Родительское собрание «Диалог в семейном общении»

Собрание – совместная игра для родителей старшеклассников. Тема: Час вопросов и ответов

Цель: познакомить родителей с приемами бесконфликтного общения и обратной связи, выявить семьи с проблемами в общении.

Подготовительный этап.

Подготовка к экспресс-опросу (требуется бумага зеленого и желтого цвета, мел).

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя (приветствие, ознакомление с темой и программой собрания).

II. Игра «Хорошо ли мы знаем друг друга».

Участвуют семьи (мама или папа и ребенок). Когда ведущий задает вопрос ребенку о родителе, последний пишет ответ на доске (учащийся написанное не видит, так как стоит спиной к доске). Подобным же образом поступает ребенок, когда ведущий задает аналогичный вопрос родителю.

Выигрывает та семья, у которой больше совпадений в ответах.

Вопросы для игры.

1. Любимое блюдо родителя (ребенка).

2. Любимое занятие в детстве родителя (ребенка - сейчас).

3. Что в первую очередь сделает родитель, когда придет с работы (ребенок из школы)?

4. Какое качество родитель (ребенок) ценит в людях?

5. Назовите любимый праздник родителей ребенка.

6. Как родитель (ребенок) любит, чтобы его называли?

7. Какой цвет любит родитель (ребенок)?

8. Назовите любимую одежду родителя (ребенка).

9. Какой предмет в школе любил (любит)?

10.Что может обрадовать родителя (ребенка)? и др.

Примечание. Эту игру можно использовать на семейном празднике.

III. Экспресс-опрос (анонимный).

Родителям раздаются листы бумаги зеленого, а детям желтого цвета.

Ведущий предлагает закончить предложения:

1. Я боюсь, что мои родители (мой ребенок) ...

2. Я хочу, чтобы мои родители (мой ребенок) поняли...

3. Я хочу, чтобы родители (ребенок) простили...

4. Я хочу поговорить с родителями (ребенком) о...

5. Мне приятно, когда родитель (ребенок)...

6. Я хочу видеть моих родителей (ребенка)... (указывается какими).

7. Я благодарю моих родителей (ребенка)...

8. Для того чтобы убедиться, понял ли я родителей (ребенка), я...

Экспресс-опрос проводится постепенно, от вопроса к вопросу. После того как родители и дети закончили первое предложение, учитель собирает листы и читает по очереди ответ учащегося и родителя (не называя имен). На доске помощник записывает повторяющиеся ответы. Учитель:

Итак, родители больше всего боятся... Дети...

Затем все заканчивают следующее предложение и т. д.

Учитель. Почему возникают проблемы в общении даже у любящих людей?

Потому что общению тоже надо учиться, чтобы понимать друг друга. Есть целая наука, которая изучает общение, - психология общения.

Далее учитель поясняет, что понятие «обратная связь» служит для обозначения способов постоянного получения информации о понимании партнером по общению смысла адресованного ему сообщения. Свидетельством понимания (сигналами обратной связи) могут служить слова и короткие реплики («Это точно», «Это верно», «Так-так, понимаю» и т. п.), невербальные знаки (выражение глаз, мимика лица, жесты и т. п.).

Если же партнер по общению слушает обращенное к нему сообщение, никак не выражая своего к нему отношения, можно использовать приемы обратной связи (или рефлексивного слушания). Использование их помогает лучше понимать людей.

Приемы.

1. Выяснение. «Что вы имеете в виду? Уточните, пожалуйста...».

2. Перефразирование. «Другими словами, мы...», «По вашему мнению...».

3. Отражение чувств собеседника. «Вероятно, вы чувствуете...», «Вижу, что вы этим очень расстроены...».

4. Резюмирование. «Если подытожить все сказанное, то...», «Итак, если я вас правильно понял, ваша основная мысль сводится...».

Игра (с целью отработки навыков).

Участвуют родители и дети. Разыгрываются следующие ситуации.

1. Мама (папа) о чем-то говорит, дочь (сын), используя приемы обратной связи, должна (должен) выяснить, правильно ли она (он) поняла (понял) маму (папу).

2. Мама (папа) должна (должен) понять сообщение дочери (сына).

3. Та же ситуация, только участвуют двое детей.

V. Заключительное слово классного руководителя.

Благодарит всех за участие, откровенность и просит на листках закончить предложения.

• Для меня было новым...

• Я задумался сегодня о...

• Я бы провел собрание...

Учитель после собрания анализирует предложения.

Примечание.

1. На таком собрании не рекомендуется говорить о поведении и успеваемости учащихся.

2. Ситуации для игры нужно продумать заранее и записать для экономии времени на карточках.

Автор: Свиридова Ольга Васильевна

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по профориентации старшеклассников

Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Родительское собрание «Диалог в семейном общении»

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Взаимодействие школы и родителей при подготовке к экзаменам», 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!