Цель: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей со старшеклассниками и выстроить модель адекватного поведения.
Задачи:
1. Определить сущность понятия «конфликт».
2. Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов между родителями и детьми.
3. Оценить различные стратегии поведения в конфликте и выстроить на диагностических основах собственную модель, адекватную семейным условиям и традициям.
Форма: семинар-тренинг.
Этапы подготовки:
1. Подбор для осмысления вопросов, входящих в «проблемное поле»:
• Что такое конфликт?
• Каковы, на ваш взгляд, основные источники конфликтов родителей со старшеклассниками?
• Можно ли избежать конфликтов?
• Если конфликт произошел, что вы считаете главным в снятии его остроты?
• Каковы, на ваш взгляд, типичные ошибки родителей, вошедших в конфликт с детьми?
• В чем особенность конфликтов именно со старшеклассниками?
• Какое участие в вашем конфликте с ребенком принимают обычно другие члены семьи?
• Часто ли ребенок является свидетелем ваших конфликтов с супругом (супругой)?
2. Изготовление плакатов с цитатами:
«Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона» (У. Линкольн).
«От любви до ненависти один шаг, от ненависти до любви - километры шагов» (Сенека).
«Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания» (У. Джеймс).
«Бывают обстоятельства, когда прощение производит гораздо более сильную моральную встряску, чем произвело бы в данном случае наказание» (В. А. Сухомлинский).
«Воспитание детей - это легкое дело, когда оно делается без трепки нервов, в порядке здоровой, спокойной, нормальной, разумной и веселой жизни» (А. С. Макаренко).
3. Анкетирование учащихся.
Анкета для учащихся «Твое поведение в конфликтной ситуации»
Дорогой друг! Ответь, по возможности честно, на поставленные вопросы:
1) Ты конфликтный человек?
2) Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
3) Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
4) Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-то выводы?
5) С кем ты чаще всего конфликтуешь?
6) Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
7) Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторона?
8) Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
9) Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
10) Нужно ли людям учиться разрешать конфликтные ситуации, или понимание конфликтов придет само, с опытом?
4. Подготовка методических материалов для родителей: «Правила общения при конфликте с ребенком», «Памятка по разрешению конфликтов».
Ведущий. Сегодня наша встреча посвящена конфликтам с детьми. Ее цель - выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов родителей с детьми и выстроить модель (мысленный алгоритм) адекватного поведения родителей.
Конечно, выявление проблем, связанных с возникающими конфликтами, очень значимо для родителей и детей. Мы видим, что проблем немало. И все же, как бы ни было трудно, именно от позиции взрослого очень многое зависит: можно стать врагами с собственным ребенком, а можно конфликтом управлять. Выбирая тактику поведения в конфликте, родителям следует помнить: «От любви до ненависти один шаг, а от ненависти до любви - километры шагов» (Сенека).
Начать нашу встречу хочется со старой притчи.
Однажды Солнце и сердитый северный Ветер затеяли спор о том, кто их них сильнее. Долго спорили они и, наконец, решились помериться силами: кто победит путешественника, который в это самое время ехал верхом по большой дороге.
- Посмотри, - сказал Ветер, - как я налечу на него: мигом сорву с него плащ.
Сказал - и начал дуть что было мочи. Но чем более старался Ветер, тем крепче закутывался путешественник в свой плащ: он ворчал на непогоду, но ехал все дальше и дальше. Ветер сердился, свирепел, осыпал бедного путника дождем и снегом; проклиная Ветер, путешественник надел свой плащ в рукава и подвязал поясом. Тут уж Ветер и сам убедился, что ему плаща не сдернуть.
Солнце, видя бессилие своего соперника, улыбнулось, выглянуло из-за облаков, обогрело, осушило землю, а вместе с тем и бедного полузамерзшего путешественника. Почувствовав тепло солнечных лучей, он приободрился, благословил Солнце, сам снял свой плащ, свернул его и привязал к седлу.
- Видишь ли, - сказало тогда кроткое Солнце сердитому Ветру, - лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом.
Вопросы к родителям:
- Как вы думаете, на что направлена эта притча, какие проблемы она поднимает?
Упражнение «Главная проблема в конфликтах с ребенком»
Материалы:
Для проведения упражнения понадобятся листы бумаги (формат А5) и коробка.
Ход упражнения
1. Раздайте каждому участнику собрания лист бумаги.
2. Скажите, что вы просите каждого ответить на вопрос: «Что для вас является главной проблемой в конфликтах с вашим ребенком?».
3. Предупредите о том, что задание анонимное, но писать надо разборчиво, чтобы написанное можно было легко прочесть. Напомните участникам о необходимости работать самостоятельно.
4. Отведите на выполнение задания 5 минут.
5. Соберите листы с ответами в коробку и перемешайте их.
6. Пусть каждый участник по очереди вытянет первый попавшийся лист с ответом и зачитает его всей группе.
Типичные ответы участников:
«Конфликты заканчиваются отчуждением. Мы отдаляемся друг от друга», «Я раздражаюсь, начинаю кричать, беру ремень», «Мне трудно сдерживаться, я говорю резкости, а потом жалею и пью лекарства», «Наши конфликты всегда заканчиваются на повышенных тонах», «Меня раздражает то, что моя дочь при конфликте уходит в себя и просто молчит, я не знаю, понимает ли она меня или нет», «В конфликт вмешивается бабушка и поддерживает ребенка, это мне очень мешает».
7. Пусть участники собрания по желанию закончат неоконченное предложение «Конфликт - это..
8. Выслушайте все ответы. Поблагодарите.
Типичные ответы участников:
«...болезненное состояние всех его участников», «...опустошение, разочарование», «...неизбежность, когда есть повод», «...столкновение, после которого люди могут очень отдалиться друг от друга», «...то, после чего за себя всегда стыдно», «...способразрешать наболевшее».
9. Подведите аудиторию к выводу, что конфликт - это разногласие между членами семьи, в основе которого лежит несовместимость их взглядов, интересов и потребностей.
Упражнение «Скажи, что чувствуешь»
Цель: лучшее осознание родителями понятия конфликта, создание его метафорического образа.
Ход упражнения
Участники получают инструкцию ведущего: «В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций и чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Давайте исследуем, как он отражается на их внутреннем состоянии. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется у него слово «конфликт», какой образ подсказывает вам ваше воображение?».
После первого «круга» произвольных ассоциаций можно задать следующие вопросы:
• Если конфликт - мебель, то какая?
• Если конфликт - посуда, то какая?
• Если конфликт - одежда, то какая?
Все ответы участников записываются на доске и выводится общее понятие категории «конфликт».
Типичные примеры идей участников:
«Конфликт - это болезненное состояние его участников, которое может привести либо к примирению, либо к отчуждению».
Упражнение «Качества для успешного разрешения конфликта»
Цель: актуализировать качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.
Метод: мозговой штурм.
Материалы: доска, мел, плакат «Правила мозгового штурма».
Правила мозгового штурма
• Не оценивайте высказанные кем-либо идеи.
• Не повторяйтесь, высказывайте только те идеи, которые еще не назывались.
• Чем больше список идей, тем лучше.
Время: 15 минут.
Ход упражнения
1. Напомните участникам правила проведения мозгового штурма, отослав к плакату.
2. Проведите мозговой штурм на тему: «Качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.
3. Записывайте идеи участников на доске.
Типичные примеры идей участников:
«Умение слушать и, главное, слышать другого», «Хладнокровие и выдержка», «Сдержанность в эмоциях», «Терпение», «Умение влиять на другого», «Красноречие», «Способность поставить себя на место другого», «Умение аргументировать свою позицию», «Немногословие», «Умение убеждать».
Поблагодарите участников за их идеи.
Упражнение «Тест»
Цель: оценить уровень склонности к конфликтам участников встречи.
Метод: тест «Оценка склонности к конфликту» (методика В. А. Алексеенко).
Материалы: бланки ответов, инструкция для каждого участника.
Время: 10 минут
Тест для родителей «Оценка склонности к конфликту» (методика в. А. Алексеенко)
Инструкция: Вам предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений и шкалу самооценки. Выполнение его сводится к следующему. Вы оцениваете каждое утверждение в левой и правой колонках. При этом отметьте кружочком, на сколько баллов в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7-балльной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
1 |
Рвется в спор |
7654321 |
Уклоняется от спора |
2 |
Свои выводы излагает тоном, не терпящим возражений |
7654321 |
Свои выводы излагает извиняющимся тоном |
3 |
Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать |
7654321 |
Считает, что проиграет, если будет возражать |
Продолжение таблицы
4 |
Не обращает внимания на то, что другие не принимают доводов |
7654321 |
Сожалеет, если видит, что другие не принимают доводов |
5 |
Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента |
7654321 |
Рассуждает о спорных проблемах в отсутствие оппонента |
6 |
Не смущается, если попадает в напряженную обстановку |
7654321 |
В напряженной обстановке чувствует себя неловко |
7 |
Считает, что в споре надо проявлять свой характер |
7654321 |
Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
8 |
Не уступает в споре |
7654321 |
Уступает в спорах |
9 |
Считает, что люди в споре легко выходят из конфликта |
7654321 |
Считает, что люди с трудом выходят из конфликта |
10 |
Если взрывается, то считает, что без этого нельзя |
7654321 |
Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины |
Итого баллов ________________
Интерпретация результатов
На каждой строке соедините отметку по баллам (отметки кружочками) и постройте свой график. Отклонение от середины (цифра 4) влево означает склонность к конфликтам, а отклонение вправо будет указывать на склонность к избеганию конфликтов. Подсчитайте общее количество отмеченных вами баллов. Сумма, равная 70 баллам, указывает на очень высокую степень конфликтности, 60 баллов - на высокую, 50 баллов - на выраженную конфликтность. Число 11-15 баллов указывает на склонность избегать конфликтных ситуаций.
Упражнение «Семейное воспитание»
Цель: выявить причины конфликта со стороны взрослых и со стороны детей.
Метод: работа в малых группах.
Материалы: карточки с заданием, ватман, маркеры, скотч по числу малых групп.
Карточки к упражнению «Семейное воспитание»
Ситуация 1. Подросток обманул родителей: сказал, что идет в библиотеку писать сочинение, а сам отправился в кино. В семье узнали об этом случайно. Типичная реакция на эту ситуацию - конфликт.
Ситуация 2. В семье очень болезненно относятся к потенциальной опасности возникновения алкоголизма у ребенка (есть печальный опыт у одного из членов семьи). И вдруг, встретив подростка с дискотеки, родители замечают, что он «навеселе». Буря эмоций. Конфликт.
Ситуация 3. Дочь встречается с пареньком из «неблагополучной» (по мнению родителей) семьи. Они всячески ограничивают ее общение с «предметом юношеских грез». Однажды, когда парень, решившись, пришел прямо к ним домой, чтобы увидеть девушку, родители высказали ему все, что думали по поводу их «так называемой любви». Результат - море слез, конфликт, отчуждение.
Ситуация 4. Дочь «вбила» себе в голову, что слишком (как она считает) толстая и не может поэтому никому понравиться. Перестала есть, раздражается по пустякам и однажды, в сердцах, обвинила в «изъяне» родителей («это из-за вас я такая»).
Ситуация 5. Юноша входит в состав группировки, представляющей одну из молодежных субкультур. Он обрил голову, носит (даже в школу) перчатки «без пальцев», куртку с заклепками. От педагогов - масса претензий, так как стиль одежды «дополняется» и соответствующими манерами. Родителей в очередной раз пригласили в школу. По возвращении они ультимативно заявили сыну свои требования, краткая суть которых: «Или мы - или заклепки!». Сын же говорит, что не будет предателем и не изменит имидж. А если родители не согласны, он уйдет из дома и будет жить у товарища, он согласен.
Ситуация 6. Подросток «зарос» двойками. Из школы непрерывным потоком следуют жалобы учителей, родители «принимают меры», но ничего не меняется. Юноша ушел в себя, грубит, пропускает уроки. И вот однажды во время очередного конфликта он заявляет родителям, что машины ремонтировать можно и не имея среднего образования, и эту постылую учебу он намерен прекратить. Родители, имеющие высшее образование, в ужасе. Что делать?
Ход упражнения
1. Объедините участников собрания в 6 малых групп. (Это можно сделать, например, с помощью названий цветов, стран, месяцев года).
2. Предложите группам сесть в разных углах аудитории. Попросите членов каждой малой группы сесть в кружок.
3. Распределите роли в малых группах: «ведущий», «хронометрист», «стенографист», «лаборант», «докладчик» - в соответствии со случайными признаками (самый высокий каблук, самые короткие волосы, самая светлая одежда и проч.).
4. Дайте инструкции каждой роли: «ведущий» организует обсуждение, «хронометрист» следит за временем выполнения задания, «стенографист» записывает за участниками группы их высказывания, «лаборант» обеспечивает группу необходимыми материалами (ватман, скотч, маркеры), «докладчик» представляет результаты работы всей группы.
5. Дайте каждой малой группе карточку с заданием. Отведите на выполнение задания 10 минут.
6. По окончании работы групп заслушайте отчеты докладчиков. Поблагодарите.
Упражнение «Незаконченные предложения»
Цель: осмыслить самое опасное и разрушительное в конфликте с ребенком.
Метод: «Незаконченные предложения».
Материалы: бланки с незаконченными предложениями для каждого участника.
Время: 10 минут.
Ход упражнения
1. Раздайте каждому участнику бланки с заданием.
Рабочий листок к упражнению «Незаконченные предложения»
1. «Я должен...»
2. «Я больше всего боюсь...»
3. «Мне очень трудно забыть...»
4. «Я хочу...»
5. «Чего мне по-настоящему не хватает, так это...»
6. «Когда я сердит, я...»
7. «Особенно меня раздражает то, что...»
8. «Меня беспокоит...»
9. «Для меня самое лучшее, когда...»
10. «Я долго не могу забыть...»
11. «Я понимаю, что...»
12. «Мне бывает стыдно за...»
2. Пусть участники допишут незаконченные предложения, основываясь на своих ощущениях от конфликтов с ребенком.
3. Предупредите о том, что задание анонимное. Напомните участникам о необходимости работать самостоятельно.
4. Отведите на выполнение задания 5 минут.
5. После того как участники выполнят задание, попросите их самостоятельно объединиться в группы по пять человек и поделиться своими мыслями и чувствами с друзьями. Дайте на это около десяти минут.
6. Предложите группам по желанию поделиться своими впечатлениями от выполненного задания. Выслушайте всех желающих и поблагодарите.
7. Опираясь на высказывания групп, подведите участников к выводу, что конфликт с ребенком наносит одинаковый урон и той и другой стороне, поэтому надо находить конструктивные пути выхода из него.
8. Раздайте участникам памятку «Правила общения при конфликте с ребенком».
Памятка «Правила общения при конфликте с ребенком»
Будучи в позиции слушающего:
- являйте терпимость: не прерывайте ребенка, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; помните, что ваша задача как слушающего - помочь ребенку в выражении, высказывании своих проблем;
- не давайте оценок ребенку: если вы будете оценивать его чувства, то он станет защищаться или противоречить вам; старайтесь действительно понимать ребенка;
- не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте - это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал; часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда ребенок может рассчитывать на него с самого начала - и все же пусть ребенок совершит достаточную душевную работу по самостоятельному поиску выхода из трудной ситуации.
Будучи в позиции говорящего:
- не говорите, что все произошло из-за недостатков ребенка, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось;
- не говорите ребенку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет;
- сначала расскажите о своих действиях, мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно, и только после этого можете ждать, что то же самое сделает и ребенок;
- не описывайте личность ребенка, тем более говоря «ты невнимателен, эгоистичен, неопытен, молод и т. п.»; старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу;
- избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения ребенка, приводите в пример конкретные факты и ситуации, которые вы оба хорошо помните.
Упражнение «Тест»
Цель: оценить уровень эмпатийности участников встречи.
Метод: тест «Определение уровня эмпатийности».
Материалы: бланки ответов, инструкция для каждого участника.
Время: 10 минут.
Тест «Определение уровня эмпатийности»
Вам предлагается тест-опросник, в котором 36 утверждений, на каждое из которых есть 6 вариантов ответа: «не знаю», «никогда», «иногда», «часто», «почти всегда», «да». Каждому из этих вариантов соответствует численное значение: 0, 1, 2, 3, 4, 5. Поставьте одно из этих чисел против утверждения. Подсчитайте сумму баллов по тесту.
1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».
2. Взрослых раздражает забота о родителях.
3. Мне нравится размышлять о причинах успеха и неуспеха других людей.
4. Среди всех музыкальных стилей предпочитаю современные.
5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6. Больному человеку можно помочь даже словом.
7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
8. Старые люди обидчивы без причин.
9. Когда в детстве слушал грустную историю, на глаза наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушна к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, отложив другие дела.
20. Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных собак и кошек.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
26. При виде покалеченного животного мне хочется ему чем- то помочь.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.
31. Из затруднительной, конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
32. Если ребенок плачет, на то есть причины.
33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые чудачества и просьбы стариков.
34. Мне хотелось бы разобраться, почему некоторые мои сослуживцы иногда бывают задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Интерпретация результатов
82-90 баллов - очень высокий уровень эмпатийности. У вас болезненно развита способность к сопереживанию. В общении, как барометр, реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова. Вам трудно оттого, что окружающие используют вас в качестве громоотвода, обрушивая на вас свои эмоциональные переживания. Взрослые и дети легко доверяют вам свои тайны. Беспокойство за родных и близких не покидает вас. В то же время вы сами очень ранимы. При таком отношении к жизни вы близки к невротическим срывам. Позаботьтесь о своем психическом здоровье.
63-81 балл - высокая эмпатийность. Вы чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относитесь к людям. Окружающие ценят вас за душевность. Вы стараетесь не допускать конфликтов и находить компромиссные решения. Хорошо переносите критику в свой адрес. Постоянно нуждаетесь в социальном одобрении своих действий. Вы не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести вас из равновесия.
37-62 балла - нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему числу людей. Окружающие не могут назвать вас толстокожим, но в то же время вы не относитесь к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях судить о других склонны по их поступкам, а не по личным впечатлениям. Вам не чужды эмоциональные проявления, но в основном вы их контролируете. Предпочитаете не высказывать своей точки зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. У вас нет раскованности чувств, и это иногда мешает полноценному восприятию людей.
12-36 баллов - низкий уровень эмпатийности. Вы испытываете затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуете себя в шумной компании. Эмоциональные проявления окружающих подчас кажутся вам непонятными. Вы - сторонник точных формулировок и рациональных решений. Вероятно, у вас мало друзей, а тех, кто есть, цените больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Люди платят вам тем же: случаются моменты, когда вы чувствуете свою отчужденность, так как окружающие не слишком жалуют вас своим вниманием. Но это исправимо, если вы раскроете свой панцирь и станете пристальнее всматриваться в поведение своих близких и принимать их потребности как свои.
11 баллов и менее - очень низкий уровень эмпатийности. Затрудняетесь первым начать разговор, держитесь особняком среди сослуживцев. Особенно трудны контакты с детьми и лицами, которые намного старше вас. Во многом не находите взаимопонимания с окружающими. С иронией относитесь к сентиментальным проявлениям. Болезненно переносите критику в свой адрес, хотя можете на нее бурно не реагировать. Вам необходима гимнастика чувств.
В завершение собрания можно предложить участникам притчу.
Вот что попросил написать на своем надгробном камне англиканский архиепископ, умерший в 1100 году.
«Когда я был молод и мое воображение не знало границ, я мечтал изменить мир.
Когда я повзрослел и стал мудрее, я понял, что мир изменить не смогу. И тогда я решил умерить свои желания и сосредоточиться на собственной стране. Но и в своей стране мне не удалось ничего изменить.
На закате дней из последних сил попытался изменить хотя бы что-нибудь в моей семье, изменить самых близких мне людей, но, увы, и они меня обманули.
И вот, лежа на смертном одре, я наконец-то понял (в первый раз в своей жизни), что если бы я изменился сам, тогда, возможно, следуя моему примеру, изменилась бы моя семья, и с ее поддержкой и одобрением я мог бы изменить к лучшему мою страну, и кто знает, может быть, и весь мир».
Упражнение «Завершение собрания: рефлексия и прощание»
Цель: способствовать рефлексии участников группы. Метод: общий круг.
Время: 10 минут.
Ход упражнения
1. Попросите участников по очереди закончить одну из фраз, написанных на доске:
• Я понял(а) ...
• Я почувствовал (а) ...
2. Поблагодарите участников за работу.
3. Попрощайтесь с ними.
Автор: О. С. Гришанова
Родительское собрание, 9 класс. Безопасность детей
Родительское собрание, 9 класс. Профориентация
Темы родительских собраний в 9 классе на учебный год по ФГОС
Родительское собрание, 9 класс. Профилактика вредных привычек
Родительское собрание, 9 класс. Как уберечь детей от наркотиков
Нет комментариев. Ваш будет первым!