Цели: ознакомить с возможными мерами поддержки и укрепления здоровья детей со стороны родителей; принять и реализовать данные меры поддержки.
Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу плодотворного сотрудничества родителей, приглашенных специалистов и классного руководителя; изучить актуальность темы для учащихся и их родителей; познакомить родителей с основными направлениями деятельности по охране здоровья на этапе окончания школы.
Форма проведения: лекция для родителей.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог, медицинские работники.
Подготовительный этап
I. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.
II. Изучение классным руководителем медицинских личных дел учащихся с целью составления паспорта здоровья класса.
III. Подготовка и проведение анкетирования для родителей и детей.
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Ученик на этапе окончания школы поставлен в условия всевозможных перегрузок, что оказывает влияние на состояние его здоровья.
Цель данного опроса - изучение действия учебной нагрузки и режима дня на эмоциональное и физическое состояние выпускника.
Благодаря нашему сотрудничеству мы попытаемся сохранить здоровье детей в условиях школы и семьи.
С результатами проведенного опроса вы сможете ознакомиться на родительском собрании (тема и дата очередного родительского собрания).
1. Как вы считаете, здоров ли ваш ребенок?
2. В какое время ваш ребенок обычно встает в учебный день?
3. Делает ли ваш ребенок утреннюю зарядку?
• да;
• нет;
• иногда;
• считаю это лишним.
4. Делает ли ваш ребенок закаливающие процедуры?
• да;
• нет;
• иногда;
• считаю это лишним.
5. Завтракает ли ваш ребенок перед школой?
• да;
• нет (если нет, то почему).
6. Обедает ли ваш ребенок в школе?
• да;
• нет (если нет, то почему).
7. Сколько времени уходит у вашего ребенка на дорогу в школу? Каким транспортом он пользуется?
8. Сколько времени в среднем проводит на воздухе ваш ребенок:
• в учебный день;
• в выходные и каникулярные дни?
9. Какие спортивные секции посещает ваш ребенок? Сколько раз в неделю?
10. Какие кружки, студии и т. п. посещает ваш ребенок? Сколько раз в неделю?
11. Сколько времени в среднем затрачивает ваш ребенок на подготовку домашних заданий:
• в учебный день;
• в выходные дни?
12. Какой из учебных предметов, как правило, требует большего времени на подготовку?
13. Сколько часов в неделю имеет ваш ребенок на дополнительные занятия тем или иным предметом (в школе и вне нее)?
14. Читает ли ваш ребенок ежедневно непрограммную художественную литературу? Сколько на это отводится времени в день?
15. Сколько времени ваш ребенок тратит на просмотр телепередач:
• в учебный день;
• в выходной день?
16. Сколько времени ваш ребенок тратит на занятия с компьютером и игровыми приставками:
• в учебный день;
• в выходной день?
17. Во сколько ваш ребенок обычно ложится спать:
• в учебный день;
• в выходной день?
18. Бывают ли у вашего ребенка жалобы на следующее состояние здоровья:
• головную боль;
• головокружение;
• расстройство сна?
19. Часто ли у вашего ребенка проявляются:
• слезливость;
• капризы;
• плохое настроение;
• апатия?
Спасибо за участие в нашем опросе!
Анкета для старшеклассников
Отметьте нужную позицию в анкете.
1. Сколько часов в день обычно ваша семья смотрит телевизор?
|
Не смотрим |
До одного часа |
2 часа |
3 часа и более |
Мать |
|
|
|
|
Отец |
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
2. Курят ли в вашей семье?
|
Да, почти всегда |
Иногда |
Никогда |
Мать |
|
|
|
Отец |
|
|
|
Я |
|
|
|
3. Хотели бы вы, чтобы ваша семья вела здоровый образ жизни?
|
Нет |
Да, каждый ради своего здоровья |
Да, родители - ради здоровья детей |
Да, чтобы не быть плохим примером |
Мать |
|
|
|
|
Отец |
|
|
|
|
Я |
|
|
|
|
4. Какие привычки питания имеются у взрослых членов семьи и детей?
|
Да |
Нет |
Едим много сладкого |
|
|
Едим много хлеба и булок |
|
|
Едим много фруктов |
|
|
Едим много жирной пищи, много масла |
|
|
Едим много сырых овощей |
|
|
Любим и едим все острое |
|
|
Любим все соленое и подсаливаем пищу |
|
|
Ужинаем, как правило, после 18 часов |
|
|
Придерживаемся режима питания |
|
|
5. Какие из предложенных традиций есть в вашей семье?
|
Да |
Нет |
Мы все делаем зарядку утром |
|
|
Каждый день мы вечером гуляем |
|
|
В выходные мы выезжаем на природу |
|
|
Мы катаемся на коньках, лыжах, санках |
|
|
Мы посещаем спортивные залы, секции |
|
|
Мы ходим пешком каждый день |
|
|
Мы участвуем в различных спортивных мероприятиях |
|
|
Родители увлечены спортом и стремятся нас привлечь к этому |
|
|
Мы ходим в семейные походы |
|
|
IV. Сбор и анализ информации по теме собрания.
Оформления помещения, оборудование и инвентарь
1. Столы расставлены традиционно.
2. На классной доске тема собрания, высказывания.
Если ты думаешь на год вперед - посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед - посади дерево. Если ты думаешь на век вперед - воспитай человека. (Восточная мудрость)
Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам... (А.И. Герцен)
Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить... (Ф. Жолио-Кюри)
3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.
Психологический настрой родителей на сотрудничество
• улыбнуться соседу справа и соседу слева, пожать друг другу руки;
• фразу «Мы вместе» сказать сначала шепотом, потом для себя; затем так, чтобы услышали все присутствующие; наконец так, чтобы услышала вся школа.
I. Вступительное слово классного руководителя, приветствие родителей, представление приглашенных гостей собрания
Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Наша сегодняшняя встреча посвящена одному из важнейших вопросов: как сохранить здоровье ребенка-выпускника, добиться осознанного отношения наших детей к здоровому образу жизни.
В нашем разговоре примут участие специалисты: (классный руководитель представляет родителям гостей собрания).
Цель собрания: выработать совместные меры по поддержке и укреплению здоровья учащихся на этапе выпускного класса, учитывая свойственные данному периоду перегрузки.
II. Анализ анкет родителей и детей
Классный руководитель. Познакомимся с результатами вашего анкетирования, проведенного перед собранием.
(Классный руководитель зачитывает результаты анкетирования в обобщенном виде, не называя фамилий, предлагая полученные данные в цифровом виде.)
А теперь давайте посмотрим, какие результаты мы получили при анкетировании наших детей. Таким образом, из полученных в результате анкетирования взрослых и детей данных мы видим, что проблема сохранения здоровья актуальна в нашем классе. (Классный руководитель может в обобщенном виде - в цифрах, процентах - ознакомить родителей с результатами анкетирования детей, сохраняя анонимность.)
III. Выступление приглашенных специалистов
(или классного руководителя) по теме собрания
Классный руководитель. Итак, что же может сделать семья для сохранения здоровья детей? Как осознанно вести здоровый образ жизни? Слово нашим гостям.
Сегодня нам предстоит определить, что же такое в современных условиях здоровый образ жизни человека.
В настоящее время состояние российского государства, темпы его развития предъявляют все более высокие требования к человеку и его здоровью. Особо актуальным становится вопрос состояния здоровья детей.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года основной целью ставит обновление старшей школы. Образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Особое внимание, в соответствии с Концепцией, уделяется здоровью детей. Многие школы объявляют о внедрении технологий по охране здоровья в образовательном процессе.
С чем это связано и как реализуется на практике?
Многолетняя школьная практика убедительно доказала, что, начиная с позднего подросткового возраста, примерно с 15 лет, обучение должно быть построено в значительной мере с возможностью самореализации юношей и девушек, с учетом их интересов, возможностей и способностей и дальнейших (после школы) жизненных планов. Социологические исследования, проведенные в последнее время, показывают, что большинство старшеклассников (более 80%) отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Иначе говоря, профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.
Образовательные учреждения являются отражением существующего общества - сложного и многогранного. Школа должна быть максимально приближена по уровню интеллекта, техническому развитию к окружающему социуму, должна брать на вооружение все лучшее и новое.
В связи с этим на плечи ученика ложится большой груз, связанный с выбором профессии, о которой он пока еще ничего не знает, с подготовкой к тому, что пока еще и не понимает. Перегрузка, которая возникает в школе, усиливается и дополнительными занятиями, курсами к поступлению в профессиональное учебное заведение. Многие учителя это понимают, стараясь сделать плотнее темп работы на уроке, меньше задавать на дом. Но в целом это не меняет печального положения дел с учебной перегрузкой.
Большое число конфликтов в школе и дома и постоянное внутреннее напряжение могут вызвать сложные психические и физиологические изменения в организме подростка. Сильное эмоциональное напряжение приводит к состоянию стресса, а если такое давление будет продолжаться, то стресс, полученный этим ребенком, может привести к различного рода заболеваниям, на первый взгляд ничем не связанным с этим напряжением. Недаром ученые утверждают, что нет соматических (телесных) болезней без психических, из них вытекающих отклонений, как нет психических заболеваний, изолированных от соматических симптомов.
За последние 10 лет число школьников с хронической патологией заболеваний возросло в 1,5 раза. Наряду с ухудшением соматического здоровья отмечается увеличение числа психических нарушений у школьников. По данным специальных исследований НИИ психиатрии, распространенность основных форм психических заболеваний среди детей и подростков возрастает каждые 10 лет на 10-15%. Психические заболевания являются причиной 35% случаев негодности к военной службе.
Изменения психологических факторов, по мнению ученых, достаточно быстро приводят к тому, что включаются психосоматические и соматопсихические механизмы развития болезни. Стресс - состояние психического напряжения, возникающее в процессе деятельности в наиболее сложных и трудных условиях. Жизнь подчас становится суровой и безжалостной школой для человека. Возникающие на пути трудности (от мелкой проблемы до трагической ситуации) вызывают эмоциональные реакции негативного типа, сопровождающиеся целой гаммой физиологических и психологических сдвигов.
Родители удивляются, когда почему-то их разговорчивый ребенок стал замкнутым, грубым, то, что интересовало раньше, потеряло всякий интерес... И если родителям в школе говорят о стрессе у их ребенка, о том, что разрушается его здоровье, на этот вопрос у них один ответ: сейчас не время думать о психологии, психике, здоровье, стрессе, сейчас нужно учиться. Чтобы не проводить диагностику в школьном возрасте, во избежание многих заболеваний в будущем, лучше не доводить ученика до такой стрессовой ситуации. Медики всегда говорят, что самое хорошее лечение болезни - это профилактика. А помочь ученикам в этой ситуации возможно, однако при условии, что в этом будут заинтересованы сами родители.
По результатам многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков школьного возраста 50% отклонений в состоянии здоровья школьников приходятся на функциональные изменения органов и систем - те, которые появляются при возникновении неблагоприятных факторов и по мере устранения этих факторов исчезают. И около 40% - на хронические заболевания - те, которые наследуются либо возникают в раннем детстве, либо из функциональных нарушений переходят в хронические заболевания.
Бесспорно, успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок поступил в школу. В дальнейшем сохранение и укрепление здоровья школьников будет зависеть от правильной организации учебного процесса. Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение детей было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.
Обобщая все вышесказанное, отметим, что школа не должна брать на себя медицинские функции и обязанности. Цель школы - создание такой среды (обучающей, воспитывающей, развивающей), которая способствует наиболее полному раскрытию задатков ребенка, обеспечивает ему условия для формирования интереса к учению, максимальной творческой самостоятельности, активности. В этом и состоит суть педагогической заботы о здоровье ребенка.
В.А. Сухомлинский писал: «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка... это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
Все знают, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Перефразируя, получаем, что спасением нашего здоровья никто, кроме нас, заниматься не будет.
Здоровье - это образ жизни, и наша общая задача - научить каждого ребенка безопасной жизнедеятельности, помогая ему в выборе стиля жизни, способствующего сохранению и укреплению здоровья. Если мы хотим направить выбор детей к принятию здорового образа жизни, то должны признать их право иметь полезные идеи и взгляды на самих себя. Мы должны уважать их как граждан с правами на здоровье и ответственностью за него и искать такие подходы, которые бы помогли понять, как они видят мир.
В Основах законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. № 5487-1 статья 24 посвящена правам несовершеннолетних. В ней говорится о том, что несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ; на медико-социальную помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством РФ, за счет средств бюджетов всех уровней; на бесплатную медицинскую консультацию за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности; на получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.
Итак, здоровье детей и их развитие - одна из главных проблем семьи и школы. Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. И речь идет не только о физическом, но и психическом здоровье. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, предельно низкий социально-экономический уровень жизни населения страны привели к снижению защитноприспособительных возможностей организма. Это сказывается и на процессе адаптации детей к учебным нагрузкам и еще более осложняет проблему.
Чтобы понять, к чему стремиться, давайте ответим на вопрос: а какой он, здоровый ребенок? Прежде всего, если он и болеет, то очень редко, не тяжело. Он жизнерадостен и активен, доброжелательно относится к окружающим его людям - взрослым и детям. Положительные эмоциональные впечатления преобладают, а отрицательные переживания переносятся им стойко и без вредных последствий. Развитие его физических, прежде всего двигательных, качеств проходит гармонично. Нормальный здоровый ребенок (это самое главное!) достаточно быстр, ловок и силен. Суточный режим его жизни соответствует индивидуальным биоритмическим и возрастным особенностям: это оптимальное соотношение бодрствования и сна, периодов подъемов и спадов активности. Неблагоприятные погодные условия, резкая их смена здоровому ребенку не страшны, так как он закален, его система терморегуляции хорошо натренирована. Поэтому, как правило, он не нуждается в каких-либо лекарствах. Благодаря рациональному питанию и регулярным занятиям физкультурой такой ребенок не имеет лишней массы тела.
Такого идеального здорового ребенка сегодня встретишь не часто. Однако вырастить и воспитать ребенка, близкого к такому идеалу, - задача вполне посильная. О том, как добиться этого, и пойдет речь дальше.
Обратим особое внимание на самые распространенные нарушения здоровья наших детей. Из 100% всех учащихся в школе у 12% - нарушение осанки, у 15% - плоскостопие, у 10% - сколиоз.
Говорят, когда-то благородных девиц их наставники били по спине, если те сутулились, привязывали косу к поясу. Оказывается, они были хоть и суровы, но прозорливы и честно отрабатывали свой хлеб. Правильная осанка не дается нам от рождения. Это условный двигательный рефлекс, и его надо вырабатывать. Чтобы наши дети бегали, ходили, стояли и сидели красиво, нам, родителям, придется приложить усилия. Когда ребенок хватает еду с тарелки руками, потому что ему так удобнее, мы, взрослые, его останавливаем, учим, как надо правильно есть, следим, чтобы этот навык был доведен до автоматизма. Почему же мы не следим, чтобы ребенок не сидел ссутулившись, не стоял перекосившись, и не добиваемся, чтобы навык держать спину ровно стал естественной потребностью?
Между прочим, правильная осанка не только красива, но еще и функциональна, потому что при ней положение тела наиболее устойчиво: вертикальная поза сохраняется при наименьшем напряжении мышц. Значит, когда ребенок стоит ровно, расправив плечи, он меньше устает. А если он идет, бежит или прыгает, сохраняя при этом хорошую осанку, позвоночник лучшим образом амортизирует нагрузки.
Плохая осанка затрудняет дыхание и кровообращение, а хорошая, соответственно, сохраняет их в норме. При плохой осанке снижаются окислительные процессы в организме, а это автоматически ведет к тому, что человек быстрее устает во время как физической, так и умственной работы. Плохая осанка может довести ребенка до близорукости или остеохондроза. А хорошая - защитить от этих бед. Кроме физиологических последствий кривой спины есть еще и психологические, не менее пагубные, создающие у ребенка комплекс. Задача родителей - следить, чтобы их наследник не шел по жизни с согнутой спиной, перекошенными плечами, опущенной головой.
У 25% детей нашей школы - нарушения зрения. Однако в большинстве случаев (если речь не идет о врожденных или наследственных нарушениях), выполняя несложные правила, здоровье глаз можно сохранить.
Очень вредно держать книги и тетради на расстоянии ближе 30 см от глаз. Когда мы рассматриваем предметы на близком расстоянии, мышечный аппарат глаза напрягается, меняется кривизна хрусталика, возникает быстрое утомление и ухудшение зрительного восприятия. При постоянном плохом освещении и неправильной осанке вырабатывается привычка рассматривать все вблизи. В результате развивается близорукость.
Стол для занятий нужно ставить ближе к окну и так, чтобы свет падал слева. Слева же ставится настольная лампа с лампочкой мощностью 50-60 Вт, защищенная абажуром - чтобы свет не падал в глаза, а освещал только книгу или тетрадь. Слишком яркое освещение раздражает сетчатку глаза и приводит к быстрому утомлению.
Вредно читать в движущемся транспорте. Из-за постоянных толчков книга то удаляется от глаз, то приближается к ним, то отклоняется в сторону. При этом кривизна хрусталика то увеличивается, то уменьшается, а глаза все время поворачиваются, ловя ускользающий текст. В результате наступает ухудшение зрения. Когда ребенок читает лежа, положение книги в руке по отношению к глазам тоже постоянно меняется, освещенность ее недостаточна. С привычкой читать лежа нужно бороться.
Пребывание на природе, где обеспечен большой кругозор, - прекрасный отдых для глаз.
Когда в глаза попадает пыль, она их раздражает. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы. Инфекция может попасть в глаз с грязных рук, нечистого полотенца, носового платка. Это может вызвать различные заболевания глаз, например, воспаление слизистой оболочки - конъюнктивит.
Очень вредное действие на зрение оказывают курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков, особенно в детском и подростковом возрасте. Никотин, алкоголь и различные токсические вещества, содержащиеся в синтетических жидкостях, могут вызвать у подростков тяжелые поражения зрительного нерва и привести к потере зрения.
Для здорового образа жизни ребенка очень важен режим дня. Все родители уже достаточно осведомлены о пользе режима дня, поэтому что-то доказывать необходимости, пожалуй, нет. Отметим лишь, что режим дня - это на самом деле режим суток. Все 24 часа должны быть спланированы определенным образом, и план этот, как всякий план, имеет смысл лишь в том случае, если он выдерживается.
Суть режима дня - это рациональное чередование работы и отдыха. Вспомним слова И.П. Павлова: «Всякая живая работающая система, как и ее отдельные элементы, должна отдыхать, восстанавливаться. А отдых таких реактивнейших элементов, как корковые клетки, должен в особенности быть охраняем».
Учебные занятия, занимающие в жизни детей значительное место, требуют усиленной работы именно этих «реактивнейших элементов». Как же важно наладить правильную смену умственного труда и отдыха ребят!
Признаемся, что нередко и школьные занятия, и домашняя подготовка к ним отбирают у подростков так много времени, что его вовсе не остается (или остается явно недостаточно), чтобы отдохнуть, почитать, заняться любимым делом, побыть на свежем воздухе... Более того, некоторые, наиболее добросовестные, отрывают время от сна. Стоит ли удивляться, что у подростка возникает стойкое переутомление - а отсюда и резкое снижение работоспособности. Подросток попадает в заколдованный круг: он старается работать еще больше, а на деле больше устает и работает все хуже и хуже. Не исключено, что все это может привести к серьезному расстройству здоровья - головным болям, раздражительности, ухудшению аппетита.
Чтобы предупредить все эти неблагоприятные последствия, нужно правильно построить режим дня школьника. Продолжительность школьных и внешкольных занятий должна учитывать возрастные возможности; должен быть обеспечен достаточный отдых (с максимальным пребыванием на свежем воздухе); необходимое время должно быть отведено на сон.
Садиться за уроки нецелесообразно, не отдохнув после школы. Лучше всего начинать занятия, пообедав и побывав на свежем воздухе 1,5-2 часа. Активный отдых после уроков обеспечивает «разрядку», удовлетворяет потребность детского организма в движении, общении, таким образом школьники могут снять напряжение, связанное с интенсивной работой в первой половине дня. Пребывание детей на воздухе - это использование естественных факторов природы для оздоровления и закаливания их организма. Чем больше ребенок двигается, тем лучше он развивается и растет.
Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано. Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.
Обязательно надо предусмотреть около 1,5 часов на занятия, отвечающие склонностям ребенка. Чтение, кружковая работа, просмотр фильма по телевидению, музыкальные и спортивные занятия. Следите, пожалуйста, за тем, чтобы занятие чем-то одним не забирало все свободное время. Обычно, к сожалению, таким «пожирателем времени» ребенка становится телевизор или компьютер.
О требованиях к питанию нужно говорить отдельно. Здесь мы только подчеркнем, что надо всячески противостоять складывающейся у ребенка привычке «перехватывать» что-нибудь на бегу. Горячее питание в школе необходимо так же, как и обед после школы. Неплохо, если в режиме питания предусмотрен и полдник - перед тем, как подросток, отдохнув и погуляв, примется за домашние задания. Время завтрака и ужина определяется тем, когда ребенок просыпается и ложится спать (завтрак - через полчаса после пробуждения, ужин - не позже, чем за 1,5 часа до сна). Прием пищи в определенные часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.
Неоценимое значение для здоровья, бодрости, высокой работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет в 15-17 лет 8,5-9 часов. Ученые установили, что недосып ночью даже на один час плохо влияет на психоэмоциональное состояние. Дети сильнее устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию. Поэтому сон ребенка надо оберегать: яркий свет, шум, разговоры - все это должно быть исключено. Воздух в комнате, в которой спит ребенок, должен быть свежим.
Необходимо перед сном избегать всего, что может взбудоражить физически или умственно: подвижных игр, длительного чтения, просмотра телепередач. Понятно, что ребенка не поместить под стеклянный колпак, не оградить от всего, однако разумное ограничение вечерних впечатлений необходимо. Иначе это отразится на сне - будет затягиваться его наступление, он станет неглубоким. Иногда можно пожертвовать и своими предпочтениями и самим не смотреть передачи или фильмы. Это наименьшее зло.
Необходимо сказать и еще об одной серьезной проблеме, мешающей здоровому образу жизни. Это вредные привычки: курение, пьянство, наркомания.
Статистика утверждает: каждая сигарета сокращает жизнь на 5-6 минут. Курение коварно разрушает здоровье день за днем, месяц за месяцем, год за годом, а беззаботные курильщики продолжают совершать свои ритуальные действия. Специалистам известен случай, когда две сигареты, выкуренные подряд на старте, стали причиною смерти известного бегуна. Ведь никотин заставляет сердце усиленно работать. Если при спортивных нагрузках частота сердцебиения увеличивается в три раза, то никотин эту цифру поднимает до четырех. При курении происходит сухая перегонка: воздух при затяжке, пройдя через тлеющий табак, нагревается до высокой температуры и с дымом поступает в легкие. Горящая сигарета - это химическая фабрика, продуцирующая 3000 соединений, в их числе более 40 канцерогенов и 12 коканцерогенов (канцероген - ракообразующий, коканцероген - вещество, усиливающее его воздействие).
Ученые из детского медицинского центра в Цинциннати (США) обследовали более 4000 детей от 6 до 16 лет, изучая, как пассивное курение влияет на их ум. Сравнивали содержание в крови детей котинина (продукт расщепления никотина) и результаты тестов при определении коэффициента умственного развития. Была найдена прямая зависимость между содержанием в крови котинина и коэффициентом интеллектуального развития: один нанограмм котинина на миллилитр крови снижал этот коэффициент на два пункта, то же происходило в тестах на чтение. В тесте на математические способности снижение составляло 3-4 пункта.
Пьянство - еще одна привычка, разрушающая важнейшие системы человеческого организма. Установлено, что 89% алкоголя, принятого внутрь, всасывает слизистая оболочка желудка, остальную часть - кишечник. Алкоголь попадает в кровь, а по крови - в ткани и клетки. Больше всего алкоголя поглощает ткань головного мозга. Спустя час после приема алкоголя максимальная его концентрация отмечается в крови (в плазме и эритроцитах), другие биологические жидкости тоже его содержат. От 28 часов до 15 дней алкоголь задерживается в важнейших органах - мозге, печени, сердце, желудке и др. Алкоголь не снимает нервное напряжение, а ведет к накоплению патологии и поражению психики. Пьющие «с горя» могли убедиться в том, что спиртное не только не помогает избавиться от тяжелых проблем, но и создает новые проблемы.
По данным социологических опросов, 12% школьников в возрасте до 16 лет хотя бы один раз в жизни пробовали наркотики; около 1% употребляют их регулярно. Это официальные сведения. Но разве подростки, употребляющие наркотики, спешат становиться на учет? Сейчас раскурить «косячок» («косяк» - сигарета или самокрутка с наркотическим содержимым: анаша, марихуана, гашиш) - доблесть не большая, чем некогда затянуться сигаретой. Вслед за раскуренным «косяком» пойдут инъекции (морфин, кокаин, героин). Наркомания на этой стадии - болезнь неизлечимая. «Ломка» - это слово наиболее точно передает ощущения. «Боль нечеловеческая. Будто внутрь забралась целая шайка садистов. Кости сплющиваются, суставы выворачиваются. Ты сходишь с ума. Если бы с ломки все начиналось, не было бы ни одного наркомана», - говорят наркоманы.
И необходимо об этом говорить с детьми. Рассказывайте своему ребенку спокойно, компетентно и убедительно о воздействии наркотика, механизме привыкания. Ребенок должен знать, что с ним будет после, расскажите о сломанных судьбах, о несчастных матерях, о разрушенных семьях. Создайте образ «белого врага», но делайте это спокойно и постепенно, ведь у ребенка есть всегда возможность выслушать другие аргументы. Но не занимайтесь чтением моралей. Интонация ваших монологов не менее важна, чем содержание. Помогите своему ребенку. Научите его, как отказаться от предложенной пробы наркотика.
Воспитать ребенка здоровым - это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый образ жизни. Его основные компоненты: рациональный режим, систематические физкультурные занятия, закаливание, правильное питание, благоприятная психологическая обстановка в семье. А это хорошие дружеские отношения, доверие и взаимопонимание, желание поделиться своими проблемами с близкими людьми, возможность найти поддержку и помощь, совместное проведение досуга.
IV. Обсуждение возможностей родителей в сохранении здоровья детей
Классный руководитель. Так что же конкретно может делать каждый из нас в этом направлении? Выполнять пять простых правил.
1. Наращивать ребенку «мышечный корсет». Хорошая осанка немыслима без равномерно развитой мускулатуры. «Мышечный корсет» спасет даже того, кому не повезло с наследственностью, кому от родителей достались слабые соединительные ткани - предвестники плоскостопия, близорукости, сутулости...
2. Постоянно следить за тем, как подросток сидит, стоит, поправлять его, если он сутулится, кособочится. Пусть встанет к стене, прикоснется к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и головой. Позвоночник выпрямлен, плечи развернуты, лопатки сближены, живот втянут, ягодицы напряжены. Вот она - правильная поза! Тело должно ее запомнить. Конечно, легче безвольно распустить мышцы, чем сидеть или ходить прямо, но на то мы и рядом, чтобы на первых порах следить за спинкой. А дальше держаться ровно войдет у ребенка в привычку.
3. Обратить особое внимание на позу при письме, чтении, любой работе за письменным столом. Ученик должен сидеть так, чтобы ноги, спина, руки имели опору. Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки вашего чада, когда он сидит. Высота стула не должна превышать высоту голени. Если ноги не достают до пола, надо подставить скамейку, чтобы тазобедренные и коленные суставы были согнуты под прямым углом. Спина должна вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб. Чтобы расстояние от книжки до глаз не превышало 30 см, книгу лучше поставить на пюпитр, тогда голову не придется наклонять. Неправильная поза при работе за столом очень портит осанку!
4. Следить, чтобы у ребенка не появилось плоскостопие. Плоская стопа нарушает правильную опорную функцию ног, ноги быстро устают, ось таза наклоняется и осанка нарушается. Вовремя обнаруженное плоскостопие можно исправить. Обратитесь к ортопеду, не запустите эту проблему.
5. Не стелить слишком мягкую постель. Матрас должен быть ровным, жестким, подушка - маленькой, низкой. Кровать такой длины, чтобы ноги можно было свободно вытянуть. Ту немалую часть суток, которая приходится на сон, позвоночник должен чувствовать себя комфортно, а ему удобна жесткая постель.
V. Подведение итогов. Принятие решения собрания (Классный руководитель предлагает родителям традиционную памятку после собрания.)
Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся в первую смену
Режимные моменты |
Время |
Пробуждение |
7.00 |
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели |
7.00-7.30 |
Утренний завтрак |
7.30-7.50 |
Дорога в школу |
7.50-8.00 |
Учебные занятия в школе и общественная работа |
8.00-14.00 |
Дорога из школы домой (прогулка) |
14.00-14.30 |
Обед |
14.30-15.00 |
Пребывание на воздухе |
15.00-16.00 |
Приготовление уроков |
16.00-18.30 |
Пребывание на воздухе или занятие в кружках, секциях |
18.30-19.30 |
Ужин и свободные занятия |
19.30-21.00 |
Сон |
21.00-7.00 |
Примерный распорядок дня для учащихся, обучающихся во вторую смену
Режимные моменты |
Время |
Пробуждение |
7.30 |
Утренняя гимнастика, закаливающие процедуры, умывание, уборка постели |
7.30-8.00 |
Утренний завтрак и помощь семье |
8.00-9.00 |
Режимные моменты |
Время |
Приготовление уроков |
9.00-11.30 |
Свободное занятие и прогулки |
11.30-12.30 |
Обед |
12.30-13.00 |
Дорога в школу (прогулка) |
13.00-13.30 |
Учебные занятия в школе, общественная работа |
13.30-18.30 |
Дорога домой |
18.30-19.00 |
Ужин и свободные занятия |
19.00-21.00 |
Приготовление ко сну |
21.00-21.30 |
Сон |
21.30-7.30 |
Немного о биоритмах
Ни в коем случае нельзя забывать и о биологических ритмах.
Биоритмы - это циклические колебания интенсивности и характера тех или иных биологических процессов и явлений, дающих организмам возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни.
Такие циклические процессы происходят на всех уровнях нашего организма. Например, на клеточном. В клетках происходят два противоположных процесса: простые вещества соединяются между собой и образуют более сложные, а также разрушение и деление сложных веществ на более простые. Влияют на эти процессы свет и температура, то есть смена дня и ночи. Днем наш организм максимально работает, быстро идет накопление и разрушение различных веществ. Ночью активность организма уменьшается, наши клетки отдыхают.
В течение суток наблюдаются три дважды повторяющихся периода биоритмов, по четыре часа каждый.
Период «тяжести, покоя и влаги» соответствует утру перед восходом солнца, когда выпадает роса. На нас он отражается покоем и тяжестью. Это наиболее благоприятный период для первого приема пищи.
10-14 часов-в это время нам особенно хочется есть, пища полноценно переваривается.
14-18- часы наивысшей работоспособности, наиболее благоприятны для занятий спортом.
18-22 - человек хорошо расслабляется. Мы получаем удовольствие от прошедшего дня, голова полна впечатлений.
22-2 - чаще всего снятся «вещие сны», появляется также аппетит.
2-6 - если встать из постели под конец этого периода, то весь день будешь чувствовать легкость и свежесть.
Про принятие пищи можно сказать, что пятиразовый прием полезнее, чем двухразовый. Потому что так организм получает больше питательных веществ, все клетки организма, в том числе и мозговые, лучше работают.
Недельные биоритмы. Замечено, что в одну неделю у нас повышенное настроение, легко даются физические и умственные упражнения. В другую - подавленное, все нагрузки остро чувствуются. Почему? Организм не может постоянно работать на высоком уровне, ему нужен отдых. Можно высчитать свои недельные биоритмы и в неделю «отдыха» стараться не перегружать организм.
Влияние луны. Под воздействием луны происходят приливы и отливы на морях и океанах, их мощность увеличивается или уменьшается в зависимости от дня лунного месяца, это также влияет и на человека. В дни новолуния и полнолуния сильно меняется влажность, давление, человек, в зависимости от этого, по-разному себя чувствует.
Смена сезонов года также оказывает на нас влияние. Изменяется количество энергии, поступающей от солнца, следовательно, меняется влажность, плотность кислорода, в связи с чем легкие человека активно работают осенью. Плотность кислорода наибольшая в январе, минимальная - в июне и июле. Это отражается на деятельности всего организма, особенно почек (активный зимний период).
Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов также подчинена биоритмам. Скорость заживления ран повышается в 9-15 часов. Обострение заболеваний сердечно-сосудистой системы чаще в 9 часов, чем в 23. Туберкулез обостряется весной, язва - весной-осенью. Осенью и зимой большее выявление больных диабетом. Заболеваемость и смертность выше на 12-й месяц от рождения. Острота болевых ощущений возрастает с полуночи до 18 часов, а с 18 до 24 часов снижается.
Время приема лекарств также имеет большое значение. Прием инсулина в ночное время, даже небольшими дозами, может привести к нежелательным последствиям. Днем восприимчивость к инсулину понижается, и он может быть принят в значительном количестве.
Доказано, что у людей с 7-8-часовым сном смертность минимальна. Если спят больше 10 часов, то она возрастает в 1,5-2 раза, а меньше 4-х часов - в 2,5 раза. Работоспособность также определяется биоритмами. Наивысшая работоспособность наблюдается в 10-12 и в 16-18 часов, наименьшая - в 14. Ночью происходит снижение мышечной силы, памяти, внимания, допускается больше ошибок. Но и ночью повышение работоспособности наблюдается в 24-1 и в 5-6 часов утра, понижение - в 1 -3 часа. Но из правил есть исключения. У «сов» время наибольшей продуктивности труда приходится на ночные или вечерние часы. «Жаворонки» же имеют наибольшую работоспособность в утренние и дневные часы. Они просыпаются рано, чувствуют себя бодрыми и работоспособными в первой половине дня. Вечером же у них появляется сонливость, они рано ложатся спать. Есть еще и «голуби». Люди этого типа не любят рано вставать, но и ложиться поздно тоже не хотят. Это дневной тип.
Изучение индивидуального характера суточной изменчивости уровня бодрствования (по методике Д. Хорна - О. Эстерберга в модификации А.А. Путилова)
Тест «Что вы за птица»
Вопросы | Ответы | Баллы |
1. Вам пришлось лечь спать на четыре часа позже обычного. Длительность вашего сна никто не ограничивает. Сможете ли вы проснуться позже обычного времени и на сколько? |
Не смогу, проснусь как обычно Проснусь позже на 1 ч. Проснусь позже на 2 ч. Проснусь позже на 3 ч. Проснусь позже на 4 ч. |
1 2 3 4 5
|
2. В течение недели вы ложились спать и вставали, когда хотели. Сколько времени вам потребуется, чтобы теперь уснуть в 23 ч? |
10 минут или даже меньше. 15 минут. Полчаса. Около часа. Больше часа |
1 2 3 4 5 |
3. Если в течение долгого времени вы будете ложиться спать в 23 ч, а вставать в 7 ч, какой будет динамика вашей физической активности и работоспособности? |
С вечерне-дневным пиком. С дневным пиком. С утренним и вечерним пиками. С утренне-дневным пиком. С утренним пиком |
5 4 3 2 1 |
4. Представьте, что вы оказались на необитаемом острове. У вас есть наручные часы. Когда, по вашему желанию, должен наступить на острове рассвет? |
В 9 ч или позже В 8 ч. В 7 ч. В 6 ч. В 5 ч. или ещё раньше |
5 4 3 2 1 |
5. В течение недели вы ложились спать и вставали когда хотели. Завтра вы хотели бы проснуться в 7 ч утра. Разбудить вас некому. В какое время вы проснётесь? |
Раньше 6.30 Между 6.30 и 6.50 Между 6.50 и 7.00 Между 7.00 и 7.10 После 7.10 |
1 2 3 4 5 |
6. Ежедневно в течение трех часов вы должны выполнять сложное задание (оно потребует напряжения всех ваших сил и внимания). Какие часы вы бы выбрали для этой работы? |
С 8 до 11 ч. С 9 до 12 ч. С 10 до 13 ч. С 11 до 14 ч. С 12 до 15 ч. |
1 2 3 4 5 |
7. Если вы бодрствуете в обычное для вас время, то когда вы ощущаете упадок сил (вялость, сонливость)? |
Только после сна. После сна и после обеда. В послеобеденное время. После обеда и перед сном. Только перед сном |
5 4 3 2 1 |
8. Когда вы вольны спать сколько хотите, в какое время вы обычно просыпаетесь? |
В 11 ч или позже. В 10 ч. В 9 ч. В 8 ч. В 7 ч или раньше |
5 4 3 2 1 |
Родительское собрание «Самореализация личности», 11 класс
Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс
Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе
Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!