Родительское собрание «Как научить ребенка общаться», 4 класс

Сценарий родительского собрания в 4 классе на тему «Как научить ребёнка общаться»

Дата проведения: II четверть.

Форма проведения: родительский лекторий.

Цель: сформировать у родителей понимание значимости эффективного общения ребенка с окружающими людьми.

Задачи: определить значение умения общаться в жизни человека; проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми; найти пути преодоления проблем в общении детей.

Вопросы к собранию:

1. Кого можно назвать общительным человеком?

2. Как может помочь ребенку умение успешно общаться в учебе и жизни?

3. Какие проблемы у ребенка возникают при общении в школе, в семье?

Ход собрания

I. Подготовительный этап

1. Провести анкетирование учащихся с целью определения проблем в общении со взрослыми и с детьми, с незнакомыми людьми, с друзьями, родными. Данные обработать и приготовить для проведения беседы.

2. Побеседовать с учителями-предметниками о том, каким детям трудно пойти на контакт, кому из учащихся, на их взгляд, требуется помощь логопеда, педагога-психолога.

3. Провести диагностику коммуникативной сферы учащихся по тесту Розенцвейга.

4. Подготовить листы с текстом анкеты для родителей.

5. Выписать на доску цитаты педагогов и великих людей о значении общения в жизни человека. (Приложение 1.1.)

6. Составить тексты памяток по правилам общения с застенчивыми и неуверенными детьми.

7. Предложить родителям тексты с тренингом для неуверенных в себе детей.

8. Составить текст беседы для педагогического всеобуча.

II. Организационный этап

На доске выписать цитаты о важности умения общаться в жизни человека. На столах разложить тексты с анкетами для родителей, обработанные психологом результаты тестов, тексты с упражнениями для тренинга с неуверенными в себе детьми, памятки для родителей.

III. Этап педагогического всеобуча

Классный руководитель. Все мы постоянно общаемся - на работе, дома, на улице, в транспорте; с близкими людьми и совсем незнакомыми. Средневековый философ Марк Аврелий говорил: «Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». Значение взаимоотношений с окружающими невозможно переоценить: оно необходимо и для успешной профессиональной деятельности, и для устройства личной и будущей семейной жизни.

Большое количество контактов, в которые вступает ежедневно человек, требует от него выполнения определенных правил и норм поведения, позволяющих бесконфликтно общаться, сохраняя при этом свое личное достоинство и достоинство другого человека. Ребенку, только вступающему в мир человеческих взаимоотношений, порою бывает трудно построить отношения со сверстниками и взрослыми так, чтобы получить желаемое и не обидеть, не нарушить прав собеседника. Естественно, все без исключения родители хотят видеть своих детей умеющими общаться с людьми и получающими от этого удовлетворение. У ребят же не всегда это получается, и задача взрослых помочь им.

Способность общаться... Что это - врожденный, запрограммированный на генетическом уровне дар или этому можно и нужно учиться? Психологи считают, что коммуникативные способности (то есть способности к общению) у каждого разные. А вот из чего они состоят:

1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2) умение организовать общение («Я умею!»), слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;

3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Способности к общению формируются уже в дошкольном возрасте. Так, дети 5-6 лет уже умеют договариваться о правилах игр со сверстниками. Они также пытаются подчинять свои действия общественным нормам поведения. Чем раньше мы обратим внимание ребенка на эту сторону жизни, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.

Конечно, успешность социальных контактов ребенка зависит и от темперамента, но большинство детей младшего школьного возраста уже умеют устанавливать дружеские контакты со сверстниками. Ребенок, который мало общается со сверстниками или не принимается ими из-за неумения организовать общение, найти совместные интересы, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к снижению самооценки, появлению таких черт характера, как робость, застенчивость, замкнутость. Или, наоборот, он становится агрессивным, обидчивым, конфликтным. Чтобы этого не случилось, взрослым необходимо помочь ему понять и принять себя, наладить отношения с окружающими.

Какие проблемы могут возникать у младшего школьника и подростка в сфере взаимоотношений? Перечислим некоторые наиболее характерные (с такими проблемами чаще обращаются родители к педагогам и психологам):

• застенчивость;

• агрессивность;

• неадекватная самооценка;

• речевые нарушения у детей;

• эгоизм, конфликтность;

• замкнутость;

• неуравновешенность.

Необходимо как можно раньше увидеть, распознать эти проблемы и помочь ребенку решить их. Для этого взрослые могут использовать различные методы: наблюдение, диагностические тесты, различные тренинги, игры.

К нашему собранию педагог-психолог провела диагностику коммуникативных способностей детей нашего класса. Эта методика позволяет выявить проблемы в общении ребенка и определить пути коррекционной работы с ним. Предлагаем ознакомиться с результатами исследования. Так вам будет легче ориентироваться в вопросах, которые мы сегодня будем рассматривать, и выделять значимую лично для вас информацию. (Приложение 1.2.)

Наиболее доступным для родителей диагностическим методом, видимо, можно считать наблюдение за тем, как ребенок ведет себя в повседневных ситуациях, как он играет с ребятами, что он делает, когда в доме много незнакомых людей. Если сын или дочка избегают контактов, предпочитают играть одни, становятся возбужденными, вспыльчивыми, выясняют отношения с помощью силы - такие наблюдения должны встревожить родителей. Психологи также заметили, что дети, имеющие проблемы в межличностном общении, боятся смотреть в глаза собеседнику, могут грызть ногти, непроизвольно подергивать головой, плечами или другими частями тела, порой болезненно реагируют на слова окружающих, лезут в драку, дружеское подтрунивание воспринимают как насмешку.

Зачастую в игре ребенок проявляет те чувства и отношения, которые скрыты для других, да и для него самого. Например, в процессе игр со сверстниками он может высказывать фразы, которые он слышал от взрослых: «Сгинь с глаз моих», «Это твои проблемы» и т. п.

При наблюдениях за процессом общения детей у родителей, воспитателей и педагогов вызывают беспокойство и такие индивидуальные особенности, как медлительность, упрямство, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, вранье и т. п. Кроме того, взрослым бывает непонятно, почему у ребенка нет друзей, не складываются отношения братом (сестрой), он не ходит гулять, а общению со сверстниками предпочитает телевизор, компьютер, игры в одиночестве. Для того чтобы помочь ему в решении коммуникативных проблем, необходимо понять их причины. К ним относятся:

1. Неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение, излишняя требовательность, авторитарность родителей или, наоборот, попустительство, равнодушие - это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребенку.

Показателями благополучной обстановки в семье для развития коммуникативных умений ребенка являются:

• чувство удовольствия от общения с близкими людьми;

• уверенность в своих силах, удовлетворение собой в семейных контактах;

• умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

• ощущение свободы при общении с родителями.

2. Второй причиной могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Другой крайностью является проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль. Испытывают трудности в общении дети с двигательной расторможенностью, повышенной возбудимостью. У некоторых детей проявляется склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость или мнительность.

3. На особенности общения влияет и темперамент ребенка. Так, для сангвиников характерна повышенная активность, эмоциональность, впечатлительность. Такой ребенок легко сходится с людьми, но не отличается постоянством привязанностей. Холерики энергичны, резки в движениях. При возникновении конфликтов вспыльчивы, не способны к самоконтролю, могут проявлять агрессивность, раздражительность. Флегматик отличается низкой активностью, медлительностью, спокойствием, постоянством привязанностей. Они трудно сходятся с людьми, скупы в проявлениях чувств. Темперамент меланхолика также характеризуется низкой активностью, сдержанностью и приглушенностью речи, слабым выражением чувств. Они эмоционально ранимы, замкнуты, неуверенны в себе. Их пугает новая обстановка и незнакомые люди.

Конечно, не все люди обладают ярко выраженным типом темперамента, но все же необходимо опираться на них в общении с ребенком. Далее мы рассмотрим отдельно каждую из проблем, возникающих у ребенка в общении, выясним их причины и попытаемся найти пути решения.

Первая проблема - неуравновешенность. Что случилось, если ребенок вдруг начал обостренно реагировать на происходящее вокруг? То и дело у него на глазах появляются слезы, он стал обидчив, а то вдруг его охватывают приступы безудержного смеха. Эмоциональная неустойчивость - одно из проявлений критических периодов развития (психологи их называют кризисами взросления). Ребенок стремится привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами. Еще недавно такой открытый, он вдруг становится молчаливым и замкнутым. Все больше и больше отдаляется от родителей, делается скрытным, недоверчивым. Если родители не пытаются найти другие подходы к ребенку, общаются с ним на том же уровне, как и раньше, это противоречие усугубляется и иногда вытекает в подростковые конфликты.

Не соответствующее ситуации эмоциональное реагирование может быть связано с различными причинами. Это может происходить оттого, что ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции. Он чувствует, что стал другим - происходят физиологические изменения в организме. В такие периоды взрослым необходимо уделять ему больше внимания, помочь ему найти себя в новом качестве, найти новые формы общения.

А может быть и другая ситуация: ребенок становится нервным из-за того, что он видит вокруг. Если в семье участились конфликты, назревает кризис, мама с папой постоянно ссорятся, а он все это видит и слышит и, естественно, переживает внутри себя, эти волнения проявляются в его эмоциональных реакциях. В этих случаях причина детской неуравновешенности лежит на поверхности. И взрослым надо если не забыть о своих проблемах, то, по крайней мере, изменить стиль отношений в семье.

Эмоционально неустойчивые дети часто отличаются двигательной расторможенностью, беспокойным сном, они иногда бывают сильно напряжены, что также влечет за собой эмоциональные срывы. Снятию мышечного напряжения и эмоционального возбуждения помогут игры и тренинги мышечного расслабления. (Приложение 2.4 к собранию «Детская агрессивность и ее причины».)

Как строить родителям стиль своего поведения с эмоционально неустойчивым ребенком? Психологи дают следующие рекомендации:

• уделяйте ему достаточно внимания, пусть он не чувствует себя забытым, никому не нужным;

• своим поведением в конфликтных ситуациях показывайте ребенку пример: сдерживайте эмоции, следите за своей речью - ведь он подражает вам;

• помните, что истерические приступы чаще всего связаны со стремлением обратить на себя внимание или вызвать жалость и сочувствие;

• старайтесь, чтобы ребенок не был свидетелем ваших конфликтов, по крайней мере, подавайте ему достойный пример в разрешении семейных проблем.

Вторая проблема - неадекватная самооценка. Все мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Дают оценку нашей деятельности и окружающие люди: коллеги, начальство, близкие и т. д. Так постепенно складывается самооценка. Но зачастую родители, забывая об этом, неосторожной фразой могут подорвать уверенность ребенка в себе, резко понизить его самооценку. Реплики взрослых: «Посмотри, как учится Саша. А что у тебя - опять двойка по контрольной?!» Или: «Ты уже такой взрослый, а мыть посуду до сих пор не умеешь». Много подобных высказываний можно услышать от родителей, которые не задумываются над тем, что именно из их оценок в подростковом возрасте и складывается, в первую очередь, мнение ребенка о самом себе. Именно в семье ребенок впервые узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Самооценка детей может быть слишком высокой или слишком низкой, а может находиться на среднем уровне. Важно, чтобы то, как оценивает себя ребенок, совпадало с его реальными возможностями и с оценкой его окружающими (это и называется адекватной самооценкой). Послушайте несколько советов психологов по формированию адекватной самооценки:

• поощряйте в ребенке инициативу. Пусть он будет лидером начинаний в различных сферах деятельности, но также покажите, что другие дети могут быть в чем-то лучше его;

• не забывайте хвалить других детей в присутствии ребенка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребенок может также достичь этого;

• не оберегайте своего ребенка от повседневных дел дома, не стремитесь решать за него все проблемы, но и не перегружайте его тем, что для него непосильно. Пусть ребенок выполняет доступные ему задания и получает удовлетворение от сделанного;

• не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять его, когда он этого заслуживает. Помните, что похвала так же, как и наказание, должна быть соизмерима с поступком;

• показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела (например, «Сегодня у меня получился непышный пирог. Надо посоветоваться с бабушкой» или «Мне дали премию на работе - я хорошо выполнила отчет. Ты рад за меня?»);

• не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно, будет завтра).

Что же делать, если самооценка ребенка неадекватна? Взрослые должны знать, что уровень самооценки не устанавливается раз и навсегда. Каждое обращение к ребенку, каждая новая оценка его деятельности, ваша реакция на его успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение сына или дочки к себе.

Еще одна из причин неудач в общении - агрессивность ребенка.

(Учитель может взять часть информации по этой проблеме из предыдущей темы родительского собрания.)

Также отношения со сверстниками могут не складываться у конфликтного ребенка. Наверное, с детскими ссорами встречается каждая мама. Но у одних дети ссорятся и быстро мирятся друг с другом, у других же ребенок более конфликтен, стычки и драки сопровождают его постоянно, он не может найти выход даже из самых простых ситуаций. Отчего это происходит?

Б. Спок пишет, что для общения с конфликтными детьми очень важно, насколько родители последовательны в своем желании добиться прекращения нескончаемых ссор. Некоторые из них, пытаясь угомонить ребенка, не показывают должной уверенности. Одни родители постоянно нервничают, т. к. ждут ссор от своих детей, жалуются другим, нередко в присутствии сына или дочки. У других появляется какое-то скрытое смирение перед этой чертой характера ребенка, они воспринимают его конфликтное общение как неизбежность.

Однако с этим можно и нужно бороться. Но вначале важно определить причины конфликтности. Их может быть несколько:

1. Возможно, конфликтность является следствием эгоистичности ребенка. Если дома он - центр всеобщего внимания и малейшее его желание сразу же выполняется, то, разумеется, он ждет такого же отношения к себе и со стороны других детей и, конечно, не получает его. Тогда он начинает добиваться этого, провоцируя конфликты. В таком случае родителям необходимо изменить свое отношение к ребенку и научить его бесконфликтно общаться со сверстниками.

2. Возможна и обратная ситуация, когда ребенок в семье «заброшен». Он вымещает накопившиеся в его маленькой душе чувства в ссоре.

3. Еще один вариант: ребенок видит, как дома мама постоянно ссорится с папой, и просто начинает подражать их поведению.

В любом случае почти всегда конфликтное поведение ребенка является сигналом, что и с вами, уважаемые родители, что-то не так. Поэтому, занимаясь этой проблемой, будьте готовы изменить в первую очередь свое поведение.

Мы, в свою очередь, постараемся помочь вам, описав некоторые приемы, которые помогут ребенку овладеть навыками бесконфликтного общения. Вот они:

• сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими. Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда им некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури»;

• не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения;

• после конфликта обговорите с сыном или дочкой причины, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации;

• не обсуждайте при ребенке проблемы его поведения. Он может утвердиться в мысли о том, что конфликты неизбежны, и будет продолжать провоцировать их;

• не всегда следует вмешиваться в ссоры детей. Например, когда два мальчика в ходе игры что-то не поделили и начали ссориться, лучше понаблюдать за этим конфликтом, но не вмешиваться, т. к. дети сами смогут найти общий язык, и при этом они учатся общаться друг с другом. Если же во время ссор один из них всегда побеждает, а другой выступает «жертвой», следует прерывать такую игру, чтобы предотвратить формирование робости у побежденного.

И еще одна проблема, мешающая полноценному общению, - это застенчивость. Как выглядит застенчивый ребенок, всем хорошо известно: низко опущенная голова, сутулые плечи, в глаза не смотрит, что-то нервно теребит в руках. Он не любит ходить в гости, где будут незнакомые люди. Никогда сам не подойдет к ребятам на улице, на обращение к нему незнакомого человека ответит односложно, а то и вовсе уйдет от контакта. Но далеко не все задумываются, что лежит в основе такой робости. Стеснительный человек чувствует страх перед общением. Он боится не соответствовать всеобщему вниманию. Такому ребенку кажется, во-первых, что все люди смотрят только на него, а во-вторых, что смотрят на него с осуждением или насмешкой. Продолжим разговор о застенчивости после небольшого опроса.

IV. Этап социологического опроса родителей

Классный руководитель. Чтобы определить для себя, в каких конкретно ситуациях ваш ребенок проявляет это качество характера, ответьте на вопросы анкеты, которую мы вам подготовили. Ваши ответы помогут выявить проблемные ситуации и организовать педагогу-психологу тренинги. (Приложение 1.3.)

При подготовке к собранию мы также провели анкетирование и среди детей по этой теме. (Приложение 1.4.)

Результаты анкеты показали следующие типичные проблемы в общении детей.

(Здесь и далее приводятся результаты анкетирования, составленные из опыта работы автора. Учителю же необходимо обработать данные по его классу самому.)

1. Испытывают стыд, если...

не готовы к уроку - 45%

раскрылся обман - 36%;

взяли чужую вещь - 16%.

2. Бывает страшно, когда...

темно - 85%;

возвращаются поздно - 20%;

одни дома - 54%;

идут к врачу - 12%;

кто-то умер - 12%.

3. Испытывают волнение, когда...

надо отвечать у доски - 22%;

контрольная работа - 46%;

надо сказать родителям о плохой отметке - 58%;

надо выступать перед зрителями - 20%.

4. Неуверенны в себе, когда...

надо спросить о чем-то незнакомых людей - 64%;

надо попросить сдачу в магазине - 24%;

не поняли тему урока - 28%.

5. Стесняются, когда...

плохо одеты - 20%;

надо обратиться к незнакомым людям - 16%;

заикаются - 4%.

V. Продолжение беседы

Классный руководитель. Быть застенчивым - значит бояться людей, особенно тех, от которых исходит, по мнению ребенка, какая-то угроза. Почти каждый человек испытывает в своей жизни чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то темноты. А как быть тем, кто боится общения с людьми?

Застенчивость - это особенность, характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, ее даже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение. Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

• препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от приятного общения;

• удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав;

• не дает другим людям возможности оценить положительные качества человека;

• усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

• мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

• как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревоги и депрессии.

Наверняка, ваш ребенок за свои 10-11 лет несколько раз испытывал опыт неудачного общения с людьми в определенных ситуациях или знает, как общаться, но по определенным внутренним причинам не хочет этого. Он может чувствовать неадекватность собственного поведения и испытывает постоянную тревогу по поводу своих действий. Ощущение собственной несостоятельности, связанное с общением, может вести и к самоунижению («Я застенчивый», «Я жалкий», «Я неспособный»).

Застенчивые дети испытывают неудачи не только в общении со сверстниками. Они неуверенно чувствуют себя на уроках: лишний раз не поднимут руку, отвечают тихо, отказываются выходить к доске. Контрольная работа для такого ребенка - настоящий стресс. Даже зная учебный материал, он может не показать этого при выполнении задания.

Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе представляют унылую картину. Мальчики считают, что они слишком слабые, очень некрасивые и вообще менее симпатичные, чем их сверстники. Аналогично застенчивые девочки описывают себя как непривлекательных и менее умных, чем их подруги.

Но давайте подумаем, действительно ли стеснительные дети менее симпатичные или они лишь ощущают себя такими, потому что не умеют себя преподнести. А может быть, иногда и мы, взрослые, негативно отзываемся о таком ребенке, еще больше занижая его самооценку. Также есть вероятность, что и сам ребенок слишком критично относится к себе. По данным исследования, среди младших школьников застенчивые отличаются нетерпимостью к другим и в то же время сниженным самоуважением.

Помочь ребенку преодолеть робость, сформировать у него желание общаться - общая задача педагогов и родителей. Делать это надо как можно раньше. С возрастом у застенчивого мальчика или девочки уже складывается определенный стиль поведения, они начинают отдавать себе отчет в этом своем «недостатке». Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает ее преодолеть. Ребенок не в силах победить ее, поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, еще больше его сковывает.

Что можно посоветовать родителям застенчивого ребенка? Вот какие рекомендации дают в этом случае психологи:

• расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите его в гости, меняйте маршруты прогулок, путешествуйте с семьей, выбирая для этого новые места;

• не надо показывать своего беспокойства за ребенка, «предупреждать» его о всевозможных опасностях; не старайтесь сами решить все проблемы за него, предупредить любые затруднения; дайте ему возможность ошибаться и корректировать свое поведение;

• постоянно укрепляйте у сына или дочки уверенность в себе, в собственных силах, хвалите его за успехи;

• привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением; создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с «чужим» взрослым. Например: «Надо узнать, сколько это стоит, спроси у продавца». Обычно в такой ситуации «вынужденного» общения ребенок сначала скован, говорит тихо, но потом, если ему это удалось, он гордится собой и с удовольствием выполнит ваше поручение еще раз. В возрасте 10-11 лет поручайте ребенку оплату коммунальных услуг, покупку продуктов и т. п.

Для преодоления проблем в воспитании застенчивых детей мы предлагаем вам памятки. (Приложение 1.5.)

Иногда застенчивость у ребенка с возрастом проходит. Но, к сожалению, такое счастливое преодоление застенчивости встречается далеко не всегда. И большинству детей необходима помощь со стороны взрослых: родителей, учителей, близких. Работа эта должна вестись согласованно, постоянно и терпеливо. Она требует от взрослых осторожности, деликатности, т. к. застенчивые дети могут отреагировать на вмешательство взрослых как на насилие.

Преодолеть застенчивость, ликвидировать проблемы, возникающие при общении в определенных ситуациях помогут психологические тренинги. (Приложение 1.6.)

А кто еще не слишком преуспел в общении со сверстниками? Это, конечно, замкнутый ребенок. «В чем же разница между застенчивостью и замкнутостью?» - спросите вы.

Эти черты характера похожи, но есть и различие. Застенчивый ребенок хочет общаться с другими, но не умеет. Замкнутый же просто не хочет. Поэтому, если наш ребенок замкнутый, то работа должна быть прежде всего направлена на формирование у него желания общаться и развитие коммуникативных навыков.

Замкнутость ребенка имеет, конечно, свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано. Обычно ей предшествуют такие явления, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, плаксивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни (переезд за дачу, поездка в гости и т. п.). Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию.

Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие.

При общении с замкнутым ребенком необходимо постоянно расширять круг его пассивного общения, например, разговаривать в его отсутствии с кем-то незнакомым или малознакомым. При этом старайтесь создать такие условия, в которых ребенок чувствовал бы себя спокойно и безопасно, например, при разговоре держите его за руку.

Замкнутость можно и нужно корректировать. Вот несколько советов родителям замкнутых детей:

• расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;

• подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте, что нового и интересного вы узнали, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;

• стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;

• если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

А вот еще одна возможная проблема, из-за которой не складываются отношения со сверстниками, - ребенок плохо говорит. Большинство малышей, начиная говорить, не могут произнести некоторые звуки. У одних это быстро проходит, у других затягивается, и тогда уже родителям сложно самим справиться с этой проблемой, необходима помощь специалиста-логопеда. Кроме нарушения произношения звуков, ребенок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например, заиканием. Бывает, дети говорят слишком быстро, «глотая» звуки (тахилалия), либо слишком медленно (брадилалия). Или говорят «в нос», гнусавят (ринолалия). Все это приводит к трудностям в общении. Однако с помощью логопеда большинство этих проблем успешно преодолевается. Но родители не всегда обращаются за помощью. Почему?

Сначала ребенок с речевым дефектом, на первый взгляд, совершенно нормально общается с другими детьми. А потом мы вдруг начинаем замечать, что он все больше и больше предпочитает играть один, не хочет идти на прогулку, в детский сад, в школу. Он начинает осознавать свой дефект и стесняется его. А иногда еще мы, родители, подливаем масла в огонь, говоря при других детях о речевом недостатке ребенка.

Конечно, такой ребенок требует особого внимания. Ему нужна помощь логопеда, который поработает над звуковой стороной речи, и психолога, который поможет справиться с внутренними трудностями. И, конечно же, ребенку необходимо внимание любящих и заботливых родителей, которые верят в его силы и возможности. Мы же постараемся помочь вам, дав несколько общих рекомендаций, как вести себя с ребенком, испытывающим речевые нарушения:

• не стоит обращать особое внимание ребенка на речевой дефект. Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на дефекте может привести к нежелательным последствиям;

• ни в коем случае не связывайте неудачи ребенка с этой проблемой;

• объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;

• поощряйте его общение с другими детьми;

• не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;

• обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Важной составляющей общения является знание норм и правил. Этическое воспитание - это тема отдельного разговора. Если вы хотите, чтобы у ребенка были друзья, чтобы сверстники любили его и тянулись к нему, научите сына или дочку правильно вести себя в обществе. С хорошими манерами не рождаются. «Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу», - заметил английский писатель У. Теккерей.

Манеры человека определяются нормами, принятыми в той или иной социальной среде. С влиянием среды на манеры и поведение ребенка мы сталкиваемся ежедневно. Сравните, например, поведение школьника в общественном транспорте, когда он едет вместе с родителями и когда - со сверстниками. В последнем случае даже скромный и застенчивый ребенок чаще всего ведет себя шумно и вызывающе. Очень велико влияние средств массовой информации: достаточно ребенку увидеть, как герой очередного телесериала кладет ноги на стол, сморкается, зажав ноздрю пальцем, и он чуть позже или раньше обязательно попробует проделать то же самое. Некоторые родители, пытаясь уменьшить влияние среды, резко ограничивают круг общения своих детей. Это неправильная позиция. От всего уберечь ребенка мы не в состоянии. Необходимо не создавать стерильные условия вокруг него, а учить его противостоять отрицательным влияниям окружающей среды.

Следует подчеркнуть, что воспитание хороших манер - процесс Длительный и трудоемкий. Главный смысл его заключается в том, чтобы ребенок не только знал, как надо вести себя в обществе, но и умел это делать. В противном случае его вежливость может оказаться издевательской, доброжелательность - унизительной, внимание - оскорбительным. Иными словами, взрослым следует не столько заниматься изучением правил поведения за столом и в общественных местах, сколько уделять каждодневное внимание усвоению этих норм. А хорошие манеры исключительно высоко ценятся в современном обществе, а значит, окажут влияние на успешность вашего ребенка в будущей взрослой жизни.

VI. Подведение итогов собрания

Классный руководитель. Итак, чтобы наши дети не испытывали трудностей в общении, имели друзей, успешно устанавливали новые контакты, родителям необходимо знать и понимать проблемы ребенка, помогать ему их преодолеть. Следует помнить, что воспитанность человека, его хорошие манеры, его уважение к другим людям и к самому себе начинается в детстве.

Возможное решение родительского собрания:

1. Обсудить дома с остальными членами семьи результаты диагностики коммуникативной сферы ребенка, выработать единые требования к ребенку и правила общения с ним.

2. Классному руководителю сделать анализ анкет родителей и составить график коррекционных занятий с психологом.

3. В общении с детьми учитывать рекомендации психологов, сформулированные в памятках.

VII. Анализ итогов родительского собрания

Классному руководителю предстоит провести следующую работу:

1. Проанализировать результаты ответов родителей. Зафиксировать результаты анализа по схеме:

«Наиболее частые виды проблем в общении у детей:

• робеют в общении с незнакомыми взрослыми (продавцами, врачами, кондукторами и т. д.) - ...%;

• испытывают трудности в общении с детьми - ...%;

• боятся выходить к доске - ...%;

• не могут обратиться к прохожим с чем-либо (узнать дорогу, спросить время и т. п.) - ...%;

• стесняются своей внешности - ...%;

• волнуются, имеют проблемы с речью при выступлениях у доски, на сцене -...%».

2. Совместно с психологом сформировать коррекционные группы, график занятий.

3. Поговорить с учителями-предметниками о проблемах застенчивых детей, выработать совместную тактику в общении на уроке и вне урока.

4. На основе данных социологического опроса скорректировать план классного руководителя, план встреч со специалистами.

Приложения

Приложение 1.1. Цитаты

«Приветливость - это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец». (Восточная мудрость)

«Если бы ты хотел этого, ты не можешь отделить твою жизнь от человечества. Ты живешь в нем, им и для него. Мы все сотворены для взаимодействия, как ноги, руки, глаза». (Марк Аврелий)

«Душевное слово всегда удивительно

В том его сила и главная суть,

Что душу другого оно доверительно

Может почтительно вмиг распахнуть».

Г. Цадаса

«Первый прохожий, если ты,

Проходя, захочешь заговорить

Со мною, почему бы тебе

Не заговорить со мною,

Почему бы и мне не начать разговора с тобою?»

У. Уитмен

«Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе - вот самый верный способ нравиться людям, какой я только знаю». (Ф. Честерфильд)

Приложение 1.2. Тест Розенцвейга (изучение особенности поведения ребёнка в конфликтных ситуациях)

Тест содержит 24 картинки с изображением различных ситуаций, которые представлены в приложении, в 16-ти из них создается препятствие (останавливают, обескураживают, обижают, сбивают с толку), в 8-ми остальных человека обвиняют в чем-то. На рисунках изображены два или более человека, занятые еще незаконченным разговором. Эти картинки по очереди предлагают ребенку и просят его закончить разговор. Предполагается, что «отвечая за другого», испытуемый легче, достовернее изложит свое мнение и проявит типичные для него реакции выхода из конфликтных ситуаций.

Инструкция: «Я буду показывать тебе рисунки, на которых изображены люди в определенных ситуациях. Человек слева что-то говорит, и его слова написаны сверху в квадрате. Представь себе, что ему может ответить другой человек. Будь серьезен и не старайся отделаться шуткой. Обдумай ситуацию и отвечай побыстрее».

С помощью теста школьный психолог сможет понять, какой стиль поведения в сложных ситуациях присущ вашему ребенку. Тест поможет также определить и проблемы в общении, которые есть у ребенка. До того, как мы ознакомим вас с результатами диагностики, предлагаем вам посмотреть сами задания.

Приложение 1.3

Анкета для родителей 1

1. Считаете ли вы своего ребенка застенчивым и неуверенным?

2. Если да, в чем это проявляется?

3. Как вы помогаете ему преодолевать эти качества?

4. Чем, по вашему мнению, мог бы помочь вашему сыну или дочке классный руководитель?

Анкета для родителей 2

Продолжите фразы, приведенные ниже.

• Наш ребенок проявляет признаки застенчивости, если...

• Наш ребенок неуверен в себе, если...

• Наш ребенок стесняется, если...

• Наш ребенок волнуется, если...

• Наш ребенок испытывает страх, когда...

Приложение 1.4. Анкета для учеников

Продолжи предложения:

• Мне бывает стыдно, когда я...

• Мне бывает страшно, когда...

• Я волнуюсь, когда...

• Я неуверен, когда...

• Я стесняюсь, когда...

Приложение 1.5

Памятка для родителей 1

• Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как застенчивость.

• Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

• Поощряйте игры своего ребенка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.

• Если он сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать по этому поводу и не мешайте ему.

• Не ставьте сына или дочку в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.

• Вселяйте в ребенка уверенность в своих силах. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».

• Критикуйте сына или дочку как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.

• Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.

• Не сравнивайте сына или дочку с другими детьми.

• Позволяйте своему ребенку проявить инициативу в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

• Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением.

Памятка для родителей 2

Уважаемые папы и мамы! Ваш ребенок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

• Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.

• Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки.

• Ставьте перед сыном или дочкой посильные задачи и оценивайте их достижение.

• Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе.

• Говорите с сыном или дочкой по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.

• Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.

• Не вселяйте в сына или дочку страх и боязнь по отношению к себе.

• Спрашивайте своего ребенка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.

• Радуйтесь его победам над собой.

• Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Приложение 1.6. Практикум по преодолению неуверенности и застенчивости детей

Попробуйте выполнить эти упражнения со своим ребенком дома.

Упражнение 1. «Автопортрет». Предложите ребенку нарисовать свой портрет и описать его с положительной стороны. После этого пусть ребенок еще раз опишет портрет, но от лица другого человека. Например: «На этом портрете нарисована девочка, которая...»

Упражнение 2. «Мои эмоции». Предложите ребенку изобразить негативные эмоции, которые он часто переживает. К примеру, страх, ужас, неуверенность, застенчивость, стыд.

Упражнение 3. «Неоконченный рассказ». Предложите сыну или дочке закончить рассказ, начатый вами. К примеру, «Маленькая девочка пошла с мамой в лес за грибами и...»

Упражнение 4. «Свет мой, зеркальце...» Ребенку предлагается поработать с зеркалом и спросить его: «Свет мой, зеркальце, скажи - я ль на свете всех...»

Упражнение 5. «Маски». Сыну или дочке предлагается надеть маски различных сказочных персонажей и представить себя в их образе с помощью пантомимы и интонации, характерной для этих персонажей.

Упражнение 6. «Приятный или неприятный разговор». Дайте ребенку трубку воображаемого телефона и предложите ему поговорить с воображаемым собеседником с различной эмоциональной окраской разговора: зло, грубо, напористо, тепло и сердечно и т. д.

Упражнение 7. «Дневник». Учите ребенка записывать свои эмоциональные переживания и события, связанные с ними. Пусть он время от времени их перечитывает. Это поможет ему спустя некоторое время убедиться в том, что не все так плохо, а некоторые его переживания ему самому покажутся смешными.

Упражнение 8. «Сказочное волшебство». Назовите сыну или дочке сказочного персонажа с отрицательными качествами характера, пусть ребенок придумывает о нем сказку, в которой этот сказочный персонаж становится положительным героем.

Упражнение 9. «Письмо». Предложите сыну или дочке написать письмо своему сверстнику и взрослому, с которым у ребенка не складываются отношения или которого он боится. В этом письме он может высказать все свои отрицательные эмоции и чувства, связанные с этими людьми или сложившейся ситуацией.

Упражнение 10. «Перевоплощение». Предложите ребенку перевоплотиться в индейца - вождя племени, героев мультфильмов, сказочных персонажей, литературных героев (Бабу-ягу, Гарри Поттера, Бастинду и т. п.). Обсудите с ним, какие чувства он при этом испытывал.

Все перечисленные упражнения помогут ребенку преодолевать в себе застенчивость гораздо спокойнее и с меньшими эмоциональными затратами. Самое главное не говорить ему, что это делается для того, чтобы избавиться от застенчивости. Констатация данного факта лишний раз укрепит в ребенке мнение о себе как об ущербном.

Автор: Ирина Фёдоровна Яценко

Рекомендуем посмотреть:

Родительские собрания в начальной школе. Разработки

Родительское собрание в 4 классе. О воспитании правдивости

Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс

Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?

Родительское собрание в 4 классе. Воспитание доброты

Нет комментариев. Ваш будет первым!