Родительское собрание «Самореализация личности», 11 класс

Сценарий родительского собрания в 11 классе на тему «Самореализация личности в условиях современного образования»

Цели: информировать родителей о подготовке детей к самореализации в условиях современного образования; помочь родителям настроить детей на максимально возможную самореализацию личности; повысить педагогическую культуру родителей.

Задачи: настроить родителей на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей от совместного сотрудничества со школой по данному направлению; познакомить родителей с основными возможностями самореализации личности в современных условиях.

Форма проведения: лекция для родителей.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, возможно приглашение специалистов.

Подготовительный этап

I. Приглашение родителей за 1-2 недели до проведения собрания.

II. Подготовка и проведение анкетирования детей, родителей и учителей-предметников (тесты и анкеты см. ниже).

III. Сбор и анализ информации по теме собрания.

IV. Приглашение специалистов (по необходимости).

Оформление помещения, оборудование и инвентарь

1. Столы расставлены для работы в группах.

2. На классной доске тема собрания, высказывания.

Дети должны воспитываться не для настоящего, а для будущего, возможно лучшего состояния рода человеческого. (Э. Кант)

Первый и наиболее важный результат воспитания выражается в том, чтобы человек стал думать о самом себе. (В.А. Сухомлинский)

3. Кабинет оформлен по теме собрания.

4. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя, приветствие родителей, представление приглашенных гостей

Классный руководитель. Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на очередной нашей встрече. Тема сегодняшнего разговора - самореализация личности в условиях современного образования. Как помочь детям найти себя в этом сложном мире? Как осознать свои возможности и потребности? Какими мы хотели бы видеть наших выпускников во взрослой жизни? И как всему этому может способствовать современная школа? На эти и другие вопросы мы и попытаемся сегодня найти ответы.

Итак, цель нашего собрания - помочь самореализации детей в условиях современного образования.

(Если на собрание приглашены специалисты, классный руководитель представляет их родителям.)

II. Анализ анкет родителей, детей и учителей-предметников

Классный руководитель. Нашей сегодняшней встрече предшествовал длительный и серьезный подготовительный этап. С помощью школьного психолога (классным руководителем) было проведено психологическое обследование 11 -классников (на классных часах и в режиме домашнего задания). Результаты этого анкетирования находятся перед вами (они строго индивидуально выдаются каждому родителю, а не раскладываются заранее на столах!). Тут же вы прочитаете рекомендации психолога в отношении именно вашего ребенка. На все интересующие вас вопросы ответит школьный психолог в индивидуальной беседе.

Главное в анкетировании - выявить собственные положительные качества выпускника, его потенциал, способности. Рассмотрение в самом себе таких нравственных качеств, как доброта, честность, совестливость, порядочность. Выявление и осознание собственных отрицательных, нежелательных качеств.

В ходе изучения личности учащихся выявляем их интересы, склонности и способности, стараемся сформировать правильное отношение к себе, к одноклассникам.

(Далее классный руководитель знакомит родителей с общими данными анкетирования по классу в цифровом и процентном соотношениях, не озвучивая фамилий детей.

Ниже предложены психологические тесты по изучению основных свойств личности человека. Классный руководитель может провести полное обследование или выборочное (по необходимости). Готовятся индивидуальные результаты каждого ученика для знакомства с ними родителей. По возможности необходимы советы квалифицированного психолога.)

Тест 1. Типы личности. Тест Айзенка

Тест Айзенка - самый популярный среди несложных тестов на определение типа личности. Чтобы определить свой тип личности, вам необходимо ответить на вопросы и сравнить ответы с предложенными в ключе. Если ответ совпадает, вам присваивается один балл. Однако если в колонке искренности сумма больше пяти, то ответы неискренни, и тест следует пройти заново.

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы встряхнуться, испытать возбуждение?

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут одобрить или утешить?

3. Считаете ли вы себя безобидным человеком?

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша, предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли сдерживаете свои обещания, не считаясь с тем, что вам это невыгодно?

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вообще, вы действуете и говорите быстро, не задерживаясь для обдумывания?

9. Возникало ли у вас чувство, что вы несчастный человек, хотя серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что вы почти на все могли бы решиться, если дело пошло на спор?

11. Вы смущаетесь, когда хотите завязать разговор с незнакомым человеком?

12. Бывает ли, что, разозлившись, вы выходите из себя?

13. Часто ли бывает, что вы действуете под влиянием минуты?

14. Часто ли вас терзают мысли о том, что чего-либо не следовало делать или говорить?

15. Предпочитаете ли вы книги встречам с другими людьми?

16. Верно ли, что вас довольно легко задеть?

17. Вы любите часто бывать в компании?

18. Бывают ли у вас мысли, о которых неудобно рассказывать другим?

19. Верно ли, что вы иногда полны энергии так, что все горит в руках, а иногда вялые?

20. Предпочитаете ли иметь поменьше приятелей, но зато особенно близких?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на вас кричат, отвечаете тем же?

23. Часто ли вас терзает чувство вины?

24. Все ли ваши привычки хороши и желательны?

25. Способны ли вы дать волю чувствам и во всю повеселиться в шумной компании?

26. Можно ли сказать, что нервы бывают у вас часто натянуты до предела?

27. Вы слывете за человека веселого и живого?

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему, думая, что могли бы сделать лучше?

29. Вы обычно чувствуете себя спокойным человеком, когда находитесь в компании?

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что разные мысли лезут вам в голову?

32. Если хотите узнать о чем-нибудь, то предпочитаете прочитать в книге, чем спросить у друзей?

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

34. Нравится ли вам работа, требующая пристального внимания?

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

36. Если бы вы знали, что никогда сказанное вами не будет раскрыто, всегда бы высказывались в духе общепринятого мнения?

37. Вам неприятно бывать в компании, где подшучивают друг над другом?

38. Вы раздражительны?

39. Вам нравится работа, которая требует быстроты действия?

40. Верно ли, что вам нередко не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все закончилось благополучно?

41. Вы медлительны и неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидания или на работу?

43. Часто ли вам снятся кошмары?

44. Вы любите поговорить настолько, что никогда не упустите удобный случай поболтать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли вас какие-либо боли?

46. Вы чувствовали бы себя несчастным, если долго не смогли бы видеться со своими знакомыми, друзьями?

47. Можете ли вы назвать себя нервным человеком?

48. Среди людей, которых вы знаете, есть ли такие, которые вам явно не нравятся?

49. Можете ли вы сказать, что вы уверенный в себе человек?

50. Обидитесь ли вы, если покритиковать недостатки ваши и вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от вечеринки?

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

53. Вам трудно внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

55. Вы беспокоитесь о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

Ключ

Искренность: «да» - 6, 24, 36; «нет» - 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Устойчивость «да»: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35,

Экстраверсия: «да» - 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56; «нет» - 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Сосчитайте сумму. Начертите оси координат (как показано на картинке): вертикальная ось - «шкала эмоциональной устойчивости»; горизонтальная ось - «шкала экстраверсии». Каждая шкала от 1 до 24, пересекаются в точке 12. Отметьте свои показатели на осях. Найдите точку пересечения. Точка может лежать на оси, если одна из шкал равна 12. Результат, который вы получили, - ваш преобладающий тип темперамента. По шкале экстраверсии вы можете посмотреть тип направленности личности: экстраверт или интроверт.

Результаты тестирования

Меланхолик (слабость и возбуждения, и торможения) - это человек, который легко расстраивается, тревожный. Он склонен рассуждать по делу и не по делу, пессимистичный, довольно сдержанный, необщительный, в поведении тихий, болезненно реагирует на высказывания окружающих, касающиеся его, легко впадает в состояние тоски, страха, грусти. Довольно мнителен, новая обстановка его пугает, и он теряется, жизнь рассматривает в черных тонах.

Холерик (преобладание процесса возбуждения над торможением) - это человек сильный, неуравновешенный, подвижный. Также он безудержный, чувствительный, беспокойный, довольно агрессивный, возбудимый, непостоянный. Чаще он на все настроен оптимистично, пытается взять инициативу в свои руки, активен, боевой тип, задористый, легко и быстро раздражается, цикличность поведения и переживаний. Строит грандиозные планы. Воля порывистая, часто раздражается, часто не сдержан в словах и действиях, вспыльчив и прямолинеен.

Флегматик (преобладание торможения) - это человек пассивный, осмотрительный. Рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, хорошо управляемый, внушающий доверие, надежный и спокойный. Его отличают высокая работоспособность, терпение, при общении он всегда равен с другими людьми, отличается терпимостью к их слабостям, не любит праздной болтовни, его трудно рассмешить и разгневать, внешне он кажется спокойным даже при очень серьезных неприятностях и проблемах, чувства внешне практически не выражает.

Сангвиник (подвижность процессов и возбуждения и торможения) - это человек общительный, контактный, коммуникабельный, разговорчивый, непринужденный в поведении, жизнерадостный, не склонен к беспокойству, стремится занять доминирующую позицию. Высокая приспособляемость к условиям среды, говорит быстро, движения быстры, может хорошо переключать внимание с одного объекта на другой, хорошо управляет своим настроением, оптимистичен, внутреннее душевное состояние написано на его лице.

Тест 2. Определение направленности личности

Инструкция. Опросный лист состоит из 27 пунктов. По каждому из них возможны три варианта ответов: А, Б, В.

1. Из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения по данному вопросу. Возможно, что какие-то из вариантов ответов покажутся вам равноценными. Тем не менее мы просим вас отобрать только один, а именно тот, который в наибольшей степени отвечает вашему мнению и более всего ценен для вас.

Букву, которой обозначен ответ (А, Б, В), напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта (1-27) под рубрикой «Больше всего».

2. Затем из ответов на каждый из пунктов выберите тот, который дальше всего отстоит от вашей точки зрения, наименее для вас ценен. Букву, которой обозначен ответ, вновь напишите на листе для записи ответов рядом с номером соответствующего пункта, в столбце под рубрикой «Меньше всего».

3. Таким образом, для ответа на каждый из вопросов вы используете две буквы, которые и запишите в соответствующие столбцы. Остальные ответы нигде не записываются.

Старайтесь быть максимально правдивым. Среди вариантов ответа нет «хороших» или «плохих», поэтому не старайтесь угадать, какой из ответов является «правильным» или «лучшим» для вас.

Время от времени контролируйте себя, правильно ли вы записываете ответы, рядом с теми ли пунктами. В случае если вы обнаружите ошибку, исправьте ее, но так, чтобы исправление было четко видно.

Тестовый материал

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) одобрения моей работы;

б) сознания того, что работа сделана хорошо;

в) сознания того, что меня окружают друзья.

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) известным игроком;

в) выбранным капитаном команды.

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

4. Мне нравится, когда люди:

а) радуются выполненной работе;

б) с удовольствие работают в коллективе;

в) стремятся выполнить свою работу лучше других.

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

б) были верны и преданы мне;

в) были умными и интересными людьми.

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) с кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) на кого всегда можно положиться;

в) кто может многого достичь в жизни.

7. Больше всего я не люблю:

а) когда у меня что-то не получается;

б) когда портятся отношения с товарищами;

в) когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б) вызывает дух соперничества в коллективе;

в) недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) проводить время с друзьями;

б) ощущение выполненных дел;

в) когда меня за что-нибудь хвалили.

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) добился успеха в жизни;

б) по-настоящему увлечен своим делом;

в) отличается дружелюбием и доброжелательностью.

11. В первую очередь школа должна:

а) научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) развивать прежде всего индивидуальные особенности ученика;

в) воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

а) для общения с друзьями;

б) для отдыха и развлечений;

в) для своих любимых дел и самообразования.

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) у меня интересная работа;

в) мои усилия хорошо вознаграждаются.

14. Я люблю, когда:

а) другие люди меня ценят;

б) испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;

в) приятно провожу время с друзьями.

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т. п., в котором мне довелось участвовать;

б) написали о моей деятельности;

в) обязательно рассказали бы о коллективе, в котором я работаю.

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) имеет ко мне индивидуальный подход;

б) сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) оскорбление личного достоинства;

б) неудача при выполнении важного дела;

в) потеря друзей.

18. Больше всего я ценю:

а) успех;

б) возможности хорошей совместной работы;

в) здравый практичный ум и смекалку.

19. Я не люблю людей, которые:

а) считают себя хуже других;

б) часто ссорятся и конфликтуют;

в) возражают против нового.

20. Приятно, когда:

а) работаешь над важным для всех делом;

б) имеешь много друзей;

в) вызываешь восхищение и всем нравишься.

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) доступным;

б) авторитетным;

в) требовательным.

22. В свободное время я охотно почитал бы книги:

а) о том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

б) о жизни знаменитых и интересных людей;

в) о последних достижениях науки и техники.

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) дирижером;

б) композитором;

в) солистом.

24. Мне бы хотелось:

а) придумать интересный конкурс;

б) победить в конкурсе;

в) организовать конкурс и руководить им.

25. Для меня важнее всего знать:

а) что я хочу сделать;

б) как достичь цели;

в) как организовать людей для достижения цели.

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) другие были им довольны;

б) прежде всего выполнить свою задачу;

в) его не нужно было упрекать за выполненную работу.

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) в общении с друзьями;

б) просматривая развлекательные фильмы;

в) занимаясь своим любимым делом.

Данный тест позволяет выявить основные психологические проблемы личности. Итоги теста не озвучиваются в коллективе, при необходимости ведется индивидуальная работа или рекомендуется обращение к специалисту.

Тест 3. «Познай себя» (метод недописанных фраз)

1. Мои лучшие качества личности...

2. Мне нравится...

3. Мне не нравится...

4. Мой самый лучший день...

5. Моя работа над собой...

6. Путь к силе - это...

7. Мои особые чувства...

8. Цель моей жизни...

9. Меня раздражает...

10. Я - глазами друзей...

11. Я - глазами учителей...

12. Вот кем я был и почему...

13. А вот кем я стремлюсь стать...

14. Если бы я был...

15. Вся моя жизнь - это...

16. Мое будущее - это...

17. Меня ценят окружающие за...

18. Меня ценят мои друзья за...

19. Меня ценит моя семья за...

20. Я люблю жизнь, потому что...

Тест 4. «Интеллектуальные взаимоотношения»

Тест выполняется самим учеником и учителями-предметниками, работающими в этом классе, а также классным руководителем.

 

 

9 класс

10 класс

11 класс

1

Добросовестно и в срок выполняет задания

 

 

 

2

Задания выполняет не всегда

 

 

 

3

Не выполняет

 

 

 

4

Проявляет настойчивость и сам доводит дело до конца

 

 

 

5

Пасует перед трудностями

 

 

 

6

Проявляет любознательность, самостоятельность

 

 

 

7

Уважает окружающих людей

 

 

 

8

Проявляет уважение только в узком кругу

 

 

 

9

Груб, невнимателен

 

 

 

10

Инициативен, активно участвует во всех делах

 

 

 

11

Может поставить личные интересы выше

 

 

 

12

Уважением не пользуется

 

 

 

Итак, мы познакомились с результатами проведенного исследования. Как же помочь ребенку реализовать свой потенциал? Как проявить себя в полной мере? Чем может и должна помочь школа на этапе выпускного класса? Если у вас возникнут вопросы в ходе выступления, можете задать их в письменной форме или устной после основного выступления.

III. Выступление по теме собрания приглашенного специалиста (или классного руководителя)

Классный руководитель. Государство в настоящее время обеспечило условия для реализации личных прав человека на образование. Не случайно в последние годы качество образования стало рассматриваться с позиций национального развития, национальной безопасности.

В образовательной практике появилось много различных моделей образовательных учреждений с новыми концепциями, нестандартными подходами к формированию содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса, иными стали и представления о качественных результатах образования. Сейчас мы в школе стараемся активизировать, зажечь искорку творческого потенциала личности каждого учащегося.

Основные идеи и принципиальные позиции политики в области среднего образования были сформулированы в Концепции обновления и развития национальных школ, утвержденной в мае 1991 года. Ее основополагающими принципами стали: реализация конституционного права обучения и воспитания детей на родных языках, начиная с дошкольного возраста и до окончания среднего учебного заведения; освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности родного народа; подготовка к жизни и труду, создание реального многообразия в образовательной среде.

Самая большая опасность, подстерегающая наше общество, не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Как спасти человека? Как сберечь человеческое в человеке? Свободное удовлетворение всемогущей жажды познания - вот основа развития личности.

Путь к новой школе лежит через любовь. Задача школы - отречься от идеологии ненависти и утвердить любовь как идеологию. Учить наших детей жизни без насилия, без страха строить отношения по законам гуманизма, бережному отношению к человеку и человеческой жизни как высшей ценности.

Помочь понять детям, что без любви к человеку и к жизни не будет ни здоровых отношений, ни здорового общества, ни общественного прогресса, ни нравственной ориентации в познании добра и зла. Любовь - залог от деградации человечества.

И школа начинается с любви. Опыт школ Толстого, Сухомлинского, Монтессори тому подтверждение. Настоящая педагогика - это и есть наука о любви. «Если мы научим ребенка любить, мы научим его всему» (Ю. Азаров).

Еще один путь к новой школе лежит через утверждение правды - правды во всем: в содержании образования, особенно истории и литературы, в отношениях между учителем и учениками, между родителями и детьми, во всех проявлениях школьной жизни. Нужно избавиться от фальши, показухи, двойной морали, от расхождения между словом и делом. Вопрос правды - это вопрос нравственного выбора между правдой и кривдой, добром и злом, честью и бесчестием. Новая школа - школа правды, чести и совести. Главный смысл в свободе, в любви и правде.

Традиционное образование - это образование информационного, эмпирического типа, в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика современного образования - ориентация на всестороннее развитие личности и гуманизация. Именно высокодуховная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.

Идет переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной школы - школы личностного развития и самосовершенствования.

Главная цель новой школы - воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Главные задачи новой школы.

1. Научить мыслить (развитие интеллекта):

• развитие мыслительных способностей учащихся;

• обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;

• формирование познавательных интересов;

• раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;

• выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

2. Воспитание чувств (формирование нравственных отношений):

• научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям;

• формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;

• индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;

• развивать коммуникативные качества личности.

3. Здоровье:

• физическая закалка детского организма;

• систематическое занятие физкультурой и спортом;

• квалифицированная диспансеризация детей;

• постоянный медико-психологический контроль.

Бесконечное возникновение и образование нового характеризует непрерывный процесс самодвижения личности. Это активный, саморегулирующийся процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности. Развитие - это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные.

Термин «развитие» применим и к нравственности человека. Нравственное развитие - сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности. Нравственное развитие - это не выработка отдельных качеств личности (честности, ответственности, совестливости), а развитие целостного качества, базирующегося на эмоционально-волевой сфере личности. Нравственное развитие как процесс внутренний находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. Характер отношений проявляется в эмоциональных переживаниях, адекватном поведении, в соответствии сознания и поведения.

Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом личности и поэтому глубоко индивидуален.

Фактором нравственного развития являются эмоциональноценностные отношения, в которые включена личность. Субъективность среды есть потенциал для дальнейшего нравственного развития личности.

Мы принимаем давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаемся той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.

Первое место среди образовательно-воспитательных целей школы занимают цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах [Закон РФ «Об образовании», Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 годы, проект «Национальная доктрина образования Российской Федерации», Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)]:

1) формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;

2) воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;

3) формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;

4) разносторонне развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.

Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.

Третий уровень целей касается средств и способов воспитания. Их определяет конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:

• включение учащихся в различного рода творческую деятельность;

• формирование доминанты саморазвития и самосовершенствование личности;

• развитие какой-либо субкультуры детей и подростков в рамках создания реального культурно-творческого процесса;

• приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;

• включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);

• организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.

Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей. В докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие» они сформулированы так:

• научить учиться;

• научить жить;

• научить жить вместе;

• научить работать и зарабатывать.

Основные противоречия, существующие в системе образования:

• несоответствие социальных потребностей общества с деятельностью функционально-организационных структур образования с результатами их работы;

• унифицированное содержание образования и личностные интересы и способности обучающихся;

• большой объем профессиональных знаний и ограниченное время обучения в конкретном образовательном институте, а также быстрое старение полученной информации;

• преобладающие объяснительно-иллюстративные способы преподавания и поисково-исследовательская сущность познания;

• доминирование фронтальных форм обучения, не в полной мере учитывающих индивидуальные способности усвоения знаний школьником и студентом;

• преобладание специальных знаний и умений в системе преподавания и недостаточное внимание гуманитарным дисциплинам и гуманизации образования;

• финансирование образования по остаточному принципу и дороговизна получения высококачественного образования.

Указанные проблемы носят государственный характер и каждая рассматривается даже не одно столетие. Они будут актуальны еще долго.

Очень важно поэтому научить наших выпускников способности к самообучению, умению добывать нужную информацию самостоятельно, а также организовывать свою деятельность кооперативно для большей активности труда. Именно открытость образовательной системы позволит сформировать эти необходимые способности, умения и навыки.

Наилучшим воспитателем выступают три основные вида деятельности:

• значимая деятельность, которая способна повлиять на «вхождение в собственный внутренний мир», деятельность по совершенствованию себя;

• общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности, где акцент делается на глубинное общение, вызревание «коммуникативного ядра»;

• деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.

Цели воспитания ориентируются на формирование социальности личности субъекта, а не приучение к нормативному поведению. Идет очеловечивание человека, где ценностью является сам человек и логика его развития. Личность должна создавать собственную историю в контексте жизни. Творить свою биографию, одновременно проявляя себя субъектом. Сначала неумело и нерешительно, в силу недостаточно развитого опыта субъектности. Затем этот опыт обогащается и осознанно реализуется в субъектной позиции: субъект сначала собственной учебной деятельности, а затем и своей становящейся жизни, тем самым ориентирует человека на развитие его возможностей как личности - на активный личностный рост. Таким образом, деятельностной аспект, как одна из подсистем индивидуальной культуры, должен быть направлен на изменение предметности человека, изменение его отношения к собственной деятельности. Данные подсистемы индивидуальной культуры личности - субъекта могут быть реализованы в условиях гуманизации образовательного пространства. Как вызревание образа «Я», образа мира, образа мыслей, образа действий, образа жизни и дают ответ на вопрос: какова моя социальная роль. Чувство моего переживания, внутреннее мое состояние, в какой я позиции, каков уровень моего самосознания, когда содержание образования прикасается к личности всей своей полнотой, как культура, которая определяет более высокий уровень социализации личности.

Воспитание человека всегда направлено на формирование определенных ценностей, которые рассматриваются в качестве основ воспитания. Обновление советского общества привело к тому, что многие традиционные для нас запреты оказались сегодня устаревшими. Есть ценности, которые определяются законом, средой, обычаями, всеобщим одобрением. Есть ценности, которые дают семья, социум, средства массовой информации, сама жизнь и само учреждение.

На основании этих актуальных проблем выделены четыре приоритетные ценности: ценность собственного достоинства, ценность мышления и деятельности, ценность паритетности отношений, ценность общения. Таким образом, факты индивидуальной культуры личности соотносятся с принятой системой ценностей и, обладая этими ценностями, ученик должен получить желаемое образование, высокую культуру, сознательное отношение к профессиональной деятельности.

Этапы развития, где само развитие рассматривается как воспитание индивидуальной культуры личности субъекта, приспособление к культуре, адаптация и защита собственного «Я».

IV. Обсуждение возможностей родителей по успешной самореализации выпускников

V. Принятие решения собрания. Подведение итогов

Классный руководитель. Уважаемые родители! От нас с вами сегодня во многом зависит дальнейший жизненный путь ребенка - как он найдет себя в этом мире. Что он представляет собой на сегодняшний день? Какими способностями и возможностями обладает? Как он умеет наладить отношения с окружающим миром и жить в согласии прежде всего с самим собой? Что еще сделать нам с вами в целях успешной самореализации выпускников? Эти вопросы еще не раз возникнут перед нами. Сегодня мы лишь только приблизились к их решению. Я желаю вам успешного сотрудничества со школой, взаимопонимания с детьми и только удачи в будущем наших детей! В заключение предлагаю вам выразить свое мнение о прошедшей встрече (устно или письменно, на Листе отзывов). Спасибо за сотрудничество и успешного будущего для наших детей!

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе

Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!