Цели: раскрыть родителям значение познавательного интереса к учебе у детей; выработать рекомендации по активизации мотивации учения у детей.
I. Постановка проблемы.
Классный руководитель. Я думаю, что у вас после объявления темы собрания возник вопрос: «К чему об этом говорить? Дети и так учатся». К сожалению, интерес к учебе не остается постоянным в течение всех школьных лет и его необходимо поддерживать, формировать у детей умение самостоятельно пополнять свои знания. Особенно это нужно сейчас, поскольку в пятом классе существенно меняется процесс обучения. У многих школьников в связи с этим появляются затруднения, которые не каждый ребенок может самостоятельно преодолеть. Конечно, все педагоги на своих уроках стараются активизировать познавательную деятельность детей, но этого не всегда достаточно. А ведь наличие интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Поэтому сегодня мы постараемся разобраться, какими приемами родители могут формировать мотивацию учебной деятельности у своих детей.
II. Теоретические сведения о мотивации учения.
Классный руководитель. В психолого-педагогической науке существуют различные подходы к определению обучения.
Один из них заключается в том, что учение - это усвоение знаний, умений и навыков. В соответствии с этим подходом учитель демонстрирует учащимся правильные ответы, учащиеся их имитируют (то есть воспроизводят, повторяют и усваивают), а учитель при этом подкрепляет и усиливает эти правильные ответы с помощью разных средств, обеспечивая прочность усвоения знаний, умений и навыков.
Представители другого подхода исходят из того, что ученик - это своего рода пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией примерно так же, как наполняют водой пустой стакан из полного кувшина.
И наконец, третий подход заключается в том, что ученик - активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением. Задача педагога при этом заключается в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для этого взаимодействия, или, образно говоря, построить сцену для спектакля, дать актерам сценарий, костюмы и декорации, а не контролировать каждое их слово, каждый шаг и жест.
- Какой подход вам кажется более эффективным? Почему? (Ответы родителей.)
Конечно, в своей работе педагог, как правило, не придерживается какого-то одного из этих подходов. Но все-таки сейчас все больше говорят об активном обучении, о мотивации учения. А мотивация - это и не навык, и не информация. Ее нельзя тренировать у учащихся непосредственно, как например, навыки чистописания, ей нельзя научиться, как таблице умножения, мотивацию можно лишь стимулировать, развивать, повышать и т. п.
Рассмотрим некоторые подходы к активации мотивации учебной деятельности.
1. Тренинг мотивации достижения.
В соответствии с теоретическими представлениями основоположников данного направления, американских психологов Джона Аткинсона и Дэвида Маккелланда, этот мотив складывается из двух противоположных мотивационных тенденций - стремление к успеху и избегание неуспеха.
Высокий уровень мотивации достижения означает, что у ребенка преобладает, доминирует стремление к успеху; низкий уровень мотивации свидетельствует, напротив, о преобладании у ребенка стремления избегать неуспеха.
Экспериментально было показано, что высокая мотивация формирования у детей только в таких семьях, где родители постоянно повышали уровень своих требований к детям и одновременно умели оказывать им ненавязчивую помощь и поддержку, а также отличались мягкостью и теплотой в общении со своими детьми. И напротив, в семьях, где родители либо игнорировали своих детей, либо были безразличны к ним, либо осуществляли очень жесткий надзор, директивную опеку над ними, у детей, как правило, доминирующими становилось стремление избегать неуспеха и, следовательно, формировался низкий уровень мотивации достижения в целом.
2. Тренинг причинных схем.
Психологическая причинность представляет собой постоянно действующий фактор, включенный практически во все виды целенаправленного поведения человека. Большую роль играет этот фактор и в учебной деятельности, так как все внешние формы оценивания результатов учения всегда дополняются внутренними процессами психологической причинности. Приведу такой пример.
Допустим, по результатам контрольной работы учащийся получил низкую отметку. При этом внутреннее восприятие и объяснение этого результата самим учащимся может быть самым разным. Свой неуспех может быть отнесен за счет:
- либо недостатка способностей;
- либо недостаточности усилий,
- либо трудности контрольного задания;
- либо отсутствия везения.
Причинные схемы - это не только рассудочные суждения и оценки. Они всегда связаны с эмоциональной жизнью учащихся, с эмоциональными переживаниями тех или иных результатов и достижений в учении. Успех, объясняемый внешними факторами (легкостью задачи, везением), вызывает, как правило, гораздо меньшее чувство удовлетворения и гордости достигнутым, чем успех, приписываемый действию внутренних факторов (способностям и усилиям). При внешнем приписывании неуспеха эмоциональные переживания стыда и раскаяния уменьшаются, а при внутреннем приписывании, напротив, возрастают. Умело используя все эти эмоциональные особенности причинных схем, можно сформировать у детей оптимальную мотивацию, адекватную самооценку.
3. Тренинг личностной причинности.
Данное направление мотивационного тренинга основывается на следующем исходном положении: первичная особенность мотивации человека - стремление к эффективному взаимодействию с окружающей действительностью, стремление изменять ее в желаемом направлении. Развитие мотивации рассматривается при этом как развитие ощущения личностной причинности и источником своего поведения и всех его последствий.
Когда человек начинает целенаправленное поведение, он воспринимает и ощущает самого себя в качестве субъекта своего намерения и своего поведения. Он является причиной, источником поведения. Для краткости такие ощущения, а впоследствии и самого человека, который их испытывает, обозначили термином «источник».
С другой стороны, когда что-либо внешнее по отношению к человеку вынуждает его к совершению тех или иных действий, человек начинает ощущать себя инструментом внешней силы, которая в данном случае выступает как причина поведения. И поскольку человек побуждается к своему поведению извне, оказывается не столько субъектом действия, сколько объектом манипулирования, он обозначается термином «пешка» (помните: «Да он просто пешка в этой игре»). В собственных ощущениях человек всегда ощущает себя либо преимущественно «источником», либо преимущественно «пешкой». Именно это внутреннее самовосприятие является решающим фактором, определяющим и мотивацию поведения, и само поведение человека. Одно дело, когда он (будучи «источником») ощущает поведение как «мое поведение», и совсем другое дело, когда он (будучи «пешкой») ощущает это поведение как «не мое поведение». Думается, что не будет очень большим преувеличением такая иллюстрация этого различения: большинство школьников чувствуют себя «пешками» по дороге в школу и «источниками» по дороге из школы домой. Мотивация учения школьников в такой же степени зависит от этих своеобразных переживаний. Поэтому для того чтобы активизировать познавательный интерес к учебе ребенка, взрослым (и педагогам, и родителям) необходимо отучиться манипулировать детьми как «пешками». Означает ли это, что учителя, родители должны разрешить ученикам делать все, что они вздумают? Конечно, нет. Для того чтобы школьники смогли почувствовать себя действительно «источниками», они должны научиться принимать на себя ответственность за свое поведение.
Познакомившись с несколькими видами тренинга мотивации учения, попытаемся выработать рекомендации по формированию интереса к учению у ваших детей.
III. Практикум.
Задание. Выработать рекомендации для следующих случаев:
а) ребенок стал плохо учиться, пропускать занятия;
б) ребенок игнорирует отдельные предметы, с трудом вытягивая их на «3».
Родители обсуждают задание и вырабатывают рекомендации: как действовать родителям в таких случаях.
IV. Обобщение.
Классный руководитель. В случае если ваш ребенок стал плохо учиться и пропускать занятия, можно уверенно сказать, что он потерял веру в своих силы и, как следствие, отстал в учебе. Его мучит страх быть спрошенным. Ему стыдно перед товарищами, перед учителем, перед самим собой. Страх с каждым днем растет, а тут еще и взрослые начинают предъявлять свои требования. Это все угнетает ребенка, он занимает агрессивную позицию.
Что же родители должны сделать в первую очередь?
Установите точный диагноз. Причиной может быть ухудшение самочувствия, проблемы в семье. Конечно, тут уж не до учебы.
Большинство же родителей допускает одну или ту же ошибку. Вместо помощи - поток требований: «Садись за уроки!», «Когда же ты начнешь заниматься?». В ответ привычные детские оправдания: «Да успею», или «Сейчас!», или «А нам ничего не задавали».
А начинать лучше с другого: «А ну-ка давай посмотрим, что надо делать по русскому языку. Так. Упражнение. Хорошо. А что по математике? Две задачи? Какие? Ну попробуй решить сам. Если не сможешь, вместе подумаем...»
Начинайте с самого малого. Поставьте первой своей целью вселить в ребенка хотя бы крохотное чувство уверенности в своих силах. Постарайтесь найти такое учебное занятие, чтобы в нем пробудился начальный интерес к делу, вера в то, что оно ему по плечу. Если у ребенка проблемы по математике, порешайте сначала с ним задачи, которые были ему под силу и раньше. Первое усилие должно быть направлено на то, чтобы ребенок обязательно справился с заданием. Когда он выполнит задание и заявит, что это совсем не трудно, можно сказать ему: «Вот если будешь щелкать подобные задачки, как орешки, и тебе всегда будет легко».
При отставании ребенка по каким-то другим предметам (история, природоведение и т. п.), можно заинтересовать его таким образом. Загляните в школьную программу. Придумайте задания по той теме, которую он изучает: расскажите, например, эпизод из книги, составьте кроссворд и т. п.
Вот пример такого занимательного задания, которое можно использовать на занятиях математикой.
Предложите ребенку рассмотреть картинку с рисунком, составленным из различных фигур.
Вопросы:
- Из каких фигур составлен данный рисунок?
- Каких фигур больше в данном рисунке?
- На сколько больше?
Избегайте нервозной настойчивости и неоправданных конфликтов. Приступив к занятиям с ребенком, будьте терпеливы, не раздражайтесь. Допустим, вы диктуете такое предложение: «Я пошел в лес», а ваш ребенок пишет: «Она пошла в лес по ягоды», похвалите его за сочинительство и уже потом скажите: «А теперь давайте напишем все же фразу со словом «пошел». Это очень трудное слово».
Если вы сорветесь, ваши усилия будут напрасными.
Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком. Если вы будете стоять над душой у ребенка и то и дело сердито выговаривать: «Ну как ты ручку держишь?!» и т. п., то ни о какой активизации познавательного интереса и речи не может быть.
Обязательно отметьте первый успех ребенка. Пусть это будет только самостоятельно правильно выполненное домашнее задание по математике или «4» по природоведению и т. п., ведь это ваш с ребенком совместный успех.
И последний совет: старайтесь развивать у ребенка чувство собственного достоинства. Ребенок с высоким чувством собственного достоинства ориентируется на тип поведения, который может быть выражен так: «Я это тоже смогу сделать, раз другие смогли».
V. Заключительное слово.
Классный руководитель. Итак, сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит лишь в процессе их активной умственной деятельности. Чтобы формировать у них умение самостоятельно пополнять свои знания, необходимо ежедневно поддерживать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Конечно, большая роль тут принадлежит учителю, но и родители могут сделать немало. При этом родители, если они хотят, чтобы ребенок хорошо успевал, должен знать современную программу обучения. Вам необходимо хорошо представлять себе тот круг забот, в котором он живет, знать те требования, которые предъявляет ему школа.
Занимайтесь со своими детьми, помогайте им. Процесс образования - самое трудное дело в жизни человека. А в трудном деле нельзя оставлять ребенка одного.
Автор-составитель: Ольга Викторовна Павлова
Родительские собрания в начальной школе. Разработки
Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?
Родительское собрание в 4 классе. Воспитание доброты
Родительское собрание в 4 классе. О воспитании правдивости
Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!