Цель: оказать помощь родителям в преодолении затруднений в общении с детьми старшего школьного возраста.
Задачи: обратить внимание родителей на эмоционально-психологическое состояние подростков, их потребности, заботы, тревоги; знакомить с советами психологов, педагогов- специалистов по вопросам общения в семье.
Предварительная подготовка к собранию.
• Анкетирование учащихся.
Вопросы нашей анкеты:
1. Ощущаешь ли ты потребность в общении со взрослыми?
2. Чувствовал(а) ли ты когда-нибудь, что тебе легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?
3. Чье внимание для тебя важнее всего, независимо от того, как фактически понимает тебя этот человек?
4. С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?
5. Хотел(а) бы ты быть таким человеком, как твои родители?
• Составление памятки для родителей «Умеете ли вы общаться с детьми?»
• Оформление классной комнаты с помощью учащихся.
1. Выступление классного руководителя.
В старших классах дети ощущают потребность в доверительном общении со взрослыми. Но не со всеми, а с теми, кого они уважают. По данным анкеты, которая была проведена среди старшеклассников, выявлено, что потребность в общении со взрослыми ощущают 23 человека из Основной смысл доверительного общения старшеклассников со взрослыми - найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими как наиболее интимное и значимое. Старшеклассники, как правило, любят своих родителей. На вопрос анкеты «Хотели бы вы быть таким человеком, как ваши родители?» положительно ответили 25 человек из 28. Отвечая на вопрос «Чье внимание для вас важнее всего, независимо от того, как фактически понимает нас этот человек?», большинство детей поставили на первое место родителей.
Но в то же время на вопрос «Чувствовали вы когда-нибудь, что вам легче обсуждать вопросы с друзьями, чем с родителями?» дали положительный ответ 24 из 28 человек. В чем же проблема?
Потребности каждого человека выражаются в его чувствах, мыслях, желаниях. Они возникают у нас как «я-мысли». Это реальные, ясные и конкретные обращения человека к самому себе, за которыми стоят наши реальные потребности. Однако в силу определенных традиций мы часто не решаемся прямо высказать свои желания, опасаясь, что нас могут счесть эгоистами, не знающими правил хорошего тона. Поэтому «я - высказывания» в разговоре превращаются в «ты-высказывания».
«Ты-высказыванием» ответственность мы перекладываем на собеседника. Неумение превратить «я-высказывания» в «ты- высказывание» часто является одной из причин создания барьеров в общении. Под «я-высказыванием» будем понимать такой способ выразить словами свои чувства, мысли, переживания, которые являются альтернативными «ты-высказываниям», традиционно применяемым при конфликтах. Если «ты- высказыванием» перекладывается ответственность на другого, то «я-высказывание» позволяет обозначить проблему и принять ответственность на себя. Потренируемся в умении оформлять свои мысли и чувства в форме «я-высказывания».
II. Работа родителей в группах по преобразованию «ты- высказывания» в «я-высказывания».
«Ты-высказывание» |
«Я-высказывание» |
Почему все должна делать я? (Обида.) |
Мне нужна твоя помощь... (Без обиды.) |
Ты выполнил свои домашние задания? |
Меня беспокоит твоя алгебра. Может быть, ты устал в школе и я могу тебе чем-то помочь? |
Когда ты перестанешь поздно приходить домой? |
Я всегда волнуюсь, когда ты задерживаешься... |
Где ты был? |
|
Гебе все равно, что я думаю |
|
Итак, «я-высказывания» - условие прямоты и ясности в диалоге. Это ключ к началу разговора, к честному общению, новым возможностям в улучшении взаимоотношений.
III. Язык жестов, мимики и телодвижений человека.
- Рассмотрим еще одну сторону общения. Это язык жестов, мимики и телодвижений человека. Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80 % коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения (позы, жесты, мимика, звуки, интонации) и только 20-40 % передается с помощью вербальных (слов). С помощью слов передается в основном информация, а с помощью жестов - различное отношение к ней. Эти данные заставляют нас обратить внимание на значение жестов и мимики человека.
Если вы хотите, чтобы люди чувствовали себя в вашем обществе уютнее, соблюдайте хорошее правило: «Держи дистанцию». Социальные психологи выделили следующие зональные пространства:
1) Интимная зона (от 15 до 46 см). Из всех зон она самая главная, поскольку именно ее человек охраняет как свою собственность. Допускается проникновение в эту зону только тех лиц, которые находятся в тесном эмоциональном контакте. Это дети, родители, супруги, близкие друзья и родственники.
2) Личная зона (от 46 см до 1,2 м). Это расстояние разделяет нас, когда мы находимся на вечеринках, приемах и т. д.
3) Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м). На таком расстоянии мы держимся от посторонних людей.
4) Общественная зона (более 3,6 м). Когда мы адресуем свое сообщение большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории (объяснение иллюстрируется соответствующим схематическим изображением на плакате). Одним из наименее заметных и в то же время наиболее значительных невербальных сигналов является сигнал, передаваемый ладонью человека.
Существуют три основных командных жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз и положение указывающего перста.
Рассмотрим различие между этими гремя положениями на следующем примере: предположим, вам надо попросить кого- либо поднять коробку и переставить ее на другое место в комнате. Допустим, что использовать при этом мы будем одни и те же слова, говорить их одним гоном и с одним выражением лица. Меняться будет только положение ладони.
Положение открытой ладони вверх - есть доверительный, не угрожающий жест. Человек, которого вы попросили передвинуть коробку, не почувствует никакого давления, он воспримет это как просьбу с вашей стороны.
Когда ладонь повернута вниз, в вашем жесте немедленно появится опенок начальственности. У человека, которому вы адресовали просьбу, возникнет ощущение, что он получил приказ передвинуть коробку, и может даже почувствовать враждебность к вам.
Еще одно значение имеет перстоуказываюший жест. Это жест, с помощью которого человека принуждают к подчинению. Если у вас есть привычка указывать пальцем, постарайтесь от нее избавиться, избрав положение ладони вверх или вниз, и вы увидите, что добьетесь больших успехов в отношениях с другими людьми.
Испокон веков ладонь ассоциировалась с искренностью, честностью, преданностью, доверчивостью. Когда люди полностью откровенны с вами, они протягивают вам одну или обе ладони и говорят что-то типа: «Я буду с вами полностью откровенен». Когда ребенок обманывает или что-то скрывает, он прячет ладони за спиной.
А вот другая ситуация: ребенок, спорящий со своими родителями. Какой жест используется чаще? Папа стоит в позе «руки на пояс». Эго один из наиболее характерных жестов, используемых для передачи агрессивного отношения. Поза усиливается, если ноги расставлены широко, а пальцы сжаты в кулаки. Пиджак расстегнут и откинуты полы - чисто агрессивная поза, застегнутый пиджак при агрессивной позе выражает сильное расстройство.
IV. Заключение.
- Попробуйте решить педагогическую задачу, используя ту информацию, которую вы сегодня получили.
Ситуация. Дочь пришла из школы и обращается к маме.
Дочь. Мама, я хочу тебе рассказать что-то важное.
Мама. Отстань от меня. Мне не до тебя, очень болит голова.
- Как вы бы ответили и что бы сделали на месте мамы?
Классный руководитель принимает все точки зрения, не комментируя их, и, конечно, благодарит за работу.
- А теперь закончите фразы:
• Теперь я знаю...
• В вопросах общения с ребенком я буду...
• Мне больше всего запомнилось...
• Я нашел ответ на...
- Думаю, мы с вами решили сегодня несколько трудных вопросов, возникающих в процессе общения. С социальнопсихологической точки зрения общение является основным содержанием, конструктором человеческой жизни: как человек общается - во многом такова и его судьба.
Характер общения определяет здоровье человека, его привлекательность, красоту, успех и в работе, и в личных отношениях с другими. К сожалению, в повседневном общении родители нередко выступают в роли сурового оценщика и судьи и гораздо реже выражают готовность поддержать добрым словом или жестом, внимательным выслушиванием, стремлением вникнуть и понять. Последнее не означает согласия. Но на основе понимания позиции ребенка можно строить и возражения, если они возникли. Увы, возражения иному мнению нередко предшествуют его пониманию. Вряд ли можно ожидать в этом случае развития диалога, общения, сотрудничества.
Хочется наш разговор закончить мнением героя повести Г. Михасенко «Милый Эп»: «...Конечно, откуда им знать, если я молчу, но родители должны чувствовать так, без слов ... ясновидцами и волшебниками должны быть родители! Это почти фантастика, но что поделаешь, если я этого хотел!» Так будьте же пусть не волшебниками, но обязательно друзьями своих детей.
В конце собрания все родители получают памятки «Как обеспечить гармонию между домашней и школьной жизнью ребенка».
Памятка для родителей
1. Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с ребенком о школе.
Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с учителем вашего ребенка не реже чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и уважением к своему учителю.
3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу.
Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка нс все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений типа «Ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие». Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
4. Знайте программу и особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых школой вашему ребенку.
5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте их.
6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
7. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Автор: Свиридова Ольга Васильевна
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Родительское собрание, 9 класс. Профориентация
Родительское собрание, 9 класс. Безопасность детей
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Нет комментариев. Ваш будет первым!