Цели собрания:
1. Познакомить родителей с понятиями «внимание» и «внимательность», с уровнем развития внимания младших школьников.
2. Дать рекомендации родителям по развитию внимания у детей.
3. Изучить в ходе собрания приемы, упражнения и игры по развитию внимания.
Участники: классный руководитель, родители второклассников, школьный психолог.
Форма проведения: собрание-практикум.
Организация родительского собрания:
• подготовка приглашений для родителей;
• проведение анкетирования родителей;
• приглашение школьного психолога на родительское собрание с результатами проведенной диагностики уровня развития внимания учащихся класса;
• подготовка выставки книг о внимании и других познавательных процессах;
• составление листов и карточек с описанием игр и упражнений по развитию внимания;
• разработка сценария родительского собрания;
• оформление классного помещения;
• анализ результатов анкетирования совместно со школьным психологом и председателем родительского комитета.
(Проводится анкетирование родителей.)
Анкета для родителей
1. Часто ли ваш ребенок отвлекается во время выполнения заданий:
- да;
- нет;
- трудно сказать.
2. Можете ли вы назвать вашего ребенка сосредоточенным, усидчивым, внимательным:
- да;
- нет;
- трудно сказать.
3. Что вы делаете для того, чтобы у вашего ребенка развивалось внимание?
Внимание есть именно та дверь, перед которой проходит все, что входит в душу человека из внешнего мира.
К.Д. Ушинский
I. Вступительное слово классного руководителя
- Уважаемые родители, займите места за тремя столами, в результате чего у нас получатся три рабочие группы. Сегодня у нас собрание-практикум.
Классный руководитель называет тему и цели собрания, а также причины, побудившие провести такое собрание. Родительским группам предлагается продолжить следующую фразу. «Внимательный ребенок - это...»
Представитель каждой группы родителей читает вслух коллективно составленную фразу, а учитель обобщает мнения родителей.
II. Далее идет знакомство с результатами анкетирования
Это может сделать классный руководитель или председатель родительского комитета.
III. Выступление школьного психолога
Школьный психолог знакомит родителей с результатами диагностики произвольного внимания учащихся класса.
- Успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированное у них способности быть внимательным.
Далее рассказывается о внимании младшего школьника, рассматриваются виды внимания.
Внимание! Но что это такое - внимание?
Внимание - волшебная дверца, через которую каждый человек внимает внешнему миру, общается с ним.
Виды внимания
Непроизвольное: познавательная потребность, новизна.
Произвольное: цель деятельности, ориентация на конечный результат.
Предвнимание - состояние повышенной готовности к включению в деятельность.
Упреждающее внимание - внимание ученика, активно овладевающего новой учебной задачей.
Запаздывающее внимание - внимание пассивное, возникающее как реакция на строгую реплику учителя, который призывает к деловой обстановке в классе.
Послепроизвольное внимание - всепоглощающая увлеченность выполняемым делом.
В ряду свойств личности человека внимание проявляет себя как характерная черта, именуемая внимательностью.
Внимательность - сложное образование, определяемое направленностью личности, системой ее ценностных ориентаций. Эти ориентации диктуют человеку, к чему и в какой степени он должен быть внимателен в повседневной жизни, в быту, в работе. Внимательность младшего школьника определяет весь стиль учебной деятельности учащегося.
Внимание - это динамическая сторона протекания познавательных процессов. Традиционно выделяются следующие свойства внимания - концентрированность, устойчивость, распределение, переключение и объем.
Концентрированность характеризует степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.
Устойчивость проявляется в длительной сосредоточенности на одном предмете или воображаемом объекте в рамках одной и той же деятельности. Плохо концентрируемое, неустойчивое внимание проявляется в рассеянности.
Объем определяется количеством одномоментно воспринимаемых элементов. Объем внимания ограничен (не более 3-4 предметов у детей, 5-8 у взрослых).
Распределение предполагает наличие в процессе работы не одного, а по крайней мере двух фокусов сосредоточения, существующих одновременно.
Переключение характеризует способность человека сознательно и намеренно перемещать фокус внимания с одного объекта на другой.
Если внимание устойчиво, хорошо концентрируется, распределяется, переключается и имеет большой объем, мы говорим, что свойства внимания хорошо развиты.
В младшем школьном возрасте хорошо развитые свойства внимания являются одним из факторов, прямо определяющих успешность обучения.
Таким образом, у внимательных детей успешность овладения математикой наиболее тесно связана с объемом внимания, успешность овладения русским языком зависит от того, насколько точным является распределение, а хорошее чтение - от устойчивости внимания.
(Рассматриваются пути развития внимания.)
1. Систематическая тренировка свойств внимания.
2. Познавательная мотивация.
3. Организованность внимания.
4. Заинтересованность школьника в учении.
5. Формирование волевых привычек.
Для развития внимательности как устойчивой характерологической особенности школьника наиболее важны привычки к регулярному и точному исполнению своих обязанностей и самоконтролю. Первая гарантирует аккуратное и добросовестное выполнение всех очередных и внеочередных заданий, которые учащиеся получают в школе и дома. Вторая позволяет постоянно соотносить выполняемую работу с теми задачами, которые ставятся перед ребенком.
Активная жизненная позиция учащегося, стремление к самосовершенствованию, к максимальному расширению своих возможностей выступают в качестве фактора, определяющего и формирование внимания.
IV. Практическая работа родителей. Игры, задания и упражнения, развивающие внимание младших школьников
1. Классный руководитель сообщает о том, что взрослые часто говорят детям: «Сосредоточься!», «Соберись!», «Не отвлекайся!», «Смотри внимательно!», «Ты совсем невнимательный!» Дети выполняли бы это с удовольствием, но что именно надо для этого сделать? На какую такую кнопку нажать, чтобы невнимательность - раз! - и превратилась во внимательность?
Нет такой кнопки. Но зато есть такие игровые упражнения и задания, которые способствуют развитию внимания. Сегодня с некоторыми из них мы познакомимся, чтобы затем их применять, помогая своим детям.
2. Группы родителей получают листы с описанием игр или упражнений для развития внимания. Каждая группа знакомится с их содержанием и готовит выступление о том, как проводятся эти игры с детьми (можно продемонстрировать для всех родителей).
Для ознакомления и демонстрации игровых упражнений и заданий предлагается использовать материалы книги: Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники Душин М., Куров В. Ярославль: Академия развития, 1997.
Задание 1. Найди отличия
Мы начинаем серию заданий с простого, но очень эффективного упражнения. Оно направлено на развитие такой важной характеристики внимания, как способность к переключению. Данное упражнение увеличивает также и объем внимания.
Сравнивая два изображения, ребенок должен найти отличия между ними. Если он никак не может найти все, обсудите вместе способ поиска мелких деталей. Часто дети ищут отличия, перемещая взгляд по картинкам хаотично, бессистемно. Подведите малыша к идее целенаправленного поиска, например, посоветуйте просматривать все элементы картинки по очереди, допустим, слева направо.
Уважаемый Шерлок Холмс! Найди, пожалуйста, все отличия между этими двумя картинками. Чтобы не сбиться, ставь, найдя очередное отличие, под картинками галочку.
Сколько ты нашел отличий? Их должно быть пять. Теперь раскрась картинки - обе одинаково или каждую по-своему. Интересно, что у тебя получится?
Задание 2. Перепутанные линии
Это упражнение направлено на развитие концентрации внимания. Задание чрезвычайно простое: необходимо найти, где какая линия начинается и заканчивается. Но если линий много, то взгляд ребенка может соскользнуть с той линии, за которой он следил, на близлежащую. Если у ребенка возникнут такие проблемы, мы рекомендуем упростить задание, но только на одну ступень. Если ребенок и в этом случае будет испытывать затруднения, можно опуститься еще на один шаг. И так далее. Но как только малыш хорошо освоит выбранную степень сложности, начинайте постепенно усложнять задание - шаг за шагом. Ниже дается шкала сложности в порядке упрощения заданий.
1. Ребенок следит за линией только глазами.
2. Ребенок следит за линией, ведя по ней палочкой или пальцем.
3. Ребенок следит за линией и одновременно рисует по ней карандашом или ручкой (в этом случае лучше для каждой линии подбирать свой цвет).
Таким ступенчатым способом ребенок обучается отслеживать нужную информацию (линию), не обращая внимания на помехи (другие линии).
Уважаемый Шерлок Холмс! Помоги Красной Шапочке выбрать тропинку, по которой она не попадет к волку. Большое спасибо от нас и Красной Шапочки!
Задание 3. Корректор
Развитие устойчивости внимания.
Игра «Корректор» является, пожалуй, самым эффективным упражнением для помощи детям с ярко выраженными проблемами в области внимания. Обращаться к этому упражнению рекомендуется регулярно.
Цель задания - вычеркнуть буквы или значки в соответствии с образцом. Обе составляющие упражнения - выполнение и контроль - одинаково важны для развития внимания. Поэтому, если вы сами будете выполнять задание, а ребенок лишь проверять вас, это тоже даст прекрасный эффект. Если же задание выполняет ребенок, все равно проверять результат лучше ему самому, хотя, разумеется, исключения всегда возможны. Ошибкой считаются пропущенные или неправильно зачеркнутые значки и буквы.
Если при проверке ребенок пропустит ошибку, не указывайте ему на нее прямо, а предложите малышу вернуться чуть-чуть назад и еще раз просмотреть значки и буквы.
Выполнению задания следует поначалу посвящать одну минуту, лишь постепенно увеличивая время занятий до трех-четырех минут. Время же проверки не ограничено.
Уважаемые взрослые! Все задания игры «Корректор» даны «с избытком», и, скорее всего, за одну минуту ваш малыш сможет выполнить только часть упражнения. К оставшейся части вы можете вернуться в другой раз - через день или два. Главное не то, сколько значков ребенок сумел просмотреть и вычеркнуть, а то, что постепенно у него появится опыт выполнения данного вида заданий, и результат будет постоянно улучшаться.
Ты, наверное, не сразу нам поверишь, если мы скажем, что ошибки во время письма делают не только дети, но и взрослые. Однако это так. Даже писатели делают иногда ошибки. Поэтому каждую книжку, перед тем как ее печатать в типографии, проверяют, нет л и в ней ошибок. Эту книжку, между прочим, тоже проверяли. Человек, который проверяет в книжках ошибки, называется корректором - это очень необычная и интересная профессия. И важная. Ведь если неправильно написать в слове хотя бы одну букву, может получиться что-то совсем другое. Какая-нибудь чепуха. Например, поменяют ни с того ни с сего первую букву в слове «врач» - и получится «грач»... Хочешь немного побыть корректором? Пожалуйста!
Ниже написаны три строчки букв. Просмотри внимательно все строчки, буква за буквой. Зачеркни везде букву «а» и букву «у». Время выполнения этого задания - одна минута.
Проасивчакутвьпураосмувпенкраутвжюы бчьстапуарувтамосаровлынарвпсичруолв лунэщпуздаолмутсьапвурсовтегпрмивоау двбсьмтоуплафуыдлаовэрситчакуцоырва киумпусавечиуоя
А теперь проверь, все ли ты правильно сделал. Напиши, сколько значков просмотрено, сколько значков зачеркнуто правильно. Если ты еще не очень хорошо умеешь считать и писать, пусть тебе поможет твой доктор Ватсон.
С чувством, с толком, с расстановкой переключение и распределение внимания
Подпиши названия животных под картинками. После этого птиц раскрась красным цветом, зверей - синим, а хищников еще и обведи квадратом: пусть сидят, как в клетке.
Задание 4. Числовые цепочки
Развитие внимания и памяти.
Это достаточно трудное задание для детей 5-6 лет. Поэтому полезно выполнять его вместе с ребенком, используя метод «Делай раз, делай два».
Посмотри, какая интересная цепочка здесь нарисована. Давай попробуем ее заполнить.
Правило будет такое:
если число попадает в треугольник, то оно увеличивается на 2,
если в квадрат, то увеличивается на 1,
если в кружок, то уменьшается на 4.
А в следующих двух цепочках правило будет другое:
если число попадает в квадрат, то оно уменьшается на 2,
если в треугольник, то увеличивается на 1,
а если следующая фигура такая же, как и предыдущая, то число остается неизменным, таким же, каким и было.
Попроси кого-нибудь из взрослых выполнить это задание, а сам проверь, не наделает ли твой помощник ошибок.
Задание 5. Движения по команде
Развитие сосредоточенности.
Такого рода упражнения дети выполняют с особенным удовольствием, так как у них появляется возможность попрыгать, побегать, подвигаться. При этом внимание ребенка развивается благодаря нескольким факторам.
1. Необходимостью запомнить, какое действие за какой командой должно последовать.
2. Контрасту между характером команды и характером выполняемого действия (например: я буду пищать, как мышка, а ты в это время ходи, как медведь).
По предлагаемым образцам вы можете придумать свои варианты. Включите в процесс придумывания правил и ребенка. Начинать лучше с двух-трех команд; потом их число можно увеличить. Если в игре одновременно будет участвовать несколько человек, это просто здорово.
V. Обзор литературы по теме собрания, представленной на выставке (можно подключить родителей)
VI. Подведение итогов
Представители каждой рабочей группы по очереди продолжают фразу: «Сегодня я поняла, что внимание...»
Классный руководитель благодарит родителей за активное участие в собрании и желает успехов в развитии и воспитании детей.
VII. Решение собрания
1. Помочь детям стать внимательными.
2. Использовать необходимые книги для развития внимания.
3. Играть вместе с детьми в игры, развивающие внимание.
4. Учить детей быть наблюдательными.
5. Играть в шашки и шахматы. Это «школа внимания».
Родительское собрание во 2 классе. Домашнее чтение
Родительское собрание во 2 классе. Воспитание в семье
Родительское собрание во 2 классе на тему «Выполняем домашнее задание»
Родительское собрание во 2 классе на тему: Режим дня
Родительское собрание для 2 класса. Как помочь ребёнку учиться
Нет комментариев. Ваш будет первым!