Цель: интегрировать усилия родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся.
Задачи: выявить проблемы взаимодействия родителей с ребенком по преодолению учебных затруднений; отработать с родителями воспитательные и психологические приемы поддержки учебной деятельности ребенка.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: классный руководитель, родители.
Оформление. На плакате вывешиваются высказывания:
• «Промедление может обернуться чем угодно, ибо время приносит с собой как зло, так и добро». (Н. Макиавелли.)
• «Воспитание - это наука, которая обучает наших детей обходиться без нас». (Э. Легуве.)
• «Великая трудность воспитания - это держать детей в повиновении, не портя их характера». (Г. де Левис.)
• «Величайшая ошибка, которую только можно сделать в деле воспитания, - это чересчур торопиться». (Ж.-Ж. Руссо.)
• «Кто не может взять лаской, тот не сможет взять строгостью». (А. Чехов.)
• «Ласковость больше в один час детей исправит, чем суровость в целый год». (А. Д. Кантемир.)
Оборудование: «Дерево проблем» и заготовленные к нему листочки (по количеству участников собрания).
План проведения:
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Выступление педагога-психолога.
3. Работа в группах.
4. Выступление педагога-психолога и классного руководителя.
5. Итоги собрания.
Подготовительная работа:
1) Подготовка текстов «Заповедей воспитания» для участников.
• Найдите в ребенке что-нибудь, достойное похвалы.
У ребенка, уверенного в себе, все получается. Самоуважение - это главное, что вдохновляет ребенка на успех, и чем раньше Вы поможете ему обрести это чувство, тем лучше.
• Не ругайте, а учите!
Если собрать воедино все замечания, которые делают детям, доля негативных оценок будет очень высока. Часто они унижают ребенка: «Какой ты тупой!», «У тебя что, мозги не работают?» и т. д. И маленький человек может в конце концов поверить всем словам, сказанным ему взрослым в порыве гнева. Критиковать надо не ребенка, а его поступки и поведение. За каждым «плохо» должно стоять объяснение: ты неправильно начинаешь решение задачи, сначала надо несколько раз прочитать условие и кратко его записать. Всегда давайте понять ребенку, чего Вы от него хотите, а не только чего Вы не хотите. В сложной ситуации лучше запоминается то, что слышишь последним. Это последнее должно быть позитивным.
• Оцените сильные стороны своих детей.
Мы часто хотим сделать из ребенка то, что нравится нам с Вами, не прислушиваясь к его собственному мнению и самооценке. Важно спросить у ребенка: «Чем тебе нравится заниматься? Что ты делаешь с удовольствием? Что у тебя хорошо получается?» Ответы могут открыть Вам такие способности ребенка, о которых Вы раньше и не подозревали.
• Развивайте в ребенке уверенность в себе.
Если ребенок чего-то боится, надо мысленно проиграть с ним действия, которые вызывают страх, создав уверенность в возможности преодолеть отдельные этапы этого действия. Положительное восприятие самого себя повышает самооценку, что, в свою очередь, способствует успеху. А хорошо выполненное дело позволяет оценить себя еще выше, что ведет к достижению еще больших успехов.
• Научите своего ребенка расслабляться.
Умение расслабиться важно для Вашего успеха. Когда Вы не напряжены, то думаете более четко и Ваше тело функционирует с большей отдачей. Начните с дыхания и научите ребенка правильно дышать, а потом найдите что-то, о чем надо подумать, чтобы снять напряжение. Пусть Ваш ребенок думает о хорошем, пока не успокоится.
• Напоминайте ребенку о его успехах.
Можно также предложить ребенку представить и нарисовать картинки будущих наград и призов, которые ему предстоит завоевать.
• Идите к цели постепенно.
Можно нарисовать лестницу с пятерками на верхней ступеньке, повесить ее на видном месте. А на разных ступеньках расписать задания, которые необходимо выполнить.
Никогда не забывайте, что воспитание - это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд.
2) Составление памятки для родителей.
Памятка
1. Поговорите с ребенком о его отношении к учебе: почему он учится, чего боится больше всего (разочаровать родителей, сделать ошибку, не получить желаемого результата и т. д.).
2. Развивайте его познавательные интересы, потребность в интеллектуальной активности.
3. Расскажите ему, что оценка, которую он получает, не так важна, как важно то, о чем он узнает. Об оценках забудут, а знание останется.
4. Отмечайте его достижения, акцентируя внимание не на отметке, а на полученных знаниях, умениях. Ребенок должен почувствовать, что не оценка играет решающую роль, а то, за что он получил ее.
5. Расскажите ему, как много он может узнать в школе и как интересно будет с каждым годом приобретать все новые и новые знания.
6. Учите ребенка планировать свою деятельность. Если он научится ставить перед собой конкретную проблему, то это будет сильнее побуждать его к деятельности.
7. Поощряйте любые его начинания, даже если результат не будет соответствовать Вашим ожиданиям.
1. Вступительное слово классного руководителя.
- Учеба наших детей - это то, что сопровождает Вашу, уважаемые родители, жизнь на протяжении длительного времени и в чем Вы (в разной степени, конечно) обязательно участвуете. Вспомним, с какой радостью пришли Ваши тогда еще малыши в школу. Сколько надежд, сколько счастливых ожиданий связывалось с учебой в семьях! Но увы, далеко не все из них сбылись, и для некоторых ребят учение превратилось в тяжкую повинность, а ее формальный признак - оценка - увы, часто не радует. Как-то мне попалась очень интересная статья известного ученого, профессора Махмутова, посвященная проблеме интеллектуального развития школьников. В числе интересных фактов, приводимых в ней, меня поразило то, что, оказывается, более двух третей неуспевающих потенциально способны, но эти способности не получили развития по разным причинам. Вероятно, одной из таких причин явилось неумение (а иногда и нежелание) вовремя оказать поддержку своему ребенку в учебной деятельности.
Наша задача сегодня состоит в том, чтобы вместе выявить типичные проблемы в учебной деятельности детей и отработать практические приемы оказания помощи им в этой деятельности.
Передаю слово психологу школы (в случае отсутствия такового в штате эту функцию может выполнить опытный учитель или заместитель директора по воспитательной работе).
2. Выступление педагога-психолога.
- В подростковом возрасте возникают новые мотивы развития, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает ему становление собственного сознания и определяет значимое место среди сверстников.
В подростковом возрасте прикладываются специальные умения для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых для него людей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни; в то же время он впервые начинает искать научные знания.
Важным стимулом к учению являются при этом притязания на признание среди сверстников. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае может возникнуть внутренний дискомфорт, даже конфликт. Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков резко различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих - к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: факты, материал, сущность явлений, использование на практике.
Деятельность имеет свою структуру. Б. Эльконин видел в ней несколько взаимосвязанных компонентов:
1) учебная задача - то, что должен усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;
2) учебные действия - то, что ученик должен делать, чтобы формировать образец усваиваемого действия и воспроизводить образец;
3) действие контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;
4) действие оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в нем.
3. Работа в группах.
Классный руководитель. А сейчас, уважаемые родители, мы поработаем в группах и попытаемся вместе докопаться до причин недостаточного интереса наших детей к учебной деятельности. (Участники до начала собрания либо разбиваются на группы, либо рассаживаются по-иному, имея цветовые символы, относящие их к той или иной группе.) Перед Вами на доске - «Дерево проблем». Оно пока без листьев. Я прошу вас обсудить в группах вопрос: «Почему у наших детей снижается интерес к учению?» Значимые, на ваш взгляд, причины, записываете на подготовленных на столах «листьях», а по выполнении задания их прикрепляете на «Дерево проблем», кратко комментируя свой выбор. Время на работу - 8-10 минут. По звуковому сигналу работа завершается, и лидеры групп комментируют выбор, а помощники из групп прикрепляют «листья».
Возможные причины нежелания ребенка учиться участники групповой работы могут представить, например, следующим образом:
• недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание;
• недостаточное умение читать и понимать текст;
• недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль;
• несформированность таких характерных черт, как настойчивость, целеустремленность, терпение, аккуратность, организованность;
• неумение сравнивать, находить аналогии;
• отсутствие в учении опоры на желания и мотивы;
• однообразие учебной работы, отсутствие ярких впечатлений, примеров;
• авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности;
• низкая самооценка школьника.
Задачу участников, объективно оценивающих подготовленность родителей, по желанию организаторов можно облегчить, предложив им перед началом или на определенном этапе групповой работы набор вышеперечисленных причин для выбора из них тех, которые родители считают значимыми для себя. Помимо этого состав групп можно усилить, включив в них педагогов-предметников, психолога; они не доминируют, а лишь транслируют то, что предлагают родители школьников. Этот этап деловой игры завершается комментариями каждой группы и обобщающим выступлением; для решения задачи следующего этапа собрания слово предоставляется психологу.
4. Выступление педагога-психолога.
Уважаемые участники собрания! В процессе подготовки к разговору мы предложили Вам и Вашим детям ответить на вопросы «параллельной» анкеты, которая касалась оценки, роли и степени Вашего участия в учебной деятельности.
Причем Ваши анкеты мы попросили Вас не сдавать нам, а принести сегодня на собрание. Сейчас каждый получит анкету своего ребенка и сможет определить для себя, насколько Вы осведомлены о тех учебных затруднениях, о которых заявил ребенок, и какова степень Вашего участия в учебной работе сына или дочери. Сравнение поможет Вам выявить то, на что, возможно, Вы не обращали внимание. Число совпадений покажет, насколько точно Вы осведомлены о трудностях своих детей. Время на работу - 5 минут, но каждый из Вас может взять анкеты домой и продолжить раздумья над ними.
Групповая работа, затем выступление психолога.
- Замечательно, если число совпадений ответов 10 или близко к 10. Следует очень серьезно задуматься, если оно 5 или менее. Во втором случае, вероятно, Вы недостаточно внимательны к учебной деятельности своего ребенка и Вам следует уделять больше времени для его поддержки. А мы, педагоги, желаем успеха в этом трудном деле и постараемся вооружить Вас практическими советами.
Классный руководитель. Для того чтобы помочь ребенку в сложной для него деятельности - учебе, мы должны понять, чего мы хотим достичь, к чему стремимся и зачем. Если мы думаем, что учиться - это значит получать одни пятерки, мы подменяем понятия и стремимся к результату, минуя процесс. Если мы считаем, что уметь учиться - это не шалить и слушаться учителя, мы обращаем внимание на внешнюю сторону процесса обучения.
Для начала надо усвоить, что цель - это не оценка, а овладение знаниями и умениями. Самое главное, чтобы ребенок был рад полученному результату, решенной задаче, усвоенному знанию; поддержать его в этой радости, научить его этому можете только Вы, родители. Не бойтесь переборщить: ликуйте и веселитесь, ведь эмоциональная положительная реакция гораздо важнее для ребенка, чем хорошая оценка.
Если появились плохие оценки и ребенок не может с ними справиться, Вы можете ему помочь, соблюдая ряд простых правил (участникам раздается текст либо просто озвучивается).
Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей.
1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.
2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая Вас и ребенка оценка (двойка, тройка, а для кого и четверка), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю - почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.
3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, что нельзя допускать осуждения ребенка как личности («Ну ты и лопух! Здесь ж надо так, а у тебя что?» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради»). На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».
4. Хвалите ребенка за сделанное: у него получилось то, что раньше не удавалось. Если Вы уверены при этом, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо четверки всего лишь тройку, умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.
5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что Вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы перейдите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.
Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого анализировать, достиг он их или нет.
5. Подведение итогов собрания.
- Итак, мы сегодня убедились, что причин «неуспешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, помочь ребенку избавиться от них могут только родители, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и Ваши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, Вам легко почувствовать его, посмотреть на мир его глазами.
У Вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающих его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе, измениться. Мы подготовили для Вас «Заповеди воспитания» и с удовольствием предлагаем их Вам, завершая наш сегодняшний разговор (раздает текст «Заповедей»),
Литература
1. Бердичевская, Е. А. Семья и школа / Е. А. Бердичевская // Классный руководитель. - 2007.
2. Прохорова, О. Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования / О. Г. Прохорова. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Пинчук, Л. Р. Приглашение на семейный совет / Л. Р. Пинчук. - М., 2001.
4. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений / Л. Б. Шнейдер. - М. : Эксмо, 2000.
Родительское собрание, 6 класс. Успешность обучения: от чего она зависит?
Родительское собрание, 6 класс. Воспитание воли у подростков
Родительское собрание, 6 класс. Первые проблемы подросткового возраста
Родительское собрание, 6 класс. Роль книги в интеллектуальном развитии ребенка
Родительское собрание, 6 класс. Влияние семьи на развитие подростка
Нет комментариев. Ваш будет первым!