой смене и неадекватности реакций, но и в неловких, беспокойных движениях, прерывистом сне и т. п. Если игровые методы используются, в основном, для коррекции личностных нарушений у детей, таких, как неадекватная самооценка, конфликтность, агрессивность, снятие страхов и других негативных эмоций, то для общего успокоения мы предлагаем использовать тренинг мышечного расслабления.

Комплекс упражнений для тренинга разработан И. Выгодской, Е. Пеллингер и Л. Успенской, дополнен Н. Клюевой, Ю. Касаткиной.

Ощущение расслабления будет более сильным, если ему предшествовало напряжение. При этом не следует забывать, что внимание ребенка должно фиксироваться на расслаблении. При выполнении упражнений необходимо обратить внимание на то, как приятно состояние ненапряженности, спокойствия. Не все дети овладевают навыками расслабления сразу, поэтому необходимо достаточно большое терпение родителей при разучивании этих упражнений, но, мы думаем, их эффективность стоит того, чтобы посвятить им несколько домашних вечеров.

Тренинг проходит в два этапа: мышечное расслабление по контрасту с напряжением и мышечное расслабление по представлению. Упражнения разделены на группы на основании тех мышц, расслаблению которых они способствуют. При проведении упражнений рекомендуется использовать спокойную, медленную музыку. И не забывайте, что уже разученные упражнения хорошо бы периодически повторять.

I. Упражнения на освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук

1. Поза покоя

Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но не все пока умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье...

И становится понятно -

Расслабление приятно!

2. «Кулачки»

- Сожмите пальцы в кулачок покрепче. Руки лежат на коленях. Сожмите их сильно-сильно, чтобы косточки побелели. Вот как напряглись руки! Сильное напряжение. Нам неприятно так сидеть! Руки устали. Расслабили руки. Отдыхаем. Кисти рук потеплели. Легко, приятно стало. Слушаем и делаем, как я. Спокойно! Вдох-выдох!

(Это и каждое последующее упражнение повторяется 3 раза.)

- Руки на коленях, кулачки сжаты крепко, с напряжением. Пальчики прижаты (сжимать пальцы). Пальчики сильней сжимаем - отпускаем, разжимаем.

3. «Олени»

- Представим себе, что мы - олени. Поднять руки над головой, скрестить их, широко расставив пальцы. Вот какие рога у оленя! Напрягите руки. Они стали твердыми! Нам трудно и неудобно держать так руки. Напряжение неприятно. Быстро опустите руки, уроните их на колени. Расслабили руки. Спокойно. Вдох-

выдох.

II. Упражнения на расслабление мышц ног

1. «Пружинки»

- Давайте представим, что мы поставили ноги на пружинки. Они выскакивают из пола и отталкивают носки наших ног так, что они поднимаются вверх, а пятки продолжают упираться в пол. А теперь нажимаем на пружинки. Крепче! Сильнее! Ноги напряжены! Тяжело так сидеть. Перестали нажимать на пружинки. Ноги расслабились. Приятно. Отдыхаем. Вдох-выдох!

2. «Загораем»

- Представьте себе, что ноги загорают на солнышке (вытянуть ноги вперед, сидя на стуле). Поднимаем ноги, держим. Ноги напряглись. (Здесь можно предложить ребенку самому потрогать, какими твердыми стали его мышцы.) Напряженные ноги стали твердыми, каменными. Опустили ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох-выдох!

III. Упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса

1. «Штанга»

- Будем заниматься спортом. Встаньте. Представьте, что вы поднимаете тяжелую штангу. Наклонитесь, возьмите ее. Сожмите кулаки. Медленно поднимаем руки. Они напряжены! Тяжело! Руки устали, бросаем штангу (руки резко опускаются вниз и свободно повисают вдоль туловища). Они расслаблены, не напряжены, отдыхают. Легко дышится. Вдох-выдох!

(Во время выполнения упражнения можно прикоснуться к мышцам плеча и предплечья.)

2. «Кораблик»

- Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги пошире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной. Качнуло палубу, прижимаем к полу правую ногу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямились! Расслабили ногу. Качнуло в другую сторону, прижимаем к полу левую ногу. Выпрямились. Вдох-выдох!

(Упражнение выполняется поочередно для каждой ноги. Обратите внимание ребенка на напряженные и расслабленные мышцы ног.

После обучения расслаблению ног мы рекомендуем еще раз повторить позу покоя.)

IV. Упражнения на расслабление мышц живота

1. «Шарик»

- Представим, что мы надуваем воздушный шар. Положите руку на живот. Надуваем живот, будто это большой воздушный шар. Мышцы живота напрягаются. Это сильное напряжение неприятно! Не будем надувать большой шар. Сделаем спокойный вдох животом так, чтобы рукой почувствовать небольшое напряжение мышц. Плечи поднимать нельзя. Вдох-выдох! Мышцы живота расслабились. Стали мягкими. Теперь легко сделать новый вдох. Воздух сам легко входит внутрь. И выдох свободный, ненапряженный!

2. «Стульчик»

Ребенок лежит на спине, руки вдоль тела. Медленно он начинает подниматься и садится, как будто на стульчик. При подъеме мышцы живота напрягаются, а когда он садится, они расслабляются.

- Хорошо, приятно стало. Постепенно, медленно опускаемся опять на спину. Снова напрягаются, а затем расслабляются мышцы.

V. Упражнения на расслабление мышц шеи

1. «Любопытная Варвара»

- Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернемся в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох-выдох!

Любопытная Варвара

Смотрит влево...

Смотрит вправо...

А потом опять вперед –

Тут немного отдохнет.

Шея не напряжена,

А расслаблена.

(Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.)

- Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямились. Легко стало, свободно дышится. Вдох-выдох!

А Варвара смотрит вверх!

Выше всех, все дальше вверх!

Возвращается обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

- А сейчас медленно опускаем голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох-выдох!

А теперь посмотрим вниз –

Мышцы шеи напряглись!

Возвращаемся обратно –

Расслабление приятно!

Шея не напряжена

И расслаблена.

VI. Упражнения на расслабление губ и нижней челюсти

1. «Хоботок»

- Вытянуть губы «хоботком» (как при артикуляции звука «у»). Напряглись губы. Опускаем хоботок. Теперь губы стали мягкими, ненапряженными (рот слегка приоткрыт, губы расслаблены).

2. «Рот на замочке»

- Поджимаем губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрываем рот на замочек. Сильно-сильно сжимаем губы. Им становится неприятно. Отпускаем губы. Вот какими мягкими и ненапряженными они стали.

3. «Лягушки»

Губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.

4. «Орешек»

- Представьте, что вы разгрызаете твердый орешек. Крепко сожмите зубы. Челюсти напряглись, стали, как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти - легко стало, рот приоткрылся, все в нем расслаблено.

VII. Упражнения на расслабление мышц речевого аппарата (губ, челюстей, языка)

1. «Сердитый язык»

- Язык упирается в верхние губы, затем опускается. Он старается вытолкнуть зубы наружу, потом расслабляется, как будто спит.

2. «Горошина»

- Язык прижимается к щеке и надавливает на нее, как будто за щекой спрятана горошина. Языку неудобно быть в таком положении, и мы возвращаем его на место. Он расслабился, отдыхает.

3. «Горка»

- Удерживая кончик языка за нижними зубами, выгнуть его горкой. Неприятно так долго держать язык.

4. «Волшебный сон»

Ребенок находится в позе покоя. Взрослый дает ему следующую установку:

- Когда я буду читать стихи, закрой глаза. Внимательно слушай и повторяй за мной про себя. Спокойно отдыхай, закрыв глаза.

(Желательно использовать спокойную, расслабляющую музыку. Упражнение делается перед сном для снятия накопившейся усталости и напряжения).

Напряженье улетело...

И расслаблено все тело, (2 раза)

Будто мы лежим на травке,

На зеленой мягкой травке...

 

Греет солнышко сейчас...

Руки теплые у нас...

Жарче солнышко сейчас...

Ноги теплые у нас...

Дышится легко... ровно... глубоко...

 

Губы теплые и вялые

И нисколько не усталые,

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется, (2 раза)

 

И послушный наш язык

Быть расслабленным привык.

Нам понятно, что такое

Состояние покоя...

(Составлено по книге Н.В. Клюевой, Ю.В. Касаткиной. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития». 1997 г.)

Автор: Ирина Фёдоровна Яценко

Рекомендуем посмотреть:

Родительские собрания в начальной школе. Разработки

Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?

Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс

Родительское собрание в 4 классе. Воспитание доброты

Родительское собрание в 4 классе. О воспитании правдивости

Нет комментариев. Ваш будет первым!