Родительское собрание «Кризисы взросления младшего школьника», 4 класс

Сценарий родительского собрания в 4 классе на тему «Кризисы взросления младшего школьника»

Дата проведения: III четверть.

Форма проведения: родительский лекторий.

Цели: формирование у родителей знаний о психологии кризиса подросткового возраста, обучение их приемам общения с ребенком в кризисный период.

Задачи: дать знания об изменениях в личностной, психической, физической сферах жизни ребенка в кризисные периоды; проанализировать проблемы, возникающие у детей при общении со сверстниками и взрослыми; найти пути преодоления проблем в общении с детьми.

Ход собрания

I. Подготовительный этап

1. Подготовить текст беседы для родительского лектория.

2. Подготовить текст анкеты для родителей.

3. Провести анкетирование детей, обработать результаты.

4. Составить сравнительную возрастную характеристику, написать ее на доске.

II. Организационный этап

На доске составлена сравнительная таблица с характеристикой младшего школьного и подросткового возраста. На столах приготовлены листы с анкетами для родителей и тексты анкет для детей.

III. Проведение педагогического всеобуча

Классный руководитель. Уважаемые родители! Этот учебный год для наших детей - важная ступень в их школьной жизни. Они уже осознают себя старшими в начальной школе. Они, с одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны, - страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем им напомнить об этом лишний раз, когда необходимо указать ребенку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями, одноклассниками или даже школой (если ребенок переходит в другое Учебное заведение).

Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: «Мой ребенок становится неуправляемым», «Как трудно стало с ним общаться», и т. п. В чем же причины такого поведения? Виноват сам Ребенок? Или, быть может, на него кто-то оказывает дурное влияние? А, может, виноваты сами родители? Причина кроется совсем не во внешних факторах. Просто ребенок подходит к периоду кризиса в его развитии. Таких кризисов в период развития ребенка психологи выделяют шесть:

1. Кризис 1 года.

2. Кризис 3 лет (его называют «Я сам!»).

3. Кризис 6-7 лет (ребенок идет в школу).

4. Кризис 12 лет (переход в подростковый возраст).

5. Кризис 15 лет (переход в юношеский возраст).

6. Кризис 17 лет.

Все эти кризисные периоды характеризуются изменениями в отношении ребенка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии. Меняется ведущая деятельность (та, что играет наибольшую роль в жизни ребенка). Нельзя миновать эти кризисы, т. к. без них невозможно дальнейшее развитие личности. Известный русский психолог Д.Б. Эльконин назвал эти периоды «воротами» в следующий возраст.

Да, на этих этапах дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребенка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, то это приведет к еще более сильному сопротивлению. Активный, эмоциональный ребенок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый ребенок уйдет в себя, замкнется.

Каковы же причины подросткового кризиса, в который вступают наши дети? Если в младшем школьном возрасте ребенок ориентировался на оценку взрослых (учителя, родителей), то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью стала не учеба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1 -2 классах малыш оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие оценки - это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.

Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривают мир с точки зрения того, как его можно изменить. Отношения в среде сверстников подростки строят по примеру взрослых. Внешними признаками этого, например, являются рукопожатия мальчиков, как у взрослых мужчин. Девочки начинают использовать косметику, ходить и одеваться как взрослые.

У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми. Учебная деятельность отходит в их сознании на задний план, поэтому возникают проблемы в учебе. Мнение учителей перестает быть значимым для них.

Еще одно изменение в их мировосприятии - это открытие конечности своего существования, осознание неизбежности смерти. Это открытие они переносят чрезвычайно болезненно. Вопросы на эту тему взрослым нужно не игнорировать, а постараться помочь преодолеть стресс и принять это открытие.

Нарастанию тревожности ребенка способствуют, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменение потребностей: социальных, материальных, духовных.

Давайте подробнее рассмотрим психолого-педагогические особенности развития младших подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребенка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т. е. ускорению физических и физиологических процессов.

У подростка все больше проявляется потребность во «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника - одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребенка самостоятельности, помощи старшим, а также уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.

В чем проявляется стремление ко взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например...

...между ощущением себя взрослым и реальным положением ребенка. Отсюда желание казаться старше. Девочки начинают одеваться как молодые женщины, пользоваться косметикой. Мальчики могут пробовать курить, чтобы быть, как им кажется, настоящими мужчинами.

...в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку как к ребенку, когда речь идет о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время как он сам предпочел бы обратную картину.

...между «нужно» и «опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.

Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учебы, становится содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладают большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становится поиск взаимопонимания, взаимодействия. Все это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз - «всегда вместе, все пополам». Отсюда требование: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.

Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста - потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Это необходимо учитывать как родителям, так и педагогам. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих «ролей»:

«Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упреки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намека на «тупость», «неспособность». Особенно в тех случаях, когда они произносятся публично.

«Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Они отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей. Авторитет спортсменов поддерживается мнением одноклассников и учителей о том, что они представляют и защищают честь коллектива. Статус «сильных» можно считать вполне благополучным. Но здесь есть и несколько подводных камней, о которые может разбиться это благополучие. Сильное увлечение «мужественными» видами спорта (бокс, борьба, штанга, хоккей, дзюдо и пр.) может отрицательно сказаться на неокрепшем растущем организме детей.

Еще одна опасность заключается в том, что некоторые школьники используют свое физическое превосходство для грубого подчинения более слабых сверстников. Наконец, сильное одностороннее увлечение спортом может погасить интерес к другим видам деятельности, отрицательно сказаться на учебе. Поэтому родителям необходимо вести наблюдение за психологическим здоровьем ребенка, корректировать его поведение в случае нежелательных изменений в развитии личности.

«Активисты» - учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности. Это, как правило, хорошие ученики, уважаемые члены коллектива. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно, чтобы это не стало самоцелью, чтобы ребенок не создавал видимость деятельности, а действительно приносил пользу коллективу.

«Талантливые» - подростки, самоутверждение которых идет по пути развития каких-то творческих способностей. Это – мастера - «золотые руки», активные участники художественной самодеятельности, дискотек, члены технических кружков, школьных ансамблей, хоров, танцевальных групп. Их уважают в коллективе, к ним доброжелательны педагоги. Одна из наиболее благополучных групп подростков.

«Увлеченные» - дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования (монет, марок, этикеток и т. д.), меломании (коллекционирование дисков, тяготение к современным модным течениям и ритмам и т. п.). Однако следует учитывать, что сильные увлечения могут настолько охватить школьника, что возникает угроза превращения их в своеобразную ведущую идею, подчиняющую все интересы и помыслы.

«Надежный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинство которых заключается в умении дружить, быть верными товарищеским обязательствам, неписаному «кодексу чести». Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учебе, в других видах деятельности. Но они пользуются симпатиями не только сверстников, но и педагогов, так как доброжелательны, уступчивы, дисциплинированны.

Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль классного «шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызывать смех, поднять настроение окружающих - большой дар природы. Не каждому человеку он дан. Именно остроумные ребята всегда высоко котируются в своем ближайшем окружении. Однако это нежелательный путь самоутверждения, который может создать ощущение какого-то успеха, но лишь временное, иллюзорное. После него обязательно наступает отрезвление. И все-таки даже в этом стремлении хорошо видно хоть какое-то позитивное начало. Цель благородна - добиться признания, уважения окружающих. Средства сомнительны. Это не вина, а беда таких школьников. Вина здесь - учительская, родительская. Не сумели помочь, не подсказали вовремя.

В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. Главное, чтобы ребенок нашел место в своем коллективе, которое удовлетворяло бы его потребности в общении, чтобы он чувствовал ситуацию успеха.

Можно выделить наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворенности у подростков.

Если у ребенка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе - там, где он приобрел бы душевное равновесие. Ребенок тянется к старшим по возрасту знакомым ребятам, ищет поддержки в дворовом коллективе сомнительной репутации. Там его, конечно, выслушают, «поймут» и примут. Но не обязательно это криминальная компания. Бывает, ребенок «находит себя» в спортивной секции, музыкальной или художественной школе, кружке, студии. Это неплохой вариант, если в классе отношения по каким-то причинам не складываются.

Еще один выход для ребенка - это мысленное моделирование сложной жизненной ситуации, погружение в воображаемый мир. Нахождение нужного выхода возможно после мысленного, воображаемого проигрывания всех выходов из ситуации.

Есть такая категория школьников - фантазеры. Они придумывают о себе и своей семье разные небылицы, вызывая ироничные улыбки сверстников, учителей. Их ложь вовсе не имеет корыстных целей: они не стремятся скрыть правду, избежать наказания. Эти фантазеры не обманщики, как часто считают окружающие. Они сами невольно верят в то, о чем говорят, удивляются недоверию окружающих, переживают и... снова выдумывают. Не стоит их «разоблачать». Со временем это состояние пройдет. Дети выдумывают потому, что им неуютно в детском коллективе, среди родных и близких. Они ничем не могли доказать свои достоинства, проявить свои способности, у них не складывается ситуация успеха. Что же делать, как не воображать ее? Просто им ничего не остается, как создавать свой собственный мир, если окружающий не принял их.

Знание особенностей развития внутреннего мира детей в этом возрасте позволит педагогам и родителям правильно оценить причины отклонений в их поведении.

Еще одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики и девочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотек, требует вдумчивого участия. Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщин большинство в среде тех, кто их лечит, учит, воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень-то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина - дедушка, дядя, старший брат, тренер спортивной секции, учитель.

Итак, сделаем вывод, какие важные изменения происходят в личности ребенка в этом возрасте:

• все более возрастает ценность общения со сверстниками;

• ребенок ищет свое место, роль в детском коллективе;

• он стремится к самостоятельности, но не может пока в полной мере распорядиться ею;

• развиваются навыки самоорганизации, саморегуляции, но адекватная самооценка еще не сформировалась.

Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста - создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждение отклонений в поведении и нравственном развитии.

IV. Этап социологического опроса родителей

Классный руководитель. А теперь, уважаемые папы и мамы, давайте проанализируем, с какими проявлениями подросткового кризиса вы сталкивались в общении со своими детьми. Пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты. (Приложение 1.1.)

При подготовке к родительскому собранию мы провели анкетирование и среди детей.

Дети ответили на вопросы, касающиеся трудностей в общении со взрослыми и со сверстниками. (Приложение 1.2.)

При обработке их анкет мы выявили следующие проблемы:

• болезненное восприятие отношения к ним со стороны взрослых; чувство обиды на взрослых; ощущение несправедливости -...%;

• желание отомстить за обиду сверстникам - ...%;

• стремление обсуждать свои проблемы не с родителями, а со сверстниками - ...%;

• приоритет общения со сверстниками - ...%.

Как видите, наши дети становятся все более независимыми от нас, стремятся разделить свои переживания со сверстниками. Они уходят от родительской опеки. А желание мам и пап контролировать их воспринимается как вмешательство в их внутренний мир. Поэтому взрослым, чтобы не потерять доверия ребенка, не разорвать духовных связей с ним, надо постараться быть терпимее к проявлениям переходного возраста, снисходительнее к его эмоциональным вспышкам. Преодолев проблемы подросткового кризиса вместе со своим ребенком, вы по-новому посмотрите на него, будете им гордиться, станете ему старшими товарищами, советчиками.

V. Подведение итогов родительского собрания

Классный руководитель. Сегодня мы рассмотрели, в чем причины кризисов взросления наших детей. Обсудите информацию, полученную на собрании, с другими членами семьи, выработайте единую линию поведения, постарайтесь набраться терпения, избегайте наказаний в этот период.

Возможное решение родительского собрания:

1. Обсудить дома с остальными членами семьи результаты анкетирования детей, выработать единую линию поведения с ребенком.

2. Классному руководителю составить график консультаций родителей с психологом.

3. В общении с детьми учитывать рекомендации психологов, осознавать причины их неадекватного поведения.

VI. Анализ итогов родительского собрания

Классному руководителю предстоит провести следующую работу.

1. Проанализировать результаты ответов родителей, зафиксировать результаты анализа по схеме:

«Наиболее частые виды проблем в общении с детьми:

• агрессивность по отношению к сверстникам -...%;

• обидчивость, плаксивость -...%;

• грубит взрослым - ...%;

• приходит поздно - ...%;

• стесняется своей внешности, переживает - ...%;

• пользуется косметикой мамы (девочки) - ...%;

• стал плохо учиться - ...%».

2. Совместно с психологом составить график консультаций.

3. На основе данных социологического опроса скорректировать план классного руководителя, план встреч со специалистами.

Приложения

Приложение 1.1. Анкета для родителей

1. Что вы понимаете под словами «трудный ребенок»?

2. Как вы думаете, почему ребенок становится трудным?

3. Какие проявления кризиса возраста вы наблюдали у своего ребенка?

4. Если у вас в общении с ребенком появляются трудности, как вы их решаете?

5. Вы являетесь сторонником «карательных» мер в коррекции поведения ребенка?

6. Какие меры воспитательного воздействия вы могли бы предложить родителям, у которых есть проблемы в воспитании ребенка?

Приложение 1.2. Анкета для учеников

Выберите тот ответ, который соответствует реальным ситуациям вашей жизни.

1. Если вы поздно приходите с прогулки, то:

а) ваше объяснение опоздания выслушают;

б) на ваше опоздание не обратят внимание;

в) вас отругают.

2. Если вы совершили плохой поступок, то:

а) вы сразу расскажете об этом родителям;

б) вы расскажете об этом, но дождетесь удобной минуты;

в) вы вообще об этом не расскажете.

3. Если вас родители ругают, то вы будете:

а) молчать;

б) доказывать свою правоту, даже если не правы;

в) оправдываться.

4. Если вас накажут несправедливо, вы:

а) согласитесь с этим;

б) промолчите;

в) будете доказывать свою правоту.

5. Если вас обидели сверстники, вы:

а) простите своих обидчиков, если они попросят прощения;

б) молча проглотите обиду;

в) накажете своих обидчиков при удобном случае.

6. Если у вас на душе плохо, вы обратитесь к:

а) родителям;

б) друзьям;

в) посторонним людям.

7. Если о вас говорят плохо учителя, другие взрослые, то ваши родители с этим:

а) соглашаются;

б) не обращают на это внимания;

в) не соглашаются.

8. Вы себя лучше чувствуете:

а) дома;

б) в школе;

в) среди друзей.

Автор: Ирина Фёдоровна Яценко

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание в 4 классе. О воспитании правдивости

Родительское собрание в 4 классе. Воспитание доброты

Родительское собрание в 4 классе. Девочки и мальчики — два разных мира?

Родительские собрания в начальной школе. Разработки

Родительское собрание «Авторитет родителей в семье», 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!