Цель: актуализировать проблему досуга подростков.
Задачи: дать представление родителям о режиме дня подростка; побудить родителей к совместному с детьми проведению свободного времени; выработать рекомендации для родителей, как помочь подросткам интересно и с пользой проводить свободное время.
Форма проведения: дискуссия
Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.
Подготовительный этап
Анкетирование учащихся.
Анкета «Мое свободное время»
Продолжите предложения:
• «Мое свободное время - это...»
• «В свободное время я люблю...»
• «Мне нравится, что в свободное время...»
• «В свободное время я с друзьями и подругами...»
• «В свободное время я с родителями...»
• «Я мечтаю, что с родителями...»
Анкета «Три моих желания»
Напишите, пожалуйста, три своих самых заветных желания
Тест «Мое свободное время»
Оцени свою способность распоряжаться временем, ответив на вопросы теста.
1. Обычно ты:
а) составляешь план на день;
б) время от времени составляешь расписание на день;
в) никогда и ничего не планируешь - само все как-то сложится.
2. Уже очень поздно, а ты не успел подготовиться к уроку. Завтра тебя наверняка спросят. Ты:
а) сидишь за столом до тех пор, пока не закончишь подготовку;
б) заводишь будильник на час раньше - завтра утром на свежую голову подготовишь задание;
в) ложишься спать - здоровье дороже.
3. Ты:
а) никогда не опаздываешь;
б) стараешься не опаздывать, но это не всегда получается;
в) обычно опаздываешь, но твои знакомые к этому уже привыкли.
4. В школе задали написать реферат, представить его нужно через неделю. Ты:
а) стараешься написать его заранее;
б) пишешь его в ночь перед сдачей;
в) по-разному получается - иногда удается написать его заранее, а иногда приходится писать, когда уже все горит.
5. Ты только сел за выполнение уроков, как раздался телефонный звонок - твой друг приглашает тебя посмотреть новый фильм в кинотеатре. Ты:
а) откладываешь уроки и отправляешься в кино;
б) говоришь, что не сдвинешься с места, пока не выполнишь задания;
в) объясняешь другу ситуацию и договариваешься пойти в кино в то время, когда вы оба будете свободны.
6. Утром ты обычно:
а) встаешь самостоятельно;
б) просыпаешься от звона будильника;
в) спишь до тех пор, пока родители не стащат с тебя одеяло и не выльют на тебя ковш воды.
Результаты
Вариант ответа |
Номер вопроса |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
Количество баллов |
|
|
||
А |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |
3 |
Б |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
В |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
1 |
18-16 баллов. Ты организованный человек. Время зря не тратишь, умеешь так распланировать свой день, чтобы и поработать как следует, и не упустить возможности отдохнуть.
15-10 баллов. Тебя нельзя назвать организованным человеком, но и обвинение в полной расхлябанности тоже было бы несправедливым. Похоже, ты пока не умеешь находить резервы времени - ведь если правильно распределить дела, то можно сделать гораздо больше, чем успеваешь ты сейчас, а времени потратить на это меньше! Тогда и отдохнуть будет больше возможностей.
9-6 баллов. Похоже, что пословица «Кончил дело - гуляй смело» не для тебя. Гулять ты отправляешься тогда, когда тебе хочется, а дело начинаешь выполнять только тогда, когда на горизонте маячат крупные неприятности. Успеха так точно не добьешься!
Оформление Помещения
На доске:
Дорого вовремя время.
Времени много и мало.
Долгое время - не время,
Если оно миновало...
С. Маршак
«Только время, ускользающее и текущее, дала нам во владение природа, но и его, кто хочет, тот и отнимает» (Л.А. Сенека).
Мы знаем - время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его...
Н. Заболоцкий
I. Вступительное слово классного руководителя
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам большое за то, что вы нашли время прийти сегодня на наше собрание, которое мы посвятили проблеме - досуг и свободное время наших детей. В молодости Л.Н. Толстой сделал такую запись: «...Имей цель для жизни, цель для известной эпохи твоей жизни. Цель для известного времени, цель для года, для месяца, для недели, для дня и часа и для Минуты, жертвуй низшие цели высшим». К этим словам и в наше сложное и весьма неопределенное время трудно что-либо добавить. Легкомысленное отношение к своему будущему, нежелание читаться с реалиями послешкольной жизни, расчет на «русское авось» безжалостно отплатят каждому школьнику, когда он, желая того или не желая, вступит в новую для него жизнь. Чтобы эта плата была как можно меньше, еще на школьной скамье необходимо школьника готовить к реальной жизни.
В умении разумно распоряжаться своим временем, разработать для себя план деятельности, реализовать этот план на основе честности и добропорядочности в отношениях с окружающими людьми ярко проявляются самостоятельность, зрелость и ценность человека.
«Не упускай ни часу - удержишь в руках сегодняшний день, меньше будешь зависеть от завтрашнего». Это замечание древнего мудреца Сенеки. Оно касается не столько нас с вами, сколько наших детей. Ведь для них умение сегодня организовать свое свободное время - завтрашний характер, а значит - судьба.
Главным «пожирателем» времени и взрослых и детей на сегодняшний день является телевизор. Кроме того, родители много времени проводят на работе, долго добираются до нее и обратно. В результате непосредственные контакты детей и взрослых сводятся к минимуму.
Есть основание считать, что переориентация подростков в общении - с родителей на сверстников - объясняется не столько растущей привлекательностью дружеских групп и компаний, сколько отсутствием внимания и заботы к подросткам в родительском доме.
Думаю, что вы все прекрасно понимаете, что детям необходим совместный досуг с вами, особенно теперь, когда они хотят сами выглядеть значительно взрослее не только физически, но и духовно. А если в семье есть еще и общее хобби, то это просто замечательно! Многие люди все свободное время посвящают своему любимому делу - хобби. Один собирает марки, другой придумывает компьютерные игры, третий пишет музыку, четвертый не представляет жизни без путешествий. Хобби нередко так захватывает человека, что в результате становится его профессией. За примерами далеко ходить не надо. Замечательные писатели Антон Павлович Чехов, Михаил Афанасьевич Булгаков были врачами, великий театральный режиссер Константин Сергеевич Станиславский (кстати, настоящая его фамилия Алексеев) был инженером. Да немало и сегодняшних знаменитостей славой обязаны своему хобби. Билл Гейтс - один из самых богатых людей планеты, основатель компьютерной компании Microsoft - с детства увлекался программированием и свои первые 20 000 долларов заработал... в 13 (!) лет, написав компьютерную программу для городских служб. Увлечение знаменитого Уолта Диснея - рисование смешных картинок - также оказалось судьбоносным.
II. Подробный анализ анкетирования учащихся
Результаты анкетирования учащихся оформляются в виде диаграмм, таблиц и текстов.
Рекомендации родителям.
1. Больше внимания уделяйте общению с детьми.
2. Меньше ругайте своих детей, постарайтесь увидеть их успехи, акцент делайте на положительном.
3. Старайтесь чаще вместе с детьми отдыхать на природе.
4. Приучайте собственным примером к чтению художественной и научно-популярной литературы.
III. Выступление психолога
Подростковый возраст характеризируется значительным ускорением роста и появлением признаков полового созревания. В этот период усиливается деятельность желез внутренней секреции (гипофиза, щитовидной, половых желез), которая обуславливает повышенную возбудимость и неустойчивость нервной системы, что проявляется в раздражительности, рассеянности, болезненном самолюбии, иногда в замкнутости. Подростки не всегда владеют собой, нередко вступают в конфликт с окружающими. Устранению некоторых отрицательных явлений в характере и поведении подростков, связанных с периодом полового созревания, способствует правильно организованный режим дня. В частности, правильная организация режима дня предусматривает рациональное чередование различных видов деятельности, достаточный отдых, предполагающий двигательную активность и максимальное пребывание на свежем воздухе, рациональное питание, полноценный и достаточно продолжительный сон.
Выполнение режима дня в строгой последовательности приводит к образованию условных рефлексов. Привычка ложиться и вставать в определенные часы способствует быстрому засыпанию и пробуждению. Прием еды в установленное время обеспечивает хороший аппетит и усвоение пищевых веществ. Учебный материал запоминается быстрее и лучше, если домашнее задание готовить всегда в одно и то же время. Соблюдение режима дня вырабатывает у подростка привычку к порядку, аккуратности, дисциплинирует его, заставляет дорожить своим временем и укрепляет привычку заниматься систематически.
Учеба в жизни ребенка играет такую же роль, как труд в жизни взрослого. Придя из школы домой, подросток должен пообедать и отдохнуть. К сожалению, не все родители уделяют должное внимание дневному отдыху детей, разрешают им подолгу сидеть с книгой в неподвижной позе, слоняться без дела. Дневной отдых должен предусматривать повышение двигательной активности школьника, пребывание на свежем воздухе. Подросткам рекомендуется ежедневно проводить на свежем воздухе 2-2,5 часа в подвижных играх. Соблюдение режима обязывает приступать к выполнению домашних заданий всегда в одно и то же время. Дневная динамика работоспособности характеризуется двумя подъемами: с 08.00 до 11.00 и с 16.00 до 17.00. Поэтому подготовку домашнего задания следует начинать в 09.00, если подросток занимается во вторую смену, и в 16.00, если он ходит в первую. Нежелательно откладывать выполнение задания на более позднее время, так как в 19.00-20.00 работоспособность резко снижается. Перед подготовкой уроков следует проветривать комнату. Свежий воздух - необходимое условие высокой работоспособности.
Уроки желательно готовить на постоянном месте, лучше всего за отдельным письменным столом. Правильная рабочая поза содействует формированию хорошей осанки и сохранению зрения. Привычка сидеть неправильно не только является одной из причин ухудшения зрения и появления сутулости, но и вызывает быстрое утомление, так как затрудняется дыхание и кровообращение, снижается поступление питательных веществ к головному мозгу.
Продолжительность выполнения домашнего задания в 9-11 классах - до четырех часов. Работа дольше указанного времени вызывает интенсивное нарастание утомления, что проявляется в снижении внимания, ухудшении памяти. А это отражается на качестве выполняемого задания, на усвоении учебного материала. Во время приготовления уроков, как и в школе, следует делать десятиминутные перерывы через каждые 45 минут. В течение дня от полутора до двух часов остается свободным и используется по желанию подростка. К сожалению, школьники очень часто просиживают у экранов телевизоров и за компьютером все свободное время. Длительный просмотр телевизионных передач создает большую нагрузку на глаза, обилие впечатлений возбуждает нервную систему. Продолжительность просмотра телевизионных передач: для подростков до 14 лет - один час в день, с 14 до 1 б лет - не более двух часов. Разумеется, родители должны следить за тем, чтобы дети смотрели телепередачи, соответствующие их возрасту. Не следует забывать и об оптимальной зоне просмотра. Расстояние до телевизора должно составлять от 2 до 5,5 метров в зависимости от величины экрана. Нежелательно смотреть телевизионные передачи в темной комнате, так как резкий контраст между светящимся экраном и общим фоном вредно отражается на зрении.
В жизни школьника большое значение имеет гигиенически полноценный сон. Для подростков 13-15 лет он должен быть девять часов, 16-17 лет - восемь с половиной. Сокращение сна на полтора- два часа приводит к резкому падению работоспособности уже после первых двух уроков. Недосыпание отрицательно сказывается на состоянии центральной нервной системы. Дети становятся возбудимыми, рассеянными, болезненно реагируют на замечания. Рекомендуется засыпать в одно и то же время; в тишине (а не под музыку или под телевизор); в постели (а не в кресле или за столом); отключите на ночь мобильный телефон.
В выходной день школьникам не следует нарушать сложившийся режим: нужно вставать, обедать и выполнять другую работу вовремя. Уроки на понедельник целесообразно выучить в субботу. Свободное время желательно провести на свежем воздухе. Хорошо, если в семье принято в воскресенье выезжать за город. Если же выходной дети проводят дома, то родителям важно позаботиться о правильном отдыхе, не позволять подростку стихийно и бесцельно убивать время. Первую половину дня дети могут провести на свежем воздухе: кататься на лыжах, коньках, санках, играть в футбол, волейбол. Послеобеденное время могут занять любимое дело, помощь по хозяйству.
Примерный режим дня подростков 12-17 лет
Режимные моменты |
Время в часах |
|
12-13 лет |
14-17 лет |
|
Пробуждение |
7.00 |
7.00 |
Утренняя гимнастика, водные процедуры. Уборка постели, туалет |
7.00-7.30 |
7.00-7.30 |
Завтрак |
7.30-7.50 |
7.30-7.50 |
Дорога в школу (прогулка) |
7.50-8.20 |
7.50-8.20 |
Учебные занятия в школе |
8.30-14.00 |
8.30-14.30 |
Дорога из школы домой (прогулка) |
14.00-14.30 |
14.30-15.00 |
Обед |
14.30-15.00 |
15.00-15.30 |
Пребывание на воздухе, прогулка |
15.00-17.00 |
15.30-17.00 |
Приготовление уроков |
17.00-19.30 |
17.00-20.00 |
Ужин и свободные занятия (чтение, помощь семье, музыка и т. д.) |
19.30-21.00 |
20.00-21.30 |
Приготовление ко сну (проветривание комнаты, вечерний туалет) |
21.00-21.30 |
21.30-22.30 |
Сон |
21.30-7.00 |
22.30-7.00 |
IV. Подведение итогов
Наше собрание подошло к концу. Надеюсь, что информация, полученная сегодня, будет очень важна для вас в воспитании детей.
Тест «Удачный день»
№ п/п |
Характерные черты вашей деятельности |
Никогда (0) |
Иногда (1) |
Часто (2) |
Всегда (3) |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
Откладываю неприятные дела |
|
|
|
|
|
2 |
Отодвигаю срочные, но неприятные дела |
|
|
|
|
|
3 |
Перестраховываюсь, заручаюсь мнением других, принимая неприятные или тяжелые решения |
|
|
|
|
|
4 |
Все делаю сам |
|
|
|
|
|
5 |
Занимаюсь несколькими проблемами одновременно |
|
|
|
|
|
6 |
Работаю в суете и спешке |
|
|
|
|
|
7 |
Принимаюсь за работу без поиска лучших подходов к делу |
|
|
|
|
|
8 |
Прерываю начатую работу, чтобы заняться другими делами |
|
|
|
|
|
9 |
Откладываю трудные задачи после первоначального их решения |
|
|
|
|
|
10 |
Работаю несконцентрированно, несобранно |
|
|
|
|
|
11 |
Работаю по два часа и более без перерыва |
|
|
|
|
|
12 |
Не довожу дело до конца из-за того, что часто отвлекаюсь |
|
|
|
|
|
13 |
Расходую ценное для меня время на отдельные специальные задачи или второстепенные дела |
|
|
|
|
|
14 |
Занимаюсь чужими делами лишь потому, что они меня заинтересовали |
|
|
|
|
|
15 |
Берусь в любое время за любую работу из-за того, что не могу сказать «нет» |
|
|
|
|
|
16 |
Занимаюсь почти безнадежной конфронтацией и ищу виновных в ошибке или неудачах |
|
|
|
|
|
17 |
Стремлюсь к безупречному выполнению задач в тех областях, где этого не требуется |
|
|
|
|
|
18 |
Стараюсь знать все факты |
|
|
|
|
|
19 |
Проявляю инициативу лишь по принуждению |
|
|
|
|
|
20 |
Хочу всегда помочь другим в решении проблем |
|
|
|
|
|
|
Баллы за положительный ответ по вертикали |
|
|
|
|
|
|
Общая сумма баллов |
|
|
|
|
|
Чем меньше сумма баллов, тем выше ваши способности, которые могут обеспечить успешность каждого дня вашей деятельности.
Тест «Умеете ли вы планировать свое время»
Инструкция. Известно, что хорошо спланировать дело - уже наполовину справиться с ним. Если вы хотите достичь серьезных успехов, то вам просто необходимо научиться рационально распределять время, отделять главные дела от второстепенных, верно рассчитывать свои силы, а также уметь, если нужно, перераспределять обязанности, не взваливать всю работу на себя. Насколько хорошо вам это удается, поможет разобраться следующий тест.
1. Я резервирую в начале рабочего дня время для подготовительной работы, планирования:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их выполнения:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
4. Каждый официальный документ стараюсь обрабатывать сразу, за один раз и окончательно:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
5. Каждый день составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. Важнейшие вещи делаю в первую очередь:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
6. Свой день пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных встреч и неожиданно созываемых совещаний:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
7. Дневную нагрузку стараюсь распределить в соответствии с графиком своей работоспособности:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
8. В моем плане есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на немногих жизненно важных проблемах:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
10. Я умею говорить «нет», когда на мое время хотят претендовать другие, а мне необходимо выполнить более важные дела:
а) почти никогда;
б) никогда;
в) часто;
г) почти всегда.
Результаты. За каждый ответ «г» поставьте себе 3 очка, «в» - 2 очка, «б» - 1 очко, «а» -0 очков. Суммируйте результаты.
0-15 очков. Вы не планируете свое время и находитесь во власти внешних обстоятельств. Некоторых из своих целей добиваетесь, если составляете список приоритетов и придерживаетесь его. Вам следует быть более самостоятельным и организованным - это поможет вам добиться значительных результатов и сократит путь к намеченной цели.
16-20 очков. Вы пытаетесь овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательны, чтобы достичь успеха. Периоды планирования у вас чередуются с периодами самотека. Вы понимаете, что, продумывая и организуя свою работу, успеваете даже больше, но временами у вас просто руки не доходят сделать необходимые пометки в своем ежедневнике. И хотя процесс самоорганизации дается нелегко, постарайтесь уделять ему больше внимания.
21-25 очков. У вас хороший «самоменеджмент». Умение организовать свою деятельность - одна из самых привлекательных ваших способностей. Окружающие, возможно, удивляются, как вам удается столько успеть. Однако ваш секрет прост: мысленно выстроив последовательность необходимых дел, вы фиксируете их и стараетесь придерживаться намеченного плана.
26-30 очков. Вы можете служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время. Вам непонятно, почему окружающие не способны воспользоваться таким простым способом добиваться желаемого результата. Трата времени на ненужные разговоры, незапланированные визиты (конечно, если только они не носят экстренного характера) расценивается вами как попустительское отношение к работе. Вам вполне можно доверить спецкурс «Как рационально организовать свое рабочее время».
Автор: Егорова Людмила Анатольевна
Родительское собрание, 9 класс. Профориентация
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Родительское собрание, 9 класс. Безопасность детей
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Нет комментариев. Ваш будет первым!