Цели: привлечь внимание родителей к проблеме конфликтных ситуаций; обозначить пути их решения.
Оформление: на доске - тема собрания; конверт с карточками-ситуациями для обсуждения; бланки с тестовыми вопросами.
Учитель. «Из одного куста, да не с одной ветки» - такова тема нашего разговора, уважаемые родители. Наверное, вы часто удивляетесь своим детям... Не понимая поступков, совершенных ими, восклицаете: «И это моя дочь?», «Неужели мой сын мог так поступить?». И несмотря на то, что яблочко от яблоньки недалеко падает, дети все-таки очень отличаются от нас, родителей. А значит - конфликты неизбежны. Научиться их предотвращать и решать - задача родительского собрания- практикума.
Конфликты возникают по разным причинам и поводам. Но в основе любого из них - требование одной стороны быть понятой другой.
«Хочу, чтобы меня поняли!» - заявляет обиженный родителем ребенок.
«Почему он меня не понимает?» - восклицает обескураженный родитель.
Психологи утверждают, что словосочетание «понять кого- либо» включает в себя всего три составляющих:
1) понять - осознать, что мы разные;
2) понять - это услышать;
3) понять-это поверить.
Вот и вся психология.
Я предлагаю вам, уважаемые коллеги, обсудить ситуации и разобраться, кто и кого не понимает в каждой из них?
Родителям предлагается обсудить ситуации в группах.
Ситуация 1.
- Кому я тут понадобился? - высокий мужчина обвел взглядом присутствующих в учительской.
- Вы, Андрей Иванович? - навстречу ему поднялась пожилая женщина. - Здравствуйте. Я классный руководитель вашего Славы. Пригласила вас, чтобы посоветоваться, как помочь Славе ликвидировать двойки по математике.
- Извините. Вы - учитель. Я вам отдал своего сына. Вы его и учите. Математика - это ваша работа. Я со своей работой справляюсь и никого на подмогу не зову.
- Охотно верю. Однако воспитание вашего сына не только наше дело, но и ваше. Школа не всегда может...
- А я могу? Вы работаете по три-четыре часа в день. А я восемь. Да еще у вас отпуск 48 рабочих дней. Гак что мое дело кормить, а ваше воспитывать...
Вопрос. Какова роль современной семьи в воспитании детей? Как следует ответить отцу?
Ситуация 2.
Как-то мать одного ученика пригласила классного руководителя на дачу. Коля с Наташей вскапывали землю.
- Под зиму не вскопали, так теперь стараются, - пояснила мать.
- А что это за колышки? - спросила учительница.
- Это Коля с Наташей поделили, - мать любовно посмотрела на сына.
Крепкий, крутоплечий Коля был уже (5 конце своего участка. Его миниатюрная сестра - где-то на середине. И померк для нее вежливый, предупредительный Коля.
Вопрос. Что насторожило учителя? Какие ошибки допущены родителями?
Ситуация 3.
Классный руководитель, посещая квартиры своих воспитанников, в субботу зашла к Саше М. Саша был дома, лежал на диване и слушал модные записи. В доме был беспорядок.
- Где мама?
- У нее рабочая суббота.
- А папа?
- Гуляет с Акбаром.
-Оля?
- Уехала к бабушке.
- А почему ты не убираешь в квартире?
- ?!
В скверике классный руководитель встретила Сашиного папу.
- Дог Сашин, а гуляю с ним я. Сын потерял интерес.
Вопросы. Почему у Саши нет не только интереса, но и ответственности ни перед родителями, ни перед догом, ни перед самим собой? Каковы же общие условия семейного воспитания?
Ситуация 4.
Второклассник Витя принес домой заштопанные носки и радостно протянул их матери: «Валентина Ивановна научила нас на уроке труда!» Не успела мать похвалить сына, как вмешался отец:
- Не мужское это дело, сынок.
Вопросы. Есть ли специфика «мужских» и «женских» дел? Стоит ли приобщать мальчиков к «девичьей», по их мнению, работе? Какие нравственные проблемы вытекают из этого?
Ситуация 5.
Валерию подарили модель катера. К пей был приложен моток резинки, при помощи которой модель приводилась в движение. Валерий отрезал несколько метров и принес в школу. Из резинки можно было сделать рогатку и стрелять бумажными пульками. Нашлись охотники обменять резинку на марки, открытки, карандаши и прочие мелочи. Валерий пустил в ход весь моток. К нему в портфель стекались из уютных родительских шкатулок стеклянные побрякушки, цепочки, брелоки, а потом появились и монеты. Когда денег набралось столько, что можно было купить новую модель, Валерий незамедлительно съездил в «Детский мир» и пополнил запасы резинки. Страсть наживы, как эпидемия, перекинулась на других. Обмен шел на переменах, после уроков, во дворе. То и дело в квартирах раздавались звонки с новыми выгодными предложениями. Класс лихорадило.
На очередном родительском собрании смущенные взрослые со стола учителя с благодарностью получили незаметно исчезнувшие из дома предметы.
- Удивительно, - разводит руками рассерженный папа, - мою ручку, подарок сослуживцев, ручку с золотым пером - на кусок резины!
Вопросы. Почему возникла такая ситуация? О каких родительских просчетах она свидетельствует? Как следует поступить родителям?
Ситуация 6.
- Мама! Мамочка! Загляни в мою комнату!
- Что у тебя там?
- Мама, посмотри на наши обои: в них спрятались необыкновенные красивые бабочки! Видишь?
- Я вижу обыкновенные линии на наших обоях. И никаких бабочек. А будешь всякую ерунду выдумывать, я тебя отведу к врачу, и он тебя вылечит. Спи нормально.
Вопросы. Кто в этой ситуации допустил ошибку? Каковы последствия в развитии отношений матери и ребенка, если подобная история - не единична?
Ситуация 7.
Мишка очень любил свою маму. Больше всего на свете он боялся ее обидеть...
...Как-то в детском саду всех детей попросили пририсовать нитку к шарику. Все, умнички, нарисовали ниточку вниз от шарика, ровненько. А Мишка карандашом зачеркнул шарик.
Воспитательница за рукав вытащила Мишку на середину:
- Полюбуйтесь! Так испортить рисунок! Будешь в углу стоять!
Дети захихикали.
А вечером все родители слышали, как воспитательница вычитывала Мишкиной маме, мол, не бережет труд старших, балуется, творит, что хочет...
Молча они шли домой.
- Ну почему ты так? Зачем?
Мишка уткнулся в добрые мамины руки и, поднимая на нее глаза, полные слез, прошептал:
- Мамочка! Ведь у меня ветер нитку запутал!..
Вопрос. Какую проблему нужно решить участникам этого конфликта: ребенку, родителю, воспитателю?
Учитель. Ваша работа в группах была оживленной, иногда - шумной. Это неудивительно: каждый родитель на себя примеривал предложенную ситуацию и оценивал ее со своей позиции. Ведь родители - тоже очень разные. Каждый, войдя в роль воспитателя, надевает свою маску.
Самые распространенные «маски»: «начальник», «наставник», «товарищ».
«Начальник» постоянно проявляет свою власть, подчеркивает, что все на свете знает, считает себя образцом добродетели. Он часто обвиняет ребенка, наказывает, держит его в страхе, вещает ему прописные истины с каменным лицом.
«Наставник» - это добрый, все понимающий советчик, который каждую минуту рядом с ребенком. Он любит свое чадо и не скрывает этого, руководствуется гуманными принципами в воспитании, а не стремлением навязать свою волю.
«Товарищ» - снисходительный друг, готовый понять и простить, независимо от последствия и степени вины ребенка. Как правило, неверно реагирует на его поступки, поведение. Результат подобной позиции - отсутствие у ребенка должного чувства ответственности и, возможно, уважения к родителю.
Типичная родительская ошибка - надев какую-либо «маску» однажды, не расставаться с ней до конца. Но ведь чтобы воспитать человека, нужно быть очень гибким: суровым и нежным, щедрым и прижимистым. Одним словом, нужно быть терпеливым и любящим садовником.
Предлагаю вашему вниманию тест из книги 3. Некрасовой, П. Некрасовой «Перестаньте детей воспитывать - помогите им расти».
Какой вы садовник?
Учитель. Помните детскую игру «Я садовником родился, не на шутку рассердился...». Там детки называют себя цветочками и выдают собственные предпочтения в цветах и друзьях. Вы - садовник; но вы не рассержены. Вы просто решаете, что вам делать сейчас, когда ваш драгоценный ребенок (в очередной раз) подкинул вам задачку. Этот тест поможет вам узнать, насколько хорошо вы знаете потребности и нужды собственных детей; умеете ли вы увидеть ситуацию глазами собственного сына или дочери? То есть - всегда ли вы понимаете своего ребенка.
Выбирайте вариант ответа и попытайтесь обосновать свою тактику.
Читая вопрос, обращайте особое внимание на возраст ребенка. Если тот уже вырос - честно вспоминайте свои прошлые действия. Если еще мал - фантазируйте о будущем.
2 месяца.
Ваш малыш проснулся и заплакал. Что делаете вы?
а) Если знаю, что сухой и накормлен, подожду, может, это просто капризы, сам утихнет;
б) кто-то из домашних подойдет; если некому, конечно, подбегу сама;
в) мгновенно реагирую на плач - подбегаю, чтобы успокоить, беру на руки.
8 месяцев.
Вы разговариваете по телефону, а ваш малыш изо всех сил вам «помогает»: кричит, лезет на руки, требует повесить трубку.
а) Призываете к порядку; объясняете, что скоро закончите;
б) просите кого-то из домашних занять его или заканчиваете разговор;
в) подсовываете кастрюлю и крышку, есть шанс, что пока погремит, вы успеете наговориться.
1 год.
Собираетесь с ребенком на прогулку, он не желает надевать ни курточку, ни ботинки. Что вы подумаете и что сделаете?
а) Может, ботиночки стали малы? Пора покупать другие;
б) успокаиваю и рассказываю, почему надо одеваться;
в) скажу, что ботиночки сами пошли гулять, и покажу, как они уходят «тон-топ».
1,5 года.
Ваш ребенок мирно играл. Вдруг какой-то ровесник-бутуз вцепился в его игрушку. Оба тянут ее, каждый в свою сторону, и оба вопят при этом. Вы:
а) вмешиваетесь и объясняете, что делать можно, а чего нельзя;
б) кидаетесь на помощь своему ребенку и успокаиваете;
в) даете тому карапузу что-то другое, а игрушку возвращаете своему малышу.
2 года.
Ваш ребенок, играя с кошечкой, попытался открутить ей хвост, и та, оскорбившись, цапнула его. Вы принимаете необходимые санитарные меры и говорите:
а) плохая кошка, мы ей зададим;
б) давай-ка выпустим ее погулять;
в) ты же сделал ей больно.
3 года.
Ваш ребенок показал язык взрослой тете, которая пытается погладить его по головке. Вы:
а) делаете ему замечание и позволяете тете погладить его;
б) объясняете малышу, что это просто замечательная тетя и она его очень любит;
в) громко говорите своему чаду: давай я свяжу тетю, а ты в это время погладишь ее по голове.
4 года.
Вы забрали сына из детского сада. По дороге выясняется, что он прихватил из садика маленькую матрешку и хочет подарить ее подружке - соседке, потому что влюбился в нее. Вы согласны, что это уважительная причина? Ваша реакция?
а) Да вы что? Какая любовь в этом возрасте?
б) очень забавно, но игрушку придется все-таки вернуть;
в) быстренько придумываете, что он может подарить этой девочке, а пока возвращаетесь в садик и ставите матрешку на место.
5 лет.
Жарко. Ребенок выпил уже два стакана воды, и вот прибежал и требует третий. Вы наливаете полкружки. Он рыдает и требует полную. Вы:
а) оставляете как есть, захочет - выпьет;
б) наливаете эту кружку да краев, придумывая на ходу, как отобрать и не дать выпить всю;
в) прикинув, что кружка больше стакана, переливаете воду в стакан.
6 лет.
Как ваш ребенок закончит эту историю? «Девочка с мамой шли по дорожке, вдруг на девочку зашипел гусь... она испугалась, но тут мама...»:
а) мама сказала: «Нельзя шипеть на детей»;
б) мама взяла девочку на руки и пожалела ее;
в) мама обняла дочку, а потом они угостили гуся хлебными крошками.
7 лет.
Ваш ребенок сообщил, что сегодня получил две пятерки и одну тройку. Что вы скажете ему в первую очередь?
а) Я ж говорила тебе: надо учить все уроки;
б) спрошу, по какому предмету схватил трояк, даже посочувствую;
в) похвалю за пятерку.
8 лет.
Ваш ребенок уговаривает вас купить ему большую собаку, овчарку или питбуля. Вы не против, так как и сами хотели купить щенка. Что вы сделаете сначала?
а) Обсудим его обязанности;
б) поговорим и помечтаем, как будем ее дрессировать;
в) выясню, почему именно большую собаку (может, ему нужна защита).
9 лет.
Вы договорились, что сегодня он вернется с улицы пораньше и вы вместе пойдете в гости. Вы прождали его около часа - и вот наконец-то звонок. Он оптимистично сообщает, что сидит у друга и сейчас прибудет. Как и когда вы выскажете ему свое недовольство?
а) Сразу же, как появится;
б) решаете, что у вас будет время обсудить этот поступок, например, после ужина;
в) замечание вы сделаете, но, так как подобное уже было, при первой возможности поступите с ним так же.
10 лет.
Вы купили ребенку красивый свитер. Он в восторге, но вот надел пару раз, сходил в школу - и забросил, потом наотрез отказался надевать. Вы:
а) уговариваете носить этот свитер, объясняете, как он ему идет;
б) убираете, надеясь при случае подсунуть снова;
в) решаете присмотреться, как и во что одеты его друзья.
11 лет.
Ваш ребенок повесил на дверь своей комнаты большой плакат, на котором - дуля (кукиш). Как вы думаете, почему он это сделал?
а) Вряд ли он способен сделать это, слишком некультурно;
б) так он высказал свое мнение о нас;
в) думаю, это тактичное предупреждение, чтоб не мешали.
12 лет.
Ваш сын пришел домой с другом. Спрашивает, можно ли им вместе поиграть сейчас за компьютером. Вы отвечаете: «Конечно, зайчик», а чуть позже замечаете, что он обижен. Почему?
а) Какие-то неприятности? Надо расспросить;
б) как я могу что-то заметить, если они закрылись в комнате;
в) зайчик уже вырос, ему неудобно перед другом.
13 лет.
Ваш ребенок часто придумывает варианты повести, которую собирается написать, и рассказывает вам их. Впрочем, повесть он пишет уже давно, но сюжет меняется, характер и поведение героя - тоже, и дальше завязки дело не движется. Что вы ему посоветуете?
а) Писать - любое дело надо учиться доводить до конца;
б) видимо, ему не хватает времени или усидчивости; помогу, если попросит, например, подкину идеи;
в) ничего не стану советовать, буду просто с удовольствием слушать все новые и новые варианты (подумаю, какие интересные параллели с его жизнью, с тем, о чем думает).
14 лет.
Вы идете по бульвару и вдруг замечаете, что на пьедестале, оставшемся от разбитой скульптуры, стоит ваш ребенок и очень увлеченно декламирует какие-то стихи. Его шумно слушают несколько приятелей. Вы опешили от неожиданности, но потом:
а) прикидываете, а не стоит ли подойти поближе;
б) прикидываете, петли поблизости милиции;
в) слушаете текст, потом, радостно отметив, что он вполне цензурен, потихоньку уходите, пока вас не заметили.
15 лет.
Вы вдвоем с сыном гуляете по городу, никаких планов у вас нет. Сын уверенно ведет вас вперед, но вам кажется, что вы заблудились. Вечереет, а вы все никак не можете отыскать нужную вам улицу. Ваш молодой мужчина упрямо не желает расспрашивать редких прохожих: Вы:
а) Начинаете нервничать, берете инициативу в свои руки и быстро находите дорогу;
б) вы всегда неплохо ориентировались на местности и поэтому даете ему советы по выбору маршрута;
в) решаете, что гулять - приятное занятие, и полностью полагаетесь на него, да и время позволяет.
16 лет.
Ради сына или дочери вы забросили свое любимое занятие, так как хотели больше внимания уделять ребенку. Вы скажете ему об этом?
а) Да;
б) нет;
в) а зачем бросать любимое занятие?
Младшее поколение в очередной раз не понимает вас. Как вы считаете:
а) это вечная проблема «отцов и детей»;
б) понять друг друга можно, если очень захотеть;
в) есть случаи, когда понять друг друга просто невозможно, - остается только принять все как есть.
Результаты
Ни для кого не секрет, что дети думают и чувствуют не так, как мы (секрет только, зачем они запустили тортом в кошку). Им пока недоступна логика взрослых; и то, что взрослому кажется очевидным, может быть недоступным для понимания ребенка, мир для них наполнен прежде всего чувствами, эмоциями. Они ярче и удивительнее, чем у взрослых, и это часто формирует собственно детскую систему приоритетов и ценностей (где мамино золотое кольцо не дороже павлиньего пера, а потому их можно обменять). И как следствие - точка зрения ребенка и взрослого часто не совпадает. Проблемы возникают, когда взрослые ожидают, что их наследники станут вести себя так-то и так-то. Ну а дети порой ведут себя с точностью до наоборот и при этом совершенно не понимают, за что им все-таки досталось - и очень переживают.
Но проявить понимание придется нам, взрослым. Оценивая (порой осуждая) поступок ребенка, необходимо учитывать, что любимый человечек сделал это не просто так, что на это были какие-то причины. Это с вашей, взрослой, точки зрения его действия неверны, а со стороны детской логики все законно. И заставляя его подлаживаться под нас, требуя «взрослости» раньше, чем он сам до нее дорастет, мы не только выдергиваем его из детства, но и еще и сбиваем с толку, не даем созреть, дорасти, отстоять себя и право на свое миропонимание. Упорно добиваясь частных мелочей - уборка, уроки вовремя, - мы иногда мешаем ему в главном: осознать себя таким, какой он есть на самом деле, стать собой.
Если большинство ответов:
А. Вы всегда видите перед собой маленького взрослого. И часто на действия малыша реагируете так, как среагировали бы на проступок взрослого. И потому вы бываете недовольны и разочарованы, а ваше сокровище либо выбивается из сил, чтобы «соответствовать», либо уже готовится стать записанным лентяем и прогульщиком - все равно ведь невозможно соответствовать всем вашим взрослым требованиям.
Другими словами, садовник из вас - так себе. И то, что вы делаете, порой напоминает попытки вырастить пальму в Сибири. Ведь вы же построили парник, почему она не растет!
Б. Ребенок для вас - маленький, всегда, при любых обстоятельствах, как бы давно вы ни вышли из роддома. Вы помните, что дети отличаются от взрослых, но, возможно, иногда забываете, что это не признак их беспомощности, слабости или «недоразвитости». Это просто другая Вселенная, альтернативная вашей, с ней тоже надо считаться, ее тоже надо уважать.
Другими словами, садовник вы старательный, но вы закидываете пальму ватниками и заливаете удобрениями. Оставьте ей что-то сделать самой, ведь расти - это ее дело, а не ваше!
В. Вы твердо усвоили, что точка зрения маленького человека не всегда совпадает с вашей. Вы знаете, что он видит мир иначе, что он думает иначе. И самое главное — вы успеваете вспомнить об этом и мысленно встать на сторону ребенка прежде, чем приступить к «воспитательным мероприятиям».
Поздравляем: вы грамотный садовник. Именно такие, как вы, возводят оазисы в пустыне.
Учитель. Что ж, мои дорогие коллеги, мне остается только пожелать вам быть понимающими и грамотными садовниками... И тогда в ваших семьях будет мирно и уютно всем...
А напоследок... как обычно - мудрые мысли о важном.
ВСЕ В ТВОИХ РУКАХ (притча)
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?» Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошел к Мастеру и спросил:
- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.
Учитель. Помните совет Мастера! До новых встреч!
Родительское собрание во 2 классе. Воспитание в семье
Родительское собрание во 2 классе на тему: Режим дня
Родительское собрание для 2 класса. Как помочь ребёнку учиться
Родительское собрание во 2 классе на тему «Выполняем домашнее задание»
Нет комментариев. Ваш будет первым!