Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе

Разработка родительского собрания для 11 класса на тему «Выбор профессии – дело серьёзное»

Цели: ознакомить родителей и учащихся с новыми профессиями, необходимыми требованиями и качествами, требующимися для данных специальностей; предоставить возможность учащимся «примерить» на себя разные профессии.

Задачи: создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем; изучить ожидания родителей от деятельности школы в профориентационной работе с учащимися класса; познакомить родителей с основными направлениями профориентационной деятельности в средней школе.

Форма проведения: совместное с учащимися родительское собрание - деловая игра.

Участники: учащиеся и их родители, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовительный этап

I. Приглашение родителей за 1 -2 недели до проведения собрания.

II. Подготовка и проведение анкетирования детей и родителей.

Анкета для старшеклассников

Уважаемые старшеклассники! Вы находитесь в ситуации сложного выбора. Вам предстоит определиться с дальнейшей профессиональной деятельностью. Вы уже многое знаете, интересуетесь, кто-то проходил систему тестирования на классных часах. Многое знаете о себе, но и многое остается пока загадкой. Выбор предстоит сделать между тремя составляющими: «хочу» - «могу» - «надо». Вам советуют, рекомендуют, но выбирать предстоит самостоятельно, так как это только ваша жизнь.

Мы предлагаем анкету с целью оказания помощи и изучения затруднений, которые вы, возможно, испытываете при выборе профессии. Желаем успеха!

1. Какую профессию (или профессии) вы для себя выбираете (перечислите не более двух)?

2. Что привлекает вас в выбранной профессии (отметить не более трех позиций):

• социальная престижность;

• зарплата;

• возможность иметь свободное время;

• возможность развить свои способности (назовите);

• интеллектуальный характер профессии;

• возможность командовать другими;

• творческий характер профессии;

• возможность приносить людям пользу;

• возможность общения с людьми;

• сложность профессии;

• иное (назовите)?

3. Что, выбирая эту профессию, вы дадите обществу, по вашему мнению (сформулируйте, пожалуйста)?

4. Назовите учебное заведение, в котором вы собираетесь продолжить образование (наименование).

5. Какие экзамены вам предстоит сдавать (перечислите)?

6. Как вы готовитесь к поступлению в вуз (выделите не более трех позиций):

• изучаете индивидуальные особенности своей личности;

• интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

• изучаете свои личные затруднения, их причины;

• знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема (дни открытых дверей);

• читаете справочники для поступающих в вузы, средние специальные заведения;

• начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы (перечислите, по каким предметам)?

7. Из каких источников, от кого вы черпаете информацию о будущей профессии:

• родители;

• родственники;

• учителя;

• друзья;

• телевидение, радио;

• газеты, журналы;

• иное (назовите источники)?

8. Что рекомендуют родители:

• мама ________________

• папа _________?

9. Ваша фамилия _______ имя ________ класс ___________

Спасибо! С результатами опроса мы вас ознакомим на родительском собрании 

(тема и сроки собрания)

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Вы находитесь в ситуации выбора профессиональной деятельности ваших детей. Вам предстоит помочь им в этом. Наверное, вы уже не раз обсуждали с детьми эту трудную тему. Выбор им предстоит сделать между тем, что выпускник «желает» - «может» - «нужно обществу в современных условиях». Помните, что вы можете советовать, рекомендовать, убеждать в чем-то детей, но право выбора остается за ними, так как это уже их жизнь и их личный выбор. Постарайтесь принять то, что дети выросли и имеют право на самостоятельное решение.

Мы предлагаем вам анкету с целью оказания помощи и изучения затруднений, которые обычно возникают при выборе профессии. Желаем успеха!

1. Был ли ваш выбор профессии самостоятельным?

2. Меняли ли вы профессию? Если «да», то с чем это было связано?

3. Совпадает ли ваше видение будущего детей с их личным желанием?

4. Определились ли вы с выбором профессии выпускника?

5. Что привлекает вас в выбранной профессии (отметить не более трех позиций):

• социальная престижность;

• зарплата;

• возможность иметь свободное время;

• возможность развить свои способности (назовите);

• интеллектуальный характер профессии;

• возможность командовать другими;

• творческий характер профессии;

• возможность приносить людям пользу;

• возможность общения с людьми;

• сложность профессии;

• иное (назовите)?

6. Что, выбирая эту профессию, человек даст обществу, по вашему мнению (сформулируйте, пожалуйста)?

7. Назовите учебное заведение, в котором ваш ребенок будет получать профессиональное образование (наименование).

8. Какие экзамены предстоит сдавать вашим детям (перечислите)?

9. Как вы готовитесь к поступлению в вуз (выделите не более трех позиций):

• изучаете индивидуальные особенности личности ребенка;

• интересуетесь требованиями к выбранной профессии;

• учитываете состояние здоровья ребенка и требования к нему по выбранной профессии;

• знакомитесь с учебными заведениями и правилами приема (посещаете дни открытых дверей);

• читаете справочники для поступающих в вузы, средние специальные заведения;

• начали заниматься с преподавателями вне школы или посещаете курсы для поступающих (перечислите, по каким предметам)?

10. Из каких источников, от кого вы черпаете информацию о будущей профессии:

• СМИ;

• родственники;

• учителя;

• друзья;

• иное (назовите источники)?

11. Вы доверите выпускнику осуществить самостоятельный выбор профессии или постараетесь настоять на своем мнении, убеждая его с высоты родительского опыта

• мама _____;

• папа ____?

12. Ваша фамилия имя - класс ______

Спасибо! С результатами опроса мы вас ознакомим на родительском собрании

(тема и сроки собрания)

III. Сбор и анализ информации по теме собрания.

IV. Совместная с детьми подготовка деловой игры «Ярмарка вакансий».

Оформление помещения, оборудование и инвентарь

1. Столы расставлены по кругу, на столах визитки родителей, выполненные руками учащихся.

2. На классной доске тема собрания, высказывание.

Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)

3. На столах бланки с анкетами, чистые листы, ручки

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя

Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители и наши выпускники! Тема нашего сегодняшнего разговора «Выбор профессии - дело серьезное».

Жизнь современного человека - это постоянный выбор. Мы выбираем рацион питания, определяемся с повседневными делами, выполняем бытовые обязанности. Более серьезный выбор - это выбор, относящийся к будущей жизни человека. Выбор того, от чего зависит наша дальнейшая жизнь, вызывает у многих затруднение. А невозможность принятия правильного решения подчас приводит к весьма печальным последствиям.

Выбор профессии можно отнести к самым ответственным и трудным. Ведь это и выбор того, как реализует человек свои возможности, соотнося их со своими потребностями и желаниями. Будет ли эта профессия востребована в обществе через 5-10 лет? Что сможет человек получить от своей будущей деятельности? Как профессия будет сочетаться с дальнейшими жизненными планами? Интересен выбор подростка ему самому или решение принято его родителями? Многие из этих вопросов ставят в тупик нынешних 11-классников, так как они поставлены в условия «выбери то - сам не знаешь что».

«Кем вы работаете?» Этот вопрос задается, пожалуй, чаще всех остальных при знакомстве с новыми людьми, дети тоже интересуются: «А кто твои папа и мама?». Ведь профессиональная принадлежность - одна из значимых характеристик любого человека.

Слово «профессия» (от лат. profiler - «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять») означает род деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.

Давайте посмотрим, что думают по этому поводу ваши дети, какие результаты мы получили при проведенном анкетировании.

II. Анализ анкетирования родителей и детей

(Анализ производится в процентном соотношении, анонимно.)

III. Выступление классного руководителя и 11-классников по теме собрания. Деловая игра с родителями

Классный руководитель. Итак, из полученных данных мы увидели, насколько сложной является проблема осознанного самостоятельного выбора будущей профессии, ведь учесть нужно множество факторов. Сегодня мы попытаемся вместе понять, из чего же должен складываться осознанный выбор профессии, что нужно учесть при этом и как меняется мир профессий в современных условиях.

Если попросить человека перечислить известные ему виды профессий, то, как показывает практика, полученный список будет включать не более 20-30. И это притом, что на сегодняшний день в России существует свыше 20 тысяч профессий. Каждый год появляются новые специальности, в которых нуждается общество. Однако многие люди по старинке предпочитают выбирать профессии, популярные 10-15 лет назад и не востребованные в современных условиях (юристы, экономисты, численность которых давно уже превысила потребности общества в них).

 

1. Знания о профессиях, рынке труда в современном обществе

 

2. Мнение сверстников

 

5. Мнение родителей, семьи

3. Склонности

и интересы личности

Выбор профессии

6. Позиция учителей, психологов, врачей

4. Способности

и здоровье личности

 

7. Уровень притязаний и самооценка личности

 

8. Личный профессиональный план (план карьеры)

 

Итак, как же не ошибиться в сложном выборе, стоящем перед вами? Посмотрите на таблицу (таблицы распечатаны для каждой семьи). Здесь представлены факторы, которые необходимо учитывать при выборе профессии. Предлагаем вам поработать с ней дома вместе с детьми. Думаем, это поможет вам выйти на следующий этап в выборе профессии.

Мы обсудили факторы, влияющие на выбор профессии. А теперь предлагаем вам знакомство с новыми видами профессий, возникающими в современных условиях.

В последнее время на рынке труда появились новые профессии, названия которых не всегда запоминаются и зачастую трудно произносятся. «Медиапланер», «криэйтор», «бренд-менеджер» - все это привлекает внимание молодого поколения, а у родителей вызывает сомнения, так как неизвестно, дадут ли эти профессии в будущем возможности профессионального роста.

Откуда же появляются новые профессии и что означают незнакомые названия?

Развитие экономики в современном мире, ее глобализация все больше приносят изменений в профессиональном мире. Из-за рубежа вместе с новыми товарами приходит и потребность в специальностях, занимающихся их продвижением на рынке и рекламой: супервайзеры, мерчендайзеры, промоутеры, менеджеры по рекламе.

Часто бывает так, что русские компании приглашают на работу иностранных специалистов, а вместе с их приходом сохраняется и иностранное название данного рода деятельности. Далее потребность в таких специалистах только растет, и их уже начинают готовить наши учебные заведения. Характерно это в настоящее время уже не только для крупных городов, но и провинции. В современных экономических условиях у потребителя большой выбор. Чтобы помочь ему разобраться в обилии товаров и услуг, появляются новые специалисты, которые, достигая высот профессионализма, оправдывают необходимость существования своей профессии.

Деловая игра родителей и детей «Ярмарка вакансий»

Предлагаем вам разделиться на группы по 5-6 человек (желательно, чтобы дети и родители были в одной группе).

Итак, вы являетесь современной компанией. Пожалуйста, выберите ее название и определитесь, каким видом деятельности вы занимаетесь. (Представление названий компаний родителями и детьми.)

Компания не может существовать без генерального директора, осуществляющего общее руководство всей деятельностью. Выберите, пожалуйста, генерального директора вашей компании.

За финансовую деятельность будет отвечать коммерческий директор, без которого вам не обойтись. (Выборы коммерческого директора.)

Представляем вам остальных сотрудников компании.

Все компании приглашены сегодня на традиционную городскую ярмарку вакансий. Вы познакомитесь сегодня с людьми, ищущими работу, и у вас будет уникальная возможность обеспечить фирму настоящими профессионалами.

Ведущий ярмарки (классный руководитель или ученик). Господа, мы рады приветствовать вас на очередной городской ярмарке вакансий. Здесь присутствуют разные фирмы, но мы знаем, что вы испытываете потребность в настоящих профессионалах. Сегодня у вас уникальная возможность пригласить их к себе на работу и улучшить показатели деятельности ваших компаний!

Перейдем непосредственно к представлению участников нашей ярмарки. После выступлений вы можете пообщаться дополнительно с кандидатами.

Представляю вам известного в России имиджмейкера Алену Иванову.

Имиджмейкер (участники ярмарки - ученики). Доброе утро, господа. Моя профессия - имиджмейкер. Имиджмейкер помогает создать образ преуспевающего человека. Он определяет типаж клиента, опираясь на линии его фигуры и лица, подбирает одежду, прическу и обувь, выявляет стиль, создает профессиональный образ и даже корректирует поведение клиента. Имиджмейкеру необходимо знать правила макияжа, стилей одежды, основы психологии и этикета, значение поз, жестов, мимики. Он может научить грамотной речи, использованию специальной терминологии. Должен уметь предугадывать ситуации, разбираться во всех мелочах, убеждать клиентов в важности перемен во внешности, в поведении, в речи. Каждый преуспевающий бизнесмен должен выглядеть безупречно. Таким образом, господа, ваш внешний вид имеет большое значение для успеха компании. Будьте всегда на высоте и не забывайте, что вы лицо компании. Сегодня я представляю вам молодых имиджмейкеров, получивших прекрасное образование и прошедших практику в моей компании и за рубежом.

Ведущий ярмарки. Востребованы сегодня и следующие специалисты.

Маркетолог (буквально - «изучающий рынок»). Проводит исследования по предложениям и спросу на определенную продукцию. Главная задача маркетолога - знать законы рынка, чтобы использовать их для достижения максимального результата в бизнесе.

В чем заключается работа маркетолога?

1. Маркетолог должен выяснить: почему тот или иной товар (услуга) привлекает покупателей. Почему карамель «Очей очарованье» пользуется большей популярностью, чем конфеты «Прекрасная пора»? Кто чаще покупает эти конфеты: пенсионеры, школьники или домохозяйки? А также он должен осуществлять:

• сбор и обработку статистического материала;

• кропотливый анализ полученных данных;

• прогнозирование рынка.

2. На основе исследований рынка специалист составляет маркетинговый план, на базе которого руководство принимает решение о товарном ассортименте.

Маркетолога отличает творческий подход к работе: создание интересной и востребованной продукции, организация рекламной кампании, налаживание эффективной системы реализации, продвижения товара на рынке.

3. Участвует в создании рекламы и обеспечении рекламы. Он не занимается непосредственно созданием рекламы, а определяет главное - общие направления и целевую аудиторию (часть населения, которую в большей степени может заинтересовать предлагаемый товар). Например, ролик, рекламирующий жевательную резинку, вряд ли заинтересует пенсионеров. Для выявления целевой аудитории и ее отношения к той или иной продукции проводятся различные опросы, интервью, анкетирование.

Как говорят специалисты-маркетологи, их работа - это технология (разработка стратегий) и искусство (работа с людьми, требующая вложить душу, талант, воображение). Хотя маркетолог не контактирует напрямую с клиентами, значительную часть его деятельности составляет изучение их мнений, характеров, особенностей.

Необходимые качества маркетолога:

• склонность к умственной, аналитической работе;

• творческие способности;

• интуиция;

• нестандартный взгляд на привычные вещи и явления;

• умение стойко переносить неудачи;

• умение делать выводы из провалившегося дела.

Маркетолог - активный, неугомонный человек, умеющий добыть информацию, чтобы не отстать от времени.

Ведущий. Итак, теперь представляем вам следующих участников нашей ярмарки вакансий.

Бренд-менеджер (от англ. - клеймо) - основной носитель и реализатор идеи бренда. (Бренд - хорошо знакомая торговая марка.)

Бренд-менеджер должен придумать торговую марку фирмы и сделать ее известной и хорошо узнаваемой. Он продумывает, на какие категории населения ориентирована продукция; как представить продукт, чтобы он хорошо запомнился? Должен знать законы рекламы, информацию о рынке, о конкурирующих фирмах, маркетинг, связи с общественностью.

Качества бренд-менеджера: надежность, ответственность, организованность, самостоятельность, инициативность, энергичность, способность к творчеству, коммуникабельность.

Образование: высшее экономическое образование в области маркетинга; участие в семинарах или мастер-классах по бренду.

Криэйтор (с англ. - творец, создатель) - креативный директор компании, человек, который отвечает за разработку, ведение и контроль рекламных проектов. Криэйторами называют и находящихся в его подчинении копирайтеров - создателей рекламных текстов, а также арт-директоров - специалистов, определяющих основную идею работы и делающих эскизы проектов.

Работа: организационная работа и контакты с заказчиком.

Задача криэйтора - предельно четко и ясно сформулировать все пожелания клиентов; мобилизовать и объединить творческий коллектив для достижения поставленных целей.

Арт-директор уделяет больше внимания художественному направлению в деятельности компании; разрабатывает макеты журналов, книг, газет; решает все вопросы, связанные с дизайном; отвечает за строгое соблюдение единого фирменного стиля всех выпускаемых печатных изданий.

Работают арт-директоры в рекламных агентствах, на радиостанциях, в телевизионных компаниях, издательских домах, web-студиях.

Таких специалистов нигде не готовят; в эту профессию приходят художники, дизайнеры, с высшим художественным и филологическим образованием.

Арт-директор должен обладать:

• творческими способностями;

• творческим чутьем;

• творческой смелостью;

• гибкостью мышления;

• хорошо развитым воображением;

• незаурядным чувством юмора;

• безупречным вкусом;

• широким кругозором;

• даром убеждения и презентационными навыками.

Должен уметь:

• работать с людьми;

• быть коммуникабельным;

• генерировать яркие, нестандартные, продаваемые идеи;

• разбираться в журналистике и психологии, основах менеджмента и маркетинга;

• всегда находиться в курсе последних событий, нововведений, тенденций и технологических идей в сфере пиара, рекламы и средств массовой информации.

Какое отличие в работе криэйтора и художников, музыкантов, писателей?

1. Художник, музыкант, писатель прежде всего стремится реализовать себя в творческом процессе, вложить в него свои мысли, вкусы, настроение или фантазию. Креатив же направлен прежде всего на других людей, причем на тех из них, кто входит в так называемую целевую группу потребителей товара, заранее определенную другими специалистами.

2. Просто творческий человек может позволить себе работать на будущее и не сразу получить признание. Идеи криэйтора непременно должны работать здесь и сейчас.

Логистик (логист) (от греч. «искусство вычислять, рассуждать»).

От них зависит финансовое благополучие многих компаний. Они экономят деньги, а не зарабатывают их. Основная задача: при минимуме затрат достичь максимальной пользы и прибыли.

Когда появилась эта профессия? Давно. Так, в древние времена в Римской империи была создана оптимальная система распределения продовольствия. Американские ученые разработали во время Второй мировой войны технологию снабжения армейских частей: требовалось обеспечить доставку необходимой продукции в должном количестве в нужное место в строго назначенный срок. Окончательно логистика как прикладная дисциплина формировалась в 60-х годах XX века с появлением в развитых странах супермаркетов и бурным ростом сетей розничной торговли.

Сфера деятельности: разнообразные торговые, складские и транспортные операции. Цель - достижение эффективности каждого подразделения и максимальной экономии средств и ресурсов. По выражению одного из журналистов, логист - это профессиональный скряга.

Функции логиста:

• связать воедино все звенья и цепочки «закупка - перевозка - растаможивание - страхование - складирование - упаковка - продажа»;

• оценивать результативность и вероятные последствия того или иного решения;

• принимать участие в планировании производства и рынков сбыта.

Логисту необходимо иметь:

• аналитический ум и системное мышление, интуицию;

• умение быстро находить выход из сложных ситуаций;

• навыки общения с людьми;

• глубокие знания математики, техники, экономики, действующего законодательства и принципов бизнеса.

Хорошим логистом может быть игрок по природе, наделенный талантом передвигать товары и грузы подобно фигурам на шахматной доске.

Где готовят логистов? В высшей школе экономики, Государственном университете управления.

Во многих странах логистам удается полностью исключить пребывание любой продукции на складах. Например, на заводах немецкого автомобильного концерна «Фольксваген» недавно ликвидировали все склады для хранения комплектующих деталей. Было решено подвозить эти изделия малыми партиями с таким расчетом, чтобы их хватало на одну рабочую смену. В результате нововведения компания значительно сэкономила на арендной плате, расходах на свет и отопление, на зарплате складских работников. По утверждению специалистов, сокращение так называемых логистических издержек всего на 1% способно привести к увеличению объемов продаж на 10%, что является заветной мечтой любого предприятия.

Медиапланер - специалист рекламного агентства. Он отвечает за выбор подходящих средств массовой информации для размещения рекламных материалов.

Медиапланер планирует и дает рекомендации по наиболее выгодному вложению средств, выделяемых на рекламирование того или иного товара, раскрутку названия фирмы либо торговой марки - бренда. Другими словами, он определяет круг газет, журналов, радио- и телеканалов, даже интернет-изданий, которые смогли бы обеспечить максимальную доступность рекламной информации той аудитории, которая является потенциальным потребителем продукции. Эта профессия появилась совсем недавно, в начале 1990-х годов.

Необходимые качества:

• эрудированность и интеллект;

• хорошее знание существующих на сегодняшний день средств массовой информации, их направленности и аудитории;

• ориентирование в интересах, вкусах, предпочтениях разных групп населения;

• умение предугадывать, какая информация, событие, издание и программа смогут заинтересовать на данный момент;

• всегда находиться в курсе политических, культурных событий, всех новинок в мире прессы, теле- и радиовещания, интернет- изданий.

При приеме на должность медиапланера отдается предпочтение выпускникам технических и экономических вузов. Специально на медиапланера не обучают, так как это новая профессия.

Мерчендайзер - специалист, который выигрышно представляет товары своей фирмы. Задача мерчендайзера: покупатель, придя в магазин, должен приобрести товар именно его компании.

Обязанности мерчендайзера:

• выигрышно подать товар своей фирмы: повесить плакат с видом товаров именно там, где нужно, чтобы покупатель захотел приобрести только его;

• поддерживать порядок на полках: покупателю неприятно брать в руки запыленную или помятую коробку;

• следить за сроками годности продукции и за тем, чтобы каждый товар имел ценник (иногда именно стоимость является решающей при покупке товара);

• следить за спросом продукции, за ценами конкурентов на аналогичный товар; все сведения представлять в маркетинговый отдел компании.

Мерчендайзеру необходимо знать:

• психологию покупателя;

• как сделать хорошее освещение;

• расположить рекламные стойки в магазине;

• расположить полки, витрины, чтобы у покупателя была возможность свободно подойти к товарам.

Обучение профессии мерчендайзера проводится на рабочем месте. Это не основное дело всей жизни, а лишь начальная ступенька в карьере. Работу мерчендайзеров и торговых представителей организует и контролирует супервайзер (неправильно выставлен товар, неудачно расположен рекламный плакат).

Ведущий. Господа, вы познакомились со всеми специалистами, участвующими в нашей ярмарке. Теперь прошу вас определиться с потребностями компаний в представленных специалистах, вы можете дополнительно пообщаться с нашими участниками и пригласить их к себе на работу. Приглашаем наших гостей участвовать в работе всех компаний. (Всем группам дается 5-10 минут для того, чтобы определиться с выбором.)

Мы просим вас объяснить, почему вам требуется именно этот специалист, что ожидаете вы от его работы в компании. Регламент выступления - 2 минуты.

(Подготовка проектов и выступления групп. Все проекты и рисунки вывешиваются на доске.)

Классный руководитель. Итак, уважаемые родители и выпускники, за короткий срок нам удалось познакомиться с рядом новых профессий, востребованных в современном обществе. Но это, как вы понимаете, далеко не все. Информацию о новых профессиях и рекомендации по самоопределению вы можете узнать из многочисленных СМИ, в том числе журнала «Абитуриент».

Мы надеемся, что наши рекомендации по осознанному выбору дальнейшей профессиональной деятельности найдут отклик в ваших сердцах.

На столах перед вами цветные кружки, сегодня они обозначают ваше настроение после собрания: красный - отличное, зеленый - спокойное, синий - настроение оставляет желать лучшего.

Прошу вас прикрепить кружок, соответствующий вашему настроению, на плакат «Итоги собрания».

IV. Принятие решения собрания. Совместное подведение итогов

Классный руководитель. Всем спасибо за сотрудничество, успехов вам в этом сложном выборе, в выборе профессии!

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс

Родительское собрание «Самореализация личности», 11 класс

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!