Цель: убедить родителей в необходимости диалога с детьми, поиска совместных вариантов решения возникающих проблем.
Подготовительный этап:
1. Выявить волнующие учащихся и родителей вопросы с помощью наблюдений, бесед, тестов.
2. Пригласить родителей на собрание.
3. Пригласить психолога или социального педагога.
4. Уточнить с учащимися значения слов: «пессимист», «оптимист», «консерватор».
5. Подготовить кабинет (стол для жюри и независимого консультанта (школьного психолога), места для команд, бумагу, ручки).
Предварительная подготовка к собранию.
• Анкетирование учащихся.
Вопросы анкеты:
1. Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?
2. Чувствовал(а) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?
3. Чье внимание для тебя важнее всего независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?
4. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?
5. Хотел(а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?
• Изготовление памятки для родителей «Умеете ли вы общаться с детьми».
• Оформление классной комнаты с помощью учащихся (столы ставятся по кругу, готовятся плакаты, схемы).
• Анкета для родителей.
1. С кем Вы дружили в школе? Какой это был человек? Как к вашей дружбе относились родители?
2. Сохранилась ли дружба с одноклассниками? Встречаетесь ли Вы с ними?
3. Чем увлекались в старших классах?
4. Какие учителя Вам запомнились и почему? Изменились ли Ваши взгляды на учителя?
5. В каком классе к Вам пришла первая любовь? Как отнеслись к этому родители?
6. Остался ли у Вас в памяти самый счастливый день Вашей школьной жизни?
Классный руководитель (в роли ведущего). Мы сегодня собрались на «Вечере размышлений», чтобы поговорить об очень важных вопросах. Предлагаю провести его в форме игры. В игре участвуют две команды (1-я - родители, 2-я - дети и жюри, в которое войдут «пессимист», «оптимист», «консерватор». Кто хотел бы сыграть сегодня эти роли? (Выбираются желающие.)
Каждая команда получает написанный на карточке вопрос и в течение 1-2 минут обдумывает ответ, выбирает члена команды, который выразит общее мнение (особое мнение тоже оглашается). Выслушав обе команды, ведущий предоставляет слово каждому члену жюри, а затем выслушивается мнение независимого консультанта.
1. Игра.
Вопросы для родителей.
1. Важен ли режим дня взрослого человека или он важен только для школьника? Что нужно учитывать при составлении режима дня?
2. Вы получили «2» (за невыученный урок или за четверть). Что вы будете делать?
3. Вы не хотите учиться, но любите своих родителей. Ваши действия?
4. Вы хотите получить высшее образование, но Вам не рекомендуют идти в 10 класс. Ваши действия?
5. Что нужно учитывать при выборе профессии?
6. Вам не нравятся друзья Вашего ребенка. Что Вы можете сделать?
7. При каком условии Вы отпустите ребенка на дискотеку?
8. Почему люди не понимают друг друга? Что нужно делать, чтобы Вас поняли?
Вопросы для детей.
1. Важен ли режим дня для взрослого человека или только для школьника? Что нужно учитывать при составлении режима дня?
2. Ваш сын (дочь) получил(а) «2» (за четверть или очередную). Ваши действия?
3. Вы любите своего ребенка, а он не хочет учиться. Ваши действия?
4. Вы хотите получить высшее образование, но вам не рекомендуют идти в 10 класс Ваши действия?
5. Что нужно учитывать при выборе профессии?
6. Что делать, если родителям не нравятся ваши друзья?
7. Мама не хочет отпускать на дискотеку, как можно изменить ситуацию?
8. Почему люди не понимают друг друга? Что нужно делать, чтобы Вас поняли?
В работе собрания можно использовать тренинг «Сердечные слова» (см. Приложение 1).
Результаты команды детей и родителей зачитывают вслух, по очереди подтверждая согласие или несогласие с выбранным определением.
Подведение итогов собрания.
Классный руководитель. Спасибо всем за участие, искренность. Желаю вам быть понятыми друг другом. Перед каждым из вас лежит лист бумаги. Закончите, пожалуйста, фразы:
1) Я чувствовал себя сегодня...
2) Мне понравилось...
3) Мне не понравилось...
4) Я хочу Вам пожелать...
Примечание: на таком собрании не рекомендуется говорить о поведении и успеваемости учащихся.
Возможные выводы: цель собрания достигнута - общение родителей с учащимися, родителей с родителями, учащихся с учащимися состоялось, оно интересное, волнующее, для многих реализована потребность высказаться и быть услышанным, узнать мнение психолога. Участники игры чувствуют себя хорошо, умеют оценить друг друга. Родители чувствуют, что их дети уже взрослые, многое понимают, умеют слушать, отстаивать свое мнение. Отвечая на некоторые вопросы, родители имеют возможность поставить себя на место детей, а дети - на место родителей. Это тоже способствует созданию атмосферы доверия, искренности.
Ответы членов жюри помогут увидеть, что оценка или выбор могут зависеть от позиции, которую занимает человек, что нельзя изменить факты, но можно изменить свое отношение к ним. Многие участники могут продолжить обсуждение вопросов, затронутых на собрании, по дороге домой и дома; учащиеся обсуждают их на следующий день в школе с одноклассниками, которые не присутствовали на собрании (вторичная рефлексия). Учитель получает информацию для размышления о проведении собраний и для дальнейшей работы с классом. Ребятам нравится работать в группе. Психолог имеет возможность оценить совместную работу родителей и учащихся, с некоторыми из участников может запланировать индивидуальные беседы.
Опросник для детей «Знаешь ли ты своих родителей?»
Инструкция: прочитай вопрос, подумай, ответь сам.
1. Носила ли твоя мама косички, когда была девочкой?
2. Какие неудачи случались у твоего папы, когда он был мальчиком?
3. Какие прозвища были у твоих родителей?
4. Какую песню любит громко петь папа? А мама?
5. Что больше всего любят делать твои родители?
6. Любят ли твои родители ходить на работу?
7. Как зовут начальника твоего папы? А мамы?
8. Накручивает ли волосы на бигуди твоя бабушка?
9. Красит ли усы твой дедушка? Какой бритвой он бреется?
10. Какой любимый цвет у твоих родителей? А какой любимый праздник? А кто из политиков им нравится?
11. Мечтают ли твои родители о круизе вокруг света на теплоходе? О том, чтобы завести ещё одного ребёнка? Ну, тогда, может быть, о собаке, кошке, крокодиле? О том, чтобы пойти с тобой на футбол, или театр, или куда бы ты хотел?
12. О чём твои родители мечтают больше всего?
Примечания для родителей: желая вырастить из ребенка кого-либо, не забывайте показать, как это делается, иначе: не утаивайте от него факты собственной жизни.
Тренинг «Сердечные слова»
Прочитайте внимательно текст в таблице. Приведите в соответствие названия традиций доброго слова и их значения. В каких жизненных ситуациях и с какими чувствами в вашей семье вы произносите эти слова?
№ п/п |
Традиции доброго слова |
Что оно значит |
1 |
2 |
3 |
1 |
Благословение |
Эти слова люди произносят при встрече, тем самым продолжая древнюю традицию здравиц - пожелания здоровья ближнему: «Здорово!», «Здорово живете!», «Дай Бог тебе здравствовать!». Прежде было принято говорить такие слова каждому человеку, даже незнакомому. Считалось, что пожелание здоровья каждому есть проявление любви ближнему. Ныне, к сожалению, этот обычай утрачен. Впервые переступая порог чьего-либо дома, говорят: «Мир дому сему», желая любви, согласия, взаимопонимания всем его обитателям. В эти словах высказывалась и уверенность в том, что входящий пришел в этот дом с добрыми намерениями и чувствами и надеется, что его встретят тем же |
2 |
Приветствие |
Эти слова высказывают лично или посылают письменно. Это делают в связи с днем рождения и с Днем ангела, с Новым годом и Днем Победы, с другими праздниками и важными событиями |
3 |
Прощание |
Эти слова сопровождают поздравления. Принято желать друг другу здоровья и счастья, благополучия и успехов, долгих лет жизни. Люди верующие желают помощи Божией, крепости духовных и телесных сил |
4 |
Поздравление |
Оно требовалось на всякое дело - дальнюю дорогу, учебу, начало полевых работ, женитьбу или замужество, даже при прощании на ночь перед сном. Это значит произнести благое слово, то есть слово доброе, полезное, служащее |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
|
|
счастью. Оно означает пожелание добра, покоя, счастья, успехов, жизни в любви и согласии. В устах родителей - выражало их волю и наставление, а крестное знамение и икона призывали еще, как все верили, помощь Божию. Было твердое убеждение, что без этого слова не будет ни удачи, ни счастья. Могло быть и письменное, особенно среди состоятельных знатных людей. Чаще всего оно было в виде духовной грамоты, которая составлялась, когда старые родители чувствовали приближение своей кончины. В нем не только распределялось имущество. В духовной грамоте родители просили поминальных молитв и давали наставления «жить между собою в добром состоянии и любви, без лжи и ненависти» |
5 |
Пожелание |
За любое доброе дело, сделанное ради тебя, твоих близких, ради Веры и Отечества, принято дарить благо (добро). Другими словами, на добро принято отвечать добром. Такое слово, прежде всего, выражается в том, что мы признаем заслуги другого. Мы произносим эти слова всем, кто заботится о нас, трудится для нас, молится о нас, учит пас, защищает нас, подает пример праведного слова и дела |
6 |
Благодарность |
Большое значение имеют слова, сказанные при расставании. Если люди расстаются ненадолго, то принято говорить: «До свидания». В этих словах живет уверенность в том, что новая встреча произойдет очень скоро, а само свидание будет желанным. Если же расставались на большой срок или были не уверены, что придется когда - нибудь свидеться вновь, то говорили: «Простите и прощайте!». В этих словах |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
|
|
живет православная традиция примириться при расставании, испросить прощения за обиды и простить самому |
7 |
Слова любви |
Заповеди, заветы и молитва. Молитва - обращение к Богу, ангелам, Богородице и святым. Верующий человек творит ее тогда, когда возникает духовная потребность ясно понять волю Божию. Он просит Бога вразумить его и наставить. Произносит молитву и в минуты благодарения и в знак хвалы Божией знак Его милости. Удивительно, но бывает так, что даже неверующий человек, порой сам от себя не ожидая, в трудные или радостные минуты жизни произносит слова молитвы - неумело, но также искренне. Молитва помогает сберегать чистоту помыслов, высокие духовные устремления, смягчает сердце |
8 |
Слова совести |
Любовь во все времена является самым светлым чувством человека. Ум истиной просветляется, сердце любовью согревается. Любовь рождает в человеке сердечные слова удивительной силы. «Любимый, родная, ненаглядная, сердечко мое, заботушка моя, суженый мой» - такие слова говорят наедине, искренне, трепетно и с умилением |
9 |
Священное слово |
Раскаяние, покаяние и прощение - вот ступеньки, на которых взращивается это слово. На исповеди звучит слово покаяния, любовь Божия и человеческая дарует прощение. В ответ на просьбу простить кающемуся человеку отвечали: «Бог простит и я с ним», «Бог простит и меня прости». Всегда помнили - грязь природную очищает вода, а грязь духовную - покаяние |
Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс
Родительское собрание «Диалог в семейном общении»
Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Взаимодействие школы и родителей при подготовке к экзаменам», 11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!