Родительское собрание «Проблема отцов и детей в современных семьях», 11 класс

Сценарий родительского собрания в 11 классе на тему «Проблема отцов и детей в современных семьях. Пути преодоления конфликтных ситуаций»

Цели: оказать помощь родителям в разрешении конфликтных ситуаций; способствовать эффективному диалогу родителей и детей; повышать педагогическую культуру родителей.

Задачи: создать эмоциональный настрой на плодотворную совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями, приглашенными специалистами и классным руководителем; изучить ожидания родителей от проведения встречи по данной теме; познакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в школе.

Форма проведения: обучающий семинар.

Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.

Подготовительный этап

I. Анкетирование учащихся и родителей.

Анкетирование родителей

Уважаемые родители! Просим вас принять участие в анонимном анкетировании к родительскому собранию «Проблема отцов и детей в современных семьях. Пути преодоления конфликтных ситуаций». Результаты традиционно будут использованы в проведении нашей встречи (дата проведения собрания) ___________.

Спасибо за сотрудничество!

1. Считаете ли вы необходимым поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?

2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?

3. Как вы их разрешаете?

4. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?

5. Можете ли вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?

Продолжите предложения:

6. Конфликт - это _________.

7. Причиной конфликта может быть ___________.

8. Конфликт может привести к тому, что __________.

9. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть ________.

10. Для того чтобы избежать конфликта, нужно ______.

Анкетирование учащихся

Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы.

1. Ты - конфликтный человек?

2. Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?

3. Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?

4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?

5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?

6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7. Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторона?

8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?

9. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?

10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации? Продолжи предложения:

11. Конфликт - это _______.

12. Причиной конфликта может быть _______.

13. Конфликт может привести к тому, что _______.

14. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть ______.

15. Для того чтобы избежать конфликта, нужно ________.

Опросник для учащихся. Взаимодействие «родитель - ребенок»

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого родителя в бланке ответов: под буквой «М» - для матери, под буквой «О» - для отца.

5 - несомненно, да (очень сильное согласие);

4 - в общем да;

3 - и да и нет;

2 - скорее нет, чем да;

1 - нет (абсолютное несогласие).

1. Если уж он (а) чего-то требует от меня, то обязательно добьется этого.

2 Он (а) всегда наказывает меня за мои плохие поступки.

3. Я редко говорю ему (ей), куда иду и когда вернусь.

4. Он (а) считает меня вполне самостоятельным человеком.

5. Могу рассказать ему (ей) обо всем, что со мной происходит.

6. Он (а) думает, что я ничего не добьюсь в жизни.

7. Он (а) чаще замечает во мне недостатки, чем достоинства.

8. Он (а) часто поручает мне важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Иногда он (а) может разрешить то, что еще вчера запрещал (а).

11. Я всегда учитываю его (ее) точку зрения.

12. Я бы хотел (а), чтобы мои будущие дети относились ко мне так же, как я к нему (к ней).

13. Я редко делаю с первого раза то, о чем он (а) меня просит.

14. Он (а) меня редко ругает.

15. Он (а) старается контролировать все мои действия и поступки.

16. Считает, что главное - это слушаться его (ее).

17. Если у меня случается несчастье, в первую очередь я делюсь с ним (с ней).

18. Он (а) не разделяет моих увлечений.

19. Он (а) не считает меня таким умным и способным, как ему (ей) хотелось бы.

20. Он (а) может признать свою неправоту и извиниться передо мной.

21. Он (а) часто идет у меня на поводу.

22. Никогда не скажешь наверняка, как он (а) отнесется к моим словам.

23. Могу сказать, что он (а) для меня авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.

25. Дома он (а) дает мне больше обязанностей, чем в семьях большинства моих друзей.

26. Бывает, что он (а) применяет ко мне физические наказания.

27. Даже если я не хочу, мне приходится поступать так, как желает он (а).

28. Считает, что он (а) лучше знает, что мне нужно.

29. Он (а) всегда мне сочувствует.

30. Мне кажется, он (а) меня понимает.

31. Он (а) хотела бы многое во мне изменить.

32. При принятии семейных решений он (а) всегда учитывает мое мнение.

33. Он (а) всегда соглашается с моими идеями и предложениями.

34. Никогда не знаешь, что от него (нее) ожидать.

35. Он (а) является для меня эталоном и примером во всем.

36. Я считаю, что он (а) правильно воспитывает меня.

37. Он (а) предъявляет ко мне много требований.

38. По характеру он (а) мягкий человек.

39. Обычно он (а) мне позволяет возвращаться домой, когда я захочу.

40. Он (а) стремится оградить меня от трудностей и неприятностей жизни.

41. Он (а) не допускает, чтобы я подмечал его (ее) слабости и недостатки.

42. Я чувствую, что ему (ей) нравится мой характер.

43. Он (а) часто критикует меня по мелочам.

44. Он (а) всегда с готовностью меня выслушивает.

45. Мы расходимся с ним (ней) по очень многим вопросам.

46. Он (а) наказывает меня за такие поступки, какие совершает сам (а).

47. Я разделяю большинство его (ее) взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней).

49. Он (а) часто заставляет меня делать то, что мне не хочется.

50. Он (а) прощает мне то, за что другие наказали бы.

51. Он (а) хочет знать обо мне все: о чем я думаю, как отношусь к своим друзьям и т. п.

52. Я не советуюсь с ним (ней), с кем мне дружить.

53. Могу сказать, что он (а) - самый близкий мне человек.

54. Он (а) все время выказывает недовольство мной.

55. Думаю, он (а) приветствует мое поведение.

56. Он (а) принимает участие в делах, которые придумываю я.

57. Мы по-разному с ним (с ней) представляем мою будущую жизнь.

58. Одинаковые мои поступки могут вызвать у него (нее) то упреки, то похвалу.

59. Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).

60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Регистрационный бланк

Ф.И.О. __________

Возраст _________

Класс _______

 

М

О

 

М

О

 

М

О

 

М

О

 

М

О

1

 

 

13

 

 

25

 

 

37

 

 

49

 

 

2

 

 

14

 

 

26

 

 

38

 

 

50

 

 

3

 

 

15

 

 

27

 

 

39

 

 

51

 

 

4

 

 

16

 

 

28

 

 

40

 

 

52

 

 

5

 

 

17

 

 

29

 

 

41

 

 

53

 

 

6

 

 

18

 

 

30

 

 

42

 

 

54

 

 

7

 

 

19

 

 

31

 

 

43

 

 

55

 

 

8

 

 

20

 

 

32

 

 

44

 

 

56

 

 

9

 

 

21

 

 

33

 

 

45

 

 

57

 

 

10

 

 

22

 

 

34

 

 

46

 

 

58

 

 

11

 

 

23

 

 

35

 

 

47

 

 

59

 

 

12

 

 

24

 

 

36

 

 

48

 

 

60

 

 

Опросник для родителей.

Взаимодействие «родитель - ребенок»

Инструкция. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов.

5 - несомненно, да (очень сильное согласие);

4 - в общем да;

3 - и да и нет;

2 - скорее нет, чем да;

1 - нет (абсолютное несогласие).

1. Если уж я чего-то требую от него (нее), то обязательно добьюсь этого.

2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки.

3. Он (а) редко говорит мне, куда идет и когда вернется.

4. Я считаю его (ее) вполне самостоятельным человеком.

5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (с ней) происходит.

6. Думаю, что он (а) ничего не добьется в жизни.

7. Я говорю ему (ей) чаще о его (ее) недостатках, чем о достоинствах.

8. Часто поручаю ему (ей) важные и трудные дела.

9. Нам трудно достичь взаимного согласия.

10. Бывает, что разрешаю ему (ей) то, что еще вчера запрещал (а).

11. Сын (дочь) всегда учитывает мою точку зрения.

12. Я бы хотел (а), чтобы он (а) относился (лась) к своим детям так же, как я к нему (к ней).

13. Он (а) редко делает с первого раза то, о чем я прошу.

14. Я его (ее) очень редко ругаю.

15. Я стараюсь контролировать все его (ее) действия и поступки.

16. Считаю, что для него (нее) главное - это слушаться меня.

17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он (а) делится со мной.

18. Я не разделяю его (ее) увлечений.

19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы.

20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней).

21. Я часто иду у него (нее) на поводу.

22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (к ней).

23. Думаю, что я для него (нее) авторитетный человек.

24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения.

25. Дома у него (нее) больше обязанностей, чем у большинства его (ее) друзей.

26. Приходится применять к нему (ней) физические наказания.

27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он (а) не хочет.

28. Думаю, я лучше знаю, что ему (ей) нужно.

29. Я всегда сочувствую своему ребенку.

30. Мне кажется, я его (ее) понимаю.

31. Я хотел (а) бы в нем (ней) многое изменить.

32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение.

33. Я всегда соглашаюсь с его (ее) идеями и предложениями.

34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным.

35. Я являюсь для него (нее) эталоном и примером во всем.

36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).

37. Я предъявляю к нему (к ней) много требований.

38. По характеру я мягкий человек.

39. Я позволяю ему (ей) возвращаться домой, когда он (а) хочет.

40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей жизни.

41. Я не допускаю, чтобы он (а) подмечал (а) мои слабости и недостатки.

42. Мне нравится его (ее) характер.

43. Я часто критикую его (ее) по мелочам.

44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю.

45. Мы расходимся с ним (с ней) по очень многим вопросам.

46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сама.

47. Он (а) разделяет большинство моих взглядов.

48. Я устаю от повседневного общения с ней (с ним).

49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет.

50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы.

51. Мне хотелось бы знать о нем (о ней) все: о чем он (а) думает, как относится к своим друзьям и т. д.

52. Он (а) не советуется со мной, с кем ему (ей) дружить.

53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек.

54. Я приветствую его (ее) поведение.

55. Я часто выказываю свое недовольство им (ей).

56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он (а).

57. Мы по-разному представляем с ним (с ней) его (ее) будущую жизнь.

58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же.

59. Думаю, ему (ей) хотелось бы походить на меня.

60. Я хочу, чтобы он (а) всегда относился (лась) ко мне так же, как сейчас.

Результаты. Все три формы опросника (детская и взрослые) обрабатываются по сходной схеме. Подсчитывается общее количество баллов по каждой шкале, при этом учитывается, прямые это утверждения или обратные. Обратные утверждения переводятся в баллы таким образом:

ответы 1 2 3 4 5

баллы 5 4 3 2 1.

В бланках-ключах обратные вопросы обозначены звездочками. Поскольку шкалы 3 и 5 содержат по 10 утверждений, а не по 5, как в остальных, то арифметическая сумма баллов по этим шкалам делится на 2. Суммарная оценка проставляется в последнем столбце регистрационного бланка. Каждая строка бланка для ответов принадлежит одной шкале (см. ключ). Например, к первой шкале относятся утверждения 1,13, 25, 37, 49; к десятой шкале - 12, 24, 36,48, 60; к третьей шкале - 3,4,15,16, 27, 28,39,40, 51, 52 и т. д.

Ключ к опросникам для подростков и их родителей

 

Бал

лы

 

Бал

лы

 

Бал

лы

 

Баллы

 

Бал

лы

Сумма по каждой шкале

1

 

13

***

25

 

37

 

49

 

1.

 

2

 

14

***

26

 

38

***

50

***

2.

 

3

***

15

 

27

 

39

***

51

 

3.

 

4

***

16

 

28

 

40

 

52

***

 

/2

5

 

17

 

29

 

41

***

53

 

4.

 

6

***

18

***

30

 

42

 

54

***

5.

 

7

***

19

***

31

***

43

***

55

 

 

/2

8

 

20

 

32

 

44

 

56

 

6.

 

9

***

21

 

33

 

45

 

57

***

7.

 

10

***

22

***

34

***

46

***

58

***

8.

 

11

 

23

 

35

 

47

 

59

 

9.

 

12

 

24

 

36

 

48

***

60

 

10.

 

Шкалы опросника для подростков и их родителей

1. Нетребовательность - требовательность. Показан тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем более высокого уровня ответственности он ожидает от ребенка.

2. Мягкость - строгость. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

3. Автономность - контроль. Чем выше показатель по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости. Низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку, либо любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность.

4. Эмоциональная дистанция - близость. Следует обратить специальное внимание, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться с ними самым сокровенным и важным. Сравнивая данные родителя и ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка.

5. Отвержение - принятие. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием его благоприятного развития. Его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее.

6. Отсутствие сотрудничества - сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

7. Несогласие - согласие. Эта шкала описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает степень и частоту согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используя две формы опросника - детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождения между ними тоже позволяют судить о различиях во взглядах ребенка и родителей на воспитательную ситуацию в семье.

8. Непоследовательность - последовательность. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и т. п.

9. Авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, то чаще всего это означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Поэтому показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности - негативности отношений ребенка к родителю.

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком (родителем). По данным этой шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией.

Результаты проведенного исследования может обработать как классный руководитель, таки психолог. Соответственно, и с результатами анкетирования знакомит родителей кто-то из них.

11. Подготовка педагогических ситуаций для анализа.

III. Подготовка теоретического материала для выступления классного руководителя (в отсутствие психолога на собрании).

IV. Конкурс сочинений учащихся «Конфликты отцов и детей. Миф или реальность?».

V. Подготовка памятки для родителей.

Оформление помещения

I. На доске записываются тема собрания, высказывания: Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. (Ульям Линкольн)

От любви до ненависти один шаг, от ненависти к любви километры шагов. (Сенека)

У нас каждое дело должно пройти пять стадий: шумиху, неразбериху, поиск виновного, наказание невиновного и награждение непричастного. (Идея Паркинсона)

II. На доске или плакате записываются вопросы для обсуждения:

1. Что такое конфликт?

2. Конфликты «трудного» возраста.

3. Тактика поведения родителей в конфликте.

Ход собрания

I. Вступительное слово классного руководителя, приветствие родителей, представление приглашенных гостей собрания

Классный руководитель. Добрый вечер, уважаемые родители и наши гости!

Классическая проблема - взаимоотношения поколений - станет сегодня предметом нашего обсуждения. В современном мире все больше поводов для недовольства поколений друг другом. Взрослым кажется, что подростки стали бездуховными, думают только о себе и не хотят трудиться. Подрастающее поколение пытается самоутвердиться, отстоять свои права. Часто возникающее непонимание перерастает в недовольство друг другом и приводит к затяжным конфликтам. И происходит все это в наших с вами семьях.

Родители часто в такой ситуации не помощники и не друзья своим детям. Они в мечтах видят собственного ребенка совсем другим, создают идеализированный образ подростка и его дальнейшего пути. Однако столкнувшись в жизни с настоящими способностями и возможностями ребенка, с теми качествами, которые совсем не радуют родителей, их чаяния улетучиваются, но принять ребенка другим, настоящим, уже очень сложно.

Что же думают и пишут учащиеся нашего класса в связи с этой вечной проблемой?

(Зачитываются отрывки из детских сочинений, наиболее остро, точно передающие характерные конфликты, возникающие в семьях.)

Зачастую в таких конфликтах правы все и не прав никто. Так как же быть? Возможно ли бесконфликтное общение родителей и детей? Как добиться полного взаимопонимания и уважения? Как сохранить психическое здоровье - свое и детей? Как радоваться жизни и наслаждаться каждым ее мгновением? Ответить на эти и другие вопросы и предстоит нам с вами сегодня.

II. Анализ анкет родителей и детей

Классный руководитель. Давайте познакомимся с результатами проведенного анкетирования поданной проблеме.

(Данные проведенного исследования озвучиваются анонимно, классный руководитель (или психолог) может привести процентное соотношение ответов родителей и учащихся.)

Итак, ситуация в нашем классе сложилась следующая: (следует подробный анализ анкет по каждой шкале опросников).

III. Выступление по теме собрания приглашенного специалиста (или классного руководителя)

Классный руководитель. Конфликты - это спор, ссора, скандал, в которых обе стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления и в которых эмоции людей берут верх над их разумом. Самое страшное в конфликте - это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть - вот что чувствуют обе стороны конфликта.

Жить без конфликтов, как бы мы ни желали этого, не получается. Какой же выход из этой ситуации? Наверное, нужно научиться конструктивно выходить из состояния конфликта и научиться их предотвращать на ранних стадиях. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Таким образом, только активный диалог и сотрудничество помогут нам избежать многих ошибок в общении двух сторон: родителей и детей.

Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к очень серьезным проблемам:

• проблемам физического плана, связанным со здоровьем;

• проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);

• проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность всех сторон в конфликте - способность к конфронтации-объяснению. Это умение:

• отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

• оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

• сохранить личностные отношения всех участников конфликта.

Причины наиболее частых конфликтов родителей с подростками

Подростки в конфликте:

• кризис переходного возраста;

• стремление к самостоятельности и самоопределению;

• требование большей самостоятельности во всем - от одежды до помещения;

• привычка к конфликту, воспитанная на примере поведения взрослых в семье;

• бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

• нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

• нежелание принимать его реальным, а не таким, как хотелось бы родителям;

• боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

• проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

• борьба за собственную власть и авторитетность;

• отсутствие понимания между самими родителями, а также взрослыми членами семьи (бабушками, дедушками и т. п.) в воспитании ребенка, в единстве требований к нему и друг другу.

Прослушайте, какие бывают примитивные реакции людей во время взаимодействия.

1. Реакция амбиции.

Получив информацию, придающую вес другому лицу, человек тут же старается принизить значение этой информации, стараясь подчеркнуть собственную значимость в глазах других людей.

2. Реакция самодовольства.

Желание похвастаться своими возможностями или привилегиями, достижениями, при этом наблюдая за реакцией других людей. Получение радости от зависти других людей.

3. Реакция зависти.

Человек достиг успеха, другой от его успеха и достижений «заболевает». Он считает, что успех другого возможен только после успеха его самого.

4. Реакция злорадства.

Человек радуется тому, что кому-то плохо. Часто при этом не скрывает своих чувств.

5. Реакция захвата.

Желание во что бы то ни стало присвоить себе заслуги другого человека, несмотря на свои реальные заслуги.

6. Реакция агрессии.

Человек использует угрозы и грубость в достижении цели. Это характерно для людей амбициозных и нечувствительных к страданиям других.

7. Реакция присвоения.

Гиперопека или прилипание к человеку для реализации своих целей.

8. Реакция безразличия.

Бестрепетное отношение к физическому и душевному страданию другого человека.

IV. Обсуждение возможностей родителей по реализации бесконфликтного общения в семьях

Классный руководитель. Уважаемые родители! Предлагаем вашему вниманию несколько типичных ситуаций. Пожалуйста, поделитесь на группы и постарайтесь найти выход, не доводя эпизоды до конфликтов. А помогут вам в этом рекомендации психологов, собранные в памятке для разрешения конфликтов.

(Родители работают в группах по 5-6 человек. Каждой группе достается своя ситуация. После этапа обсуждения родители предлагают свое видение решения конкретных эпизодов.)

Памятка для разрешения конфликтов

1. «Выиграть - проиграть»

В чем мои подлинные нужды?

И в чем их?

Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих?

2. Творческий подход

Какие новые возможности раскрываются этой ситуацией?

Вместо того чтобы думать, как это могло бы быть, вижу ли я новые возможности в том, что есть?

3. Эмпатия

Как бы я чувствовал себя на их месте?

Что они пытаются сказать?

Выслушал ли я их как следует?

Знают ли они, что я слышу их?

4. Оптимальное самоутверждение

Что я хочу изменить?

Как я могу сказать им это без обвинений и нападок?

Отражает ли это заявление мои чувства, а не мое мнение о том, кто прав и кто виноват?

(Будь мягким с людьми и жестким с проблемой.)

5. Совместная власть

Не злоупотребляю ли я своей властью?

Не делают ли этого они?

Вместо противостояния не можем ли мы сотрудничать?

6. Как управлять эмоциями

Что я чувствую?

Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?

Поможет ли это делу, если я расскажу им о том, что я чувствую? Что я хочу изменить?

Избавился ли я от желания наказать их?

Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац.)

7. Готовность разрешить конфликт

Хочу ли я разрешить конфликт?

Вызвана ли моя обида:

- Каким-то все еще болезненным прошлым инцидентом?

- Какой-то потребностью, в которой я отказываю себе?

- Чем-то, что не нравится мне в них, потому что я не хочу признать этого за собой?

8. Картография конфликта

В чем заключается вопрос, проблема или конфликт?

Кто его главные участники?

Опишите потребности каждого человека (какие выраженные или невыраженные интересы могли привести к возникновению проблемы?).

Опишите тревоги или опасения каждого участника (какие заботы, опасения и страхи влияют на их поведение?), указывает ли эта карта на какие-то точки совпадения интересов?

Над чем мы должны еще поработать?

9. Разработка альтернатив

Каковы возможности? Не подвергайте их преждевременной оценке. То, что кажется невозможным, может тем не менее подать хорошие идеи.

Какие альтернативы удовлетворяют наибольшее количество наших нужд? Будьте изобретательны, попробуйте различные варианты.

10. Переговоры

Чего я хочу добиться? Имейте четкое представление об общем исходе, хотя вы можете изменить ваш путь к нему.

Как мы можем добиться справедливого результата при взаимном выигрыше?

Что они могут дать мне?

Что могу дать им я?

Игнорирую ли я их возражения? Как я могу включить их в свои предложения?

Какие вопросы я хочу включить в соглашение?

Могу ли я включить что-то, что позволит им сохранить лицо?

11. Посредничество

Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица?

Кто может исполнить эту роль для нас?

Подходит ли мне роль посредника в данной ситуации?

12. Расширение кругозора

Вижу ли я всю картину, а не только свою собственную точку зрения? Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? (Например, воздействие на других людей или на группы.)

К чему это может привести в будущем?

Ситуация 1. Увидев очередные результаты обучения ребенка (явно не радостные), вы разъярены, понимая, что успехи в обучении оставляют желать лучшего. Интересуясь мнением сына или дочери по поводу отметок и в очередной раз объясняя, что трудно куда-то поступить с такими результатами, вы слышите спокойный ответ: «Так я, вообще-то, иду работать после школы (парикмахером, рабочим на стройку и т. д.)!» Это не входит в ваши планы в отношении будущей профессии ребенка и его профессионального обучения. Как поступить в подобной ситуации?

Ситуация 2. Вы подарили на день рождения своему ребенку некоторую сумму с конкретной целью, обговоренной на семейном совете заранее. Тем не менее после дня рождения вы узнаете, что деньги истрачены не по назначению, а ребенок купил что-то свое, объяснив, что давно мечтал об этом. Вы были растеряны и возмущены, в гневе высказали ему все, что думаете по этому поводу. В конце концов ребенок хлопнул дверью и ушел из дома. Поздний вечер. Как поступить в подобной ситуации?

Ситуация 3. Между матерью и дочерью постоянно происходят конфликты из-за того, когда 17-летняя дочь должна возвращаться домой. Мать разумно настаивает на том, что она должна приходить не позднее 9 часов вечера. Время возвращения было обговорено и ранее не нарушалось дочерью. Однако в последнее время она возвращается все позже и позже. Дочь считает, что она уже взрослая и здесь вообще невозможны никакие ограничения ее свободы. Как поступить в подобной ситуации?

Ситуация 4. Вы возвращаетесь с работы домой и в прихожей чувствуете явный запах сигарет, слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в комнату и видите веселящегося ребенка и его друзей. Договоренности о каком-либо праздновании не было. Везде в доме - полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и искренне говорит: «Мы тут веселимся!» Как поступить в подобной ситуации?

Ситуация 5. Находясь дома, вы слышите, как ребенок по телефону явно с кем-то ругается, выражает свои эмоции громко и яростно. Звучит нецензурная лексика. Причина ссоры вам неясна, но вы возмущены поведением ребенка. Ваша реакция? Будете ли вы вмешиваться, попытаетесь ли выяснить причину ссоры, определив ваше к ней отношение, или оставите все так, как есть, считая, что ребенок сам со всем разберется?

После работы в микрогруппах заслушиваются выступления родителей, обсуждаются ситуации всем коллективом, включая психолога, предлагающего квалифицированные советы по этому поводу.

V. Принятие решения собрания. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Итак, спасибо всем за сотрудничество и плодотворную работу! Надеемся, что наша встреча поможет вам быть терпимее, разрешать спорные вопросы путем продуктивного диалога. Помните, что есть специалисты, которые всегда готовы прийти вам на помощь в трудных ситуациях! По традиции дарим вам Памятки о бесконфликтном общении и предлагаем отразить мнение о проведенной встрече на специальном Листе отзывов на классной доске. Желаем вам бесконфликтного общения!

Памятка для родителей (выдается после собрания)

Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону! Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить. Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.

В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

Не унижайте и не оскорбляйте другого человека, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

• Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

• Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

• Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

• Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

• Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

• Не забывайте слова И.В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

• За то, чтобы перестать быть ребенком.

• За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

• За утверждение среди сверстников.

• Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей

Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.

Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.

Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание «Сотрудничество школы и семьи в подготовке выпускников», 11 класс

Родительское собрание «Самореализация личности», 11 класс

Родительское собрание «Выбор профессии» в 11 классе

Родительское собрание «Здоровая семья - здоровые дети», 11 класс

Темы родительских собраний в 11 классе на учебный год по ФГОС

Нет комментариев. Ваш будет первым!