Цель: формирование представление о доверии и понимания его важности в общении с подростком.
Задачи: показать значимость доверия в воспитании ребенка; совместно выработать основные рекомендации.
Форма проведения: круглый стол.
Предварительная работа:
Подготовка памяток для родителей.
Подготовка проблемных ситуаций.
План проведения собрания:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Выступление педагога-психолога «Отношения в семье: как завоевать доверие ребенка».
3. Практическая часть. Игра «Связанный ребенок», решение проблемных ситуаций.
4. Итоги собрания. Решение родительского собрания.
1. Вступительное слово классного руководителя.
— Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что каждый из вас нашел время для нашей общей встречи. Позвольте мне начать собрание с истории. Подумайте, пожалуйста, о чем пойдет наш сегодняшний разговор.
В центре города в девятиэтажном доме вспыхнул пожар. Служащие с нижних этажей здания и жильцы с верхних в спешке покидали помещения. Только восьмилетний мальчик крепко спал в своей квартире на восьмом этаже. Его мать была в отъезде, а отец вышел за продуктами в соседний супермаркет.
Огонь быстро охватывал этаж за этажом и поднимался все выше и выше. Пожарные боролись с огнем, но безуспешно. Они просили помощи у пожарных других районов и предместий города. Драма стала превращаться в трагедию, когда пожарные увидели в окне восьмого этажа лицо испуганного ребенка. Сила огня возрастала, пламя продолжало распространяться с огромной скоростью и уже поглощало пятый этаж. Появился отец ребенка, его лицо было искажено ужасом. Пожарные попытались приставить лестницу к стене здания, но огонь не давал возможности взобраться по ней.
- Папочка! Мне страшно! - услышали пожарные голос мальчика.
Отец, плача, кричал сыну:
- Не бойся, мой мальчик! Я здесь, внизу! - Но дым мешал ребенку видеть отца.
- Папа! Я не вижу тебя! Я вижу только дым и огонь! - Но отец видел ребенка, огонь освещал его.
- Но я тебя вижу, сынок! Знаешь, что ты должен сделать? Прыгнуть вниз. Мы тебя тут поймаем, нас тут много. Прыгай!
- Но я ничего не вижу! - кричал сын.
- Тогда закрой глаза и прыгай! Я тебя вижу!
- Папа! Я тебя не вижу, но иду к тебе!
И мальчик прыгнул, его поймали, отец крепко обнял сына, они вместе плакали и смеялись от счастья.
- Мы с вами сегодня собрались для интересной беседы и будем говорить об очень важных вещах во взаимоотношениях с нашими уже повзрослевшими детьми. О чем же пойдет наш разговор? (Ответы родителей.)
- Совершенно верно. Итак, тема нашей встречи - доверие и как научиться доверять своему ребенку. Дети взрослеют очень быстро. Каждый год жизни не похож на предыдущий: ведь каждый год с ребенком происходит что-то новое. И очень часто между родителями и детьми возникают непонимание, ссоры, конфликты, злость, грубость, бездушие, ложь. Наступает отчужденность в отношениях, повзрослевшие дети начинают отдаляться от родителей. Дети так же, как и родители, хотят уважения, понимания.
2. Выступление педагога-психолога «Отношения в семье: как завоевать доверие ребенка».
- Недоверие ребенка к своим родителям - ситуация, возникающая во многих семьях, - нередко влечет за собой целый комплекс проблем в жизни ребенка и его близких. Дети, потерявшие доверие к своим родителям, часто становятся замкнутыми, одинокими, неуверенными в себе, неприспособленными к преодолению жизненных трудностей. Однако каждый родитель сможет предотвратить развитие этих качеств у своего ребенка, если станет для него не только воспитателем, но и близким другом. Доверительные отношения в семье являются залогом гармоничного развития ребенка и его душевного здоровья. Но как же завоевать доверие ребенка?
Чтобы завоевать доверие ребенка, нужно всегда проявлять свою готовность к общению с ним. Все дети должны ощущать, что около них есть близкий человек, с которым можно поделиться страхами и волнениями, кому можно доверить различные мысли и наблюдения, просто рассказать, что произошло. Доверие между детьми и родителями только укрепляется во время совместного времяпровождения и общих интересных мероприятий. Вот почему нужно по возможности как можно больше времени проводить с ними.
Очень большой проблемой в этом вопросе становится подростковый период.
Подростки, в силу своего возраста, очень восприимчивы ко всему, что происходит вокруг них. Дома они одни, в школе другие, после школы третьи и так до бесконечности. Порой они как хамелеоны: в какой среде оказались, так себя и ведут. Все проявления более ярко выражены, все ощущения контрастнее. У них нет жизненного опыта, поэтому не заготовлены шаблоны своего поведения в различных ситуациях. Сами подумайте, сколько всего переплетено в голове: физическое созревание, эмоциональное взросление, стрессы. Им вообще эмоции сложнее притушить, чем нам, взрослым, поэтому важно, чтобы они всегда оставались в определенных рамках, не бросались в крайности, и наша задача состоит в том, как им в этом помочь.
Наверняка вы хорошие мама и папа, и очень любите своего ребенка. Но любить своего ребенка не значит быть полностью правым, прислушайтесь не только к своему сердцу и к тому, что хотите вы. Прислушайтесь, что говорит вам ваш сын или дочка, что ребенок сам хочет.
Доверие — вещь хрупкая, это истина. Доверие надо заслужить - еще одна. С самых первых дней жизни ребенок доверяет родителям безгранично. Его доверие даже заслуживать не надо. Почему же к 12 годам от этого доверия так мало остается? Он продолжает любить вас - это бесспорно, но он больше не доверяет вам. Только не надо говорить, что это школа и дурное влияние сверстников. Доверие - вещь индивидуальная. И не надо думать, что в один прекрасный момент подросток пришел домой и в одну секунду решил, что больше вам не доверяет. Так не бывает. Не вы ли сами, потихоньку, полегоньку, даже не замечая этого, вытащили у него из-под ног эту опору? Поэтому вопрос надо ставить скорее так: почему подростки перестали доверять своим родителям?
А вы пробовали выслушать когда-нибудь вашего ребенка? Еще совсем недавно, приходя из школы, ребенок без умолку рассказывал вам о своих впечатлениях, переживаниях, друзьях и т. д., но у нас с вами полно проблем и хлопот, мы или просили своего малыша замолчать и идти в свою комнату, или только делали вид, что слушаем его, а голова была занята своими мыслями. Ребенок все чувствует и все подмечает. Очень скоро он понял, что вам неинтересно все то, чем он живет, и как следствие этого - замкнутость ребенка, порождающая недоверие. А затем, когда подросток сталкивается с вопросами родителей: «Почему ты не рассказываешь честно и подробно, как дела в школе? Нет ли у тебя каких-то проблем?», его это искренне удивляет, ему уже не приходит в голову, что можно что-то им рассказать и не наткнуться при этом на раздраженное «Отстань».
Возникает извечный вопрос, а что теперь делать? Можно попытаться наладить отношения (хорошо, если это удастся сделать собственными силами), можно обратиться к помощи психолога. Но не всегда можно быть уверенным, что это изменит ситуацию, доверие за пять минут не вернешь.
Если у вас возникла такая проблема, начните с того, чтобы просто с ребенком поговорить. Не о его проблемах и не о том, что у него происходит с друзьями. И уж точно не о ваших с ним отношениях. Поговорите о его увлечениях, о том, что ему интересно. Не забудьте, что в этой области вы должны быть очень тактичными. Так у вас появится не просто тема для разговора - подростку понадобится ваш совет. Вы приобретете, таким образом, авторитет не только родителя, но и человека, который разбирается в вопросе, интересующем вашего ребенка. Тогда у вас будет возможность лучше узнать этого незнакомого, немного чужого, немного угловатого подростка, в которого превратился ваш розовощекий малыш. Просто болтайте с ним ни о чем. Не бойтесь рассказывать ему смешные истории из собственного детства, поделитесь своими когда-то возникающими подростковыми проблемами. Вообще не бойтесь разговаривать с ним о проблемах, которые были у вас в его возрасте. Придется осознать, вы для него уже не тот эталон, с которого он брал пример, когда ходил в садик. И не надейтесь, что у вас все сразу может получиться. Ищите точки соприкосновения интересов и проявите терпение. Это сложно, но возможно. Тогда у вас есть реальный шанс не последним узнавать о проблемах ребенка и предотвратить катастрофу, если она, не дай бог, ему грозит.
Каждому родителю раздаются памятки (см. Приложение).
3. Практическая часть.
Игра «Связанный ребенок»
Для проведения тренинга необходимо приготовить бинт.
Классный руководитель вызывает одного родителя для демонстрации - это «ребенок».
Когда мы не доверяем ребенку, то начинаем ему запрещать... Мы говорим ребенку:
- Не бегай, не прыгай, не упади... Мы связываем ему ноги.
- Не трогай, разобьешь, сломаешь... Мы связываем ему руки.
- Не слушай, это не для твоих ушей, ты не поймешь,... Завязываем ему уши.
-Ты еще слишком мал, чтобы так говорить... Завязываем ему рот.
- Не смотри этот фильм ... Завязываем ему глаза.
- Я тебе не доверяю... Перевязываем ему живот.
- Что вы сейчас чувствуете?
После всего мы продолжаем удивляться, почему наш ребенок не жаждет честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы. А ведь ребенок в таком состоянии уже ничего не воспринимает. Он хочет одного: освободиться.
Доверие - это возможность честно и прямо обсуждать любые, даже самые сложные, темы друг с другом. Сохранить взаимное доверие в семье - одна из самых важных задач родителей.
Сейчас я предлагаю вам разобрать проблемные ситуации, часто возникающие при общении с нашими детьми.
Ситуация 1.
Особых проблем с ребенком у вас не наблюдается, учится неплохо, все свободное время проводит дома, но прошлые доверительные отношения у вас с ним канули в лету. Обедать с Вами за одним столом он не хочет, старается быстро поесть, и желательно без разговоров, и уходит в свою комнату. На любые расспросы ответ один: «Все нормально». Как быть?
Ситуация 2.
Подросток не убирает на место свои вещи, они валяются по всей квартире, что очень раздражает мать. Ее неоднократные беседы не дали результата. Однажды, когда сына не было дома, мама сделала уборку в квартире, а затем ушла в магазин. Когда она вернулась, увидела, что сын пришел домой и вновь разбросал свои вещи. Тогда мама....
Ситуация 3.
Ребенок постоянно лжет родителям о том, где был, с кем и т. д. Однажды ушел в школу, но на занятиях отсутствовал. Классный руководитель позвонил домой, чтобы узнать причину отсутствия. Так мама узнала, что ребенок ей солгал. Когда он вернулся домой (якобы с занятий) и положил сумку с учебниками, мама...
Родители анализируют предложенную ситуацию и предлагают свои варианты решения проблемы. Идет обсуждение этих вариантов, в ходе обсуждения отвергаются неприемлемые варианты, обращается внимание родителей на наиболее оптимальные варианты решения проблемной ситуации.
4. Итоги собрания. Решение родительского собрания.
Для конструктивного решения проблемы следует соблюдать некоторые правила:
1. Два возбужденных человека не могут прийти к согласию, надо сначала успокоиться.
2. Не следует бояться конфликта, надо его решать.
3. Умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех - владеющий собой».
4. Уважайте личность другого, он имеет право на собственные взгляды.
Памятка для родителей «Как завоевать доверие подростка?»
➣ В первую очередь проявляйте пример терпимости и понимания. Нельзя строить общение с ребенком на нравоучениях и наставлениях.
➣ Как проявлять ненавязчивое внимание?
- Показывать интерес к его увлечениям, точке зрения и позиции касательно определенных вопросов.
- Не нарушать его зону комфорта.
- Не приставать с расспросами.
- Вести задушевные беседы, а не поучать.
- Относиться к нему, как к равному (шутить с ним, интересоваться его мнением по какому-нибудь поводу).
- Советоваться с подростком, чтобы он чувствовал себя полноценным членом семьи.
Родительское собрание «Семейные традиции их роль в воспитании ребенка», 10 класс
Родительское собрание в 10 классе. Юность и ее психологические проблемы
Родительские собрания в 10 классе. Темы
Родительское собрание в 10 классе. Профессии, которые выбирают наши дети
Родительское собрание в 10 классе. Взаимоотношения детей и родителей
Нет комментариев. Ваш будет первым!