Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Разработка родительского собрания для 11 класса «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников 11 класса»

Цели: поставить общие задачи взаимодействия школы и семьи в обучении и воспитании 11-классников на предстоящий учебный год; определить характер взаимодействия родителей, классного руководителя и педагогов, работающих в классе; выбрать родительский комитет, определить его функции и задачи работы.

Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, добиться атмосферы взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей от выпускного класса; познакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности на этапе окончания школы; провести выборы родительского комитета.

Форма проведение: заседание семейного клуба.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог, представитель администрации школы.

Подготовительной этап

I. Приглашение родителей за 1 - 2 недели до проведения собрания.

II. Подготовка анкеты для родителей.

III. Сбор и анализ информации по вопросам: особенности учебной работы в выпускном классе, основные направления воспитательной деятельности в этом учебном году. Предварительное анкетирование учащихся.

Анкета для учащихся

1. Что для тебя семья?

2. Как ты считаешь, какое место в вашей семье ты занимаешь?

3. Какие традиции есть в вашей семье?

4. Что ты любишь делать вечером в семье?

5. Какую семью можно назвать счастливой?

6. Можешь ли ты назвать счастливой вашу семью?

7. Хотел бы ты, чтобы твоя будущая семья была такой же, в какой воспитываешься ты сейчас?

Блиц-опрос. Что для тебя школа:

1) подготовка к будущей взрослой жизни;

2) место, где я получаю знания, умения и навыки;

3) место встречи с друзьями;

4) возможность осознать свое «Я», понять себя как личность;

5) вынужденное пребывание по воле родителей?

IV. Изучение ожиданий 11-классников от нового учебного года. Мини-сочинения «Мои ожидания от выпускного класса».

Оформление помещения, оборудование и инвентарь

1. Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, подготовленные заранее детьми и классным руководителем.

2. На классной доске тема собрания.

3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

(Классный руководитель объявляет тему собрания, объясняет ее актуальность, ставит вопросы, которые предстоит решить в процессе совместной работы.)

Классный руководитель. Уважаемые родители, наша встреча сегодня посвящена теме взаимодействия семьи и школы на этапе обучения в 11 классе.

11 класс - важный этап жизни старшеклассников. Это последний год обучения в школе. За это время ученик должен успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам; осознать себя как личность, понять сущность своего «Я», чтобы в дальнейшем успешно реализовать свои способности и возможности; осуществить осознанный выбор профессии, сочетая «хочу» - «могу» - «надо».

Давайте начнем с анализа одного из важнейших институтов воспитания человека - семьи, в которой воспитывается выпускник.

Приглашаем вас принять участие в исследовании социальных факторов жизни вашей семьи. Исследование проводится исключительно с целью выяснить, в каких условиях воспитываются наши дети. Результаты исследования останутся только у классного руководителя и не будут использованы ни в каких других целях. Предлагаем вам подчеркнуть то, что касается именно вашей семьи.

Бланк опроса родителей

«Социально-педагогические показатели семьи»

Возраст: мама ___ папа ____.

Образование: мама ____ папа ____.

Место работы, должность: мама___ папа ____.

1. Состав семьи:

• мать, отец, бабушка, дедушка, дети;

• только мать и отец;

• мать и отчим, отец и мачеха;

• одна мать (мама - одиночка, в разводе, потеря кормильца), один отец;

• нет родителей, бабушка, дедушка, другие родственники - опекуны.

2. Санитарно-жилищные условия:

• благоустроенная отдельная квартира;

• квартира с родителями супруги (супруга);

• более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами;

• комната в коммунальной квартире, общежитие с удобствами;

• комната в общежитии, бараке без удобств;

• имеет ли ребенок свою комнату.

3. Доход:

• можем практически ни в чем себе не отказывать;

• денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берем кредит или долг;

• на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности;

• живем «от зарплаты до зарплаты»;

• денег до зарплаты не хватает.

4. Педагогический стиль:

• разумная требовательность к детям, демократизм, атмосфера доверия и поддержки друг друга;

• родительская любовь сопровождается сильной опекой одного из членов семьи;

• приоритет ценности собственной личной жизни при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям;

• хроническая нехватка времени для осуществления заботы о детях, дети - дополнительная проблема;

• приходится применять физические наказания из-за напряженно-конфликтных отношений с детьми.

5. Уровень эмоционального здоровья:

• атмосфера взаимной поддержки, доброжелательности, любви;

• здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «жизнь по привычке»;

• в семье нередки ссоры, скандалы, один из супругов склонен к алкоголизму.

6. Ценность детей:

• дети для нас - главная ценность;

• дети и супружество - равнозначно ценны;

• дети дополняют супружеские отношения;

• дети, скорее всего, элемент социального статуса - «как у всех, так положено»;

• дети - проблема, они доставляют много дополнительных забот, беспокойства.

7. Отношения со школой:

• полная информированность о жизни ребенка в коллективе, ощущение полной взаимопомощи и взаимоподдержки;

• обращение к педагогам за ответами по вопросам воспитания, признание их авторитета, постоянное участие в родительских групповых встречах;

• интерес к жизни ребенка в школе поддерживается одним из родителей (матерью, отцом) или бабушкой;

• критическое отношение к педагогическим методам школы;

• сознательное дистанцирование от контактов со школой.

8. Педагогическая культура:

а) на основе каких знаний воспитываете своего ребенка:

• читаете педагогическую литературу;

• получаете рекомендации педагогов;

• слушаете передачи по радио и телевидению;

• посещаете лекции для родителей;

• используете жизненный опыт?

б) какие проблемы испытываете в воспитании и развитии ребенка?

А сейчас давайте посмотрим, что же такое семья для наших детей? (Классный руководитель представляет результаты анкетирования детей, зачитывает выдержки из детских анкет.)

Итак, мы выяснили, что же такое семья для вас и ваших детей. Давайте посмотрим, а что же такое школа для наших 11-классников? (Результаты блиц-опроса детей класса.)

Как вы видите, были получены самые разнообразные ответы. Что же из этого следует?

Учебно-воспитательный процесс - это процесс целенаправленного, систематического формирования функционально грамотной личности в целях подготовки ее к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни страны.

Вы поручили нам самое дорогое - ваших детей. Вы поручили нам подготовить их к дальнейшему профессиональному обучению и в целом к взрослой жизни. В школе дети проводят много времени. В течение дня они общаются с разными педагогами, с одноклассниками и сверстниками. Для нас очень важно понять, какую роль играют взрослые в жизни детей, что они могут им дать.

Давайте вместе представим, с кем же в течение дня общаются наши дети, кто так или иначе оказывает воздействие на ребенка.

(Родители называют, классный руководитель записывает на доске: школа, дом, улица.)

Посмотрите, всех людей можно условно разделить на три группы: дом (семья), школа и улица (друзья).

На столах перед вами находятся листы бумаги с нарисованными на них кругами, разделите их на три сектора в процентах и отразите, как, по-вашему, оказывает влияние школа, семья и улица, условно их сумма 100%. Давайте посмотрим, что же у вас получилось!

Родители обмениваются своими мнениями, выступая индивидуально или в группах.

А теперь давайте сравним с результатами анкетирования детей. По мнению детей, влияние на формирование личности оказывает семья - 50%, 25 - улица, и 25% - школа. Какие же выводы можно сделать, исходя из полученных результатов?

(Выводы делают родители, помогает им классный руководитель. Выводы оформляются в решении собрания.)

II. Ролевая игра

Классный руководитель. Предлагаем вам принять участие в ролевой игре, в ходе которой мы попытаемся сформулировать представления о роли каждой категории в жизни ребенка. Объединитесь, пожалуйста, в три группы. Каждая группа вытягивает листочек с надписью: «родители», «школа», «улица». И с позиции той группы, где вы оказались, подумайте и напишите на бумаге, как оказывает влияние именно ваша группа на подростка-выпускника, что может дать хорошего или плохого для формирования личности ребенка. Время работы: 5-7 минут.

Давайте ознакомимся с результатами вашей работы.

(Каждая группа представляет то, что у них получилось. Одновременно ответы фиксируются классным руководителем на ватмане, висящем на доске.)

Примерные ответы, полученные в ходе проведения игры:

Положительное

Отрицательное

Семья

личный пример

здоровый образ жизни

занятия спортом вместе с ребенком расширение кругозора (совместное посещение музеев, выставок и т. д.)

развитие ситуации успеха (похвала, поддержка)

индивидуальный подход к ребенку

добрые отношения в семье

главное: любить ребенка только за то, что он ВАШ ребенок

личный пример

вредные привычки

неуважение друг к другу, грубость, ссоры

физическое воздействие

психическое насилие игнорирование ребенка как личности

Школа

знания

эстетическое развитие

физическая подготовка

патриотические чувства

формирование личностных качеств

общественные навыки

формирование жизненной позиции

развитие индивидуальных способностей

развитие коммуникативности

формирование личностных качеств (отрицательных)

Улица

общение

физическое развитие (развивает свободу действия)

познание мира

развитие коммуникативных навыков

охрана природы

интеллектуальное развитие

развитие эстетических качеств

закалка характера

плохое влияние

вредные привычки

отсутствие контроля со стороны взрослых

повышенный травматизм

нерациональное использование времени

пагубное воздействие на природу

Попробуем сравнить ответы и выделить то, что объединяет все эти группы.

Но есть и то, что ребенок может получить только в школе, дома или на улице. И чтобы победить отрицательное влияние улицы, нам с вами необходимо объединиться и в тесном сотрудничестве добиться наилучших результатов.

Важно учитывать и то, как проходит процесс воспитания в семье и школе, какое воздействие оказывается на подростка.

III. Итак, что же предлагаем мы от лица школы?

Классный руководитель. Основную работу мы планируем вести по следующим направлениям (классный руководитель знакомит родителей с основными направлениями своей работы, приведенными во вступлении к книге: здоровье, воспитание, обучение, всестороннее развитие, профориентация).

(Обсуждение с родителями основных направлений в работе классного руководителя, планирование крупных дел и мероприятий на весь учебных год и утверждение плана мероприятий на первую четверть.

Оформление принятого решения собрания.)

IV. Об ответственности родителей за воспитание детей

(Классный руководитель может заранее попросить часть родителей подготовить сообщения по этой теме, выполнить обзор литературы и выступить на собрании.

Ниже приводятся материалы для возможных выступлений.)

Классный руководитель. Воспитание детей - важнейшее из человеческих дел со времен возникновения цивилизованного общества. Влияют на него три составляющие: взрослые, дети и отношения между ними. Таким образом, домашнее воспитание - это невероятно сложная задача. И самое главное условие ее правильного решения - взаимопонимание взрослых и детей.

И что бы ни преподносила нам судьба, как бы ни поворачивалась наша жизнь, самое главное счастье человека - в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Однако каждый приходит к пониманию этого своим трудным, зачастую ошибочным путем. Часто мы учим одному, а получаем результат совсем иной.

Общаясь с посторонними людьми, мы обдумываем свои слова, часто подбираем наиболее подходящие, чтобы добиться своей цели. Но это с посторонними. И как часто раним необдуманными словами своих близких, когда эмоции берут верх над разумом. Мы всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от общения с незнакомыми людьми. Если бы с такой тщательностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении детей, других членов семьи, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов в семье между взрослыми и детьми, разводов супругов в целом.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является смена приоритетов подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители часто невольно ошибаются, считая, что центром воспитания является только школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья - 50%, СМИ - 30%, школа - 10%, улица - 10%.

Думаем, все сталкивались с тем, что у нас встречаются родители, которые не совсем правильно понимают суть родительского воспитания, считая, что если ребенок сыт, одет, у него есть компьютер, то свои обязанности они уже выполнили, а всему остальному научит их ребенка жизнь. Вот и получается, что они уклоняются от своих прямых обязанностей, перекладывая их на плечи школы и улицы. К чему приводит такое воспитание - многочисленные примеры у всех на виду. На родительские собрания приходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает не только в школе, но и в семье. А ведь главная задача нашего общества - вернуть ребенку родителей, так как успех воспитания зависит в основном от семьи.

К сожалению, родители бывают легкомысленными, они иногда недооценивают проступки ребят и даже - вольно или невольно - порой поощряют их. Многие ошибки воспитания, не исправленные вовремя, аукнутся потом во взрослой жизни наших детей.

Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя в первую очередь от себя того же, чего они хотят добиться от ребенка. Если дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так что, рассматривая родительские обязанности, мы напоминаем, что хорошо бы не забывать о том, что вашему ребенку предстоит самостоятельная жизнь. Родителям нужно думать, какой будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь и собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.

Прослушайте десять правил воспитания, которых советуют придерживаться психологи.

1. Верьте в способности вашего ребенка-ученика и старайтесь передать ему эту веру.

2. Помните, что для успешной учебы необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать результатов обучения.

3. Каждый день - продолжение предыдущего. Каждый день вносит свою лепту в ваше воспитание, ведь воспитание - это и есть сама жизнь.

4. Вселяя в ребенка веру в то, что он все запомнит, поймет, чаще предлагайте ему однотипные задания и развивающие игры.

5. Работу воспитателя не понимайте примитивно. Тут идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.

6. Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из всего того, что вы хотите вложить в своего ребенка, выбрать главное.

7. Общение - главная составляющая любого воспитания. Не сумеете расположить ребенка к себе - не получите и результатов.

8. Научите его управлять своими эмоциями. Чем раньше ребенок овладеет этим, тем успешнее он будет общаться с окружающим миром.

9. Начав целенаправленно каждый день выделять обязательное время для общения с ребенком, вы и сами привыкнете к полной степени доверия между вами. Поверьте, это того стоит.

10. Любите своего ребенка деятельной любовью. Живите не для него, а вместе с ним!

V. Выборы родительского комитета и его главы

Классный руководитель. Итак, давайте определимся с составом родительского комитета на последний учебный год.

VI. Принятие решения собрания. Подведение итогов

Классный руководитель. В заключение хотелось бы узнать ваше мнение по поводу нашей встречи. Что показалось вам полезным, какие методы взаимодействия вы хотели бы предложить? С какой целью нужно сотрудничать с вами?

Итак, взаимодействие школы и семьи необходимо:

1) для выработки единого взгляда на процесс воспитания с целью всестороннего развития личности выпускника;

2) для выработки общего подхода к воспитательным воздействиям на ребенка;

3) для установления положительных взаимоотношений, взаимопонимания родителей, школы и детей, необходимых для достижения целей воспитания.

Решением родительского собрания может стать перечень мероприятий по сотрудничеству школы и семьи на этапе выпускного класса, план воспитательной работы в классе и т. п.

Мы надеемся, что наша встреча не оставила вас равнодушными! Мы надеемся на равноправное сотрудничество в нашем общем деле! И предлагаем вам памятку «10 правил воспитания». Просим оставить отзывы о сегодняшней встрече в традиционном «Листе отзывов», прикрепленном на классной доске, и там же выразить с помощью цветных кружков ваше настроение после собрания. Спасибо за сотрудничество! Успешного вам воспитания!

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс

Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе

Родительское собрание «Самореализация личности», 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!