Дата проведение: II четверть.
Форма проведения: педагогический всеобуч.
Цели: формирование представлений о влиянии дополнительного образования на гармоничное развитие личности ребенка.
Задачи: рассмотреть, как решался вопрос о дополнительном образовании детей в разные исторические эпохи; дать психологическое обоснование необходимости разностороннего образования; формировать положительное отношение к занятиям ребенка в школах искусств, технических кружках, спортивных секциях.
I. Подготовительный этап
1. Провести социологические исследования: определить, сколько детей класса получают дополнительное образование, как это влияет на их статус в классе, общение со сверстниками и взрослыми.
2. Провести психологические исследования с целью определения доминирующего полушария детей.
3. Подготовить текст лекции для родителей.
4. Оформить доску цитатами о взаимосвязи науки и искусства в образовании. (Приложение 1.1.)
II. Организационный этап
Доска оформлена цитатами. На столах приготовлены результаты анкет и тестов.
III. Проведение педагогического всеобуча
Классный руководитель. Современная ситуация в сфере образования воспринимается как педагогами, так и родителями неоднозначно. Разнообразие учебных планов и программ ставит перед мамами и папами выбор - куда отдать учиться ребенка. Есть школы-гимназии, математические лицеи, школы с языковым, художественно-эстетическим и спортивным уклоном и т. д. С другой стороны, внедрение в образование рыночных отношений, сокращение бюджетных мест в вузах, появление платных образовательных услуг привело к тому, что родители уже с первого класса нацелены на то, чтобы дать ребенку максимум знаний. «Будешь много знать, поступишь в хороший институт. Получишь престижную профессию, будешь много зарабатывать» - с первого класса внушается школьнику. Это, конечно, так. Но что получается на практике?
Стремясь «заложить» в ребенка как можно больший багаж знаний, родители записывают его к многочисленным репетиторам, на дополнительные платные занятия по математике, английскому языку, информатике и т. д. И все меньше мам и пап стремятся дать ребенку дополнительное образование: музыкальное, хореографическое, художественное и др. «Мы не хотим, чтобы наш ребенок стал нищим художником» - рассуждают они. Давайте посмотрим, сколько детей в нашем классе занимается в кружках, секциях, школах искусств, а сколько - посещает дополнительные занятия по учебным предметам в школе и у репетитора. (Приложение 1.2.)
Всели так однозначно в этом выборе: дополнительное образование или хорошие отметки в школе, занятия живописью или математикой? Давайте понаблюдаем, как возник и развился спор между наукой и искусством в истории человечества. Со времен античности три лика культуры (искусство, наука, красота; или, по-другому, истина, красота, добро) изображались в виде трехликого прекрасного ангела, который олицетворяет их единство. Но на смену пришел век прогресса и... истина отошла к науке, красота к искусству, а добро нашло приют под сводами религиозных обществ и обществ милосердия.
И только сейчас, когда человечество угнетается информацией об экологических катастрофах, глобальном потеплении, локальных войнах, мы поняли, что истина, красота и добро только в единстве остановят неуклонное движение мира к самоуничтожению.
Проблемами искусства занимались такие представители науки, как великие физики А. Эйнштейн и академик А. Сахаров, конструктор С. Королев, культуролог О. Шпенглер и другие ученые. Почему? Что пытались увидеть, понять в искусстве уже востребованные в науке люди? Возможно, они понимали, что только искусство способно решать самые разнообразные духовные и социальные задачи при стремительном движении прогресса.
В сентябре 1959 г. в России статья писателя И. Эренбурга вызвала знаменитый спор «физиков» и «лириков», как с тех пор окрестили у нас представителей науки и искусства. Этот спор, вспыхнувший на страницах газет и журналов, описал поэт Б. Слуцкий:
Что-то физики в почете,
Что-то лирики в загоне...
А что говорят физиологи? Оказывается, левое полушарие можно назвать полушарием науки, а правое - полушарием искусства. Однако у человека они не изолированы. Следовательно, «рациональное» левое помогает работать «образному» правому и наоборот. Опыты показали, что в процессе интенсивной работы левое полушарие часто достигает такого порога «насыщения информацией», что начинает давать сбои в работе. В эти моменты какие-либо потоки, импульсы, идущие от правого полушария (музыка, созерцание предметов живописи, танцевальные движения, физическая встряска) могут оказаться совершенно необходимыми и плодотворными. Получается, что человеку для полноценного развития в равной мере необходимы наука и искусство. Оба этих творческих процесса ведут к познанию истины.
Люди с доминирующим левым полушарием обладают рациональным мышлением: они хорошо умеют анализировать предметы и явления, расчленять их на части и строить логические цепочки. Люди с доминирующим правым полушарием больше оперируют художественными образами. Среди «левополушарных» людей много инженеров, математиков, физиков, лингвистов, а среди «правополушарных» чаще встречаются художники, артисты, музыканты. Представьте себе, какие трудности преодолевает ребенок с доминирующим правым полушарием, родители которого хотят дать ему классическое математическое образование или сделать из него юриста, экономиста, инженера и т. п.
Другая сторона проблемы состоит в том, что даже дети с рациональным мышлением, имеющие современные школьные нагрузки, просто нуждаются в отдыхе, разгрузке левого полушария. Дайте им возможность подвигаться, потанцевать, попеть - и их способности, энергия раскроются с новой силой. Недаром многие ученые имели увлечения в сфере искусства. Это помогало им отвлечься, отдохнуть и посмотреть на предмет своего исследования с другой стороны. Так, например, уже упомянутый нами Эйнштейн, знаменитый физик, автор научных теорий, играл на скрипке; Ломоносов занимался музыкой, поэзией; Гете - поэзией и физикой. Таких примеров в истории человеческой культуры множество.
Как видите, чтобы ребенок развивался, успешно учился, недостаточно воздействовать только на его левое полушарие. По наблюдениям психологов, занятия детей искусством с раннего возраста помогут им лучше усвоить школьные предметы.
Следующий довод в пользу дополнительного образования детей - это то, что занятия искусством, физической культурой, туризмом, техническим творчеством предупреждают переутомление школьников. Переключение с одного вида деятельности на другой позволяет разгрузиться, говоря на языке информатики, «перезагрузиться» и, тем самым, снять напряжение.
Так, по наблюдениям школьного психолога, работоспособность школьников после уроков ИЗО, музыки, трудового обучения, физкультуры возрастала на 60-70%. Это надо объяснить и детям. Занимаясь выполнением домашнего задания, пусть он периодически встряхнется: подвигается, потанцует и т. п.
И, наконец, последние наблюдения. Дети, которые получают дополнительное образование, как правило, более коммуникабельны, активны, творчески подходят к выполнению различных поручений. Давайте посмотрим, как они проявляют свои способности в общественной жизни школы. (Приложение 1.3)
Реалии же современности таковы, что обществу сейчас требуется не только квалифицированный врач, эрудированный и знающий свой предмет учитель, грамотный инженер, но и работник творческий, специалист нового поколения. Нужен врач, умеющий принять нестандартное решение. Нужен юрист, который действуя в условиях стремительно развивающейся экономики, сумеет найти единственно правильное решение. Необходим такой инженер, который, будет постоянно стремиться к усовершенствованию, модернизации производства. Познакомимся с результатами исследования психолога в нашем классе. Целью исследования было определение типа личности вашего ребенка, основанного на функциональной ассиметрии головного мозга. (Приложение 1.4.)
(Родители знакомятся с результатами исследования.)
Обобщим результаты исследования в нашем классе:
• детей с доминирующим правым полушарием - ... человек;
• детей с доминирующим левым полушарием - ... человек;
• детей смешанного типа - ... человек.
(При желании родителей такой тест можно провести и с ними.)
IV. Этап выступления представителей родительского комитета или инициативной группы
Классный руководитель. Итак, подведем итог нашего собрания. Сформулируем основные выводы по материалам педагогического всеобуча и психологическому исследованию.
(Родители делятся впечатлениями, делают выводы, составляются рекомендации.)
V. Подведение итогов родительского собрания
1. Занятия детей различными видами искусств воспитывают нравственные качества: доброту, сочувствие, сопереживание, желание сохранить красоту в окружающем мире, в отношениях с людьми.
2. В воспитании и обучении ребенка необходимо учитывать, к какому типу личности, основанному на функциональной ассиметрии головного мозга, он относится.
3. Занятия в учреждениях дополнительного образования позволяют ребенку реализовать свои способности в общении со сверстниками и взрослыми.
4. Для предупреждения переутомления школьника необходимы паузы, направленные на снятие напряжения в работе левого полушария - музыка, танцы, активный отдых.
5. Ранние занятия различными видами искусств, физической культурой положительно влияют на успешность обучения в школе.
6. Обучение в учреждениях дополнительного образования развивает творческие способности детей, позволяя им реализоваться в будущем в любой профессии.
Возможное решение родительского собрания:
1. Обсудить дома с остальными членами семьи результаты диагностики.
2. Использовать для гармоничного развития ребенка эти результаты.
3. По возможности организовать посещение сыном или дочкой кружков, секций, студий.
VI. Анализ итогов родительского собрания
1. Классному руководителю предстоит проанализировать результаты диагностики, ознакомить с ними педагогический коллектив.
2. Использовать результаты исследования для реализации способностей детей.
Приложение 1.1. Цитаты
«Наука и искусство так же связаны между собой, как сердце и легкие...» (Л. Толстой)
«Математика есть прообраз красоты мира». (В. Гейзенберг)
«Я подумал, что чутье художника стоит иногда мозгов ученого, что то и другое имеют одни цели, одну природу, и что, может быть, со временем при совершенстве методов им суждено слиться вместе в гигантскую, чудовищную силу, которую теперь трудно и представить себе...» (А. Чехов)
«Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как и творчество живописца или поэта - совокупность идей, подобно совокупности красок и слов должна обладать внутренней гармонией. Красота есть первый пробный камень для математической идеи...» (Г. Харди)
«Потребность красоты и творчества, воплощающего ее, - неразлучна с человеком, и, без нее человек, быть может, не захотел бы жить на свете». (Ф. Достоевский)
«Математика владеет не только истиной, но и высшей красотой - красотой отточенной и строгой, возвышенно чистой и стремящейся к подлинному совершенству, которое свойственно лишь величайшим образцам искусства». (Б. Рассел)
Приложение 1.2. Таблица посещения учреждений дополнительного образования и дополнительных занятий по школьным предметам
№ п/п |
Ф.И.О. ученика |
Школы искусств |
Спортивные секции |
Технические кружки |
Дополнительные учебные занятия |
|
|
|
|
|
|
Приложение 1.3. Таблица участия в мероприятиях, общественной жизни школы
№ п/п |
Ф.И.О. ученика |
Какое дополнительное образование получает |
Участие в концертах |
Участие в олимпиадах |
Конкурсы |
Общественные поручения |
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1.4. Тест «Правое полушарие – левое полушарие»
Ответ на условия теста - «правый (-ая)» или «левый (-ая)» - обозначить соответственно буквами П и Л.
Ведущая рука. Переплетите пальцы рук, и вы заметите, что сверху всегда оказывается один и тот же палец. Если левый (Л) - вы человек эмоциональный, правый (П) - у вас аналитический склад ума.
Ведущий глаз. Попробуйте прицелиться, выбрав себе мишень и глядя на нее через своеобразную мушку - карандаш или ручку. Если зажмурить ведущий глаз, вы заметите, что мишень сместится относительно мушки. Левый (Л) ведущий глаз говорит о мягком и уступчивом характере, правый (П) - о твердом, настойчивом, более агрессивном.
Поза Наполеона. Если при переплетении рук на груди сверху оказывается левая (Л) рука, вы склонны к кокетству, правая (П) - к простоте и простодушию.
Аплодирование. Если вам удобнее хлопать правой (П) рукой, можно говорить о решительном характере у вас, левой (Л) - вы часто колеблетесь, прежде чем принять решение, обдумываете, как лучше поступить, чтобы не обидеть окружающих.
А теперь рассмотрим сочетание результатов:
1. ПППП. Для вас характерны консерватизм, ориентация на общепринятое мнение. Вы не любите конфликтовать и ссориться.
2. ПППЛ. Вам свойственна нерешительность.
3. ППЛП. Ваши черты - кокетство, решительность, чувство юмора, артистизм. Очень контактный тип характера; наиболее часто встречается среди женщин.
4. ПЛПП. У вас характер, сочетающий аналитический склад ума и мягкость. Чаще встречается у женщин - тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность, в отношениях терпимость и некоторая холодность.
5. ППЛЛ. У вас редкий тип характера. Близок к третьему (ППЛП), но мягче. Наблюдается некоторое противоречие между нерешительностью и твердостью.
6. ПЛПЛ. У вас слабый и самый редкий тип характера. Обладатели такого характера беззащитны, подвержены различным влияниям. Встречается он, как правило, у женщин.
7. ЛППП. Такой характер, как у вас, встречается очень часто. Основная черта - эмоциональность, сочетающаяся с недостаточной настойчивостью в главных жизненных вопросах (брак, образование и т. д.). Вы поддаетесь чужому влиянию, и это позволяет вам приспосабливаться к различным условиям жизни. Счастливы в друзьях, легко сходитесь с людьми.
8. ЛППЛ. Вам свойственна мягкость большая, чем у предыдущего типа характера, наивность. Вы требуете особого, внимательного отношения к себе - это тип маленькой королевы.
9. ЛЛПП. Для вас характерны дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов, склонность к самоанализу.
10. ЛЛЛП. Вы - эмоциональный, энергичный и решительный человек. Но часто наспех принятые решения приносят вам серьезные осложнения. Правда, мужчины с таким характером менее эмоциональны.
11. ЛЛЛЛ. Вы способны взглянуть на старые вещи по-новому. Вам характерна наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство, переходящее в замкнутость.
12. ЛПЛП. У вас сильный тип характера. Таких людей, как вы, трудно в чем-либо убедить. Они с трудом меняют свою точку зрения. Но в то же время энергичны, упорно добиваются поставленных целей. Вас отличает та же настойчивость в достижении поставленных целей. Вы склонны к «самокопанию», с трудом находите себе новых друзей.
13. ПЛЛП. У вас мягкий характер. Такие люди, как вы, «умело» конфликтуют, любят путешествовать. Легко находят друзей. Однако они часто меняют свои увлечения.
14. ПЛЛЛ. Непостоянство и независимость, желание все сделать самому - ваши черты. Способность анализировать помогает вам успешно решать сложные задачи. Обычно вы мягкий, приятный человек, но часто становитесь чересчур требовательным и даже жестоким.
15. ПЛПЛ. Основные ваши черты - простодушие, мягкость, доверчивость.
(Из книги В. Петрова «Современная энциклопедия для мальчиков».)
Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс
Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?
Родительские собрания в начальной школе. Разработки
Нет комментариев. Ваш будет первым!